14. Vlasov S. A. The role of budget policy in the financial and economic crisis //Journal of the New economic Association. -2010. - No. 7. - Pp. 111-133
15. Woodford M. Convergence of views in macroeconomics: elements of a new synthesis. //Economic issue. - 2010. - No. 10. -P. 17-30
16. Zamulin O. Review of the new Keynesian economic theory with application to Russia //Economic school. Analytical study. -2002. - No. 11. - Pp. 132-148
17. Bilenko A.V. The multiplicative effect of economic processes on the economy of the transport complex / A.V. Bilenko, L.A. Kargina // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .-- No. 4 (33). - S. 57-63.
18. Buzurtanova L.V. Economic and spatial features of the development of municipal areas / L.V. Bu-zurtanova, R.S. Gair-bekova // Natural-humanitarian studies. - 2019 .-- No. 26 (4). - S. 41-45.
19. Dzhurbina E.M. Features of cash flow management of enterprises in a crisis economy / E.M. Dzhurbina, O.A. Bulgakova, A.N. Aidinova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018.- No. 6 (29). - S. 148-152.
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10293
А.А. Храмченко - доцент кафедры финансов, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A.A. Khramchenko - associate professor, department of finance, Kuban State Agrarian University; Е.Ю. Козлова - студентка, Кубанский государственный аграрный университет,
E.Yu. Kozlova - student, Kuban State Agrarian University;
B.В. Манютина - студентка, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
V.V. Manyutina - student, Kuban State Agrarian University;
Е.В. Панарина - студентка, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
E.V. Panarina - student, Kuban State Agrarian University.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В СФЕРЕ АПК ACTUAL PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE KRASNODAR REGION IN THE SPHERE OF THE AGRICULTURE
Аннотация. Агропромышленный комплекс Краснодарского края занимает лидирующие позиции среди производящих и перерабатывающих продавцов на рынке аграрной продукции и в сбытовой сфере тоже. Валовой объем продукции сельскохозяйственного назначения в крае самый большой и занимает первое место в России. В составе АПК принято выделять три сферы: сельское хозяйство, объекты перерабатывающей промышленности и отрасли промышленности, производящие техническое оснащение. Говоря об агропромышленном комплексе края, выделяют такие проблемы, как рост затрат на обслуживание кредитов, снижение закупочных цен и активности на рынке сельскохозяйственной продукции, большой удельный вес импортируемой продукции за рубеж и другие. Государство принимает во внимание все эти проблемы и стремится создать более благоприятные условия для исправления ситуации. Так, в декабре 2018 года была принята программа по развитию комплекса в семи направлений региональной конкуренции.
Abstract. The agro-industrial complex of the Krasnodar Territory occupies a leading position among the producing and processing sellers in the agricultural market and in the marketing sector as well. The gross agricultural output in the region is the largest and ranks first in Russia. As part of the agro-industrial complex, it is customary to distinguish three areas: agriculture, processing industry facilities and industries that produce technical equipment. Speaking about the agro-industrial complex of the region, there are such problems as rising costs for servicing loans, lower purchase prices and activity in the agricultural market, a large share of imported products abroad, and others. The state takes into account all these problems and seeks to create more favorable conditions for rectifying the situation. So, in December 2018, a program was adopted to develop the complex in seven areas of regional competition.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, Краснодарский край, сельское хозяйство. Key words: agribusiness, Krasnodar Territory, agriculture.
Краснодарский край выделяется среди других регионов России своей конкурентоспособностью и превосходством благодаря таким чертам, как: благоприятное геополитическое расположение, плодородные почвы, многочисленные природные запасы, индивидуальные рекреационные ресурсы, достаточно развитая транспортная инфраструктура, а также привлекательный инвестиционный климат. Это один из ведущих регионов, который вносит существенный вклад по объему валовой сельскохозяйственной продукции.
