УДК 005.591.6:005.2(470.620) http://regionsar.ru
ISSN 2587-8549 (Print)
DOI: 10.15507/2413-1407.106.027.201901.058-081 ISSN 2413-1407 (Online)
Анализ и оценка инновационной активности Краснодарского края
Н. С. Безуглая* В. Г. Костюкевич
ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента» (г. Краснодар, Россия), * [email protected]
Введение. Стремительная трансформация мировой экономической системы в smart-экономику актуализирует исследования направлений цифровизации экономики государства и регионов. Тенденции развития экономических отношений и систем требуют ускорения перехода на инновационный тип развития и формирования точек роста региональной экономики. Цель статьи - определить слабые звенья в этом процессе, вызывающие замедление процесса инноваций в Краснодарском крае.
Материалы и методы. В качестве основы анализа приняты исследования Российской академии народного хозяйства и государственной службы и Ассоциации инновационных регионов России, которые были проведены в 2017 г. Результаты исследования. Определено, что рейтинги, сформированные методом экспертных оценок, показывают высокий уровень развития инновационной деятельности на территории края. Исследование на основе метода количественных оценок выявило более скромные показатели региона по отношению к лидерам инновационной активности. Анализ ситуации позволил обнаружить причины текущего состояния дел, вызванные недостаточной доступностью финансирования разработки инноваций, неразвитой банковской инфраструктурой, отсутствием интеграции бизнеса и власти при формировании индивидуального инновационного пути. Выделены слабые места в развитии региона - нехватка кадров необходимой квалификации для внедрения программы «Цифровая экономика», недостаточная корреляция региональной власти и бизнеса.
© Безуглая Н. С., Костюкевич В. Г., 2019
/^ч 0 I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
Обсуждение и заключение. Проведенный анализ позволил сделать выводы о наличии ряда проблем в развитии экономики края по инновационному пути. Перспективными направлениями дальнейшего исследования являются определение точек роста в региональной экономике нового типа и поиск методов формирования кадрового резерва с новыми компетенциями, а также методов прогнозирования будущих потребностей в кадрах необходимой квалификации. Статья представляет интерес для молодых ученых, магистрантов, управленцев, обеспечивающих подбор персонала в рамках перехода на цифровую экономику.
Ключевые слова: инновация, безопасность, инновационная активность, регион, инновационный менеджмент, стратегия развития, цифровизация, открытая система, закрытая система
Analysis and Evaluation of Innovative Activity in the Krasnodar Territory
N. S. Bezuglaya*, V. G. Kostyukevich
Yuzhny Institute of Management (Krasnodar, Russia), * [email protected]
Introduction. Rapid transformation of the world economic system into the smart economy adds relevance to research into the areas of digitalization of the economy of the state and regions. Trends in the development of economic relations and systems require acceleration of the transition to the innovative type of development and formation of growth points of the regional economy. The purpose of the article is to reveal the weak links in this process that cause a slowdown in the innovation process in the Krasnodar Territory.
Materials and Methods. The analysis was based on studies of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration and the Association of Innovative Regions of Russia, conducted in 2017.
Results. It has been identified that the ratings formed using the method of expert assessments show a fairly high level of development of innovative activity in the Krasnodar Territory. The study based on the method of quantitative assessments has shown poorer performance of the region compared to that of the leaders of innovation activity. An analysis of the situation made it possible to identify the causes of the current state of affairs, caused by the insufficient availability of funding for the development of innovations, by an undeveloped banking infrastructure and by the lack of integration of business and the government when forming an individual innovative way. The weaknesses in the development of the region have been identified: the lack of personnel having the qualifications necessary for the implementation of the Digital Economy program and the lack of correlation between regional government and business.
Discussion and Conclusion. The performed analysis made it possible to draw conclusions that there are a number of problems in the innovative development of the regional economy. The promising areas for further research are: identification of growth points in the regional economy of a new type and the search for methods for creating a personnel reserve with new competencies, as well as for methods for predicting future requirements for personnel having the necessary qualifications. The
article will be of interest to young scientists, undergraduates and managers providing recruitment of personnel as part of the transition to a digital economy.
Keywords: innovation, safety, innovation activity, region, innovative management, development strategy, digitalization, out-systems, in-systems
Введение. Инновационный менеджмент как стратегическая часть общего менеджмента существенно определяет направления развития региона наравне с устойчивостью развития. Постоянное повышение уровня применяемых технологий всех видов современного производства требует адекватного планирования и внедрения инноваций как технологического, так и продуктового порядка. История инновационного развития - это история развития человечества. Опыт показал, что те регионы, которые вовремя меняли традиционные технологии на прогрессивные, становились более успешными и устойчиво развивающимися [1]. Поэтому необходимы поиск новых направлений развития или реинжиниринг имеющегося производственного потенциала как постоянно поддерживаемый процесс'. Цель настоящего исследования - выявить ключевые факторы, снижающие темпы инновационного развития региона.
Естественным образом важность поддержки инновационной активности на государственном уровне определяется необходимостью обеспечения национальной безопасности в части повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения.
Региональная экономика как составляющая экономики страны нуждается в планировании и прогнозировании развития с учетом новейших трендов в науке и технике и постоянной активизации инновационной деятельности организаций. Инновации в современном мире повсеместны и охватывают все элементы хозяйственной системы, что актуализирует систематический анализ приоритетов развития конкретного региона.
Краснодарский край является преимущественно сельскохозяйственным регионом, имеющим свою научную базу. В тоже время современные тенденции перестройки мировой экономики в рамках пятого технологического уклада и перехода на инновационный путь делают традиционные методы получения дохода не столь эффективными. Инновации, принятые на вооружение, способны переформировать структуру экономической системы и выделить новые направления развития. Мировой опыт показывает, что инновационный путь способен разрушить экономику на краткосрочном периоде развития, поэтому наиболее отсталые регионы имеют больший потенциал точек роста, так как для развитых регионов это сопряжено с большими потерями [2].
