Научная статья на тему 'Внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий'

Внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1759
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / FOREIGN EXCHANGE CONTROLS / INFORMATION TECHNOLOGY / THE CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зыбина Е. В.

Статья раскрывает работу ФТС России, осуществляемую в целях совершенствования валютного в рамках аналитической программы ФТС России «Разработка и внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий» на 2009 2011 годы». В статье определены цели и задачи, решение которых будет способствовать совершенствованию валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации. Автор описывает результаты работы ФТС России по реализации Аналитической программы и делает конструктивные предложения для подготовки методик, предусмотренной Аналитической программы и направленных на ее реализацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF PROGRESSIVE METHODS OF CURRENCY CONTROL REALIZATION BY CUSTOMS SERVICES, BASED ON THE USAGE OF MODERN TECHNOLOGIES

The article shows out the work of Federal Customs Service that is carrying out for better currency control in the framework of Analysis program of FCS of Russia "Development and introduction of progressive methods of currency control realization by customs services, based on the usage of modern technologies in 2009-2011". The goals and tasks that will promote perfection of currency control which is carried out by FCS of Russia are pointed out. The author describes the results of the FCS of Russia Analysis program realization and make constructive proposals for preparing methods set by the Analysis program and that are aimed at the realization of the Analysis program

Текст научной работы на тему «Внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий»

ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, ОСНОВАННЫХ НА

ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Зыбина Е.В., ведущий консультант Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России

Статья раскрывает работу ФТС России, осуществляемую в целях совершенствования валютного в рамках аналитической программы ФТС России «Разработка и внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий» на 2009 - 2011 годы». В статье определены цели и задачи, решение которых будет способствовать совершенствованию валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации. Автор описывает результаты работы ФТС России по реализации Аналитической программы и делает конструктивные предложения для подготовки методик, предусмотренной Аналитической программы и направленных на ее реализацию.

Ключевые слова: валютный контроль, информационные технологии, таможенные органы.

INTRODUCTION OF PROGRESSIVE METHODS OF CURRENCY CONTROL

REALIZATION BY CUSTOMS SERVICES, BASED ON THE USAGE OF MODERN

TECHNOLOGIES

Zibina E., Leading Consultant, Department of Trade Restrictions, currency and Export Control of the FCS of Russia Federal Customs Service

of Russia

The article shows out the work of Federal Customs Service that is carrying out for better currency control in the framework of Analysis program of FCS of Russia “Development and introduction ofprogressive methods of currency control realization by customs services, based on the usage of modern technologies in 2009-2011”. The goals and tasks that will promote perfection of currency control which is carried out by FCS of Russia are pointed out. The author describes the results of the FCS of Russia Analysis program realization and make constructive proposals for preparing methods set by the Analysis program and that are aimed at the realization of the Analysis program.

Keywords: foreign exchange controls, information technology, the customs authorities.

В результате произошедших в 2004 году значительных изменений в таможенном и валютном законодательстве Российской Федерации (далее - РФ), а также административной реформы и изменения статуса ФТС России в сфере валютного контроля, действовавшая система таможенно - банковского контроля, основанная на сопоставлении уполномоченными банками информации о платежах за перемещаемые товары и таможенной информации (о цене перемещаемых через таможенную границу товаров, подлежащих оплате в соответствии с условиями договора) и направления ее в ФТС России, прекратила своё существование.

В связи с законодательным закреплением за таможенными органами полномочий агентов валютного контроля (Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ) перед ФТС России встала задача создания на основе опыта, накопленного в рамках технологий таможенно-банковского валютного контроля, системы валютного контроля, основывающейся на сопоставлении не банками, а непосредственно таможенными органами таможенной и банковской информации. Технологии валютного контроля в области внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) начали формироваться заново в условиях разорванных информационных связей между ФТС России и уполномоченными банками и отсутствия необходимой нормативной правовой базы. В соответствии с новым валютным законодательством экспортеры и импортеры обязаны при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить зачисление причитающихся денежных средств на банковские счета не в течение законодательно установленных сроков, а в сроки, предусмотренные договорами/контрактами, что усложнило методологию валютного контроля. Ведомости банковского контроля, ежемесячно централизованно передаваемые Банком России в ФТС России с июня 20051 г. в отсутствие необходимых программных средств и сведений о сроках расчётов по контракту (в ГТД и паспортах сделок), продолжительное время не могли использоваться в автоматизированном режиме. Таможенные органы смогли получать ведомости банковского контроля с мая 2006 г., а активная работа по модернизации соответствующих программных средств из-за отсутствия финансирования была начата в 2007 г., после завершения формирования методологического и нормативно-правового обеспечения валютного контроля.

