Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РЕГИОНА ДЕПРЕССИВНОГО ТИПА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РЕГИОНА ДЕПРЕССИВНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / STATE REGULATION / STRATEGIC PRIORITIES / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / DEPRESSED REGION / REPUBLIC OF ADYGEA / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / TERRITORIAL AND SECTORAL FEATURES / STATE PROGRAM / REGIONAL PROJECT / AGRO-INDUSTRIAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович, Рычковская Дарья Николаевна

В статье раскрыты сущность и специфика государственного регулирования АПК региона депрессивного типа. Представлены стратегические приоритеты социально-экономического развития АПК Республики Адыгея, являющегося одним из регионов депрессивного типа Юга России. Выделены задачи и организационно-экономические мероприятия по реализации ключевых направлений развития АПК Республики Адыгея (в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года). Раскрыта территориально-отраслевая специфика и проблемы государственного регулирования АПК Республики Адыгея. Особое внимание уделено составу мероприятий государственной программы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», оценке достижений плановых значений сводных показателей программы. Раскрыт потенциал региональных проектов, кластерных структур в социально-экономическом развитии АПК региона депрессивного типа. Выделены ключевые направления совершенствования системы государственного регулирования АПК Республики Адыгея в условиях бюджетного дефицита региона и действующего продовольственного эмбарго.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович, Рычковская Дарья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PRIORITIES OF STATE REGULATION FOR THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE DEPRESSED REGION

The article reveals the essence and specificity of state regulation of the agro-industrial complex of the region of the depressive type. The strategic priorities of the socio-economic development of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea, which is one of the regions of the depressive type in the South of Russia, are presented. The tasks and organizational and economic measures for the implementation of key directions for the development of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea (in accordance with the Strategy for the socio-economic development of the Republic of Adygea until 2030) are highlighted. The territorial and sectoral specifics and problems of state regulation of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea are revealed. Particular attention is paid to the composition of measures of the state program of the Republic of Adygea “Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020”, assessment of the achievement of planned values of the summary indicators of the program. The potential of regional projects, cluster structures in the socio-economic development of the agro-industrial complex of the region of the depressive type is revealed. The key directions of improving the system of state regulation of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea in the conditions of the region's budget deficit and the current food embargo are highlighted.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РЕГИОНА ДЕПРЕССИВНОГО ТИПА»

УДК [338.436.33:353.9](470.621) ББК 65.32-82(2Рос.Ады) М 74

А.А. Мокрушин,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]

Д.Н. Рычковская,

магистрант Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РЕГИОНА ДЕПРЕССИВНОГО ТИПА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье раскрыты сущность и специфика государственного регулирования АПК региона депрессивного типа. Представлены стратегические приоритеты социально-экономического развития АПК Республики Адыгея, являющегося одним из регионов депрессивного типа Юга России. Выделены задачи и организационно-экономические мероприятия по реализации ключевых направлений развития АПК Республики Адыгея (в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года). Раскрыта территориально-отраслевая специфика и проблемы государственного регулирования АПК Республики Адыгея. Особое внимание уделено составу мероприятий государственной программы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», оценке достижений плановых значений сводных показателей программы. Раскрыт потенциал региональных проектов, кластерных структур в социально-экономическом развитии АПК региона депрессивного типа. Выделены ключевые направления совершенствования системы государственного регулирования АПК Республики Адыгея в условиях бюджетного дефицита региона и действующего продовольственного эмбарго.

Ключевые слова: государственное регулирование, стратегические приоритеты, агропромышленный комплекс, депрессивный регион, Республика Адыгея, социально-экономическое развитие, территориально-отраслевые особенности, государственная программа, региональный проект, агропромышленный кластер.