1 The 'New' Digital Economy and Development [Электронный ресурс]. URL: https:// unctad.org/en/PublicationsLibrary/tn_unctad_ict4d08_en.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
Краснодарский край - один из наиболее развитых регионов России, и перестройка экономики на инновационный путь развития в нем весьма затруднена. Это вызвано инертностью бизнеса в связи с высокой вероятностью значительных потерь при перестройке производств и экономических связей. Обычно такие развитые системы идут по пути реинжиниринга производства до тех пор, пока не окажутся в положении догоняющего. Уклонение от принятия кардинальных инноваций объясняется законом самосохранения, при реализации которого система избегает болезненных изменений до наступления критического момента2.
Перейдем к анализу фактического состояния инновационного развития региона на основе данных Росстата и сопоставления исследований различных научных организаций. Это позволит определить текущее состояние инновационной активности, перспективы роста и направленность инноваций в регионе. Подобный сравнительный результат различных исследований и полученных ими данных необходим для выявления перспективных направлений развития инновационной активности края.
Обзор литературы. Последние годы научная мысль активно развивалась по направлению изучения инноваций в части цифровизации экономики, ускорения информационных потоков и смены требуемых компетенций специалистов. Трансформация экономики на переходе к шестому технологическому укладу подробно рассматривается академиком С. Ю. Глазьевым в докладах Изборскому клубу3, в которых он подробно исследует риски человечества в целом при переходе на цифру и актуализации вопросов изменения общественной формации. Бурный рост цифровых технологий и влияние этого процесса на формирование экономических взаимосвязей внутри государства исследуется Н. А. Журавлевой [3], К. В. Якушенко, А. В. Шиманской [4], С. П. Лапаевым4, Ю. В. Якутиным [5], Е. Д. Соложенцевым [6], А. Е. Зубаревым [7]. Региональный аспект цифровизации экономики также нашел отражение в работах многих современных ученых [1; 8-10]. Другую сторону цифровизации - организацию процессов внутри экономических систем, развитие smart-экономики - рассматривают Ю. А. Ковальчук, И. М. Степнов [11], В. П. Куприяновский, С. А. Синягов, С. И. Липатов, Д. Е. Намиот, А. О. Воробьев [12].
2 New Vision for а Global Digital Economy Emerges at Smart China Expo [Электронный ресурс]. URL: https://www.pmewswire.com/news-releases/new-vision-for-a-global-digital-econ-omy-emerges-at-smart-china-expo-300706181.html (дата обращения: 17.10.2018).
3 Глазьев С. Ю. Великая цифровая экономика [Электронный ресурс]. URL: https:// izborsk-club.ru/14013 (дата обращения: 29.10.2018).
4 Лапаев С. П. Цифровая экономика: концепция, цифровые технологии, цифровизация экономики // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всеросс. науч.-метод. конф. Орегбург, 2018. С. 2389-2391.
Исследование необходимости перехода на инновационный путь регионов и формирование научной основы организации цифровой экономики сопряжено с трудностью прогнозирования процесса диджитализации ввиду его непредсказуемости и специфики рождения изменений [13]. В новую эпоху драйверами изменений стали творческие личности, идеи которых легки в воплощении, не требуют огромных затрат и участия большого количества людей в процессах цифровизации. Именно этот аспект затрудняет составление прогнозов и определение необходимых векторов сопряжения элементов экономических систем регионов.
В российской практике в настоящее время внедряется программа «Цифровая экономика», которая предусматривает повышение открытости данных региональных властей для бизнеса и увеличение инновационной активности. Проблема цифровизации экономики заключается в высокой скорости изменений и медленном внедрении инноваций в государственный сектор, в результате чего наблюдается постоянное отставание темпов роста потребностей в открытой информации и готовности регионов предоставлять ее при переходе на инновационный тип развития.
Существует ряд ключевых исследований в части направлений развития страны и региона и определения места инновациям. В качестве основы для анализа текущей ситуации в регионе нами использованы Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»5, доклад РАНХиГС «Высокотехнологичный бизнес в регионах России» 2017 г.6, исследование Ассоциации инновационных регионов, «Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период»7. Последняя предлагает сформировать экономику края в рамках перехода на инновационный путь развития как smart-экономику с учетом мирового опыта8.
Материалы и методы. В докладе «Высокотехнологичный бизнес в регионах России» 2017 г. назван ряд крупнейших и наиболее успешных регионов по развитию высокотехнологичного бизнеса, «результаты политики которых могут стать точками несырьевого роста российской экономики в долгосрочной перспективе: Москва, Санкт-Петербург, Мо-
5 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
6 Научный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России» 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://i-regions.org/images/files/ranepa19.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
7 Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период [Электронный ресурс]. URL: http://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/ Proekt_Strategii.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
8 New Smart Digital Economy [Электронный ресурс]. URL: https://thefintechtimes.com/ new-smart-digital-economy/ (дата обращения: 17.10.2018).
сковская область, Республика Татарстан, Нижегородская, Тюменская, Самарская, Новосибирская, Свердловская области, Краснодарский, Красноярский, Пермский края, Республика Башкортостан и ряд других субъектов Федерации» [цит. по: 8]. При оценке условий развития высокотехнологичного бизнеса учитывались результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, формируемого Агентством стратегических инициатив.
