Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ '

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональные программы / государственное регулирование АПК / производство сельскохозяйственной продукции / устойчивость регионального развития / regional programs / state regulation of agriculture / agricultural production / sustainability of regional development

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Н В. Фалина, O С. Ковтун

В работе рассмотрены региональные инструменты программно-целевого механизма государственного регулирования АПК Краснодарского края. В период 2014-2017 гг. развитие сектора АПК находилось под влиянием стратегических инициатив на построение рыночной инфраструктуры, отлаженной системы по сельскохозяйственной переработке с целью максимального удовлетворения покупательских потребностей и ожиданий, возникающих на рынке, с учётом достижения продовольственной безопасности. С целью нивелирования отрицательных последствий различного рода угроз АПК Краснодарского края и развития сельского хозяйства региона необходима активизация государственной поддержки отрасли. Региональный уровень государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельскохозяйственного рынка представлен несколькими важнейшими целевыми документами, в том числе принятой конце 2018 года «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года», в ней предусмотрены тенденции экономического развития Краснодарского края, распределённые по глобальным вызовам, которые необходимо достичь к 2030 году. Кроме того, высокая деловая активность в Краснодарском крае также формируется благодаря региональным проектам, которые нацелены на развитие МСП и государственную поддержку индивидуальных предпринимателей, а также увеличение экспорта аграрной продукции. В работе подчеркивается, что в рамках реализации стратегии социально-экономического развития региона, проведения антикризисных мероприятий, направленных на финансовое оздоровление предприятий АПК, представляется целесообразным проведение комплекса мероприятий финансового, имущественного, информационного и консультативного характера, в том числе при активном развитии инновационных процессов с использованием цифровых технологий управления производством и сбытом сельскохозяйственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Н В. Фалина, O С. Ковтун

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL INSTRUMENTS OF THE PROGRAM-TARGET MECHANISM OF STATE REGULATION OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE KRASNODAR TERRITORY

The paper considers the regional tools of the program-target mechanism of state regulation of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory. In the period 2014-2017, the development of the agricultural sector was influenced by strategic initiatives to build a market infrastructure, a well-established system for agricultural processing in order to maximize customer needs and expectations arising in the market, taking into account the achievement of food security. In order to neutralize the negative consequences of various threats to the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory and the development of agriculture in the region, it is necessary to intensify state support for the industry. The regional level of state regulation of the development of the agro-industrial complex and the agricultural market is represented by several important target documents, including the "Strategy of socio-economic Development of the Krasnodar Territory until 2030" adopted at the end of 2018, it provides for trends in the economic development of the Krasnodar Territory, distributed according to global challenges that need to be achieved by 2030. In addition, high business activity in the Krasnodar Territory is also formed thanks to regional projects aimed at the development of SMEs and state support for individual entrepreneurs, as well as increasing the export of agricultural products. The paper emphasizes that as part of the implementation of the socio-economic development strategy of the region, anti-crisis measures aimed at the financial recovery of agricultural enterprises, it seems appropriate to carry out a set of financial, property, informational and advisory measures, including the active development of innovative processes using digital technologies for managing the production and sale of agricultural products.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ »

ский сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2017.

7. Здановская Л.Б. Анализ системы государственных закупок и рассмотрение практических вопросов контрактной системы по Федеральному закону № 44-ФЗ. / Л.Б. Здановская, В. В. Тка-ченко, Н.А Ткаченко // Вестник Академии знаний. 2020. N° 2 (37). С. 117-123. References:

1. Kravchenko К A Application of neural network technologies in forecasting sales / K. A Kravchen-ko, V.V. Tkachenko // In the collection: Science of the XXI century: problems, prospects and topical issues of the development of society, education and science. Materials of the international interuni-versity autumn scientific-practical conference. 2020. P. 145-150.

2. Liventseva A V. The use of a neural network in predicting the volume of sales of a trading company / AV. Liventseva // Bulletin of Science and Education. Computer and Information Sciences, 2017.

3. Software for forecasting sales. [Electronic resource]: https://gmdhsoftware.com/ru/sales-forecasting-software.

4. Kravchenko K.A Development of the concept of a mobile application for analyzing food ingredients based on a neural network / K.A Kravchenko, AS. Shchutsky, AS. Cramer // British Journal of Innovation in Science and Technology. 2018. Т. 3. № 4. P. 39-47.

