УДК 338.23: 34
РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Абусуфянова З.Т., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,
Проблемы незаконного вывоза денежных средств за границу являются актуальными для России. Правонарушения, связанные с невозвратом в страну экспортной валютной выручки, переводами за границу иностранной валюты по фиктивным контрактам на поставку товаров, контрабандой наличной валюты и другими формами незаконного вывоза денежных средств, создают реальную угрозу экономической безопасности страны. В статье рассмотрены основные направления валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, проведен анализ деятельности таможенных органов по осуществлению валютного контроля за период с 2014 г. по 2018 г. При написании работы использованы методы исследования: экспертных оценок, анализа, синтеза, системного анализа, статистического анализа, формально-юридический, сравнительно-правовой методы. На основе анализа статистических данных Федеральной таможенной службы Российской Федерации, мнений ученых и специалистов в области таможенного дела сделаны выводы о наиболее распространенных нарушениях валютного законодательства Российской Федерации, выявленных таможенными органами.
Ключевые слова: нарушения валютного законодательства РФ, валютный контроль, валютные операции, репатриация валютной выручки, незаконное перемещение наличной валюты и денежных инструментов, проверки соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ.
DOI: 10.21779/2224-0241-2020-34-2-77-84
UDC 338.23: 34
THE ROLE OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE SYSTEM OF MONITORING COMPLIANCE WITH THE CURRENCY LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abusufyanova Z.T., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
Problems of illegal export of funds abroad are relevant for Russia. Offenses related to the non-return of exported foreign currency earnings to the country, transfers of foreign currency abroad under fictitious contracts for the supply of goods, smuggling of cash currency and other forms of illegal export of funds pose a real threat to the country's economic security. The article considers the main areas of currency control carried out by customs authorities, analyzes the activities of customs authorities in the implementation of currency control for the period from 2014 to 2018. When writing the work, the following research methods were used: expert assessments, analysis, synthesis, system analysis, statistical analysis, formal legal, comparative legal methods. Based on the analysis of statistical data of the Federal Customs Service of the Russian Federation, the opinions of scientists and experts in the field of customs, conclusions are drawn about the most common violations of the currency legislation of the Russian Federation identified by customs authorities.
Key words: violations of the currency legislation of the Russian Federation, currency control, currency transactions, repatriation of foreign exchange earnings, illegal movement of cash currency and monetary instruments, verification of compliance by participants of foreign economic activity of the currency legislation of the Russian Federation.
DOI: 10.21779/2224-0241-2020-34-2-77-84
В современных условиях в России существует необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и контроля за совершением валютных операций, связанных с этой деятельностью, так как наблюдается ярко выраженная тенденция к невозврату в страну экспортной валютной выручки, переводам за рубеж иностранной валюты по фиктивным контрактам на поставку товаров и другим формам незаконного
вывоза капитала, угрожающая экономической безопасности страны.
Система валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности России начала формироваться с начала экономических реформ и изменяется в соответствии с экономической ситуацией в стране. Противоречия в валютном законодательстве РФ, разделение функций валютного контроля за внешнеторговыми операциями между та-
моженными органами, налоговыми органами, банковскими организациями и другими контролирующими органами, отсутствие взаимодействия между ними привело к ослаблению валютного контроля в стране и снижению его эффективности. Несмотря на принятые государством меры по совершенствованию механизма валютного контроля за внешнеторговыми операциями, постоянное внесение поправок в законодательство и введение в действие новых федеральных законов в валютной сфере, объемы незаконного вывоза российского капитала за границу по-прежнему остаются большими, что является одним из основных факторов, сдерживающих эффективное развитие экономики страны. Это свидетельствует о том, что меры валютного контроля, принятые государством, еще недостаточно проработаны как в институциональном, так и в организационно-методическом плане.
Правовой основой валютного контроля в Российской Федерации являются Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», инструкции Центрального банка России, инструкции ФТС России и другие нормативные правовые акты.
