Научная статья на тему 'Совершенствование технологий валютного контроля'

Совершенствование технологий валютного контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
1075
163
Поделиться
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ КОНТРОЛЯ / ПАСПОРТ СДЕЛКИ / ВЕДОМОСТЬ БАНКОВСКОГО КОНТРОЛЯ / ДЕКЛАРАЦИЯ НА ТОВАРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Зыбина Е. В.

Использование в технологии валютного контроля потоков информации между таможенными органами и уполномоченными банками позволит эффективно выявлять нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. В статье автор предлагает новые технологии валютного контроля. Реализация предлагаемых автором мероприятий поднимет автоматизированную технологию валютного контроля, осуществляемого таможенными органами во взаимодействии с уполномоченными банками, на качественно новый уровень с одновременным упрощением таможенного администрирования.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Зыбина Е.В.,

IMPROVEMENT OF TECHNOLOGIES CURRENCY CONTROL

The technology of currency control of the flow of information between customs authorities and authorized banks will allow you to effectively detect violations of currency legislation of the Russian Federation and acts issued by currency regulation authorities. In the article the author offers new technologies currency control. Implementation of the proposed author of the events will raise the automated technology of the currency control exercised by customs authorities in cooperation with the authorized banks, on a qualitatively new level while simplifying the customs administration.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технологий валютного контроля»

- работа таможенных органов зависит от поддержания в работоспособном состоянии программных средств перечисленных ведомств.

Таким образом, проведенный автором анализ позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования механизма межведомственного взаимодействия в целях повышения эффективности реализации функций, стоящих перед таможенными органами. При этом в целях решения перечисленных вопросов необходимо сформировать концептуальные принципы межведомственного взаимодействия, реализация которых кардинальным образом изменит сложившуюся ситуацию, и обеспечит комплексное решение стоящих перед таможенными органами задач по совершенствованию таможенного администрирования.

Литература:

1. Приказ ФТС России от 7 сентября 2012 № 1790 «Об утверждении Единого реестра соглашений (договоров, меморандумов, технологических карт) о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями»

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» //http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html.

3. Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311-Ф3 «О

таможенном регулировании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года, Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года) http://customs.ru/images/stories/ site_content/files/federalnyy_zakon_ ot_27_11_2010_п_311-£2___o_tamozhennom_regul.rtf

4. Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня2010 № 330«О Порядке подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза» http://www.tsouz.ru/KTS/ KTS17/Pages/R_330.aspx.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 394-ФЗ «О передаче полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» //http://www.rg.ru/2010/12/30/tamojnya-dok.html.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Зыбина Е.В., Заместитель начальника отдела организации автоматизированной технологии контроля Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы

Использование в технологии валютного контроля потоков информации между таможенными органами и уполномоченными банками позволит эффективно выявлять нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. В статье автор предлагает новые технологии валютного контроля. Реализация предлагаемых автором мероприятий поднимет автоматизированную технологию валютного контроля, осуществляемого таможенными органами во взаимодействии с уполномоченными банками, на качественно новый уровень с одновременным упрощением таможенного администрирования.

Ключевые слова: таможенные органы, валютные операции, валютное законодательство Российской Федерации, совершенствование технологий валютного контроля, автоматизация технологий контроля, паспорт сделки, ведомость банковского контроля, декларация на товары.

IMPROVEMENT OF TECHNOLOGIES CURRENCY CONTROL

Zybina E., Deputy chief of Department of automated technology control Department of trading restrictions, currency and export control,

Federal customs service

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract: the technology of currency control of the flow of information between customs authorities and authorized banks will allow you to effectively detect violations of currency legislation of the Russian Federation and acts issued by currency regulation authorities. In the article the author offers new technologies currency control. Implementation of the proposed author of the events will raise the automated technology of the currency control exercised by customs authorities in cooperation with the authorized banks, on a qualitatively new level while simplifying the customs administration.

