УДК 338.436.33 ББК 65.32-18 М 74
A.А. Мокрушин,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]
B.В. Картамышев,
аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АПК ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье раскрываются вопросы обоснования стратегических приоритетов социально-экономического развития АПК проблемного региона. Выделены характерные особенности АПК Республики Адыгея, обусловливающие перспективы стратегического развития данного проблемного региона. Обоснованы приоритетные направления стратегического развития АПК Республики Адыгея, базирующиеся на его ключевых конкурентных преимуществах. Выделены перспективные инструменты господдержки и регулирования хозяйственных процессов в АПК проблемного региона.
Ключевые слова: стратегические приоритеты, инструменты, проблемный регион, агропромышленный комплекс (АПК), территориально-отраслевые особенности, Республика Адыгея, структурная модернизация, кластерная модель, целевые программы.
A.A. Mokrushin,
Doctor of Economics, Professor, Professor of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: mokrushin_alex@ inbox.ru
V.V. Kartamyshev,
Post-Graduate Student of Economy and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]
STRATEGIC PRIORITIES AND INSTRUMENTS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE PROBLEM REGION
Abstract. The article deals with the issues of substantiation of strategic priorities of socioeconomic development of agro-industrial complex of the problem region. The characteristic features of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea, which determine the prospects for the strategic development of this problem region, are highlighted. The priority directions of strategic development of agro-industrial complex of the Republic of Adygea based on its key competitive advantages are reasoned. Promising tools of state support and regulation of economic processes in the agro-industrial complex of the problem region are identified.
Keywords: strategic priorities, instruments; problem region, agro-industrial complex (AIC), territorial and sectoral features, Republic of Adygea, structural modernization, cluster model, target programs.
Современный этап развития отечественного АПК характеризуется нестабильностью рыночной среды, отсутствием сбалансированности развития структурных звеньев и ценовым диспаритетом, значительной территориальной дифференциацией по уровню развития воспроизводственных процессов и прочими системными проблемами, решение которых имеет стратегическое значение. В условиях неравномерного развития АПК регионов современной России, ужесточения межрегиональной конкуренции именно от разработки и реализации региональной стратегии зависит эффективность функционирования АПК. Стратегическое управление АПК мезоуровня направлено на оптимальное использование факторов производства, обеспечение продовольственной безопасности страны.
Стратегическое планирование развития АПК мезоуровня позволяет адаптировать экономику региона к действию внешних системных факторов, интегрировать региональные стратегии и национальную стратегию, способствуя консолидации ресурсов, управленческих инициатив на разных уровнях. Вместе с тем стратегические ориентиры развития АПК региона создают возможность совершенствования системы планирования на микроуровне управления хозяйствующими субъектами. Данные обстоятельства актуализируют научные исследования проблемы обоснования стратегических приоритетов, разработки стратегии развития АПК проблемных регионов.
Характерными чертами АПК проблемного региона, обусловливающими специфику госрегулирования воспроизводственных процессов, являются [1]:
- деформированная структура производства; многолетнее отсутствие решений по вопросам структурной организации агропродовольственных подкомплексов региона, эффективного государственного регулирования пропорций межотраслевого обмена, регулирования конкурентной среды рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия региона;
- распад традиционных межхозяйственных, межотраслевых связей в территориальном АПК;
- слабое развитие производственной инфраструктуры АПК региона;
- экстенсивный характер воспроизводства в отраслях сельского хозяйства, пищевой промышленности региона;
- отсутствие возможности формирования собственной финансово-экономической базы для стабильного социально-экономического развития региона в условиях значительного бюджетного дефицита и зависимости от федерального финансирования.
Вместе с тем ключевыми целями стратегического управления АПК региона в современных условиях являются [2, 3, 4]:
- обеспечение продовольственной, экологической и экономической безопасности; поддержание оптимальных пропорций внутри АПК, стимулирование его структурной, инновационной модернизации; обеспечения многоу-кладности экономики АПК;
- развитие производственной, социальной инфраструктуры села; развитие конкурентной среды агропродоволь-ственного рынка региона, институционально-хозяйственной среды межотраслевого обмена;
- трансформация системы управления воспроизводственными процессами в АПК региона за счет комбинирования рыночных и государственных механизмов, развития государственно-частного партнерства;
- переход к инновационной модели развития территориального АПК, предполагающее снижение ресурсоемкости сельскохозяйственного производства, повышения конкурентоспособности продукции;
- реализация современных организационных моделей межфирменного, межотраслевого сотрудничества хозяйствующих субъектов АПК региона;
- экологизация и цифровизация аграрного производства на мезоуровне.
