Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации в современных условиях'

Проблемы и перспективы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8519
1057
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ПРИНЦИПЫ / ОТТОК КАПИТАЛА ЗАРУБЕЖ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / БАНК РОССИИ / ФТС РОССИИ / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ БАНКИ / CURRENCY CONTROL / CUSTOMS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / RISK MANAGEMENT SYSTEM / THE PRINCIPLES / THE OUTFLOW OF CAPITAL ABROAD / MOVING GOODS ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / MONETARY OPERATIONS / AUTOMATION TECHNOLOGIES / EXCHANGE CONTROL / EXCHANGE OF INFORMATION / BANK OF RUSSIA / FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA / AUTHORIZED BANKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зыбина Е.В.

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, это один из актуальных направлений государственного контроля в Российской Федерации. Такой контроль осуществляется в отношении валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования. Также валютный контроль направлен на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков. Повысить эффективность такого контроля в условиях недостаточного законодательного закрепления ряда правовых норм и (или) отсутствия таких норм, сокращения штатной численности в таможенных органах Российской Федерации одна из основных задач государства. В статье рассматриваются нормы законодательства Российской Федерации, практика их применения, проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы Российской Федерации при осуществлении валютного контроля и предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS WALUTOWA OF CONTROL EXERCISED BY THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS

Monetary control exercised by the customs authorities, it is one of the important directions of state control in the Russian Federation. Such control is carried out in respect of currency transactions connected with movement of goods across the customs border of the Eurasian economic Union, as well as with the importation of goods into the Russian Federation and their export from the Russian Federation, in accordance with international treaties of the member States of the Customs Union, the currency legislation of the Russian Federation and adopted in accordance with normative legal acts of bodies of currency regulation. Also currency controls aimed at combating the legalization (laundering) of income obtained by criminal means and financing of terrorism in exercising control over the movement across the customs border of the currencies of member States of the customs Union, securities and (or) currency values, traveller s cheques. To increase the effectiveness of such control in terms of lack of legislative recognition of certain legal rules and (or) the absence of such rules, the staff reduction in customs bodies of the Russian Federation one of the main tasks of the state. The article discusses the legislation of the Russian Federation, cases, problems faced by customs authorities of the Russian Federation in the implementation of exchange control and the ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации в современных условиях»

УДК 339

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВАЛЮТОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Зыбина Е.В., заместитель начальника отдела организации автоматизированной технологии контроля Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, это один из актуальных направлений государственного контроля в Российской Федерации. Такой контроль осуществляется в отношении валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования. Также валютный контроль направлен на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков. Повысить эффективность такого контроля в условиях недостаточного законодательного закрепления ряда правовых норм и (или) отсутствия таких норм, сокращения штатной численности в таможенных органах Российской Федерации одна из основных задач государства.

В статье рассматриваются нормы законодательства Российской Федерации, практика их применения, проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы Российской Федерации при осуществлении валютного контроля и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: валютный контроль, таможенные органы Российской Федерации, система управления рисками, принципы, отток капитала зарубеж, перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, валютные операции, автоматизация технологий валютного контроля, информационный обмен, Банк России, ФТС России, уполномоченные банки.

PROBLEMS AND PROSPECTS WALUTOWA OF CONTROL EXERCISED BY THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN

CONDITIONS

Zybina E., Deputy head of the Department of the automated control technologies in the management of trade restrictions, currency and export

control of the Russian FCS

Monetary control exercised by the customs authorities, it is one of the important directions of state control in the Russian Federation. Such control is carried out in respect of currency transactions connected with movement of goods across the customs border of the Eurasian economic Union, as well as with the importation of goods into the Russian Federation and their export from the Russian Federation, in accordance with international treaties of the member States of the Customs Union, the currency legislation of the Russian Federation and adopted in accordance with normative legal acts of bodies of currency regulation. Also currency controls aimed at combating the legalization (laundering) of income obtained by criminal means and financing of terrorism in exercising control over the movement across the customs border of the currencies of member States of the customs Union, securities and (or) currency values, traveller's cheques. To increase the effectiveness of such control in terms of lack of legislative recognition of certain legal rules and (or) the absence of such rules, the staff reduction in customs bodies of the Russian Federation one of the main tasks of the state.