5. Kravchenko K.A Review of neural networks in modern technologies / K. A Kravchenko, K. A Ko-valeva // In the collection: Digitization of the economy: directions, methods, tools. Collection of materials of the I All-Russian student scientific-practical conference. - Krasnodar, 2019. P. 173-176.

6. Paraskevov A.V. Features of the application of multicriteria optimization methods in the field of public catering / A.V. Paraskevov, O.D. Molko, K.A Kravchenko // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University (Scientific journal KubSAU) [Electronic resource]. - Krasnodar: KubSAU, 2017.

7. Zdanovskaya LB Analysis of the public procurement system and consideration of practical issues of the contract system under Federal Law No. 44-FZ. / L.B. Zdanovskaya, V.V. Tkachenko, N.A Tkachenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. № 2 (37). P. 117-123.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-304-313

Н.В. Фалина - к.э.н., доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],

N.V. Falina - Cand. Ekon.D., associate Professor of the Department of Economics and foreign economic activity, Kuban state agrarian University;

О.С. Ковтун - магистрант, FSBEIHE Kuban SAU, [email protected], O.S Kovtun - undergraduate, Kuban state agrarian University.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ REGIONAL INSTRUMENTS OF THE PROGRAM-TARGET MECHANISM OF STATE REGULATION OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE KRASNODAR TERRITORY

Аннотация. В работе рассмотрены региональные инструменты программно-целевого механизма государственного регулирования АПК Краснодарского края. В период 2014-2017 гг. развитие сектора АПК находилось под влиянием стратегических инициатив на построение рыночной инфраструктуры, отлаженной системы по сельскохозяйственной переработке с целью максимального удовлетворения покупательских потребностей и ожиданий, возникающих на рынке, с учётом достижения продовольственной безопасности. С целью нивелирования отрицательных последствий различного рода угроз АПК Краснодарского края и развития сельского хозяйства региона необходима активизация государственной поддержки отрасли. Региональный уровень государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельскохозяйственного рынка представлен несколькими важнейшими целевыми документами, в том числе принятой конце 2018 года «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года», в ней предусмотрены тенденции экономического развития Краснодарского края, распределённые по глобальным вызовам, которые необходимо достичь к 2030 году. Кроме того, высокая деловая активность в Краснодарском крае

также формируется благодаря региональным проектам, которые нацелены на развитие МСП и государственную поддержку индивидуальных предпринимателей, а также увеличение экспорта аграрной продукции. В работе подчеркивается, что в рамках реализации стратегии социально -экономического развития региона, проведения антикризисных мероприятий, направленных на финансовое оздоровление предприятий АПК, представляется целесообразным проведение комплекса мероприятий финансового, имущественного, информационного и консультативного характера, в том числе при активном развитии инновационных процессов с использованием цифровых технологий управления производством и сбытом сельскохозяйственной продукции.

Abstract. The paper considers the regional tools of the program-target mechanism of state regulation of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory. In the period 2014-2017, the development of the agricultural sector was influenced by strategic initiatives to build a market infrastructure, a well-established system for agricultural processing in order to maximize customer needs and expectations arising in the market, taking into account the achievement of food security. In order to neutralize the negative consequences of various threats to the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory and the development of agriculture in the region, it is necessary to intensify state support for the industry. The regional level of state regulation of the development of the agro-industrial complex and the agricultural market is represented by several important target documents, including the "Strategy of socio-economic Development of the Krasnodar Territory until 2030" adopted at the end of 2018, it provides for trends in the economic development of the Krasnodar Territory, distributed according to global challenges that need to be achieved by 2030. In addition, high business activity in the Krasnodar Territory is also formed thanks to regional projects aimed at the development of SMEs and state support for individual entrepreneurs, as well as increasing the export of agricultural products. The paper emphasizes that as part of the implementation of the socio-economic development strategy of the region, anti-crisis measures aimed at the financial recovery of agricultural enterprises, it seems appropriate to carry out a set of financial, property, informational and advisory measures, including the active development of innovative processes using digital technologies for managing the production and sale of agricultural products.

Ключевые слова: региональные программы, государственное регулирование АПК, производство сельскохозяйственной продукции, устойчивость регионального развития.

Keywords: regional programs, state regulation of agriculture, agricultural production, sustainability of regional development.