В целях упрощения порядка проведения валютных операций и повышения эффективности валютного контроля в законодательство Российской Федерации были внесены значительные поправки, в соответствии с которыми введен новый порядок осуществления валютного контроля за внешнеторговыми операциями: отменены паспорта сделок с их заменой на постановку внешнеторговых договоров на учет в банке с присвоением уникальных номеров; установлен новый порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов; отменены требования представлять документы по сделкам менее чем на 200000 рублей; введены требования обязательного указания точного срока исполнения обязательств в договоре; уточнен список оснований для отказа банка в проведении валютной операции; расширен список лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации; изменился статус организаций, которые ранее являлись агентами валютного контроля, - они получили статус органов валютного контроля (ФТС РФ и ФНС РФ).
Получение статуса органа валютного контроля существенно повысило роль Федеральной таможенной службы РФ (далее - ФТС РФ) в осуществлении контроля за валютными операциями в сфере внешнеэкономической деятельности. Согласно законодательству таможенные органы осуществляют контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием валютных операций условиям разрешений и лицензий. Статус органа валютного контроля дает ФТС РФ право издавать нормативные правовые акты, осуществ-
лять взаимодействие с банками, налоговыми органами и другими ведомствами по вопросам осуществления валютного контроля.
Основными направлениями валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемого таможенными органами являются:
- контроль за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров;
- контроль за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
- контроль за соблюдением участниками ВЭД требований оформления и переоформления документов учета и отчетности в срок;
- контроль за эквивалентностью и своевременностью встречных поставок при исполнении договоров по внешнеторговым бартерным сделкам;
- контроль за перемещением через границу наличной валюты и денежных инструментов.
С учетом нового статуса на таможенные органы дополнительно возложены следующие обязанности:
- рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по фактам нарушений валютного законодательства РФ;
- защита решений, принятых таможенными органами в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях в судебных органах;
- выдача и контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений валютного законодательства.
На должностных лиц таможенных органов дополнительно возложены следующие обязанности в рамках административного производства по делам об административных правонарушениях: подготовка проектов процессуальных документов на стадии рассмотрения, в том числе определений, предусмотренных ст. 29.4 КоАП РФ, и постановлений по делам об административных правонарушениях, контроль даты вступления постановлений в законную силу, передача вступивших в законную силу постановлений должностным лицам таможни, ответственным за их исполнение и сдачу дел в архив [1, с. 89].
ФТС России входит в правоохранительный блок национальной системы противодействия отмывания денег и финансированию терроризма, обеспечивая обнаружение, выявление, пресечение фактов легализации преступных доходов во внешнеэкономической сфере при перемещении через таможенную границу товаров, транспортных средств и валюты. На таможенные органы возложена функция по обеспечению в пределах своей компетенции мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты и валютных ценностей. Для отмывания преступных доходов используются различные схемы вывоза денежных средств за ру-
беж. К наиболее распространенным схемам можно отнести: перевод денежных средств из Российской Федерации с использованием фиктивных внешнеторговых сделок, а также «фирм-однодневок»; представление резидентами в уполномоченные банки в обоснование валютных операций, осуществляемых в пользу нерезидентов, фиктивных (поддельных, недействительных) документов (таможенных деклараций, товарно-транспортных документов), подтверждающих встречное исполнение обязательств по внешнеторговой сделке; несоответствие контрактной стоимости товаров их фактической стоимости, например, завышение таможенной стоимости ввозимых в страну товаров [2, с. 7].
