Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
494
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СОМНИТЕЛЬНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / FOREIGN TRADE ACTIVITY / CUSTOMS AUTHORITIES' ACTIVITIES / CURRENCY CONTROL / CURRENCY CONTROL AUTHORITIES / CURRENCY OPERATIONS / VIOLATIONS OF CURRENCY LEGISLATION / SUSPICIOUS CURRENCY TRANSACTIONS / INTERDEPARTMENTAL COOPERATION / FINANCIAL TRANSACTIONS / INTERNATIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович, Шкляев Сергей Владимирович

В статье проведен анализ деятельности таможенной службы Российской Федерации, направленной на реализацию функций органа валютного контроля. Определена технология анализа деятельности участников внешнеэкономической деятельности с целью выявления рисков нарушения валютного законодательства и признаков проведения сомнительных валютных операций. Предложена технологическая карта информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с органами валютного контроля и другими компетентными органами в целях противодействия незаконным валютным операциям и рассмотрена схема ее международного взаимодействия в сфере противодействия сомнительным финансовым операциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE FUNCTION OF CURRENCY CONTROL AUTHORITY IN FOREIGN TRADE ACTIVITIES BY THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE

The activities of the customs service of the Russian Federation aimed at implementing the functions of currency control authority are analyzed in the article. The technology of analyzing the activities of participants in foreign economic activity in order to identify the risks of violating currency legislation and signs of dubious currency transactions is defined. The technological map of information interaction of the Federal Customs Service with currency control authorities and other competent authorities in order to counter illegal currency transactions is proposed and the scheme of its international interaction in the field of countering dubious financial transactions is considered.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

актуальные проблемы таможенной деятельности

current problems of customs activity

В. Б. Мантусов, С. В. Шкляев

реализация федеральной таможенной службой Функции органа валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности

В статье проведен анализ деятельности таможенной службы Российской Федерации, направленной на реализацию функций органа валютного контроля. Определена технология анализа деятельности участников внешнеэкономической деятельности с целью выявления рисков нарушения валютного законодательства и признаков проведения сомнительных валютных операций. Предложена технологическая карта информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с органами валютного контроля и другими компетентными органами в целях противодействия незаконным валютным операциям и рассмотрена схема ее международного взаимодействия в сфере противодействия сомнительным финансовым операциям.

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность; деятельность таможенных органов; валютный контроль; органы валютного контроля; валютные операции; нарушения валютного законодательства; сомнительные валютные операции; межведомственное взаимодействие; финансовые операции; международное взаимодействие.

V. B. Mantusov, S. V. Shklyaev

implementation of the function of currency control authority in foreign trade activities by the federal customs service

The activities of the customs service of the Russian Federation aimed at implementing the functions of currency control authority are analyzed in the article. The technology of analyzing the activities of participants in foreign economic activity in order to identify the risks of violating currency legislation and signs of dubious currency transactions is defined. The technological map of information interaction of the Federal Customs Service with currency control authorities and other competent authorities in order to counter illegal currency transactions is proposed and the scheme of its international interaction in the field of countering dubious financial transactions is considered.

Keywords: foreign trade activity; customs authorities' activities; currency control; currency control authorities; currency operations; violations of currency legislation; suspicious currency transactions; interdepartmental cooperation; financial transactions; international interaction.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является органом валютного контроля и осуществляет контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического

союза (ЕАЭС), ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации (РФ) [1; 2].

Цель осуществления указанной функции состоит в обеспечении реализации государственной валютной политики, развития национальной экономики, стабильности валюты РФ и финансовой безопасности государства [3]. Достижение цели обеспечивается путем решения двух основных задач:

- выявление нарушений валютного законодательства;

- предотвращение сомнительных валютных операций посредством выявления признаков нарушения законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также валютного законодательства на стадии до их совершения [4].