АПК Краснодарского края является значимым звеном не только экономики края, но и всей страны. Поскольку активное развитие комплекса края в значительной степени обеспечивает страну продовольственной безопасностью. В составе АПК принято выделять 3 основные сферы:
1) Сельское хозяйство, которое является центральной сферой агропромышленного комплекса. Включает оно в себя 2 направления: животноводство и растениеводство.
Направление, занимающееся животными, на сегодняшний день приоритетное. Оно включает в себя не только всем известные виды деятельности: коневодство, скотоводство, овцеводство, свиноводство, а даже пушное звероводство, разводящее нутрий, соболей, норок и других, и страусоводство, где выращивают экзотических птиц. Более 74 млрд. руб. составил суммарный объем производства продуктов данной отрасли в 2018 году в крае. В ВВП удельный вес продукции животноводческого направления составляет 26%.
На рисунке 1 изображена динамика поголовья свиней и крупного рогатого скота (КРС). Поголовье свиней в 2019 году насчитали 524,2 тыс. голов свиней, что превышает показатели 2017 года на 114,2 тыс. голов. Такой интенсивный рост произошел из-за ряда конкретных причин:
- каждое из предприятий свиноводства имеет высоко степенную биологическую защиту;
- были построены новые свинокомплексы в Белоглинском, Калининском, Гулькевичском районах;
- в Ейском районе Министерство Сельского Хозяйства решило возвести селекционно-генетического центра по свиноводству.
Рисунок 1 - Динамика поголовья свиней и крупного рогатого скота
за 2017-2019 гг.
Что касается КРС, то здесь наблюдается динамика сокращения численности голов за последнее десятилетие. Отмечают такую причину, как африканская чума и другие болезни, которые послужили тому, что ввели жесткие ограничения на содержания животных. В 2017 году их количество составляло 538,3 тыс. голов, а к 2019 году уже 524,2 тыс. голов.
Растениеводство на Кубани многоотраслевое, в крае выращивается большое количество разнообразных культур Анализ выпуска отдельных видов товаров продовольствия в Краснодарском крае относительно российского производства в целом (рис.2).
чайный лист (100%) рис (74,8%) кукуруза (29,1%) сахар (23,2%)
пшеница (11,1%) подсолнечник (11,9%) сахарная свекла (21%) плоды и ягоды (17%)
Рисунок 2 - Роль Краснодарского края в общероссийском выпуске определенных видов сельскохозяйственной продукции, 2018 г.
Объем производства данной продукции за 2019 год в действующих ценах составил 304,4 млрд.руб., превысив показатель 2018 года на 4,5%.
2) Ко второй сфере относятся объекты перерабатывающей промышленности, а также средства реализации, заготовки и хранения продукции сельского хозяйства. Данная сфера АПК изготавливает 48% всей готовой конечной продукции, в ней задействовано больше 68% производственных фондов и 60% от числа работников.
В регионе действуют 339 предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции различной формы собственности. Из них: 106 по переработке мясной продукции, около 70 по производству молочной продукции, 54 по переработке консервированных фруктов и овощей, 16 сахарных заводов. Кроме того, насчитываются предприятия по производству масложировой, винно-водочной и других видов продукции.
3) Отрасли промышленности, производящие техническое оснащение, аппараты, механические или автоматизированные средства для облегчения работы в области сельского хозяйства (машиностроение, выпускающее оборудование для тракторной и пищевой промышленности, объекты по ремонтным работам, производство минеральных удобрений и химикатов и др.)
Так предприятия сельхозмашиностроения Краснодарского края выпустили с конвейера больше 100 наименований разнообразных сельскохозяйственных машин и оборудований для агропромышленного комплекса не только нашего края, но и других регионов России.