Таможенные органы осуществляют валютный контроль и выявляют нарушения валютного законодательства РФ при таможенном декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу и при проведении целевых проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ. При осуществлении валютного контроля должностное лицо таможенного органа проверяет:
1) уникальный номер контракта, условия и реквизиты внешнеторгового договора, в том числе: вид договора (сделки), по которому товар перемещается через таможенную границу или изменяется таможенная процедура, код характера сделки, код формы расчетов по внешнеторговой сделке, валюту платежа, ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту, сроки возврата авансовых платежей, если товары не будут поставлены на таможенную территорию или не будут выполнены работы, оказаны услуги;
2) сведения, указанные в декларации на товары и их соответствие сведениям, указанным во внешнеторговом договоре, в том числе: реквизиты российского лица, заключившего соответствующий договор (сделку), код валюты, фактурную стоимость, код характера сделки, наименование и реквизиты банка, в котором открыт счет российского лица и через который осуществляются расчеты по возмездному договору, код формы расчетов по внешнеторговой сделке, реквизиты внешнеторгового договора;
3) коммерческие документы и соответствие сведений, содержащихся в них, сведениям, содержащимся во внешнеторговом договоре и декларации на товары;
4) наличие разрешения Банка России на открытие счета в зарубежном банке;
5) сроки репатриации иностранной валюты и валюты РФ и зачисления экспортной выручки на счета уполномоченных банков;
6) реальную стоимость контракта при импортных операциях и т. д.
Валютный контроль осуществляется таможенными органами с применением системы управления рисками (СУР). Оценка риска является основой для разработки профиля риска или принятия решения на применение форм таможенного кон-
троля. Риск-категорирование участников ВЭД - это распределение их по группам в зависимости от оценки вероятности нарушения законодательства конкретным лицом, полученной путем анализа сведений об участнике ВЭД и результатах совершения таможенных операций с товарами [3, с. 89].
При оценке риска нарушения валютного законодательства с использованием сведений, находящихся в Единой автоматизированной системе таможенных органов, проводится мониторинг и анализ по следующим критериям:
- предполагаемая сумма возможного нарушения валютного законодательства;
- возможность истечения сроков давности привлечения к административной ответственности;
- возможность привлечения к уголовной ответственности;
- информация о предыдущих нарушениях резидента;
- информация о внешнеторговой деятельности резидента;
- направление движения денежных средств.
Информация о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары и выявленных на этапе таможенного декларирования признаков нарушений валютного законодательства передается в Банк России и в уполномоченные банки в электронном виде для предотвращения перевода денежных средств в адрес контрагента. В процессе проведения таможенной проверки собирается информация о действиях проверяемого субъекта, направленных на сокрытие нарушений валютного законодательства. Если в результате проверки выявляется административное правонарушение, таможенные органы принимают решение о возбуждении дела об административном правонарушении в виде определения, а по окончании административного расследования постановление о привлечении лица к административной ответственности (ст. 15.25 КоАП РФ). Обнаружив признаки преступления (ст. 193, 193.1 УК РФ), таможенные органы возбуждают уголовное дело и проводят неотложные следственные действия, а затем передают его в прокуратуру для дальнейшего расследования и направления в суд [4, с. 1678].
Таким образом, таможенные органы наделены широкими полномочиями, которые позволяют издавать нормативные правовые акты в области валютного контроля, полноценно реализовать цепочку последовательных действий от выбора объектов контрольно-надзорных мероприятий до привлечения нарушителей к ответственности, самостоятельно назначать меры ответственности и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в сфере валютного законодательства.
За последние годы ФТС России достигнуты значительные результаты по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с невозвратом из-за границы денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации, переводом денежных средств на счета нерезидентов с использо-
ванием подложных документов и контрабандой женными органами правонарушений, связанных с наличных денежных средств и денежных инстру- незаконными валютными операциями (табл. 1). ментов. Рассмотрим динамику выявленных тамо-
Таблица 1
Динамика нарушений валютного законодательства РФ, выявленных таможенными органами, в
стоимостном выражении за 2014-2018 гг. [5]
Показатели 2014 2015 2016 2017 2018
1 Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации (млрд. рублей) 40 33,6 39 24 29,6
2 Переведено денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (млрд. рублей) 8,7 19,4 24 14,2 17,9
3 Размер незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (млн. рублей) 228 244 222 141 224,2
Составлено по данным Федеральной таможенной службы РФ.