Выявление признаков нарушения валютного законодательства в таможенных органах основано на сопоставлении данных уполномоченных банков о платежах и таможенных органов о декларировании товаров. Сопоставление производится с применением принципов системы управления рисками, включающей в том числе информацию иных федеральных органов исполнительной власти (рис. 1).

Информационные ресурсы

Банк России

ФНС России

таможенные органы

Росфинмониторинг

контрагенты;_

платежи; контракты;

результаты валютного контроля

регистрационные данные; сведения налогового учета; результаты налогового контроля

сведения о ввозе/вывозе товаров; представленные документы

и сведения;_

. результаты таможенного контроля

взаимосвязи участников ВЭД; сведения от ПФР иностранных государств

Уровень риска участника ВЭД

Низкий уровень риска

Высокий уровень риска

мониторинг и анализ деятельности

оперативно-розыскные мероприятия информирование Банка России дополнительные формы таможенного контроля

меры по признанию сделки

недействительной

Рис. 1. Технология анализа деятельности участников ВЭД с целью выявления рисков нарушения валютного законодательства и признаков проведения сомнительных валютных операций

Получаемая из компетентных органов информация интегрируется в центральную базу данных валютного контроля (ЦБД ВК) ФТС России и используется в программных средствах на всех уровнях системы таможенных органов, что позволяет решать широкий круг задач в области валютного, таможенного и иных видов контроля (рис. 2).

В настоящее время достигнут качественно новый уровень информационного взаимодействия ФТС России с Центральным банком Российской Федерации (Банк России) и Федеральной налоговой службой (ФНС России) в целях противодействия незаконным валютным операциям [5]. В частности, получаемые из Банка России и ФНС России сведения используются в процессе отбора объектов

проверок соблюдения валютного законодательства, который включает оценку наличия признаков нарушения валютного законодательства и возможности взыскания административных штрафов.

Рис. 2. Центральная база данных валютного контроля ФТС России

ФТС России разработано 16 критериев отбора объектов проверок, содержащих информацию о направлении движения денежных средств, сумме незачислен-ных денежных средств (Банк России), статусе резидента, наличии задолженности по уплате административных штрафов (ФНС России).

На основе таких критериев таможенными органами РФ в 2019 г. проведено более 10 тыс. проверок соблюдения валютного законодательства, по результатам которых возбуждено 14 тыс. дел об административных правонарушениях (АП) по ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [6]. При этом проверке было подвергнуто около 1% (6,3 тыс.) от общего количества участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), деятельность которых подлежит валютному контролю, что, по мнению ФТС России, свидетельствует о незначительной административной нагрузке в данной области на участников ВЭД в целом (рис. 3).

В целях предотвращения противоправной деятельности номинальных юридических лиц таможенные органы осуществляют передачу в налоговые органы информации о признаках нарушения участниками ВЭД законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

[7].

При получении указанной информации налоговыми органами проводятся проверочные мероприятия, по результатам которых принимается решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записей о недостоверности сведений о юридических лицах с их последующим исключением из реестра (рис. 4).

В 2019 г. в налоговые органы передана информация в отношении 1,3 тыс. юридических лиц, при этом налоговыми органами на основании указанной информации принято решение об исключении 257 юридических лиц из реестра (в первом

полугодии 2020 г. 346 и 96 юридических лиц соответственно). Это позволило за четыре года предотвратить реализацию сомнительных внешнеторговых сделок на сумму более 3,6 млрд долл. (из них в 2019 г. - на сумму 1,2 млрд долл.).

2020 г. (I полугодие)

Рис. 3. Административная нагрузка на участников ВЭД при проведении проверок по валютному контролю

Рис. 4. Взаимодействие ФТС России и ФНСРоссии по противодействию регистрации номинальных юридических лиц

Совместно с ФНС России также организована работа по предотвращению создания номинальных юридических лиц одними и теми же физическими лицами. ФТС России информирует ФНС России о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате штрафов, наложенных таможенными органами за нарушения требований валютного законодательства. В случае исключения таких юридических лиц из ЕГРЮЛ или признания задолженности безнадежной к взысканию

в связи с наличием признаков недействующего юридического лица передаваемая ФТС России информация о задолженности является основанием для реализации налоговыми органами права отказа в регистрации новых юридических лиц теми же учредителями. В 2019 г. в ФНС России переданы сведения о 1,7 тыс. юридических лицах, имеющих задолженность по уплате штрафов, наложенных за нарушения требований валютного законодательства [6].