A.A. Mokrushin,

Doctor of Economies, Professor, Professor of Economies and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]

D.N. Rychkovskaya,

Master's student of the Adyghe State University, Maikop. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]

STRATEGIC PRIORITIES OF STATE REGULATION FOR THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE DEPRESSED REGION

Abstract. The article reveals the essence and specificity of state regulation of the agro-industrial complex of the region of the depressive type. The strategic priorities of the socio-economic development of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea, which is one of the regions of the depressive type in the South of Russia, are presented. The tasks and organizational and economic measures for the implementation of key directions for the development of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea (in accordance with the Strategy for the socio-economic development of the Republic of Adygea until 2030) are highlighted. The territorial and sectoral specifics and problems of state regulation of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea are revealed. Particular attention is paid to the composition of measures of the state program of the Republic of Adygea "Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020", assessment of the achievement of planned values of the summary indicators of the program. The potential of regional projects, cluster structures in the socio-economic development of the agro-industrial complex of the region of the depressive type is revealed. The key directions of improving the system of state regulation of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea in the conditions of the region's budget deficit and the current food embargo are highlighted.

Keywords: state regulation, strategic priorities, agro-industrial complex, depressed region, Republic of Adygea, socio-economic development, territorial and sectoral features, state program, regional project, agro-industrial cluster.

В условиях неравномерного развития АПК регионов России, ужесточения межрегиональной конкуренции перспективы развития АПК зависят от эффективности государственного регулирования хозяйственных процессов. Государственное регулирование территориального АПК предусматривает эффективное использование факторов производства, направленное на обеспечение продовольственной безопасности на макро-, мезоуровнях. Вместе с тем стратегическое планирование развития территориального АПК позволяет адаптировать экономику региона к действию внешних системных факторов, интегрировать региональные стратегии и национальную стратегию, способствуя консолидации ресурсов, управленческих инициатив на разных уровнях. Стратегические ориентиры развития АПК региона создают возможность совершенствования системы планирования на

микроуровне управления хозяйствующими субъектами.

Организационно-экономические механизмы и методы совершенствования управления, повышения эффективности функционирования предприятий АПК в условиях рыночных отношений, а также некоторые аспекты государственной поддержки и регулирования отечественной агроэкономики являются предметом исследования коллективов агроэкономических научно-исследовательских институтов Россельхозакадемии, сотрудников экономических кафедр аграрных вузов [1]. Их трудами внесен значительный вклад в разработку теории и практики эффективного агропромышленного производства в рыночных условиях хозяйствования, в совершенствование государственного регулирования АПК России на макро-, мезоуровнях. Вместе с тем вопросы спецификации методов, инструментов государственной поддержки АПК применительно к

территориально-отраслевым, институциональным условиям продолжают оставаться дискуссионными.

Государственное регулирование территориального АПК современной России осуществляется по следующим ключевым направлениям: финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; формирование и развитие рынка аграрной продукции; защита интересов отечественных производителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и проведение научной деятельности в сфере АПК; развитие социальной среды сельской местности [2].

Характерными чертами депрессивного (периферийного) региона являются: деформированная структура производства; многолетнее отсутствие решений по вопросам структурной организации экономики, эффективного госрегулирования пропорций межотраслевого обмена, конкурентной среды локальных рынков; слабое развитие производственной инфраструктуры региона; экстенсивный характер воспроизводства в отраслях сельского хозяйства, пищевой промышленности; дефицит бюджетных источников финансирования проектов при невысоком уровне инвестиционной активности. Специфика Республики Адыгея как депрессивного региона Юга России влияет на систему государственного регулирования воспроизводственными процессами. В структуре ВРП Республики Адыгея значимое место занимает агропромышленное производство.

