Научная статья на тему 'Деятельность Федеральной таможенной службы России при осуществлении функций валютного контроля'

Деятельность Федеральной таможенной службы России при осуществлении функций валютного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
929
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФТС РОССИИ / FCS OF RUSSIA / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CURRENCY REGULATION / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / CURRENCY CONTROL / ОРГАНЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / CURRENCY CONTROL AGENTS / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИ / CUSTOMS REGULATION / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джавадова Алиса Сираджеддиновна

В статье проанализированы и обобщены теоретические положения о роли и месте таможенных органов в процессе деятельности по осуществлению валютного контроля, направленной на обеспечение экономической безопасности России. Представлены возможности информационных ресурсов таможенных органов при наделении их статусом органа валютного контроля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN THE FIELD OF CURRENCY CONTROL EXECUTION

The article analyses and summarizes theoretical statements about the role and place of customs authorities in their activity in execution ofcurrency regulation for protecting economic security of Russia and reveals the possibilities of Information Resources of Customs Authorities and Contains proposals to assign the FCS of Russia to the status of a currency control body

Текст научной работы на тему «Деятельность Федеральной таможенной службы России при осуществлении функций валютного контроля»

S «

S

s О X

s

л s о

X X

w

ss

Oh

cq О

и

w

£

0

Рн

С

W

3

1

л

<

s

H «

УДК 339.543

деятельность федеральной таможенной службы россии при осуществлении функций валютного контроля

Джавадова Алиса Сираджеддиновна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры правового обеспечения внешнеэкономической деятельности, к.ю.н., e-mail: [email protected]

В статье проанализированы и обобщены теоретические положения о роли и месте таможенных органов в процессе деятельности по осуществлению валютного контроля, направленной на обеспечение экономической безопасности России. Представлены возможности информационных ресурсов таможенных органов при наделении их статусом органа валютного контроля

Ключевые слова: ФТС России; таможенные органы; валютное регулирование; валютный контроль; органы валютного контроля; агенты валютного контроля; таможенное регулирование; внешнеэкономическая деятельность

THE ACTIVITY OF FEDERAL CUSTOMS

SERVICE OF RUSSIA IN THE FIELD OF CURRENCY CONTROL EXECUTION

Djavadova Alysa S.

Russian Customs Academy St.Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Lecturer of the Department of foreign economic activity, PhD, e-mail: [email protected]

The article analyses and summarizes theoretical statements about the role and place of customs authorities in their activity in execution of currency regulation for protecting economic security of Russia and reveals the possibilities of Information Resources of Customs Authorities and Contains proposals to assign the FCS of Russia to the status of a currency control body

Keywords: FCS of Russia; customs authorities; currency regulation; currency control; currency control agents; customs regulation; foreign economic activity

Для цитирования: Джавадова А.С. Деятельность Федеральной таможенной службы России при осуществлении функций валютного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (61). С. 40-43.

В 2016 году существенно изменилось действующее законодательство Российской Федерации в сфере валютного регулирования и валютного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» [1], постановлению Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [2] функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора), то есть действовавшего органа валютного контроля, передаются правопреемникам - Федеральной таможенной службе (ФТС России) и Федеральной налоговой службе (ФНС России). Таким образом, ФТС России и ФНС России получают статус органов валютного контроля, между которыми распределены функции Росфиннадзора.

В соответствии с указанным выше постановлением Правительства РФ Федеральной таможенной службе России, в частности, будут переданы функции по контролю за «соблюдением резидентами валютного законодательства Российской Федерации при проведении валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их

вывозом из Российской Федерации» [2]. Следовательно, к полномочиям ФТС России отнесен «контроль в том числе за соблюдением резидентами требований о репатриации, оформления паспорта сделки, предоставления подтверждающих документов» [3]. Ввиду соответствующих изменений нельзя не согласиться с мнением заместителя начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Е.Ю. Ладожиной о том, что «наделение ФТС России статусом органа валютного контроля позволит полноценно реализовать цепочку последовательных действий - от выбора объектов контрольно-надзорных мероприятий до привлечения нарушителей к ответственности и взыскания с них штрафов, призванных компенсировать урон, нанесенный экономическим интересам государства противозаконной деятельностью» [4].

