Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, ВАЛЮТНОГО И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, ВАЛЮТНОГО И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1007
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / СОМНИТЕЛЬНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шкляев Сергей Владимирович

В статье проведен анализ исторических аспектов и современного состояния направлений деятельности Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы. Основное внимание уделено истории обеспечения соблюдения таможенными органами запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности, защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также осуществлению валютного контроля. Показано, что множество исторических фактов формирования отдельных видов запретов и ограничений представляет особый интерес для участников внешнеторговой деятельности. Современные запреты и ограничения - это комплекс динамично развивающихся мер нетарифного и технического регулирования, санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, действующих на таможенной территории Евразийского экономического союза и позволяющих защитить общество и государство от ввоза и распространения небезопасных товаров, от возникновения неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки и угрозы массового поражения. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности является одной из важных функций, реализуемых таможенными органами. Обобщена практика и таможенные инструменты, в том числе международные, направленные на выявление таможенными органами контрафактной продукции. Основное внимание уделено повышению эффективности противодействия ввоза контрафактных товаров в международных почтовых отправлениях. Развитие валютного контроля как одного из наиболее значимых административных инструментов, регулирующих правоотношения в сфере осуществления валютных операций во внешнеторговой деятельности, на протяжении всей истории происходит под влиянием изменений в экономической ситуации страны. Реализуемый таможенными органами Российской Федерации валютный контроль - это не только контроль за трансграничным перемещением денежных средств, но и принятие превентивных мер, направленных на противодействие сомнительным валютным операциям, связанным с незаконным выводом денежных средств за рубеж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шкляев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENT OF TRADE RESTRICTIONS, CURRENCY AND EXPORT CONTROL OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA: HISTORY AND MODERNITY

The article analyzes the historical aspects and the current state of the activities of the Department of Trade Restrictions of Currency and Export Control of the Federal Customs Service of Russia. The main attention is paid to the history of the development of ensuring compliance by customs authorities with prohibitions and restrictions in foreign trade, the protection of intellectual property rights, as well as the implementation of currency control. It is shown that many facts from the history of the development of certain types of prohibitions and restrictions are of particular interest for modern conditions of foreign trade activity. Today, bans and restrictions are a set of dynamically developing measures of non-tariff and technical regulation, sanitary, veterinary-sanitary and quarantine phytosanitary measures, export control measures, including measures for military products, operating throughout the customs territory of the Eurasian Economic Union and allowing to protect society and the state from the import and distribution of unsafe goods, from the occurrence of an unfavorable sanitary and epidemiological situation and the threat of mass destruction. The protection of intellectual property rights is one of the important functions performed by customs authorities. The practice and customs instruments, including international ones, aimed at detecting counterfeit products by customs authorities are summarized. The main attention is paid to improving the effectiveness of countering the import of counterfeit goods in international mail. The development of currency control, as one of the most significant administrative instruments regulating legal relations in the field of foreign exchange transactions in foreign trade, has been carried out and is currently being carried out under the influence of changes in the economic situation of the country. The currency control implemented by the customs authorities of the Russian Federation is not only the control of the cross-border movement of funds, but also the adoption of preventive measures aimed at countering dubious currency transactions related to the illegal withdrawal of funds abroad.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, ВАЛЮТНОГО И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

УДК 339.544

DOI 10.54048/20727240_2021_04_24

управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля федеральной таможенной службы: история и современность

с. В. шкляев1

1 Федеральная таможенная служба, Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье проведен анализ исторических аспектов и современного состояния направлений деятельности Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы. Основное внимание уделено истории обеспечения соблюдения таможенными органами запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности, защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также осуществлению валютного контроля. Показано, что множество исторических фактов формирования отдельных видов запретов и ограничений представляет особый интерес для участников внешнеторговой деятельности. Современные запреты и ограничения - это комплекс динамично развивающихся мер нетарифного и технического регулирования, санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, действующих на таможенной территории Евразийского экономического союза и позволяющих защитить общество и государство от ввоза и распространения небезопасных товаров, от возникновения неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки и угрозы массового поражения. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности является одной из важных функций, реализуемых таможенными органами. Обобщена практика и таможенные инструменты, в том числе международные, направленные на выявление таможенными органами контрафактной продукции. Основное внимание уделено повышению эффективности противодействия ввоза контрафактных товаров в международных почтовых отправлениях. Развитие валютного контроля как одного из наиболее значимых административных инструментов, регулирующих правоотношения в сфере осуществления валютных операций во внешнеторговой деятельности, на протяжении всей истории происходит под влиянием изменений в экономической ситуации страны. Реализуемый таможенными органами Российской Федерации валютный контроль - это не только контроль за трансграничным перемещением денежных средств, но и принятие превентивных мер, направленных на противодействие сомнительным валютным операциям, связанным с незаконным выводом денежных средств за рубеж.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенный контроль, внешнеторговая деятельность, запреты и ограничения, защита прав на объекты интеллектуальной собственности, валютный контроль, сомнительные валютные операции, администрирование деятельности таможенных органов.

