ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИЙ
УДК 332.1
JEL О31, О38
DOI 10.26425/1816-4277-2023-1-179-188
Направления совершенствования механизмов обеспечения инвестиционной безопасности территории в условиях цифровой трансформации (на примере Краснодарского края)
Тернавщенко Кристина Олеговна
Канд. экон. наук, доц. каф. экономической безопасности ORCID: 0000-0002-9055-6779, e-mail: [email protected]
Асеева Валерия Владимировна
Студент, ORCID: 0000-0002-7425-2337, e-mail: [email protected]
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Россия
Аннотация
Цель исследования — разработка мероприятий по совершенствованию механизмов обеспечения инвестиционной безопасности Краснодарского края в условиях цифровой трансформации. Предметом исследования является инвестиционно-инновационный потенциал в системе экономической безопасности Краснодарского края. В статье рассматриваются особенности формирования инвестиционной безопасности территории в условиях цифровой трансформации. Представлены ключевые этапы становления этого процесса. Проведен анализ формирования показателей инновационной активности территории, а также оценен Индекс развития электронного правительства (англ. E-Government Development Index, EGDI) по странам в 2020 г. Выявлены такие угрозы формированию инвестиционной безопасности Краснодарского края, как низкая инновационная активность; непрочная взаимосвязь науки с производством; плохой уровень коммерционализации инвестиций; недостаточная популяризация среди населения получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде; неудовлетворительный объем внедрения современных сквозных цифровых технологий в сфере регионального управления; неразвитость цифровизации; а также геополитические риски. Проведено экономическое обоснование предложенных мероприятий в отношении реализации государственной программы «Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности», Стратегии цифровой трансформации Краснодарского края, а также государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Практическая реализация предложенных мероприятий позволит улучшить формирование инвестиционной безопасности Краснодарского края в условиях цифровой трансформации.
Ключевые слова
Инвестиционная безопасность, инвестиции, инновации, инвестиционная привлекательность, инновационная активность, цифровизация, цифровая трансформация, экономическая безопасность, мероприятия, эффективность
Для цитирования: Тернавщенко К.О., Асеева В.В. Направления совершенствования механизмов обеспечения инвестиционной безопасности территории в условиях цифровой трансформации (на примере Краснодарского края)// Вестник университета. 2023. № 1. С. 179—188.
© Тернавщенко К.О., Асеева В.В.., 2023.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
INVESTMENT VALUATION
Directions of the territory's investment security mechanisms improvement in the context of digital transformation: Krasnodar Krai case study
Kristina O. Ternavshchenko
Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Economic Security Department ORCID: 0000-0002-9055-6779, e-mail: [email protected]
Valeriya V. Aseeva
Student, ORCID: 0000-0002-7425-2337, e-mail: [email protected]
Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia
Abstract Keywords
The purpose of the study is to develop measures to improve the mechanisms Investment security, investment, innova-for ensuring investment security of the Krasnodar Krai in the context of dig- tion, investment attractiveness, innovation ital transformation. The subject of the study is the investment and innovation activity, digitalization, digital transforma-potential in the economic security system of the Krasnodar Krai. The article tion, economic security, measures, efficiency discusses the features of the formation of investment security of the territory in the conditions of digital transformation. The key stages of this process are presented. The analysis of innovative activity of the territory indicators formation is carried out, and the E-Government Development Index by country in 2020 is estimated. Such threats to the formation of investment security in the Krasnodar Krai as low innovative activity, fragile relationship between science and production, poor commercialization of investments; insufficient popularization of receiving state and municipal services in electronic form; unsatisfactory volume of introduction of modern end-to-end digital technologies in the field of regional management; underdevelopment of digi-talisation; as well as geopolitical risks have been identified. The economic justification of the proposed measures implementation in relation to the state program "Development of the industry of the Krasnodar Territory and increasing its competitiveness", the Strategy of digital transformation of the Krasnodar Krai, as well as the state program "Digital Economy of the Russian Federation" has been carried out. The practical implementation of the proposed measures will improve the formation of investment security of the Krasnodar Krai in the context of digital transformation.
For citation: Ternavshchenko K.O., Aseeva V.V (2023) Directions of the territory's investment security mechanisms improvement in the context of digital transformation: Krasnodar Krai case study. Vestnik universiteta, no. 1, pp. 179—188.
