10.24412/2309-4788-2021-10972
М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»; [email protected],
M.V. Neparko - Associate Professor of the Department of Customs, FSBEI HE Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky ";
А.Е. Радаев - студент ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»,
A.E. Radaev - is a student of the Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky ".
АНАЛИЗ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА ANALYSIS OF CURRENCY CONTROL CARRIED OUT BY THE CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA AS AN INTEGRAL PART OF THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
Аннотация. В статье рассматриваются валютное регулирование и валютный контроль, как составная часть экономической безопасности. Валютный контроль, проводимый таможенными органами в рамках своих компетенций, решает задачи по предотвращению оттока валютных денежных средств из страны при осуществлении внешнеэкономической деятельности субъектами валютных отношений. В статье проведен анализ соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, выявлены основные нарушения. Рассмотрено взаимодействие таможенных органов с Центральным банком Российской Федерации по предотвращению и пресечению сомнительных валютных операций, а также порядок передачи информации о декларациях на товары с признаками недостоверности сведений о цене товара для блокировки банками соответствующих платежей по внешнеторговым контрактам.
Abstract. The article deals with currency regulation and currency control as an integral part of economic security. Currency control, carried out by customs authorities within their competence, solves the tasks of preventing the outflow of foreign currency funds from the country when carrying out foreign economic activities by subjects of foreign exchange relations. The article analyzes the compliance with the currency legislation of the Russian Federation, and identifies the main violations. The interaction of customs authorities with the Central Bank of the Russian Federation on the prevention and suppression of dubious currency transactions, as well as the procedure for transmitting information about declarations for goods with signs of unreliability of information about the price of goods for blocking banks of the corresponding payments under foreign trade contracts, is considered.
Ключевые слова: валюта, валютное регулирование, валютный контроль, экономическая безопасность, внешнеэкономическая деятельность, валютные операции.
Keywords: currency, currency regulation, currency control, economic security, foreign economic activity, currency transactions.
Одним из направлений деятельности таможенных органов является валютный контроль и противодействие незаконного вывода капитала за рубеж. В связи с этим в 2020 году таможенными органами проведено более 6 тыс. проверок соблюдения участниками ВЭД актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, что на 4,3 тыс. проверок меньше, чем в 2019 г. и на 4,6 тыс. проверок меньше, чем 2018 году (табл.1).
Таблица 1 - Количество проверочных мероприятий, проведенных ФТС России
соблюдения валютного законодательства Российской Федерации в 2018- 2020 гг.
Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к
2018 г. 2019 г.
Количество проверок, тыс. дел 10,6 10,0 6,0 56,6 60,0
Возбуждено дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ, тыс. дел 13,8 14,5 8,0 57,9 55,2
Сумма, администрируемая таможенными органами по результатам выявленных административных правонарушений, млрд. руб. 207,0 86,0 35,0 16,9 40,7
По результатам проверочных мероприятий, проведенных ФТС России соблюдения валютного законодательства Российской Федерации в 2020 году возбуждено более 8 тыс. дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ, что на 6,5 тыс. дел меньше, чем в 2019 г. и на 5,8 тыс. дел меньше, чем 2018 году.
Сумма, администрируемая таможенными органами по результатам выявленных административных правонарушений в 2020 году составила свыше 35 млрд. рублей что на 51,0 млрд. рублей меньше, чем в 2019 г. и на 172,0 млрд. рублей меньше, чем 2018 году (табл.1).
Снижение по сравнению с 2019 годом количества проведенных проверок обусловлено приостановлением в период с 21 мая по 30 июня 2020 года инициирования и проведения таможенными и налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, отменой требования о репатриации денежных средств по контрактам с расчетами Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». Данное обстоятельство послужило основанием сокращения проверок соблюдения валютного законодательства, а также совершенствованием процедуры предпроверочного анализа, минимизирующего нерезультативные проверки, повышением эффективности взаимодействия таможенных и налоговых органов по исключению номинальных юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
На основе созданной ФТС России в 2019 году методологической базы в 2020 году ФТС России организован полномасштабный переход от фиксации валютных правонарушений к предотвращению и пресечению сомнительных валютных операций. В целях противодействия сомнительным финансовым операциям ФТС России в соответствии с Протоколом № 4 «О внесении изменений в Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы» от 30 июля 2015 г. № БР-Д-12/361, от 31 августа 2015 г. № 01-69/0008 на регулярной основе передает в Банк России по закрытому каналу связи информацию о декларациях на товары с признаками недостоверности сведений о цене товара для блокировки банками соответствующих платежей по внешнеторговым контрактам.
