УДК 338.436.33(470.621) ББК 65.32(2Рос.Ады) М 74
А.А. Мокрушин,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК
РЕГИОНА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье раскрываются организационно-экономические аспекты программно-целевого регулирования АПК проблемного региона России. Раскрыты содержание и специфика целевых, ведомственных программ государственной поддержки АПК Республики Адыгея в условиях реализации политики импорто-замещения и развития в регионе экспортоориентированных производств. Особое внимание уделено составу мероприятий государственной программы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», оценке достижению плановых значений сводных показателей программы. Выделены основные проблемы программно-целевого регулирования развития АПК Республики Адыгея, снижающие уровень его эффективности, стратегической направленности. Раскрыты ключевые направления, организационно-экономические мероприятия по совершенствованию системы программно-целевого регулирования АПК Республики Адыгея.
Ключевые слова: программно-целевое регулирование, государственная поддержка, агропромышленный комплекс, целевые программы, проблемы, Республика Адыгея, малые формы хозяйствования, стратегия социально-экономического развития.
A.A. Mokrushin,
Doctor of Economics, Professor, Professor of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]
PROBLEMS OF IMPROVING THE PROGRAM AND TARGET REGULATION OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION
Abstract. The article reveals the organizational and economic aspects of the program-targeted regulation of the agro-industrial complex of the problem region of Russia. The contents and specifics of targeted, departmental programs of state support for the agro-industrial complex of the Republic of Adygea are revealed in the context of the implementation of the policy of import substitution and the development of export-oriented industries in the region. Particular attention is paid to the composition of the state program of the Republic of Adygea "Development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food
markets for 2013-2020", the assessment of the achievement of the planned values of the summary indicators of the program. The main problems of program-targeted regulation of the development of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea are identified, which reduce the level of its effectiveness and strategic orientation. Key directions, organizational and economic measures to improve the system of program-targeted regulation of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea are disclosed.
Keywords: program-target regulation, state support, agro-industrial complex, target programs, problems, Republic of Adygea, small business forms, social and economic development strategy.
В современных условиях одним из ключевых инструментов реализации аграрной политики являются государственные программы, позволяющие целенаправленно и комплексно решать проблемы развития регионального агропромышленного комплекса (АПК). Программно-целевая государственная поддержка играет важную роль в формировании эффективного и конкурентоспособного АПК мезоуровня.
Необходимость программно-целевого регулирования АПК России обусловлена, с одной стороны, значительным вкладом комплекса в обеспечение продовольственной безопасности и реализации политики импортозамещения, создания экспортоориентированных производств, а с другой - дефицитом ресурсов развития и технологической отсталостью, высокими производственными издержками и убыточностью отдельных отраслей, секторов АПК мезоуровня. Разработка и реализация государственных и муниципальных программ в АПК являются эффективным способом (методом) решения ключевых проблем его развития, предусматривающим концентрацию ресурсов, целевую ориентацию используемых средств, а также согласованность действий органов исполнительной власти.
В условиях реализации политики импортозамещения, сокращения бюджетных возможностей, при структурных изменениях в экономике России механизмы и инструменты госрегулирования территориального АПК нуждаются в совершенствовании, в корректировке пропорций
распределения средств господдержки. При этом необходима адаптация целевых программ применительно к особенностям территориального АПК, отраслевой специфике и направлениям стратегического развития региона. Данные обстоятельства актуализируют проблему совершенствования программно-целевого регулирования АПК регионов современной России.
Эффективный рост территориального АПК напрямую зависит от уровня эффективности разработки, реализации политики его государственного регулирования, учитывающей соответствующие территориально-отраслевые особенности. В структуре организационно-экономического механизма государственного регулирования хозяйственных процессов в АПК государственное программирование занимает особое место, поскольку представляет собой комплексную форму регулирования: в процессе реализации программы могут использоваться и сочетаться различные формы, методы и инструменты [1, 2].
Программно-целевой подход государственного регулирования территориального АПК предусматривает использование следующих трех инструментов: государственная целевая программа (федеральная, субъекта РФ), ведомственная целевая программа, муниципальная программа. Переход системы госрегулирования экономики РФ на программно-ориентированный бюджет повышает значимость муниципальных программ развития.