department of trade restrictions, currency and export control of the federal customs service of Russia: history and modernity

s. v. shklyaev1

1 Federal Customs Service, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the historical aspects and the current state of the activities of the Department of Trade Restrictions of Currency and Export Control of the Federal Customs Service of Russia. The main attention is paid to the history of the development of ensuring compliance by customs authorities with prohibitions and re© Шкляев С. В., 2021

strictions in foreign trade, the protection of intellectual property rights, as well as the implementation of currency control. It is shown that many facts from the history of the development of certain types of prohibitions and restrictions are of particular interest for modern conditions of foreign trade activity. Today, bans and restrictions are a set of dynamically developing measures of non-tariff and technical regulation, sanitary, veterinary-sanitary and quarantine phytosanitary measures, export control measures, including measures for military products, operating throughout the customs territory of the Eurasian Economic Union and allowing to protect society and the state from the import and distribution of unsafe goods, from the occurrence of an unfavorable sanitary and epidemiological situation and the threat of mass destruction. The protection of intellectual property rights is one of the important functions performed by customs authorities. The practice and customs instruments, including international ones, aimed at detecting counterfeit products by customs authorities are summarized. The main attention is paid to improving the effectiveness of countering the import of counterfeit goods in international mail. The development of currency control, as one of the most significant administrative instruments regulating legal relations in the field of foreign exchange transactions in foreign trade, has been carried out and is currently being carried out under the influence of changes in the economic situation of the country. The currency control implemented by the customs authorities of the Russian Federation is not only the control of the cross-border movement of funds, but also the adoption of preventive measures aimed at countering dubious currency transactions related to the illegal withdrawal of funds abroad.

Keywords: customs authorities, customs control, foreign trade activity, prohibitions and restrictions, protection of intellectual property rights, currency control, dubious currency transactions, administration of customs authorities.

ВВЕДЕНИЕ

Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) создано 15.01.2008 в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы (ФТС России) от 29.10.2007 № 1326 «О внесении изменений в штатное расписание центрального аппарата ФТС России» путем ликвидации Главного управления товарной номенклатуры и торговых ограничений и Управления валютного контроля [1].

В настоящее время УТОВЭК ФТС России осуществляет администрирование деятельности таможенных органов по следующим направлениям:

- запреты и ограничения, которые обеспечивают соблюдение мер технического и нетарифного регулирования, санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и мер экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения;

- обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

- осуществление валютного контроля.

Все перечисленные направления деятельности УТОВЭК ФТС России являются специфическими, требуют от должностных лиц таможенных органов особой подготовки в различных отраслях права и осуществляются в тесном взаимодействии с большим количеством федеральных органов исполнительной власти.

Штатная численность подразделений таможенных органов по вертикали УТОВЭК ФТС России на 01.06.2021 включает 723 единицы (подразделения запретов, ограничений и интеллектуальной собственности - 350 единиц;

подразделения валютного контроля - 373 единицы), что составляет около 1,4% от общего числа штатных единиц таможенных органов Российской Федерации (РФ).

запреты и ограничения

Современные пособия по истории таможенного дела и таможенной политики изобилуют цитатами из царских уставов времен XVII в., характеризующими первые шаги государства на пути к формированию системы запретов и ограничений.

Еще в те далекие времена на «таможенных голов» возлагались обязанности по проверке прообраза маркировки иностранной продукции (фабричного клейма), а также обеспечению соблюдения запретов на ввоз и вывоз различных категорий товаров. В современном понимании «таможенный голова» является должностным лицом таможенного органа.

История развития отдельных видов запретов и ограничений включает множество фактов, представляющих особый интерес для специалистов современных таможенных органов.

Так, нельзя не отметить, что главное предназначение мер технического регулирования (обеспечение безопасности ввозимых товаров) в период правления Петра I было полностью сосредоточено на экспортной продукции.

В XIX в. российские императоры стали уделять внимание вопросам обеспечения внутренней безопасности государства, важнейшим критерием которой было развитие значимых отраслей промышленности. По мнению правителей того времени, для «таможенной» защиты страны требовалось исключительно снижение ввозных таможенных пошлин на большинство категорий сырьевой продукции.