Характерными особенностями АПК Республики Адыгея являются:

- сохранение структурных диспропорций развития отраслей, секторов АПК региона; неоднородная структура производства сельскохозяйственного сырья, продовольствия по категориям хозяйств АПК региона;

- доминирование малых форм хозяйствования в АПК региона,

характеризующихся ограниченным ресурсным потенциалом; недостаточный уровень внутрирегионального научно-технического обеспечения сельхозпроизводства;

- значительная межмуниципальная дифференциация в уровне экономического развития организаций АПК; низкий уровень загрузки производственных мощностей предприятий пищевой промышленности, превышающий загрузку среднегодовой производственной мощности обрабатывающих производств региона;

- сохранение неэквивалентности межотраслевых отношений в АПК региона на фоне низкого уровня государственного субсидирования сельхозпроизводителей; низкий уровень развития сельскохозяйственной кооперации и вертикальной интеграции в АПК региона;

- наличие развитых внешнеторговых связей предприятий АПК региона; ориентация ведущих предприятий АПК на более емкие внерегиональные рынки; отсутствие практики реализации ГЧП-проектов, формирования кластерных структур.

Стратегическими приоритетами развития территориального АПК, отраженными в Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года (далее -Стратегия), являются [3]:

- развитие сельских территорий путем их газификации, создания комфортных условий для жизнедеятельности местного населения, ввода инженерной и социальной инфраструктуры;

- увеличение объемов производства и улучшение качества продукции животноводства и растениеводства для обеспечения существующих и вводимых в эксплуатацию новых производственных мощностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и увеличения добавленной стоимости, формируемой в сельском хозяйстве;

- обеспечение тесного взаимодействия между предприятиями

пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Адыгея и сельскохозяйственными товаропроизводителями Краснодарского края;

- ориентация на производство лекарственных и эфирно-масличных культур. Данное направление планируется реализовывать в рамках госпрограммы, путем разработки комплекса стимулирующих мер;

- развитие интеграционных связей между сельскохозяйственными товаропроизводителями Республики Адыгея, наращивание межрегиональных связей в области АПК, формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;

- развитие сельскохозяйственной кооперации, вертикальной

интеграции в АПК региона; популяризация данных форм предпринимательской деятельности среди населения региона;

- модернизация производственных мощностей по хранению и первичной переработке сельскохозяйственной продукции;

- стимулирование развития в регионе новых направлений АПК в отраслях животноводства и растениеводства, среди которых овцеводство, козоводство и садоводство.

Ключевые задачи и мероприятия по реализации направлений социально-экономического развития АПК Республики Адыгея (в рамках Плана мероприятий по реализации Стратегии) отражены в табл. 1.

Стратегические задачи развития АПК Мероприятия по реализации задач

Повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевой промышленности на основе диверсификации, расширения ассортимента продукции Диверсификация структуры продукции АПК региона, в т.ч. производство экологически чистой продукции с высокой добавленной стоимостью, развития перерабатывающих мощностей АПК; реализация ГЧП-проектов; развитие, продвижение территориальных брендов продукции пищевой промышленности

Создание условий для развития конкурентоспособного агропромышленного кластера, включающего агропищевой и мясо-молочный субкластеры Разработка «дорожной карты» научно-технического развития субкластеров; внедрение экологически чистых агротехнологий, биотехнологий резидентами кластера; развитие территориальных ассоциаций, Проектного офиса по развитию АПК региона; синхронизация стратегий, планов развития резидентов кластера

Повышение уровня инвестиционной привлекательности АПК депрессивного региона, обеспечение доступности кредитных ресурсов, финансовых услуг в регионе Применение механизмов ГЧП, МЧП для реализации проектов развития АПК региона; реализация программы сопровождения инвестиций в приоритетные проекты кластера; привлечение инвестиций венчурных фондов; создание инвестиционных площадок с инфраструктурой для реализации проектов

Увеличение объемов производства и качества продукции животноводства и растениеводства Стимулирование развития приоритетных отраслей АПК в рамках подпрограммы «Развитие отраслей АПК»

Развитие процессов кооперации и интеграции в АПК, наращивание межрегиональных связей, формирование кластеров; популяризация сельскохозяйственной кооперации и интеграции среди малых форм агробизнеса Стимулирование кооперации К(Ф)Х, ЛПХ; разработка программы развития института фермерства и популяризации кооперационного взаимодействия; формирование нормативно-правовой базы развития интеграции, методических инструкций по созданию интегрированных структур в АПК региона