Эффективное развитие аграрного сектора экономики региона предусматривает реализацию следующих принципов госрегулирования:
- базирование производственно-хозяйственной деятельности сельхозпроизводителей на принципах самофинансирования, а меры господдержки служат только дополнением;
- приоритеты целевых программ господдержки АПК, дифференцированные в зависимости от рыночной конъюнктуры, должны стимулировать сельхозпроизводителей наращивать производство и повышать его эффективность.
На территории Республики Адыгея реализуется государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 20132020 гг. (далее - Программа).
Основными задачами Программы являются:
- стимулирование инновационного развития сельского хозяйства;
- увеличение производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
- активизация инвестиционной деятельности в АПК региона;
- улучшение благосостояния, условий жизни сельского населения;
- повышение продуктивности и обеспечение устойчивости сельхоз-производства на мезоуровне.
Общий объем финансирования, направленный на реализацию мероприятий Программы в 2018 г., составил 697,41 млн руб., в 2017 г. -467,8 млн руб. (в т.ч. из федерального бюджета - 358,2 млн руб.). Государственная программа включает в себя 58 целевых показателей (индикаторов) эффективности на 2018 год. Целью реализации Программы является обеспечение продовольственной безопасности региона, а также устойчивого развития сельских территорий.
В рамках республиканской государственной программы
осуществляется реализация
5 подпрограмм:
- подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса», направленная на повышение конкурентоспособности продукции АПК на внутренних и внешних рынках, снижение зависимости продовольственного рынка от поставок импортной продукции;
- подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2021 года в Республике Адыгея», направленная на создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
- подпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе», направленная на обеспечение инвестиционной привлекательности АПК;
- подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения», направленная на повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв путем проведения комплексной мелиорации земель сельхозназначения;
- подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2021 годы».
Вышеуказанные подпрограммы направлены на расширение производства и повышение конкурентоспособности продукции АПК, обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли, развитие мелиорации, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
В реализуемой подпрограмме «Развитие отраслей АПК» нашли отражение следующие приоритеты модернизации АПК Республики Адыгея:
- развитие садоводства и плодоводства в регионе (увеличены
объемы возмещения затрат на закладку и уход за многолетними плодово-ягодными насаждениями);
- развитие института фермерства как условие становления сельскохозяйственной кооперации (доля затрат на господдержку начинающих фермеров в структуре затрат подпрограммы возросла с 13,8% до 20,4%);
- развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х (доля затрат на господдержку ферм возросла с 2,2% до 12,5%);
- снижение рисков в растениеводстве республики путем внедрения практики субсидирования страховых затрат сельхозпроизводителей от градобоя.
В соответствии с подпрограммой «Развитие отраслей АПК» предусмотрена реализация следующих мероприятий господдержки АПК Республики Адыгея (рис. 1):
- возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями (М 1);
- господдержка доходности сельскохозяйственных производителей путем субсидирования затрат (М 2);
- господдержка начинающих фермеров (М 3);
- развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (М 4);
- снижение рисков в подотраслях растениеводства (М 5);
- возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства (М 6);
- возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие молочного скотоводства (М 7);
- возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие животноводства, переработку и реализацию продукции животноводства (М 8);
- развитие мясного скотоводства (М 9); развитие молочного скотоводства (М 10);
- стимулирование развития овцеводства, козоводства (М 11).
Среди новых направлений стратегического развития АПК Республики Адыгея, предусмотренных с 2018 г. Программой, отметим стимулирование развития овцеводства и козоводства. В соответствии с заключенным инвестиционным соглашением реализуется проект создания сельскохозяйственного
Рис. 1. Структура финансирования мероприятий подпрограммы «Развитие отраслей АПК» Республики Адыгея в 2017-2018 гг., %>
кластера в сфере молочного козоводства при непосредственном участии ООО «Агрохолдинг Мирный».