Руководство СССР избрало курс на повышение качества и безопасности товаров, поставляемых на экспорт и реализуемых внутри страны. В 1940 г. выпуск продукции с нарушением требований обязательных стандартов был признан противогосударственным преступлением, за совершение которого следовало тюремное заключение сроком от пяти до восьми лет.

В условиях перехода к рыночной системе ужесточение требований к производству продукции внутри страны и практически полное отсутствие контроля за ввозимыми товарами довольно быстро дали «свои плоды»: предприимчивые бизнесмены начали искать выгоду от ввоза недорогих аналогов российских товаров или принципиально новой продукции, которая далеко не всегда была безопасной для потребителей. В 1993 г. Таможенный кодекс РФ закрепил приоритет защиты государственной безопасности и интересов потребителей ввозимых товаров, наделив таможенные органы соответствующими полномочиями.

Запреты и ограничения существовали во все периоды развития таможенной службы и прочно закрепились в составе важнейших направлений деятельности ФТС России.

Запреты и ограничения - это комплекс динамично развивающихся мер, действующих на таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и позволяющих защитить общество и государство от ввоза и распространения

небезопасных товаров, от возникновения неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки и даже угрозы массового поражения. К таким мерам относятся меры нетарифного и технического регулирования, санитарные, ветеринарно-са-нитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения [2].

В настоящее время более 51% всего декларационного массива при импорте товаров и более 12% при экспорте сопровождается представлением таможенным органам документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.

В связи с этим реализация функций и задач по обеспечению соблюдения запретов и ограничений сопряжена с деятельностью огромного количества должностных лиц таможенных органов, от которых требуется знание масштабной нормативной правовой базы и умение ориентироваться в любых, даже самых нестандартных, ситуациях.

Таможенные инспекторы используют в своей деятельности передовые информационные технологии, которые в определенных случаях способны принимать решения о регистрации и выпуске деклараций на товары в автоматическом режиме (без участия человека).

Кроме того, в ФТС России достигнут высокий уровень электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу разрешительных документов (99,3%), в целях оперативного получения сведений из них при совершении таможенных операций.

защита прав на объекты интеллектуальной собственности

С момента создания Государственного таможенного комитета РФ (ГТК России) [3-5] одной из функций, реализуемых таможенными органами, является защита прав на объекты интеллектуальной собственности [6, 7].

В 90-е гг. минувшего столетия ГТК России велась активная работа по изучению международной практики выявления таможенными органами нарушений в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Были сформированы основные требования к таможенному декларированию товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, к организации таможенного контроля таких товаров и к порядку взаимодействия с правообладателями.

Впоследствии результаты наработанной практики были систематизированы и начиная с 2003 г. получили нормативно-правовое закрепление в законодательстве РФ. В частности, установлены специальные инструменты защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности:

- таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

- приостановление срока выпуска товаров, в отношении которых таможенными органами обнаружены признаки нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в таможенный реестр.

Указанные таможенные инструменты были разработаны с учетом передовой международной практики, основанной на Соглашении по торговым аспектам

прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (заключено в г. Марракеше 15.04.1994), и позднее, в 2010 г., включены в таможенное законодательство Таможенного союза, в 2017 г. - в право ЕАЭС.

В первый год функционирования таможенного реестра в него было включено 404 объекта интеллектуальной собственности. За прошедшие 17 лет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности увеличился в 14 раз - до 5,6 тыс. зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности (рис.).

4 953

5 141

5 401

5 549

4 617

4 295

3 860

3 556

3 053

2 580

2 257

1 838

1 335

1 574

775 980

404

552

0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 20

оооооооооооооо'-222222222222227

о

01

Рис. Динамика включения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр

Инструмент приостановления срока выпуска товаров также развивался и в 2010 г. Таможенные органы РФ были наделены полномочиями по применению указанного инструмента в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр (полномочия ех-о£йсю).

Результатом принимаемых таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности является ежегодное (начиная с 2015 г.) выявление свыше 10 млн единиц контрафактной продукции и возбуждение более 1 000 дел об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности (табл. 1).

