УДК 338.43:332.1 (470.621)
ББК 65.32
М-74
Мокрушин Александр Александрович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»; 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208; e-mail: [email protected].
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
(рецензирована)
В статье раскрыты проблемы государственного регулирования и поддержки аграрного сектора экономики Республики Адыгея. Раскрыты характерные особенности, инструменты государственного регулирования аграрной сферы экономики Республики Адыгея. Особое внимание уделено специфике целевых и ведомственных программ государственной поддержки АПК Республики Адыгея, организационно-методическим проблемам их разработки и реализации.
Ключевые слова: государственное регулирование, аграрная политика, аграрная сфера экономики, методы и инструменты, программно-целевые инструменты, малые формы агробизнеса, стратегические приоритеты развития, экономика проблемного региона, Республика Адыгея.
Mokrushin Alexander Alexandrovich, Doctor of Economics, Professor of Economy and Management Department of Adygh State University; e-mail: [email protected].
REGIONAL ASPECTS OF STATE REGULATION OF THE AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY OF THE REPUBLIC OF ADYGEA
(reviewed)
The article reveals the problems of state regulation and support of the agrarian sector of economy of the Republic of Adygea. The characteristic features, tools of state regulation of agrarian sphere of economy of the Republic of Adygea are revealed. Special attention is paid to the specifics of target and departmental programs of state support of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea, organizational and methodological problems of their development and implementation.
Keywords: state regulation, agrarian policy, agrarian sector of economy, methods and tools, program and target tools, small forms of agribusiness, strategic development priorities, economy of the problem region, the Republic of Adygea.
Современный этап развития агропромышленного комплекса России характеризуется наличием системных проблем, решение которых нуждается в активном государственном участии. Ограниченные возможности рыночных механизмов в обеспечении сбалансированности воспроизводственных процессов на макро-, мезо-уровнях, целевом развитии приоритетных секторов АПК, развитии производственной и социальной инфраструктуры АПК и в частности его базового сектора - аграрного, обусловливают необходимость активного государственного регулирования и поддержки, реализации грамотной аграрной, структурной политики.
Государственное воздействие на аграрную сферу экономики региона эффективно,
если базируется на следующих ключевых принципах:
- сельхозпроизводители осуществляют производственно-хозяйственную деятельность на принципах самофинансирования, а конкретные меры по их господдержке и регулированию являются лишь дополнительными;
- рыночные методы и инструменты, используемые дифференцированно на основе программно-целевого подхода, должны стимулировать товаропроизводителей к интенсификации производства и повышению его эффективности [1, 2].
Государственное экономическое регулирование АПК осуществляется как на уровне макроэкономики и мезоэкономики с использованием денежно-кредитных, бюджетно-налоговых и других методов, так и на микроуровне при регулировании внутиэкономических отношений предприятий. Основными экономическими методами госрегулирования АПК являются ценовые, кредитно-денежные, бюджетно-налоговые, антимонопольные и антикризисные, методы регулирования внутриэкономических отношений предприятий, внешнеэкономической деятельности [3].
Среди стимулирующих инструментов госрегулирования АПК следует особо отметить финансово-бюджетные и финансово-кредитные инструменты, предусматривающие предоставление товаропроизводителям денежных или иных ресурсов на безвозмездной основе (бюджетные субсидии) либо на льготной возвратной основе (лизинг, льготное кредитование). Развитие системы сельскохозяйственного кредитования, сети потребительских кооперативов, лизинговых организаций представляет собой действенный способ обеспечения хозяйствующих субъектов АПК доступными средствами производства.
Ключевыми стимулирующими ценовыми инструментами госрегулирования АПК выступают государственные закупки, способствующие росту предложения сельхозпродукции путем стимулирования спроса. Стимулирующими инструментами налоговой политики выступают налоговые льготы (в т.ч. амортизационная премия, льготы для субъектов II сферы АПК) и специальные режимы налогообложения [4].
Бюджетные субсидии исторически являлись основным способом господдержки аграрного сектора экономики России на макро-, мезо-уровнях. Вместе с тем, прямые субсидии агробизнеса в России ограничены требованиями ВТО, правила которой подразделяют инструменты финансовой поддержки на три группы (инструменты «зеленой корзины», «желтой корзины», «голубой корзины»). При этом целевые, ведомственные программы выступают одним из ключевых инструментов господдержки регионов, позволяющих комплексно решать вопросы социально-экономического развития субъектов РФ.