Для координации работ по комплексной модернизации программного обеспечения разработана Аналитическая программа «Разработка и внедрение прогрессивных методов осуществления

таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий» (далее -Аналитическая программа) на 2009 - 2011 годы, утвержденная приказом ФТС России от 08.05.2008 № 557.

Разработанная ФТС России Аналитическая программа обеспечивает формирование новых технологических элементов, упорядочение и модернизацию совокупности программных средств в соответствии с новыми требованиями валютного законодательства и полномочиями таможенных органов как агентов валютного контроля. В результате создаются современные технологии, которые позволяют более эффективно использовать информационные и кадровые ресурсы для осуществления таможенного и валютного контроля, включая контроль после выпуска товаров.

Основной целью Аналитической программы является создание эффективной системы контроля всего объема валютных операций, связанных с расчетами за перемещаемые через таможенную границу товары. Реализация этой цели достигается путем внедрения современных информационных технологий, обеспечивающих:

- совершенствование централизованного информационного взаимодействия ФТС России с Банком России, с Росфиннадзором в сочетании с взаимодействием на территориальном уровне и взаимодействия с таможенными органами разных уровней, а также повышение его оперативности и информативности передаваемых данных;

- совершенствование процедур валютного контроля при проверке соблюдения правил заполнения таможенной декларации для обеспечения возможности ее использования в качестве документа учета в автоматизированных технологиях валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок;

- внедрение комплексной методики (алгоритма) обработки информации центральной базы данных валютного контроля с целью наиболее точного выявления признаков правонарушений для оптимизации количества проверок соблюдения валютного законодательства при повышении их результативности;

- информационно-аналитическое и методологическое обеспечение функции валютного контроля, осуществляемого таможенными органами;

- формирование аналитического массива данных по всему объему внешнеэкономических операций.

Для достижения цели Аналитической программы должны быть решены такие задачи, как:

1. Разработка и утверждение основных принципов комплексной технологии контроля валютных операций, связанных с перемещением через таможенную границу товаров, в рамках действующего таможенного законодательства и в соответствии с требованиями валютного законодательства.

2. Разработка и утверждение методического обеспечения функции валютного контроля как при декларировании товаров, так и при проведении проверок по информации с признаками нарушений валютного законодательства.

3. Обеспечение автоматизации валютного контроля при декларировании товаров.

4. Агрегирование и оперативная актуализация базы данных валютного контроля ФТС России с обеспечением доступа к ней таможенных органов.

5. Оптимизация организации проверок соблюдения валютного законодательства.

Для реализации Аналитической программы в 2009 году:

1. Разработаны Технология выявления нарушений валютного законодательства, основанная на автоматизации выявления информации с признаками нарушений в соответствии с Методикой выявления нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (утверждена 13.02.2009) с использованием удалённого доступа региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, к центральным информационным ресурсам (приказ ФТС России от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»).

2. Осуществлено подключение должностных лиц таможенных органов к ресурсам центральной базы данных валютного контроля в соответствии с приказом ФТС России от 06.02.2007 № 168 «Об утверждении Порядка предоставления должностным лицам таможенных органов доступа к ресурсам центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов» и приказом ФТС России от 22.08.2008 № 1025 «Об организации доступа к центральной базе данных валютного контроля при осуществлении таможенными органами валютного контроля».

3. «Технологией включения в базу данных паспортов сделок сведений об электронных копиях паспортов сделок, поступающих из Банка России и таможенных органов» (утверждена 18.03.2009 заместителем руководителя ФТС России С.О.Шохиным) заложены основы для консолидации информационных ресурсов, формируемых в сфере валютного контроля, с информационными ресурсами подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, и повышения эффективности контроля достоверности сведений, заявляемых в ГТД, путем сопряжения центральной базы данных ПС с комплексной автоматизированной системой таможенного оформления (КАСТО) «АИСТ РТ21» и автоматизированной информационной системой (АИС) «АИСТ-М». Указанное сопряжение позволит:

- обеспечить использование базы данных ПС не только подразделениями валютного контроля таможенных органов, но и отделами таможенного оформления и таможенного контроля непосредственно при таможенном оформлении товаров;

- оптимизировать работу должностного лица таможенного органа при проверке электронной таможенной декларации с использованием штатного автоматизированного рабочего места таможенного оформления и таможенного контроля;

- обеспечить дополнительным источником информации функциональные подразделения таможенных органов в целях проверки достоверности сведений о полноте уплаты таможенных платежей, соблюдения условий таможенных режимов, торговых ограничений, а также недопущения нарушений таможенного законодательства;

- создать дополнительные условия для выявления нарушений таможенного и валютного законодательства на этапе таможенного оформления;

- учесть различные условия телекоммуникационной инфраструктуры в регионах.