The article discusses the legislation of the Russian Federation, cases, problems faced by customs authorities of the Russian Federation in the implementation of exchange control and the ways of their solution.

Keywords: currency control, customs bodies of the Russian Federation, risk management system, the principles, the outflow of capital abroad, moving goods across the customs border of the Eurasian economic Union, monetary operations, automation technologies, exchange control, exchange of information, the Bank of Russia, Federal customs service of Russia, authorized banks.

На этапе интенсивного развития экономики, уменьшения-объемов внешнеторгового оборота из-за введенных с 2014 года экономических санкцийи необходимости упрощения таможенного администрирования в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) особенно остро стоит задача обеспечения соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и решение проблемы противодействия незаконному вывозу капитала из России.

Особое значение приобретает повышение эффективности технологий валютного контроля с учетом необходимости его переноса на этап контроля после выпуска товаров в связи с необходимостью упрощения таможенного администрирования в условиях функционирования ЕАЭС и ускорения процедуры выпуска товаров таможенными органами.

Таким образом, валютный контроль при декларировании товаров должен ограничиваться минимально достаточным объемом, обеспечивающим возможность использования декларации на товары в рамках автоматизированной технологии валютного контроля, основанной на применении паспорта сделки.

В настоящее время работа таможенных органов Российской Федерации, в том числе в части осуществления валютного контроля,строится на основании системы управления рисками (далее - СУР), в том числе ипо предотвращению оттока денежных средств из Российской Федерации.

Более широкое применениеСУРв работе таможенных органов по направлению обеспечения соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство), в перспективе должно увеличивать эффективность осуществляемого таможенными органами валютного контроля.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного союза и в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а такжес ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательствомРоссийской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования, а также осуществляют работу по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков.

Таблица 1. Принципы применения системы управления рисками

№ п/п Наименование принципа Комментарий по его применению

1 законность заключается в соответствии СУР нормам, содержащимся в международных актах и актах законодательства Российской Федерации, а также следовании должностных лиц при принятии решений в рамках СУР требованиям этих актов и ведомственных правовых актов

2 целевой направленности обуславливает необходимость подчинения задач СУР и способов их решения достижению целей таможенного контроля на всех уровнях управления системы таможенных органов.

3 единства предусматривает единые подходы к процедурам сбора и обработки информации, оценки рисков и выбора форм и порядка воздействия на риски на всех уровнях управления системы таможенных органов

4 эффективности предусматривает выбор тех объектов таможенного контроля, применение мер по минимизации к которым, обеспечивают максимальную результативность СУР с учетом имеющихся ресурсов таможенных органов и установленных сроков проведения таможенных операций

5 делегирования полномочий состоит в передаче отдельных полномочий, прав и ответственности по реализации СУР с уровня ФТС России нижестоящим таможенным органам (руководителям и иным уполномоченным должностным лицам таможенных органов)

6 обратной связи заключается в постоянной оценке соответствия достигнутых результатов ожидаемым, принятии мер для устранения причин отклонения и постоянной актуализации инструментов СУР на основании анализа результатов их применения

7 автоматизации заключается в широком применении автоматизированных средств получения, передачи, сбора и анализа информации, а также по возможности исключении человеческого фактора из процессов выявления рисков, принятия решения о мерах по минимизации рисков и порядке их применения

8 информационной защищенности состоит в проведении регулярного мониторинга состояния мероприятий, направленных на повышение информационной безопасности и совершенствование технической защиты информации ограниченного распространения, используемой при реализации СУР

Выполнение задач по направлению организации валютного контроля при применение СУР1необходимо учитывать базовые принципы системы, приведенные в таблице 1.

