Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СОМНИТЕЛЬНЫМ ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СОМНИТЕЛЬНЫМ ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
727
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАМОЖНИ / ТАМОЖНИ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СОМНИТЕЛЬНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НОРМАТИВНОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович, Шкляев Сергей Владимирович

В статье рассмотрены направления и условия деятельности Федеральной таможенной службы в 2020 г. и I квартале 2021 г. по реализации функции органа валютного контроля. Обобщены меры, принимаемые таможенными органами Российской Федерации по выявлению, предотвращению и пресечению сомнительных валютных операций при осуществлении внешнеторговой деятельности в условиях реформирования структуры таможенных органов и разграничения полномочий между электронными таможнями и таможнями фактического контроля. Основное внимание уделено мерам по оптимизации сил и средств подразделений таможенных органов, обеспечивающих реализацию функций по валютному контролю, актуализации нормативных актов, развитию методологического и информационно-технического обеспечения. Определены результаты деятельности таможенных органов по противодействию сомнительным валютным операциям, сформулированы основные задачи таможенных органов в сфере валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович, Шкляев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION OF CUSTOMS AUTHORITIES TO DUBIOUS CURRENCY TRANSACTIONS IN THE IMPLEMENTATION OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES

The article considers the directions and conditions of the Federal Customs Service in 2020 and the 1st quarter of 2021 for the implementation of the function of the currency control authority. It summarizes the measures taken by the customs authorities of the Russian Federation to identify, prevent and suppress dubious foreign exchange transactions in the implementation of foreign trade activities in the conditions of the reform of the structure of customs authorities and the division of powers between electronic customs and customs of actual control. The main attention is paid to measures to optimize the forces and resources divisions of customs authorities that ensure the implementation of currency control functions, updating regulations, and develop methodological and information-technical support. The results of the activities of the customs authorities to counteract dubious currency transactions are determined, the main tasks of the customs authorities in the field of currency control in the implementation of foreign trade activities are formulated.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СОМНИТЕЛЬНЫМ ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

CURRENT PROBLEMS OF CUSTOMS ACTIVITY

УДК 339.544.025.4(075.8)

DOI 10.54048/20727240_2021_03_9

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СОМНИТЕЛЬНЫМ ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. Б. Мантусов1, С. В. Шкляев2

1 Российская таможенная академия, г. Люберцы, Московская область, Россия

2 Федеральная таможенная служба, г. Москва, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены направления и условия деятельности Федеральной таможенной службы в 2020 г. и I квартале 2021 г. по реализации функции органа валютного контроля. Обобщены меры, принимаемые таможенными органами Российской Федерации по выявлению, предотвращению и пресечению сомнительных валютных операций при осуществлении внешнеторговой деятельности в условиях реформирования структуры таможенных органов и разграничения полномочий между электронными таможнями и таможнями фактического контроля. Основное внимание уделено мерам по оптимизации сил и средств подразделений таможенных органов, обеспечивающих реализацию функций по валютному контролю, актуализации нормативных актов, развитию методологического и информационно-технического обеспечения. Определены результаты деятельности таможенных органов по противодействию сомнительным валютным операциям, сформулированы основные задачи таможенных органов в сфере валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, деятельность таможенных органов, электронные таможни, таможни фактического контроля, валютный контроль, органы валютного контроля, валютные операции, нарушения валютного законодательства, сомнительные валютные операции, межведомственное взаимодействие, нормативное и информационно-техническое обеспечение.