На территории нашего региона осуществляют свою деятельность свыше 700 предприятий, изготовляющих химикаты, минеральные удобрения и др. В городе Белореченск находится самое большое предприятие ОАО «ЕвроХим Белореченские минудобрения», выпускающее минеральные удобрения и серную кислоту. Так, данное предприятие в 2018 году повысило объемы отгрузки своей продукции в 1,9 раза, что составило 3,5 млрд. руб., из них около 50 млн. руб. было перечислено в консолидированный бюджет края.
Говоря об АПК нашего края, важно отметить проблемы, по которым не происходит должного развития, а также наблюдается снижение показателей эффективности некоторых его отраслей.
Объединение продовольственного рынка на мировой арене заметно многим потребителям, ведь каждая страна заинтересована познакомиться с новыми вкусами или разновидностями продуктов, узнать новые методики применения удобрений и так далее. В условиях всеобщего обмена российским аграриям нельзя уступать в качестве своих товаров и надо поддерживать свою конкурентоспособность. Нельзя не отметить, что в целях укрепления страны на мировом рынке импортируется 50% отечественной продукции.
Государственная поддержка зарубежных стран в сфере сельского хозяйства невероятна велика. Основное средство стимулирования: дотации, субсидии, налоговые льготы, пониженные процентные ставки кредитов и другие финансовые и нефинансовые инструменты. Благодаря такой помощи страны конкуренты имеют более совершенные научно-исследовательские центры биологии и химии, машины, методики. Страны ЕС на 1 га сельских угодий получают 300 долл., в Японии - 473 долл., в США - 324. В России - около 25 долл.
Если провести параллель между иностранной индустрией сельхозпроизводителей и российской, то сразу же становятся видимыми проблемы, непосредственно оказывающие негативное влияние на развитие АПК Краснодарского края. Поэтому выделяют ряд основных проблем функционирования АПК Краснодарского края (рис. 3):
Увеличение затрат на обслуживание
кредитов ,_)
Отставание в
развитии рынка средств производства,
низкая техническая оснащенность
Проблемы в реализации намеченных и завершении начатых инвестиционн ых проектов
Снижение закупочных цен и активности на рынке сельской продукции
Рисунок 3 - Проблемы функционирования АПК Краснодарского края
Без внимания остаются многие нерешенные проблемы, например, истощение земель после отдельных культур, отсутствие высокотехнологичных овощехранилищ, угроза эрозии почв. Отсталость в научном и технологическом смысле производственной инфраструктуры АПК и острая необходимость в финансовой поддержке выступает причиной выбраковки и утери товаров продовольствия. Несмотря на это, огромный опыт работников, их квалификация и иногда природные особенности страны помогают сохранять России до 30-40% продукции, когда за рубежом теряют до 90%.
Меры, которые следует принять, чтобы уменьшить перечень проблем в области АПК, изображены на рисунке 4:
Набирать высококвалифицирова нный персонал с целью создания товаров, которые смогут конкурировать как на отечественном рынке, так и на мировом
Перевооружение первоклассной
оборудованием
сельского хозяйства
Осуществлять прямое
инвестирование со стороны государства,
оказывать всестороннюю помощь для увеличения
Выбрать и осуществить
новые стратегии развития, производства, хранения и сбыта продовольственных продуктов в условиях расширения взаимодействия с иностранными рынками
Рисунок 4 -Мероприятия необходимые для минимизации проблем в области развития АПК
Краснодарского края
Также для решения проблем, связанных с развитием агропромышленного комплекса, является создание слаженного механизма управления. Результативность и выгодность коммерческих результатов напрямую зависит от эффективной и разработанной системы менеджмента в сельскохозяйственной работе. Отечественные предприятия стараются очень внимательно подходить к вопросу руководящего аппарата, так как от этого зависит организация всей деятельности, стимулирование персонала и взаимопонимание в коллективах. От хорошего руководителя зависит, например, будет ли приобретено или получено новое оборудование, насколько оно станет задействованным в процессе производства, какого качества будет уборка на полях, в каком состоянии вернется техника с полей.