4. Начата переработка структуры ПС в Альбоме форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия таможенных органов с автоматизированными системами предприятий, осуществляющих деятельность в области таможенного дела в рамках внедрения и применении электронной формы декларирования товаров и транспортных средств в целях организации представления таможенным органам ПС в форматах данных, установленных Банком России и используемых при информационном обмене с ФТС России.

5. Подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и Федеральной таможенной службы (ФТС России) от 28.11.2006 № 01-48/12, предусматривающий представление в ФТС России сведений о валютных операциях между резидентами и нерезидентами не только по договорам купли-продажи, но и при расчетах за работы, услуги, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности.

В настоящее время согласован новый Регламент взаимодействия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и Федеральной таможенной службы (ФТС России) при обмене информацией в электронном виде.

6. Начата подготовка изменений в приказ ФТС России от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности» в части изменения подходов, основанных на организации проверок соблюдения валютного законодательства по месту государственной регистрации участников ВЭД, что становится проблематичным с учетом изменения территориального расположения таможенных органов в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближённых к государственной границе РФ, одобренной решением коллегии ФТС России от 29.08.20082.

Аналитическая программа предусматривает комплексное внедрение прогрессивных методов валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, так, например, разработка ряда методик:

- методики моделирования вывоза капиталов при осуществлении экспортно-импортных операций;

- методики сопоставления сведений об экспорте и импорте различных видов товаров и валютных операций за эти товары в разрезе стран и участников ВЭД;

- методики статистической оценки процессов идентификации на основе сопоставления данных о предполагаемых нарушениях и реальных сведений о проведении целевых проверок.

Использование вышеуказанных методик повысит эффективность осуществления таможенными органами валютного контроля.

При работе над методиками необходимо совмещать положения актов законодательства РФ, практического опыта и научных методов.

Например, методика моделирования вывоза капиталов при осуществлении экспортно-импортных операций, по мнению автора, позволит разработать алгоритмы формирования агрегированных данных для построения аналитических индикаторов рисков нарушений законодательства РФ при вывозе капиталов, связанных с осуществлением экспортно-импортных операций по данным ВБК и грузовых таможенных деклараций.

Целью методики являются повышение эффективности контроля за осуществлением валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, совершенствование за счёт автоматизации процесса выявления признаков нарушений валютного законодательства РФ, сопряжение технологий валютного контроля со всеми направлениями таможенного контроля и использование технологии и результатов валютного контроля для выявления нарушений таможенных правил на уровне ФТС России и региональных таможенных управлений (далее - РТУ).

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи такие как, например:

1 Приказ Банка России от 11.05.2005 № 0Д-303 «Об информации, передаваемой Банком России в Федеральную таможенную службу (ФТС России).

2 Письмо ФТС России от 21.08.2009 № 21-50/39656 «О направлении Концепции» (вместе с «Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации»).

- разработка модели анализа и прогнозирования движения капиталов, связанных с обслуживанием внешнеторговых операций;

- оценка влияния факторов на изучаемый процесс движения капиталов при выбираемом сценарии развития макроэкономической ситуации;

- оценка прогнозных показателей внешней торговли и рисков;

- моделирование вывоза капиталов при осуществлении экспортно-импортных операций на базе информационных технологий валютного контроля.

- формирования агрегированных данных;

- определение индикаторов риска валютных операций вывоза капиталов при осуществлении экспортно-импортных операций.