COUNTERACTION OF CUSTOMS AUTHORITIES TO DUBIOUS CURRENCY TRANSACTIONS IN THE IMPLEMENTATION OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES

V. B. Mantusov1, S. V. Shklyaev2

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russia

2 Federal Customs Service, Moscow, Russia

Abstract. The article considers the directions and conditions of the Federal Customs Service in 2020 and the 1st quarter of 2021 for the implementation of the function of the currency control authority. It summarizes the measures taken by the customs authorities of the Russian Federation to identify, prevent and suppress dubious foreign

© Мантусов В. Б., Шкляев С. В., 2021

exchange transactions in the implementation of foreign trade activities in the conditions of the reform of the structure of customs authorities and the division of powers between electronic customs and customs of actual control. The main attention is paid to measures to optimize the forces and resources divisions of customs authorities that ensure the implementation of currency control functions, updating regulations, and develop methodological and information-technical support. The results of the activities of the customs authorities to counteract dubious currency transactions are determined, the main tasks of the customs authorities in the field of currency control in the implementation of foreign trade activities are formulated.

Keywords: foreign trade activity, customs authorities activity, e-customs, customs of actual control, currency control, currency control authorities, currency transactions, violations of currency legislation, dubious currency transactions, interdepartmental interaction, regulatory and information-technical support.

ВВЕДЕНИЕ

Федеральная таможенная служба (ФТС России), являясь органом валютного контроля, осуществляет контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации при проведении внешнеторговых операций, а также применяет установленные законодательством меры ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации (РФ) и актов органов валютного регулирования [1].

Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, заключается в проверке таможенными органами полноты и своевременности поступления валютной выручки от экспорта товаров, обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, законности операций, связанных с перемещением через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами валютных ценностей, эквивалентности и соблюдения сроков встречных поставок при использовании внешнеторговых бартерных сделок [2, 3].

Реализация таможенными органами функции органа валютного контроля приобретает особую актуальность в связи с увеличением количества правонарушений валютного законодательства РФ. Так, по данным ФТС России, в 2020 г. таможенными органами в рамках выполнения функции органа валютного контроля было проведено почти 6,5 тыс. проверок, по результатам которых возбуждено более 8 тыс. дел об административных правонарушениях. Сумма наложенных штрафных санкций составила более 14 млрд руб.

Статья посвящена анализу деятельности таможенных органов РФ в условиях выполнения ими функции органа валютного контроля и обобщению мер, принимаемых таможенными органами по предотвращению и пресечению сомнительных валютных операций при осуществлении внешнеторговых операций в условиях разграничения полномочий между электронными таможнями и таможнями фактического контроля.

В условиях перераспределения функций и полномочий таможенных органов в результате реформирования их структуры, развития процессов автоматизации и цифровизации всех этапов, видов и форм таможенного контроля [4] рассматриваемые в статье вопросы имеют особое значение для реализации одного из основных целевых ориентиров «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» - создания эффективной системы предотвращения

и пресечения нарушений валютного законодательства, основанной на риск-ориентированном подходе [5].

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Деятельность таможенных органов РФ по выполнению функции органа валютного контроля направлена на:

- повышение результативности деятельности таможенных органов по предупреждению и пресечению совершения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) сомнительных валютных операций;

- противодействие незаконному оттоку денежных средств (валюты) из РФ;

- повышение качества контроля соблюдения участниками ВЭД требований валютного законодательства РФ в целом.

В 2020 г. деятельность таможенных органов по реализации функции органа валютного контроля осуществлялась в условиях либерализации валютного законодательства, смягчения норм административной и уголовной ответственности, а также приостановления проверок по валютному контролю в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой.

Эти факторы в совокупности привели к снижению количества проверок по валютному контролю (на 39%), количества возбужденных дел об административных правонарушениях (на 44%) и сумм наложенных штрафов (на 73%) по сравнению с 2019 г. [6].

Выполнение таможенными органами функции органа валютного контроля осуществлялось в условиях проводимой ФТС России масштабной работы по реформированию таможенных органов и перераспределению полномочий между электронными таможнями и таможнями фактического контроля. В связи с этим потребовалось существенно переоценить функции и организационную структуру подразделений валютного контроля таможенных органов.

Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС России были разработаны предложения по распределению функций в сфере валютного контроля между электронными таможнями и таможнями фактического контроля, внесению изменений в типовые положения о таможенных органах, оптимизации штатной численности подразделений валютного контроля таможенных органов.

В целях обеспечения исполнения в полном объеме поставленных перед таможенными органами задач по валютному контролю, в том числе в рамках мероприятий, предусматривающих приоритет превентивных мер противодействия и пресечения незаконного вывода капитала из РФ, представляется целесообразным следующее распределение функций между электронной таможней и таможней фактического контроля (рис. 1).

Валютный контроль

Электронная таможня

- выявление и пресечение сомнительных операций

- анализ деятельности участников ВЭД и их кате-горирование

Таможня фактического контроля

- проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства

- возбуждение дел об административных правонарушениях

_

Электронная таможня

- раскрытие схем незаконного вывода капитала

- контроль за соблюдением правильности заявления в ДТ сведений, необходимых для целей валютного контроля

Таможня фактического контроля

выдача предписаний об устранении выявленных нарушений

контроль за перемещением наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

Рис. 1. Распределение функций по валютному контролю между электронной таможней и таможней фактического контроля

Основной функцией электронной таможни является принятие комплекса мер по выявлению и противодействию сомнительным валютным операциям, а также мониторинг работоспособности алгоритмов и технологических операций при декларировании товаров в части, касающейся соблюдения требований валютного законодательства.

К полномочиям таможен фактического контроля относится проведение проверок соблюдения участниками ВЭД требований актов валютного законодательства, осуществление производства по делам об административных правонарушениях по ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также контроль за перемещением через таможенную границу ЕАЭС наличной валюты и денежных инструментов.

На региональные таможенные управления возложены:

- контрольные и координационные функции;

- обеспечение методического сопровождения подчиненных таможенных органов;

- анализ практики применения законодательства в регионе;

- подготовка предложений по совершенствованию технологических процессов и программных продуктов, используемых таможенными органами;

- участие в региональных межведомственных рабочих группах по противодействию незаконным финансовым операциям и другие функции.

Предлагаемый подход по распределению полномочий, в первую очередь между электронными таможнями и таможнями фактического контроля, исключает дублирование функций.

Вышеуказанное распределение функций нашло отражение в типовых положениях о таможенных органах: региональных таможенных управлениях, электронных таможнях, таможнях фактического контроля.

В целях методологического сопровождения деятельности электронных таможен и обеспечения исполнения возложенных на них полномочий разработан алгоритм действий должностных лиц отдела валютного контроля электронных таможен (рис. 2).

Алгоритм включает следующие направления работы:

- проведение анализа участников ВЭД;

- определение вероятности нарушения валютного законодательства;

- сбор доказательной базы, в том числе путем направления международных запросов;

- взаимодействие с таможнями фактического контроля;

- взаимодействие с налоговыми и иными компетентными органами;

- информирование правоохранительных подразделений таможенных органов о выявленных признаках правонарушений и преступлений;

- разработку профилей рисков.

Контроль за достоверностью сведений, заявленных при таможенном декларировании, в части валютного контроля (корректировка ДТ)

Противодействие сомнительным валютным операциям

анализ деятельности участников ВЭД

выявление фактов завышения цены ввозимых товаров, а также неоднократного перемещения через таможенную границу ЕАЭС одних и тех же товаров

УТОВЭК ФТС России

разработка и подготовка общероссийских, региональных, зональных, целевых профилей рисков

Определение степени вероятности нарушения валютного законодательства (степень вероятности нарушения)

I

I

I

низкая степень вероятности нарушения высокая степень вероятности нарушения

1 * 1

таможня фактического контроля

сбор доказательной базы

получение документов и сведений от участника ВЭД

направление международных запросов

направление запросов в компетентные органы

подтверждение

признаков номинальности юридического лица

средняя степень вероятности нарушения

получение дополнительных сведений

направление информации в налоговый орган

подготовка исковых заявлений

Выявление признаков правонарушений

информирование правоохранительное подразделение таможенного органа

Информационные ресурсы

АИС «ЦРСВЭД»