Keywords: customs, currency transactions, currency legislation of the Russian Federation, improvement of technologies of currency control, automation, control technology, transaction passport, statement of Bank control, Declaration of goods.

Автоматизированная технология валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, с самого начала своего создания (1994 год), в том числе, после ее адаптации кардинально изменившемуся в середине 2004 года валютному законодательству, основана на использовании электронных документов: паспорт сделки, таможенная декларация, ведомость банковского контроля.

В связи с развитием электронного декларирования, внедрения автоматического выпуска товаров в рамках процессов либерализации таможенного администрирования в течение двух последний лет ФТС России решались задачи повышения эффективности автоматизированного сопоставления таможенной и банковской информации с переходом на электронный документооборот при осуществлении валютного контроля, окончательного исключения участника внешнеэкономической деятельности из информационного взаимодействия между ФТС России и уполномоченными банками.

Совершенствование управленческо-методических аспектов осуществления таможенными органами Российской Федерации валютного контроля целесообразно развивать по направлению технологии формирования данных, содержащих признаки предполагаемых нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования (далее - Технология).

Целью такой Технологии должно стать выявление сведений, содержащих признаки невыполнения резидентами обязанности по зачислению на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся за переданные нерезидентам товары, и по

возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации товары, с использованием штатных программных средств.

Штатные программные средства, используемые для формирования данных, содержащих признаки предполагаемых нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее - данные о нарушениях), представляют собой единый комплекс средств, обеспечивающих проведение операций по сбору, обработке, передаче и загрузке электронных учетных документов валютного контроля в региональные базы данных валютного контроля (РБД ВК) и в центральную базу данных валютного контроля (ЦБД ВК), а также осуществляющих форматно-логический контроль при проведении всех операций документального контроля, и включает в себя следующие штатные программные средства.

Для эффективной реализации Технологии целесообразно использовать информационные ресурсы:

1) электронные копии ведомостей банковского контроля (ВБК) и паспортов сделок (ПС), получаемые ФТС России от Банка России в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 28 ноября 2006 г.;

2) электронные копии учетных документов валютного контроля, содержащие результаты проверок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) актов валютно-

го законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство) и заполненные с использованием программных средств автоматизированной системы валютного контроля (далее - КТСК) в соответствии с Методикой учета и обработки данных реестра электронных учетных документов валютного контроля в целях выявления нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, утвержденной 1 июня 2009 г. и доведенной до таможенных органов письмом ФТС России от 3 июня 2009 г. № 01-11/25323 (далее - Методика);

3) центральная база данных электронных копий деклараций на товары.

Из электронных копий деклараций на товары, содержащихся в центральной базе данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС таможенных органов), используются сведения:

регистрационный номер декларации на товары (графа А декларации на товары);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

направление перемещения товаров (первый подраздел графы 1 «Декларация» декларации на товары);

двузначный цифровой код заявляемой таможенной процедуры (второй подраздел графы 1 декларации на товары);

код особенности таможенного декларирования товаров (графа 7 «Справочный номер» декларации на товары);

индивидуальный номер налогоплательщика, общероссийский государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет и наименование лица, ответственного за финансовое урегулирование (графа 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование» декларации на товары);

код валюты цены договора, в которой определена стоимость заявленных в декларации на товары товаров (первый подраздел графы 22 «Валюта и общая сумма по счету» декларации на товары);

общая стоимость товара, фактически уплаченная или подлежащая уплате либо компенсируемая иными встречными предоставлениями (в форме выполнения работ, оказания услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности) в соответствии с условиями возмездного внешнеэкономического договора, в валюте цены договора (второй подраздел графы 22 «Валюта и общая сумма по счету» декларации на товары);

код характера сделки (графа 24 «Характер сделки» декларации на товары);

номер документа, подтверждающего соблюдение требований в области валютного контроля (номер паспорта сделки) (графа 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» декларации на товары);

номер и дата документа, подтверждающего совершение внешнеэкономической сделки (договор, контракт и дополнения к ним), либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки (графа 44 декларации на товары), с кодами вида документов;

сведения о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, которые заявлены в этой декларации на товары, в том числе, дата выпуска (условного выпуска) товаров (графа «С» декларации на товары).

