Научная статья на тему 'ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
772
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФТС РОССИИ / FCS OF RUSSIA / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS SERVICE / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CURRENCY REGULATION / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / CURRENCY CONTROL / ОРГАНЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / AGENTS OF CUSTOMS CONTROL / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS REGULATION / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN TRADE ACTIVITY / CURRENCY REGULATION AUTHORITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович, Шкляев Сергей Владимирович

В статье рассматриваются актуальные вопросы деятельности таможенных органов в области государственного валютного контроля. Основное внимание уделяется анализу компетенций и направлений решения проблем, связанных с наделением таможенных органов статусом органа валютного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENCY CONTROL AS A MEANS OF STATE CONTROL, REALIZED BY THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the relevant issues of the customs service activity in the field of state currency control. The main attention is paid to the analysis of the competences and prob- lems, related to vesting the customs service with the status of the currency control au- thority and the directions of their solution.

Текст научной работы на тему «ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В. Б. Мантусов, С. В. Шкляев

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются актуальные вопросы деятельности таможенных органов в области государственного валютного контроля. Основное внимание уделяется анализу компетенций и направлений решения проблем, связанных с наделением таможенных органов статусом органа валютного контроля.

Ключевые слова: ФТС России; таможенные органы; валютное регулирование; валютный контроль; органы валютного контроля; агенты валютного контроля; таможенное регулирование; внешнеэкономическая деятельность.

Одним из важных направлений совершенствования таможенного регулирования, соответствующих стратегической цели и государственным приоритетам таможенной политики России, является развитие системы валютного контроля

Валютный контроль представляет собой один из видов государственного контроля, осуществляемого уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза в области валютного регулирования [2]. Валютное регулирование устанавливает порядок проведения операций с валютными ценностями, которые могут перемещаться через таможенную границу Таможенного союза [3].

Валютный контроль операций по перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза заключается в проверке таможенными органами полноты и своевременности поступления валютной выручки от экспорта товаров, обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, законности операций, связанных с перемещением через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами валютных ценностей, эквивалентности и соблюдения сроков встречных поставок при использовании внешнеторговых бартерных сделок [4].

Осуществление валютного контроля при экспорте товаров предполагает исключение сокрытия валютной выручки, которая должна быть зачислена в уполномоченный банк государства - члена Таможенного союза субъектом внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в результате проведения экспортной операции. Валютный контроль при проведении импортных операций препятствует утечке валюты из государства. Валютный контроль импортных операций в рамках Таможенного союза проводится в отношении таких таможенных процедур, как выпуск для внутреннего потребления, переработка на таможенной территории,

[1].

переработка для внутреннего потребления, временный ввоз, таможенный склад, реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства, свободная таможенная зона, свободный склад.

Законодательством государств - членов Таможенного союза валютное регулирование отнесено к исключительной компетенции высших органов государственной власти [5]. Основным законодательным актом, который регламентирует правоотношения в области валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации (РФ), является Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (ФЗ № 173), цель которого - обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты РФ, стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества [6]. Согласно ст. 3 ФЗ № 173 основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в России являются:

- приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

- единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

- обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В соответствии с ФЗ № 173 резидентами являются:

а) физические лица - граждане РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;

б) проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также находящиеся за пределами территории РФ их филиалы, представительства и иные подразделения;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых ФЗ № 173 и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезиденты - это:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта о резидентах;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, а также находящиеся на территории РФ их филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, а также находящиеся на территории РФ их филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения;

г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

ж) иные лица, которые не относятся к резидентам.

Помимо принципов валютного регулирования и валютного контроля ФЗ № 173 определены функции агентов и органов валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных ФЗ № 173, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

До недавнего времени в соответствии с п. 8 ст. 22 ФЗ № 173 таможенные органы являлись агентами валютного контроля. Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 функции органов валютного контроля переданы таможенной и налоговой службам [7]. Согласно этому Указу внесены изменения и в ФЗ № 173 в части определения органами валютного контроля ФТС России и ФНС России.

Компетенции таможенных и налоговых органов при исполнении возложенных функций органов валютного контроля закреплены в постановлении Правительства РФ от 13.04.2016 № 300 [8]. Указанным постановлением определено, что:

- компетенция таможенных органов - контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ;

- компетенция налоговых органов - контроль за иными валютными операциями, контроль за которыми не отнесен к компетенции таможенных органов.