Рассматриваемые нами положения нашли отражение в содержании Федерального закона от 03.07.2016 № 285-ФЗ, согласно которому внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ввиду расформирования Росфиннадзора и передачи его функций, как органа валютного контроля, двум службам - ФТС России и ФНС России [5]. Предусмотрено, к примеру, в абзаце четвертом части 6 действующего Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» слова

«таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля» следует заменить словами «федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля» [6].

Необходимо отметить, что ранее с учетом своих полномочий ФТС России и ФНС России только сообщали Росфиннадзору о валютных нарушениях, а сотрудники службы Росфиннадзора привлекали к ответственности. Более десяти лет Росфиннадзор «являлся органом, который мог привлекать резидентов к ответственности за нарушение требований российского валютного законодательства, в основном за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а также нарушения требований о репатриации денежных средств, причитающихся от нерезидентов по внешнеторговым договорам» [3].

Полагаем, следует согласиться с мнением о том, что «Росфиннадзор превратился в лишнее звено, назначая штрафы по нарушениям, выявленным ФТС и ФНС, что стало причиной передачи функций валютного контроля от Росфиннадзора к ФТС России», «взыскивать штрафы Росфиннадзору не удается, служба - рекордсмен по дебиторской задолженности» [7]. Из содержания статьи, размещенной на сайте газеты «Ведомости», следует, что «в октябре 2015 года служба потеряла право возбуждать административные дела по бюджетным нарушениям. По данным Росфиннадзора, на протоколы ФТС России приходилось 95,2 % проверок, на ФНС - 0,7 %, на материалы самого Росфиннадзора только 4 % [8]. До момента передачи полномочий по валютному контролю ФТС России таможенные органы де-факто уже выполняли основную часть работы по валютному контролю. К тому же у них больше правовых механизмов для взыскивания штрафов и долгов.

Кроме изменений о статусе, полномочиях сотрудников ФТС России при осуществлении валютного контроля в целях укрепления экономической безопасности одним из важных вопросов является системный, комплексный подход в межведомственном взаимодействии при проверках соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ. Таможенные органы, согласно валютному законодательству РФ, взаимодействуют с органами и агентами валютного контроля, государственными органами и негосударственными организациями на основе соглашений об обмене документами и информацией, связанных с проведением участниками ВЭД валютных операций [9, с. 120].

Концепция этого комплексного подхода, как справедливо считает О.В. Медведенко, предполагает «обмен информацией и данными в целях предотвращения нелегального вывода за рубеж российской и иностранной валюты, а также разработку финансовых мер по борьбе с легализацией «преступных» доходов» [10, с. 49]. Реализация комплексного подхода основана на межведомственном взаимодействии таких ведомств, как ФТС России,

Росфиннадзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) и Центрального банка (ЦБ) РФ, что предусматривает выполнение мер, направленных на противодействие:

- деятельности субъектов, проводящих сомнительные финансовые операции;

- легализации «преступных» доходов и финансированию терроризма при трансграничном перемещении российскими и иностранными гражданами наличных денег и ценных бумаг [10, с. 49].

Реализация указанного выше комплексного подхода при межведомственном взаимодействии осуществляется в целях:

а) повышения эффективности технологий валютного контроля с учетом необходимости его переноса на этап контроля после выпуска товаров;

б) применения единых подходов к процедуре обмена данными и информации между ведомствами;

в) разработки мероприятий упрощения процедур валютного контроля при формировании форм учета и отчетности по валютным операциям;

г) делегирования полномочий, исключения дублирования функций ведомствами;

д) широкого применения автоматизированных систем при выборе объекта валютного контроля, в зависимости от следующих факторов:

- предполагаемой суммы возможного нарушения валютного законодательства;

- вероятности истечения сроков давности привлечения к административной, уголовной ответственности;

- наличия информации о предыдущих нарушениях резидента;

- наличия информации о незаконной внешнеторговой деятельности резидента и незаконном направлении денежных средств (перемещении денежных средств в банки, находящиеся в оффшорных зонах);

е) создания системы критериев отнесения физических лиц к «курьерам наличных», а также базы данных представления гражданами таможенным органам документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и денежных инструментов [10, с. 49-50].