© Ternavshchenko K.O., Aseeva V.V., 2023.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обеспечения инвестиционной безопасности Краснодарского края в условиях цифровой трансформации в настоящее время обусловлена тем, что существуют реальные и потенциальные вызовы и угрозы, которые отрицательно влияют на устойчивость и адаптивность системы экономической безопасности региона в целом. Инвестиционный потенциал региона тесно связан с инновационным потенциалом, то есть теми ресурсами, которые обеспечивают осуществление инновационной деятельности в интересах реализации Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края [1].
Цифровые технологии оказывают значительное влияние на инвестиционную безопасность территории и ее инвестиционную привлекательность, что способствует развитию цифровой трансформации региональной экономики и обеспечивает новые способы взаимодействия между государством и малым и средним предпринимательством, а также порождает новые форматы коммуникации для решения проблем в области инвестирования в приоритетные сферы деятельности экономики региона.
Инвестиционная безопасность территории играет немаловажное значение в формировании и развитии цифровой трансформации, так как она обеспечивает безопасность вложений, которые направляются инвесторами в экономику Краснодарского края для внедрения и развития инвестиционно-инновационных проектов с использованием цифровых технологий [2].
В перспективе стремительное внедрение цифровизации на разных этапах инвестиционного процесса будет являться индикатором экономического роста не только региона, но и страны в целом, будет обеспечивать устойчивость и адаптивность системы экономической безопасности Краснодарского края.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Развитие цифровых технологий оказывает значительное влияние на инвестиционную безопасность территории, а также ее инвестиционную привлекательность. Относительно недавно в экономической литературе появилось определение «цифровая экономика». Она представляет собой форму организации экономической деятельности между государством и населением, которая основана на цифровых и электронных технологиях и непосредственно реализуется через электронную коммерцию, облачные технологии, а также цифровые платформы [3].
Цифровая экономика включает в себя сервисы по предоставлению онлайн-услуг, в том числе в сфере инвестиционной деятельности, по ведению бизнеса для малых и средних предпринимателей. Она охватывает все деловые, экономические и социальные операции, совершаемые в сети «Интернет» с помощью цифровых коммуникационных и сетевых технологий [4].
На первоначальном этапе происходит смена аналоговых носителей на цифровые. Затем наступает этап цифрового развития. Он представляет собой выполнение в цифровой среде бизнес-процессов, которые ранее осуществлялись субъектами без применения продуктов цифровизации. На заключительном этапе осуществляется цифровая трансформация, то есть использование инноваций на основе информационных технологий для решения различных задач [5].
Цифровая трансформация региональной экономики обеспечивает новые способы взаимодействия между государством и малым и средним предпринимательством, а также порождает новые форматы коммуникации для решения проблем в области инвестирования в приоритетные сферы деятельности экономики региона. Она выступает как процесс преобразования устоявшихся экономических и общественных институтов в связи с внедрением новых цифровых технологий. При этом они развиваются настолько стремительно и непредсказуемо, что становится очень трудно предвидеть последствия их распространения [6].
Цифровая трансформация осуществляется благодаря двум составляющим: ресурсам, которые определяют возможности и развитие цифровой трансформации, и заинтересованным сторонам, осуществляющим разработку и реализацию инвестиционно-инновационных проектов в регионе. Результат воздействия этих составляющих включает в себя как экономические, так и социальные эффекты, которые в перспективе будут формировать инвестиционную безопасность территории. Если в регионе активно разрабатываются и внедряются инвестиционно-инновационные проекты, субъект имеет большие возможности для развития бизнеса, а также увеличения инвестиционной и деловой активности. В результате чего обеспечивается инвестиционная безопасность.
В условиях цифровой трансформации наблюдается взаимосвязь между инвестиционной, инновационной и научно-технологической безопасностью. Эта взаимосвязь заключается в обеспечении достаточности инвестиционных ресурсов для осуществления процессов разработки и реализации инновационных проектов. Инвестиционная безопасность выступает в качестве определяющего фактора для безопасности в сфере инноваций [7].