Таблица 1

Результаты принимаемых таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности

Содержание результата 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Обнаружение контрафактной продукции, млн ед. 18,1 20,4 10,1 16,2 11,9 13,3

Количество административных дел, возбужденных таможенными органами 1 121 1 027 1 072 1 255 1 011 771

Во втором десятилетии XXI в. основные усилия таможенных органов были сосредоточены на развитии указанных таможенных инструментов борьбы с контрафактом, в первую очередь за счет их автоматизации [8]. С 2016 г. это позволило обеспечить:

- ведение ФТС России таможенного реестра исключительно в электронном виде;

- возможность включения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр в электронном виде с использованием «Личного кабинета участника ВЭД» в сети «Интернет»;

- использование алгоритмов автоматического выявления признаков нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности при таможенном декларировании товаров;

- возможность взаимодействия правообладателя с таможенными органами через «Личный кабинет участника ВЭД» в сети «Интернет» при приостановлении срока выпуска товаров.

В рамках выполнения мероприятий «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» планируется повысить степень цифро-визации указанных таможенных инструментов борьбы с контрафактом в целях исключения должностных лиц таможенных органов, где это возможно, из процесса принятия решения и завершения перехода на «безбумажный» порядок взаимодействия таможенных органов с правообладателями [9].

Кроме того, в условиях развития евразийского интеграционного процесса и увеличения объемов международной интернет-торговли акценты в выявлении таможенными органами контрафактной продукции с 2010 г. начинают смещаться на таможенный контроль после выпуска товаров и таможенный контроль международных почтовых отправлений (МПО) как основного средства доставки интернет-покупок.

Например, с 2016 г. таможенные органы выявили свыше 500 тыс. единиц кон-трафакта в 12 тыс. МПО (табл. 2).

Одним из направлений повышения эффективности противодействия ввозу контрафактных товаров в интернет-поставках является совершенствование права ЕАЭС в части выделения таких товаров в отдельную категорию и применения к ним специальных мер таможенного администрирования. Указанная работа организована Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в 2019 г., и ФТС России принимает в ней активное участие в целях дальнейшего развития таможенных инструментов борьбы с контрафактом.

Таблица 2

Результаты принимаемых таможенными органами мер по выявлению контрафактной продукции в МПО

Содержание результата 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. (I полугодие)

Количество единиц МПО 124 1 569 1 074 3 699 2 713 2 445

Количество единиц контрафактной продукции, тыс. ед. 1,950 37,5 226,5 160,0 38,8 41,7

валютный контроль

Одним из наиболее значимых административных инструментов регулирующего воздействия власти на правоотношения в сфере осуществления валютных операций во внешнеторговой деятельности является валютный контроль.

Истоки формирования прообраза валютного контроля можно отнести еще к эпохе Древней Греции. Так, в Спарте во времена правления царя Ликурга (880870 гг. до н. э.) была проведена денежная реформа, согласно которой в оборот вместо золотых и серебряных монет вводились железные деньги. Железные деньги представляли собой достаточно тяжелые прутья, которые окунались в уксус для снижения их ценности. Такие деньги не могли использоваться многократно, что затрудняло их ввоз и вывоз за пределы Спартанского государства. Такая идея, связанная с установлением неконвертируемости введенных в оборот железных денег, заключалась в необходимости изолирования лаконской экономики и недопущении осуществления чужеземцами порчи монет из драгоценных металлов.

История развития валютного контроля в России складывалась под влиянием и в контексте изменений в экономическом механизме страны, направленных на наиболее полную реализацию ее национальных интересов.

Первый период становления валютного контроля в России начался в IX в. с образования Древнерусского государства (Древняя Русь), в котором изначально валютными ценностями являлись не деньги, а товары, пользовавшиеся наибольшим спросом (например, скот или пушнина).

В X в. в Древней Руси появилась первая денежная единица - гривна (ее половина называлась рубль). В качестве ограничения устанавливалось взимание различных пошлин на провозимые через княжеские границы товары в рамках Древнерусского государства, что затрудняло развитие и процветание единого товарного и валютного рынков.

В конце XV в. впервые на Руси итальянские серебряники начали чеканить русскую монету, а в XVI в. великая русская княгиня Елена Глинская провела первую централизованную денежную реформу, согласно которой появилась и юридически закрепилась единая система денежного обращения Русского государства, а также была установлена монополия государства на чеканку русских монет. Позднее сын Елены Глинской - государь Иван IV Грозный - установил запрет на вывоз из страны золота и серебра, из которых чеканились монеты.

Первые упоминания о требованиях по таможенному контролю за перемещением денежных средств содержатся в знаменитом Именном указе царя Алексея Михайловича Романова от 25 октября 1653 г. «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием, по сколько взято и с каких товаров».

Указ гласил, что если купец везет с собой «золотые, ефимки и деньги», которые не предназначены для торговли, то «и с тех золотых, и с ефимков и с денег пошлины не имать». Здесь под «золотыми» и «ефимками» имелись в виду монеты, производимые иноземными купцами (иностранная валюта).