Для эффективного выявления предполагаемых нарушений формирование данных о нарушениях целесообразно осуществлять поэтапно

Первый уровень формирования данных о нарушениях - ФТС России. Для обеспечения полноты и достоверности сведений, содержащихся в электронных копиях документов валютного контроля необходимо выполнение следующих операций.

1) Пересчет сумм валютных операций, связанных с расчетами по контракту, по которому оформлен ПС, в валюту контракта и в доллары США с использованием курсов иностранных валют к рублю Российской Федерации, установленных Банком России на дату валютной операции.

2) Пересчет сумм по документам, подтверждающим исполнение обязательств по контракту, кроме деклараций на товары (подтверждающие документы), в валюту контракта и в доллары США с использованием курсов иностранных валют к рублю Российской Федерации, установленных Банком России на дату подтверждающего документа.

3) Проверка соответствия кода валюты цены договора, в которой определена стоимость заявленных в декларации на товары то-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

варов (первый подраздел графы 22 декларации на товары) в случае, если подтверждающим документом является декларация на товары, коду валюты контракта, указанной в ПС.

Если код валюты цены валюты договора, в которой определена стоимость заявленных в декларации на товары товаров, не соответствуют коду валюты контракта, указанной в паспорте сделке, то производится условный пересчет в валюту контракта стоимости заявленных в декларации на товары товаров на дату регистрации декларации на товары таможенным органом.

Если при внесении изменений и (или) дополнений затрагиваются содержащиеся в оформленном ПС сведения о валюте контракта, то пересчет сумм валютных операций, связанных с расчетами по контракту, сумм по подтверждающим документам и стоимостей заявленных в декларациях на товары товаров выполняется в валюту контракта, указанную в переоформленном ПС.

Пересчет сумм валютных операций, связанных с расчетами по контракту, сумм по документам, подтверждающим исполнение обязательств по контракту, в том числе общей стоимости товаров, фактически уплаченной или подлежащей уплате либо компенсируемой иными встречными предоставлениями (в форме выполнения работ, оказания услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности) в соответствии с условиями контракта, в валюту контракта осуществляется в целях формирования Данных о нарушениях; пересчет указанных сумм в доллары США осуществляется в целях формирования сводных отчетных материалов.

4) Сопоставление информации о декларациях на товары, указанных в качестве подтверждающих документов при осуществлении валютных операций по контрактам, на которые распространяется требование об оформлении ПС, со сведениями, содержащимися в центральной базе данных ЕАИС таможенных органов. В случае выявления расхождений между сведениями, указанными в разделе IV электронной копии ВБК и информацией об электронных копиях деклараций на товары в ЦБД ВК в электронных копиях соответствующих подтверждающих документов проставляются отметки, указывающие на отсутствие информации о декларациях на товары в центральной базе данных ЕАИС таможенных органов. При этом в случае вывоза (ввоза) товаров с территории (на территорию) Российской Федерации при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органом товаров в ЦБД ВК учитываются электронные копии деклараций на товары, за исключением временных периодических (временных) таможенных деклараций, дополнительных временных деклараций, транзитных таможенных деклараций.

Второй уровень формирования Данных о нарушениях - региональные таможенные управления (РТУ) и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России.

На этапе обработки и анализа электронных копий ВБК отбор данных производится по признаку наличия разницы, выраженной в валюте цены контракта и в долларах США, между суммой стоимости декларируемых товаров (по графе 22 декларации на товары) и суммой валютных операций, связанных с расчетами по контракту, и (или) отметки, указывающей на отсутствие информации о декларациях на товары в центральной базе данных ЕАИС таможенных органов.