Важными вопросами при реализации Указа Президента РФ № 41 и постановления Правительства РФ № 300 являются обеспечение непрерывности исполнения таможенными органами функции органа валютного контроля, сохранение кадрового потенциала и его эффективное использование в ФТС России. Мероприятия, связанные с наделением таможенных органов функцией органа валютного контроля, обсуждались на Всероссийском семинаре-совещании по вопросам валютного контроля, проводимом в апреле 2016 г. в г. Москве на базе ФТС России. Выявлено, что множество проблем в этой области возникает при реализации дополнительной компетенции таможенных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях (АП) в сфере валютного законодательства. Проблемы при передаче материалов дел об АП и дебиторской задолженности из Росфиннадзора в ФТС России вызваны отсутствием:

- описи материалов дел об АП;

- оригиналов постановлений об АП в материалах дел об АП;

- заверенных соответствующим образом копий постановлений об АП;

- сведений, подтверждающих направление процессуальных документов лицам;

- документов по исполнению постановлений по делам об АП;

- документального оформления и подтверждения сведений о дебиторской задолженности и др.

Следует отметить, что, несмотря на множество проблем, связанных с передачей таможенным органам дел об АП и дебиторской задолженности, ФТС России обеспечивает исполнение в полном объеме функции органа валютного контроля.

Анализ результатов деятельности таможенных органов по обеспечению соблюдения законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле показывает, что за девять месяцев 2016 г. таможенными органами возбуждено более 3 600 дел об АП, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), стоимость предметов АП по которым составила более 100 млрд. руб.

Для сравнения покажем, что за девять месяцев 2015 г. таких дел возбуждено свыше 3 700, стоимость предметов об АП составила более 150 млрд. руб. [9] (рис. 1).

Рис. 1. Результаты деятельности таможенных органов по обеспечению соблюдения законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле

Однако, несмотря на положительную динамику в работе таможенных органов по направлению валютного контроля, актуальной остается проблема повышения качества проверок соблюдения участниками ВЭД требований актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Для решения этой проблемы ФТС России определены направления работ, среди которых:

- совершенствование методики оценки деятельности таможенных органов по проведению валютного контроля;

- внесение изменений в Административный регламент ФТС России исполнения государственной функции по контролю за валютными операциями;

- модернизация программных средств;

- внесение изменений в соглашение о взаимодействии с ФНС России и Рос-финмониторингом;

- разработка регламента передачи Банком России в ФТС России информации о нарушениях валютного законодательства;

- интеграция информационных ресурсов ФТС России и ФНС России в рамках применения системы управления рисками (СУР).

Для реализации указанных выше работ Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля подготовлены предложения по методике расчета индикативного показателя, характеризующего эффективность деятельности таможенных органов по контролю за соблюдением участниками ВЭД валютного законодательства. На 2016-2017 гг. также запланированы работы по модернизации программных автоматизированных средств (АС), необходимых для исполнения функции органа валютного контроля, в частности АС «Валютный контроль» и АС «Правоохрана»; при этом ведется работа по внесению изменений в межведомственные соглашения о взаимодействии с ФНС России и Росфинмониторин-гом.

В июне 2016 г. был подписан временный регламент передачи Банком России в ФТС России информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования [10]. Получаемая ФТС России в рамках временного регламента информация с признаками нарушений валютного законодательства направляется в таможенные органы для анализа и принятия, при необходимости, мер в соответствии с законодательством РФ.

ФТС России совместно с ФНС России и Банком России также разработали механизм распределения указанной выше информации между органами валютного контроля. При этом компетенция органа валютного контроля определяется исходя из кода вида контракта, указанного в составе номера паспорта сделки. К компетенции ФТС России относятся паспорта сделок с кодами вида контракта: 1 - экспорт товаров, 2 - импорт товаров, 9 - смешанные сделки; к компетенции ФНС России относятся паспорта сделок с кодами вида контракта 3, 4 - услуги.

В условиях изменения концепции государственного регулирования в области валютного контроля одним из актуальных вопросов для таможенных органов является пресечение в пределах своей компетенции незаконного оттока из РФ денежных средств. Для решения этого вопроса определены следующие направления деятельности таможенных органов:

- развитие механизмов риск-ориентированного подхода при исполнении таможенными органами контрольно-надзорной функции в области валютного контроля;

- совершенствование объектно-ориентированного подхода при таможенном контроле, в том числе при осуществлении валютного контроля товаров, предусмотренного Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ [11];

- использование механизмов межведомственного и международного взаимодействия.

Как показывает анализ, в настоящее время наибольшие объемы невозвращен-ных денежных средств выявляются у юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность на момент проведения проверочных мероприятий (фирм-«однодневок»). Поэтому процесс взыскания административных штрафов по данным нарушениям представляется затруднительным и приводит к росту дебиторской задолженности.

В целях предупреждения нарушений требований валютного законодательства РФ и, как следствие, роста дебиторской задолженности ФТС России в 2015-

2016 гг. реализовала комплекс мер по противодействию незаконным валютным операциям с применением СУР (рис. 2).