Торговым чинам же запрещалось утаивать деньги, которые предназначены для покупки товаров на продажу. Именной указ требовал, чтобы все деньги были предъявлены таможне, а цена продажи «сказывается прямо в правду, без хитрости». При расчете цены пошлины не разрешалось ставить цену на товар выше покупной, чтобы исключить случаи махинаций с денежными средствами при торговле товарами.

В конце XVII - начале XVIII в. царь Петр I в целях совершенствования ва-лютно-финансовой системы страны провел денежную реформу, согласно которой устанавливался запрет на вывоз драгоценных металлов в зарубежные страны. Введение Петром I в обращение медных копеек позволило укрепить и расширить рыночные отношения в условиях ввоза золота и серебра из-за границы. Выпуск золотых монет («червонцы») способствовал наряду с иностранными серебряными деньгами осуществлению внешнеторговой деятельности.

Также в «петровскую» эпоху продолжали использовать традиционные источники сырья: покупку талеров за границей, распространение откупной системы на некоторые виды промыслов, сбор пошлин на ввоз и вывоз товаров; государственную монополию на торговлю некоторыми видами товаров, запрет на вывоз из России золотых и серебряных монет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начиная с 1857 г., во время правления царя Александра II Николаевича, отменялись многие запреты на ввоз импортных товаров, снижались взимаемые пошлины, осуществлялись свободная продажа и покупка иностранной валюты по любому курсу, вывоз денежных капиталов, денежные переводы за границу. Такие свободные международные валютные операции проводились вплоть до начала XX в.

Однако проводимая с 1917 г. либерализация в сфере внешней торговли и международных экономических отношений сменилась государственной валютной монополией социалистического государства. Такая валютная монополия выражалась в сосредоточении всех валютных ресурсов страны в распоряжении государства, осуществлении международных расчетных, кредитных и других валютных операций через уполномоченные государством органы, ограничении возможности использования за границей денежных средств внутреннего денежного обращения, отсутствии возможности нахождения в обращении иностранной валюты во внутреннем хозяйстве социалистических государств.

Указанная монополизация государством валютных отношений окончательно укрепилась в 1937 г. - в уголовном законодательстве появилась статья, в которой осуществление валютных операций приравнивается к государственным преступлениям.

В 1961 г. в Уголовный кодекс РСФСР была введена ст. 88, или на сленге валютчиков «бабочка», которая предусматривала в качестве уголовного наказания за операции с иностранной валютой лишение свободы или применение смертной казни [10]. Указанную статью отменили только в 1994 г.

С помощью валютной монополии советское государство осуществляло защиту национальной денежной системы от экономических кризисов и валютной спекуляции в условиях неэффективности действовавших регулирующих мер.

Начало развитию современного валютного контроля внешней торговли положено в 1992 г.; этому предшествовало возникновение в стране исключительно сложной экономической ситуации в результате распада СССР, окончательного разрушения существовавшей хозяйственной системы, основанной на тотальном господстве административного начала, отсутствие многих институтов власти, способных в кратчайшие сроки вывести страну из сложившейся ситуации.

После образования Российской Федерации начала формироваться новая государственная валютная политика, направленная на предотвращение возникшей незаконной утечки иностранной валюты из страны из-за начавшейся либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД). К осени 1992 г. такой невозврат экспортной валютной выручки приобрел катастрофические размеры - почти 50% всего объема экспорта.

Для решения указанной проблемы в 1992-1993 гг. была разработана нормативно-правовая база, содержащая соответствующие валютные ограничения, а именно приняты Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», в котором был более детально разработан понятийный аппарат, а также Инструкция Центрального банка РФ и ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров».

Создание указанных актов способствовало переходу к специальному регулированию конкретных видов валютных правоотношений. Так, барьеры и препятствия на пути свободного движения денежных средств и капитала были снижены, а в отдельных случаях абсолютно устранены. Принятие в 1993 г. Конституции РФ и провозглашение Российской Федерации демократическим государством способствовали более широкой либерализации валютных отношений.

В XXI в. на современном этапе развития экономический уровень России вновь потребовал от государства пересмотра валютного законодательства. Поэтому принятие в 2003 г. одноименного с предыдущим, но совершенно иного по содержанию Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Федеральный закон № 173-ФЗ) было обусловлено достаточно объективными причинами [11].