Анализ информации по договорам, предусматривающим вывоз товаров с территории Российской Федерации (с кодами вида контракта «1», «3» и «9») по мнению автора должен осуществляться с учетом сведений об общей стоимости вывезенных товаров (по графе 22 декларации на товары) и суммы по подтверждающим документам, включая стоимости декларируемых товаров по последней дате истечения срока зачисления денежных средств на счет резидента в банке в виде оплаты за переданные нерезиденту товары.

В случае отсутствия в разделе IV электронной копии ВБК последней даты истечения срока зачисления денежных средств на счет резидента в банке, в качестве последней принимается дата завершения исполнения обязательств по контракту.

Суммы платежей за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, исключительные права на них, в автоматическом режиме упорядочиваются в хронологическом порядке их осуществления.

Сумма возможного нарушения валютного законодательства должна определяться в следующем порядке.

1) Если вывозимые товары декларируются с кодами характера сделки «010» - «029» , то суммой возможного нарушения валютного законодательства в части незачисления экспортной выручки является сумма превышения общей стоимости вывезенных товаров над общей суммой платежей по соответствующему контракту, полученная путем автоматической идентификации стоимостей вывезенных товаров по отношению к суммам платежей с учетом срока зачисления денежных средств на счет резидента в банке.

2) Если вывозимые товары декларируются с кодами характера сделки «030» - «049», то суммой возможного нарушения валютного законодательства в части незачисления экспортной выручки является сумма превышения общей суммы денежных средств по подтверждающим документам над общей суммой платежей по соответствующему контракту, полученная путем автоматизированной идентификации сумм денежных средств по подтверждающим документам по отношению к суммам платежей с учетом срока зачисления денежных средств на счет резидента в банке.

3) Если в качестве места нахождения нерезидента указана страна, являющаяся членом Таможенного союза, то суммой возможного нарушения валютного законодательства в части незачисления экспортной выручки является сумма превышения общей суммы денежных средств по подтверждающим документам и общей стоимости вывезенных товаров над общей суммой платежей по соответствующему контракту, полученная путем автоматизированной идентификации сумм денежных средств по подтверждающим документам по отношению к суммам платежей с учетом срока зачисления денежных средств на счет резидента в банке.

Анализ информации по договорам, предусматривающим ввоз товаров на территорию Российской Федерации (с кодами вида контракта «2», «4» и «9»), по мнению автора должен осуществляться с учетом сведений о суммах платежей за переданные резиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В автоматическом режиме сведения должны упорядочиваться по последней дате истечения срока предоставления резиденту товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, либо иного исполнения (изменения, прекращения) обязательств по контракту.

В случае отсутствия в электронной копии ВБК последней даты истечения срока предоставления резиденту товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, либо иного исполнения (изменения, прекращения) обязательств по контракту, в качестве последней принимается дата завершения исполнения обязательств по контракту.

Стоимости ввезенных товаров (по графе 22 декларации на товары) и суммы по подтверждающим документам в автоматическом режиме упорядочиваются в хронологическом порядке регистрации деклараций на товары таможенными органами и оформления подтверждающих документов.

Сумма возможного нарушения валютного законодательства определяется в следующем порядке.

1) Если ввозимые товары декларируются с кодами характера сделки «010» - «029» , то суммой возможного нарушения валютного законодательства в части отсутствия данных о ввозе товаров или возврате платежа является сумма превышения общей суммы платежей по соответствующему контракту над общей стоимостью ввезенных товаров, полученная путем автоматической идентификации сумм платежей по контракту по отношению к стоимостям ввезенных товаров с учетом срока зачисления денежных средств на счет резидента в банке.

2) Если ввозимые товары декларируются с кодами характера сделки «030» - «049» , то суммой возможного нарушения валютного законодательства в части отсутствия данных о ввозе товаров или возврате платежа является сумма превышения общей суммы платежей по соответствующему контракту над общей суммой денежных средств по подтверждающим документам, полученная путем автоматизированной идентификации сумм платежей по контракту по отношению к суммам по подтверждающим документам с учетом срока зачисления денежных средств на счет резидента в банке.