АИС «АИСТ-М»

КПС «Мониторинг-Анализ»

I

АС «Валютный контроль»

АС «АЮД»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

открытые источники ИТС «Интернет»

ИАС «СПАРК-Интерфакс»

- sbis.ru

- list-org.com

checko.ru

- gov.uk

- bizinspect.by

handelsregister.de

Рис. 2. Алгоритм действий должностных лиц отдела валютного контроля электронных таможен

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОМНИТЕЛЬНЫМ ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ

Меры противодействия сомнительным валютным операциям направлены на оптимизацию сил и средств подразделений таможенных органов, обеспечивающих реализацию функций по валютному контролю, актуализацию нормативных актов, развитие методологического и информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов по выявлению, пресечению предотвращению сомнительных валютных операций при осуществлении внешнеторговой деятельности в условиях разграничения полномочий между электронными таможнями и таможнями фактического контроля [7].

ОПТИМИЗАЦИЯ СИЛ И СРЕДСТВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Силы и основные программные средства подразделений таможенных органов, обеспечивающих реализацию функций по валютному контролю, представлены в табл. 1 и на рис. 3.

Таблица 1

Таможенные органы, обеспечивающие реализацию функции по валютному контролю

Наименование таможенного органа Штатная / фактическая численность (по состоянию на 01.04.2021)

Центральное таможенное управление 58/49

Северо-Западное таможенное управление 65/57

Южное таможенное управление 36/33

Приволжское таможенное управление 48/45

Уральское таможенное управление 32/31

Сибирское таможенное управление 41/36

Дальневосточное таможенное управление 42/40

Северо-Кавказское таможенное управление 15/14

Калининградская областная таможня 11/9

Внуковская таможня 5/4

Домодедовская таможня 5/5

Шереметьевская таможня 8/5

Центральная энергетическая таможня 10/7

Центральная акцизная таможня 5/5

Московская областная таможня 14/7

ИТОГО 395/347

АИС «АИСТ-М» АС «Валютный АИС контроль» ^^^^^^^ ^ «^^авоохРана» «Малахит» «П°стконтр°ль» КПС «Ведение БД ПР»

Рис. 3. Программные средства подразделений валютного контроля

В настоящее время наибольшая нагрузка по валютному контролю приходится на таможенные органы, расположенные в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, что обусловлено концентрацией участников ВЭД в указанных регионах: Москве и Московской области более 180 000 участников ВЭД; Санкт-Петербурге и Ленинградской области более 70 000 участников ВЭД.

Оптимизация организационно-штатной структуры подразделений таможенных органов, обеспечивающих реализацию функций по валютному контролю, заключается в перераспределении штатной численности подразделений валютного контроля, в первую очередь в таможенных органах, находящихся в Центральном федеральном округе, в том числе с учетом реорганизации Московской таможни.

АКТУАЛИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

В целях обеспечения правовой основы деятельности таможенных органов по направлению валютного контроля предусмотрено создание трехуровневой системы валютного контроля для анализа сведений об участниках ВЭД, внешнеторговых контрактах и операциях. Результаты такого анализа интегрируются в автоматизированной системе «Валютный контроль».

По направлению валютного контроля приняты следующие ведомственные правовые акты, обеспечивающие деятельность таможенных органов:

- в части распределения участников ВЭД по степени вероятности совершения нарушений валютного законодательства и проведения сомнительных операций - приказ ФТС России от 28.08.2019 № 1360 дсп; распоряжение ФТС России от 06.04.2018 № 63-р;

- в части выявления признаков сомнительных валютных операций - распоряжения ФТС России от 17.09.2018 № 202-р/дсп и от 23.07.2019 № 133-р/дсп;

- в части распределения внешнеторговых контрактов по степени вероятности проведения сомнительных операций - приказ ФТС России от 03.07.2019 № 1085 дсп.