Федеральный закон № 173-ФЗ предусматривает ряд мер, направленных на дальнейшую либерализацию валютных отношений. Впервые в нем устанавливается цель валютного законодательства: обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Федеральным законом № 173-ФЗ конкретизирована сфера действия валютного законодательства, регламентированы принципы валютного регулирования, внесены изменения в понятийный аппарат, установлен перечень органов валютного контроля, расширен круг агентов валютного контроля. В отношении осуществляемых во внешнеторговой деятельности валютных операций теперь действует иной принцип: «разрешено все, что не запрещено».

С 2007 г. начинается еще один этап развития валютного контроля в России, который направлен на полную конвертацию рубля и абсолютную либерализацию валютных правоотношений в связи с отменой обязательной продажи части валютной выручки.

Также в рамках происходящих интеграционных и глобализационных процессов в России либерализация затронула ранее установленные валютные ограничения, которые поэтапно стали отменяться сначала по текущим валютным операциям по внешнеторговым сделкам, затем по операциям, связанным с движением капитала. Тем самым Россия как член Международного валютного фонда (МВФ), присоединившись в 1996 г. к ст. VIII «Общие обязательства государств-членов» Устава МВФ, выполнила взятое на себя обязательство об устранении валютных ограничений по текущим валютным операциям.

Вместе с тем проблема, связанная с незаконной утечкой валютных средств при осуществлении валютных операций во внешнеторговой деятельности, не утратила свою актуальность. Отмена ограничений на многие валютные операции во внешней торговле и в то же время продолжающаяся незаконная утечка из страны денежных средств, требующая соответствующей реакции со стороны государства, создали противоречивую ситуацию. Выход из такой ситуации был законодательно закреплен с помощью изменения «валютных ограничений» на «требования», что не оказало существенного влияния на повышение уровня исполнения фактической обязанности экспортеров в полном объеме репатриировать валютную выручку, а импортеров - возвращать авансированные суммы в случае неэквивалентной встречной поставки.

Еще одним принципиальным изменением в организации валютного контроля внешнеторговой деятельности в ходе либерализации валютной политики государства стало сокращение числа контролирующих органов и упорядочение их состава, следствием чего явилось понижение статуса таможенных органов с органа до агента валютного контроля и урезание их прав и функциональных обязанностей. Право применения мер ответственности к нарушителям валютного законодательства в 2004 г. было возложено на новый орган валютного контроля -Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. Это привело, особенно на первых порах, к значительному снижению эффективности валютного контроля, в том числе из-за нарушения отлаженного порядка взаимодействия контролирующих органов.

Изменение места и статуса ФТС России в механизме валютного контроля оказалось не совсем удачным экспериментом, и в 2016 г. был восстановлен статус ФТС России как органа валютного контроля [12].

С 2016 г. по I полугодие 2021 г. таможенными органами проведено 44 780 проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ. При этом выявлены нарушения требований валютного законодательства РФ, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), на сумму 1 459,96 млрд руб. Возбуждено 60 390 дел об административных правонарушениях, ответственность за

которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ, на сумму 603,70 млрд руб. Возбуждено 866 уголовных дел по ст. 193 и 863 уголовных дела по ст. 193.1 Уголовного кодекса РФ.

В последние годы таможенные органы все более активно принимают участие в международных процессах, затрагивающих осуществление валютного контроля внешнеторговой деятельности, в том числе соблюдают многие требования, устанавливаемые международными организациями, которые распространяются на территориях как отдельных государств, так и межгосударственных союзов.

Так, основываясь на рекомендациях Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), право ЕАЭС закрепляет ведущую роль таможенных органов в контроле за соблюдением требований по трансграничному перемещению наличных денежных средств. В настоящее время такой контроль является неотъемлемой частью российской «антиотмывочной» системы и позволяет таможенным органам предотвращать попытки перемещения денежных средств через таможенную границу ЕАЭС в преступных целях, выявлять так называемых «курьеров наличных» и информировать компетентные органы о рисках отмывания преступных доходов.

Значительный прогресс в формировании международных правовых основ противодействия таможенных органов незаконным финансовым операциям был достигнут в течение последних 10 лет.

Правом ЕАЭС установлено требование об указании в пассажирской таможенной декларации источников происхождения наличных денежных средств и о представлении физическими лицами в таможенные органы документов, подтверждающих такие источники [13].

С момента введения данного требования таможенными органами выпущено более 300 тыс. пассажирских таможенных деклараций, содержащих сведения о перемещении наличных денежных средств через таможенную границу ЕАЭС. На таможенные органы также возложены полномочия по их приостановлению при наличии информации о признаках отмывания преступных доходов или финансирования терроризма.