Таблица 1

Ключевые стратегические задачи и мероприятия социально-экономического развития

АПК Республики Адыгея

Продолжение таблицы 1

Стратегические задачи развития АПК Мероприятия по реализации задач

Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в АПК региона Реализация системы подготовки кадров на базе структур кластера АПК; экстраполирование успешных практик развития структур АПК

Сохранение устойчивой базы и обеспечение рационального использования ресурсов в АПК Оптимизация структуры посевных площадей и внедрение научно-обоснованного севооборота; разработка оптимального зонирования территории, новых технологий в земледелии и переработке сырья; инвентаризация сельскохозяйственных угодий; развитие экологически ориентированного сельхозпроизводства, био-логизации земледелия

Модернизация материально-технической и производственной базы сельского хозяйства региона Государственное стимулирование приобретения сельхозпроизводителями сельхозтехники и оборудования; увеличение площади мелиорируемых земель; создание молочно-товарных ферм круглогодичного стойлового содержания на основе ГЧП

Расширение мощностей по хранению, первичной переработке сельскохозяйственной продукции, развитие торгово-логистических центров по ее хранению Реализация подпрограммы «Стимулирования инвестиционной деятельности в АПК» Республики Адыгея; создание системы оптово-рас-пределительных центров по хранению сельхозпродукции на основе ГЧП; развитие инженерной инфраструктуры для реализации ГЧП-проектов в АПК

Улучшение качества благоустройства сельских территорий Комплексное благоустройство населенных пунктов в сельской местности, развитие социальной и инженерной инфраструктуры; реализация подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем» программы «Комплексное развитие сельских территорий»

Обеспечение рационального использования природных ресурсов, экологич-ности производства Обеспечение фитосанитарного благополучия в республике в рамках подпрограммы «Развитие отраслей АПК»; обеспечение производственных, инвестиционных площадок инженерной инфраструктурой

Инструментами федераль-

ной поддержки развития воспроизводственных процессов в АПК Республики Адыгея являются государственные программы, государственные институты развития, объекты инвестиционной инфраструктура, зоны территориального развития, а также естественные монополии.

Стратегическое управление воспроизводственными процессами в Республике Адыгея базируется на использовании традиционных инструментов государственного регулирования (государственные программы, планы территориального развития, «дорожные карты»), а

инновационные инструменты в документах стратегического планирования носят декларативный характер без спецификации к институционально-экономическим условиям региона. Процесс программно-целевого регулирования АПК Республики Адыгея характеризуется недостаточной системностью и стратегической ориентированностью, что препятствует полной реализации конкурентного потенциала региона. Мероприятия программно-целевой господдержки АПК Республики Адыгея не отражают современных тенденций цифровизации и экологизации агропроизводства на мезоуровне, а также перехода к

инновационной модели развития территориального АПК.

Специфика государственного регулирования АПК Республики Адыгея заключается в следующем:

- отсутствие в документах стратегического планирования АПК региона конкретных предложений по развитию процессов кооперации и интеграции, механизмов их реализации;

- ограниченный набор инструментов госрегулирования АПК на региональном уровне, недостаток финансовых возможностей господдержки АПК Республики Адыгея;

- значительная ориентированность мер государственного поддержки на развитие малого и среднего предпринимательства;

- недостаточный уровень развития институциональной среды, информационной инфраструктуры регионального АПК.

На территории региона реализуется государственная программа Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2020-2025 гг. (до 2020 года реализовывалась

аналогичная программа на 20132021 гг.), включающая в себя 5 подпрограмм (табл. 2).

Представленные подпрограммы направлены на обеспечение продовольственной безопасности региона, устойчивое развитие сельских территорий за счет расширения производства, повышение конкурентоспособности продукции АПК, обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. Государственная программа (по состоянию на 2019 г.) включала в себя 69 целевых показателей (индикаторов) эффективности. Эффективность реализации данной госпрограммы (уровень выполнения целевых индикаторов) возросла в 2018-2019 гг. с 92,5% до 95,5%.