Эффективность данного взаимодействия подтверждается существенным снижением объема сомнительных внешнеторговых операций с использованием деклараций на товары. По информации Банка России, объем сомнительных валютных операций снизился с 77 млрд. рублей в 2015 году (0,18 млрд. рублей в 2019 году) до 0,15 млрд. рублей в 2020 году.
По совокупности мер, принятых таможенными органами Российской Федерации во взаимодействии с Банком России, это позволило предотвратить незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации в 2020 году на сумму 21 млн. долларов США (более 1,5 млрд. рублей), что на 7 млн. долларов США меньше, чем в 2019 году. В 2019 году - 28 млн. долларов США (более 1,8 млрд. рублей), что на 4 долларов США, меньше, чем в 2018 году.
40 20 0
32
28
21
Объем незаконного вывода денежных средств из Российской
Федерации
□ 2018 год □ 2019 год □ 2020 год
Рисунок 1 - Объем незаконного вывода денежных средств из Российской Федерации за 2018-2020гг., млн. долларов США
Нарушения лицами валютного законодательства влекут наступление не только административной, но и уголовной ответственности. Она предусмотрена за совершение преступлений по ст. 193, 193.1, 174.1, 200.1 УК РФ, возбуждение дел по которым находится в компетенции таможенных органов России.
Так как совершение участниками ВЭД преступлений по ст. 174.1 и 200.1 УК РФ больше связано с аспектом осуществления незаконного вывода денежных средств и легализацией преступных доходов, то рассмотрим динамику возбужденных уголовных дел должностными лицами таможенных органов по ст. 193 и 193.1 УК РФ за 2017-2019 гг. в таблице 2.
Таблица 2- Динамика возбуждённых таможенными органами уголовных дел _по ст. 193, 193.1 УК РФ в 2018-2020 гг., ед._
Статья УК РФ Нарушения 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к
2018г. 2019 г.
Ст.193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ» 246,0 190,0 70,0 28,5 36,8
Ст.193.1 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» 171,0 194,0 171,0 100,0 88,1
Итого 417,0 384,0 241,0 57,8 62,8
Источник: www.customs.ru
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в 2020 году по ст. 193 УК РФ было возбуждено 70 уголовных дел, что на 63,2% меньше, чем в 2019 г. и на 71,5 % меньше, чем в 2018 г.
По ст. 193.1 УК РФ должностными лицами таможенных органов было возбуждено 171 уголовное дело, что на 11,9 % меньше, чем в 2019 г., а по сравнению с 2018 годом составило 100,0%.
Соответственно это отразилось и на структуре количества возбужденных уголовных дел в 2020 г. по ст. 193 и 193.1 УК РФ к 2019 году по сравнению с предыдущими годами в рассматриваемой области, рассмотрим их структуру в таблице 3.
Таблица 3 - Структура возбуждённых таможенными органами уголовных дел
по ст. 193, 193.1 УК РФ в 2018-2020 гг., %
Статья УК РФ Нарушения 2018 г. 2019 г. 2020 г. Изменение (+/-) в 2020 г. по сравнению с
2018 г. 2019 г.
Ст.193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ» 58,99 49,48 29,05 -29,94 -20,43
Ст.193.1 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов» 41,01 50,52 70,95 +29,94 +20,43
Итого 100 100 100 х х
Источник: www.customs.ru
В отчетном году наибольший удельный вес в структуре выявленных таможенными органами уголовных преступлений в процессе осуществления валютного контроля за соблюдением участниками ВЭД валютного законодательства занимают нарушения по ст. 193.1 УК РФ. На долю правонарушений по совершению валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов в 2020 г. приходится 20,43 %. больше, чем в 2019 г. и на 29,94 % больше, чем в 2018 г. В отчетном году наблюдается сокращение объема неисполнения участниками ВЭД требования по репатриации денежных средств по сравнению с базисным годом на 20,43 %, а по сравнению с 2018 г. на 29,94 %.