Ключевым фактором, оказывающим наибольшее влияние на результативность федеральной региональной агропромышленной политики, является качество стратегического планирования регионального развития, которое можно оценить концептуальными документами, принятыми за последние годы. При этом серьезного внимания заслуживает «Концепция Стратегии
социально-экономического развития регионов РФ» как модель регионального развития, определяющая дальнейшие перспективы пространственного развития страны на период до 2020 года. Перспективы стратегического развития АПК проблемных регионов регламентируются стратегиями, стратегическими программами, планами территориального развития, базируются на ключевых конкурентных преимуществах, территориально-отраслевых особенностях АПК.
Специфика Республики Адыгея, относящейся к группе проблемных регионов Юга России, накладывает отпечаток и на систему стратегического управления аграрным сектором экономики. Агропромышленный комплекс является одной из ключевых точек стратегического роста Республики Адыгея. При этом наивысшим уровнем эффективности агропромышленного производства в регионе характеризуются организации
зернопродуктового, масложирового, молочнопродуктового, птицепродукто-вого подкомплексов.
Республика Адыгея обладает высоким природно-экономическим потенциалом для развития зернового производства, плодоовощеводства, молочного скотоводства. Структура валового производства основных видов сельхозпродукции представлена в табл. 1.
Структура производства сельскохозяйственной продукции категориями хозяйств Республики Адыгея характеризуется неоднородностью. В структуре валового сбора зерновых культур, подсолнечника основную долю формируют К(Ф)Х (50,1-61,5% и 58,0-69,4%, соответственно). В структуре производства овощей, молока доминирующие позиции занимают хозяйства населения (ЛПХ) (более 95% и 88%, соответственно). В структуре производства мяса (в убойном весе) лидирующие позиции занимают сельскохозяйственные
Таблица 1
Структура валового производства основных видов сельскохозяйственной продукции в Республике Адыгея по категориям хозяйств, %
Наименование продукции 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Зерно (в весе после доработки)
СХП 44,3 44,0 48,5 49,5 40,0 41,1 42,4 38,0
К(Ф)Х 52,8 54,9 50,6 50,1 59,3 58,4 56,9 61,5
ЛПХ 3,0 1,1 0,9 0,4 0,7 0,5 0,7 0,5
Семена подсолнечника
СХП 36,1 32,5 35,8 37,2 30,6 39,6 33,6 36,4
К(Ф)Х 58,0 67,2 64,1 62,8 69,4 60,4 66,3 63,6
ЛПХ 5,8 0,3 0,1 0,04 0,02 0,02 0,02 0,03
Овощи
СХП 1,9 2,3 2,4 2,7 2,5 2,3 2,9 4,2
К(Ф)Х 0,8 1,2 1,3 2,1 1,3 2,2 1,5 1,4
ЛПХ 97,3 96,4 96,3 95,1 96,2 95,5 95,6 94,5
Мясо (в убойном весе)
СХП 85,2 87,4 88,4 87,4 85,9 83,5 70,1 61,4
К(Ф)Х 2,0 3,2 2,5 2,7 4,3 5,6 8,8 10,8
ЛПХ 12,8 9,4 9,1 9,9 9,9 11,0 21,1 27,8
Молоко
СХП 6,3 5,5 5,2 4,8 4,6 4,7 4,4 4,9
К(Ф)Х 5,4 5,9 6,8 6,7 6,7 7,1 7,5 7,7
ЛПХ 88,3 88,6 88,0 88,5 88,8 88,3 88,1 87,4
предприятия (61,4-88,4%). Характерной чертой структурной организации сельского хозяйства Республики Адыгея остается доминирование малых форм агробизнеса, отличающихся экстенсивным типом производства, ограниченным ресурсным потенциалом, выполняющих функцию самозанятости сельского населения и значительно уступающих крупнотоварному производству по показателям производительности.
Высокий уровень концентрации производства зерновых, зернобобовых культур в Республике Адыгея во многом связан с качественными характеристиками земельных ресурсов, а также факторами интенсификации сельскохозяйственного производства (размер вносимых удобрений, используемые технологии обработки земли, культивируемые сорта зерновых культур). Вместе с тем отмечается положительная тенденция роста урожайности зерновых культур в хозяйствах Республики Адыгея.