При реализации принятых норм особое внимание ФТС России уделено работе по автоматизации контроля и взаимодействия с участниками российской «антиотмывочной» системы. Создан механизм, позволяющий таможенным органам получать из Росфинмониторинга в электронном виде информацию о лицах, причастных к преступной деятельности, интегрировать ее в систему управления рисками и выявлять риски незаконного перемещения наличных денежных средств в автоматизированном режиме.

Эффективность применения данного механизма была высоко оценена экспертами ФАТФ при прохождении Россией в 2019 г. четвертого раунда взаимных оценок ФАТФ, по результатам которого российская «антиотмывочная» система получила рейтинг значительного соответствия по 32-й рекомендации ФАТФ «Курьеры наличных».

Таким образом, осуществляемый в современных условиях в России таможенными органами валютный контроль приобретает новый характер и уже не ограничивается контролем за трансграничным перемещением наличных денежных средств. Действующий механизм валютного контроля постепенно переходит к осуществлению таможенными органами контроля за сомнительными валютными операциями в рамках механизмов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что позволит снизить регуляторную нагрузку на реальный сектор экономики и кредитные организации.

Переход к риск-ориентированному подходу в рамках системы контроля за сомнительными валютными операциями выработан по итогам анализа действующих требований валютного контроля и оценки их влияния на обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ и направлен на либерализацию валютного законодательства РФ.

заключение

Анализ исторических аспектов и современного состояния направлений деятельности УТОВЭК ФТС России показал, что комплексное принятие мер по совершенствованию обеспечения соблюдения запретов и ограничений позволяет значительно сократить риски причинения вреда обществу и государству, повышает «прозрачность» требований права ЕАЭС и законодательства РФ для бизнес-сообщества и многократно упрощает процедуры перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

В настоящее время защита прав на объекты интеллектуальной собственности является одной из функций, реализуемых таможенными органами. Специальные таможенные инструменты такой защиты - таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и приостановление срока выпуска товаров, в отношении которых обнаружены признаки нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в таможенный реестр. Основные усилия таможенных органов сосредоточены на развитии указанных таможенных инструментов за счет автоматизации процессов их реализации и на повышении эффективности противодействия ввозу контрафактных товаров в МПО.

В рамках валютного контроля, осуществляемого таможенными органами с использованием риск-ориентированного подхода, в настоящее время обеспечивается не только контроль за трансграничным перемещением наличных денежных средств, но и принятие превентивных мер, направленных на противодействие сомнительным валютным операциям, связанным с незаконным выводом денежных средств за границу. Это оказывает существенное влияние на устойчивость валюты и стабильность внутреннего валютного рынка РФ.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Приказ ФТС России от 29.10.2007 № 1326 «О внесении изменений в штатное расписание центрального аппарата ФТС России».

2. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», по направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.

3. Указ Президента РСФСР от 25.10.1991 № 161 «О Государственном таможенном комитете РСФСР».

4. Указ Президента РФ от 25.10.1994 № 2014 «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации».

5. Постановление Правительства РСФСР от 26.12.1991 № 65 «Вопросы Государственного таможенного комитета РСФСР».

6. Таможенный кодекс СССР (утвержден Верховным Советом СССР 26.03.1991 № 2052-1).

7. Таможенный кодекс РФ (утвержден Верховным Советом РФ 18.06.1993 № 5221-1).

8. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Информационные таможенные технологии в обеспечении соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле и защиты прав интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 78-85.

9. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».

10. Уголовный кодекс РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР 27.10.1960).

11. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

12. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Валютный контроль как вид государственного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 7-16.

13. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.2019 № 130 «О представлении документов для подтверждения происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».

REFERENCES

1. Prikaz FTS Rossii ot 29.10.2007 no. 1326 "O vnesenii izmenenii v shtatnoe raspisanie tsentral'nogo apparata FTS Rossii" [Order of the FCS of Russia dated October 29, 2007 no. 1326 "On amendments to the staffing table of the central office of the FCS of Russia"]. (In Russ.).

2. Torgovye ogranicheniia. Eksportnyi i valiutnyi kontrol': uchebnik dlia studentov vuzov, obuchai-ushchikhsia po spetsial'nosti "Tamozhennoe delo", po napravleniiu podgotovki "Ekonomika", profil' "Mirovaia ekonomika"/pod red. V. B. Mantusova [Trade restrictions. Export and currency control: a textbook for university students studying in the specialty "Customs", in the direction of training "Economics", profile "World Economy" / ed. V. B. Mantusov]. Moscow, UNITY-DANA, 2018. 463 p. (In Russ.).