Характерными особенностями АПК Республики Адыгея, детерминирующими приоритеты господдержки и регулирования, являются:
- доминирование малых форм агробизнеса, характеризующихся мелкотоварным производством экстенсивного типа на фоне малоземелья и дефицита инвестиций;
- дефицит кооперативных образований на фоне низкого уровня господдержки кооперативного движения на селе;
- отсутствие вертикально-интегрированных структур, образующих полный производственно-технологический цикл; отсутствие эффективного межрегионального интеграционного сотрудничества в агропромышленном производстве;
- структурный дисбаланс в территориально-производственных подкомплексах,
диспропорции в уровне экономического развития районов республики;
- низкий уровень развития инфраструктуры продовольственного рынка, отсутствие сети заготовительных организаций;
- отсутствие практики государственно-частного партнерства в АПК региона.
Вместе с тем, в целях обеспечения трудозанятости сельского населения
стратегическим приоритетом аграрной политики Республики Адыгея остается государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в АПК.
Программно-целевой метод регулирования АПК Республики Адыгея реализуется посредством следующих программ:
- госпрограмма Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы;
- федеральная целевая программа (ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»;
- ведомственная целевая программа (ВЦП) «Поддержка начинающих фермеров в Республике Адыгея на 2015-2017 годы»;
- ВЦП «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Адыгея на 2015-2017 годы»; ВЦП «Развитие мясного скотоводства в Республике Адыгея на 2016-2020 годы»;
- ВЦП «Перепрофилирование личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств, занимающихся содержанием и разведением свиней в Республике Адыгея, на альтернативные свиноводству направления животноводства на 2016-2020 годы».
Структура источников финансирования госпрограммы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы в 2014-2016 гг. схематично представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура источников финансирования государственной программы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы (в 2014-2016 гг.), млн. руб.
Примечательно сокращение размера финансовой поддержки аграрной сферы Республики Адыгея в 2014-2016 гг. (на 24,3 %), основную долю которой составляют средства федерального бюджета (60-70 %). Примечательно значительное расхождение планируемой суммы внебюджетного финансирования аграрной сферы Республики Адыгея с ее фактическим значением в 2014-2015 гг.
Реализация мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года в Республике Адыгея» вышеуказанной госпрограммы способствовала развитию системы газо-, водоснабжения, строительству дорог, ФАПов, жилья в сельской местности (рис. 2). В результате реализации вышеуказанной ФЦП в 2013-2016 гг. уровень газификации муниципальных образований Республики Адыгея вырос с 67,6% до 73,5% (в т.ч. в МО «Майкопский район» - с 43,6% до 49,9%; в МО «Тахтамукайский район» - с 88,9% до 97,8%; в МО «Шовгеновский район» - с 67,6% до 73,1%; в МО «Красногвардейский район» - с 69,7% до 74,4%).
Максимальный объем финансирования мероприятий по газификации сельской местности в Республике Адыгея в 2014-2017 гг. пришелся на Майкопский район (125,7 млн. руб.), Кошехабльский район (25,3 млн. руб.).
Реализация ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» в Республике Адыгея в 2003-2013 гг. способствовала вводу в действие распределительных газовых сетей (274,1 км), локальных водопроводов (206,9 км), автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (18,2 км), а также общеобразовательных организаций (2 ед.), фельдшерско-акушерских пунктов (22 ед.) и т.п. При этом в структуре финансирования данной целевой программы основную долю составляли средства федерального бюджета (43,4%), средства республиканского бюджета (30,7%), а также внебюджетные финансовые источники (16,4%).
Рис. 2. Реализация мероприятий ФЦП «Устойчивоеразвитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года» в Республике Адыгея в 2014-2017 гг.
Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 гг. направлена на создание условий развития начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х), семейных животноводческих ферм в форме
К(Ф)Х, увеличения площади земельных участков региональных К(Ф)Х, снижение стоимости кредитных ресурсов для малых форм агробизнеса.
В рамках реализации целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Республике Адыгея на 2015-2017 годы» предоставлены гранты начинающим фермерам для развития производственно-хозяйственной деятельности К(Ф)Х (в т.ч. 35 грантов в размере 51,83 млн. руб. в 2016 г.).
В рамках реализации целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х Республики Адыгея на 2015-2017 годы» предоставлены гранты на развитие производственно-хозяйственной деятельности семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х (в т.ч. 7 грантов в размере 45,11 млн. руб. в 2016 г.).
Реализация ВЦП «Развитие мясного скотоводства в Республике Адыгея на 20162020 годы» предусматривает предоставление хозяйствам субсидий на возмещение части затрат на приобретение молодняка крупного рогатого скота мясного направления. Реализация указанных ведомственных программ направлено на создание условий для развития производственно-хозяйственной деятельности начинающих К(Ф)Х Республики Адыгея (в т.ч. семейных животноводческих ферм).
