ЭКОНОМИКА АПК
AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
ECONOMY
УДК [338.436.33:633.1](470.621) ББК 65.32(2Рос.Ады) М 74
А.А. Мокрушин,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗЕРНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК РЕГИОНА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье раскрываются территориально-отраслевые особенности, конкурентные преимущества зернопродуктового подкомплекса АПК Республики Адыгея. Выделены стратегические приоритеты и институционально-хозяйственные факторы структурной модернизации зернопродуктового подкомплекса АПК Республики Адыгея. Обоснована необходимость реализации кластерной модели развития зернопродуктового подкомплекса проблемного региона в условиях доминирования малых форм агробизнеса, структурной дезорганизации хозяйственных процессов, а также неблагоприятной макроэкономической ситуации.
Ключевые слова: стратегические приоритеты, институционально-хозяйственные факторы, структурная модернизация, агропромышленный комплекс (АПК), зернопродуктовый подкомплекс, территориально-отраслевые особенности, кризисные условия; кластерная модель.
A.A. Mokrushin,
Doctor of Economics, Professor, Professor of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]
STRATEGIC PRIORITIES AND KEY FACTORS OF STRUCTURAL MODERNIZATION OF GRAIN-PRODUCTS SUBCOMPLEX OF AIC OF THE REGION
Abstract. The article reveals the territorial and branch peculiarities, competitive advantages of grain-products subcomplex of agroindustrial complex of the Republic of Adygea. Strategic priorities and institutional and economic factors of structural modernization of grain-product subcomplex of AIC of the Republic of Adygea are
highlighted. The necessity of implementation of the cluster model of structural modernization of grain-products subcomplex of the problem region in the conditions of domination of small forms of agribusiness, and also not-favorable macroeconomic situation is proved.
Keywords: strategic priorities, institutional and economic factors, structural modernization, agroindustrial complex (AIC), grain-product subcomplex, territorial and branch peculiarities, crisis conditions, cluster model.
Одной из ключевых проблем агропромышленного комплекса России, ограничивающих возможности стратегического развития, эффективного использования ресурсного потенциала и роста конкурентоспособности, является проблема структурной дезорганизации хозяйственных процессов. В условиях многоукладности экономики структурный дисбаланс АПК мезоуровня проявляется в нарушении пропорциональности развития структурных звеньев, в сохранении дисбаланса в конкурентной среде агропродовольственного рынка, а следовательно - и неэквивалентности межотраслевого обмена. При этом проблема структурной модернизации зернопродуктового подкомплекса АПК России приобретает ключевое стратегическое значение в связи со значимостью подкомплекса в обеспечении продовольственной безопасности страны, со значительным экспортным потенциалом зерно-производства в условиях роста конкуренции на международных зерновых рынках.
Зернопродуктовый подкомплекс проблемных регионов России характеризуется нарушением пропорциональности развития структурных звеньев. Негативные проявления организационной разобщенности предприятий подкомплекса, нарушение межотраслевых связей на фоне пролонгированной трансформации отношений собственности способствовали непропорциональному развитию отраслей подкомплекса. В данном контексте развитие зернопродукто-вого подкомплекса АПК проблемных регионов предусматривает структурную модернизацию, основанную на реализации принципов вертикальной интеграции, ценового паритета и соблюдения баланса интересов
сельхозпроизводителей, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, обслуживающих организаций.
Как отмечают Алтухов А.И. и Нечаев В.И., «структура регионального зернопродуктового подкомплекса различается преимущественно за счет функционирования подразделений его первой сферы (производство средств производства и оказание производственно-технических услуг зерновому хозяйству) и частично третьей сферы (зерноперерабатывающей промышленности)» [1, с. 166].