С 2014 г. Агентство стратегических инициатив составляет национальный рейтинг состояния инвестиционного климата, который оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса (табл. 1). В основе рейтинга лежит информация по показателям, полученным при проведении опросов предпринимателей и экспертов, и статистическим данным. Для каждого региона создается база из 35-40 экспертов; выборка респондентов формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. В каждому регионе опрашиваются не менее 20 чел. Предполагается, что статистическая погрешность выборки минимальна.
В то же время в Национальном докладе «Высокотехнологичный бизнес в регионах России» 2017, подготовленном коллективом авторов Российской академии народного хозяйства и государственной службы и Ассоциации инновационных регионов России совместно с Группой «Интерфакс», отмечается не слишком высокий уровень развития инноваций. Глобальной целью доклада стало определение потенциальных точек несырьевого роста российской экономики на основе анализа региональной структуры и главных тенденций развития высокотехнологичного бизнеса за 2010-2016 гг.
Разработчиками доклада была предложена система показателей, предполагающая объективное описание условий развития высокотехнологичного бизнеса и его роли в развитии конкретных регионов. В работе оценены потенциальные возможности ресурсной базы в отношении капитала, труда, научного потенциала, институциональной среды, инфраструктурной обеспеченности и объемов региональных госзакупок. Также проанализирована доля участия в валовом региональном продукте (ВРП), экспорте, создании рабочих мест, в процессе формирования бюджета и стимулирования создания новых предпринимательских структур. Предложенная система показателей, по мнению разработчиков, формирует информативную базу в отношении развития высокотехнологичного сектора в России и регионах для принятия конкретных политических решений. Выявление общих и частных тенденций, определение средне-региональных показателей позволяют определить сильные и слабые стороны развития конкретных регионов.
Т а б л и ц а 1. Топ-10 регионов Национального инвестиционного рейтинга субъектов Российской Федерации (2018 г., по федеральным округам)9 T a b l e 1. Top 10 Regions According to the National Investment Ranking of the Constituent Entities of the Russian Federation (2018, by Federal Districts)
Регион / Region
Место в рейтинге 2018 г. / Place in the ranking, 2018
Место в рейтинге 2017 г. / Place in the ranking, 2017
Место в рейтинге 2016 г. / Place in the ranking, 2016
Тюменская область / 1
Tyumen Region
Москва / Moscow 2
Республика Татарстан / 3
Republic of Tatarstan
Санкт-Петербург / 4
St. Petersburg
Тульская область / 5
Tula Region
Краснодарский край / 6
Krasnodar Territory
Воронежская область / 7
Voronezh Region
Чувашская Республика / 8
Chuvash Republic
Московская область / 9
Moscow Region
Ульяновская область / 10
Ulyanovsk Region
6
3 1
17
4
7
8 2
9
10
5
1 -2
13
-1
1
1
-6
0
0
Снижение инвестиционных рисков финансирования без должного увеличения доступности не может привести к росту высокотехнологичной сферы. Оценка совокупного индекса обеспеченности региона банковскими услугами, рассчитываемого Банком России, показала, что Краснодарский край не обеспечен развитой банковской инфраструктурой и кредитными средствами в должной мере.
В методике расчета показателей доклада дана оценка значимости условий развития высокотехнологичных производств (табл. 2)10.
9 Таблица составлена по: Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://i-regions.org/reiting/rejting-innovatsionnogo-razvitiya (дата обращения: 17.10.2018).
10 Научный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России» 2017.
Т а б л и ц а 2. Оценка значимости условий развития высокотехнологичными компаниями
T a b l e 2. Assessment of the Importance of Development Conditions by HighTech Companies
Блок условий из рейтинга/ Block of conditions from the ranking Фактор, обозначенный в анкете / Factor indicated in the questionnaire Средняя оценка значимости респондентами (от 0 до 1) / Average rating of importance by respondents (0 to 1) Средний весовой коэффициент блока в рейтинге(от 0 до 1) / Average weighting factor of the block in the ranking (0 to 1)
1 2 3 4
Капитал / Capital Доступ к инвестициям / Access to investments 0,45 0,25
Кадры и привлекательность региона / Personnel and attractiveness of the region Доступность трудовых ресурсов необходимой квалификации / Availability of labor resources having the required qualifications Климат в регионе / Climate in the region Комфортность проживания / Comfort of living conditions Жилье и социальная инфраструктура / Housing and social infrastructure 0,15 0,39 0,53 0,39 0,20
Институты / Institutions Число и интенсивность проверок / Number and intensity of checks Доступ к негосударственным услугам / Access to non-government services Неформальные платежи / Informal payments 0,64 0,49 0,28 0,25
Научный потенциал / Scientific potential Доступ к технологиям / Access to technology 0,19 0,10
Окончание табл. 1 / End of table 1
1
2
3
4
Инфраструктура / Infrastructure
Доступ к базовой инфра- 0,11
структуре / Access to basic infrastructure
Доступ к инновационной 0,49
инфраструктуре / Access to innovative infrastructure
0,15
На основании проведенного исследования высокотехнологичного бизнеса из разных регионов России выявлена значимость отдельных факторов для развития фирм. Итогом стали выводы о том, что наибольшую значимость имеет доступность инвестиций, институциональная составляющая, включая коррупцию, и чуть меньшую - доступность трудовых ресурсов необходимой квалификации. Согласно данным оценки, приведенной в докладе, в 2016 г. Краснодарский край занимал 9 место по степени развития высокотехнологичных производств (табл. 3), а по степени инновационной активности властей региона - 6 место. Вероятно, проблемы доступности средств и идей не позволяют занимать единое место в рейтингах.
Рейтинговые оценки Агентства стратегических инициатив подтверждают, что инвестиционный климат, создаваемый властями на региональном уровне, достаточно высок - 6 место в рейтинге 2018 г.