Грамотное управление финансовыми ресурсами позволит выделить те области, которые больше всего нуждаются в поддержании своей действенности, эффективности. В итоге, консолидируя имеющиеся финансы, можно совершить качественный скачок в аграрном секторе.
Факторы, определяющие функционирование имеющихся в организации финансов и влияющие на финансовые потоки, наглядно изображены на рисунке 5:
Внешние факторы:
-Ситуация на товарном рынке:
-Система налогообложения;
-Доступность внешнего финансирования:
-Организационно-правовая форма
собственности;
-Практика отношений с поставщиками.
Внутренние факторы:
-Жизненный цикл организации;
-Уровень товарности продукта;
-Сезонность производства и реализации произвосдтва;
-Степень инвестиционной деятельности;
-Амортизационная политика;
-Форма оплаты труда работников;
-Финансовый менталитет собственников и менеджеров организации;
-Масштаб и рентабельность производства: -Квалифицированность работников финансовых служб.
Рисунок 5 - Факторы, влияющие на денежные потоки в организации
Государство принимает во внимание все эти проблемы и стремится создать более благоприятные условия для исправления ситуации.
Таким образом, в 2014 году была внедрена программа в границах края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». На территории города Краснодара действует программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар», начиная с 2015 года.
В декабре 2018 года был принят основополагающий региональный документ, в котором определены перспективы развития агропромышленного комплекса Краснодарского края - закон Краснодарского края от 21 декабря 2018 года № 3930-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года». Программа включает в себя следующие задачи по развитию комплекса в 7 направлений региональной конкуренции:
1) Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции за счет развития и внедрения новых технологий. А также увеличение экспортных показателей продукции комплекса.
2) Создание кластера колонизированного АПК с умной переработкой, ориентированного на высококачественную продукцию и генерацию добавленной стоимости.
3) Повышение уровня привлекательности специальностей АПК. Развитие систем обучения специалистов в данной области.
4) Совершенствование уже существующих технологий, их заимствование или изобретение новых, которые могли бы действовать на всем жизненном цикле товара. Должны быть разработаны льготы для малых и средних производителей, фермерских хозяйств и торговых предприятий на приобретение всех новинок.
5) Обеспечение эффективного и экономного использования природных ресурсов в сельскохозяйственном производстве, создание благоприятных условий для стабильного развития сельских угодий.
6) Улучшение условий дорожно-транспортного характера и жилищной инфраструктуры, касающихся не только желаний АПК, но и проживающего в станицах и селах населения, так как чаще всего именно они становятся сотрудниками сельскохозяйственных предприятий и всегда остаются потребителями.
7) Формирование благоприятного инвестиционного климата АПК Краснодарского края для проведения технического перевооружения комплекса, а также строительства новых предприятий (табл. 1).
Таблица 1 - Основные показатели стратегической цели по улучшению развития АПК
Индикатор | 2016 год | 2018 год | 2021 год | 2024 год | 2027 год | 2030 год
Доля с\х угодий соответствующих стандарту экологизированного АПК, %
Базовый - - 5 15 35 60
Оптимистический - - 15 25 50 80
Сельское хозяйство. Темп роста ВДС в сопоставимых ценах (среднегодовой за период)
Базовый - 100,2 102,3 102,9 101,9 101,4
Оптимистический - 101,7 102,5 104,4 102,9 102,7
Зерновые и зернобобовые, тыс. тонн
Базовый 13981 14020 14533 14660 14709 14749
Оптимистический 13981 14052 14360 14667 14978 15289
Виноград, тыс. тонн
Базовый 238 195 206 217 229 240
Оптимистический 238 196 212 230 247 265
Свинина, тыс. тонн
Базовый 84 85 101 140 179 218
Оптимистический 84 85 107 158 210 262
Птица, тыс. тонн
Базовый 293 294 324 355 386 416
Оптимистический 293 295 346 397 448 499
Молоко, тыс. тонн
Базовый 1357 1375 1536 1738 1951 2175
Оптимистический 1357 1380 1627 1936 2262 2605
Перечисленные программы направлены на дальнейшее развитие и повышение конкурентоспособности краевого АПК, на достижение прироста производства экологичной продукции с повышением добавленной стоимости за счет увеличения доли и степени переработки сельскохозяйственного сырья на территории Краснодарского края.
