УДК 338.436.33(470.621) ББК 65.32(2Рос.Ады) К 21
В.В. Картамышев,
аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: kartamyshev10@ yandex.ru
А.А. Гетманов,
аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]
А.А. Хуранов,
аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: khuranov.aslan@ mail.ru
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ АПК РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем и стратегических приоритетов модернизации АПК проблемного региона. Раскрыты территориально-отраслевые особенности воспроизводственных процессов в АПК Республики Адыгея, выделены ключевые институционально-хозяйственные ограничения стратегического развития АПК региона. Раскрыты ключевые организационно-методические проблемы разработки ведомственных целевых программ развития АПК Республики Адыгея. Особое внимание уделено потенциалу кластеров в структурной модернизации АПК Республики Адыгея.
Ключевые слова: стратегические приоритеты, стратегия, структурная модернизация, агропромышленный комплекс, проблемный регион, Республика Адыгея, государственные целевые программы, кластерная структура.
V.V. Kartamyshev,
Post-Graduate Student of Economy and Management Department, Adyghe State University. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]
A.A. Getmanov,
Post-Graduate Student of Economy and Management Department, Adyghe State University. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]
A.A. Khuranov,
Post-Graduate Student of Economy and Management Department, Adyghe State University. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]
THE STRATEGIC PRIORITIES OF MODERNIZATION OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF ADYGEA
Abstract. The scientific article is devoted to the study of the problems and strategic priorities of modernization of agroindustrial complex of the problem region. The territorial and sectoral features of reproduction processes in the agroindustrial com-
plex of the Republic of Adygea are revealed, the key institutional and economic limitations of the strategic development of the agroindustrial complex of the region are highlighted. The key organizational and methodical problems of development of departmental target programs of development of agroindustrial complex of the Republic of Adygea are revealed. Special attention is paid to the potential of clusters in the structural modernization of the agroindustrial complex of the Republic of Adygea.
Keywords: strategic priorities, strategy, structural modernization, agro-industrial complex, problem region, Republic of Adygea, state target programs, cluster structure.
В современных условиях действие кризисогенных факторов на хозяйственные процессы территориального АПК проявляются в росте стоимости кредитных ресурсов на фоне трудностей с возвратом кредитных ресурсов, в снижении цен на многие виды сельскохозяйственной продукции, в несвоевременности расчетов заготовительных организаций с сельхозтоваропроизводителями, что способствует деградации ресурсного потенциала предприятий. Пролонгированный финансово-экономический кризис также проявляется в диспропорциональности развития структурных звеньев территориального растениеводства и животноводства. В данных условиях возрастает роль стратегического планирования развития территориального АПК с учетом институционально-хозяйственных, конъюнктурных факторов макро-, мезоуровня.
Стратегическое планирование развития АПК позволяет интегрировать региональные (территориальные) стратегии и национальную стратегию, способствуя консолидации ресурсов, управленческих инициатив на разных уровнях, реализации социально-экономической политики. Стратегический план развития АПК мезоуровня определяет как общие направления развития, так и перспективы долгосрочного развития отдельных отраслей территориального АПК. Стратегические планы позволяют детализировать приоритеты развития не только по направлениям, но и по периодам реализации [1, 2].
Вместе с тем, стратегическое планирование территориального АПК позволяет адаптировать экономику региона к действию экзогенных системных факторов. Стратегические
ориентиры развития АПК региона создают возможность совершенствования системы планирования на микроуровне управления хозяйствующими субъектами.
Ключевым фактором, оказывающим наибольшее влияние на результативность федеральной региональной агропромышленной политики, является качество стратегического планирования регионального развития, которое можно оценить концептуальными документами, принятыми за последние годы. В данном контексте серьезного внимания заслуживает «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов РФ» как модель регионального развития, определяющая дальнейшие перспективы пространственного развития страны на период до 2020 года.