В настоящее время действуют девять профилей рисков, направленных на обнаружение фактов ввоза товаров участниками ВЭД, операции которых обладают признаками сомнительных. Такие профили позволяют выявить случаи перемещения товаров организациями (участниками ВЭД), возможно причастными к незаконному выводу капитала из страны по схемам:

а) завышение стоимости ввозимых в РФ товаров;

б) неоднократный ввоз в РФ одной и той же товарной партии товаров в рамках одного или нескольких контрактов.

Система управления рисками в области валютного контроля

Выявление фактов ввоза

товаров участниками ВЭД, операции которых обладают признаками сомнительных

Выявление и анализ случаев перемещения

товаров организациями, возможно причастными к незаконному выводу капитала из страны

Выявление фактов неоднократного ввоза в РФ одной и той же партии

товаров в рамках одного или нескольких контрактов («карусель»)

Сомнительные валютные операции

Выявление и анализ случаев перемещения товаров организациями,

в отношении которых имеется

информация о сомнительных

финансовых операциях, предоставленная ФОИВ и Банком России

Рис. 2. Комплекс мер по противодействию незаконным валютным операциям с применением СУР

Совместно с Банком России, ФНС России и Росфинмониторингом также организовано информационное взаимодействие в целях пресечения незаконного вывода денежных средств из РФ путем отказа в переводе денежных средств в счет оплаты по мнимым сделкам (рис. 3).

В результате мер, предпринятых ФТС России, количество регистрируемых деклараций на товары (ДТ) с признаками значительного завышения стоимости ввозимых товаров и общая стоимость таких товаров существенно сократились [9]:

- более чем в 7 раз по количеству ДТ (522 ДТ - в первом полугодии 2015 г., 67 ДТ - в первом полугодии 2016 г.);

- более чем в 30 раз по стоимости товаров, ввозимых с признаками завышения цены (213 млрд. руб. - в первом полугодии 2015 г., 7 млрд. руб. - в первом полугодии 2016 г.).

МВД России

Рис. 3. Взаимодействие ФТС России с федеральными органами исполнительной власти при проведении валютного контроля

Отдельно следует рассмотреть направление деятельности ФТС России по противодействию незаконному оттоку денежных средств из страны с использованием возможности неоднократного перемещения одной и той же партии товаров (ввоз в страну с последующим вывозом), с применением льготных таможенных процедур, не предусматривающих уплату таможенных пошлин и налогов (свободная таможенная зона, реэкспорт). Такая схема используется участниками ВЭД для перевода за рубеж неограниченных сумм денежных средств под видом ВЭД.

В целях организации противодействия оттоку денежных средств по схеме неоднократного перемещения одной и той же партии товаров в феврале 2016 г. был подписан временный регламент обмена информацией между Банком России и ФТС России об участниках ВЭД, осуществляющих сомнительные валютные операции. В рамках этого регламента таможенные органы направляют в Банк России информацию о перемещении товаров по сомнительным сделкам. Так, за девять месяцев 2016 г. объем сомнительных сделок составил более 450 млн. руб.

В 2016 г. таможенные органы направили в Банк России информацию о сомнительных сделках с использованием схем незаконного вывода денежных средств, связанных с завышением цены товаров и неоднократным перемещением одной и той же партии товаров, на сумму около 7,5 млрд. руб.

По информации Банка России, в первом полугодии 2016 г., по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., вывод денежных средств за рубеж по данным схемам

- 13

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1 • 2017

сократился более чем в 10 раз: в первом полугодии 2015 г. - 65 млрд. руб.; в первом полугодии 2016 г. - 6 млрд. руб. (рис. 4). Всего в 2015 г. выведено за рубеж 99 млрд. руб.

Общая стоимость ввезенных товаров с признаками значительного завышения цены по сравнению со средним рыночным уровнем цен на идентичные товары

213 млрд. руб.

7 млрд. руб.

Первое полугодие 2015 г.

Первое полугодие 2016 г.

Сумма денежных средств, выведенных клиентами кредитных организаций с использованием схем неоднократного перемещения одной и той же партии товаров и с использованием схемы вывода денежных средств с завышением цены ввозимых товаров

65 млрд. руб.

6 млрд. руб.

Первое полугодие 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первое полугодие 2016 г.

По информации Банка России

Рис. 4. Результаты деятельности таможенных органов по противодействию незаконному выводу денежных средств из РФ

Важнейшим направлением деятельности таможенных органов в области валютного контроля в условиях выполнения ими функции органа валютного контроля является информационно-аналитическая работа и использование при этом программных средств. В результате анализа базы данных валютного контроля ФТС России с использованием таких средств был выявлен 141 участник ВЭД, не обеспечивший возврат в РФ денежных средств на общую сумму 2,13 млрд. долл. США (около 130 млрд. руб.), уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ товары по внешнеторговым контрактам. Срок исполнения всех обязательств по этим контрактам уже истек.