Основными целями применения СУР в таможенных органах Российской Федерации являются:

-обеспечение эффективности таможенного контроля путем выбора объектов, форм и объемов таможенного контроля на основе оценки рисков;

-создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, по которым не выявлена необходимость применения форм таможенного контроля, мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - Кодекс), а также иных мер, установленных Кодексом, законодательством Российской Федерации и правовыми актами ФТС России;

- обеспечение оптимального использования ресурсов таможенных органов, выделенных для осуществления таможенного контроля.

Оценка риска2 является основой для разработки профиля риска или принятия решения на применение форм таможенного контроля после выпуска.

Риск-категорирование участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) это распределение участников ВЭД по группам в зависимости от оценки вероятности нарушения законодательства конкретным лицом, полученной путем анализа сведений об участнике ВЭД (физическом или юридическом лице) и результатах совершения таможенных операций с товарами, им перемещаемыми.

Риск-категорирование участников ВЭД является основой применения субъектно-ориентированной модели СУР, при которой определяющее место

в управлении рисками занимает выявление объектов таможенного контроля с признаками рисков в ходе совершения таможенных операций, а данные об уровне риска участника ВЭД используются таможенными органами в целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков.

Исходными данными процесса управления рисками по направлению валютного контроля, по мнению автора, должны являться:

- положения актов таможенного законодательства ЕАЭС,

законодательства Российской Федерации и правовых актов ФТС России;

- сведения, содержащиеся в таможенных, коммерческих, транспортных (перевозочных), разрешительных, платежных и иных документах, представляемых для целей совершения таможенных операций;

- информация о лицах, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и информация о деятельности этих лиц;

- результаты совершения таможенных операций и применения

мер

по минимизации рисков;

- информация, полученная от таможенных служб иностранных государств, федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации и от уполномоченных банков;

- сведения о текущих условиях совершения сделок на международных рынках товаров и услуг;

- предварительная информация, переданная в таможенные органы в установленном порядке3;

- информация, полученная в рамках оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов;

- иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов, в том числе содержащиеся в информационных ресурсах ЕАИС таможенных органов, а также информация, полученная по результатам мониторинга и анализа работы структурных подразделений таможенных органов, в компетенцию которых входит осуществление валютного контроля.

При оценке риска нарушения валютного законодательства с использованием сведений, находящихся в информационных ресурсах Единой автоматизированной системе таможенных органов (например, паспорта сделки и ведомости банковского контроля, также других сведений), по мнению автора необходимо проводить мониторинг и анализ по следующим критериям:

- предполагаемая сумма возможного нарушения валютного законодательства (далее - предполагаемая сумма нарушения)44определяется в соответствии с технологией формирования данных, содержащих признаки предполагаемых нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов

органов валютного регулирования, утвержденной распоряжением ФТС России от 11.02.2013;

- возможность истечения сроков давности привлечения к административной ответственности;

- возможность привлечения к уголовной ответственности (определение сроков давности привлечения к уголовной ответственности по контрактам, предполагаемая сумма нарушения по которым свыше 6 млн. рублей);

- информация о предыдущих нарушениях резидента (количество нарушений валютного законодательства, совершенных лицом-резидентом, заключившим контракт (далее - лицо);

- информация о внешнеторговой деятельности резидента5;

- направление движения денежных средств (факты перемещения денежных средств в банки, находящиеся в оффшорных зонах).

Внедрение СУР в организацию валютного контроля позволит создать механизм предотвращения, выявления и пресечения валютных операций, имеющих целью вывод из Российской Федерации денежных средств путем злоупотребления условиями договоров (контрактов) (заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), в том числе с использованием многократного завышения цены товара в случаях, когда ввозимый товар не облагается ввозными таможенными пошлинами и налогами.

При выявлении таких случаев органы и агенты валютного контроля должны быть наделены правом обратиться в суд для применения последствий недействительности в силу ничтожности мнимой (притворной) сделки с целью требования возврата всего полученного по ничтожной сделке.