Вследствие распределения полномочий, функций между новыми органами валютного контроля возможен факт влияния на резидентов, осуществляющих внешнеторговую деятельность и иные валютные операции. К тому же ФТС России и ФНС России, как двумя органами валютного контроля, может быть высказана своя правовая позиция по поводу толкования норм российского валютного законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле» «агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг,

а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» [11]. Функции таких агентов выполняли также таможенные и налоговые органы. С учетом изменений в валютном законодательстве можно предположить, что правительство РФ перестанет обеспечивать взаимодействие таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ. Этот факт очевиден, если проанализировать содержание постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 № 300, согласно которому изменения внесены в несколько пунктов некоторых действовавших актов Правительства Российской Федерации, в том числе о валютном контроле [2].

Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России призван осуществлять контроль за выполнением валютных операций не только кредитными организациями, но и подконтрольными ЦБ РФ некредитными финансовыми организациями. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ, исключительно федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля [11].

На современном этапе приоритетное направление деятельности сотрудников таможенных органов, как справедливо считает заместитель начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Е.Ю. Ладожи-на, - это «превентивное противодействие незаконному выводу денежных средств за рубеж, основанное на развитии механизмов риск-ориентированного подхода при исполнении данной контрольно-надзорной функции, а также совершенствование объектно-ориентированного подхода, предусмотренного Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в том числе с использованием механизмов межведомственного и международного взаимодействия по данному направлению» [4]. Напомним, что согласно ст. 12 «Функции (обязанности) таможенных органов» Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы «осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования» [5]. Кроме того, ввиду ст. 12 данного Федерального закона таможенные органы «обеспечивают в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза меры по противодействию легализации

(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков» [5].

В целях предупреждения роста дебиторской задолженности перед федеральным бюджетом в 2016 году Федеральной таможенной службой России и Банком России организовано информационное взаимодействие как необходимая мера противодействия схеме незаконного вывода денежных средств из Российской Федерации. ФТС России регулярно передает сведения о таможенном декларировании товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с признаками значительного завышения их стоимости, об оплате ввозимых на территорию российского государства товаров без уплаты пошлин и налогов по намеренно завышенным ценам.

По данным официального сайта Федеральной таможенной службы России, «в результате мер, предпринятых ФТС России в 2016 году, количество регистрируемых деклараций на товары с признаками значительного завышения стоимости ввозимых товаров и общая стоимость таких товаров существенно сократились; предотвращен незаконный перевод денежных средств за рубеж и из-за рубежа в Россию. По фактам нарушений валютного законодательства, выявленных в ходе более четырех тысяч соответствующих проверок, за 11 месяцев 2016 года таможенными органами возбуждено около пяти тысяч дел об административных правонарушениях по ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях» [12].

В 2016 году Федеральной таможенной службой России сокращено минимальное количество необходимых для таможенных операций документов, представляемых участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД), и документов, использующихся при осуществлении валютного контроля. По данным официального сайта ФТС России, «минимальное количество документов для участников ВЭД, представлявших ранее необходимые документы и осуществляющих регулярные поставки товаров в стандартной ситуации, не являющейся рисковой, по итогам работы в первом-третьем кварталах 2016 года составило: по экспорту - до трех документов, по импорту - четыре документа» [13]. Определенные успехи достигнуты ФТС России в сфере сокращения сроков проведения (времени совершения) таможенных операций, при экспорте и импорте товаров. Не менее важным направлением деятельности ФТС России в процессе реализации функций валютного контроля стало совершенствование таможенных технологий на основе широкого применения современных ИТ-инструментов и программного обеспечения. Участники ВЭД все чаще отдают предпочтение электронной форме декларирования.