Вместе с тем в настоящее время этими же участниками ВЭД по вновь заключенным внешнеторговым договорам осуществлены переводы денежных средств на общую сумму 1,69 млрд. долл. США. При этом согласно информационным ресурсам ФТС России фактов ввоза в РФ товаров в рамках исполнения этих договоров не зафиксировано. Общая сумма обязательств, предусмотренных данными контрактами, превышает 10 млрд. долл. США.

Для предотвращения совершения участниками ВЭД сомнительных валютных операций и снижения роста дебиторской задолженности указанная информация направлена в Банк России для анализа и реализации соответствующих мер, в том числе в виде предоставления уполномоченным банкам сведений, необходимых для принятия решения об отказе в совершении операций по переводу денежных средств в адрес нерезидентов. Следует отметить, что такая же информация направляется в ФНС России.

В целях повышения эффективности деятельности таможенных органов по предупреждению и пресечению проведения участниками ВЭД сомнительных финансовых операций особую значимость приобретает международное таможенное сотрудничество. Для развития такого сотрудничества Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля совместно с Управлением таможенного сотрудничества ФТС России подготовлен и проходит согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах проект типового двустороннего соглашения «О взаимодействии между ФТС России и таможенными службами стран, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза, по предупреждению, выявлению и пресечению проведения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных финансовых операций». Проектом этого соглашения предусматривается обмен между органами государственной власти документами и сведениями по сомнительным финансовым операциям. Перспективным направлением международного взаимодействия является подписание двусторонних соглашений с таможенными службами стран, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза.

Таким образом, анализ актуальных вопросов валютного контроля показал, что таможенные органы РФ в условиях выполнения ими функции органа валютного контроля осуществляют достаточно большой объем работ, направленных на:

- повышение результативности деятельности таможенных органов по предупреждению и пресечению совершения участниками ВЭД сомнительных валютных операций;

- противодействие незаконному оттоку денежных средств (валюты) из РФ;

- предотвращение роста дебиторской задолженности и обеспечение взыскания задолженности по административным штрафам;

- повышение качества проверок соблюдения участниками ВЭД требований валютного законодательства РФ в целом.

Повышение качества и эффективности деятельности таможенных органов по направлению валютного контроля обеспечит реализацию единой государственной валютной политики, устойчивость национальной валюты, стабильность внутреннего валютного рынка и, как следствие, развитие национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Использованные источники

1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р).

2. Липатова Н. Г. Экономическая сущность таможенного контроля в системе государственного контроля // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом: научно-экономический журнал (НЭЖ) / ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт организации, управления и экономики нефтегазовой промышленности» (ОАО «ВНИИОЭНГ»). 2014. № 6. С. 52-55.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).

4. Попова Л. А., Липатова Н. Г. Организационные и методические основы применения экономических инструментов таможенной проверки (контроля) участников внешнеэкономической деятельности: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 228 с.

5. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук В. А. Шамахова и канд. юрид. наук Ю. А. Кожанкова. М.: СофтИздат, 2012. 952 с.

6. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

7. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».

8. Постановление Правительства РФ от 13.04.2016 № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

9. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году: справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М.: Федеральная таможенная служба, 2016. 71 с.

10. Положение Банка России от 20.07.2007 № 308-П.

11. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

З. С. Руднева

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ

В статье определены преимущества международных транспортных коридоров «При-морье-1» и «Приморье-2»;установлены направления регионального взаимодействия с Китаем; выявлены проблемы функционирования международных транспортных коридоров (МТК); рассмотрены инфраструктура и технологии таможенных органов для реализации МТК.

Ключевые слова: международные транспортные коридоры; транзит товаров; обустройство пунктов пропуска; таможенные технологии.

Расширение международного сотрудничества, интеграция в мировую экономику определяют необходимость развития международных транспортных коридоров (МТК) как фактора экономического роста государства, региона и благосостояния участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В научной литературе нет однозначного определения понятия «международный транспортный коридор». Некоторые специалисты отождествляют МТК с «транспортными коридорами» или с «международными торговыми коридорами». Но даже при различных подходах к содержанию понятия все авторы рассматривают МТК как организационно и экономически сбалансированную совокупность инфраструктурных объектов различных видов транспорта, из которых формируется технически оснащенная магистральная коммуникация, связывающая различные страны и обеспечивающая международные грузовые и пассажирские перевозки в направлении наибольшей концентрации [1].

Наиболее полно, по нашему мнению, содержание понятия МТК раскрыто Европейской экономической комиссией ООН: под международным транспортным коридором следует понимать часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.