В соответствии с актуализированными и вновь изданными ведомственными актами основные усилия таможенных органов сосредоточиваются на выявлении номинальных юридических лиц и установлении условий реализации мнимых внешнеторговых сделок.

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Развитие методического обеспечения заключается в разработке индикативного показателя для оценки деятельности таможенных органов по выявлению и пресечению сомнительных валютных операций. Итоговое значение такого показателя рассчитывается на основе 13 критериев, которые имеют различный вес и охватывают все аспекты деятельности таможенного органа по противодействию сомнительным валютным операциям, в том числе:

- количество проанализированных участников ВЭД, контрактов и деклараций на товары;

- направленные в суд иски о признании сделок недействительными;

- материалы, переданные в правоохранительные подразделения таможенных органов;

- подготовленные международные запросы. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Развитие информационно-технического обеспечения осуществляется в рамках расширения источников информации за счет программных средств Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов, использования информационных ресурсов иных ведомств и открытых источников сети «Интернет» (рис. 4).

Источники информации

ЕАИС

таможенных органов

АИС «ЦРСВЭД»

АИС «АИСТ-М»

КПС «МОНИТОРИНГ-АНАЛИЗ»

АС «ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ»

АС «АЮД»

Информационные ресурсы иных ведомств

РОСФИНМОНИТОРИНГ

ФНСРОССИИ

! С

БАНК РОССИИ

Открытые источники сети «Интернет»

«СПАРК-ИНТЕРФАКС»

«РУСПРОФАЙЛ»

«ЗА ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС»

«ЧЕККО»

Рис. 4. Информационно-техническое обеспечение деятельности таможенных органов по направлению валютного контроля

Анализ деятельности участников ВЭД проводится должностными лицами таможенных органов с использованием сведений из программных средств ЕАИС таможенных органов и интегрированных в нее информационных ресурсов иных ведомств (Банка России, ФНС России, Росфинмониторинга), а также открытых источников в сети «Интернет» (сайты ресурсов «СПАРК-Интерфакс», «Руспро-файл», «За честный бизнес», «Чекко» и др.).

Одним из инструментов анализа деятельности участников ВЭД по направлению валютного контроля, который активно используется таможенными органами, является подсистема «Мониторинг валютных операций» АИС ЦРС ВЭД. Данная подсистема автоматически формирует уровень риска на основе сводного досье валютного контроля по таким показателям, как число контрактов, количество деклараций на товары, общее сальдо по контрактам, период деятельности организации.

Вероятность нарушения валютного законодательства определяется по ряду факторов и показателей, разделенных на основные и резервные, в том числе по наличию: - информации о привлечении к уголовной ответственности по ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса РФ;

- задолженности по уплате административных штрафов;

- информации Банка России об осуществлении лицом сомнительных финансовых операций;

- информации об исключении лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОМНИТЕЛЬНЫМ ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ

Совершенствование системы оценки риска нарушения валютного законодательства осуществляется путем введения дополнительных критериев и последующей интеграции в информационные ресурсы таможенных органов сведений об уровне риска резидентов, присвоенном другими заинтересованными органами. Это позволяет осуществить переход на качественно новый уровень автоматического категорирования участников ВЭД в сфере валютного контроля.

Отдельного внимания заслуживает реализация возможности использования таможенными органами открытых источников информации, одним из которых является «СПАРК».

В 2020-2021 гг. обеспечен доступ таможенных органов к информационному ресурсу «СПАРК-ИНТЕРФАКС», который дает возможность оценки финансовых и иных видов риска деятельности компаний на основе анализа значительного количества внешних источников информации.

В связи с тем, что часть информации, содержащейся в данном ресурсе, отсутствует в ЕАИС таможенных органов, его использование в качестве дополнительного источника информации позволяет таможенным органам более точно определить объекты валютного контроля.