Агропромышленный комплекс является одной из ключевых точек стратегического роста Республики Адыгея. При этом наибольшими показателями эффективности характеризуются хозяйства, предприятия зернопродуктового, масложирового, молочнопродуктового, птицепродук-тового подкомплексов. В структуре сельскохозяйственного производства Республики Адыгея доля растениеводства в 2017 г. составила 63,1% (13494,5 млн руб.) объема сельхозпродукции, доля животноводства - 36,9% (7879 млн руб.). Снижение объемов производства продукции растениеводства обусловлено негативной паводковой обстановкой в Республике Адыгея во 2 квартале 2017 г. Снижение объемов производства мяса связано с перепрофилированием производства в АО «Адыгейское бройлерное объединение», входящее в агрохолдинг ГАП «Ресурс» (переход
к производству племенных яиц). Следствием подобной внутрикорпоративной смены специализации дочерней компании стало снижение в 5 раз объема производства птицы на убой (в живом весе) в Республике Адыгея.
Республика покрывает потребности в области производства зерна, овощей, мяса. Положительный баланс в области производства молока и молочных продуктов достигается за счет активного развития перерабатывающей промышленности и вывоза молочной продукции; в регион ввозится сырое молоко, поскольку молочное животноводство не удовлетворяет потребности
Основные экономические показатели, характеризующие уровень развития АПК Республики Адыгея, представлены в таблице 1.
Республика Адыгея имеет потенциал роста вывоза и экспорта.
переработчиков в сырье. Активное развитие молочной промышленности обуславливает высокое место Республики Адыгея среди регионов России в области вывоза молока и молочной продукции (15 место), также высокое место республика занимает в области вывоза овощей и бахчевых культур (21 место). В структуре экспорта преобладает продукция масложирового
Таблица 1
Экономические показатели уровня развития АПК Республики Адыгея за 2011-2017 гг.
№ п/п Наименование продукции 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
1. Доля сельского хозяйства в ВРП, % 14,6 13,3 13,8 14,4 15,7 15,9 16,3
2. Доля малых форм хозяйствования в структуре сельскохозяйственного производства, % 66,1 63,2 64,5 65,3 63,6 66,8 66,3
3. Удельный вес убыточных сельхозпредприятий, % 37,5 34,8 30,3 26,1 19,4 20,0 21,5
4. Рентабельность сельскохозяйственной деятельности, % 10,5 2,8 1,9 13,3 0,7 1,1 0,6
5. Объем инвестиций в основной капитал по сельскому хозяйству, млн руб. 657,9 1280,4 594,1 498,6 1035,5 864,3 903,2
6. Объем инвестиций в основной капитал по пищевой промышленности, млн руб. 841,5 713,2 1719,5 450,5 696,7 626,6 604,7
7. Объем производства пищевых продуктов, млн руб. 11321,2 13284 15033,7 17116,9 23405,7 29209,8 23462,7
8. Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции, % 100,8 115,1 91,0 112,3 124,3 97,2 80,7
подкомплекса Республики Адыгея (в т.ч. растительное масло и молочная продукция). Алкогольная продукция занимает 10,6% в натуральном выражении и 7,2% в стоимостном выражении, доля остальных продуктов пищевой промышленности значительно ниже. Вместе с тем, на фоне роста урожайности, площади посевов, основной проблемой остается экстенсивный характер сельскохозяйственного производства в Республике Адыгея.
Характерной чертой структурной организации сельского хозяйства Республики Адыгея остается доминирование малых форм агробизнеса, отличающихся экстенсивным типом производства, ограниченным ресурсным потенциалом, выполняющих функцию самозанятости сельского населения и значительно уступающих крупнотоварному производству по показателям производительности.
Основными проблемами развития АПК Республики Адыгея являются:
- деградация, разрушение межотраслевых связей сельхозпроизводителей и перерабатывающих структур АПК региона; структурные диспропорции в уровне развития звеньев производственно-технологической цепи в ведущих подкомплексах АПК региона;
- сохранение неэквивалентности межотраслевого обмена в АПК Республики Адыгея, что выступает фактором углубления диспропорций в уровне развития сельхозпроизвод-ства, перерабатывающих и обслуживающих структур;
- низкий уровень развития сельскохозяйственной кооперации, вертикальной интеграции в АПК Республики Адыгея, отсутствие вертикально-интегрированных корпораций и кластеров;
- низкий уровень внедрения и использования современных аграрных, организационных технологий.