В качестве основы выбора приоритетов развития регионального АПК может выступать факторная модель; основными факторами здесь выступают:
- временной фактор: стратегические задачи, оперативные задачи;
- отраслевой фактор: сложившаяся структура отраслей, «точки роста»;
- финансовый фактор: собственные финансовые ресурсы, кредитные ресурсы, бюджетные ресурсы;
- политический фактор: аграрная политика государства, политика предприятия, внутрирегиональные проблемы развития АПК;
- технологический фактор: использование отечественных технологий, адаптация импортных технологий.
Факторная модель принимает во внимание различные аспекты функционирования региона, что дает возможность применения системного подхода к проблеме выбора стратегических приоритетов развития АПК региона. Анализ тенденций и состояния развития АПК Республики Адыгея показывает необходимость использования «точек роста», в первую очередь, для стимулирования процессов сельскохозяйственной кооперации для развития ресурсной базы, процессов
вертикальной интеграции для формирования устойчивых производственно-технологических цепей.
Главным фактором для определения стратегических приоритетов внутри АПК Республики Адыгея являются региональные особенности, обусловленные природно-климатическими условиями, динамикой производства продукции, кадровым потенциалом, а также своим вкладом в решение функциональных задач региона.
Характерными особенностями АПК Республики Адыгея, обусловливающими перспективы стратегического развития, являются:
- большое значение К(Ф)Х в процессах выпуска сельскохозяйственной продукции региона; доминирование мелкотоварного производства на фоне сокращения доли крупнотоварных сельхозпредприятий; сохранение мел-коконтурности земельных наделов К(Ф)Х региона, ограничивающее возможность оптимизации структуры посевных площадей, использования научно обоснованного севооборота, оптимальных адаптивно-ландшафтных технологий земледелия;
- ориентация ведущих предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности республики на более емкие внерегиональные рынки;
- отсутствие эффективных форм кооперации малых форм агробизнеса, интеграции с перерабатывающими структурами; отсутствие действенного государственного стимулирования процессов потребкооперации, вертикальной интеграции в АПК проблемного региона;
- низкий уровень развития конкурентной среды локальных агропродо-вольственных рынков;
- низкий уровень государственного субсидирования малых форм агробизнеса на фоне высокой энергоемкости производства и дефицита залогового обеспечения; отсутствие практики государственно-частного партнерства в АПК региона;
- низкий уровень развития агро-маркетинга хозяйствующих субъектов АПК Республики Адыгея, отсутствие территориального бренда пищевой продукции;
- высокий ценовой диспаритет на фоне структурных диспропорций
развития отраслей АПК региона. В частности, отмечается отсутствие крупнотоварного молочного животноводства в регионе, обусловливающее крайне низкий уровень ресурсообеспеченности региональной молочной промышленности молочным сырьем, значительный дефицит молочного сырья, обусловливающий недостаточную загрузку производственных мощностей молзаводов региона. Вместе с тем в регионе отмечается дефицит элеваторных, мукомольных мощностей, что предопределяет вывоз зерновых культур в другие регионы.
Стратегическое развитие АПК бюд-жетно-дефицитного региона связано как с возможностями реализации конкурентных преимуществ, так и с уровнем программно-целевой господдержки воспроизводственных процессов. Стратегические приоритеты развития АПК Республики Адыгея регламентируются базовым документом - Стратегией социально-экономического развития и реализуются в соответствии с Законом Республики Адыгея «О стратегическом планировании в Республике Адыгея» от 06.05.2015 г. № 455.
На территории Республики Адыгея реализуется государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 гг., включающая пять подпрограмм:
- подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса»;
- подпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» (в т.ч. субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в АПК);
- подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения»;
- подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 гг. и на период до 2020 года в Республике Адыгея» (в т.ч. комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры; субсидии на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов,
проживающих и работающих в сельской местности);
- подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы».