Государственная поддержка хозяйствующих субъектов АПК Республики Адыгея в рамках подпрограммы «Развитие отраслей АПК» осуществляется следующим образом [4]:

- возмещение части затрат на поддержку молочного скотоводства, элитного семеноводства (субсидирование производственных затрат);

Название подпрограммы 2020 г. (план), тыс. руб. 2021 г. (план), тыс. руб. 2022 г. (план), тыс. руб.

Развитие отраслей АПК 503 401 366 233 339 121

Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения 52 197 26 817 40 208

Обеспечение реализации государственной программы 32 839 33 984 35 328

Экспорт продукции АПК в Республике Адыгея 27 228 36 304 0

Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Республике Адыгея 26 031 33 876 44 725

Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК 76 4 0

Таблица 2

Финансовое обеспечение подпрограмм государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2020-2022 гг.

- возмещение части затрат, связанных с содержанием племенного молочного поголовья, с приобретением племенного молодняка сельскохозяйственных животных; возмещение части затрат на развитие мясного скотоводства, овцеводства и козоводства, на закладку и уход за многолетними насаждениями, а также на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования;

- государственная поддержка начинающих фермеров, семейных ферм, сельскохозяйственных кооперативов путем предоставления грантов в форме субсидий, предоставляемых К(Ф)Х для финансового обеспечения части затрат;

- возмещение части затрат сельхозпроизводителям (кроме ЛПХ, СПоК), связанных с оплатой процентов по кредитным договорам;

- возмещение определенной части затрат на модернизацию производства растениеводческой и животноводческой продукции; стимулирование производства зерновых и зернобобовых культур, производства масличных культур, овощей открытого грунта, производства скота и птицы на убой и др.

В реализуемой подпрограмме «Развитие отраслей АПК» нашли отражение следующие приоритеты модернизации АПК Республики Адыгея: развитие садоводства и плодоводства в регионе (увеличены объемы возмещения затрат на закладку и уход за многолетними плодово-ягодными насаждениями); развитие института фермерства как условие становления сельскохозяйственной кооперации; развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х; снижение рисков в растениеводстве республики путем внедрения практики субсидирования страховых затрат сельхозпроизводителей от градобоя.

Подпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК» предусматривает реализацию оказания государственной

поддержки инвестиционного кредитования, компенсацию прямых затрат, связанных со строительством либо модернизацией промышленных объектов АПК. Подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает возмещение части затрат, связанных с оплатой электроэнергии для насосных станций, используемых на нужды орошения и водоотведения, а также возмещение затрат, связанных с функционированием мелиоративных систем общего и индивидуального пользования.

В целях повышения эффективности АПК и сельского хозяйства Республики Адыгея реализуются региональные проекты, наиболее значимыми из которых являются: приоритетный региональный проект «Экспорт продукции АПК в Республике Адыгея»; приоритетный региональный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Республике Адыгея»; госпрограмма Республики Адыгея «Комплексное развитие сельских территорий».

Характеристика реализуемых региональных проектов социально-экономического развития АПК Республики Адыгея представлена на рис. 1.

Региональный проект, направленный на экспорт аграрной продукции Республики Адыгея, является составной частью национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Реализация проекта предусматривает наращивание объемов экспорта до 36 млн USD к 2024 г.; в 2019 г. размер экспорта в рамках данного проекта составил 29 млн USD. В рамках проекта в 2019 г. направлено 9 млн руб. на реализацию комплекса мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, а также выдан первый льготный кредит ООО «Мамруко». Также ООО «Синдика-Агро» реализует инвестиционный проект по реконструкции рисовой системы для создания

экспортно-ориентированной аграрной продукции - рис-сырец. Для развития экспорта в Республике Адыгея предполагается внедрить региональный экспортный стандарт 2.0, который будет описывать совокупность мер, направленных на рост экспортной деятельности и создание экспортного совета при главе региона [5].