При разработке методики моделирования вывоза капиталов при осуществлении экспортно-импортных операций необходимо:

- осуществить мониторинг товаропотоков, провести анализ изменения товарной номенклатуры, стран-контрагентов во взаимосвязи с валютными операциями в разрезе РТУ;

- провести анализ в разрезе РТУ сведений о расхождении между суммами стоимости отдельных поставок товаров по внешнеэкономическим сделкам конкретных участников ВЭД, предусматривающим ввоз и вывоз товаров, и суммами платежей по данным поставкам, произведенных, через счета в уполномоченных банках, в первую очередь о поставках, в отношении которых платежи не осуществлялись в сроки, предусмотренные контрактами сроки (на основании ВБК), а также о выявлении различных схем исполнения внешнеэкономических контрактов;

- провести анализ в разрезе РТУ информации о суммах платежей, осуществляемых конкретными участниками ВЭД с использованием оффшорных зон (на основе информации из базы данных ПС - о стране иностранного контрагента - и сведений о платежах из ВБК по стране назначения платежа) и (или) по перечню стран, определяемых РТУ;

- выявить факты проведения различных сомнительных валютных операций конкретными участниками ВЭД, в том числе путем представления в уполномоченные банки поддельных таможенной декларации (ГТД) в обоснование платежей за импортируемые товары (на основе целенаправленной выборки ГТД, содержащихся в ведомостях банковского контроля, но отсутствующих в центральной базе данных ГТД ФТС России);

- провести анализ платежного баланса регионов;

- разработать предложения по дальнейшему развитию разработанных моделей и примеры комбинированных сценариев, последствия которых можно определить:

1) оценку изменения объёма товарооборота в целом при изменении объемов валютных операций по основным группам товаров экспорта и импорта;

2) оценку изменения объёмов импорта в зависимости от повышения/понижения ставок таможенных пошлин;

3) оценку изменения объёмов валютных операций при изменении ставки рефинансирования Банка России. Оценка влияния заимствований Банка России на операции банков по предоставлению кредитов коммерческим организациям в области внешнеэкономической деятельности;

4) оценку изменения структуры внешнеторгового товарооборота при изменении как в соотношении реальных цен за товары, так и в структуре производства;

5) оценку изменения объёма внешнеторгового товарооборота при замещении одного вида товара другим, аналогичным по потребительским свойствам;

6) оценку изменения объёмов валютных операций в зависимости от курсов иностранных валют к рублю РФ в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Оценка факторов, определяющих динамику валютных курсов в долгосрочном периоде.

- проанализировать возможности построения моделей на основе сведений центральной базы данных валютного контроля;

- провести поиск оптимального решения для выявления подходов в целях решения конкретных аналитических задач;

- выявить имеющиеся данные о рассматриваемом явлении в целях определения возможности формализации и прикладной реализации рассматриваемой задачи;

- провести расчёты полученной задачи, интерпретация полученных результатов.

Для прогнозирования перспективной динамики анализируемых объёмов вывоза капиталов при осуществлении экспортно-импортных операций в рамках проводимой работы во времени, изучения

структуры и взаимосвязей, выявления роли факторов (количественных и стоимостных характеристик товарных партий) в изменении явлений, а также характеристики отдельных элементов совокупности валютных операций по мнению автора целесообразно использовать индексный метод. Это связано с тем, что индексный метод широко применяется в статистике для характеристики изменения объёмных и качественных показателей и их влияния на изучаемое явление благодаря их синтетическим и аналитическим свойствам.

Синтетические свойства индексов позволят посредством индексного метода произвести соединение (агрегирование) в целом разнородных единиц статистической совокупности.

Аналитические свойства индексов позволят посредством индексного метода определить влияние факторов на изменение изучаемого показателя.

Использование индексов в аналитических целях позволит проанализировать сводные результаты совместного изменения всех единиц статистических совокупностей по отдельным периодам и выделить групповые индексы по отдельным товарам и участникам внешнеэкономической деятельности.

При построении математических моделей предлагается использовать следующие схемы:

1. При анализе экспортных операций (например, методом скрещенных временных антитез);

2. При анализе импортных операций (например, методом агрегатной средней).

Первичными исходными данными программных средств являются электронные копии таможенных деклараций (ГТД), ПС, ВБК.

На основании методики моделирования вывоза капиталов при осуществлении экспортно-импортных операций должна быть проведена модернизация программного обеспечения автоматизированной системы «Валютный контроль», в результате которой программные средства должны обеспечивать выполнение следующих функций:

1. Формирование рабочих таблиц программными средствами и индексов к ним;

2. Выборка данных электронных копий таможенных деклараций (ГТД) из Центральной базы данных грузовых таможенных деклараций Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов;

3. Выборка данных из электронных копий ВБК из центральной базы данных валютного контроля;

4. Выборка периода для анализа динамики для формирования временных рядов индексов платежей и объёмов товаров;

5. Определение исходных показателей для формирования системы индексов;

6. Вывод отчётов в формате Excel.