В перспективе внедрение цифровизации на разных этапах инвестиционного процесса будет являться индикатором экономического роста не только региона, но и страны в целом, и обеспечит устойчивость и адаптивность инвестиционной безопасности на мезоуровне.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Степень готовности России к реализации и использованию цифровых услуг населением, а также малым и средним предпринимательством позволяет оценить Индекс развития электронного правительства (англ. E-Government Development Index, EGDI), который рассчитывается Департаментом экономического и социального развития Организации Объединенных Наций. Рейтинг охватывает 193 страны [8]. Избранные данные по отдельным странам представлены в таблице 1.
Таблица 1
Индекс развития электронного правительства по странам на 2020 г.
Страна
Индекс
Значение
Место в рейтинге
Значения по субиндексам
Государственные онлайн-сервисы
Телекоммуникационная инфраструктура
Человеческий капитал
Дания
Республика Корея
Эстония
Австралия
Чили
Португалия Российская Федерация Италия Бахрейн
0,9758
0,9560 0,9473 0,9432
0,8259 0,8255 0,8244 0,8231 0,8213
1 2 3 5
34
35
36
37
38
0,9706 (3)
1,0000 (1) 0,9941 (2) 0,9471 (7)
0,8529 (24) 0,8353 (35) 0,8176 (39) 0,8294 (36) 0,7882 (45)
0,9979 (2)
0,9684 (4) 0,9212 (11) 0,8825 (21)
0,7606 (51) 0,7948 (43) 0,7723 (49) 0,7932 (44) 0,8319 (30)
0,9588 (2)
0,8997 (23) 0,9266 (13) 1,0000 (1)
0,8643 (36) 0,8463 (45) 0,8833 (31) 0,8466 (44) 0,8439 (46)
Составлено авторами по материалам исследования
В соответствии с данным индексом, Россия занимает 36-е место, уступая при этом ведущим странам в области цифровой трансформации: Дании, Республике Корея, Эстонии, Финляндии, Австралии. Индекс формируется на основании трех составляющих [8]:
- государственные онлайн-сервисы (39-е место в рейтинге);
- телекоммуникационная инфраструктура (49-е место в рейтинге);
- человеческий капитал (31-е место в рейтинге).
В настоящее время наблюдается серьезная проблема в области телекоммуникационной инфраструктуры на уровне регионов России, в том числе в Краснодарском крае. Лишь 10 % муниципальных образований отвечают установленным требованиям законодательства по уровню цифровизации.
На глобальном цифровом рынке самыми уязвимыми местами для конкурентоспособности России являются низкий уровень внедрения инноваций и, как следствие, неразвитость малого и среднего предпринимательства из-за неготовности страны к цифровой трансформации. Поэтому особое значение приобретает вложение инвестиций в инновационные технологии, наряду с развитием телекоммуникационной инфраструктуры и человеческого капитала в данной сфере.
Анализ динамики основных показателей инновационной активности Краснодарского края представлен в таблице 2.
Таблица 2
Динамика показателей инновационной активности Краснодарского края
Показатель, единицы измерения 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Абсолютное отклонение (±)
Затраты на инновации, млрд руб. 9,7 47,4 11,6 28,2 54,7 45,0
Удельный вес затрат на инновации в общем объеме товаров, % 3,0 4,0 1,2 0,7 2,5 -0,5
Удельный вес инновационных товаров в общем объеме товаров, % 7,7 14,1 8,7 2,3 1,8 -5,9
Источник:: [9]
Затраты региона на развитие инновационной деятельности являются значительными (прирост более чем в 5 раз). Подтверждающим фактором является то, что экономика Краснодарского края находится на стадии инновационного развития, что проявляется в производстве высококачественной продукции, необходимой для удовлетворения потребностей населения.
Инновационное развитие региона оказывает положительное влияние на устойчивость инвестиционной безопасности к внешним и внутренним вызовам угрозам. С этой целью Департамент инвестиций Краснодарского края содействует развитию инвестиционных проектов в области науки и технологий. Несмотря на значительные затраты, удельный вес инновационных товаров недостаточный.
Наблюдается отсутствие эффективной связи науки с производством, то есть финансирование инновационной деятельности не приносит должного экономического эффекта, что препятствует формированию механизмов обеспечения инвестиционной безопасности Краснодарского края в условиях цифровой трансформации.
СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Наличие реальных и потенциальных угроз формированию инвестиционной безопасности в условиях цифровой трансформации оказывает негативное влияние на обеспечение устойчивости и адаптивности системы экономической безопасности Краснодарского края. Основные угрозы, а также приоритетные направления по их минимизации, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Мероприятия по совершенствованию механизмов обеспечения инвестиционной безопасности Краснодарского края в условиях цифровой трансформации
Угроза Мероприятие Результат
Недостаточный уровень инновационной активности Создание Фонда НИОКР, а также исполнение подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационной деятельности в Краснодарском крае» [10] — повышается инновационный потенциал организаций; — происходит вовлечение предприятий края в инновационные процессы; — повышается спрос на перспективные в финансовом плане результаты научно-технической деятельности края
Окончание табл. 2
Угроза Мероприятие Результат
Недостаточная взаимосвязь науки с производством Реализация программы «Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности» [11] — стимулирование субъектов предпринимательской деятельности к внедрению новых технологий при осуществлении производственной деятельности; — обеспечение льготного доступа бизнеса к производственным площадям и помещениям в целях создания производственных и инновационных компаний на территории Краснодарского края
Низкий уровень коммерцио-нализации инвестиций Внедрение концепции «Умная специализация» [12] - повышается уровень цифровизации, благодаря чему Краснодарский край становится инвестиционно и инновационно привлекательным; - повышается уровень эффективности системы проектного управления с помощью упрощенного взаимодействия между органами власти и бизнесом
Недостаточная распространенность среди граждан получения услуг в цифровом виде Перевод социально значимых услуг в цифровой вид - предоставление онлайн-услуг 24 часа в сутки и 7 дней в неделю в проактивном режиме, то есть без отдельных заявлений со стороны граждан, с использованием реестровой модели; - увеличивается не только доля населения, получающая информацию с сайтов государственных органов, но и доля цифровых услуг в целом
Недостаточный объем внедрения современных сквозных цифровых технологий в сфере регионального управления Электронный документооборот / ЕМСЭД КК - повышение качества электронных услуг за счет сокращения сроков обработки документов; - обеспечение электронного документооборота между органами власти края, местного самоуправления и подведомственными им учреждениями; - снижение расходов бюджета Краснодарского края за счет исключения избыточного дублирования данных в цифровом виде
Неразвитость цифровизации Реализация Стратегии цифровой трансформации Краснодарского края [13] - минимизация физических, административных и социальных барьеров с помощью развития цифровых технологий на территории Краснодарского края; - повышение качества предоставления цифровых услуг; - модернизация отдельных информационных систем и цифровых продуктов отрасли государственного управления
Геополитические риски Осуществление программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [14] - формируется цифровая экономика страны; - повышается конкурентоспособность на глобальном рынке экономики Российской Федерации; - происходит вложение инвестиций благодаря взаимодействию бизнеса, науки и региональных органов власти
НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; ЕМСЭД КК - Единая межведомственная система электронного документооборота Краснодарского края
Составлено авторами по материалам исследования
Данные мероприятия по повышению эффективности формирования инвестиционной безопасности Краснодарского края в условиях цифровой трансформации позволят не только предотвратить реальные и потенциальные вызовы и угрозы, но и обеспечить устойчивость и адаптивность системы экономической безопасности региона.
Проведение экономического обоснования предложенных мероприятий направленно на:
— усиление взаимосвязи науки с производством и, как следствие, увеличение уровня инновационной активности;
— развитие цифровизации и процессов предоставления услуг в цифровом виде на всей территории Краснодарского края;
— формирование уникальной экосистемы цифровой экономики России и ее цифрового потенциала в целях усиленного развития цифровой трансформации.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
На сегодняшний день формирование инвестиционной безопасности в условиях цифровой трансформации выступает одной из ключевых задач развития Краснодарского края. Проведем экономическое обоснование ключевых мероприятий, способствующих улучшению инвестиционно-инновационного климата на территории Краснодарского края в условиях развития цифровизации (табл. 4). В настоящее время в целях улучшения взаимосвязи науки с производством активно реализуется программа «Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности» [11].