В структуре финансирования мероприятий господдержки АПК в рамках подпрограммы «Развитие отраслей АПК» ведущее место занимают следующие организационно-экономические мероприятия (рис. 1):
- субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями (М 5);
- грантовая поддержка начинающих фермеров (М 15);
- субсидии на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям в области растениеводства (М 1);
- субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства (М 11);
- субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие молочного скотоводства (М 10);
- субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие животноводства (М 9);
- субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам, взятым малыми формами хозяйствования (М 14);
- субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (М 2);
- противоградовые мероприятия (М 12);
- субсидии на поддержку племенного животноводства (М 4);
- субсидии на развитие элитного семеноводства (М 3);
- участие сельскохозяйственных предприятий в выставочных форумах, проведение смотров-конкурсов (М 17).
Проведенные исследования выявили тесную статистически значимую зависимость между уровнем государственного субсидирования сельскохозяйственного производства и приростом продукции. Госсубсидии как основной инструмент государственной поддержки аграрного сектора экономики региона оказывают определяющее воздействие на результативность АПК
I М5 I М15 М1 I МП I MIO М9 I М14 I М2 М12 I М4
мз
М17 Прочие
Рис. 1. Структура финансирования мероприятий целевой подпрограммы «Развитие отраслей АПК» Республики Адыгея в 2016-2017 гг., %о
Республики Адыгея. Результаты анализа выполнения целевых показателей данной госпрограммы в 2015-2017 гг. свидетельствуют об отсутствии корреляции уровня выполнения плановых индикаторов и размера финансирования мероприятий. Снижение эффективности реализации ФЦП связано как с изменением конъюнктуры финансового, агропродовольственного рынков, так и с системными проблемами государственного программирования развития АПК региона.
Оценка результатов программно -целевой господдержки АПК Республики Адыгея свидетельствует о наличии целого ряда организационно-методических проблем в разработке и реализации ведомственных целевых программ, включая следующие:
- недостаточный уровень интеграции государственных программ в бюджетный процесс республики; нечеткое разделение сфер реализации госпрограмм региона;
- ограниченное количество и качество индикаторов госпрограмм; недостатки в системе отчетности по государственным целевым программам;
- несоблюдение требований к содержанию госпрограмм республики;
недостатки в системе отчетности по государственным целевым программам;
- дефицит в регионе достаточного опыта программно-целевого планирования АПК; несовершенство нормативно-правовой базы программирования экономического развития АПК региона.
В данном контексте основными направлениями развития системы государственного программирования развития АПК данного проблемного региона являются: повышение требований к содержанию госпрограмм; повышение уровня научной обоснованности индикаторов оценки реализации соответствующих программ; более четкое разделение сфер реализации государственных программ республики; больший уровень интеграции государственных программ [5, 6, 7].
В целях определения стратегических приоритетов развития АПК Республики Адыгея проведен SWOT-анализ конкурентных позиций, недостатков, возможностей и ограничений стратегического развития АПК (рис. 2).
Стратегические направления развития АПК проблемного региона должны соответствовать приоритетам социально-экономического развития
Рис. 2. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз стратегического развития
АПК Республики Адыгея
Сильные стороны
51 - благоприятный природно-климатический потенциал; высокий бонитет почв;
52 - сложившаяся практика государственной поддержки малых форм агробизнеса республики (в рамках ЦП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы»;
53 - приоритетный характер молочнопродук-тового, зернопродуктового, плодоовощного подкомплексов АПК в стратегическом развитии региона;
54 - высокая урожайность зерновых, технических культур (в т.ч. подсолнечника) в Республике Адыгея.
Возможности ДО)
01 - возможность развития интеграционных связей с предприятиями АПК Краснодарского края;
02 - реализация конкурентных преимуществ зернового производства, овощеводства, садоводства в Республике Адыгея;
03 - действующий режим контрсанкций в отношении импорта сельскохозяйственного сырья, продовольствия из стран ЕС; реализация государственной политики импортозамеще-ния на рынках сельхозпродукции, продовольствия;
04 - активная деятельность администрации республики по привлечению инорегиональных инвесторов;
05 - возможность структурной реорганизации АПК, переориентация на садоводство, овощеводство.