Основной задачей таможенных органов в области валютного контроля является пресечение нарушений валютного законодательства РФ, связанных с невыполнением резидентами обязанности по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в Российскую Федерацию, так как в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. №173-ФЗ участники внешнеэкономической деятельности обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров за переданные нерезидентам товары, оказанные услуги, выполненные работы или возврат денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на территорию России товары, неоказанные услуги, невыполненные работы [6]. По данным ФТС России, наблюдается сокращение сумм денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации, не возвращенных из-за границы на счета российских уполномоченных банков, с 40 млрд. рублей в 2014 году до 29,6 млрд. рублей в 2018 году.
Таможенные органы часто выявляют схемы вывоза валютных средств из России путем завышения стоимости импортных контрактов. Для этого таможенные органы проводят экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможенный орган оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий. В целях противодействия переводу денежных средств на счета нерезидентов на основании полномочий уполномоченных
банков об отказе в осуществлении сомнительных финансовых операций ФТС России вместе с Банком России создана автоматизированная система взаимодействия, предусматривающая передачу Банку России на регулярной основе информации о таможенных декларациях с признаками завышения контрактных цен. В результате предпринимаемых ФТС России с Банком России мер объемы сомнительных финансовых операций с признаками завышения контрактных цен товаров с каждым годом сокращаются.
Так, ФТС России за 2015 год направило в Банк России информацию о более 600 декларациях на товары (ДТ) с признаками завышения цены. Предпринятые меры позволили банкам предотвратить перевод денежных средств за ввезенные на территорию России товары по завышенным ценам на сумму 2,5 млрд. долларов США, а также сократить количество деклараций с 679 ДТ до 370 ДТ к концу года. В 2016 году объемы операций с признаками завышения цен товаров сократились по сравнению с 2015 годом в 3 раза по количеству деклараций (с 370 ДТ до 128 ДТ) и более чем в 18 раз по стоимости соответствующих товаров (с 170 млрд. рублей до 9 млрд. рублей). В 2017 году объемы сомнительных операций сократились по сравнению с 2016 годом в 2 раза - как по количеству деклараций (с 128 ДТ до 94 ДТ), так и по стоимости товаров (с 194 млн. долларов США до 89 млн. долларов США). В 2018 году объемы сомнительных финансовых операций сократились по сравнению с 2017 годом в 4 раза по количеству деклараций (с 94 ДТ до 26 ДТ) и в 7 раз по стоимости товаров (с 89 млн. долларов США до 12,3 млн. долларов США) [7, с. 25].
Таким образом, в результате информационного обмена ФТС России и Банка России, а также предпринятых ими совместных мер объемы не-
законных валютных операций с использованием декларации на товары сократились в 2018 году по сравнению с 2015 годом в 26 раз по количеству деклараций (с 679 ДТ до 26 ДТ), количество выявленных правонарушений, связанных с переводом денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов, увеличилось с 8,7 млрд. рублей в 2014 году до 17,9 млрд. рублей в
2018 году.
Одним из направлений валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, является контроль за перемещением через таможенную границу наличной валюты и денежных инструментов. В соответствии со ст. 260 ТК ЕАЭС наличные денежные средства подлежат таможенному декларированию путем подачи пассажирской таможенной декларации, если при единовременном ввозе на территорию Союза или единовременном вывозе с этой территории их общая сумма превышает сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США. Денежные инструменты, за исключением дорожных чеков, подлежат таможенному декларированию независимо от перемещаемой суммы [8].
Недекларирование либо недостоверное декларирование иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через границу физическими лицами и подлежащих обязательному письменному декларированию, регламентируется ст. 16.4 КоАП РФ. По данным ФТС России, в результате предпринятых таможенными органами мер размер незаконно перемещенных наличных денежных средств и денежных инструментов сократился с 228 млн. рублей в 2014 году до 224,2 млн. рублей в 2018 году.