Механизм государственного регулирования выступает составляющей организационно-экономического механизма, которая реализуется путём многообразия современных методов, таких как правовые, финансовые и административные. Поскольку общей целью применения этих методов, а также имеющихся мер государственной поддержки АПК является сохранение стабильного социально-экономического развития, то в их основе лежат такие принципы, как: 1) комплексность, отражающая всеобщий охват решаемых задач в сфере регулирования АПК; 2) согласованность, когда все интересы функционирующих субъектов соблюдены; 3) инновационность, поскольку развитие АПК должно быть инновационным, посредством разработки либо внедрения готовых инновационных решений; 4) содействие предпринимательству сектора АПК [8].

Лидерами по производству продукции сельского хозяйства в 2020 г. стали Центральный, Приволжский, Южный федеральный округа. В общем объеме по Южному федеральному округу наибольший удельный вес приходится на Краснодарский край. Он составил в 2015 году - 43,9 %, в то время как в 2020 году - 41,3 %. С 2015 по 2020 гг. наблюдается рост объемов произведенной в крае сельхозпродукции на 49,1 %.

Именно Кубань производит максимальный объем сельхозпродукции в России - 7 %. При этом за пять лет объем производства сельхозпродукции вырос на 25 % и собрал 427 млрд. рублей.

Краснодарский край является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации. В 2020 г. на территории края насчитывалось 115,5 тыс. организаций, что на 16,2 % меньше, чем в 2018 г. Несмотря на данный фактор с 2018 по 2020 гг. наблюдается рост валового регионального продукта с 1792 до 2452,3 млрд. руб. (или на 36,8 %).

Агропромышленный комплекс Краснодарского края с сформированной сетью торговли, хранения и переработки считается крупнейшим в России производителем и поставщиком

сельскохозяйственной продукции и сырья. Основной составляющей агропромышленного комплекса Краснодарского края является сельское хозяйство. Удельный вес продукции сельского хозяйства в общем объеме валовой продукции составил в 2020 г. - 17,4 %.

В таблице 1 отражены темпы развития сельского хозяйства Краснодарского края с 2015 по 2020 гг.

Таблица 1 - Производство продукции сельского хозяйства в Краснодарском крае, 2015-2020 гг., млн. руб. (cоставлено по данным Краснодарстата [15])

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. к 2015 г., %

Продукция сельского хозяйства 340567 370762 364026 382468 427250 442005 129,8

в том числе: - растениеводство 252731 273778 259476 275207 317470 320501 126,8

- животноводство 87836 96984 104550 107261 109780 121504 138,3

На основе представленных в таблице 1 данных следует отметить динамичный рост объема произведенной продукции. Так в отчетном году в хозяйствах всех категорий края произвели продукции на 427250 млн. руб., что 25,5 % больше чем в 2015 г. При этом наибольшую долю в структуре производства занимает продукция растениеводства - 74,3 %, а животноводства лишь 25,7 %. Темп роста производства в отраслях составляет около 25 %.

За отчетный период наблюдается сокращение количества сельскохозяйственных организаций на 27,6 % или на 1499 единиц всех организационно- правовых форм, в том числе, за счет высокой степени риска в сельском хозяйстве и недостаточных темпов модернизации сельхозрынка. Структуру производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств представлена на рисунке 1.

16,6 18,4 18,4 18,2 17,8 20,4

21,5 17,8 17,8 20,4 21,8 17,4

61,9 63,7 63,8 61,4 60,4 62,2

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Сельскохозяйственные организации Хозяйства населения ШКФХиИП

Рисунок 1 - Структура производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в Краснодарском крае, 2015-2020 гг.,%

По данным приведенным на рисунке 1 видно, что основная роль при производстве сельхозпродукции отводится организациям. Их доля в 2015 г. составляла 61,9 %, в 2017 г. -63,8 %, в 2020 г. - 62,2 %.

Определенная тенденция снижения производства продукции сельского хозяйства наблюдается в хозяйствах населения, с 21,5 % в 2015 году до 17,4 % в 2020 г. Производство продукции сельского хозяйства в КФХ за данный период выросло с 16,6 % до 20,4 %.

В таблице 2 представлены индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств Краснодарского края за 2015-2020 гг.