Слабые стороны (W)
W1 - значительные диспропорции в уровне развития отраслей АПК Республики Адыгея; межотраслевой диспаритет цен в АПК; W2 - дефицит крупных корпоративных инвесторов в АПК Республики Адыгея, вертикально-интегрированных агрохолдингов, агрофирм;
W3 - доминирование малых форм агробизнеса во многих сферах сельского хозяйства региона; экстенсивный характер молочного скотоводства, имеющего стратегическое значение для региона;
W4 - низкий уровень развития кооперативного движения в республике;
W5 - низкий уровень инвестиционной привлекательности АПК региона на фоне значительного дефицита государственных дотаций агробизнеса;
W6 - низкий уровень развития институционально-хозяйственной среды межотраслевого обмена в АПК Республики Адыгея; W7 - дисбаланс в уровне межрегионального товарооборота агропродовольственной продукцией.
Угрозы (ограничения) (Т)
Т1 - сокращение объема федерального субсидирования, инвестиций в сельское хозяйство Республики Адыгея;
Т2 - рост стоимости кредитных ресурсов, налоговых ставок;
Т3 - угроза отмены контрсанкций и ограничений импорта плодоовощных культур из стран ЕС, Турции;
Т4 - риск рецессии российской экономики в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка углеводородного сырья и действия секторальных санкций ЕС;
Т5 - риск оттока значительной части квалифицированных трудовых ресурсов из Республики Адыгея.
АПК России, среди которых следует выделить:
- совершенствование бюджетной поддержки;
- обеспечение научно-технологического развития сельского хозяйства (в т.ч. формирование современных институтов инновационного развития АПК; увеличение бюджетной поддержки аграрной науки);
- реализация эффективной структурной политики (в т.ч. совершенствование отраслевой структуры; оптимизация размещения сельского хозяйства и
перерабатывающей промышленности; развитие малого предпринимательства в АПК);
- стимулирование сельскохозяйственной кооперации;
- реализация действенной земельной политики в сельском хозяйстве;
- повышение качества сельхозпродукции и продовольствия; развитие органического сельского хозяйства и информационно-коммуникационных технологий в АПК;
- обеспечение комплексного развития сельских территорий РФ [8].
Вместе с тем основными ограничениями стратегического развития воспроизводственных процессов в АПК Республики Адыгея являются:
- экстенсивный тип расширенного производства в аграрном секторе АПК региона;
- значительная конкуренция со стороны развитых регионов Юга России за корпоративный капитал, квалифицированный персонал, рынки сбыта сельхозпродукции;
- низкий уровень развития конкурентной среды внутрирегионального рынка агропродовольственной продукции;
- деградация, разрушение межотраслевых связей сельхозпроизводителей и перерабатывающих структур АПК региона;
- структурные диспропорции в уровне развития звеньев производственно-технологической цепи в ведущих подкомплексах АПК региона;
- дефицит предприятий среднего бизнеса и сохранение неэквивалентности межотраслевого обмена в АПК региона.
На основе проведенного SWOT-анализа воспроизводственных процессов в АПК Республики Адыгея выделены приоритетные направления стратегического развития АПК, базирующиеся на ключевых конкурентных преимуществах:
- диверсификация структуры АПК региона (в т.ч. за счет развития производства высокомаржинальной сельскохозяйственной продукции, развития экологически чистого производства);
- структурная модернизация сфер растениеводства и животноводства: развитие интенсивного садоводства, производства зерновых и зернобобовых культур, точечное развитие сельскохозяйственного производства риса; увеличение мощностей по хранению, первичной переработке сельскохозяйственных культур (включая торгово-логистические центры на основе ГЧП);
- развитие крупнотоварного молочного скотоводства как системообразующей подотрасли сельского хозяйства Республики Адыгея; развитие перспективных направлений животноводства в малых формах агробизнеса в качестве альтернативы свиноводству;
- реализация кластерной модели структурной модернизации АПК проблемного региона: создание агропромышленного кластера, включающего в себя агропищевой, мясо-молочный субкластеры;
- развитие структур управления территориальным АПК за счет создания Проектного офиса по развитию АПК региона, развитие региональных институтов, ассоциаций, объединяющих представителей власти, бизнеса, науки и образования;
- развитие процессов сельскохозяйственной кооперации, вертикальной интеграции в АПК Республики Адыгея;
- формирование и реализация единой имиджевой политики, развитие системы территориального агромар-кетинга, что предусматривает господдержку формирования и продвижения территориальных брендов на емкие российские и зарубежные агропродо-вольственные рынки (территориальный брендинг агропродовольственной продукции);
- развитие системы научно-технического обеспечения сельскохозяйственного производства Республики Адыгея, включая оптимальное зонирование территорий региона, оптимизацию структуры посевных площадей, использование научно обоснованного севооборота, переход на высокоурожайные сорта растений и пород животных, разработку и внедрение оптимальных адаптивно-ландшафтных технологий земледелия;
- развитие системы государственного стимулирования процесса кооперации К(Ф)Х, ЛПХ, формирования и углубления интеграционных связей между сельхозпроизводителями, перерабатывающими структурами АПК Республики Адыгея, формирование внутрирегиональных интегрированных производственных комплексов; научно-методическое обеспечение процесса организационно-экономического проектирования вертикально-интегрированных агропромышленных структур; формирование двухуровневой системы потребительской кооперации в Республике Адыгея;
- формирование и развитие региональной инвестопроводящей сети,
привлечение корпоративных инвесторов и реализация проектов на основе механизмов ГЧП.