Являясь неотъемлемым структурным формированием АПК страны, зернопродуктовый подкомплекс имеет свои структуры:
- функциональная структура, отражающая последовательность основных стадий воспроизводства;
- отраслевая структура, характеризующая степень участия разных хозяйствующих субъектов в производстве, обмене, распределении и потреблении зерна и продуктов его переработки;
- организационная структура, отражающая степень взаимодействия хозяйствующих субъектов в реализации функций каждой стадии на разных его уровнях;
- территориальная структура, характеризующая уровень и масштабы подкомплекса;
- социально-экономическая структура, характеризующая взаимодействие производственной и социальной частей подкомплекса;
- управленческая, отражающая взаимосвязь и взаимодействие органов управления АПК на всех уровнях его функционирования.
Современное состояние зернопро-дуктового подкомплекса характеризуется рядом противоречий, обусловленных его высокой социальной
значимостью и недостаточным уровнем государственной поддержки, что нашло свое отражение в функциях макро- и микроуровней, устранение которых будет способствовать его устойчивому развитию [2, с. 9]. Условиями устойчивого развития зер-нопродуктового подкомплекса АПК являются: развитие системы госрегулирования и поддержки, стимулирование предпринимательской активности в агробизнесе; обеспечение воспроизводства отношений собственности; осуществление оперативного и непрерывного мониторинга конъюнктуры зернового рынка; учет биологических факторов, а также реальных и потенциальных рисков сельхозпроизводства; стимулирование устойчивого развития АПК; активизация социальных процессов на селе.
В качестве целевых функций зер-нопродуктового подкомплекса АПК мезоуровня следует выделить:
- максимальное удовлетворение потребности населения в зерновой продукции;
- создание сбалансированного рынка зерновой продукции и сырья для перерабатывающей промышленности;
- повышение конкурентоспособности сельского хозяйства и АПК в целом на мировом рынке;
- более полное использование производственных потенциалов во всех сферах зернопродуктового подкомплекса АПК;
- сокращение потерь на производственно-технологических стыках «производство - транспортировка -переработка - торговля продукцией».
В структуре агропромышленного комплекса Республики Адыгея одну из стратегически значимых позиций традиционно занимает зерно-продуктовый подкомплекс, включающий в себя зерновые хозяйства, организации по заготовке, хранению и транспортировке зерна, предприятия мукомольной, хлебобулочной промышленности, организации сферы оптово-розничной торговли. Динамика развития зернопродуктового
подкомплекса АПК Республики Адыгея в 2010-2018 гг. отражена в табл. 1.
Основными направлениями
реализации валового сбора зерновых культур хозяйствами всех категорий Республики Адыгея являются экспорт зерна за пределы региона (с участием самостоятельных торго-во-посреднических структур и путем централизованной закупки зерна корпоративными структурами Краснодарского края, Ростовской области и др.) и комбикормовое производство (для нужд птицеводческих хозяйств региона). Анализ структуры производства зерна (в весе после доработки) свидетельствует о доминирующих позициях крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х) (рис. 1).
Отметим снижение доли сельхозпредприятий (СХП) в структуре производства зерновых культур (с 49,5% в 2013 г. до 38,4% в 2018 г.). В общем объеме производства зерновых, зернобобовых культур в Республике Адыгея доминирующие позиции занимают хозяйства Гиагинского района (23,6% общереспубликанского сбора зерна в 2018 г.), Кошехабльского района (21,2%) и Красногвардейского района (17,5%).
Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в Республике Адыгея в 2018 г. составил 553,3 тыс. т. с площади 143,3 тыс. га. При этом снижение объемов валового сбора растениеводческой продукции (включая зерновые культуры) хозяйствами республики в сравнении с 2017 г. связано с неблагоприятными погодными условиями: площадь гибели сельхозкультур в 2018 г. составила 8,1 тыс. га в 110 хозяйствах.
Высокий уровень концентрации производства зерновых, зернобобовых культур в Республике Адыгея во многом связан с качественными характеристиками земельных ресурсов, а также с интенсификацией сельхоз-производства (рост объемов вносимых удобрений, использование современных технологий обработки земли, культивирование эффективных сортов зерновых культур). Объем внесенных минеральных удобрений под
Таблица 1
Показатели развития зернопродуктового подкомплекса АПК Республики Адыгея
в 2010-2018 гг.