Таблица 2 - Индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств Краснодарского края, 2015-2020 гг., % (составлено по данным Краснодарстата [15])

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Хозяйства всех категорий (к предыдущему году) 102,9 105,2 101,7 96,4 108,3 109,4

в том числе: - сельскохозяйственные организации 103,8 106,0 100,1 94,8 108,9 109,7

-хозяйства населения 98,7 101,2 102,2 102,5 99,0 99,4

-крестьянские (фермерские) хозяйства 105,2 106,2 106,6 94,8 116,1 116,9

Следует отметить, что в последние годы наибольший рост сельскохозяйственного производства произошел в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Государственная помощь и сельскохозяйственная политика позволили малым предприятиям модернизировать основные средства и увеличить производство [7]. Рисунок 2 наглядно отражает структуру производства продукции сельского хозяйства по отраслям.

Согласно приведенным данным на территории края основным сельскохозяйственным направлением среди хозяйств всех категорий является отрасль растениеводства. Деятельность сельскохозяйственных организаций и КФХ в основном направлена на выращивание продукции растениеводства. В личном подсобном хозяйстве, наоборот, преобладает отрасль животноводства.

Хозяйства всех Сельскохозяйственные Хозяйства

2018 г. 2020 г. 2018 г. 2020 г. 2018 г. 2020 г. 2018 г. 2020 г.

Растениеводство Животноводство

Рисунок 2 - Структура производства продукции сельского хозяйства по отраслям в Краснодарском крае, 2018 г. и 2020 г., %

В 2020 году аграрии Краснодарского края собрали порядка 14,8 млн. тонн зерновых колосовых и бобовых культур, что на 1,0 % выше уровня 2018 г., в том числе: пшеницы - 9,5 млн. тонн; кукурузы на зерно - 2,6 млн. тонн; подсолнечника - 1,2 млн. тонн; риса - 850 тыс. тонн. Валовые сборы сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий Краснодарского края представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Валовые сборы сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех

категорий Краснодарского края, 2018-2020 гг., тыс. т (составлено по данным Краснодарстата [15])

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. к 2018 г., %

1 2 3 4 5

Зерновые и зернобобовые 12726 13881,1 14756,2 116,0

из них: пшеница озимая 8959 9271,2 9511,6 106,2

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5

ячмень озимый 752 1036,2 1260 167,6

Рис 775 805,4 847,2 109,3

Кукуруза на зерно 1907 2517 2611 136,9

Сахарная свёкла 7701 10588,7 11334,5 147,2

Подсолнечник 941 1114 1205,2 128,1

Овощи 753 805,3 850,2 112,9

Картофель 385 371,7 377,5 98,1

Плоды и ягоды 514 496,5 503,4 97,9

Виноград 218 226,7 231 106,0

Одним из главных направлений продовольственной безопасности Краснодарского края сегодня является животноводство. Благодаря современным технологиям и модернизации производства наблюдается его рост. Впервые за три десятилетия региону удалось повысить поголовье скота. В таблице 4 отражено поголовье скота в Краснодарском крае в хозяйствах всех категорий.

Анализ поголовья скота в Краснодарском крае в хозяйствах всех категорий за исследуемый период показал динамику роста, а именно поголовье птицы и свиней увеличилось на 3574 тыс. голов и на 112,8 тыс. голов или на 22,6 % и на 21,4 %, соответственно. Поголовье крупного рогатого скота, овец и коз увеличилось на 3,8 % и на 2,6 % соответственно. Поголовье лошадей сократилось на 10 %.

Таблица 4 - Поголовье скота в Краснодарском крае в хозяйствах всех категорий, 2018-2020 гг. (составлено по данным Краснодарстата [15])

Наименование 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к 2018 г.

Крупный рогатый скот, тыс. гол. 533,3 539,4 553,6 103,8

в том числе коровы 210,5 212,2 215,2 102,2

Свиньи, тыс. гол. 527,4 627 640,2 121,4

Овцы и козы, тыс. гол. 215,4 212 221 102,6

Птица, тыс. гол. 16538 15323 20312 122,6

Лошади, тыс. гол. 10 10 9 90,0

Высокозатратность производства мяса КРС, сокращение поголовья свиней обусловили переход хозяйств Краснодарского края на быстроокупаемые и высокодоходные животноводческие отрасли [6]. За период с 2015 по 2020 гг. в Краснодарском крае активно развивается птицеводство, кролиководство и разведение овец и коз. Прирост показателей поголовья по этим видам животных в целом по всем категориям хозяйств соответственно составил 16,5 %, 8,2 %, 11,7 %.