Таможенными органами в пределах своих полномочий проводятся целевые проверки соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ. Организация работы таможенных органов по проведению проверок соблюдения требований валютного законодательства РФ осуществляется в соответствии с приказом ФТС России от 17 июля
2019 г. №1171 в рамках Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с вво-
зом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием валютных операций условиям лицензий и разрешений [9, с. 122]. В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля таможенный орган имеет право запрашивать и получать от субъекта проверки документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Проведение таможенными органами проверки заключается в изучении и анализе документов и (или) информации, полученных ответственным должностным лицом таможенного органа, проверке соответствия документов и (или) информации, представленных субъектом проверки, требованиям, установленным валютным законодательством, установлении всех обстоятельств совершения субъектом проверки нарушения валютного законодательства, так и обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности, а также исключающих производство по делу об административном правонарушении. При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации). Проверка осуществляется по всем валютным операциям и документам учета и отчетности по валютным операциям в рамках внешнеторгового договора, содержащим признаки нарушения валютного законодательства. Результатом административной процедуры проверки является установление наличия либо отсутствия нарушения требований валютного законодательства, которое оформляется в следующих документах: акт проверки, протокол об административном правонарушении в случае обнаружения данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предписание об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и установление факта его своевременного и полного исполнения (неисполнения) [10].
Рассмотрим динамику проведенных таможенными органами проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ (табл. 2).
Таблица 2
Количество проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства Российской Федерации, проведенных таможенными органами за 2014-2018 гг. [5]
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018
1. Количество проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ 5000 4500 5100 9737 10600
Составлено по данным Федеральной таможенной службы РФ.
По данным ФТС России, количество проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ, проводимых таможенными органами, увеличилось более чем в 2 раза - с 5000
проверок в 2014 году до 10600 проверок в 2018 году.
По результатам проведенных проверок должностные лица таможенных органов вправе возбуждать дела об административных правонару-
В таблице 3 представлена динамика количества дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами по статье 15.25 КоАП РФ (нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования) [11].
Таблица 3
Количество дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами по
статье 15.25 КоАП РФ за 2014-2018 гг. [5]
шениях или уголовные дела в случае обнаружения при осуществлении контроля валютных операций достаточных данных, указывающих на нарушения валютного законодательства, совершенных на территории Российской Федерации.
Показатели 2014 2015 2016 2017 2018
1. Возбуждено дел об административных правонарушениях по ст.15.25 КоАП РФ 5000 5000 6000 14300 13800
2. Сумма незаконных валютных операций, регламентируемых ст. 15.25 КоАП РФ (млрд. руб.) 400 180 165 81,5 200
Составлено по данным Федеральной таможенной службы РФ.
По данным ФТС России, в результате проведенных проверок таможенными органами в 2014 году возбуждено по статье 15.25 КоАП РФ 5000 дел об АП, в 2015 году - 5000 дел, в 2016 году -6000 дел, в 2017 году - 14300 дел, в 2018 году -13800 дел.
В таблице 4 представлена динамика количества уголовных дел, возбужденных таможенными органами за нарушения валютного
законодательства РФ по ст. 200.1 УК РФ (контрабанда наличных средств или денежных инструментов; по ст. 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации); по статье 193.1 УК РФ (перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) [11].
Таблица 4
Количество уголовных дел, возбужденных таможенными органами за нарушения валютного законодательства РФ за 2014-2018 гг. [5]
Показатели 2014 2015 2016 2017 2018
1 по ст. 200.1 УК РФ (контрабанда наличных средств или денежных инструментов) 76 88 60 65 51
2 по ст. 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) 132 168 170 173 246
3 по статье 193.1 УК РФ (перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) 33 90 142 116 171
Составлено по данным Федеральной таможенной службы РФ.
По данным ФТС России, по фактам невозврата из-за границы средств в иностранной валюте и валюте РФ таможенными органами возбуждено по статье 193 УК РФ в 2014 году 132 уголовных дела, в 2015 году - 168 дел, в 2016 году - 170 дел, в 2017 году - 173 дела, в 2018 году - 246 дел. По
правонарушениям, связанным с переводом денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов, таможенными органами возбуждено по статье 193.1 УК РФ в 2014 году 33 уголовных дела, в 2015 году - 90 дел, в 2016 году - 142
дела, в 2017 году - 116 дел, в 2018 году - 171 дело. По правонарушениям, связанным с незаконным перемещением наличных денежных средств или денежных инструментов таможенными органами возбуждено по статье 200.1 УК РФ в 2014 году 76 уголовных дел, в 2015 году - 88 дел, в 2016 году -60 дел, в 2017 году - 65 дел, в 2018 году - 51 дело.