Использование информационного ресурса «СПАРК-ИНТЕРФАКС» показало, что в I квартале 2021 г. зарегистрировано около 1 тыс. обращений должностных лиц таможенных органов в данную систему, что позволило получить аналитические материалы в отношении почти 8 тыс. участников ВЭД, которые в дальнейшем были использованы для выявления дополнительных индикаторов риска нарушения валютного законодательства.

Информация, представленная на рис. 5, показывает, что за 2020 г. и I квартал 2021 г. должностными лицами электронных таможен (ЭТ) и таможен фактического контроля (ТФК) региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России (ТНП), с использованием базы данных валютного контроля проанализировано:

1) 33 817 участников ВЭД (что составляет 9% от общего массива участников ВЭД (378 262), закрепленных за таможенными органами), из них:

ЭТ - 1 854 участников ВЭД (2020 г.), 3 075 участников ВЭД (I квартал 2021 г.), что на 40% больше, чем за 2020 г.;

ТФК - 18 119 участников ВЭД (2020 г.), 6 700 участников ВЭД (I квартал 2021 г.);

ТНП - 2 298 участников ВЭД (2020 г.), 1 771 участник ВЭД (I квартал 2021 г.);

2) 87 921 внешнеторговый контракт, из них:

ЭТ - 3 399 контрактов (2020 г.), 218 контрактов (I квартал 2021 г.);

ТФК - 61 880 контрактов (2020 г.), 3 132 контракта (I квартал 2021 г.);

ТНП - 17 553 контракта (2020 г.), 1 739 контрактов (I квартал 2021 г.).

Количество участников ВЭД, проанализированных с использованием баз данных валютного контроля

18 119

н

Количество внешнеторговых контрактов, проанализированных с использованием баз данных валютного контроля

61 880

ТФК

ТФК

ЭТ

2020 г. Щ I кв. 2021 г.

Рис. 5. Результаты анализа участников ВЭД и их внешнеторговых контрактов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на достаточно большое количество проанализированных участников ВЭД и их внешнеторговых контрактов, существует необходимость повышения активности использования информационных ресурсов во взаимодействии с информационными ресурсами иных ведомств. В отношении выявленных участников ВЭД с высоким уровнем риска нарушения валютного законодательства подразделениями валютного контроля во взаимодействии с правоохранительными подразделениями таможенных органов, а также с налоговыми органами (ФНС России), уполномоченными банками проводится комплекс мероприятий по минимизации данных рисков [8]. Например, в налоговые органы направляется информация об отсутствии участников ВЭД по месту государственной регистрации для их последующего исключения из ЕГРЮЛ. Информация о результатах взаимодействия ФТС России и ФНС России по вопросу нарушения требований о государственной регистрации участников ВЭД в 2020 г. приведена в табл. 2.

Таблица 2

Результаты взаимодействия ФТС России и ФНС России по вопросу нарушения требований о государственной регистрации участников ВЭД в 2020 г.

Наименование регионального таможенного управления, таможни, непосредственно подчиненной ФТС России / электронной таможни (ЭТ) Количество участников ВЭД, информация о которых направлена в территориальные органы ФНС России Результаты рассмотрения информации территориальными органами ФНС России в отношении участников ВЭД

количество записей в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об адресе юридического лица количество принятых решений об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ

ПТУ / Приволжская ЭТ 195/5 78 77/2

ЦТУ / Центральная ЭТ 135/0 40 23/0

СЗТУ / Северо-Западная ЭТ 101/0 9 4/0

СТУ / Сибирская ЭТ 63/3 25 12/0

ДВТУ / Дальневосточная ЭТ 58/0 33 24/0

ЮТУ / Южная ЭТ 52/1 33 41/0

Центральная энергетическая таможня 40 14 11

Окончание таблицы 2

Наименование регионального таможенного управления, таможни, непосредственно подчиненной ФТС России / электронной таможни (ЭТ) Количество участников ВЭД, информация о которых направлена в территориальные органы ФНС России Результаты рассмотрения информации территориальными органами ФНС России в отношении участников ВЭД