Далее в таблице 5 представлено производство продуктов животноводства в крае. За изучаемый период 2018-2020 гг. производство основных продуктов животноводства имеет динамику роста: скота и птицы на убой - на 13 тыс. тонн, молока - на 15 тыс. тонн, яиц - на 19 тыс. тонн или на 3,5 %, на 1,1 % и на 1,2 %, соответственно. Производство шерсти и молока в крае сократилось на 2,2 % и на 0,2 %, соответственно.

Таблица 5 - Производство основных продуктов животноводства в Краснодарском крае, 2018-2020 гг. (составлено по данным Краснодарстата [15])

Категория 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение 2020 г. от 2018 г.

+/- %

Скот и птица на убой, тыс. тонн 371 365 384 13 103,5

Молоко, тыс. тонн 1382 1374 1397 15 101,1

Яйца, млн. шт. 1787 1750 1806 19 101,2

Шерсть, тонн 356 340 348 -8 97,8

Мед, тонн 4022 4020 4015 -7 99,8

Несмотря на достигнутые растущие показатели производства сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае, многие ключевые проблемы развития и функционирования агропромышленного комплекса остаются нерешенными: значительная степень износа основных фондов; высокая степень зависимости от импортной техники и оборудования; низкий уровень конкурентоспособности продовольственной продукции; значительная степень зависимости от импортных поставок семенного материала; недостаточное количество финансовых ресурсов; дефицит высококвалифицированных кадров [9]. С целью нивелирования отрицательных последствий различного рода угроз АПК Краснодарского края и развития сельского хозяйства региона необходима активизация государственной поддержки отрасли.

В период 2014-2017 гг. развитие сектора АПК находилось под влиянием стратегических инициатив на построение рыночной инфраструктуры, отлаженной системы по сельскохозяйственной переработке с целью максимального удовлетворения покупательских потребностей и ожиданий, возникающих на рынке, с учётом достижения продовольственной безопасности [11].

Региональный уровень государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельскохозяйственного рынка представлен несколькими важнейшими целевыми документами: Закон Краснодарского края «О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае» [1]; Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года [2]; Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года [3].

С точки зрения регионального законодательства существует пять целей реализации сельскохозяйственной политики на территории Краснодарского края. Они заключаются в следующем:

- увеличение эффективности регионального производства, конкурентоспособности изготавливаемой продукции производителями различных хозяйствующих форм;

- обеспечение устойчивости сельского хозяйства, высокой занятости среди населения в данной отрасли, рост уровня жизни, что должно отражаться на заработной плате работников;

- создание эффективного сельскохозяйственного рынка с учётом обеспечения продовольственной безопасности и соответственно наращивания прибыльности производителей различных хозяйствующих форм;

- сохранение и воспроизводство ресурсов окружающей среды, которые используются в деятельности производителей АПК;

- формирование благоприятных условий для инвестиций в сферу сельского хозяйства, их планомерный рост.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К направлениям достижения установленных стратегических целей развития сельского хозяйства Краснодарского края отнесены:

1. рост показателей производства по АПК, стабильность в продовольственном обеспечении региона;

2. осуществление программ по поддержке производителей сельскохозяйственного рынка;

3. развитие малого бизнеса в сельскохозяйственной сфере, а также фермерских (подсобных) хозяйств;

4. применение принципов протекционизма в защиту интересов сельскохозяйственных субъектов на зарубежных рынках, оказание помощи производителям в международной интеграции их функционирования;

5. регулярный мониторинг земельных объектов, их восстановление и поддержание высокой эффективности процесса их использования;

6. улучшение трудового обеспечения на сельскохозяйственных территориях;

7. развитие рыночной инфраструктуры в сельском хозяйстве;

8. содействие в проведении НИОКР, а также осуществлении инноваций в сельскохозяйственной отрасли.