По инициативе ФТС России разработана и успешно прошла тестирование технологическая карта межведомственного взаимодействия, предусматривающая автоматическое предоставление указанных сведений в ФНС России для интеграции в применяемую налоговыми органами автоматизированную систему государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (рис. 5).

Рис. 5. Схема взаимодействия ФТС России с органами валютного контроля и другими компетентными органами

При взаимодействии с Банком России обеспечена передача таможенными органами уполномоченным банкам в электронном виде сведений о сомнительных финансовых операциях, осуществляемых с использованием деклараций на товары (ДТ), для принятия мер реагирования, предусмотренных законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) (отказ уполномоченного банка в проведении валютных операций, расторжение договора банковского счета и т. п.) [8].

Разновидностями схем совершения сомнительных валютных операций с использованием ДТ, в которых заявлены недостоверные сведения о товарах, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами и налогами, являются:

- ввоз товаров с заявлением цены, существенно превышающей цену товара на мировом и российском рынках;

- фактический ввоз товаров существенно меньшей стоимости («подложный товар») относительно заявляемых при таможенном декларировании;

- неоднократный ввоз в Россию товаров с последующим вывозом (повторная оплата в адрес нерезидента одной и той же партии товара).

В результате взаимодействия ФТС России с органами валютного контроля и другими компетентными органами объем сомнительных внешнеторговых операций с использованием ДТ, по информации Банка России, в 2019 г. по сравнению с 2015 г. сократился более чем в 50 раз и составил 1,3 млрд руб. (в 2015 г. -77 млрд руб.) (рис. 6).

Рис. 6. Объемы сомнительных валютных операций по результатам взаимодействия ФТС России с органами валютного контроля и другими компетентными органами, млрд руб.

По экспертной оценке ФТС России, за последние три года в целом предотвращено незаконных валютных операций на сумму более 3 млрд долл. США.

Помимо передачи информации в налоговые органы и уполномоченные банки, ФТС России организовано применение таможенными органами комплекса мер по заблаговременному выявлению, документированию и предотвращению противоправной деятельности недобросовестных участников ВЭД.

Благодаря информации, получаемой от компетентных органов, автоматизирован процесс отнесения резидентов к различным уровням риска нарушения валютного законодательства. В процессе категорирования учитываются сведения о внешнеторговой деятельности резидента, результатах таможенного, налогового, валютного контроля, история регистрационных действий резидента, взаимосвязи и другие данные.

При отнесении резидента к высокому уровню риска нарушения валютного законодательства таможенные органы применяют меры по минимизации рисков проведения незаконных валютных операций (дополнительные формы таможенного контроля, оперативно-розыскные мероприятия, меры по признанию сделки недействительной в судебном порядке и др., см. рис. 1).

Одним из наиболее действенных инструментов противодействия незаконным валютным операциям является международное взаимодействие с компетентными органами иностранных государств. Получаемые в рамках такого взаимодействия документы и сведения используются при документировании правонарушений,

в том числе связанных с заявлением в ДТ недостоверных сведений о цене товаров, подлежащей оплате в адрес нерезидента (рис. 7).

Рис. 7. Схема международного взаимодействия ФТС России в сфере противодействия сомнительным финансовым операциям

Примерами успешного международного взаимодействия с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия незаконным валютным операциям являются следующие.