Таблица 4
Целевые показатели программы «Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности»
Показатель, единицы измерения 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. Абсолютное отклонение (±)
Объем инвестиций предприятий промышленности, млрд руб. 10,1 11,3 11,9 12,1 2,0
Производительность труда в промышленном производстве на одного работника в год, млн руб. 2,9 3,0 3,0 3,1 0,2
Прирост высокопроизводительных рабочих мест, к предыдущему году, % 103,0 103,5 104,0 104,5 1,5
Составлено авторами по материалам исследования
Как следует из таблицы 4, прогнозное значение объема инвестиций предприятий промышленности в результате реализации данной программы планируется увеличить на 2 млрд руб. При этом к 2024 г. значение показателя составит 12,1 млрд руб., что обеспечит внедрение новых технологий при осуществлении производственной деятельности и, как следствие, повысит уровень инновационной активности на территории Краснодарского края. Наряду с этим происходит увеличение высокопроизводительных рабочих мест (на 1,5 %), а также повышение производительности труда в промышленном производстве на 0,2 млн руб. к 2024 г.
Не менее значимой угрозой формирования инвестиционной безопасности Краснодарского края в условиях цифровой трансформации является неразвитость цифровизации и процессов предоставления услуг в электронном виде. С этой целью разрабатывается и внедряется Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Краснодарского края [13]. Она предполагает достижение цифровой зрелости ключевых направлений цифровой трансформации субъекта. Прогнозные значения показателей Стратегии по основным сферам деятельности представлены в таблице 5.
Можно сказать, что по состоянию на 2021 г. Краснодарский край имеет средний уровень цифровой зрелости, что не в полной мере позволяет обеспечить формирование его инвестиционной безопасности в условиях цифровой трансформации.
К 2024 г. планируется стабильное увеличение значений показателей в области цифровизации. Перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид позволит в перспективе увеличить долю сведений в информационных системах Краснодарского края, доступных в электронном виде, на 17 %.
Таблица 5
Прогнозные значения показателей Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Краснодарского края до 2024 г.
Значения по годам, %
Показатель 2021 2022 2023 2024 Абсолютное отклонение(±)
Перевод массовых социально значимых услуг в цифровой вид
Доля видов сведений в региональных информационных системах, доступных в цифровом виде 15 18 25 32 17
Сокращение регламентного времени предоставления государственных услуг в 3 раза при оказании услуг в цифровом виде 15 18 25 32 17
Доля социально значимых услуг, доступных в электронном виде 15 18 25 32 17
Степень удовлетворенности качеством предоставления услуг в цифровом виде 15 18 25 32 17
Электронный документооборот
Доля органов власти, ведущих свою деятельность с использованием цифрового документооборота 40 43 47 100 60
Доля документооборота между органами власти и подведомственными им учреждениями в субъекте Российской Федерации 15 18 25 32 17
Промышленность
Доля сформированных на платформе государственной ин-
формационной системы промышленности цифровых паспор- 20 25 50 85 65
тов предприятий
Доля государственной поддержки для субъектов в сфере про- 7 10 20 30 23
мышленности, предоставляемых в электронном виде
Составлено авторами по материалам исследования
Параллельно с этим сокращается регламентное время предоставления цифровых услуг не только населению в целом, но и малому и среднему предпринимательству в частности. В свою очередь, это способствует более эффективному взаимодействию бизнеса и государства в области привлечения инвестиций в экономику Краснодарского края.
Увеличение доли региональных органов государственной власти, которые ведут свою деятельность с использованием электронного документооборота на 60 % к 2024 г., позволит значительно сократить время предоставления государственной помощи на развитие инвестиционно-инновационных проектов Краснодарского края.
В сфере промышленности также планируется увеличить долю государственной поддержки в цифровом формате для субъектов предпринимательства на 23 % по сравнению с отчетным периодом, что благоприятно скажется на формировании инвестиционной безопасности Краснодарского края в условиях цифровой трансформации.
Минимизация геополитических рисков становится возможной благодаря реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [14], позволяющей создать цифровую экономику субъектов, в том числе Краснодарского края.
Представленные в таблице 6 текущие и прогнозные значения показателей государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» характеризуют цифровой потенциал формирования цифровой экономики к 2024 г.