3) Если в качестве места нахождения нерезидента указана страна, являющаяся членом Таможенного союза, то суммой возможного нарушения валютного законодательства в части отсутствия дан-

ных о ввозе товаров или возврате платежа является сумма превышения общей суммы платежей по соответствующему контракту над общей суммой денежных средств по подтверждающим документам и общей суммой ввезенных товаров, полученная путем автоматизированной идентификации сумм платежей по контракту по отношению к суммам денежных средств по подтверждающим документам и к стоимостям ввезенных товаров с учетом срока зачисления денежных средств на счет резидента в банке.

По договорам, по которым в соответствии с Технологией выявлены предполагаемые нарушения валютного законодательства, должны организовываться документальные проверки соблюдения участниками ВЭД актов валютного законодательства в соответствии с компетенцией таможенных органов по их проведению.

Очередность проведения проверок представляется целесообразным в соответствии со следующими критериями их убывания:

1) Основание проверки:

а) поручение вышестоящего таможенного органа;

б) самостоятельное выявление предполагаемого нарушения.

2) Квалификация возможного нарушения/преступления:

а) ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК России);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) ч. 3 ст. 327 УК России;

в) ч. 5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) (невозврат денежных средств в случае неввоза товаров);

г) ч. 4 ст. 15.25 КоАП России (непоступление экспортной выручки);

д) ч. 5 ст. 15.25 КоАП России (нарушение сроков ввоза товаров или возврата денежных средств);

е) ч. 4 ст. 15.25 КоАП России (нарушение сроков поступления экспортной выручки).

3) Сумма возможных нарушений валютного законодательства (по каждому ПС) (для административных нарушений):

а) свыше 5 млн. рублей в эквиваленте;

б) от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей в эквиваленте;

в) от 100 тыс. рублей до 1 млн. рублей в эквиваленте;

г) менее 100 тыс. рублей в эквиваленте.

4) Исходя из сроков давности привлечения проверяемого лица к уголовной (административной) ответственности:

а) срок давности привлечения проверяемого лица к уголовной (административной) ответственности истекает менее, чем через 3 месяца;

б) срок давности привлечения проверяемого лица к уголовной (административной) ответственности истекает менее, чем через 6 месяцев;

в) срок давности привлечения проверяемого лица к уголовной (административной) ответственности истекает более, чем через 6 месяцев.

По нарушениям, не выявленным на региональном уровне, следует формировать поручения ФТС России на проведение проверок. Контроль за исполнением данных поручений должна осуществлять ФТС России на основании КТСК, возвращенных после проведения проверок региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2013).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2013).

4. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 14.03.2013) «О валютном регулировании и валютном контроле».

5. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

6. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 31.01.2013) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары»).

7. Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным

банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 № 25103).

8. Положение о порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде (ред. от 28.08.2012) (утв. Банком

России 29.12.2010 № 364-П) (Зарегистрировано в Минюсте России

11.02.2011 № 19815).

9. Приказ ФТС России от 21.08.2007 № 1003 (ред. от 21.08.2012 ) «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей».

10. Письмо ФТС России от 03.06.2009 № 01-11/25323 «О направлении методики» (вместе с «Методикой учета и обработки данных реестра электронных учетных документов валютного контроля в целях выявления нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»).

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРОСТРАНСТВА УПРАВЛЕНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Назайтинский С.В., соискатель РГГУ, Москва

В статье рассматриваются направления совершенствования управления промышленными предприятиями на основе формирования единого интегрированного пространства управления.

Ключевые слова: информационные системы, технологии, стимулирование, управление, промышленность

IMPROVING THE MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES ON THE BASIS OF FORMATION OF THE SINGLE INTEGRATED SPACE MANAGEMENT

Nazaytinsky S., Applicant RHSU, Moscow

The article discusses ways of improving the management of industrial enterprises on the basis of the formation of a single integrated space management.