Развитие агропромышленного комплекса имеет большой потенциал и возможности устойчивого дальнейшего развития, так как интерес к этому сектору ежегодно растет. В настоящее время в АПК на территории края реализуется более 200 инвестиционных проектов. Динамика привлечения инвестиций устойчиво растет. Еще 3 года назад в развитие аграрного сектора края было вложено 29,5 млрд. руб, то на сегодняшний день этот показатель составил уже 42,7 млрд. руб. Планируется, что в 2020 году бюджетные вложения составят более 8,3 млрд. руб., эти деньги пойдут на реализацию комплексных программ развития сельских территорий.
В заключении можно сделать вывод, что агропромышленный комплекс Краснодарского края занимает лидирующие позиции среди производящих и перерабатывающих продавцов на рынке аграрной продукции и в сбытовой сфере тоже. Одной из основных функций края считается, что именно он поставляет свои продукты и в промышленные центры страны, и в города федерального значения, и даже в некоторые места средней России. Валовой объем продукции сельскохозяйственного назначения в Краснодарском крае самый большой, поэтому он заслуженно занимает первое место в России.
АПК Краснодарского края непрерывно развивается, однако успех в аграрном секторе не гарантирует отсутствие проблем, которые может решить только государственная поддержка. Экологические проблемы занимают огромную нишу среди всех остальных проблем комплекса, их нужно решать, улучшая качество и работу технологий, а также разрабатывая безотходные производства. Для минимизации вышеописанных трудностей, касающихся АПК надо объединить усилия центральной власти и регионов. Разработанные целевые программы, новые технологии, экологически чистые механизмы должны помочь процветанию данной отрасли.
Источники:
1. Герасименко О.А. Стратегический финансовый менеджмент и его особенности в аграрных формированиях/ Герасименко О.А. - Краснодар, 2019.
2. Коврякова Е.А. Анализ финансовой устойчивости организации/ Мотрошилова Т.В., Волков А.А., Коврякова Е.А.-В сборнике: Финансовый анализ: современные научные исследования и разработки сборник статей по материалам Меж-дународной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей, посвященной 95-летию Ку-банского государственного аграрного университета. 2017. С. 95-99.
3. Храмченко А.А. Антикризисный финансовый менеджмент как инструмент финансового оздоровления в РФ/ Храм-ченко А.А. - Международные научные исследования. 2016. № 4 (29). С. 325-329.
4. Клочко Е.Н. Информационно-консультативное обеспечение АПК Краснодарского края: оценка эффективно-сти функционирования / Е.Н. Клочко, М.В. Зелинская, Ж.С. Симонян // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. -№ 26 (4). - С. 102-108.
5. Саенко И.И. Формирование и управление кластерной стратегией регионального развития АПК Краснодар-ского края / И.И. Саенко, А.А. Тубалец // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 27(1). - С. 181-187.
6. Чернявская С.А. Анализ динамики развития молочного животноводства на примере сельскохозяйственных товаропроизводителей Краснодарского края / С.А. Чернявская, Т.А. Ягунова, В.В. Антрашитова // Вестник академии знаний. - 2018. - № 2 (25). - С. 243-249..
References:
1. Gerasimenko O.A. Strategic financial management and its features in agricultural formations / Gerasimenko O.A. - Krasnodar, 2019.
2. Kovryakova E.A. Analysis of the financial stability of the organization / Motroshilova T.V., Volkov A.A., Kovryakova E.A.-In the collection: Financial analysis: modern research and development, a collection of articles based on the materials of the Inter-national scientific and practical conference of students, graduate students and teachers, dedicated to 95th anniversary of the Kuban State Agrarian University. 2017.S. 95-99.