Указанный механизм, основанный на СУР, предполагает выявление агентами валютного контроля валютных операций, осуществленных российскими лицами единственно с целью незаконного выведения денежных средств из Российской Федерации (например, в связи с завышением контрактной стоимости ввозимых товаров на территорию Российской Федерации как при исполнении контракта с контрагентами, зарегистрированными в государствах не являющихся членами ЕАЭС, так и при осуществлении взаимной торговли6).

Поскольку законопроектная деятельность носит долгосрочный характер,

ФТС России до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации необходимо инициировать работу с применением СУР по предотвращению:

-сомнительных операций;

-перевода денежных средств в оплату товаров, ввезенных с завышением цены.

В соответствии с достигнутой договоренностью с Центральным банком Российской Федерации (Банком России) ФТС России организовала с начала 2015 года сбор и передачу Банку России информации о случаях регистрации и выпуска деклараций на товары с указанием многократно завышенной цены товара.

Банк России в свою очередь проводит серьезную работу по отношению к уполномоченным банкам, замеченным в сомнительных операциях, что дало свои результаты. Организация такой работы начала проводиться Банком России с 2013 года.

Формирование Банком России на регулярной основе информации о юридических лицах-резидентах участниках ВЭД, включенных в перечень, сформированный Банком России в соответствии с письмом Банка России от 30.09.2013 № 193-Т «О снижении риска потери деловой репутации и вовлечения уполномоченных банков в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» и направление такой информации в ФТС России для проведения анализа и разработки профилей риска по выявлению случаев декларирования товаров поименованными в списках лицами позволит в короткие сроки эффективно пресекать нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

С целью пресечения возможного использования схемы вывода капитала, связанной с завышением контрактной стоимости ввозимых на территорию Российской Федерации товаров относительно их фактической стоимости, для финансирования терроризма, а также финансового обеспечения деятельности организованных преступных групп ФТС России необходимо прорабатывать механизм взаимодействия ФТС России и ФСБ России при получении первичной информации о возможных нарушениях валютного и таможенного законодательства и дальнейшей совместной проверке в рамках выделенных оперативных материалов.

Кроме того, ФТС России необходимо подготовить предложения о включении информации об участниках ВЭД, ввозящих товары, не подлежащие обложению ввозными таможенными пошлинами и налогами, с признаками значительного завышения цены, в единую базу данных.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ) материалы уголовных дел по преступлениям, предусмотренных статьями 193 и 193.1 передаются по подследственности в органы внутренних дел Российской Федерации. В 2014 году таможенными органами возбуждено и передано в органы внутренних дел Российской Федерации 132 уголовных дела по преступлениям, предусмотренным статьей 193 уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), по результатам всего лишь 2 лица привлечено к уголовной ответственности.

В целях повышения результативности привлечения к уголовной ответственности лиц за совершение ими преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 193 и 193.1 УК РФ, ФТС России необходимо в кратчайшие сроки выйти с законодательной инициативой, предусматривающей внесение изменений в статьи 150, 151 и 157 УПК РФ, в части наделения таможенных органов правом производства дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 193 и 193.1 УК РФ, выявленных таможенными органами.

Сегодня существует ряд проблем, при осуществлении таможенными органами валютного контроля в отношении наличных денежных средств, перемещаемых физическими лицами, а именно:

- недостаточная информативность пассажирской деклара-ции7;

- недостаточная эффективность штрафов за недостоверное декларирование8.

1Статья 94 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза», часть 2 статьи 162 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

2Оценка риска - результат действий уполномоченных должностных лиц по идентификации, анализу и определению уровня рисков, вносимый в установленный стандартизированный аналитический документ. При необходимости в ходе оценки риска используются методы оценки риска, основанные на методах национального стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».

3 Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза автомобильным транспортом», Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом».

Определяется в соответствии с технологией формирования данных, содержащих признаки предполагаемых нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, утвержденной распоряжением ФТС России от 11.02.2013 № 43-р/дсп.