В результате реализации подпрограммы «Развитие отраслей АПК» в Республике Адыгея площадь закладки многолетних насаждений в 2018 г. увеличена до 189,1 га, выплачены субсидии на проведение уходных работ за виноградниками (М 1), просубсидировано 4,6 тыс. тонн реализованного молока, про-субсидировано 19 инвестиционных кредитных договоров, заключенных с хозяйствующими субъектами АПК; выданы гранты на поддержку 48 начинающих фермеров, на развитие 3 семейных животноводческих ферм (М 3, М 4); обеспечена защита 86,9 тыс. га посевов от градобития (М 5); выплачены субсидии на содержание 7115 голов овец и коз (М 11) и др.
Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года в Республике Адыгея» предусматривает проведение следующих организационно-экономических мероприятий (рис. 2):
- развитие инженерной и социальной инфраструктуры населенных пунктов сельской местности Республики Адыгея;
- развитие фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), общеобразовательных организаций, спортивных сооружений, культур-но-досуговых учреждений в сельских населенных пунктах;
- развитие водоснабжения и газификации, улучшение условий жизни населения в сельской местности и др.
В рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий в 2017 году введено 13,91 км распределительных газовых сетей, 25,84 км локальных водопроводов, построен 1 фельдшерско-акушерский пункт. Также осуществлялось строительство общеобразовательной средней школы на 100 ученических мест (2018 г.). Выданы свидетельства на улучшение жилищных условий в сельской местности 14 молодым семьям и молодым специалистам, которыми введено 1,36 тыс. кв. м жилья. Построено 0,314 км
Плановые мероприятия развития АПК в рамках государственной программы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»
на 2013-2020 годы
Эффективное использование пашни
Повышение плодородия почв
Закладка многолетних насаждений
Строительство плодохранилищ
Реализация проектов по увеличению поголовья мясного и молочного
КРС, овец, птицы Реализация проекта по наращиванию производства и переработки молока
Расширение площадей , теплиц
Реализация проектов по увеличению производства мяса
Сохранение и увеличение темпов роста производства основных видов пищевой продукции, в
том числе сыров, крупы, растительного
масла, сливочного масла, плодоовощных консервов
Увеличение объёмов переработки сырья,
производимого в Республике Адыгея
Грантовая поддержка начинающих фермеров
I Улучшение жилищных условий молодых семей I и молодых специалистов
Грантовая поддержка развития семейных животноводческих ферм
Газификация и водоснабжение
J
Реализация проекта по
развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации
;
Строительство ФАПов, общеобразовательных учреждений, спортивных сооружений, культурно-досуговых учреждений
Расширение сети сельских дорог
Рис. 2. Программные мероприятия по развитию АПК Республики Адыгея (в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы»)
автомобильных дорог в сельской местности.
Подпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» предусматривает реализацию следующих мероприятий:
- государственная поддержка инвестиционного кредитования в территориальном АПК (субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам);
- компенсация прямых затрат, связанных со строительством либо модернизацией промышленных объектов АПК.
Подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает реализацию следующих организационно-экономических мероприятий:
- возмещение части затрат, связанных с оплатой электроэнергии для насосных станций, используемых на нужды орошения и водоотведения;
- возмещение затрат, связанных с использованием мелиоративных систем общего и индивидуального пользования.
В результате реализации мероприятий Государственной программы по итогам 2018 г. объем производства продукции сельского хозяйства в действующих ценах по оперативным данным органов Росстата составил 21656,9 млн руб., что составляет 101,3% к уровню 2017 г. При этом на долю растениеводства приходится 12221,8 млн руб. (56,4%), объем продукции животноводства составляет 9435,1 млн руб. (43,6%).
Основными мерами господдержки сферы растениеводства, занимающей стратегически значимое место в структуре АПК Республики Адыгея, являются [3]:
- оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителей в области растениеводства (32 067 тыс. руб. - по данным 2019 г.);
- государственная поддержка элитного семеноводства (5000 руб.);
- государственная поддержка К(Ф)Х и сельскохозяйственных кооперативов (124 921 тыс. руб.);
- поддержка закладки и ухода за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями (85 820,5 тыс. руб.);
- компенсация прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК (2676,8 тыс. руб.);
- развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения (28 954,7 тыс. руб.);
- возмещение затрат на проведение химической мелиорации кислых почв (4253,3 тыс. руб.);
- агрохимическое обследование земель сельскохозяйственного назначения (100 тыс. руб.);
- профилактика массового размножения особо опасных вредителей сельскохозяйственных культур (700 тыс. руб.).