Необходимо упомянуть о расчете оценки инвестиционного риска, которая приведена в докладе. Для этого применяется суммарный индекс инвестиционного риска, состоящий из шести частных: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального, т. е. он охватывает весь комплекс возможных изменений институциональной среды. Краснодарский край заявлен в качестве одного из трех регионов на юге страны с самыми низкими рисками.
Важность снижения рисков, снятие институциональных барьеров обусловлены необходимостью развития малого технологического предпринимательства, которое особенно подвержено влиянию негативных институциональных условий. Предприниматели создают новые фирмы, повышают уровень конкуренции и вынуждают крупные компании увеличивать инвестиции в технологические инновации. Снижение инвестиционных рисков подталкивает владельцев высокотехнологичного бизнеса к расширению деятельности, обновлению оборудования. Все это ведет к росту доли высокотехнологичного сектора в экономике и повышению уровня ее инновационного развитияп.
11 Там же.
M
о о
о
> Z
о
>
Z >
о
M
s
M
z
H
о
>n
z >
H
о
z >
r
M
о о z о
Таблица 3. Показатели оценки высокотехнологичных регионов12 Table 3. Assessment Indicators of the High-Tech Regions' Performance
Ранг условий / Rank
2016
2015
Регион / Region
я'-д
j-H о
яй^
О Ii °
о о -
ай^ >-. о
оо° й «
«©■4-S
S Qj м fi а^ и м
я н о Ц
^^ о °
Sr " U ^ h ^ К ЧО
oii о
«
<N §
О
S S
m"4 ^ Й
fr ООО §
gS-S
SQ g
pn ,-1 -H
О
<4
Ранги по блокам условий развития высокотехнологичного бизнеса в 2016г. / Ranks by blocks of conditions for the development of high-tech business in 2016
s
о
1-й =L
X
H
a
«
о Л
С
о Л
У.
w н
Л о с
о
а
m
х «
H
s -
о
H я
к
о ^
к S
п. д
S ГЛ
Ю S
Я
и о
к
и
а и^ьн
Д- ÖDO од g
W S d
ко
in
œ u-> ö о '—1 u« «о
йо
« ^ О
1-е vo о „
л
о
к
й
S «1 g К ° 2 ° и й „ «
И ^
и >-53
Sus
ö Ö
ÏÏ
я a и
0 00
G a
>1 g. a,
к л
1 т 1) К
о «
10
11
12
1
2
74
г. Москва / Moscow
г. Санкт-Петербург / St. Petersburg
г. Севастополь / Sevastopol
22,5
5,95
0,12
7,82
-5,23
-94,4
2+
28+
61
67+
2+
23
23
1+
2+
35
-2
67
1А
1В
5Е
12 Таблица составлена по: Научный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России» 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://i-regions.org/images/files/ranepal9.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
м
м
° п
тГ Н
м
т
00
о"
оо
о,
« 3 я К
* I
X
[3-й
й
н
® и *о (5 в У
Л
3 Й
3 л
и И I -Н и
Й « Й М С
ю К Й-Д
оо Знтн
ДоюД»
к
Й-«
о И
«ю
о н £р о
^ « э
° ИЮ
о £
и ад О (и
Й « ь § * §
Ов И'
И И
00
По результатам рейтинговых оценок Ассоциации инновационных регионов России Краснодарский край по итогам 2017 г. занимает 37-е место в числе средних инноваторов (табл. 4). Заметим, что методология составления данного рейтинга основывается не на экспертных оценках, а на количественных показателях.
Т а б л и ц а 4. Рейтинг инновационных регионов России 2017 г.13 T a b l e 4. Ranking of the innovative regions of Russia, 2017
Изме-
нение
Процент позиции в рейтинге / Position change in the ranking
Ранг / Регион / I = Si/29 от средне- Группа/
Rank Region го / % of average Group
12
13
37
S5
г. Москва / Moscow
г. Санкт-Петербург / St. Petersburg
Республика Татарстан / Republic of Tatarstan
Тульская область / Tula Region
Свердловская область / Sverdlovsk Region
Краснодарский край / Krasnodar Territory
Ненецкий автономный округ / Nenets Autonomous Area
0,73 0,70
0,68
0,53 0,53
0,39
0,18
190,3 1S1,9
177.5
138.0
137.6
101.1 46,3
Сильные иннова-торы / Strong innovators
Средне-
сильные
инно-
ватор/
Medium
strong
innovators
Средние инноватор/ Average innovators
Слабые инновато-ры/ Weak innovators
11
-2
13 Таблица составлена по: Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://i-regions.org/reiting/rejting-innovatsionnogo-razvitiya (дата обращения: 17.10.2018).
1
1
3
0
6
4
В 2017 г. в крае в рамках Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» был разработан проект «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период» (далее - Стратегия). Проект основан на применении «живой» системы управления будущим AV Galaxy, заключающейся в интегральном методическом подходе, направленном на оценку и повышение конкурентоспособности региона и его отраслей специализации. Проведенный анализ цели семи направлений конкуренции семи регионов позволил разработчикам определить степень конкурентоспособности региона и направления развития (табл. 5)14.
Оценка инновационной и информационно-коммуникационной системы Краснодарского края (G4) показала, что у региона развитая информационно-коммуникационная система, однако имеются проблемы в инновационной экосистеме и уровне разработки и внедрения инноваций научными школами и бизнесом. Недостаточно внимания в крае уделяется стимулированию создания и развития smart-экономики.