Государственное финансирование отрасли в Республики Адыгея осуществляется посредством предоставления грантов в виде субсидий начинающим фермерам на создание или развитие КФХ. Размер гранта, не превышающий 3 млн руб., предоставляется для разведения крупного рогатого скота (КРС) мясного или молочного направления. Грант на производство ягодных культур и кустарниковых насаждений не превышает 1,5 млн руб. Гранты на поддержку начинающих фермеров в 2019 г. получили 14 КФХ на сумму

30 млн руб., в 2020 году число получателей составило 25 КФХ на сумму свыше 46 млн руб. [6].

В соответствии с федеральным проектом «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» утвержден региональный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Республике Адыгея». В рамках проекта предусмотрена грантовая поддержка К(Ф)Х («Агростартап»), субсидирование сельскохозяйственных кооперативов и поддержка центров компетенций в данной сфере. В рамках господдержки «Агро-стартап» в Республике Адыгея выдано крестьянским (фермерским) хозяйствам 15 грантов на сумму более 33 млн руб. Плановый объем

Региональный проект Характеристика проекта

Экспорт продукции АПК в Республике Адыгея Цель проекта: — достижение объема экспорта продукции АПК к 2024т. в размере 45 млрд. 8; — ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель для выращивания экспортно-ориентированной сельхозпродукции в объеме не менее 670 тыс. га. В рамках проекта в 2019 т. выдан первый льготный кредит ООО «Мамруко» на закупку мас личных культур дчя производства растительного масла, финансируется реконструкция в Красногвардейском районе рисовая система д.ля выращивания риса-сырца - экспортно-ориентированной сельхозпродукции.

Срок реализации: 01.01.2019 г.-31.12.2024 г.

Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Республике Адыгея Цель проекта: — создание и развитие малого бизнеса в .АПК. в том числе К(Ф)Х и СПоК: — обеспечение количества вновь вовлеченных в субъекты МСП в сельском хозяйстве к 2024 г. не менее 126 тыс. чел. В рамках проекта выделено 15 грантов «.Агростартап» в размере 33 млн. руб. На конец 2019г. количество вовлеченных субъектов МСП в сельском хозяйстве составило 55 (план - 37), количество принятых членов СПоК из числа субъектов МСП (кроме кредитных), включая ЛПХ И КФХ составило 10 (план -10). вновь созданные субъекты МСП в сельском хозяйстве - 27 (план - 9), количество субъектов, получивших господдержку -15 (план - 10).

Срок реализации: 01.01.2019 г. -31.12.2024 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Региональные проекты государственной поддержки АПК Республики Адыгея

финансирования данного направления на 2020 г. превышает 26 млн руб. Также предоставляются гранты на развитие семейных животноводческих ферм. Максимальный размер гранта составляет 30 млн руб., предоставляемый на разведение КРС мясного или молочного направления. В 2018-2019 гг. в Республике Адыгея было предоставлено по 3 гранта, в 2020 году - 6 грантов.

Вместе с тем государственная поддержка АПК Республики Адыгея предусматривает создание центров компетенций, направленных на обеспечение комфортных условий для сельскохозяйственных предпринимателей, включая популяризацию лучших практик малых форм хозяйствования, оказание содействия в создании субъектов АПК, предоставление различных услуг в рамках одного окна. Центры компетенций позволят обеспечить эффективное развитие малых форм хозяйствования через механизмы управления и влияния на реализацию мер поддержки, осуществляемых за счет бюджетных средств. В 2019-2024 гг. на реализацию указанного федерального проекта в Республике Адыгея планируется выделить около 300 млн руб. и вовлечь в субъекты МСП не менее 340 человек.

В современных условиях возросла потребность в информационном обеспечении воспроизводственных процессов в территориальном АПК. В целях инновационного развития АПК Республики Адыгея востребовано формирование действенной информационной инфраструктуры. Элементами инфраструктуры господдержки АПК Республики Адыгея являются:

- микрокредитная компания «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея» (МКК «ФППРА»);

- автономная некоммерческая организация «Центр поддержки предпринимательства Республики Адыгея» (АНО «ЦПП РА»);

- автономное учреждение Республики Адыгея «Республиканский бизнес-инкубатор» (АУ РА «РБИ»);

- союз «Торгово-промышленная палата Республики Адыгея» (ТПП РА);

- гарантийный фонд Республики Адыгея «Фонд развития промышленности Республики Адыгея» (ГФ ФРПРА).