Ключевыми мерами по совершенствованию оказания несвязанной государственной поддержки сельхозпроизводителей Республики Адыгея с 2019 г. являются:
- предоставление субсидии при условии использования семян сельскохозяйственных культур сортов и гибридов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по конкретному региону доступа, а также при соответствии сортовых и посевных качеств ГОСТ Р 52325-2005;
- распределение 15% средств господдержки растениеводческих хозяйств исходя из интенсивности страхования посевных площадей (в целях стимулирования агрострахования);
- оказание несвязанной господдержки научным организациям, профессиональным образовательным учреждениям высшего образования, производящим сельхозпродукцию, первичную и последующую промышленную переработку в соответствии с перечнем, утвержденным в Федеральном законе от 29.12.206 № 264-ФЗ.
Для получения стабильно высоких урожаев вне зависимости от природно-климатических условий сельхозпроизводителям необходимо активнее заниматься мелиорированием земель. В целях оказания государственной поддержки сель-хозпроизводства реализуется подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения». В частности, в 2014-2018 гг. в республике введено в эксплуатацию более 2 тыс. га мелиорируемых земель, на что направлено 92 млн руб. бюджетных средств в виде субсидий на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем.
С 2019 г. в республике применяется новый вид государственной поддержки сельхозпроизводителей - возмещение части затрат на проведение химической мелиорации кислых почв (субсидии в размере 30% от понесенных затрат) при наличии проектно-сметной документации, разработанной ФГБУ «ЦАС «Адыгейский».
Одним из механизмов стимулирования развития малых форм хозяйствования (МФХ) является грантовая поддержка начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. Реализация данных мероприятий осуществляется с 2012 г.; за 2012-2018 гг. предоставлены гранты 238 крестьянским (фермерским) хозяйствам за счет федерального и регионального бюджетов в размере 500 млн руб., а объем выручки от реализации продукции, произведенной грантополучателя-ми, превысил 1 млрд руб.
В соответствии с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в Республике Адыгея реализуется федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». В рамках проекта предусмотрена грантовая поддержка К(Ф)
Х («Агростартап»), субсидирование сельскохозяйственных кооперативов и поддержка центров компетенций в данной сфере. Создание центров компетенций направлено на обеспечение комфортных условий для сельскохозяйственных предпринимателей, включая популяризацию лучших практик малых форм хозяйствования, оказание содействия в создании субъектов АПК, предоставление различных услуг в рамках одного окна. Центры компетенций позволят обеспечить эффективное развитие малых форм хозяйствования через механизмы управления и влияния на реализацию мер поддержки, осуществляемых за счет бюджетных средств. В 2019-2024 гг. на реализацию указанного федерального проекта в Республике Адыгея планируется выделить около 300 млн руб. и вовлечь в субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) не менее 340 человек.
Большая роль при реализации мероприятий государственной поддержки малых форм хозяйствования в Республике Адыгея отводится региональному отделению АККОР. Совместная работа Союза фермеров Адыгеи и регионального Центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров позволяет оказать содействие сельским предпринимателям при формировании ими необходимых документов, подготовке отчетности, а также консультировать по интересующим вопросам.
В целях повышения качества трудовых ресурсов в сельской местности, уровня жизни на селе, решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли на федеральном уровне разработана и реализуется совместно с регионами Государственная программа РФ «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020-2025 годы. Реализация данной программы направлена на сохранение доли сельского населения, увеличение
располагаемых ресурсов сельских домохозяйств, благоустройство жилья в сельской местности. Программа предусматривает реализацию ведомственных проектов и целевых программ по отдельным направлениям, обеспечивающим комплексное развитие сельских территорий. Отличительной особенностью новой госпрограммы является инициативный характер заявляемых проектов, что предполагает активное участие населения, предпринимательского сообщества, а также органов местного самоуправления в определении направлений реализации проектов.