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп роста, %
Посевная площадь зерновых культур, тыс. га 114,3 110,3 110,0 130,5 134,7 143,5 151,1 143,4 147,2 128,8
в том числе: пшеница 84,2 81,6 64,6 78,5 79,7 83,1 85,3 76,0 88,3 104,9
кукуруза на зерно 9,7 9,7 22,7 28,9 78,9 71,9 67,4 65,5 38,0 391,8
Валовой сбор зерна (в весе после доработки), тыс. тонн 437,5 427,2 323,4 510,0 541,6 638,9 699,0 613,8 553,5 126,5
из него: пшеница озимая 336,3 331,7 184,3 288,0 344,9 408,9 438,4 358,9 396,3 117,8
кукуруза на зерно 25,3 32,7 77,8 138,8 121,2 132,2 161,2 169,8 73,8 291,7
Урожайность зерновых культур в хозяйствах всех категорий (в весе после доработки), ц/га 38,6 39,5 29,5 39,3 40,4 44,8 46,6 43,3 38,4 99,5
в том числе: пшеница 40,1 41,1 28,5 36,8 43,5 49,2 51,4 47,5 45,0 112,2
кукуруза на зерно 27,3 38,1 34,5 48,9 36,7 35,0 39,8 36,8 20,0 73,3
Расход минеральных удобрений на 1 га посева зерновых культур (без кукурузы) сельхозорганизаци-ями, кг 120,1 133 214 109 122,7 126,0 131,5 145,1 158,3 131,8
Объем производства хлеба, хлебобулочных изделий, т 17546 16627 12178 11194 9477 8202 7470 7024,1 5932,9 33,8
Индексы цен производителей на хлебобулочные изделия из пшеничной муки I сорта, % 109,8 102,6 131,9 103,4 105,4 113,1 119,5 115,8 118,3 107,7
Уровень использования среднегодовой производственной мощности по производству муки из зерновых культур, % 86,4 96,4 67,8 47,8 51,8 46,3 43,5 41,7 40,3 46,6
Приходится посевов культур на 1 зерноуборочный комбайн, га 275 282 266 284 283 285 291 296 305 110,9
2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. -♦-СХП —■—ЛПХ —К(Ф)Х, ИП
Рис. 1. Структура производства зерна (в весе после доработки) по категориям хозяйств Республики Адыгея, %>
посевы зерновых культур (без кукурузы) в сельхозпредприятиях Республики Адыгея в 2014-2018 гг. вырос с 123 кг до 151,3 кг на 1 га посева. При этом отмечается положительная динамика роста урожайности зерновых культур в хозяйствах Республики Адыгея (рис. 2).
Согласно официальным статистическим данным, основной объем зерновых культур, собранных в Республике Адыгея, используется в кормовых целях (включая производство комбикормов) и на экспорт. В частности, в 2014-2018 гг. объем экспорта зерновых культур вырос с 0,9 тыс.
Рис. 2. Динамика урожайности зерновых культур в хозяйствах всех категорий
Республики Адыгея (ц с га)
Таблица 2
Институционально-хозяйственные факторы структурной модернизации зернопродуктового подкомплекса АПК Республики Адыгея
Группа факторов Факторы, способствующие модернизации Факторы, препятствующие модернизации
Факторы мегауровня 1.1 Развитие международной информационно-коммуникационной среды, цифровизация аграрной экономики. 1.1 Международная санкционная политика, дезинтегрирующая рыночное пространство и ограничивающая экономическое сотрудничество в сфере агропромышленного производства.
1.2 Разнообразие корпоративных и сетевых моделей интеграционного сотрудничества в агробизнесе. 1.2 Ограничения в системе госрегулировании АПК России в условиях членства в ВТО.
1.3 Распространение корпоративных механизмов реструктуризации хозяйствующих субъектов АПК. 1.3 Усиление глобальной конкуренции на рынках сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
Факторы макроуровня 2.1 Реализуемые целевые программы господдержки территориального АПК. 2.1 Неблагоприятная макроэкономическая ситуация; реализуемая государством фискальная, финансово-кредитная политика.