В конце 2018 года была принята новая Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края, рассчитанная на период до 2030 года [3]. В Стратегии предусмотрены

тенденции экономического развития Краснодарского края, распределённые по глобальным вызовам, которые необходимо достичь к 2030 году:

1. Экономический рост региона за счёт рыночных аспектов и состояния конкурентной

среды:

- увеличение спроса на продовольственную продукцию на 35 %, энергетические ресурсы - на 50 %, водоснабжение - на 40 %;

- трансформация глобального лидерства от США к Китаю, что влечёт за собой активное участие региона в отношениях с зарубежными партнёрами БРИКС (в особенности с Китаем);

- существует потребность в реализации изменений, поскольку того требуют внешние условия, сопровождающиеся состоянием конкурентной среды, меняющимися технологиями и потребительским поведением;

2. Внедрение и использование системы управления будущим региона:

- система управления со свойствами гибкости, взаимодействия и открытости;

- формирование «живых» институтов по результатам стимулирования конкурентоспособности отраслей, выбор вектора в сторону цифровой экономики и электронного государства;

3. Развитие человеческого капитала и его созидание на долгосрочную перспективу;

4. Использование больших данных, увеличение скорости процесса созидания:

- внедрение модели: «информация ^ данные ^ потребность ^ инновация ^ производство ^ продукты»;

- перестройка будущего в сторону выращивания и созидания;

5. Устойчивость регионального развития, увеличение спроса на имеющиеся природные ресурсы;

6. Построение персональной инфраструктуры, понимание того, что пространство не имеет границ.

7. Полный доступ к финансовым инвестициям, активам и инструментам [3].

Кроме того, высокая деловая активность в Краснодарском крае также формируется благодаря региональным проектам, которые нацелены на развитие МСП и государственную поддержку индивидуальных предпринимателей, а также увеличение экспорта аграрной продукции [13].

В рамках национального проекта «Развитие МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [4] в Краснодарском крае создан региональный проект по формированию системы государственной поддержки сельскохозяйственных, фермерских хозяйств, что ведёт к развитию производственной кооперации [14].

Общая цель регионального проекта заключается в обеспечении количества вновь вовлечённых МСП в АПК свыше 1,4 тыс. человек к 2024 году, формирование и развитие МСП, в особенности фермерских хозяйств и производственных кооперативов. Основными целевыми показателями, отражающими результат достижения поставленной цели в региональном проекте, являются четыре параметра, динамика которых представлена в табл. 6.

Таблица 6 - Темп прироста основных целевых показателей регионального проекта по развитию МСП в АПК, %, 2020-2024 гг. (источник: составлено автором на основе [14])

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Количество вновь созданных МСП 55,6 66,1 11,8 14,4 12,6

Количество вовлечённыхв МСП 93,3 104,5 18,9 8,5 15,2

Количество работников, принятыхв КФХ 54,5 66,7 12,9 14,6 13,6

Количество принятыхчленов сельскохозяйственных кооперативов 175,0 150,0 23,9 4,2 16,7

В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» [5] на территории Краснодарского края создан региональный проект «Экспорт продукции АПК», цель которого заключается в достижении стоимостного объёма экспорта в размере 3,8 млрд. долл. к 2024 году путём формирования продукта с высокой добавленной стоимостью, экспортно-

ориентированной инфраструктуры и системы стратегического позиционирования сельскохозяйственной продукции [14]. Прогноз целевых показателей регионального проекта по экспорту продукции АПК Краснодарского края представлен в таблице 7.

Таблица 7 - Прогноз целевых показателей регионального проекта по экспорту

продукции АПК Краснодарского края, млрд. долл. (составлено по данным Краснодарстата [15])

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Объём экспорта продукции АПК 2,300 2,522 2,734 3,042 3,424 3,773

в том числе: - продукции масложировой отрасли 0,257 0,309 0,360 0,430 0,500 0,573

- злаков 1,635 1,692 1,736 1,870 2,090 2,258

- рыбы и морепродуктов 0,005 0,006 0,007 0,007 0,008 0,008

- мяса и молока 0,019 0,021 0,023 0,025 0,026 0,027

- готовой пищевой продукции 0,134 0,174 0,218 0,260 0,300 0,344

- прочей продукции АПК 0,250 0,320 0,390 0,450 0,500 0,563

Таким образом, основным ориентиром в стратегическом развитии отрасли является увеличение экспортной ориентированности АПК. Наиболее эффективными отраслями для инвестиций в АПК являются экспортоориентированные подотрасли и сегменты, повышающие уровень продовольственной безопасности, а именно: выращивание зерновых культур; производство и переработка молока; разведение крупного рогатого скота; плодоводство; овощеводство [10].

В рамках реализации стратегии социально-экономического развития региона, проведения антикризисных мероприятий, направленных на финансовое оздоровление предприятий АПК, представляется целесообразным проведение комплекса мероприятий финансового, имущественного, информационного и консультативного характера [12].