Перспективы стратегического развития территориального АПК регламентируются стратегиями, стратегическими программами, планами территориального развития. Стратегические приоритеты развития АПК Республики Адыгея регламентируются
базовым документом - Стратегией социально-экономического развития, и реализуются в соответствии с Законом Республики Адыгея «О стратегическом планировании в Республике Адыгея» № 455 от 06.05.2015 г.
Стратегическое развитие АПК бюджетно-дефицитного региона во многом определяется реализуемыми целевыми программами. На территории Республики Адыгея реализуется государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 гг., включающая пять подпрограмм:
- подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса»;
- подпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»;
- подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения»;
- подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года в Республике Адыгея»;
- подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы».
В структуре финансирования организационно-экономических мероприятий господдержки АПК Республики Адыгея ведущее место занимают мероприятия, связанные с субсидированием затрат на развитие садоводства, грантовой поддержкой начинающих фермеров, с субсидированием процентной ставки по краткосрочным кредитам перерабатывающим организациям АПК, хозяйствам молочного скотоводства.
Структура мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в Республике Адыгея в 2014-2017 гг. представлена на рис. 1.
Проведенный анализ целевых госпрограмм позволил выделить ключевые организационно-методические проблемы в их реализации [3]:
- недостаточный уровень интеграции государственных программ
Рис. 1. Реализация мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в Республике Адыгея в 2014-2017 гг.
непосредственно в бюджетный про-це сс региона;
-нечеткое разделение сфер реализации государственеых пргграмм региона;
- огранрчрнное киггчгртво м качество роказателей государственных программ развитемАПК Республики Ады гох;
- недтетатки в системе отхре-ности по государственным целевым программам;
- несоблюдение требований к содержанию государственных программ;
- низкий уровень финансирования целевых программ государственной поддержки сельского хозяйства Республики Адыгея, в особенности малых форм агробизнеса;
- проблемы в нормативно-правовой базе, регламентирующей процесс государственного программирования социально-экономического развития АПК Республики Адыгея.
Основными ограничениями стратегического развития воспроизводственных процессов в АПК Республики Адыгея являются:
- деградация, разрушение межотраслевых связей сельхозпроизводителей и перерабатывающих структур АПК региона;
- структурные диспропорции в уровне развития звеньев производственно-технологической цепи в ведущих подкомплексах АПК региона (в т.ч. молочно-, зернопродуктового,
плодоовощного, масложирового
пороом плео-ов);
- диспропорции в межрегиональ-номтовхкообменесемоскохозхИгтвен-ным сырьем, продовольствием;
о дефщоб рредпроргий ореднего ризнесао АПК РоспиОрикх Aоыгeя;про этом ни одно из семи предприятий не ороррорровароргромчррерооора вну-трирегионоеьный рошок; ориентация производства агропродовольственной пр одукции на внерегиональные рынки;
- сохранение неэквивалентности межотраслевого обмена в АПК Республики Адыгея.
В данном контексте стратегическими приоритетами развития воспроизводственных процессов в АПК Республики Адыгея являются:
- развитие инфраструктуры аграрного рынка Республики Адыгея;
- развитие системы государственного регулирования конкуренции на рынках сельскохозяйственного сырья, продукции переработки районов республики;
- развитие системы потребительской кооперации и вертикальной интеграции в приоритетных подкомплексах региона;
- повышение инвестиционной привлекательности АПК региона, развитие инвестопроводящей сети и привлечение корпоративных инвесторов в АПК региона;
- формирование интегрированных комплексов в приоритетных
секторах АПК на основе кластерной модели.
Наибольшие перспективы модернизации АПК Республики Адыгея заслуженно связаны с развитием мясного и молочного животноводства, производства молочной продукции, продукции переработки зерновых и зернобобовых, с развитием овощеводства и садоводства, заготовки, хранения и переработки сельхозпродукции. В данном контексте необходимо формирование в Республике Адыгея интегрированного производственного комплекса в форме агропромышленного кластера и субкластеров, структурные звенья которых формируют полный производственно-технологический цикл. В частности, в рамках агропромышленного кластера предполагается создание следующих субкластеров: агропище-вой субкластер; плодовоовощной субкластер; мясо-молочный субкластер; рыбохозяйственный субкластер.