Т а б л и ц а 5. Цели семи направлений конкуренции регионов/предприятий T a b l e 5. Objectives of the Seven Areas of Competition between Regions / Enterprises
Название направ-
ления конкурен-
ции (регион / Региональный уровень / Уровень бизнеса/
бизнес) / Area of Regional level Business level
competition (re-
gion / business)
1 2 3
G1. Рынки(конкуренция за потребителя и рынок) / Markets (competition for the consumer and the market)
Конкурентоспособность приоритетных региональных экономических комплексов / отраслей (с выделением конкурентоспособных продуктов) специализации на их рынках сбыта. Лучшие условия для продвижения продукции местных предприятий на внешние рынки / Competitiveness of the priority regional economic complexes and specialization industries (with identification of competitive products) in their markets. Best conditions for promoting products of local enterprises to foreign markets
Объем продаж (экспорта / вывода). Доля рынка / Sales (exports / output). Market share
14 Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период [Электронный ресурс]. URL: http://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/Proekt_Strate-gii.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
Продолжение табл. 5 / Continuation of table 5
1
2
3
G2. Институты (конкуренция за предпринимателя, за административный ресурс власти) / Institutions (competition for the entrepreneur, for the administrative resource of power)
Качество частных, государственных и государственно-частных институтов и механизмов управления и развития. Высокий уровень развития предпринимательства (крупного, среднего и малого). Понятный доступ к административным ресурсам / Quality of private, public and public-private institutions and mechanisms for management and development. High level of entrepreneurship development (big, medium and small business). Clear access to administrative resources
Эффективное управление (финансовый результат, стоимость бизнеса). Качество и доступность институтов / Effective management (financial performance, business value). Quality and availability of institutions
G3. Человеческий капитал(конкуренция за человека -трудовой ресурс и личность) / Human capital (competition for the people -labor resource and personality)
G4. Инновации и информация (конкуренция за инновации/технологии и за доступ к информации) / Innovation and information (competition for innovation, technology and access to information)
Лучшие условия для привлечения, удержания и развития носителей человеческого капитала. Высокое качество социальных услуг / Best conditions for attracting, retaining and developing carriers of human capital. High quality social services
Лучшая экосистема инноваций. Уровень технологического развития экономики. Высокое качество телекоммуникационной инфраструктуры / Best innovation ecosystem. Level of technological development of the economy. High quality telecommunications infrastructure
Производительность труда. Уровень доходов и заработной платы. Качество и доступность социальных инструментов поддержки. Мотивированные, квалифицированные сотрудники / Productivity of labor. Level of income and wages. Quality and availability of social support instruments. Motivated, qualified personnel
Разработка и приобретение передовых технологий и новых продуктов. Качество и доступность информации / Development and acquisition of advanced technologies and new products. Quality and availability of information
Окончание табл. 5 / End of table 5
1
2
3
Обеспечение лучших условий доступа к природным ресурсам при соблюдении принципов устойчивого развития / Ensuring better access to natural resources while respecting the principles of sustainable development
Доступ к сырью, земельным ресурсам. Качество природной среды. Уровень устойчивости развития / Access to raw materials and land. Quality of the natural environment. Level of sustainability
G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие (ресурсы относительно неизменяемый фактор развития) / Natural resources and sustainable development (resources being a relatively unchangeable development factor)
Проведенное исследование показало, что одна из ключевых проблемных зон - это низкий уровень конкурентоспособности инновационной среды Краснодарского края. В качестве негативно влияющих факторов на повышение конкурентоспособности упомянуты такие, как отсутствие государственного заказа на инновации и спроса со стороны бизнеса, фактическое отсутствие сектора исследований и разработок, неспособность субъектов экономических отношений финансировать разработку внутренних инноваций, отсутствие реальных институтов поддержки инновационной деятельности (табл. 6).
В то же время авторы Стратегии считают, что сильными сторонами можно представить деловой климат, уровень подготовки научных кадров и специалистов; наличие научной базы для подготовки кадров, владеющих востребованными компетенциями, наличие комплекса современных промышленных предприятий разных форм собственности.
По направлению конкуренции «Инновации и информация» Краснодарский край занимает 13 место в России. В крае достаточно высокий уровень развития информатизации и связи. Несмотря на высокие позиции в России по уровню инновационного и технологического развития, Краснодарский край значительно отстает от регионов-лидеров15.
Результаты исследования. Стратегической целью развития региона в области инноваций определено создание территории умной экономики, ориентированной на реализацию потенциала молодых талантов и предпринимателей, обеспечивающих глобальное технологическое лидерство России.
Указанная цель неразрывно связана с цифровизацией экономики региона и развитием необходимой инфраструктуры, составными частями которой являются:
Научный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России» 2017.
1;
1) система вневедомственного мониторинга достижения целевых показателей и ситуационного анализа, регионального и муниципального статистического учета;
2) развитие диджитализации взаимодействия субъектов инновационной активности и органов государственной поддержки;
3) создание единой цифровой региональной информационной системы «Открытый Краснодарский край»;
4) развитие региональной системы статистических исследований.
Переход к цифровой экономике сам по себе является инновацией
для региональной власти, требующей огромных инвестиций, позволяющих повысить производительность труда государственных служащих и высокую корреляцию с бизнес-структурами.
Согласно Программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р, цифровая экономика определяется как «хозяйственная деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы»16.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии руководство края видит в:
- кластеризации экономики региона в соответствии с современными технологическими трендами;
- конвергенции технологий и продуктов в пять инновационных кластеров умной экономики в ходе современных экономических комплексов для выхода на новый уровень развития.
Кластерная активация предполагает расширение возможностей для бизнеса участвовать в разработке и реализации важнейших направлений экономической политики региона.