Целью разработки Методики сопоставления сведений об экспорте и импорте различных видов товаров и валютных операций, связанных с расчётами за эти товары, в разрезе стран и участников ВЭД, является повышение эффективности контроля за осуществлением валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, совершенствование за счёт автоматизации процесса выявления признаков нарушений валютного законодательства РФ, сопряжение технологий валютного контроля со всеми направлениями таможенного контроля и использование данных валютного контроля для выявления нарушений таможенных правил.

Примеры решаемых задач:

1. Определение основных направлений проверочных мероприятий на длительный период; основные направления определяются на уровне ФТС России и региональных таможенных управлений (РТУ) и служат основанием для выявления «узких мест» с целью их усовершенствования, а также для формирования планов проверок для подразделений валютного контроля;

2. Построение информационно-аналитических массивов с целью обоснования выбора направлений деятельности РТУ с учётом особенностей каждого региона и таможни; по результатам информационно-аналитической работы выявляются объекты для проведения проверочных мероприятий;

3. Оценка эффективности применяемых технологий валютного контроля;

4. Анализ деятельности участников ВЭД, в отношении которых проведены проверочные мероприятия, с целью выявления различных схем для оттока капиталов.

Источниками информации для моделирования и прогнозиро-

вания движения капиталов при осуществлении экспортно-импортных операций являются:

1. Электронные копии ГТД, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (ЕАИС таможенных органов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Электронные копии ВБК и ПС, получаемые ФТС России от Банка России в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и Федеральной таможенной службы (ФТС России) от 28.11.2006 № 01-48/12 .

При выборе моделей экспорта и импорта различных видов товаров и валютных операций, связанных с расчётами за эти товары, в разрезе стран и участников ВЭД исходим из следующего.

База данных валютного контроля в общей интегрированной среде показывает развёртывание контролируемых событий в виде отражения валютной операции и связанных с ней товарных операций. Это развёртывание обеспечивает индивидуальность отражения каждой валютной операции, сохраняющуюся за счёт единства с общим массивом данных и собой в виде учёта реквизитов.

Сведения из электронных копий ГТД с рядом обязательных приложений к ней, выступающие в качестве исходной информации для формирования ВБК, должны представлять собой первичное описание моделей данных, определяющее наборы отношений, необходимые для представления сущностей, связей и атрибутов в части характеристики событий в предметной области. Каждая модель данных должна быть непосредственной моделью отношения к отражаемому явлению через достоверность его реквизитов.

Для формирования объектов ВБК (сведения о платежах - КПЛ, сведения о подтверждающих документах ГТД - УК) следует установить отношения, которые они имеют к данным, содержащимся в электронных копиях ГТД, а именно как нечто для них совокупное внешнее, но ещё не как внешнее для каждого объекта. Для целей валютного контроля в части формирования ВБК необходимо реализовать некоторую последовательность действий с данными, содержащимися в электронных копиях ГТД.

1. Первоначально соответствующий объект ВБК необходимо сформировать как непосредственный и не содержащий в себе атрибутов перехода к состоянию формы ВБК.

2. Сущность объекта становится предметом не форматно-логического анализа, а существует в проверяющей активности, когда накопление сведений представляет реальное движение к достоверности данных о валютных операциях в их предметной области. Единичные сведения ставятся в отношение ко всеобщему состоянию формы ВБК. На данном этапе не осуществляется ещё технологического единства отдельных объектов и общей формы, а лишь смешение обеих этих сторон.

3. Движение от объектов к форме ВБК. Сведения из электронной копии ГТД в конкретный момент формирования объектов ВБК представлены как факт состояния предметной области в целом в текущем состоянии базы данных валютного контроля. Состояние объектов, с которого начинается формирование базы данных валютного контроля, последовательно изменяется и на этапе этого изменения осуществляется переход к другому предмету, к которому относится утверждение, что рассматриваемые данные представляют такое положение вещей, при котором их необходимо понимать как результат, в котором содержится новый предмет, вместе с которым выступает и новая форма отражения валютных операций, в которой есть и новая форма организации данных.