Кластерная модель организации межотраслевого, межхозяйственного взаимодействия способна обеспечить формирование и продвижение региональных (локальных) брендов продукции АПК Республики Адыгея на внешние рынки, обеспечить координацию и синхронизацию сбытовой логистики и маркетинговых затрат предприятий и выпуск брендирован-ной продукции. В рамках кластерной структуры предусмотрено развитие интеграционного взаимодействия субъектов АПК региона, активизация инвестиционных процессов, модернизация производственно-технологической базы хозяйствующих субъектов. Развитие интеграционных связей на основе корпоративных, кластерных механизмов способствует трансформации межотраслевого взаимодействия субъектов АПК региона [4, 5].
Основными эффектами трансформации межотраслевого обмена в АПК региона на основе вертикальной интеграции являются:
- обеспечение устойчивости межхозяйственных, межотраслевых связей в территориальном АПК;
- концентрация ключевых ресурсов на перспективных направлениях
хозяйственной деятельности интеграционных структур;
- снижение транзакционных издержек участников вертикальной интеграции в АПК; монополизация интегрированными структурами отраслевых рынков.
Структурная реорганизация АПК на основе механизмов вертикальной интеграции проявляется в следующем [6]:
- укрупнение предпринимательских структур территориального АПК;
- формирование полного производственно-технологического цикла из участников АПК региона;
- модернизация институциональной среды межотраслевого взаимодействия субъектов АПК региона.
Развитие системы управления межотраслевым обменом в АПК на основе вертикальной интеграции проявляется в следующем:
- централизация системы управления межфирменными трансакциями, пропорциями межотраслевого обмена; устранение дублирования управленческих функций;
- обеспечение устойчивости агропромышленного бизнеса в условиях действия кризисогенных факторов, нестабильной рыночной конъюнктуры;
- регулирование межотраслевого обмена на основе внутрикорпоративного коммерческого расчета;
- расширение инструментов регулирования межотраслевого обмена за счет схем государственно-частного партнерства.
В качестве резидентов перспективного агропромышленного кластера в Республике Адыгея выступают предприятия-лидеры по производству сельскохозяйственного сырья, пищевой продукции (в т.ч. ООО «Торговый Дом «Виктория», ООО «МПК» Пивоваренный завод Майкопский, ООО «Фирма «Комплекс Агро», АО «Адыгейское бройлерное объединение», ОАО Молзавод «Гиагинский» и др.),
Цель создания агропромышленного кластера в Республике Адыгея - приспособление предприятий
пищевой промышленности к непрерывным изменениям конкурентной среды и рыночного спроса, способствование производству современных и перспективных продуктов (в частности продуктов питания).
Основными задачами создания и развития агропромышленного кластера в АПК Республики Адыгея являются:
- формирование и развитие регионального бренда и увеличение объема продаж продукции участников кластера;
- развитие биотехнологий, современных инновационных технологий;
- создание электронной информационной площадки и организация активного взаимодействия производителей кластера на электронной информационной площадке;
- выпуск современной, востребованной продукции, развитие пищевой промышленности, развитие экспортного потенциала;
- развитие сырьевого производства; рациональное использование ресурсов;
- развитие научно-образовательного центра подготовки кадров;
- развитие кооперации и вертикальной интеграции; развитие межрегиональных интеграционных связей.
Создание агропищевого субкластера направлено на переработку зерновых, производство алкогольных и безалкогольных напитков (в т.ч. на экспорт), производство продуктов питания (в т.ч. хлебобулочных, кондитерских изделий).
Создание плодоовощного субкластера в Республике Адыгея направлено на развитие производственно-хозяйственных связей перерабатывающих предприятий и производителей сырья, интенсивное садоводство и овощеводство закрытого грунта, развитие овощеводства малых форм хозяйствования, а также развитие переработки плодовоовощной продукции, разработку региональных брендов, экспорт. Резидентами проектируемого субкластера являются ведущие сельскохозяйственные предприятия (ЗАО «Радуга», ООО
«Цветущий сад», ООО «Агро-Центр», ООО «Черкесские сады», ООО «Наш Сад», ЗАО «Хладокомбинат «Западный»), малые формы агробизнеса (К(Ф)Х), а также государственные органы власти в лице Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея, а также некоммерческие объединения (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств).