Синхронизация планирования достигается при наличии у ключевых предприятий кластеров портфеля следующих стратегических документов с горизонтом до 2030 г.:
1) долгосрочная стратегическая доктрина развития;
2) комплексный бизнес-план развития на базе портфеля инвестиционных проектов;
3) стратегия инновационного развития;
16 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://static.govern-ment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
Таблица 6. Ключевые показатели конкурентоспособности и их характеристика по направлению конкуренции «Инновации и информация»
Table 6. Key Indicators of Competitiveness and their Characteristics in the 'Innovation and Information' Area of Competition
Факторы конкуренции / Ключевые показатели / Competition factors / Key indicators Значение / Value Диапазон группы сравнения / Range of the comparison group РФ/ Russia Диапазон регионов России / Range of Russia's regions
1 2 3 4 5
Инновации и информация / Innovation and information - - 13 -
Информация и связь / Information and communication - - 22 -
Число абонентских терминалов сотовой связи на 1 ООО жителей, тыс. шт. /Number of cellular subscriber terminals per 1,000 inhabitants, thousand pieces 2 443,5 1 707,7 -2 737,7 6 70,6 -2737,7
Объем услуг связи в расчете на одного жителя, тыс. долл. / Volume ol communication services per capita, thousand USD 113,8 25,3 -280,1 13 6,2 -280,1
Затраты на ИКТ на 1 жителя, долл. / ICT costs per capita, USD 45,9 32,4 - 778,8 53 4,9 - 1032,4
Число персональных компьютеров на 100 работников, ед. / Number of personal computers per 100 employees, units 44,0 40,0 - 77,0 52 35,0 - 77,0
Инновации / Innovation - - 10 -
Численность персонала, занятого НИР, чел. / Number of personnel engaged in R&D, persons 7 532,0 1 831, 0 -231 728,0 17 24,0 -231 726
я О
я о
S
s
^
>
=
"в
>
X i=
M
я я
M >
-с
о Ù Я з-
О „
is Я' О —: X О
м о о
Z
о
1
Q Численность исследователей с учеными степеня-
^ ми всего, чел. / Total number of researchers with
Z academic degrees, persons О
g Выдано патентов на изобретения, ед. / Patents
> issued for inventions, units
z
^ Выдано патентов на полезные модели, ед. / Patents м issued for utility models, units
^ Выдано патентов на промышленные образцы, ед. / ч Patents issued for industrial designs, units
§ Объем инновационных товаров, работ, услуг, Z млн долл. / Volume of innovative goods, works and ^ services, million USD
§ Объем инновационных товаров, работ, услуг от
> общего объема, % / Volume of innovative goods, works and services of the total, %
м
О Технологии / Technology
Z
О Число созданных передовых производственных Щ технологий, ед. / Number of advanced production technologies created, units
Число используемыхпередовыхпроизводственных технологий, ед. / Number of advanced production technologies used, units
Затраты на технологические инновации, млн долл. / Technological Innovation Costs, millionUSD
Ul
Окончание табл. б/End of table б
3
166,0 -43 238
2,0 -43 238
393,0 179,0 30,0 1 170,1
20,0 - 8 949 29,0 - 1 992,0
0 - 540,0 209,0 -14 854,5
10 9 12 13
0 - 8 949,0 О - 1 992,0 О - 540,0 0 - 14 854,5
7,7
0,4 - 19,6
26
О - 27,2
16,0
0 -206,0
14
23 0 -206,0
158,8
1 959,0 - 18 800,0 13
158,9 -4 627,2 25
16,0 -18 800,0
0 -4 627,0
5Q\
4) стратегия повышения конкурентоспособности (рост производительности труда и эффективности производства);
5) стратегия глобального продвижения17.
Успешным примером развития инновационно-инвестиционной инфраструктуры в регионе, согласно проведенному исследованию, являются Научно-технологический парк «Университет» с бизнес-инкубатором малого инновационного бизнеса (на базе ФГБОУ ПО «Кубанский государственный университет»), Инновационный центр ФГБОУ ПО «Кубанский государственный технологический университет», Краснодарский IT-парк, Технопарк ООО «Инженерно-исследовательский центр нефти и газа», ООО «Межрегиональный центр обслуживания малых и средних предприятий «Югинформинвест»18. Однако эти объекты недостаточно синтезированы в тренды развития экономических систем современности ввиду отрыва государства от науки и от бизнеса.
Обсуждение и заключение. Сегодня в мировой экономике наблюдается масштабный переход общества от информационных технологий к цифровым. Информационные технологии предлагают взгляд и построение связей внутри системы - in-systems (закрытые системы), а цифровые - построение связей с объектами извне и формирование открытых систем - out-systems. Новые поколения граждан, растущие в век цифровых технологий, смена поколений делают невозможным существование закрытых систем и обусловливают повсеместный переход на открытые системы [14].
Еще один эффект цифровизации экономики - это отсутствие необходимости крупных инвестиций в IT-решения для бизнеса, достаточно лишь приобрести персональный компьютер и иметь выход в Интернет. Именно этот аспект применения цифровых технологий задает ускоряющийся темп цифровизации экономики на региональном уровне, необходимости создания инфраструктуры для обслуживания бизнеса и населения, консолидации данных в цифровом виде и их доступности.
Анализ внедрения инноваций на краевом уровне выявил ряд проблем, которые невозможно решить без институциональной основы взаимодействия власти и бизнеса и перехода региональной экономики на систему типа out-systems.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Указанный в «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период» (от 30.11.2017 г.) портфель стратегических документов для кластерной активации в настоящее время
17 Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период.
18 Там же.
не разработан и механизм активации включения бизнеса в инновационное развитие края не работает. Инновации в бизнесе развиваются силами бизнесменов без необходимой согласованности с действиями властей края.