Полиаспектный анализ целевых программ господдержки АПК Республики Адыгея позволил выявить целый ряд организационно-методических проблем в их реализации:
- недостаточный уровень интеграции государственных программ непосредственно в бюджетный процесс региона;
- нечеткое разделение сфер реализации государственных программ региона;
- ограниченное количество и качество показателей государственных программ развития АПК Республики Адыгея;
- недостатки в системе отчетности по государственным целевым программам;
- несоблюдение требований к содержанию государственных программ;
- низкий уровень финансирования целевых программ господдержки сельского хозяйства Республики Адыгея, в особенности малых форм агробизнеса;
- дефицит в республике опыта разработки целевых программ господдержки отраслей, сфер региональной экономики;
- пробелы в нормативно-правовой базе, регламентирующей процесс государственного программирования социально-экономического развития АПК Республики Адыгея.
Кредитная государственная поддержка малых форм агробизнеса в Республике Адыгея осуществляется путем предоставления микрозаймов в рамках следующих госпрограмм:
- программа «Агро-бизнес» (заемщикам-сельхозпроизводителям, срок хозяйственной деятельности которых превышает 1 год; микрозайм в размере 3 млн. руб. на 1 год под 10% годовых);
- программа «Фермер» (заемщикам, участвующим в программах Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея; микрозайм в размере 650 тыс. руб. на 3 года под 10% годовых);
- программа «Бизнес-инвест» (заемщикам на приобретение основных средств; микрозайм в размере 3 млн. руб. на 3 года под 10% годовых).
Действующие договора микрозайма предусматривает реструктуризацию задолженности, отсрочку платежа по основному долгу посредством заключения
дополнительного соглашения с соответствующей корректировкой графика погашения займа.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея осуществляется путем предоставления в аренду производственных, офисных помещений по льготной цене на базе республиканского бизнес-инкубатора. К конкурсу на получение имущественной господдержки допускаются юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, срок хозяйственной деятельности не превышает 3 лет. В рамках программы «Развитие экономики» на 2014-2018 гг. в регионе реализуется проект создания агробизнес-инкубатора, предусматривающий строительство тепличного хозяйства, цеха консервации плодоовощных культур, цеха переработки молочного сырья, молочно-товарной фермы, а также централизованного склада-холодильника.
Специфика государственного регулирования и поддержки аграрного сектора Республики Адыгея обусловлена следующими обстоятельствами:
- ограниченный набор инструментов госрегулирования на мезоуровне; ограниченные финансовые возможности господдержки аграриев региона;
- низкий уровень институционально-хозяйственной среды, информационной инфраструктуры АПК региона;
- недооценка роли интегрированных формирований (в т.ч. вертикально-интегрированных корпораций) в стратегическом развитии АПК Республики Адыгея.
Таким образом, развитие системы госрегулирования АПК Республики Адыгея должны соответствовать, прежде всего, следующим стратегическим приоритетам региона:
- увеличение производства экологичной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости за счет ориентации на производстве высокомаржинальной сельхозпродукции, повышения степени переработки сельскохозяйственного сырья; развитие системы продвижения региональных брендов продовольственной продукции;
- реализация инфраструктурных проектов в АПК региона на основе механизмов государственно-частного партнерства; государственная поддержка развитию инженерной, дорожной, жилищной инфраструктуры на селе; развитие культуры земледелия в регионе, интенсификация растениеводства и животноводства;
- структурная модернизация АПК региона за счет создания агропромышленного кластера (субкластеров); развитие процессов сельскохозяйственной кооперации и интеграции К(Ф)Х, ЛПХ республики; создание и развитие вертикально-интегриро-ванных формирований в молочнопродуктовом, плодоовощном подкомплексах.
Литература:
1. Боев В.Р. Совершенствование рыночных отношений и повышение эффективности АПК России // АПК: экономика, управление. 1994. №1. С. 38-45.
2. Киселев С.Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. Москва: Ин-т экономики РАН, 1994. 179 с.
3. Нечаев В.И., Бершицкий Ю.И., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства: монография. Санкт-Петербург: Лань, 2009. 336с.
4. Ашинова М.К., Карамушко Г.В. Государственная поддержка АПК Республики Адыгея // Новые технологии. 2016. Вып. 1. С. 58-63.
Literature:
1. Boyev V.R. Improvement of market relations and increase of efficiency of the AIC in Russia // AIC: Economics, management. 1994. No. 1. P. 38-45.
2. Kiselev S.G. State regulation of agriculture under the conditions of transition economy. Moscow: Institute of Economics, RAS, 1994. 179p.
3. Nechaev V.I., Bershitsky Y.I., Reznichenko S.M. Regional aspects of state regulation of agricultural production: a monograph. SPb.: LAN, 2009. 336p.
4. Ashinova M.K., Karamushko G.V. State support of the AIC of the Republic of Adygea // New technology. 2016. No. 1. P. 58-63.