5Также анализ необходимо проводить в отношении количества контрактов (единиц), заключенных участником ВЭД; количество паспортов сделок, оформленных лицом; количество проверок по контрактам; доля проверенных контрактов (%); количество выявленных нарушений; доля выявленных нарушений (%); сумма выявленных нарушений (млн. руб.); средняя сумма выявленного нарушения (млн. руб.).

6Торговля, осуществляемая между хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС.

7 Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и инструментов через таможенную границу Таможенного союза утвержденный решением МежгоссоветаЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51; Форма пассажирской декларации и порядок ее заполнения, утвержденные Решением КТС от 18 июня 2010 г. № 287.

8Установление пропорциональных и сдерживающих санкций к лицам, недостоверно декларирующим наличные денежные средства

В целях законодательного закрепления норм, реализующих направления совершенствования таможенного законодательства по сокращению перечня документов, представляемых при таможенном декларировании, в части валютного контроля в проект Таможенного кодекса ЕАЭС (статья 76 «Сведения, содержащиеся в декларации на товары») предложено изменение, согласно которому паспорт сделки исключается из числа документов, необходимых при таможенном декларировании, с сохранением требования об указании номера данного документа в декларации на товары (данная норма получила поддержку у всех сторон переговорного процесса по проекту Таможенного кодекса ЕАЭС).

Для реализации рекомендации ФАТФ «Курьеры наличных» в статью 272 «Представление документов при таможенном декларировании товаров для личного пользования» указанного проекта Таможенного кодекса ЕАЭС внесено требование о представлении физическими лицами таможенным органам документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, в случаях определенных Евразийской экономической комиссией.

Кроме того, для реализации данной нормы Евразийской экономической комиссией должен быть разработан проект решения коллегии ЕЭК, утверждающий критерии отнесения физических лиц к «курьерам наличных», а также случаи представления физическими лицами таможенным органам документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Внесение указанных изменений позволит в дальнейшем внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), в части установления ответственности за недостоверное представление сведений о наличных денежных средствах, перемещаемых через границу Таможенного союза, физическими лицами.

Изданный в 2014 году приказ ФТС России от 06.05.2014 №

836

«О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров», в соответствии с которым не требуется представления паспорта сделки при таможенном декларировании товаров в письменной форме в совокупности с приказом ФТС России от 20.07.2013№ 1470, отменившим требование о представлении паспорта сделки при декларировании в электронной форме, исключил требование о представлении паспорта сделки независимо от формы декларирования товаров, их категории и от вида заявляемой таможенной процедуры, с сохранением требования об указании номера паспорта сделки в декларации на товары9.

В целях контроля исполнения таможенными органами распоряжения

ФТС России от 19.08.2013 № 270-р (технология осуществления контроля за соблюдением правил заявления в декларации на товары сведений, необходимых для целей валютного контроля) должностными лицами ФТС России на постоянной основе проводится мониторинг деклараций на товары.

При организации работы по обеспечению соблюдения валютного законодательства в некоторых таможенных органах имеет место недостаточное взаимодействие функциональных отделов таможенных органов при реализации СУР, что приводит к низким результатам в части минимизации рисков.

В условиях функционирования ЕАЭС для повышения эффективности выявления, пресечения и профилактики правонарушений в сфере валютного контроля требуется обеспечить информационное взаимодействие с уполномоченными органами республик Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия с минимальными временными затратами, минимизировать риски неправомерного использования конфиденциальных сведений.

Работа таможенных органов по осуществлению валютного контроля и выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации имеют как положительные, так и отрицательные аспекты.

К положительным аспектам относятся:

- выступление ФТС России с законодательной инициативой по внесению изменений в акты Таможенного законодательства ЕАЭС, в законодательные акты Российской Федерации;

- организация совместных рабочих встреч ФТС России с

Росфиннадзором, региональными таможенными управлениями (таможнями)с Территориальными управлениями Росфиннадзорав целях выработки общих подходов при рассмотрении должностными лицами таможенных органов материалов, содержащих информацию о нарушениях валютного законодательства Российской Федерации, а также при сборе доказательной базы в ходе проведения проверки. Следствием такой совместной работы является уменьшение количества прекращенных Территориальными управлениями Росфиннад-зора дел об административных правонарушениях по ст.15.25 КоАП России возбужденных таможенными органами;