3. Khramchenko A.A. Anti-crisis financial management as an instrument of financial recovery in t he Russian Federa-tion / Khramchenko A.A. - International scientific research. 2016. No. 4 (29). S. 325-329.
4. Klochko E.N. Information and advisory support for the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory: evalua-tion of the effectiveness of functioning / E.N. Klochko, M.V. Zelinskaya, J.S. Simonyan // Humanities Studies. - 2019 .- No. 26 (4). - S. 102-108.
5. Saenko I.I. Formation and management of a cluster strategy for regional development of agribusiness in the Krasno-dar Territory / I.I. Saenko, A.A. Tubalets // Humanities Studies. - 2020. - No. 27 (1). - S. 181-187.
6. Chernyavskaya S.A. Analysis of the dynamics of the development of dairy farming on the example of agricultural producers of the Krasnodar Territory / S.A. Chernyavskaya, T.A. Yagunova, V.V. Antrashitova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 2 (25). - S. 243-249.9.
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10294
С.А. Хромова - аспирант кафедры «Управление персоналом», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), [email protected],
S.A. Khromova - Postgraduate Student of Department «Human Resource Management», Candidate of Economical Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University).
РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «БРЕНД РАБОТОДАТЕЛЯ»: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ ПОДХОД DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF "EMPLOYER BRAND": AN INTERDISCIPLINARY
MULTI-ASPECT APPROACH
Аннотация. В статье уточняется и дополняется сущность понятий бренд работодателя, брендинг работодателя, продукты бренда работодателя, с учетом развития современного маркетингового инструментария управления брендом и особенностей современного информационно-коммуникационного мира, содержания понятия «бренд», коммуникационные каналы и система управления человеческими ресурсами.
Формирование бренда работодателя рассматривается, используя маркетинговую схему «Луковицы бренда». Отмечается эффект, так называемых, сопутствующих брендов организации. Который проявляется в том, что бренд работодателя при целевой ориентации на сферу занятости и локализации в области человеческих ресурсов, в то же время связан с корпоративным и продуктовым брендом компании, а также имеет с ними взаимное влияние друг на друга.
Коммуникационные каналы (как один из слоев «луковицы бренда») не только доставляют продукты, формирующие бренд работодателя, до пользователя в условиях сложного («гибридного») мира, но также в своей конструкции включают обязательную обратную связь для получения ответной реакции и поддержания коммуникации с потребителями. Такой подход основан на использовании базы маркетинга 4.0, в том числе, выстраивание схем безусловной обратной связи и участия конечного пользователя в построении бренда при использовании его «продуктов».
Abstract. The article clarifies and expands the essence of the concepts of employer brand, employer branding, products, employer brand, with the development of modern marketing tools brand management and peculiarities of modern information and communication world, the concept of "brand", communications and human resource management system.
The formation of the employer's brand is considered using the marketing scheme "brand Bulbs". The effect of the so-called accompanying brands of the organization is noted. Which is manifested in the fact that the employer's brand, with its target orientation towards employment and localization in the field of human resources, is at the same time associated with the corporate and product brand of the company, and also has a mutual influence on each other.
Communication channels (as one of the layers of the "brand onion") not only deliver products that form the employer's brand to the user in a complex ("hybrid") world, but also in their design include mandatory feedback to get a response and maintain communication with consumers. This approach is based on using the marketing 4.0 framework, including building schemes of unconditional feedback and participation of the end user in building a brand when using its "products".
Ключевые слова: структура бренда работодателя, бренд работодателя, HR-бренд, продукты бренда работодателя (БР-продукты), имидж работодателя, репутация работодателя.
Key words: employer brand structure, employer brand, HR brand, employer brand products (EB products), employer image, employer reputation.