Информационный технологический переход от таможенного оформления к подсистеме контроля после выпуска товаров включает идентификацию накопленных объектов. При этом в процессе накопления информации полученные сведения о таможенном оформлении и внешнеторговом договоре должны фиксироваться в определённой последовательности (присутствует история движения информации); из отражения в общей форме данные непосредственно переходят в конкретный информационный объект (в единичность определённого состояния). Далее объединение моментов данного состояния показывает этап движения, в котором сохраняется каждый элемент и форма в целом. Но непосредственно это движение ограничено в конкретный момент лишь своим объектом, потому что форма в целом не присутствует в данный момент.

Информационные объекты (КПЛ, УК) на начальном этапе представляют единичные и обладающие собственной идентичностью экземпляры, однозначно идентифицируемые и содержащие сущности заданного типа. Индивидуальность каждого объекта, посколь-

ку она отражает реальное исполнение контракта, выступает в роли результата накопления данных, который характеризует валютную операцию непосредственно как простой объект, без операций и механизмов его движения.

Первоначальное состояние объекта (КПЛ, УК) предъявляет требование к организации накопления данных и определяет некоторые качественные характеристики имеющейся информации. При этом соотношение с иным объектом ограничено, движение информации сведено к соотношению сущностей с набором значений данного объекта. Поэтому первоначальное состояние объекта остаётся целиком как непосредственное и единственное содержание того, что составляет назначение данного объекта. Это состояние определено содержанием в целом, поскольку рассматривается изолированно. Дальнейшие преобразования над отдельным объектом ограничены. Поэтому необходим переход к алгоритму, с помощью которого реализуется последовательность вызова спецификаций по транспортировке информации из другого объекта и вносятся изменения в данные о предметной области. Движение информации отражает соотношение объектов и реализует переход каждого объекта в инструментарий, с помощью которого объект реализует своё состояние для другого объекта. Далее необходима операция по переходу из данного объекта в состояние выявления и инициализации другого объекта в рамках модели ВБК.

Первоначальное определённое состояние должно характеризоваться независимым существованием и элементарным накоплением сведений о валютных операциях. В данный момент даётся только рабочее определение типов сущностей, поскольку в таком состоянии каждый объект обладает особыми характеристиками и для него не существует строгой формальной связи с другими данными модели ВБК.

КПЛ отражает непосредственное единство элементов, сохраняющих на определённом этапе единство формы ВБК. В системе КПЛ выполняет роль головного объекта. КПЛ отражает сущность валютной операции благодаря атрибутам другого объекта, а также соотношению с другими элементами, которое выступает в качестве логической цепи отдельных элементов, через которую проявляется самостоятельность КПЛ и несамостоятельность других объектов (УК и др.). В то же время КПЛ соотносится с сущностью валютной операции через несамостоятельные объекты. Непосредственное соотношение атрибутов объектов предполагает объединение несамостоятельных объектов, совокупность которых характеризует различные стороны осуществления валютных операций.

Методология обработки и анализа информации с целью изучения динамики

экспорта и импорта различных видов товаров и валютных операций, связанных с расчётами за эти товары, в разрезе стран и участников ВЭД, заключается в следующем.

Для получения результатов сводки и группировки материалов статистического наблюдения об экспорте и импорте различных видов товаров и валютных операций, связанных с расчётами за эти товары, наблюдения оформляются в виде статистических рядов распределения. Валютные операции развиваются во времени. Изучение происходящих при этом изменений является одним из необходимых условий познания закономерностей их динамики. Динамизм валютных операций есть результат взаимодействия разнообразных причин и условий. И поскольку их совокупное действие происходит во времени, то при статистическом изучении динамики осуществления данных операций время предстаёт как собирательный фактор развития.

Основная цель изучения динамики экспорта и импорта различных видов товаров и валютных операций, связанных с расчётами за эти товары, состоит в выявлении и измерении закономерностей их развития во времени. Для достижения этой цели необходимо построение интервальных временных рядов.

При построении временных рядов главный интерес представляет описание или моделирование их структуры. Цель исследования - путём моделирования получение информации о наблюдаемых валютных операциях и попытка исследования её непосредственно из модели. При этом исходим из того, что совокупности валютных операций (КПЛ) присуща динамическая природа, которая заключается в непрерывном сравнении своего представления о валютной операции со своим отношением к информационным объектам УК. Если КПЛ есть непосредственное представление объекта, то отношение с объектом УК есть представление предметной области как таковой при рассмотрении моделируемого и реального процессов развития явлений во времени.