Потребность Республики Адыгея на 2020 год в финансовых ресурсах за счет бюджетов всех уровней на реализацию мероприятий Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» составляет 711 млн руб. Средства планируется направить на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройство сельских территорий.
Реализация мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования и комплексному развитию сельских территорий позволит создать условия для стабилизации и последующего роста численности сельского населения, уменьшения миграционного оттока населения, повышения качества человеческого капитала, обеспечения АПК Республики Адыгея высококвалифицированной рабочей силой.
Следует особо отметить, что изменение перечня подпрограмм, с одной стороны, способствует корректировке приоритетов государственной поддержки отдельных видов хозяйственной деятельности в АПК региона, а с другой стороны, затрудняет задачу их сопоставления, сравнительной оценки эффективности реализации. В 2018 году в Государственную программу постановлениями Кабинета Министров Республики Адыгея внесены 3 изменения (от
18.04.2018 г. № 65, от 17.05.2018 г. № 81, от 05.07.2018 г. № 128). В 2017 году в Государственную программу вносились изменения 3 раза постановлениями Кабинета Министров региона (от 5.07.2017 г. № 100, от 20.11.2017 г. № 199, 28.12.2017 г. № 254). Первое изменение в Программе предусматривало включение двух новых подпрограмм: «Развитие отраслей агропромышленного комплекса», «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе». Второе и третье изменения в Программе касались уточнения размера бюджетного финансирования программных мероприятий (в т.ч. корректировки индикатора по созданию рабочих мест в К(Ф)Х).
По уровню выполнения целевых показателей (индикаторов) госпрограмма Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2021 годы в 2016-2018 гг. являлась высокоэффективной (табл. 1).
Вместе с тем выполнение целевых показателей госпрограммы не отражает решение ключевых проблем развития АПК Республики Адыгея, включая сохранение структурных диспропорций развития комплекса, низкий уровень развития сельскохозяйственной кооперации и вертикальной интеграции, инновационной инфраструктуры развития АПК региона.
Результаты анализа программно-целевой государственной поддержки АПК Республики Адыгея свидетельствуют о наличии организационно-методических проблем в разработке и реализации целевых программ [4]:
- недостаточный уровень интеграции государственных программ в бюджетный процесс региона;
- дефицит индикаторов оценки выполнения государственных целевых программ;
- несоблюдение требований к содержанию государственных
Таблица 1
Информация о выполнении целевых показателей (индикаторов) госпрограммы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2021 годы
Наименование индикатора Ед. изм. Значения индикаторов
2016 г. 2017 г. 2018 г.
план факт план факт план факт
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) % 102,1 96,4 91,4 98,1 100,7 97,2
Индекс производства продукции растениеводства % 101,8 108,7 90,9 92,7 100,3 96,9
Индекс производства продукции животноводства % 102,7 76,2 92,6 109,5 101,7 97,6
Индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) % 105,0 91,7 100,1 109,2 100,1 88,6
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства % 105,0 69,2 105,0 139,2 100,2 77,3
Рентабельность сельхозпредприятий (с учетом субсидирования) % 15,0 16,1 15,0 10,3 18,0 7,9
Среднемесячная зарплата сельскохозяйственных работников (номинальная, без учета МСП) тыс. руб. 20,62 27,5 21,74 25,73 27,96 30,84
Валовой сбор зерновых, зернобобовых культур тыс. тонн 489,5 699,6 550 614,2 564,4 553,5
Производство молока в хозяйствах всех категорий тыс. тонн 120,3 120,3 119,4 121,9 119,0 119,0
Валовой сбор овощей открытого грунта в СХП и К(Ф)Х тыс. тонн 1,1 1,14 1,17 1,94 1,2 2,13
программ Республики Адыгея; недостатки в формировании отчетности по государственным целевым программам;
- резкие колебания в динамике финансирования подпрограмм, направленных на господдержку отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности региона; трудности сопоставления, сравнительной оценки эффективности реализации подпрограмм при изменении их перечня, а также основных мероприятий;
- направленность организационной и финансовой поддержки сельхозпроизводителей без разделения мероприятий, нерегулярность использования отдельных ее форм, снижение уровня финансирования;
- изменение подходов и принципов субсидирования сельскохозяйственного производства на макроуровне, что не дает возможности разработать стратегию развития и обеспечить стабильную господдержку отдельных подотраслей АПК региона;
- отсутствие достаточного опыта программирования развития АПК региона; пробелы в нормативно-правовой базе программно-целевого планирования в регионе.