Финансовая поддержка реализуется посредством использования государственных гарантий, налоговых льгот, бюджетных кредитов, бюджетных налоговых инвестиций, реструктуризации налоговых обязательств. Имущественная - осуществляется посредством передачи оборудования, техники, имущества по целевому назначению. Консультативная помощь организуется созданием консалтинговых организаций, предоставляющих консультационные услуги. Информационная поддержка осуществляется посредством применения информационно-консультативных систем, информационных платформ и различных IT-инструментов.

Усиление отраслевой конкуренции в агропромышленном комплексе региона, а также изменение потребительских предпочтений обусловливают тот факт, что решение ключевых проблем в развитии АПК и его отраслей возможно при активном развитии инновационных процессов с использованием цифровых технологий управления производством и сбытом сельскохозяйственной продукции.

Использование цифровых технологий управления производством и сбытом сельскохозяйственной продукции подразумевает целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных блоков: информационно-правовой, технический, кадровый, программный, коммуникативный. Которые можно представить, как совокупность средств (инструментов) открытой информационной системы, которая позволит своевременно принять эффективные решения и обеспечивать успешную реализацию организационно-экономического механизма функционирования отрасли.

Источники:

1. Закон Краснодарского края от 28.01.2009 N 1690-КЗ «О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - URL: https ://bas e. garant. ru/23941690/.

2. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года. - [Электронный ресурс]. - URL: https://krasnodar.ru/content/38/show/49460/.

3. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/e4e8b9ddede078a93f60f5e7a08f.

4. Национальный проект «Развитие МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». - [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru.

5. Национальный проект «Международная кооперация и экспорт». - [Электронный ресурс]. -URL: http://government.ru/info/35564/.

6. Бардак А.В. Условия, динамика и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Краснодарского края // АВ. Бардак, Н.В. Фалина // Эпомен. 2019. .№ 26. С. 42-49.

7. Белова Л.А Реализация политики импортозамещения и ее влияние на потенциал агропромышленного комплекса Краснодарского края / Л.А Белова, МБ. Вертий // Вестник Академии знаний. 2019. J№ 5 (34). С. 45-49.

8. Мельников А. Формирование концепции системы государственного регулирования АПК/ А Мельников, Б. Сидоренко, П. Михайлушкин, О. Макаревич // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 4. С. 37-40.

9. Мельников АБ. проблемы импортозамещения продовольствия в Краснодарском крае / А Б. Мельников, АА Скоморощенко, А А Саидов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. .№ 104. С. 1138-1149.

10.Мельников А Б. Внешнеэкономические аспекты обеспечения экономической безопасности региона: монография / А Б. Мельников, Н.В. Фалина. - Краснодар, 2020.

11.Острецова АВ. Основные аспекты, формирующие продовольственную безопасность страны / А В. Острецова. // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса - Краснодар, 2016. - С. 575-576.

12.Сидоренко И.И. Индикаторы и ключевые факторы обеспечения экономической безопасности региона / И.И. Сидоренко, С.С. Побегайло, Н.В. Фалина // В сборнике: Современное состояние и перспективы обеспечения экономической безопасности России. Материалы III Национальной научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 96-100.

13.Скоморощенко АА Перспективы наращивания агропродовольственного экспорта в Краснодарском крае / А А Скоморощенко, АВ. Острецова, В.И. Борисенко, ВН. Малышева // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. .№ 12-3. С. 132-138.

14.Портал национальных проектов Краснодарского края [Электронный ресурс]. - URL: https ://np. krasnodar.ru/.

15.Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Краснодарстат) ]. - URL: https://krsdstat.gks.ru/. References:

1. The Law of the Krasnodar Territory of 28.01.2009 N 1690-KZ "On the development of agriculture in the Krasnodar Territory" (with amendments and additions).- [Electronic resource]. - URL: https ://bas e. garant. ru/23941690/.

2. The strategy of socio-economic development of the Krasnodar Territory until 2020. - [Electronic resource]. - URL: https://krasnodar.ru/content/38/show/49460/.

3. The strategy of socio-economic development of the Krasnodar Territory until 2030. - [Electronic resource]. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/e4e8b9ddede078a93f60f5e7a08f.

4. National project "SME development and support of individual entrepreneurial initiative". - [Electronic resource]. - URL: http://government.ru.

5. National project "International Cooperation and export". - [Electronic resource]. - URL: http://government.ru/info/35564/.