Значительные перспективы развития АПК Республики Адыгея связывают с его структурной модернизацией приоритетных подкомплексов АПК на основе кластерной модели. В современных условиях кластерная структура является наиболее действенным инструментом региональной экономической политики, основанном на полном использовании конкурентных преимуществ территориального АПК, обеспечении устойчивого и сбалансированного экономического развития. Аграрно-промышленный кластер представляет собой сетевую модель цепочки создания добавленной стоимости на основе вертикальной интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих и торговых предприятий с применением инструментов государственно-частного партнерства. Создание кластерной структуры позволяет обеспечить трансферт локальных ресурсов этноэкономики со свойственным ей мелкотоварным воспроизводством, стратегией сегментирования целевого рынка в конкурентные ресурсы крупных вертикально-интегрированных корпораций.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 г. планируется реализация флагманского проекта «Агропромышленный кластер Республики Адыгея», включающий создание агро-пищевого и мясо-молочного субкластеров [9]. Основными задачами создания и развития агропищевого кластера Республики Адыгея являются:
- развитие перерабатывающих производств (мукомольное, комбикормовое, хлебобулочное, кондитерское), мощностей по хранению, транспортировке зерна; внедрение современных инновационных технологий производства, переработки зерновых культур;
- развитие кооперации и вертикальной интеграции; развитие межрегиональных интеграционных связей;
- создание электронной информационной площадки и организация активного взаимодействия производителей кластера на электронной информационной площадке;
- формирование и развитие регионального бренда, рост объемов выпуска продукции резидентов кластера; развитие научно-образовательного центра подготовки кадров для предприятий - резидентов агропищевого кластера.
Действующая система государственного регулирования АПК Республики Адыгея как проблемного региона включает в себя следующий инструментарий:
- субсидирование части процентной ставки по краткосрочным кредитам, по инвестиционным кредитам для региональных товаропроизводителей;
- субсидирование части затрат на закладку и уход за многолетними плодово-ягодными насаждениями, на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, на мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения; субсидирование затрат по племенному животноводству и молочному скотоводству, по элитному семеноводству;
- оказание грантовой поддержки начинающим фермерским хозяйствам; субсидирование затрат на развитие мясного скотоводства в республике; оказание грантовой поддержки развития семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х;
- финансирование мероприятий по развитию социальной инфраструктуры в сельской местности (газификация, водоснабжение, строительство ФАПов и др.); субсидии на улучшение жилищных условий молодых семей, специалистов в сельской местности проблемного региона;
- финансирование административной надстройки, поддерживающей действующий механизм управления территориального АПК;
- разработка территориальных нормативно-правовых актов, обеспечивающих решение задачи институционально-хозяйственного упорядочивания.
В соответствии с выделенными стратегическими приоритетами развития АПК Республики Адыгея востребованы следующие перспективные инструменты господдержки и регулирования хозяйственных процессов:
- инструменты, обеспечивающие совершенствование структур
управления территориальным АПК, развитие региональных институтов, ассоциаций: центр кластерного развитие региона; региональное агентство экономического развития; центры трансфера технологий, агентство перспективных инноваций; корпорация развития Республики Адыгея, инвестиционные площадки; Проектный офис по развитию АПК региона;
- традиционные инструменты государственного стимулирования воспроизводственных процессов в АПК региона применительно к новым объектам (кластеры (субкластеры), субрегиональные локалитеты) (например, программа создания и развития агропромышленного кластера);
- инструменты государственного мониторинга и контроля за реализацией мероприятий стратегического плана развития АПК региона.