- проведение рабочихвстреч с участием представителей ФТС России(других таможенных органов) с ФНС России и другими налоговыми органами,в ходе которых выработаны позиции и достигнуты соглашения по ряду вопросов неоднозначного толкования правовых норм, осуществлению обмена информацией и по судебной практике при рассмотрении дел, возбужденных по статье 15.25 КоАП России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение рабочих встреч с участием представителей ФТС России и Банка России. Так,например, в рамках рабочих встреч определены мероприятия по совершенствованию информационного обмена между ФТС России и Банком России, такие как внесение изменений в алгоритм формирования информации для уполномоченных банков в случае ликвидации банка; разработка предложений о включении в состав передаваемой банкам информации о выпущенных декларациях на товары сведений о стоимости невыпущенных товаров и их согласование с Банком России и другие.

Реализация вышеуказанных мероприятий направлена на упрощение процедур валютного контроля при формировании форм учета и отчетности по валютным операциям и совершенствование системы информационного обмена между таможенными органами, Банком России и уполномоченными банками.

Литература:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (Федеральный закон от 02.06.2010 № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза») // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 27. - Ст. 1552.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (Подписан в г. Москве 23.12.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (Подписан в г. Минске 10.10.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и инструментов через таможенную границу Таможенного союза утвержденный решением МежгоссоветаЕврА-зЭС от 05.07.2010 № 51// СПС «КонсультантПлюс».

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом»

8. Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 525 (ред. от 19.03.2013) «О Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза автомобильным транспортом» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289

9Однако при проведении анализа деятельности таможенных органов по направлению валютного контроля имеют место случаи требования у участников ВЭД паспорта сделки на бумажном носителе при декларировании товаров.

(ред. от 27.04.2015) «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации») // СПС «КонсультантПлюс».

11. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

12. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от

30.11.2013 № 318-ФЗ) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»// СПС «КонсультантПлюс».

13. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.06.2015 140-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

14. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от

21.07.2014 218-ФЗ)

«О валютном регулировании и валютном контроле» // СПС «КонсультантПлюс».

15. Уголовный кодекс от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. 08.06.2015 № 140-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

16. Уголовно-процессуальный кодекс 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред.

08.06.2015 № 140-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р (ред. от 02.07.2014) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» // СПС «КонсультантПлюс».

18. Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 28.11.2006 № 01-48/12 в редакции Протокола № 3 о внесении изменений в Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 23.12.2014 № 01-69/16.

19. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005

№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 .12.2012 № 1459 «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными

органами декларациях на товары» // СПС «КонсультантПлюс».

21. Приказ ФТС России от 20.07.2012 № 1470 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров» (Зарегистрирован Минюстом России от 03.08.2012 № 25120) // СПС «КонсультантПлюс»;

22. Приказ ФТС России от 06.05.2014 № 836 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров» (Зарегистрирован Минюстом России от 11.06.2014 № 32663) // СПС «КонсультантПлюс»;

23. Распоряжение ФТС России от 19.08.2013 № 270-р «Об утверждении технологии осуществления контроля за соблюдением правильности заявления в декларации на товары сведений, необходимых для целей валютного контроля, при декларировании товаров в электронной форме» // СПС «КонсультантПлюс».

24. Письмо ФТС России от 14.04.2015 № 01-11/17676 «Об организации противодействия оттоку денежных средств из Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

25. Положение Банка России от 29.12.2010 № 364-П «О порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде» // СПС «КонсультантПлюс».

26. Указание Банка России от 14 июня 2013 г. № 3016-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления ПС, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» // СПС «КонсультантПлюс».

27. Письмо Банка России от 30.09.2013 № 193-Т «О снижении риска потери деловой репутации и вовлечения уполномоченных банков в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» // СПС «КонсультантПлюс».

28. Нормативно-справочная информация Единой автоматизированной системы таможенных органов.

29. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.