Таким образом, в ходе анализа динамики количества проведенных таможенными органами проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ за период 2014-2018 гг. выявлена тенденция к увеличению количества проверок в 2,1 раза: с 5000 проверок в 2014 году до 10600 проверок в 2018 году и количества возбужденных дел об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ в 2,7 раза: с 5000 дел в 2014 году до 13800 дел в 2018 году. Установлено также, что в структуре дел об административных правонарушениях наибольший удельный вес (51-64%) составляли дела, возбужденные таможенными органами по правонарушениям, связанным с нарушением порядка проведения валютных операций и сроков репатриации валютной выручки, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ. Только в 2017 году большую часть (72,6%) составляли дела по нарушениям, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 6, 6.1-6.4 статьи 15.25 КоАП РФ (несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, сроков представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации). Анализ динамики количества уголовных дел, возбужденных таможенными органами за нарушения валютного законодательства РФ за 2014-2018 гг., позволяет сделать вывод о том, что наблюдается тенденция к увеличению количества уголовных дел, возбужденных по статье 193 УК РФ за правонарушения,
связанные с уклонением резидентов от исполнения обязанности по репатриации денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ, в 1,8 раза: с 132 дел в 2014 году до 236 дел в 2018 году, по статье 193.1 УК РФ за правонарушения, связанные с переводом денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов, - в 5,2 раза: с 33 дел в 2014 году до 171 дела в 2018 году. Количество дел, возбужденных по ст. 200.1 УК РФ (контрабанда наличных средств или денежных инструментов) сократилось в 1,5 раза, с 76 дел в 2014 году до 51 дела в 2018 году. В структуре возбужденных уголовных дел за нарушения валютного законодательства РФ наибольший удельный вес (52-55%) имеют уголовные дела по нарушениям, связанным с уклонением от исполнения обязанности по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ, ответственность за которые предусмотрена ст. 193 УК РФ.
Обобщая статистические данные ФТС России, следует отметить, что за последние годы результативность работы таможенных органов по выявлению нарушений валютного законодательства РФ существенно повысилась. Наиболее распространенными способами нелегального вывоза денежных средств из Российской Федерации, выявленными таможенными органами являются: завышение стоимости импортных контрактов; сокрытие экспортной валютной выручки, в том числе с использованием мнимых (притворных) сделок; неисполнение обязанности по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ посредством замены денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами (в ценных бумагах); махинации с оценочной стоимостью вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта при бартере; незаконное перемещение наличных валют и валютных ценностей.
Литература
1. Тимохин А.Ю., Дорожкина Т.В. Содействие ФТС России развитию нормативной базы по осуществлению валютного контроля // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. Т. 3. № 5. С. 89-92.
2. Овсянников С.А. Роль таможенных органов в обеспечении мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма // Актуальные вопросы валютного контроля в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф., 6 апреля 2017 г. Саратов, 2017. С. 7-12.
3. Зыбина Е.В. Проблемы и перспективы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации в современных условиях // Транспортное дело России. 2015. № 3. С. 89-93.
4. Алексеева Т.О. Анализ роли таможенных органов в осуществлении валютного контроля // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 28. С. 1678-1689.
5. Таможенная служба Российской Федерации в 2014-2018 гг. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 20.04.2020).
6. О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон Рос. Федерации от 10 дек. 2003 г. № 173-ФЭ: в ред. от 27.12.2019 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Нынкин О.А., Ахмедзянов Р.Р. Роль таможенных органов Российской Федерации в системе валютного регулирования // Colloquium-journal. 2019. № 11-3. С. 25-27. URL: https://elibrary.ru/item.aspid=38304303 (дата обращения: 20.04.2020).