2.2 Развитие межрегиональной агропромышленной интеграции за счет участия корпоративных бизнес-групп; консолидация аграрно-промышленных активов на основе процедур М&А. 2.2 Дефицит квазиинтеграционного сотрудничества хозяйствующих субъектов зернопродуктового подкомплекса; проблема отчуждения малых форм агробизнеса от инвестиций, каналов сбыта сельхозпродукции, продовольственных товаров.
2.3 Распространение практики ГЧП в инновационном развитии АПК; реализация кластерных проектов в зернопродуктовом подкомплексе аграрных регионов России. 2.3 Пролонгированная трансформация отношений собственности в подкомплексе.
Факторы мезоуровня 3.1 Благоприятные природно-климатические условия, характеристики земельных ресурсов для зернового производства в регионе. 3.1 Многопрофильность СХП, К(Ф) Х, производящих зерновые культуры; низкий уровень развития инфраструктуры подкомплекса региона.
3.2 Потенциал реализации проекта агропищевого кластера, предусмотренного Стратегией социально -экономического развития Республики Адыгея до 2030 г. 3.2 Низкие инвестиционные возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей, ограничивающие условия для активизации инновационной деятельности.
3.3 Действующие целевые программы, проекты господдержки АПК Республики Адыгея. 3.3 Дефицит корпоративных форм предпринимательства в АПК республики.
тонн до 19,3 тыс. тонн, а объем зерна, используемого на кормовые цели, сократился с 372 тыс. тонн до 266,6 тыс. тонн [3, с. 96]. Наряду с маслом и жирами зерно является экспортируемым
товаром ключевого значения для Республики Адыгея, Краснодарского края и ЮФО в целом.
На основе анализа воспроизводственных процессов в
зернопродуктовом подкомплексе АПК Республики Адыгея выделены следующие территориально-отраслевые особенности:
- структурный дисбаланс в уровне развития предприятий подкомплекса: дефицит элеваторных, мукомольных производственных мощностей при ориентации сельхозпроизводителей подкомплекса на экспорт и потребности комбикормовых предприятий республики;
- высокая концентрация зерновых хозяйств в отдельных районах Республики Адыгея (Гиагинский, Кошехабльский, Красногвардейский районы), связанная с качественными характеристиками почвы;
- недостаточный уровень государственного субсидирования зерновых хозяйств региона, отсутствие действенной интервенционной политики государства на локальных рынках зерновых культур региона; дефицит финансовых ресурсов малых форм агробизнеса;
- отсутствие государственной структурной политики, практики реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в зер-нопродуктовом подкомплексе АПК региона;
- доминирование К(Ф)Х в структуре валового сбора зерновых культур на фоне сокращения доли сельхозпредприятий; мелкоконтурность земельных наделов К(Ф)Х региона ограничивает возможности оптимизации структуры посевных площадей, использование научно обоснованного севооборота, оптимальных адаптивно-ландшафтных технологий земледелия;
- неустойчивая динамика урожайности зерновых культур в хозяйствах региона; при этом рост урожайности зерновых культур в 2012-2016 гг. во многом связан с интенсификацией сельхозпроизводства, включая переход на высокоурожайные сорта зерновых культур, рост объема вносимых удобрений, повышение качества сельскохозяйственной обработки почвы;
- недостаточный уровень внутрирегионального научно-технического
обеспечения сельхозпроизводства; отсутствие системы агромаркетинга в сельхозорганизациях, а также гарантированных каналов сбыта зерновых культур, сети заготовительных организаций в республике;
- низкий уровень сельскохозяйственной кооперации и вертикальной интеграции на фоне неразвитой конкурентной среды рынка зерновых культур региона.
В данном контексте систематизированы институционально-хозяйственные факторы, детерминирующие перспективы структурной модернизации зернопродуктового подкомплекса АПК Республики Адыгея (табл. 2).