При рассмотрении временных рядов целесообразно представлять детерминированные функции времени простыми рекуррентными уравнениями, показывающими связь последовательных значений объектов КПЛ и УК. В то же время КПЛ и УК как аргументы указанных функций сами представляют собой две детерминации, которые сначала представляются как раздельные, тогда как при выявлении закономерностей их развития они принадлежат природе процесса моделирования.

Вопрос, требующий отдельного внимания, - определение оптимальных весов для наблюдения явлений при построении прогноза. Для реализации поставленной задачи в исследовании корреляционной структуры наблюдаемых рядов исключим детерминированные тренды, циклы и сезонность. Общим для решения поставленной задачи является предположение о том, что временной ряд валютных операций стационарен, т.е. порождающий его механизм не меняется во времени, а соответствующий процесс достиг статистического равновесия.

В рамках Методики сопоставления сведений об экспорте и им-портеразличных видов товаров и валютных операций, связанных с расчётами за эти товары, в разрезе стран и участников ВЭД, решаемые задачи и выходные данные можно обозначить следующим образом:

1. Отбор первоначальных данных и их группировка по товарам, странам и участникам ВЭД.

2. Отбор данных ВБК по ПС, указанных в отобранных ГТД, и группировка КПЛ и УК по временным периодам.

3. Просмотр данных отобранных ВБК.

4. Выбор исходных показателей для построения временных рядов прогнозных оценок ВБК:

- выбор признака направления перемещения товаров;

- выбор периода динамики для формирования временных рядов;

- выбор срока действия оцениваемых внешнеторговых контрактов;

- определение периода между датой оформления ПС и текущей датой;

- определение периода по дате завершения исполнения обязательств по контракту.

5. Формирование временных рядов прогнозных оценок по ВБК на основе отобранной информации по данным КПЛ и УК и по количеству внешнеторговых контрактов в разрезе участников ВЭД.

На этапе определения основных направлений проверочных мероприятий методика позволяет на уровне подразделения валютного контроля РТУ автоматизировать функции по выполнению большого объёма информационно-аналитических работ. Автоматизация предлагаемых аналитических функций должна способствовать развитию аппарата аналитической обработки информации на региональном уровне, включающего современные математические методы анализа и поддержки принятия решений, методы моделирования ситуаций.

Таким образом, перспективными мероприятиями Аналитической программы в 2010-2011 годы являются:

- модернизация программных средств валютного контроля в части электронного документооборота между таможенными органами разных уровней;

- автоматизация аналитической работы подразделений валютного контроля таможенных органов разных уровней, анализ результатов и эффективности проведенных проверок соблюдения валютного законодательства;

- усовершенствование методологии организации проверочной работы с учетом ресурсных ограничений, включая разработку методологических материалов по расчету показателей эффективности валютного контроля, осуществляемого таможенными органами.

- обеспечение электронного документооборота между таможенными органами разных уровней.

- интеграция автоматизированной системы «Валютный контроль» с аналитическими программными средствами, используемыми в таможенных органах и включающими современные математические методы анализа и поддержки принятия решений, методы анализа структурных сдвигов и моделирования ситуаций.

Литература:

1. Федеральный закон от 01.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 22.07.2008).

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 №

61-ФЗ (ред. от 28.11.2009).

3. Соглашение об информационном взаимодействии между

Центральным банком Российской Федерации и Федеральной таможенной службой от 28.11.2006 № 01-48/12 в редакции Протокола о внесении изменений в Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 18.05.2009 № 01-12/0019.

4. Приказ Банка России от 11.05.2005 № ОД-303 «Об информации, передаваемой Банком России в Федеральную таможенную службу (ФТС России).

5. Приказ ФТС России от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

6. Приказ ФТС России от 06.02.2007 № 168 «Об утверждении Порядка предоставления должностным лицам таможенных органов доступа к ресурсам центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов».

7. Приказ ФТС России от 22.08.2008 № 1025 «Об организации доступа к центральной базе данных валютного контроля при осуществлении таможенными органами валютного контроля».

8. «Технология включения в базу данных паспортов сделок сведений об электронных копиях паспортов сделок, поступающих из Банка России и таможенных органов» (утверждена 18.03.2009 заместителем руководителя ФТС России С.О.Шохиным).

9. Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближённых к государственной границе РФ, одобренная решением коллегии ФТС России от 29.08.2008 (Письмо ФТС России от 21.08.2009 № 21-50/39656).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.