1. Выявление ввоза в Россию произведенных в Италии иностранной компанией OIMA SRL машин инжекционно-литьевых по многократно завышенной цене (модель OIMA SRL TPI-500 стоимостью 2 млн 600 тыс. евро) на основании заявления официального представителя компании OIMA SRL, согласно которому указанные в ДТ модели не производилась, а стоимость моделей OIMA не превышает 540 тыс. евро. Этот факт выявлен таможенными органами в результате проверки деятельности ООО «Петербургская строительная инвестиционная компания». По информации Налогово-таможенного департамента Эстонской Республики эстонский контрагент не осуществляет коммерческую деятельность, а его единственным учредителем значится гражданин РФ. По фактам представления в таможенные органы и уполномоченный банк заведомо подложных документов, с целью перевода денежных средств в оплату ввезенного в Россию оборудования, судом вынесен обвинительный приговор по п. «а» ч. 3 ст. 193.1 Уголовного кодекса РФ.

2. Признание недействительным внешнеторгового контракта, заключенного ООО «Джи Кей Ивент» с Simeria Investment s.r.o. (Чехия) на сумму 265,7 млн руб. (поставка осветительного электрооборудования).

Основаниями для признания контракта недействительным явились:

- отсутствие у ООО «Джи Кей Ивент» при заключении контракта намерения создать соответствующие сделке правовые последствия, поскольку в результате международного взаимодействия установлено, что Simeria Investment s.r.o.

связана с противоправной деятельностью (налоговое мошенничество и отмывание денег);

- ООО «Джи Кей Ивент» создана через подставных лиц (налоговому органу предоставлены данные, повлекшие внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах).

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2019 № А40-179924/19-33-1529 иск удовлетворен в полном объеме.

Для обеспечения всестороннего анализа внешнеэкономических операций посредством информационного взаимодействия с уполномоченными органами иностранных государств ФТС России подготовлен и одобрен распоряжением Правительства РФ от 05.05.2017 № 870-р проект типового соглашения о взаимодействии между ФТС России и таможенными службами (уполномоченными органами) государств, не являющихся членами ЕАЭС, по предупреждению, выявлению и пресечению совершения участниками ВЭД сомнительных финансовых операций.

Проекты двусторонних соглашений и меморандумов на основе типового соглашения были направлены в уполномоченные органы 34 иностранных государств, ряд государств выразили заинтересованность в их рассмотрении, в том числе Нидерланды, Швейцария, Абхазия, Куба.

В настоящее время подписано соглашение с Республикой Таджикистан (2019 г.), на стадии окончательного согласования и высокой степени готовности к подписанию также находится соответствующий меморандум с Республикой Узбекистан.

Продвижение инициатив о заключении соглашений (меморандумов) также осуществляется на различных международных площадках под эгидой Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Всемирной таможенной организации [9].

В 2018-2019 гг. результаты проводимой ФТС России работы по организации межведомственного и международного взаимодействия по направлению валютного контроля были учтены при прохождении Россией четвертого раунда взаимных оценок ФАТФ и получили положительную оценку со стороны представителей указанных организаций.

Таким образом, ФТС России, реализуя функции органа валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности, контролирует валютные операции экспортных и импортных внешнеэкономических сделок, противодействует оттоку отечественного капитала за границу, обеспечивает безопасность экономики РФ. Деятельность ФТС России по выявлению нарушений валютного законодательства и предотвращению сомнительных валютных операций носит, прежде всего, межотраслевой характер. Она основана на совокупности норм валютного, банковского, таможенного и налогового права и на организации взаимодействия ФТС России с органами валютного контроля и другими компетентными органами. учитывая международный характер большинства способов осуществления незаконных финансовых операций, особое значение приобретает организация международного сотрудничества в этой сфере деятельности.

Использованные источники

1. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

2. Постановление Правительства РФ от 13.04.2016 № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru.

3. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Валютный контроль как вид государственного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 7-16.

4. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.

5. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

6. Таможенная служба Российской Федерации в 2019 году: материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. М., 2020. 108 с.

7. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

8. Методические рекомендации Банка России от 05.05.2015 № 12-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. URL: http://cbr.ru.

9. Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (подписан в г. Москве 19.12.2011) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.