Имущественную господдержку субъектам МСП в Республике Адыгея оказывает АУ РА «РБИ». Бизнес-инкубатор предоставляет производственные и оборудованные офисные помещения в аренду по льготной стоимости, проводит обучение начинающих предпринимателей, участвует в разработке бизнес-планов, оказывает консультации по вопросам государственной поддержки, организации бухгалтерской и налоговой отчетности, организует консультации по правовым вопросам. В составе «РБИ» имеется два структурных подразделения: бизнес-инкубатор в г. Майкопе и Агробизнес-инкубатор в Гиагинском районе Республики Адыгея. Бизнес-инкубатор имеет в своем распоряжении 11 производственных помещений, предоставляемых в аренду.

В качестве организации, развивающей предпринимательство, внешнеторговую деятельность, а также защищающей законные интересы своих членов, выступает ТПП РА. Данная структура оказывает более 20 видов услуг, ключевыми из которых являются: проведение экономической, строительно-технической, судебной экспертизы, оценки бизнеса, недвижимости и ущерба, содействие в выставочной деятельности, проведении форумов, регистрация товарных знаков и т.д.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что господдержка организаций АПК Республики Адыгея осуществляется в следующем виде: оказание финансовой поддержки путем выдачи микрозаймов, поручительств; информационное обеспечение посредством

проведения консультаций, образовательных мероприятий; имущественная поддержка, предусматривающая значительное снижение затрат на аренду, использование производственных помещений.

Основными проблемами государственного регулирования АПК Республики Адыгея являются:

- недостаток инновационной инфраструктуры государственной поддержки развития АПК, включающей в себя торгово-логистические центры, агротехнопарки, венчурные фонды, оптово-распределительные центры;

- отсутствие в государственных программах практики использования ГЧП, формирования кластеров в АПК регионе;

- отсутствие в Республике Адыгея государственной поддержки, направленной на стимулирование интеграционных взаимодействий между всеми категориями сельскохозяйственных производителей;

- отсутствие государственных стимулирующих мер по структурной модернизации АПК региона.

Основными проблемами развития системы господдержки хозяйствующих субъектов АПК Республики Адыгея являются:

- высокие требования к получателям поддержки, в связи с чем в реестре получателей финансовой поддержки число сельскохозяйственных предприятий уступает другим видам деятельности;

- низкая рентабельность сельскохозяйственных предприятий не дает возможности получить государственную помощь в виде кредитов, поручительств, аренды помещений;

- отсутствие у муниципальных образований консультационных инфраструктур, например, веб-сайтов, которые позволяли бы получать информацию вне зависимости от места нахождения субъекта;

- низкий уровень развития маркетинга аграрных предприятий Республики Адыгея, продвижения региональных брендов сельскохозяйственной продукции;

- отсутствие оказания государственной поддержки предприятиям, попавшим в затруднительную финансовую ситуацию. В бизнес-центрах, оказывающих финансовую поддержку, полностью отсутствуют кредитные продукты под гарантию правительства или близкие к 0% ставке по кредиту, вместо этого преобладают штрафные санкции;

- отсутствие в Республике Адыгея государственной поддержки, направленной на стимулирование интеграционных взаимодействий между всеми категориями сельскохозяйственных производителей с перерабатывающими предприятиями, что способствовало бы росту рентабельности, конкурентоспособности предприятий, развитию рынка.

Следует отметить ключевые проблемы государственного регулирования АПК Республики Адыгея: низкий уровень финансирования государственных программ развития АПК депрессивного региона; ограниченное количество и качество индикаторов госпрограмм развития сельского хозяйства в регионе; отсутствие инновационных инструментов господдержки развития АПК; отсутствие в государственных программах практики использования ГЧП, формирования кластеров в АПК регионе. Система программно-целевого регулирования АПК Республики Адыгея характеризуется недостаточным уровнем господдержки малого предпринимательства, не отражает специфику и проблемы малого бизнеса.