Таблица 6
Текущие и прогнозные значения показателей исследований в области цифровой экономики
Показатели, единицы измерения 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. Абсолютное отклонение(±)
Удельный вес затрат на исследования в общем объеме внутренних затрат, % 4,0 4,1 4,2 4,2 4,3 0,3
Количество компаний-лидеров в области цифровизации, единиц 5 6 7 8 10 5
Количество проектов цифровой экономики (стоимостью не менее 100 млн руб.), единиц 5 10 15 20 30 25
Число патентных заявок (поданных в стране и за рубежом), единиц
— телекоммуникационные технологии 550 580 605 625 650 100
— технологии цифровой связи 305 320 340 360 380 75
— компьютерные технологии 1 170 1 210 1 295 1 350 1 450 280
Составлено авторами по материалам исследования
Создать экосистему цифровой экономики позволит увеличение доли внутренних затрат на исследования сектора информационно-коммуникационных технологий на 0,3 % к 2024 г. В перспективе планируется увеличение количества компаний-лидеров в области цифровизации, являющихся конкурентоспособными на внешних рынках и, соответственно, количества осуществленных проектов цифровой экономики на 25 единиц к 2024 г.
Формированию конкурентоспособности Российской Федерации на глобальном рынке способствует увеличение числа патентных заявок по технологическим областям, среди которых необходимо выделить патентные заявки в области телекоммуникационных и компьютерных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, наблюдается серьезная проблема в области телекоммуникационной инфраструктуры регионов, в том числе в Краснодарском крае (только 10 % отвечают установленным требованиям законодательства по уровню цифровизации). Однако формируемый на сегодняшний день цифровой потенциал России позволяет ей конкурировать с другими странами.
Внешние и внутренние вызовы и угрозы формирования инвестиционной безопасности Краснодарского края в условиях цифровой трансформации остаются на очень высоком уровне. Эти угрозы препятствуют развитию цифровизации субъектов. Как результат, происходит снижение инвестиционно-инновационной привлекательности Краснодарского края.
К ключевым угрозам формирования механизмов обеспечения инвестиционной безопасности Краснодарского края в условиях цифровой трансформации можно отнести низкую инновационную активность; непрочную взаимосвязь науки с производством; плохой уровень коммерционализации инвестиций; неудовлетворительный объем внедрения современных сквозных цифровых технологий в сфере регионального управления; неразвитость цифровизации.
Поэтому необходимо периодически разрабатывать приоритетные направления совершенствования механизмов обеспечения инвестиционной безопасности в условиях цифровой трансформации для минимизации угроз, а также обеспечения экономической безопасности региона.
Библиографический список
1. Законодательное Собрание Краснодарского края. Закон Краснодарского края от 21.12.2018 № 3930—K3 «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года». https: //docs.cntd.ru/document/550301926 (дата обращения: 25.10.2022).
2. Щербаков В.Н., Балдин К.В., Дубровский А.В. Инвестиции и инновации: учебник:. М.: Дашков и Ко; 2017. 658 с.
3. Воронцовский А.В. Цифровизация экономики и ее влияние на экономическое развитие и общественное благосостояние. Вестник Санкт-Петербургскогоуниверситета. Экономика. 2020;36(2):189—216. https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.202
4. Бельтикова А.В. Оценка цифрового потенциала регионов России. В сб.: Емельянов Н.В. (ред.) Научные исследования и инновации. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Саратов 12 июня2021 г. М.: КДУ, Добросвет; 2021. С. 82—93.
5. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Приказ от 01.08.2018 № 428 «Об утверждении Разъяснений по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minkomsvyazi-Rossii-ot-01.08.2018-N-428/ (дата обращения: 25.10.2022).
6. Кошовец О.Б., Ганичев Н.А. Глобальная цифровая трансформация и ее цели: декларации, реальность и новый механизм роста. Экономическая наука современной России. 2018;4(83):126—143.
7. Киселева О.Н. Синергия инвестиционной и инновационной безопасности в аспекте национальной технологической инициативы. Основы экономики, управления и права. 2021;1(26):51—54. https://doi.org/10.51608/23058641_2021_1_51
8. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О. и др. Цифровая экономика: 2022: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ; 2022. 124 с. https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/552091260.pdf (дата обращения: 27.10.2022).