Кроме того, широкое распространение получили следующие проблемы программно-целевого регулирования АПК регионов России [5, 6]:
- недостижение плановых значений основных целевых индикаторов производства продукции отраслей АПК вследствие недостаточного
объема господдержки, высоких затрат и убыточности производства, а также неблагоприятных природно-климатических и эпизоотических факторов;
- невыполнение плановых объемов финансирования программных мероприятий господдержки отраслей АПК вследствие недостаточного выделения финансовых средств из федерального бюджета для субсидирования на условиях со-финансирования, отсутствия заявителей, соответствующих условиям субсидирования, а также несоблюдения заемщиком условий субсидирования.
Современная практика программно-целевого регулирования АПК Республики Адыгея характеризуется недостаточной системностью и стратегической ориентированностью, что препятствует эффективному использованию региональной администрацией конкурентного потенциала АПК региона. Мероприятия программно-целевой господдержки АПК республики не отражают современных тенденций экологизации и цифровизации аграрного производства на мезоу-ровне, перехода к инновационной модели развития территориального АПК, предполагающего снижение ресурсоемкости сельскохозяйственного производства. Также целевые показатели выполнения государственных, ведомственных программ не учитывают уровень обеспечения продовольственной безопасности, поддержания оптимальных пропорций межотраслевого обмена в АПК республики.
Стратегическими задачами развития АПК Республики Адыгея, реализация которых предусматривает программно-целевую государственную поддержку, являются [7, 8]:
- развитие интеграционных связей между сельхозпроизводителями региона, формирование кластерных структур;
- популяризация и развитие сельскохозяйственной кооперации
и интеграции среди малых форм хозяйствования;
- повышение культуры земледелия, интенсификация растениеводства и повышение технологичности животноводства;
- увеличение мощностей по хранению и первичной переработке сельхозпродукции;
- обеспечение координации и взаимодействия государственных органов в формировании имиджевой и маркетинговой политики;
- создание системы подготовки и повышения квалификации кадров.
Совершенствование системы программно-целевого госрегулирования АПК Республики Адыгея предусматривает реализацию следующих мероприятий:
- обеспечение тесной взаимосвязи индикаторов оценки, результатов целевых программ (подпрограмм) развития АПК региона, внедрение единой комплексной программы развития аграрного сектора Республики Адыгея, согласованной с другими отраслями экономики при одновременном изменении механизма финансирования отрасли;
- корректировка целевых показателей и результатов реализации мероприятий в целях предотвращения занижения плановых значений;
- своевременное внесение изменений в Программе при изменениях лимитов средств федерального бюджета в рамках софинансирования мероприятий;
- осуществление системного контроля за полным и целевым использованием средств;
- своевременное принятие актуальных нормативно-правовых актов, положений, регламентирующих алгоритм и условия предоставления программно-целевой господдержки новых, приоритетных направлений развития АПК Республики Адыгея;
- совершенствование финансового, налогового механизмов программно-целевого госрегулирования малых форм агробизнеса в регионе.
Действующая методика оценки реализации целевых программ развития АПК Республики Адыгея нуждается в дополнении за счет расширения и уточнения перечня индикаторов, включения уточняющих критериев для повышения эффективности использования бюджетных средств применительно к условиям импортозамещения и развития экспортоориентированных производств.