2. Для перехода на цифровую экономику необходима цифровизация информационного пространства региона с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений. Высокая социальность систем типа out-systems обусловливает их открытость, а цифровизация делает потоки информации более емкими и быстрыми. Таким образом, власть может достигнуть максимальной эффективности и высокой скорости обмена данными, что позволит перейти на инновационный путь развития края.
3. Отсутствие квалифицированного персонала. Исследование, проведенное при создании проекта Стратегии, выявило в крае проблему с обеспечением необходимыми человеческими ресурсами. Со стороны властей региона требуется решить задачу подготовки кадров с квалификацией согласно прогнозным данным развития отраслей и планируемого внедрения инноваций.
4. Отсутствие планового финансирования научных разработок и их последующего внедрения. Одним из приоритетных направлений развития экономики региона обозначено развитие АПК с переходом на глубокую переработку сельскохозяйственного сырья. Это требует повышения уровня внедрения научных исследований и наукоемких технологий для инновационного развития пищевой промышленности и государственного финансирования.
Практическая значимость данной работы представляется в определении узких мест при переходе на инновационный тип развития Краснодарского края. Перспективным направлением дальнейшего исследования является поиск путей формирования кадрового потенциала региона в условиях цифровой экономики, обладающего новыми компетенциями. Материал, изложенный в статье, может быть применим для дальнейших исследований молодыми учеными, магистрантами и студентами, а также представителями региональной власти, обеспечивающими процесс перехода на цифровую экономику в крае.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Current Issues in Hotel Management in Russia / N. Y. Velichco [et al.] // Espacios. 2018. Vol. 39, no. 31. P. 24. URL: http://www.revistaespacios.com/ a18v39n31/18393124.html (дата обращения: 17.10.2018).
2. Bonvillian W. B. Reinventing American Manufacturing. The Role of Innovation // Innovations: Technology, Governance, Globalization. 2012. Vol. 7, issue 3. Pp. 97-125. DOI: https://doi.org/10.1162/IN0V_a_00142
3. Журавлева Н. А. Цифровая экономика как основа экономики высоких скоростей // Транспортные системы и технологии. 2017. № 2 (8). С. 47-49. DOI: https://doi.org/10.17816/transsyst20173247-49
4. Якушенко К. В., Шиманская А. В. Цифровая трансформация информационного обеспечения управления экономикой государств - членов ЕАЭС // Новости науки и технологий. 2017. № 2 (41). С. 11-20. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=29423814 (дата обращения: 17.10.2018).
5. Якутии Ю. В. Российская экономика: стратегия цифровой трансформации (к конструктивной критике правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации») // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. № 4. С. 27-52. URL: http://www.mba-journal.ru/archive/2017/4/ (дата обращения: 17.10.2018).
6. Соложенцев Е. Д. Цифровое управление государством и экономикой // Актуальные проблемы экономики и управления. 2018. № 1 (17). С. 136-153. URL: http://emtp.guap.ru/archive (дата обращения: 17.10.2018).
7. Зубарев А. Е. Цифровая экономика как форма проявления закономерностей развития новой экономики // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. № 4 (47). С. 177-184. URL: http://pnu.edu.ru/vestnik/pub/ articles/2388/ (дата обращения: 17.10.2018).
8. Борщевский Г. А. Ex-post оценка региональных программ развития бюрократии // Вопросы экономики. 2018. № 1. С. 45-70. URL: http://www.vopreco.ru/ rus/archive.files/n1_2018.html#an3 (дата обращения: 17.10.2018).
9. The Direction of Transformation of Information and Communication Technology (ICT) at the Present Stage of Development into an Electronic and Information Society / F. F. Khizbullin [et al.] // Pertanika Journal of Social Science and Humanities. 2017. Vol. 25, issue S. Pp. 45-58. URL: http://www.pertanika.upm.edu.my/Pertanika%20 PAPERS/JSSH%20Vol.%2025%20(S)%20JuL%202017/JSSH(S)-0379-2017.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
10. Regions-Localities as Growth Points of Territories of the Russian Federation / E. N. Klochko [et al.] // International Journal of Applied Business and Economic Research Serials Publications. 2017. Vol. 15, no. 23. Pр. 91-104. URL: http://www.serialsjournals.com/serialjournalmanager/pdf/1513767864.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
11. Ковальчук Ю. А., Степнов И. М. Цифровая экономика: трансформация промышленных предприятий // Инновации в менеджменте. 2017. № 1 (11). С. 32-43. URL: http://innmanagement.ru/?page_id=1444#open1 (дата обращения: 17.10.2018).
12. Цифровая экономика - «умный способ работать» / В. П. Куприяновский [и др.] // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Vol. 4, no. 2. С. 26. URL: http://injoit.org/index.php/j1/article/view/267 (дата обращения: 17.10.2018).
13. Басенко В. П. Особенности управления региональными инновациями // Вестник Академии знаний. 2018. № 6 (29). С. 42-46. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=36568778 (дата обращения: 17.10.2018).
14. Безуглая Н. С. Некоторые аспекты оценки состояния национальной безопасности РФ // Научный вестник Южного института менеджмента. 2017. № 4. С. 10-16. DOI: https://doi.org/10.31775/2305-3100-2017-4-10-16
Поступила 26.10.2018; принята к публикации 24.12.2018; опубликована онлайн 29.03.2019.
Об авторах:
Безуглая Наталия Сергеевна, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента» (350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 216), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6116-299X, [email protected]
Костюкевич Владимир Геннадьевич, магистрант ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента» (350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 216), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7927-1302, [email protected]
Заявленный вклад авторов:
Безуглая Наталия Сергеевна - научное руководство; критический анализ и доработка текста; сбор данных и доказательств; формализованный анализ данных.