9. Росстат. Краснодарский край. Статистический ежегодник. 2020: Стат. сб. Краснодар: Краснодарстат; 2021. 398 с.
10. Губернатор Краснодарского края. Государственная программа «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» от 05.10.2013 № 943. https://docs.cntd.ru/document/432800197 (дата обращения: 26.10.2022).
11. Губернатор Краснодарского края. Государственная программа «Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности» от 30.11.2015 № 1138. https://docs.cntd.ru/document/432810035 (дата обращения: 26.10.2022).
12. Оборин М.С. Роль регионов с «Умной специализацией» в социально- экономическом развитии России. Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачесвкого. 2020;4(60):23—30.
13. Губернатор Краснодарского края. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Краснодарского края от 18.08.2021. https://digital.gov.ru/uploaded/files/d45503143.pdf (дата обращения: 27.10.2022).
14. Правительство Российской Федерации. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». http://static.government.ru/media/files/urIKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPEpdf (дата обращения: 21.10.2022).
References
1. Legislative Assembly of the Krasnodar Krai. Law of the Krasnodar dated December 21, 2018 No. 3930-KZ "On the Strategyfor the Social and Economic Development of the Krasnodar Krai until2030". https://docs.cntd.ru/document/550301926 (accessed 25.10.2022).
2. Shcherbakov VN., Baldin K.V, Dubrovsky A.V Investments and innovations: textbook. Moscow: Dashkov and Co.; 2017. (In Russian).
3. Vorontsovsky A.V. Digitalization of the economy and its impact on economic development and social welfare. St Petersburg University Journal of Economic Studies. 2020;36(2)189—216. https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.202
4. Beltikova A.V Assessment of the digital potential of Russian regions. In: Emelyanov N.V (ed.) Scientific research and innovation. Proceedings of the 8th International Scientific and Practical Conference, Saratov, June 12, 2021. Moscow: KDU, Dobrosvet; 2021. (In Russian)
5. Ministry of digital development, communications and mass communications of the Russian Federation. Order No. 428 dated August 1, 2018 "On Approval of Clarifications on the Development of Regional Projects within the Federal Projects of the National Program 'Digital Economy of the Russian Federation". https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minkomsvyazi-Rossii-ot-08/01/2018-N-428/ (accessed 25.10.2022).
6. Koshovets O.B., Ganichev N.A. Global digital transformation and its goals: declarations, reality and a new growth mechanism. Economic science of modern Russia. 2018;4(83):126—143.
7. Kiseleva O.N. Investment and innovation security synergy in terms of the national technology initiative. Economy, Governance and Law Basis. 2021;1(26):51-54. https://doi.org/10.51608/23058641_2021_1_51
8. Abdrakhmanova G.I., Vasilkovsky S.A., Vishnevsky K.O., et al. Digital Economy: 2022: a brief statistical collection. Moscow: HSE University; 2022. https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/552091260.pdf (accessed 27.10.2022).
9. Rosstat. Krasnodar Krai. Statistical Yearbook. 2020. Krasnodar: Krasnodarstat; 2021. (In Russian)
10. Governor of the Krasnodar Krai. The state program "Socio-economic and innovative development of the Krasnodar Krai" dated October 5, 2013 No. 943. https://docs.cntd.ru/document/432800197 (accessed 26.10.2022).
11. Governor of the Krasnodar Krai. State program "Development of the industry of the Krasnodar Krai and increasing its competitiveness" dated November 30, 2015 No. 1138. https://docs.cntd.ru/document/432810035 (accessed 26.10.2022).
12. Oborin M.S. The role of regions with "smart specialization" in the socio-economic development of Russia. Vestnik of Lo-bachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. 2020;4(60):23—30.
13. Governor of the Krasnodar Krai. Strategy in the field of digital transformation of economic sectors, social sphere andpublic administration of the Krasnodar Krai dated August 18, 2021. https://digital.gov.ru/uploaded/files/d45503143.pdf (accessed 27.10.2022).
14. The Government of the Russian Federation. Passport of the national program 'Digital Economy of the Russian Federation". http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPE.pdf (accessed 21.10.2022).