В одном из своих выступлений заместитель начальника Управления торговых ограничений,

валютного и экспортного контроля ФТС России Е.Ю. Ладожина сообщила о том, что «для законодательного урегулирования проблем валютного контроля, возникающих в сфере деятельности фирм-однодневок, ФТС России подготовила законодательные инициативы в части противодействия валютным операциям по мнимым (притворным) сделкам. На основе данных предложений Минфином России подготовлен законопроект, предусматривающий наделение таможенных и налоговых органов полномочиями по обращению в суд для применения последствий ничтожности мнимых (притворных) сделок» [4]. Нельзя не принять во внимание информацию о том, что «по инициативе ФТС России в целях пресечения теневого оборота денежных средств и возможной легализации крупных сумм наличной валюты, полученной преступным путем, перемещаемых так называемыми курьерами наличных, в проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза включена норма, устанавливающая требование о представлении физическими лицами таможенным органам документов, подтверждающих происхождение денежных средств» [4]. Ранее такое требование не было закреплено на законодательном уровне.

Таким образом, изменения в российском законодательстве в сфере валютного контроля, передача основных функций валютного контроля органам ФТС России - это шаг к эффективности в управлении валютными операциями, валютного контроля, к предупреждению и предотвращению незаконных сделок, прежде всего, незаконного импорта товаров и контрабанды, обеспечению качественного мониторинга операций экспорта - импорта товаров и услуг.

Очевидна роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России при осуществлении валютного контроля, в частности, финансовой и валютной безопасности. На современном этапе эта роль заключается в укреплении статуса таможенной службы, расширении полномочий, позволяющих реализовывать функции по проведению валютного контроля на всех его этапах, и осуществлении этих функций в ходе комплексного взаимодействия ФТС России с иными ведомствами. Эти обстоятельства будут способствовать положительному решению проблемных вопросов в сфере валютного контроля, достижению целей по противодействию незаконным валютным операциям, незаконному выводу валюты из нашей страны. Реализация возможностей ФТС России как органа валютного контроля во взаимодействии с другими компетентными органами позволит противостоять угрозам экономической безопасности России.

Библиографический список:

1. Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016

№ 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».

2. 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

3. Конец Росфиннадзора: чего ждать от новых органов валютного контроля? // PwC Россия. 2016. Вып. 74 [145] [Электронный ресурс]. URL: http://www.pwc.ru/ru/legal-services/news/assets/flash-report-74-rus.pdf

4. Таможенная служба усиливает валютный контроль [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=23338:2016-05-19-09-50-25&catid=40:2011-01-24-15-02-45

5. Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

6. Федеральный закон Российской Федерации от 03.07.2016 № 285-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

7. Полномочия Росфиннадзора перейдут к казначейству, ФНС и ФТС [Электронный ресурс]. URL: https://www. vedomosti.ru/economics/articles/2016/02/01/626208-rosfinnadzor-mozhet-bit-uprazdnen-polnomochiya-razdeleni-mezhdu-kaznacheistvom-fns-fts (дата обращения: 11.02.2017).

8. Таможенники и налоговики сами взыщут штрафы за валютные нарушения [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2016/06/03/643495-tamozhenniki-nalogoviki-sami-vzischut-shtrafi-valyutnie-narusheniya (дата обращения: 11.02.2017).

9. Медведенко О.В. О взаимодействии таможенных органов с органами государственной власти при осуществлении валютного контроля в России // Бюллетень Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. Выпуск XII: Актуальные вопросы экономики таможенного дела / под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллае-ва. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, 2016. С. 120-131.

10. Медведенко О.В. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России при осуществлении валютного контроля // Таврический научный обозреватель. 2017. № 1 (18). С. 47-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28784369

11. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле».

12. ФТС России в 2016 году: валютный контроль [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=24582:-2016-&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094 &Itemid=1835

13. ФТС России в 2016 году: сокращены сроки таможенных операций и количество документов [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=24584:-2016-&catid=40:2011-01-24-15-02-45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.