Вместе с тем характерными особенностями АПК Республики Адыгея, относящейся к категории проблемных регионов Юга России, выступают: многолетнее отсутствие решений по вопросам структурной организации агропродовольственных подкомплексов региона, эффективного государственного регулирования пропорций межотраслевого обмена; слабое развитие производственной инфраструктуры; экстенсивный характер производственных процессов в сфере растениеводства; распад традиционных межхозяйственных, межотраслевых связей в АПК региона [4, 5].
В условиях неблагоприятной макроэкономической ситуации, нестабильной конъюнктуры рынков сельскохозяйственного сырья, продовольственных товаров, средств производства стратегическими приоритетами развития зернопродуктового подкомплекса АПК Республики Адыгея являются:
- повышение урожайности и качества зерновых культур за счет внедрения высокоурожайных сортов с учетом их районирования и оптимизации структуры и улучшения фитосанитар-ного состояния посевов, повышения плодородия почв, соблюдения технологий земледелия, а также сокращения потерь зерна при уборке, складировании. Использование высококачественных районированных семян позволяет обеспечить рост валового сбора
зерновых культур, повышение их качества, что является приоритетом в достижении целей Федерального проекта «Экспорт продукции АПК»;
- развитие производства зерновых и зернобобовых культур более высокого класса, культивация сортов пшеницы с высоким содержанием клейковины и белка;
- развитие перерабатывающей промышленности (глубокая переработка зерновых и зернобобовых культур, производство муки, кормов и кормовых добавок);
- расширение производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью (в т.ч. хлебобулочных, кондитерских, макаронных изделий);
- развитие производственной инфраструктуры подкомплекса (в т.ч. строительство в Республике Адыгея элеваторно-складских мощностей, распределительных центров); оптимизация структуры каналов распределения зерна, создание электронных торговых площадок на базе Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея;
- инновационная модернизация материально-технической базы сельхозпредприятий растениеводства; внедрение безотходных технологий переработки зерна, системы бережливого производства (lean production);
- реконструкция и модернизация производственных фондов предприятий подкомплекса, направленные на снижение уровня материалоемкости производства, переработки зерна в Республике Адыгея;
- развитие прямых связей с поставщиками сырья, потребителями готовой продукции; создание сбалансированного рынка зерновой продукции и сырья для перерабатывающей промышленности;
- совершенствование системы госрегулирования хозяйственных процессов в подкомплексе, а также рынка зерна и зернопродуктов.
Ключевым направлением структурной реорганизации зернопродук-тового подкомплекса АПК Республики Адыгея является формирование
агропищевого кластера. Реализация кластерного подхода направлена на формирование и развитие квазиинтеграционных связей, реализацию единой финансовой, маркетинговой политики резидентов, продвижение региональных агропродовольствен-ных брендов. Создание кластерной структуры в АПК проблемного региона позволяет обеспечить трансферт локальных ресурсов этноэкономи-ки со свойственным ей мелкотоварным воспроизводством, стратегией сегментирования целевого рынка в конкурентные ресурсы крупных вертикально-интегрированных корпораций. В качестве резидентов кластера могут выступать, прежде всего, предприятия-лидеры по производству сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров.
Основными задачами создания и развития агропищевого кластера, объединяющего хозяйствующие субъекты зернопродуктового подкомплекса АПК Республики Адыгея, являются:
- развитие перерабатывающих производств (мукомольное, комбикормовое, хлебобулочное, кондитерское), мощностей по хранению, транспортировке зерна; внедрение современных инновационных технологий производства, переработки зерновых культур;
- развитие кооперации и вертикальной интеграции; развитие межрегиональных интеграционных связей;
- создание электронной информационной площадки и организация активного взаимодействия производителей кластера на электронной информационной площадке;
- формирование и развитие регионального бренда, рост объемов выпуска продукции резидентов кластера; развитие научно-образовательного центра подготовки кадров для предприятий-резидентов агропищевого кластера [6].