Совершенствование системы госрегулирования АПК Республики Адыгея предусматривает:

- государственное субсидирование затрат хозяйствующих субъектов территориального АПК в соответствии со стратегически приоритетными направлениями развития АПК Республики Адыгея, включая производство плодоовощных культур, лекарственных и эфирно-масличных культур, козоводство;

- развитие стимулирующих мер в государственных программах по структурной модернизации приоритетных отраслей АПК Республики Адыгея;

- государственную поддержку интеграционных процессов в АПК региона;

- дополнение методики оценки государственных программ, к которым можно отнести соответствие цели стратегиям, приоритетам государственной политики, уровень проработанности показателей, индикаторов, корректности формулировок мероприятий;

- развитие практики применения ГЧП-проектов, формирование кластерных структур в АПК региона.

Вместе с тем основными направлениями совершенствования программно-целевого госрегулирования

АПК Республики Адыгея являются: систематическая актуализация программных мероприятий в соответствии с результатами реализации предыдущих этапов стратегии развития региона; обеспечение четкого распределения ответственных исполнителей за результаты реализации целевых программ; включение в подпрограммы мероприятий, реализуемых на основе ГЧП; совершенствование межведомственного взаимодействия участников реализации подпрограмм; развитие системы мониторинга реализации подпрограмм; расширение перечня индикаторов оценки эффективности реализации; совершенствование методики оценки эффективности госпрограммы с учетом территориально-отраслевых, институциональных факторов АПК депрессивного региона.

Примечания:

1. Нечаев В.И., Бершицкий Ю.И., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства: монография. СПб.: Лань, 2009. 336 с.

2. Стратегия развития аграрной сферы экономики: проблемы и пути решения: коллективная монография / А.И. Алтухов [и др.]; под общ. ред. А.И. Трубилина. Краснодар: Просвещение-Юг, 2017. 703 с.

3. О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года: постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.12.2018 г. № 286. URL: http://docs.cntd.ru/document/550299565.

4. Мокрушин А.А. Проблемы совершенствования программно-целевого регулирования АПК региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2019. Вып. 4 (250). С. 116-127.

5. Паспорт региональной программы Республики Адыгея «Экспорт продукции АПК». URL: http://www.adygheya.ru/prioritetnye-natsionalnye-proekty-v-respub-like-adygeya/regionalnye.

6. Список получателей грантов в 2019-2020 гг. по Республике Адыгея. URL: http://www.adygheya.ru/ministers/departments/ministerstvo-selskogo-khozyaystva/ podderzh/podderzhka.

References:

1. Nechaev V.I., Bershitsky Yu.I., Reznichenko S.M. Regional aspects of state regulation of agro-industrial production: monograph. SPb.: Lan, 2009. 336 pр.

2. Development strategy of the agrarian sphere of the economy: problems and solutions: collective monograph / A.I. Altukhov [et al.]; edited by A.I. Trubilin. Krasnodar, 2017. 703 pp.

3. On the Strategy of Social and Economic Development of the Republic of Adygea until 2030: Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adygea No. 286 dated December 26, 2018. URL: http://docs.cntd.ru/document/550299565.

4. Mokrushin A.A. Problems of improving the program-targeted regulation of the agro-industrial complex of the region // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2019. Issue. 4 (250). Pp. 116-127.

5. Passport of the regional program of the Republic of Adygea "Export of agricultural products". URL: http://www.adygheya.ru/prioritetnye-natsionalnye -proekty-v-respublike-adygeya/regionalnye.

6. List of recipients of grants in 2019-2020 in the Republic of Adygea. URL: http:// www.adygheya.ru/ministers/departments/ministerstvo-selskogo-khozyaystva/ podderzh/podderzhka.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.