Рассмотрим количество причиненного ущерба от совершения участниками ВЭД уголовных преступлений по ст. 193, 193.1 УК РФ за 2018- 2020 гг. в табл. 4.
Таблица 4 - Динамика ущерба от совершения уголовных преступлений
в сфере валютного контроля в 2018 - 2020 гг., млрд. руб.
Статья УК РФ Нарушение 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к
2018 г. 2019 г.
Ст.193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» 29,6 26,7 12,7 42,9 47,6
Ст.193.1 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» 17,9 31,0 14,0 78,2 45,2
Итого 47,5 57,7 26,7 56,2 46,3
Источник: www.customs.ru
В ходе выявления причиненного ущерба от совершения участниками ВЭД уголовных преступлений выявлены следующие факты:
— невозврата из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации на сумму 49,3 млрд. рублей;
— перевода денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов на сумму более 14 млрд. рублей;
— незаконного перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на сумму 3 млрд. рублей.
Данные таблицы 4 свидетельствуют, что ущерб от совершения участниками ВЭД уголовных преступлений по ст. 193 УК РФ практически одинаковый. Так, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. наблюдается сокращение суммы ущерба на 52,4 % и уменьшение по сравнению с 2018 г. на 57,1 %.
По причине ежегодного роста в 2018-2020 гг. валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов наблюдается также сокращение ущерба по ст. 193.1 УК РФ. Так, в 2020 г. сумма сократилась по сравнению с 2019 г. на 54,8 %, по сравнению с 2018 г. на 21,8 %. Общая сумма ущерба по уголовным преступления, наказание за совершение которых предусмотрено ст. 193 и 193.1 УК РФ в 2020 г. составила 26,7 млрд. руб., что практически в два раза меньше, чем в 2019 г. и 2018 г.
Представленные данные позволяют сделать вывод, что уголовные преступления, выявленные должностными лицами таможенных органов в процессе осуществления валютного контроля, сокращаются, но несмотря на это продолжают наносить ущерб экономике страны, подрывают её экономическую безопасность.
Борьба с незаконным выводом капитала, легализацией преступных доходов, финансированием терроризма остается важнейшей задачей органов валютного контроля Российской Федерации.
В процессе осуществления контроля в рассматриваемом аспекте должностные лица таможенных органов уполномочены возбуждать уголовные дела по ст. 174.1 и 200.1 УК РФ.
Так, по ст. 174.1 УК РФ в 2020 году было возбуждено всего 10 уголовных дел, что на 7 дел больше, чем в 2018 и 2019 гг. (табл.5).
Таблица 5 - Динамика возбуждённых таможенными органами уголовных дел
по ст. 174.1, 200.1 УК РФ в 2018-2020 гг., ед.
Статья УК РФ Нарушение 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к
2018 г. 2019 г.
Ст.174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» 3,0 3,0 10,0 300,0 300,0
Ст.200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» 90,0 72,0 72,0 80,0 100,0
Итого 93,0 75,0 82,0 88,2 109,3
Источник: www.customs.ru
Количество нарушений по ст. 200.1 УК РФ неравнозначно: в 2020 г. было возбуждено 72 дела, что составило 100% к уровню 2019 г. и на 18 ед. (20%) меньше, чем в 2018 г. (табл. 6).
Таблица 6 - Структура возбуждённых таможенными органами уголовных дел
по ст. 174.1, 200.1 УК РФ в 2018-2020 гг., %
Статья УК РФ Нарушение 2018 г. 2019 г. 2020 г. Изменение (+/-) в 2020 г. по сравнению с
2018 г. 2019 г.
Ст.174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» 3,20 4,00 12,2 +9,0 +8,2
Ст.200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» 96,80 96,00 87,8 -9,0 -8,2
Итого 100 100 100 х х
Источник: www.customs.ru
Наибольший удельный вес в отчетном году среди нарушений от общей суммы уголовных преступлений по ст. 174.1 и 200.1 УК РФ составила контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (96,00 %).