Перспективными направлениями развития господдержки К(Ф)Х и сельскохозяйственных кооперативов, имеющих стратегическое значение для АПК Республики Адыгея, являются:
- расширение практики предоставления субсидий на возмещение части затрат на проведение гидромелиоративных мероприятий, направленных на увеличение производства продукции растениеводства, планируемой на экспорт (в рамках регионального проекта «Экспорт продукции АПК в Республике Адыгея»);
- дальнейшее сохранение действующей системы выплат субсидий на развитие растениеводства, животноводства, дальнейшее оказание грантовой поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, а также реализация механизма льготного кредитования хозяйствующих субъектов АПК региона;
- расширение господдержки малых форм агробизнеса путем грантовой поддержки на развитие
К(Ф)Х и формирование неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, путем возмещения части затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) на приобретение сельскохозяйственных животных, оборудования для производства и переработки сельхозпродукции, мини-теплиц, посадочного материала многолетних насаждений, рыбопо-садочного материала, сельхозтехники, а также субсидии на возмещение части затрат СПоК на закупку сельхозпродукции у членов кооператива. Дополнительная грантовая поддержка сельхозкооперативов предусматривается в рамках республиканской целевой программы на условиях софинансирования.
Таким образом, государственные целевые программы являются одним из ключевых инструментов последовательной реализации аграрной политики. Эффективность программно-целевого регулирования АПК Республики Адыгея во многом зависит от степени соответствия программных мероприятий приоритетам, отраженным в Стратегии социально-экономического развития региона. Вместе с тем практика программно-целевого регулирования нуждается в спецификации применительно к особенностям отраслей АПК и приоритетным направлениям ее развития, в совершенствовании целевых показателей (индикаторов) оценки эффективности реализации.
Примечания:
1. Стратегия развития аграрной сферы экономики: проблемы и пути решения: коллективная монография / А.И. Алтухов [и др.]; под общ. ред. А.И. Трубилина. Краснодар: Просвещение-Юг, 2017. 703 с.
2. Кудряков В.Г., Артемова Е.И., Плотникова Е.В. Государственное регулирование региональной продовольственной безопасности в условиях санкционного режима // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 119. С. 524-538.
3. Социально-экономическое положение Республики Адыгея 2010-2018 г. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/publications/ pubAdg/official_publications/calendar.
4. Мокрушин А.А. Программно-целевые инструменты государственного регулирования АПК проблемного региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2017. Вып. 3 (205). С. 43-53.
5. Беспахотный Г.В. Механизм государственного финансирования инвестиционного развития сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 8. С. 2-6.
6. Altukhov A., Drokin V., Zhuravlev A. From the strategy of food independence to the strategy of raising the competitiveness of agroindustry // R-Economy. 2016. Vol. 2, No. 4. C. 469-479.
7. О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года: постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.12.2018 г. № 286. URL: http://docs.cntd.ru/document/550299565.
8. Об Инвестиционной стратегии Республики Адыгея до 2025 года: распоряжение Главы Республики Адыгея от 11.12.2014 года № 254-рг (с изм. на 02.08.2018). URL: http://docs.cntd.ru/document/423978443.
References:
1. The development strategy of the agricultural sector of the economy: problems and solutions: a collective monograph / A.I. Altukhov [et al.]; edited by A.I. Trubilin. Krasnodar: Enlightenment-South, 2017. 703 pp.
2. Kudryakov V.G., Artemova E.I., Plotnikova E.V. State regulation of regional food security in the context of the sanctions regime // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2016. No. 119. Pp. 524-538.
3. Socio-economic situation of the Republic of Adygea 2010-2018 URL: http:// krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/publications/pubAdg/ official_publications/calendar.
4. Mokrushin A.A. Program-targeted tools of state regulation of the agro-industrial complex of the problem region // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economy. 2017. No. 3 (205). Pp. 43-53.
5. Bespahotny G.V. The mechanism of state financing of investment development of agriculture // Economics of agricultural and processing enterprises. 2015. No. 8. Pp. 2-6.
6. Altukhov A., Drokin V., Zhuravlev A. From the strategy of food independence to the strategy of raising the competitiveness of agroindustry // R-Economy. 2016. Vol. 2, No. 4. Pp. 469-479.
7. On the Strategy for the socio-economic development of the Republic of Adygea until 2030: Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adygea dated December 26, 2018 No. 286. URL: http://docs.cntd.ru/document/550299565.
8. On the Investment Strategy of the Republic of Adygea until 2025: Decree of the Head of the Republic of Adygea dated December 11, 2014 No. 254-rg (as amended on August 2, 2018). URL: http://docs.cntd.ru/document/423978443.