Научная статья на тему 'Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами'

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6048
772
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ПРИНЦИПЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокопенко Виктория Владимировна

В статье раскрывается понятие валютного контроля, перечислены принципы валютного контроля, а также рассматриваются особенности валютного контроля, проводимого таможенными органами, и их взаимодействие с налоговыми органами как органами валютного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами»

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ Прокопенко В.В.

Прокопенко Виктория Владимировна - магистрант, кафедра финансово-правовых дисциплин и дисциплин имущественно-земельного цикла, Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва

Аннотация: в статье раскрывается понятие валютного контроля, перечислены принципы валютного контроля, а также рассматриваются особенности валютного контроля, проводимого таможенными органами, и их взаимодействие с налоговыми органами как органами валютного контроля.

Ключевые слова: валютный контроль, таможенные органы, налоговые органы, принципы валютного контроля, валютное законодательство.

Валютный контроль представляет собой разновидность финансового контроля, эффективность проведения которого способствует экономическому развитию страны. Его задача - обеспечение соблюдения валютного законодательства.

Нормативной базой в области валютного контроля в Российской Федерации служит Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 18.07.2017) (далее - № 173-Ф3).

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются [2]:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Статьей 22 № 173-ФЗ установлено, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Согласно указу Президента Российской Федерации в 2016 г. была упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая выполняла функции органа валютного контроля [1] и ее функции были переданы ФТС России и ФНС России. В № 173-ФЗ были внесены поправки, изменяющие правовой статус данных органов государственной власти, а именно: исключение их из агентов валютного контроля и наделение статусом органов валютного контроля [2].

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 г. № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» ФТС России осуществляет контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с импортом товаров в РФ и их экспортом из РФ, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с таким перемещением товаров, условиям лицензий и разрешений [3]. В связи тем, что ФТС России приобрело статус органа валютного контроля, таможенные органы обязаны:

- рассматривать дела об АП, возбужденные по фактам нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

- осуществлять защиту решений, принятых таможенными органами в ходе рассмотрения указанных дел об АП, в судебных органах;

- выдавать и контролировать исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, возбуждение дел об АП, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Таким образом, таможенные органы наделены более широкими властными полномочиями, которые позволяют самостоятельно назначать меры ответственности и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в сфере валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также издавать нормативные правовые акты в области валютного регулирования.

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, направлен на соблюдение порядка перемещения валюты РФ, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг, а также совершения трансграничных платежей. Основное направление таможенных органов при осуществлении валютного контроля - противодействие незаконного вывода капитала за рубеж с помощью применения системы управления рисками, а также межведомственного и международного сотрудничества.

В настоящее время в целях выявления фактов ввоза товаров участниками ВЭД, операции которых имеют признаки сомнительности, завышения стоимости ввозимых товаров, не однократного импорта одной и той же товарной партии в рамках одного или нескольких внешнеторговых контрактов, выявления и анализа случаев перемещения товаров организациями, которые могут быть причастными к незаконному выводу денежных средств из страны, в таможенных органах действуют профили рисков.

По итогам проводимых проверок ФТС России, крупные нарушения в сфере валютного законодательства выявляются в отношении юридических лиц, которые на момент проведения проверочных мероприятий фактически прекратили свою деятельность (фирмы-однодневки). Однако трудность выявления данных нарушений заключается в сложности взыскания административных штрафов с фирм-однодневок, что ведет к увеличению дебиторской задолженности перед федеральным бюджетом.

ФТС России обеспечено информационное взаимодействие с ЦБ РФ, целью которого является противодействие незаконного вывода капитала из Российской Федерации. Суть заключается в том, что банк отказывает в переводе денежных средств в счет оплаты ввозимых на территорию Российской Федерации товаров без уплаты пошлин и налогов по намеренно завышенным ценам по мнимым сделкам на основании информации, предоставляемой таможенными органами.

В целях обеспечения экономической безопасности страны таможенные органы также взаимодействуют с налоговыми органами при осуществлении валютного контроля.

Нормативно - правовой акт, регулирующий взаимодействие таможенных и налоговых органов - Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы (далее - Соглашение) [4]. В соответствии со статьей 2 Соглашения выделим такие формы взаимодействия таможенных и налогов органов Российской Федерации, как обмен информацией, цель которого - обеспечение контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства; разработка совместных нормативно-правовых актов по проведению проверок участников ВЭД; обеспечение государственного контроля при взаимодействии с другими контролирующими органами.

Пунктом г) статьи 11 Соглашения установлено, что налоговые органы предоставляют в таможенные органы на всех уровнях в обязательном оперативном порядке сведения о нарушении участниками ВЭД актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части регулирования внешнеторговых (бартерных) сделок, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы РФ [4]. В плановом порядке налоговые органы предоставляют информацию о

возбужденных ими делах об АП, включающая сведения о результатах их рассмотрения, вступлении в законную силу принятых по ним решений и их исполнении, в свою очередь таможенные органы предоставляют аналогичную информацию по возбужденным делам об АП, о нарушениях валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

При этом необходимо включить в перечень передаваемых сведений в рамках взаимодействия таможенных и налогов органов, следующие данные:

- сведения, полученные в рамках проведения проверочных мероприятий по результатам налогового или таможенного контроля, если они не относятся к предмету деятельности органа валютного контроля;

- данные, которые прямо или косвенно указывают на возможность, при осу -ществлении валютных операций, нарушения резидентами (нерезидентами) норм валютного законодательства;

- информацию об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ и о движении денежных средств по этим счетам (вкладам);

- данные получаемые из ЦБ РФ или от агентов валютного контроля, контролирующих и правоохранительных органов.

В связи с тем что, вышеперечисленная информация, имеет большой объем при ее взаимном обмене, следовательно, необходимо создать систему электронного межведомственного взаимодействия, содержащую базу данных валютного контроля.

В обязанности таможенных органов входит формирование и ведение центральной базы данных валютного контроля, сведения из которой используются должностными лицами таможенных органов для повышения эффективности проводимого валютного контроля. Однако в Соглашении не закреплена обязанность предоставления таможенными органами информации, содержащуюся в центральной базе данных валютного контроля.

Таким образом, необходимо дополнить Соглашение, в части определения механизма передачи соответствующих сведений, который будет направлен на проведение налоговыми органами эффективного валютного контроля за участниками ВЭД, причастными к незаконным и сомнительным валютным операциям, осуществляемым на территории Российской Федерации. Следовательно, Соглашение станет основным нормативно-правовым актом, регулирующим взаимодействие между налоговыми и таможенными органами, который будет способствовать интеграции систем электронного межведомственного взаимодействия для более эффективного проведения валютного контроля и правоохранительной деятельности.

В связи с приобретением налоговыми и таможенными органами статуса органов валютного контроля, требуется совершенствование их взаимодействия, путем принятия решений, которые будут направлены на увеличение перечня сведений, предоставляемых на взаимной основе, объединение систем электронного межведомственного взаимодействия, а также обеспечение единообразного подхода в рамках установления процессуальных форм и процедур, касающихся осуществления валютного контроля, для достижения экономических и внешнеторговых интересов страны.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс.

3. Постановление Правительства РФ от 13.04.2016 № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс.

4. «Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» (Заключено в г. Москве 21.01.2010 № 01-69/1, № ММ-27-2/1) (ред. от 05.09.2016) // Компьютерная справочная правовая система КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.