Создание мясомолочного субкластера направлено на развитие производства молочной и мясной продукции (в т.ч. функциональных обогащенных продуктов), наращивание производства сырья, развитие производственно-хозяйственных связей перерабатывающих предприятий и производителей сырья, развитие племенного скотоводства и птицеводства. Резидентами данного субкластера являются крупнейшие производители молока, мяса (АО «Киево-Жураки», ООО «Агрокомплекс «Еленовский», АО «Адыгейское бройлерное объединение»), ведущие молочные заводы (ЗАО «Молкомбинат Адыгейский», ООО «Молзавод «Новый», ОАО «Мол-завод «Гиагинский»).
Создание рыбохозяйственного субкластера направлено на восстановление рыбохозяйственного комплекса Республики Адыгея, производство осетровых, растительноядных видов рыб, развитие переработки рыбной продукции, выпуска полуфабрикатов, консервов, упакованной продукции, а также выстраивание тесных взаимосвязей между предприятиями Республики Адыгея и производителями Краснодарского края. Резидентами данного субкластера являются МУП «Живая Рыба», ФГУП «Южный производственный осетрово-рыбовод-ный центр», ОАО «Специализированный рыборазводный завод растительноядных рыб».
Одними из распространенных инструментов госрегулирования АПК являются программно-целевые инструменты. Программно-целевой подход к управлению воспроизводственными процессами в АПК представляет собой завершенный во времени и пространстве комплекс
экономических, организационно-технологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач конкретных программ развития агро-продовольственной сферы.
Перспективы стратегического развития АПК Республики Адыгея во многом связаны с уровнем государственной поддержки, эффективностью
реализации соответствующих целевых программ. Эффективность программно-целевых инструментов во многом зависит от согласованности направлений и мер господдержки АПК с приоритетами стратегического развития региона, отраженными в соответствующей Стратегии социально-экономического развития региона.
Примечания:
1. Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 15-27.
2. Попов Р.А. Системология регионального хозяйства: монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 224 с.
3. Мокрушин А.А. Программно-целевые инструменты государственного регулирования АПК проблемного региона // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2017. Вып. 3 (205). С. 43-53.
4. Тамов А.А. Роль агропромышленного комплекса в реализации региональных интересов // Экономист. 2002. № 4. С. 84.
5. Хуажева А.Ш., Кетова Н.П. Концептуальное обоснование механизма устойчивого развития регионального агропромышленного комплекса. Краснодар: Эдви, 2007. 280 с.
6. Керашев А.А., Мокрушин А.А., Прохорова В.В. Проблемы и перспективы развития межотраслевого обмена в территориальном АПК на основе механизмов корпоративной интеграции // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2015. Вып. 4 (170). С. 173-181.
References:
1. Granberg A.G. Strategy of territorial socio-economic development of Russia: from idea to implementation // Voprosy Economiki. 2001. No. 9. Pp. 15-27.
2. Popov R.A. Systemology of regional economy: monograph. Rostov-on-Don: SFU publishing house, 2009. 224 p.
3. Mokrushin A.A. Program-targeted tools of state regulation of the agroindustrial complex of the problem region // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2017. Vol. 3 (205). Pp. 43-53.
4. Tamov A.A. The role of the agro-industrial complex in the implementation of regional interests // The Economist. 2002. No. 4. P. 84.
5. Khuazheva A.Sh., Ketova N.P. Conceptual substantiation of the mechanism of sustainable development of the regional agro-industrial complex. Krasnodar: Edvi, 2007. 280 p.
6. Kerashev A.A., Mokrushin A.A., Prokhorova V.V. Problems and prospects for the development of interbranch exchange in the territorial agro-industrial complex based on the mechanisms of corporate integration // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2015. Vol. 4 (170). Pp. 173-181.