3. Ukaz Prezidenta RSFSR ot 25.10.1991 no. 161 "O Gosudarstvennom tamozhennom komitete RSFSR" [Decree of the President of the RSFSR dated October 25, 1991 no. 161 "On the State Customs Committee of the RSFSR"]. (In Russ.).

4. Ukaz Prezidenta RF ot 25.10.1994 no. 2014 "Ob utverzhdenii Polozheniia o Gosudarstvennom tamozhennom komitete Rossiiskoi Federatsii" [Decree of the President of the Russian Federation dated October 25, 1994 no. 2014 "On approval of the Regulations on the State Customs Committee of the Russian Federation"]. (In Russ.).

5. Postanovlenie Pravitel'stva RSFSR ot 26.12.1991 no. 65 "Voprosy Gosudarstvennogo tamozhennogo komiteta RSFSR" [Resolution of the Government of the RSFSR dated December 26, 1991 no. 65 "Issues of the State Customs Committee of the RSFSR"]. (In Russ.).

6. Tamozhennyi kodeks SSSR (utverzhden Verkhovnym Sovetom SSSR 26.03.1991 no. 2052-1) [Customs Code of the USSR (approved by the Supreme Soviet of the USSR on March 26, 1991 no. 2052-1)]. (In Russ.).

7. Tamozhennyi kodeks RF (utverzhden Verkhovnym Sovetom RF 18.06.1993 no. 5221-1) [Customs Code of the Russian Federation (approved by the Supreme Soviet of the Russian Federation on June 18, 1993 no. 5221-1)]. (In Russ.).

8. Mantusov V. B., Shklyaev S. V. Informatsionnye tamozhennye tekhnologii v obespechenii sobliude-niia zapretov i ogranichenii vo vneshnei torgovle i zashchity prav intellektual'noi sobstvennosti [Information customs technologies in ensuring compliance with prohibitions and restrictions in foreign trade and protection of intellectual property rights]. In: Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi aka-demii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2017, no. 4, pp. 78-85. (In Russ.).

9. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 23.05.2020 no. 1388-r "Strategiia razvitiia tamozhennoi sluzh-by Rossiiskoi Federatsii do 2030goda" [Order of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2020 no. 1388-r "Development strategy of the Customs service of the Russian Federation until 2030"]. (In Russ.).

10. Ugolovnyi kodeks RSFSR (utverzhden Verkhovnym Sovetom RSFSR 27.10.1960) [The Criminal Code of the RSFSR (approved by the Supreme Soviet of the RSFSR dated October 27, 1960)]. (In Russ.).

11. Federal'nyi zakon ot 10.12.2003 no. 173-FZ "O valiutnom regulirovanii i valiutnom kontrole" [Federal Law dated December 10, 2003 no. 173-FZ "On Currency Regulation and Currency Control"]. (In Russ.).

12. Mantusov V. B., Shklyaev S. V. Valiutnyi kontrol'kak vidgosudarstvennogo kontrolia, osushchestv-liaemogo tamozhennymi organami Rossiiskoi Federatsii [Currency control as a type of state control exercised by the customs authorities of the Russian Federation]. In: Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2017, no. 1, pp. 7-16. (In Russ.).

13. Reshenie Kollegii Evraziiskoi ekonomicheskoi komissii ot 06.08.2019 no. 130 "Opredstavlenii doku-mentov dlia podtverzhdeniia proiskhozhdeniia nalichnykh denezhnykh sredstv i (ili) denezhnykh in-strumentov" [Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated July 6, 2019 no. 130 "On the submission of documents to confirm the origin of cash and (or) monetary instruments"]. (In Russ.).

информация об авторе

Шкляев Сергей Владимирович - генерал-майор таможенной службы, начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 121087, Москва, Новозаводская ул., 11/5, e-mail: ShklyaevSV@ca.customs.ru, тел.: 8 (499) 449-72-44.

information about the author

Shklyaev Sergey V. - Major General of the Customs Service, head of the Department of Trade Restrictions, Currency and Export Control, the Federal Customs Service of Russia, 11/5 Novo-zavodskaya St., Moscow 121087, Russian Federation, e-mail: ShklyaevSV@ca.customs.ru, tel.: 8 (499) 449-72-44.

конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. conflict of interests

The author declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article.

для цитирования

Шкляев С. В. Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы: история и современность // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 4. С. 24-38.

For citation

Shklyaev S. V. Department of Trade Restrictions, Currency and Export Control of the Federal Customs Service of Russia: History and Modernity. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2021, no. 4, pp. 24-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.