Keywords: information systems, technology, promotion, management, industry.

Формирование эффективных механизмов интеграции промышленных предприятий в систему глобализированных хозяйственных связей является одной из наиболее важных задач для повышения стратегической и операционной конкурентоспособности российской промышленности в условиях вступления России в ВТО [1].

Достижение высокой конкурентоспособности российской промышленности в условиях вхождения в ВТО, завершения наиболее катастрофичной фазы мирового экономического кризиса и посткри-зисных перспектив, требует преодоления хаотичности формирования систем управления промышленных предприятий [8]. Особенно это важно для реализации национально-выгодной модели встраивания в систему глобализированных хозяйственных связей и деятельности в рыночной инфраструктуре мировой экономики [4]. Встраивание в систему глобализированных хозяйственных связей должно опираться на соответствующие изменения в организационных структурах и управленческих технологиях российских госведомств и промышленных предприятий [3].

Эффективность стратегий функционирования и развития промышленных предприятий в условиях модернизационных трансформаций российской промышленности в значительной степени зависит от формирования единого интегрированного пространства управления на всех уровнях госведомств и промышленных предприятий и соответствующей координации их деятельности. Такая ситуация привела к необходимости глубокого пересмотра фундаментальных принципов управленческой деятельности и организации работы по подготовке и реализации координационно-синхронизированных управленческих стратегий промышленных предприятий и их афилированных структур.

Важность такой постановки проблемы поиска эффективных путей модернизации определена крайне низкими результатами инновационного развития экономики России.

Так, в 2012 г. в экономике России разработано всего 135 [единиц] принципиально новых передовых производственных технологий (122,7% к 2011 г.), что составляет 10,2% от всех созданных передовых производственных технологий в 2012 году (табл.1).

При этом импорт в Россию новых технологий в 2012 г. (2330 торговых соглашений на сумму 5015,1 млн. долл. США) на много превысил экспорт российских технологий за рубеж (1810 торговых соглашений на сумму 4503,6 млн. долл. США) [10].

Исходя из вышеизложенного, требуется трансформация меха-

низмов управления встраиванием промышленных предприятий в систему глобализированных хозяйственных связей мультиотрасле-вого и транстерриториального характера на основе достижения нового качества интегрированного инфраструктурно-средового управления деятельностью промышленных предприятий и их структур на основе интеграции институциональной, организационной и информационной инфраструктуры (среды), что требует соответствующего научного обоснования (см. [11; 12; 13]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современной российской экономике интегрирующейся в систему глобализированных хозяйственных связей мультиотраслево-го и транстерриториального характера, все большее значение начинают играть координационно-синхронизационные факторы, являясь условием перехода госведомств и промышленных предприятий на эффективные управленческие технологии [6]. Ключевой компетенцией становится способность достижения управленческих компромиссов между высокоуровневыми целями государственных ведомств и коммерческих структур для эффективной координации деятельности промышленных предприятий при реализации национально-выгодной модели международной экономической интеграции для расширения доли российских предприятий в рыночной инфраструктуре мировой экономики [7].

Здесь требуется стратегическая интеграция функционально выделенных [квази-автономных] управленческих сред в рамках корпоративных и межкорпоративных финансово-хозяйственных цепочек в российской промышленности для формирования на их основе интегрированного народнохозяйственного комплекса промышленных предприятий в, своего рода, интегрированный кластер на основе интеграции институциональной, организационной и информационной инфраструктуры [5].

Реализация возможностей интеллектуальных информационных методов оптимизации динамического взаимодействия промышленных предприятий требует формирования механизма транспарентного структурирования телекоммуникационных сетей, информационных систем, баз данных и вычислительных мощностей и обеспечения координированного разноуровневого взаимодействия объек-тно-средовых управленческих агентов госведомств и промышленных предприятий (бизнес-единиц, чьи информационные системы органично встроены в глобальные или выделенные информационные сети).

Координированное взаимодействие является основой достиже-