количество записей в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об адресе юридического лица количество принятых решений об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ

Московская область таможня 27 16 3

Внуковская таможня 26 1 1

СКТУ / Северо-Кавказская ЭТ 23/9 3 2/0

УТУ / Уральская ЭТ 18/5 7 10/ 1

Домодедовская таможня 17 4 19

Калининградская областная таможня 14 5 16

Центральная акцизная таможня 13 2 6

Шереметьевская таможня 5 0 0

ИТОГО 787 270 249

Анализ результатов, приведенных в табл. 2, показал, что в 2020 г. таможенными органами направлена в ФНС России информация в отношении 787 юридических лиц (в I квартале 2021 г. - 215). По данным ФНС России, на основании указанной информации налоговыми органами:

- проведены контрольные мероприятия в отношении 547 юридических лиц (в I квартале 2021 г. - 121 юридического лица);

- внесены записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об адресе в отношении 270 юридических лиц (в I квартале 2021 г. - 59 юридических лиц);

- принято решение об исключении из ЕГРЮЛ 249 юридических лиц (в I квартале 2021 г. - 28 юридических лиц).

В 2020 г. исключение фирм-«однодневок» из ЕГРЮЛ по инициативе таможенных органов позволило предотвратить реализацию сомнительных внешнеторговых сделок на сумму более 1,5 млрд долл. США (более 107 млрд руб.), в I квартале 2021 г. - на сумму более 9,3 млн долл. США (более 688 млн руб.).

Таможенными органами также передается в Банк России информация о выявленных фактах ввоза товаров с существенным завышением цены для последующей реализации уполномоченными банками права на отказ в проведении валютных операций. Информация о результатах взаимодействия ФТС России с Банком России приведена на рис. 6.

В 2020 г. ФТС России направила в Банк России информацию по 30 декларациям на товар (в I квартале 2021 г. - 10). Направленная таможенными органами в Банк России информация о декларациях на товар с признаками сомнительных операций позволила предотвратить перевод денежных средств на сумму более 21 млн долл. США (более 1 519 млрд руб.), в I квартале 2021 г. - на сумму более 35 млн долл. США (более 2 590 млрд руб.).

Кроме того, в целях оперативного выявления участников ВЭД, уклоняющихся от автоматизированных технологий валютного контроля, в уполномоченные банки для осуществления ими мероприятий внутреннего контроля направляются сведения о признаках дробления сумм внешнеторговых контрактов, а также о фактах представления таможенному органу подложных контрактов.

Количество ДТ, направленных в уполномоченные банки, с признаками проведения сомнительных операций

(завышение цены ввозимых товаров)

Калининградская областная таможня Шереметьевская таможня Северо-Западное таможенное управление Московская областная таможня Дальневосточное таможенное управление Южное таможенное управление Северо-Кавказское таможенное управление Уральское таможенное управление Центральное таможенное управление Приволжское таможенное управление Сибирское таможенное управление Внуковская таможня Домодедовская таможня Центральная энергетическая таможня Центральная акцизная таможня

2020 г.

I кв. 2021 г.

Рис. 6. Результаты взаимодействия ФТС России с Банком России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате анализа деятельности таможенных органов РФ в условиях выполнения ими функции органа валютного контроля и обобщения мер, принимаемых таможенными органами по предотвращению сомнительных валютных операций при осуществлении внешнеторговых операций в условиях разграничения полномочий между электронными таможнями и таможнями фактического контроля, определены основные задачи таможенных органов в данной сфере, среди которых:

- расширение информационного обмена с Банком России, ФНС России и Росфинмониторингом и обеспечение интеграции полученных сведений в информационные ресурсы ФТС России;

- оценка функциональных возможностей использования интегрированных информационных ресурсов ФТС России по предотвращению сомнительных валютных операций при осуществлении внешнеторговых операций;

- автоматизация процесса категорирования участников ВЭД по уровню риска нарушений валютного законодательства.