8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанному 11 апреля 2017 г. в Москве. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Агапова А.В., Максимова Т.Г., Антипов А.А. Практика осуществления валютного контроля таможенными органами Российской Федерации // Международная торговля и торговая политика. 2018. №4 (16). С. 122-125.
10. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений: приказ Федеральной таможенной службы Рос. Федерации от 17 июля 2019 г. №1171. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. №195-ФЗ: в ред. 18 марта 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июля 1996 г. №63-ФЗ: в ред. от 18 февр. 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
References
1. Timokhin A.Yu., Dorozhkina T.V. Sodeistvie FTS Rossii razvitiyu normativnoi bazy po osushchestvleniyu valyutnogo kontrolya // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2019. T. 3. № 5. S. 89-92.
2. Ovsyannikov S.A. Rol' tamozhennykh organov v obespechenii mer po protivodeistviyu legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniya terrorizma // Aktual'nye voprosy valyutnogo kontrolya v sovremennykh usloviyakh: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 6 aprelya 2017 g. Saratov, 2017. S. 7-12.
3. Zybina E.V. Problemy i perspektivy valyutnogo kontrolya, osushchestvlyaemogo tamozhennymi organami Rossiiskoi Federatsii v sovremennykh usloviyakh // Transportnoe delo Rossii. 2015. № 3. S. 89-93.
4. Alekseeva T.O. Analiz roli tamozhennykh organov v osushchestvlenii valyutnogo kontrolya // Finansy i kredit. 2017. T. 23. № 28. S. 1678-1689.
5. Tamozhennaya sluzhba Rossiiskoi Federatsii v 2014П2018 gg. Spravochnye materialy k zasedaniyu kollegii FTS Rossii. URL: http://www.customs.ru (data obrashcheniya: 20.04.2020).
6. O valyutnom regulirovanii i valyutnom kontrole: feder. zakon Ros. Federatsii ot 10 dek. 2003 g. № 173-FZ: v red. ot 27.12.2019 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
7. Nynkin O.A., Akhmedzyanov R.R. Rol' tamozhennykh organov Rossiiskoi Federatsii v sisteme valyutnogo regulirovaniya // Colloquium-journal. 2019. № 11-3. S. 25-27. URL: https://elibrary.ru/item.aspid=38304303 (data obrashcheniya: 20.04.2020).
8. Tamozhennyi kodeks Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza: prilozhenie 1 k Dogovoru o Tamozhen-nom kodekse Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza, podpisannomu 11 aprelya 2017 g. v Moskve. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
9. Agapova A.V., Maksimova T.G., Antipov A.A. Praktika osushchestvleniya valyutnogo kontrolya tamozhennymi organami Rossiiskoi Federatsii // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2018. №4 (16). S.122-125.
10. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Federal'noi tamozhennoi sluzhby po osushchestvleni-yu gosudarstvennogo kontrolya za valyutnymi operatsiyami, svyazannymi s peremeshcheniem tovarov cherez tamozhennuyu granitsu EAES, s vvozom tovarov v Rossiiskuyu Federatsiyu i ikh vyvozom iz Rossiiskoi Federatsii, a takzhe za sootvetstviem provodimykh valyutnykh operatsii, svyazannykh s peremeshcheniem tovarov cherez tamozhennuyu granitsu EAES, s vvozom tovarov Rossiiskuyu Federatsiyu i ikh vyvozom iz Rossiiskoi Federatsii, usloviyam litsenzii i razreshenii: prikaz Federal'noi tamozhennoi sluzhby Ros. Federatsii ot 17 iyulya 2019 g. №1171. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
11. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30 dek. 2001 g. №195-FZ: v red. 18 marta 2020 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
12. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13 iyulya 1996 g. №63-FZ: v red. ot 18 fevr. 2020 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
Поступила в редакцию 7 апреля 2020 г.
Received 7 April, 2020