Костюкевич Владимир Геннадьевич - визуализация / представление данных в тексте; компьютерные работы; подготовка начального варианта текста.
Для цитирования:
Безуглая Н. С., Костюкевич В. Г. Анализ и оценка инновационной активности Краснодарского края // Регионология. 2019. Т. 27, № 1. С. 58-81. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201901.058-081
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Velichko N.Y., Petropavlovskaya A.V., Zhukov B.M., Razzhivin O.A., Osad-chuk L.M. Current Issues in Hotel Management in Russia. Espacios. 2018; 39(31):24. Available at: http://www.revistaespacios.com/a18v39n31/18393124.html (accessed 17.10.2018).
2. Bonvillian W.B. Reinventing American Manufacturing. The Role of Innovation. Innovations: Technology, Governance, Globalization. 2012; 7(3):97-125. DOI: https://doi.org/10.1162/INOV_a_00142
3. Zhuravleva N.A. Digital Economy as the Basis of High-Speed Economy. Transportnye sistemy i tekhnologii = Transportation Systems and Technology. 2017; (2):47-49. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.17816/transsyst20173247-49
4. Yakushenko K., Shimanskaya A. The Digital Transformation of the Information Support to the Management of the Economies of EAEU. Novosti nauki i tekhnologij =
News of Science and Technologies. 2017; (2):11-20. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=29423814 (accessed 17.10.2018).
5. Yakutin Yu.V. Russian Economy: A Strategy for Digital Transformation (Constructive Criticism of the Government Programme "Digital Economy of the Russian Federation"). Menedzhment i biznes-administrirovanie = Management and Business Administration. 2017; (4):27-52. Available at: http://www.mba-journal.ru/ archive/2017/4/ (accessed 17.10.2018). (In Russ.)
6. Solozhentsev E.D. The Digital Management of the State and Economics. Aktualnye problemy ehkonomiki i upravleniya = Actual Problems of Economics and Management. 2018; (1):136-153. Available at: http://emtp.guap.ru/archive (accessed 17.10.2018). (In Russ.)
7. Zubarev A.E. The Digital Economy as Expression of Regularities in the New Economy Development. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Pacific National University. 2017; (4):177-184. Available at: http:// pnu.edu.ru/vestnik/pub/articles/2388/ (accessed 17.10.2018). (In Russ.)
8. Borshchevsky G.A. Ex-Post Evaluation of Regional Bureaucracy Development Programs. Voprosy ehkonomiki = Economic Issues. 2018; (1):45-70. Available at: http://www.vopreco.ru/rus/archive.files/n1_2018.html#an3 (accessed 17.10.2018). (In Russ.)
9. Khizbullin F.F., Sologub T.G., Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Novikov V.S., Prokhorova V.V. The Direction of Transformation of Information and Communication Technology (ICT) at the Present Stage of Development into an Electronic and Information Society. Pertanika Journal of Social Science and Humanities. 2017. 25(S):45-58. Available at: http://www.pertanika.upm.edu.my/Pertanika%20 PAPERS/JSSH%20Vol.%2025%20(S)%20Jul.%202017/JSSH(S)-0379-2017.pdf (accessed 17.10.2018).
10. Klochko E.N., Zelinskaya M.V., Zhukov B.M., Gureva M.A., Krasnoselskaya D.H. Regions-Localities as Growth Points of Territories of the Russian Federation. International Journal of Applied Business and Economic Research Serials Publications. 2017; 15(23):91-104. Available at: http://www.serialsjournals.com/serialjournalman-ager/pdf/1513767864.pdf (accessed 17.10.2018).
11. Kovalchuk Yu.A., Stepnov I.M. The Digital Economy: Transformation of Industrial Enterprises. Innovatsii v menedzhmente = Innovations in Management. 2017; (1):32-43. Available at: http://innmanagement.ru/?page_id=1444#open1 (accessed 17.10.2018). (In Russ.)
12. Kupriyanovsky V.P., Sinyagov S.A., Lipatov S.I., Namiot D.E., Vorobiev A.O. Digital Economy - Smart Working. International Journal of Open Information Technologies. 2016; 4(2):26-33. Available at: http://injoit.org/index.php/j1/article/ view/267 (accessed 17.10.2018). (In Russ.)
13. Basenko V.P. Features of Regional Innovation Management. Vestnik Akademii znanij = Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018; (6):42-46 Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=36568778 (accessed 17.10.2018). (In Russ.)
14. Bezuglaya N.S. Some Aspects of Estimation of the State of National Security of the Russian Federation. Nauchnyj vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta =
Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2017; (4):10-16. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.31775/2305-3100-2017-4-10-16
Submitted 26.10.2018; accepted for publication 24.12.2018; published online 29.03.2019.
About the authors:
Natalia S. Bezuglaya, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Entrepreneurship, Yuzhny Institute of Management (216 Stavropolskaya St., Krasnodar 350040, Russia), Ph. D. (Economics), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6116-299X, [email protected]
Vladimir G. Kostyukevich, Master's Degree Student, Yuzhny Institute of Management (216 Stavropolskaya St., Krasnodar 350040, Russia), ORCID: https://orcid. org/0000-0001-7927-1302, [email protected]
Contribution of the authors:
Natalia S. Bezuglaya - academic supervision; critical analysis and revision of the text of the article; collection of data and evidence; formalized data analysis.
Vladimir G. Kostyukevich - visualization, presentation of data in the text; computer work; writing the initial version of the text of the article.
For citation:
Bezuglaya N.S., Kostyukevich V.G. Analysis and Evaluation of Innovative Activity in the Krasnodar Territory. Regionologiya = Regionology. 2019; 27(1):58-81. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201901.058-081
The authors have read and approved the final version of the manuscript.