Центральный банк России играет большую роль в сфере ПОД/ФТ, поэтому рассмотрение его деятельности в рассматриваемом аспекте является необходимым. Для экономической безопасности государства масштаб оттока капитала имеет большое значение. Чистый отток капитала частного сектора из РФ в 2019 году уменьшился в 2,4 раза - до $26,7 млрд, по сравнению с 2018 годом, когда он составил $63,6 млрд, свидетельствуют материалы Банка России.
ЦБ отмечает, что определяющее влияние на величину этого показателя оказало уменьшение иностранных обязательств банков, в то время как вклад прочих секторов в чистое кредитование остального мира заметно сократился.
Чистый отток капитала из России, по данным ЦБ, в 2020 году превысил $47,8 млрд. Это больше чем в два раза превышает отток за предыдущий год, но меньше прогноза, который регулятор делал в начале второй волны пандемии.
О резком ускорении оттока капитала в 2020 году ЦБ предупреждал еще осенью. В отличие от 2019 года, когда в оттоке капитала существенную роль сыграли операции по наращиванию иностранных активов, в прошедшем году основной формой чистого кредитования остального мира частным сектором стало сокращение внешних обязательств, которое в близкой пропорции сформировали банки и другие сектора, отмечает ЦБ.
На ближайшие два года ЦБ прогнозировал замедление оттока: $35 млрд и $20 млрд в 2021 и 2022 году соответственно.
Наибольшую трудность в анализе представляет изучение масштаба незаконного вывода денежных средств, так как его расчеты лишь приблизительные по причине невозможности получения точных оценок лишь на основе платежного баланса страны. Для того, чтобы подробно рассмотреть его объемы, необходимо проанализировать структуру сомнительных операций в банковском секторе в обозначенный период.
По данным Банка России, незаконный вывод денежных средств за рубеж через российские банки в 2020 году сократился на 21,2% по сравнению с 2019 годом и составил 52 млрд рублей. В 2019 году снизился на 10% и составил 66 млрд рублей по сравнению с 73 млрд рублей в 2018 году. При этом обналичивание денежных средств в банковском секторе через сомнительные сделки в 2020 году снизился с 110 млрд до 78 млрд рублей, в 2019 году до 96 млрд рублей по сравнению с 176 млрд рублей в 2018 году (рис. 4). Для сравнения: показатель составлял в 2017 году 326 млрд руб., в 2015 году - 600 млрд руб.
Таким образом, в российской экономике наблюдается продолжение тенденции к сокращению незаконных финансовых операций. Позитивная динамика налицо, усилился контроль за банковскими операциями в связи с установками Финмониторинга. Важный эффект дает развитие цифровизации данной сферы, что позволяет точнее отслеживать и пресекать злоупотребления.
Источники:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения 19.03.2021).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ ч.2). [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения 19.03.2021).
3. Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения 15.03.2021).
4. Петрушина О.М.,ГажваВ.О. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11 (58). С. 238-241.
5. Селиверстов И.В., Мигел А.А. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В НЕТОРГОВОМ ОБОРОТЕ. Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-9. С. 73-76.
References:
1. The Customs Code of the Eurasian Economic Union (Annex No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union). [Electronic resource] - Access mode-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (accessed 19.03.2021).
2. Tax Code of the Russian Federation (Tax Code of the Russian Federation part 2). [Electronic resource] - Access mode-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (accessed 19.03.2021).
3. Federal Law No. 289-FZ of 03.08.2018 "On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". [Electronic resource] - Access mode-URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_304093 / (accessed 15.03.2021).
4. Petrushina O. M., Gazhva V. O. ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF CURRENCY REGULATION AND CONTROL BODIES IN THE RUSSIAN FEDERATION / / Competitiveness in the global world: economics, science, technologies. 2017. No. 11 (58). pp. 238-241.
5. Seliverstov I. V., Miguel A. A. EVALUATION OF THE PRACTICE OF IMPLEMENTATION AND DIRECTIONS FOR IMPROVING CURRENCY CONTROL IN NON-TRADE TURNOVER. Trends in the development of science and education. 2020. No. 62-9. pp. 73-76.