6. Bardak A V. Conditions, dynamics and prospects of attracting foreign direct investment in the economy of the Krasnodar Territory // A V. Bardak, N.V. Falina // Epomen. 2019. No. 26. pp. 42-49.

7. Belova L.A Implementation of the import substitution policy and its impact on the potential of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory / L.A. Belova, M.V. Vertiy // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 5 (34). pp. 45-49.

8. Melnikov A Formation of the concept of the system of state regulation of agriculture/ A. Melnikov, V. Sidorenko, P. Mikhailushkin, O. Makarevich // International Agricultural Journal. 2017. No. 4. pp. 37-40.

9. Melnikov AB. problems of import substitution of food in the Krasnodar Territory / AB. Melnikov, AA Skomoroshchenko, AA Saidov // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2014. No. 104. pp. 1138-1149.

10.Melnikov AB. Foreign economic aspects of ensuring economic security of the region: monograph / AB. Melnikov, N.V. Falina. - Krasnodar, 2020.

ll.Ostretsova A V. the main aspects shaping the country's food security / A V. Ostretsova. // In the collection: Scientific support of the agro-industrial complex. - Krasnodar, 2016.- pp. 575-576.

12.Sidorenko I.I. Indicators and key factors of ensuring economic security of the region / I.I. Sidorenko, S.S. Pobegailo, N.V. Falina // In the collection: The current state and prospects of ensuring the economic security of Russia. Materials of the III National Scientific and Practical Conference. Krasnodar, 2021. pp. 96-100.

13.Skomoroshchenko A.A. prospects for increasing agro-food exports in the Krasnodar Territory / A A Skomoroshchenko, A.V. Ostretsova, V.I. Borisenko, V.N. Malysheva // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2019. No. 12-3. pp. 132-138.

14.Portal of national projects of the Krasnodar Territory [Electronic resource]. - URL: https ://np. krasnodar.ru/.

15.Official website of the Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea (Krasnodarstat)]. - URL: https://krsdstat.gks.ru/.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-313-320

Н.В. Фалина - к.э.н., доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],

N.V. Falina - associate Professor of the Department of Economics and foreign economic activity, Cand. Ekon.D., FSBEI HE Kuban SAU;

О.С. Ковтун - магистрант, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],

O. S Kovtun - undergraduate, FSBEI HE Kuban SAU.

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE RUSSIAN LEASING SERVICES MARKET

Аннотация. В работе рассмотрены современные тенденции развития российского рынка лизинговых услуг, а также проблемы и перспективы развития международного лизинга в Российской Федерации. На пять крупнейших лизинговых рынков мира (США, Китай, Великобританию, Германию и Японию) приходится более 2/3 мирового рынка лизинговых услуг, и показатели в этих странах определяют общую картину глобального объема бизнеса. Россия является десятой крупнейшей страной по величине лизингового рынка. Исходя из основных макроэкономических предпосылок и факторов, оказывающих влияние на рынок лизинга, а именно: - скорость ослабевания эпидемиологических рисков с планомерным открытием межгосударственных границ и возобновлением перевозок, направление денежно-кредитной политики Банка России, динамика инвестиционной активности лизингополучателей на фоне восстановления экономики, можно говорить выделить два сценария развития лизингового рынка (базовый и консервативный).

В процессе анализа особенностей лизинговой деятельности был сформулирован ряд проблем, с которыми сталкиваются как лизингодатели, так и лизингополучатели, и на основании этого были выявлены факторы, которые влияют на успех заключения международных лизинговых сделок.

Abstract. The paper considers current trends in the development of the Russian leasing services market, as well as problems and prospects for the development of international leasing in the Russian Federation. The five largest leasing markets in the world (USA, China, Great Britain, Germany and Japan) account for more than 2/3 of the global leasing services market, and indicators in these countries determine the overall picture of global business volume. Russia is the tenth largest country by the size of the leasing market. Based on the main macroeconomic prerequisites and factors influencing the leasing market, namely: -the rate of weakening of epidemiological risks with the planned opening of interstate borders and the resumption of transportation, the direction of the monetary policy of the Bank of Russia, the dynamics of investment activity of lessees against the background of economic recovery, we can say there are two scenarios for the development of the leasing market (basic and conservative).

In the process of analyzing the features of leasing activity, a number of problems faced by both lessors and lessees were formulated, and based on this, factors that affect the success of concluding international leasing transactions were identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.