Формирование новых институтов территориального развития АПК предполагает:
- использование новых источников финансирования проектов ГЧП (средства негосударственных пенсионных фондов при использовании механизма концессионных облигаций);
- изменение законодательства, что позволит повысить инвестиционную привлекательность проектов для финансирующих организаций, а также получения заемных средств по более низким ставкам в связи с долгосрочным характером отношений в рамках ГЧП в АПК; развитие арендных лизинговых отношений на основе ГЧП;
- совершенствование налогового, финансового, имущественного и нормативно-правового механизмов государственного стимулирования малых форм агробизнеса.
Перспективы стратегического развития АПК Республики Адыгея во многом связаны с привлечением корпоративных инвесторов и выстраиванием эффективных моделей государственно-частного партнерства. Реализация представленных стратегических приоритетов направлена на повышение конкурентоспособности, структурной модернизации АПК проблемного региона, эффективной реализации его ресурсного потенциала. При этом востребован потенциал как традиционных программно-целевых инструментов, так и новых институтов территориального развития.
Примечания:
1. Мокрушин А.А. Программно-целевые инструменты государственного регулирования АПК проблемного региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2017. Вып. 3 (205). С. 43-53.
2. Стратегия социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (научные основы). URL: http:// vniiesh.ru/documents (дата обращения: 25.12.2018).
3. Трубилин И.Т., Бершицкий Ю.И., Барсукова Г.Н. Эффективность производственных факторов в аграрном секторе экономики // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 45. С. 72-77.
4. Толмачев А.В., Смирнов В.В., Тубалец А.А. Факторы устойчивости развития регионального аграрного производства // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 21. С. 57-63.
5. Нечаев В.И., Бершицкий Ю.И., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства. СПб: Лань, 2009.
6. Папахчян И.А., Толмачев А.В. О совершенствовании госрегулирования развития сельского хозяйства // Региональное развитие. 2017. № 5. С. 9.
7. Тамов А.А., Аванесова Р.Р. Продовольственный рынок региона как объект стратегического управления // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2010. Вып. 3. С. 67.
8. Петриков А.В. О приоритетных направлениях социально-экономического развития АПК России: от роста к качеству роста: доклад на экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России. URL: http://www. viapi.ru/news/detail.php?ID=227580 (дата обращения: 12.03.2019).
9. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года. URL: http://www.adygheya.ru/ministers/departments/ ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya-i-torgovli/strategiche/razrabot/.
10. Злобин Е.Ф. Рыночная модель аграрного сектора региона. М.: АгриПресс, 2000. 404 с.
References:
1. Mokrushin A.A. Program-targeted tools of state regulation of the agro-industrial complex of the problem region // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economy. 2017. Issue. 3 (205). Pp. 43-53.
2. The strategy of socio-economic development of the agro-industrial complex of the Russian Federation for the period until 2020 (scientific basis). URL: http://vniiesh. ru/documents (access date: 25.12.2018).
3. Trubilin I.T., Bershitsky Yu.I., Barsukova G.N. Efficiency of production factors in the agricultural sector of the economy // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. 2013. No. 45. Pp. 72-77.
4. Tolmachev A.V., Smirnov V.V., Tubalets A.A. Sustainability factors for the development of regional agricultural production // Vestnik Universiteta. 2014. No. 21. Pp. 57-63.
5. Nechaev V.I., Bershitsky Yu.I., Reznichenko S.M. Regional aspects of state regulation of agricultural production. St. Petersburg: Lan, 2009.
6. Papakhchyan I.A., Tolmachev A.V. On improving state regulation of agricultural development // Regional Development. 2017. No. 5. P. 9.
7. Tamov A.A., Avanesova R.R. The regional food market as an object of strategic management // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economy. 2010. Issue. 3. P. 67.
8. Petrikov A.V. On the priority areas of socio-economic development of the Russian agro-industrial complex: from growth to the quality of growth: report at the expert session of the Coordination Club of the Free Economic Society of Russia URL: http:// www.viapi.ru/news/detail.php?ID=227580 (access date: 12.03.2019).
9. The strategy of socio-economic development of the Republic of Adygea until 2030. URL: http://www.adygheya.ru/ministers/ departments/ ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya-i-torgovli/strategiche/razrabot/.
10. Zlobin E.F. Market model of the agricultural sector of the region. M.: AgriPress, 2000. 404 pp.