Проведенная реформа таможенных органов по созданию электронных таможен и таможен фактического контроля дала импульс комплексной переоценке реализации функции органа валютного контроля, перераспределению полномочий между этими таможенными органами и исключению их дублирования. Новая структура позволит повысить качество работы по противодействию сомнительным валютным операциям на этапе декларирования товаров и сосредоточить силы и средства на выявлении и привлечении к ответственности нарушителей валютного законодательства в таможнях фактического контроля.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Реализация ФТС России функции органа валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 3. С. 16-24.

2. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Валютный контроль как вид государственного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 7-16.

3. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.

4. Давыдов Р. В. Реформирование системы таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 9-19.

5. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.

6. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2020 году» [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.

7. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.

8. Липатова Н. Г., Жеребен Е. В. Применение цифровых технологий во взаимодействии таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 4. С. 158-167.

REFERENCES

1. Mantusov V. B., Shklyaev S. V. Implementation of the Federal Customs Service of Russia as a currency control body in the implementation of foreign trade activities. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2020, no. 3, pp. 16-24.

2. Mantusov V. B., Shklyaev S. V. Currency control as a type of state control carried out by the customs authorities of the Russian Federation. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2017, no. 1, pp. 7-16.

3. Trade restrictions. Export and currency control: a textbook for university students studying in the specialty "Customs", the direction of training "Economics", the profile "World Economy" / edited by V. B. Mantusov. Moscow, UNITY-DANA, 2018. 463 p.

4. Davydov R. V. Reforming the system of customs authorities of the Russian Federation. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2020, no. 1, pp. 9-19.

5. The strategy for the development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030 (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2020 no. 1388-r) [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http:// pravo.gov.ru.

6. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation in 2020" [Electronic resource]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-ros-sijskoj-federaczii.

7. Federal Law dated October 10, 2003 no. 173-FZ "On currency regulation and currency control" [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru.

8. Lipatova N. G., Zhereben E. V. Digital technologies application in collaboration of customs and taxation bodies during customs control after the release of goods. In: Journal of legal and economic studies, 2019, no. 4, pp. 158-167.

Информация об авторах

Мантусов Владимир Бадьминович - доктор экономических наук, профессор, генерал-майор таможенной службы, начальник Российской таможенной академии, 140015, Россия, г. Люберцы, Московская область, Комсомольский проспект, д. 4, e-mail: v.mantusov@ customs-academy.ru, тел.: 8 (495) 503-76-55;

Шкляев Сергей Владимирович - генерал-майор таможенной службы, начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, Федеральная таможенная служба, 121087, Россия, г. Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5, e-mail: ShklyaevSV@ ca.customs.ru, тел.: 8 (499) 449-81-61.

Information about the authors

Mantusov Vladimir B. - doctor of economics, professor, major general of the customs service, head of Russian Customs Academy, 140015, Russia, Moscow region, Lyubertsy, Komsomolsky prospect, 4, e-mail: v.mantusov@customs-academy.ru, tel.: 8 (495) 503-76-55; Shklyaev Sergey V. - major general of the customs service, head of the department of trade restrictions, currency and export control, Federal Customs Service of Russia, 121087, Russia, Moscow, Novozavodskaya st., 11/5, e-mail: ShklyaevSV@ca.customs.ru, tel.: 8 (499) 449-81-61.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interests

The authors declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. Для цитирования

Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Противодействие таможенных органов сомнительным валютным операциям при осуществлении внешнеторговой деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3. С. 9-22.

For citation

Mantusov V. B., Shklyaev S. V. Counteraction of Customs Authorities to Dubious Currency Transactions in the Course of Foreign Trade Activities. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2021, no. 3, pp. 9-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.