Реализуемость кластерной структуры, объединяющей хозяйствующих субъектов зернопродуктового подкомплекса АПК региона, должна
оцениваться по следующим критери-ям:уровеньресурснойобеспеченности; социально-политические факторы реализации кластерного проекта (поддержка корпоративной, государственной вертикалей власти; легитимность ответственных структур); оперативные факторы реализации кластерного проекта (адаптированность к институционально-хозяйственным условиям воспроизводственных процессов в подкомплексе, уровень коммерческих рисков) [7, 8].
Организационно-управленческая структура агропищевого кластера может включать в себя Управляющую компанию, оператора, а также Совет кластера. В основе выбора резидентов агропищевого кластера должны лежать такие критерии, как финансово-экономический потенциал хозяйствующих субъектов, характер межфирменных связей и контрактных отношений между организациями
АПК, а также параметры институционально-хозяйственной среды.
Таким образом, ключевыми направлениями структурной модернизации зернопродуктового подкомплекса АПК Республики Адыгея являются: формирование и развитие агропищевого кластера, предусматривающего развитие квазиинтеграционных связей между его резидентами; формирование многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации; реализация инфраструктурных ГЧП-проектов по развитию элеваторных, мукомольных мощностей; развитие инфраструктуры государственной поддержки хозяйствующих субъектов подкомплекса (в особенности - малых форм агробизнеса, СПК), внедрение практики государственного софинанси-рования проектов; развитие системы венчурного финансирования инновационных процессов в подкомплексе.
Примечания:
1. Алтухов А.И., Нечаев В.И. Экономические проблемы инновационного развития зернопродуктового подкомплекса России. М.: Изд-во Насирддинова
B.В., 2015. 477 с.
2. Хамоков М.Э. Обеспечение устойчивого развития зернопродуктового подкомплекса региона (на материалах Кабардино-Балкарской Республики): автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб, 2011. 22 с.
3. Социально-экономическое положение Республики Адыгея 2010-2018 г. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/publications/ pubAdg/official_publications/calendar.
4. Мокрушин А.А. Программно-целевые инструменты государственного регулирования АПК проблемного региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2017. Вып. 3 (205).
C. 43-53.
5. Нечаев В.И., Бершицкий Ю.И., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства: монография. СПб: Лань, 2009. 336 с.
6. О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года: постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.12.2018 г. № 286. URL: http://docs.cntd.ru/document/550299565.
7. Доржиева Е.В. Формирование и развитие конкурентоспособных агропромышленных кластеров на мезоуровне экономики: монография. СПб: Изд-во СПБУУиЭ, 2012. 168 с.
8. Романов А.Е., Арашуков В.П. Агропромышленные кластеры России - новый миф или перспектива? // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 7. С. 27-30.
References:
1. Altukhov A.I., Nechaev V.I. Economic problems of innovative development of the grain product sub-complex of Russia. M., 2015. 447 pp.
2. Khamokov M.E. Ensuring the sustainable development of the grain product subcomplex of the region (based on the materials of the Kabardino-Balkarian Republic): abs. dis. ... Cand. Econ. Sciences. SPb., 2011. 22 pp.
3. Socio-economic situation of the Republic of Adygea 2010-2018 URL: http:// krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/publications/ pubAdg/official_publications/calendar.
4. Mokrushin A.A. Program-targeted tools of state regulation of the agro-industrial complex of the problem region // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2017. Issue. 3 (205). Pp. 43-53.
5. Nechaev V.I., Bershitsky Yu.I., Reznichenko S.M. Regional aspects of state regulation of agricultural production: monograph. St. Petersburg: Lan, 2009. 336 pp.
6. On the Strategy for the socio-economic development of the Republic of Adygea until 2030: Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adygea dated 26.12.2018 No. 286. URL: http://docs.cntd.ru/document/550299565.
7. Dorzhieva E.V. Formation and development of competitive agro-industrial clusters at the meso-level of the economy: monograph. SPb., 2012. 168 pp.
8. Romanov A.E., Arashukov V.P. Agro-industrial clusters of Russia - a new myth or perspective? // Economics of agricultural and processing enterprises. 2008. No. 7. Pp. 27-30.