Научная статья на тему 'Реализация политики импортозамещения и ее влияние на потенциал агропромышленного комплекса Краснодарского края'

Реализация политики импортозамещения и ее влияние на потенциал агропромышленного комплекса Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / СЕЛЕКЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКСПОРТ / REGION / IMPORT SUBSTITUTION / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / STATE PROGRAM / SMALL BUSINESS / MODERNIZATION / INNOVATION / SELECTION / INVESTMENT / EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Л. А., Вертий М. В.

В статье обозначена роль политики импортозамещения в развитии агропромышленного комплекса региона. Выявляются проблемы, сдерживающие повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Обозначены задачи государства в отношении современного развития аграрного сектора. Акцентируется внимание на влиянии малого и среднего бизнеса региона на решение проблемы обеспечения сельскохозяйственным сырьем и продовольствием. Отмечается, что задача государства в отношении аграрного сектора четкое целеуказание, направленное на решение проблемы перепроизводства и четкое понимание, что и в каких количествах необходимо производить. Развитие транспортной составляющей, логистики выступают в числе ключевых факторов развития экспортной инфраструктуры, роль которой актуализируется в условиях переориентации с импортозамещения на экспортное производство. Агропромышленный комплекс Краснодарского края обладает мощным потенциалом для развития экспортного производства и устойчиво набирает обороты. Модернизация производства, улучшение качества производимой продукции и техники, создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в край являются основными направлениями реализации политики импортозамещения и ориентации на экспортное производство в Краснодарском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белова Л. А., Вертий М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the import substitution policy and its impact on the potential of the agricultural complex of the Krasnodar Territory

The article describes the role of import substitution policy in the development of the agro -industrial complex of the region. The problems constraining increase of competitiveness of domestic production are revealed. The tasks of the state in relation to the modern development of the agricultural sector are outlined. Attention is focused on the impact of small and medium-sized businesses in the region to solve the problem of providing agricultural raw materials and food. It is noted that the task of the state in relation to the agricultural sector is a clear target designation aimed at solving the problem of overproduction and a clear understanding of what and in what quantities it is necessary to produce. The development of the transport component, logistics are among the key factors in the development of export infrastructure, the role of which is updated in the conditions of reorientation from import substitution to export production. Agroindustrial complex of Krasnodar region has a strong potential for the development of export production and steadily gaining momentum. Modernization of production, improvement of quality of the made production and equipment, creation of favorable investment climate for attraction of investments to edge are the main directions of implementation of policy of import substitution and orientation to export production in Krasnodar Krai.

Текст научной работы на тему «Реализация политики импортозамещения и ее влияние на потенциал агропромышленного комплекса Краснодарского края»

Л. А. Белова - профессор кафедры экономики и ВЭД, к.э.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

L. A. Belova - Professor, Department of Economics & international relations, candidate of Economics, associated Professor, Kuban state agrarian University;

М. В. Вертий - доцент кафедры экономики и ВЭД, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

M. V. Vertiy - associate Professor of Economics and foreign trade, Ph. D., Kuban state agrarian University.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОТЕНЦИАЛ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ IMPLEMENTATION OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY AND ITS IMPACT ON THE POTENTIAL OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF KRASNODAR REGION

Аннотация. В статье обозначена роль политики импортозамещения в развитии агропромышленного комплекса региона. Выявляются проблемы, сдерживающие повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Обозначены задачи государства в отношении современного развития аграрного сектора. Акцентируется внимание на влиянии малого и среднего бизнеса региона на решение проблемы обеспечения сельскохозяйственным сырьем и продовольствием. Отмечается, что задача государства в отношении аграрного сектора - четкое целеуказание, направленное на решение проблемы перепроизводства и четкое понимание, что и в каких количествах необходимо производить. Развитие транспортной составляющей, логистики выступают в числе ключевых факторов развития экспортной инфраструктуры, роль которой актуализируется в условиях переориентации с импортозамещения на экспортное производство. Агропромышленный комплекс Краснодарского края обладает мощным потенциалом для развития экспортного производства и устойчиво набирает обороты. Модернизация производства, улучшение качества производимой продукции и техники, создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в край являются основными направлениями реализации политики импортозамещения и ориентации на экспортное производство в Краснодарском крае.

Annotation. The article describes the role of import substitution policy in the development of the agro -industrial complex of the region. The problems constraining increase of competitiveness of domestic production are revealed. The tasks of the state in relation to the modern development of the agricultural sector are outlined. Attention is focused on the impact of small and medium-sized businesses in the region to solve the problem of providing agricultural raw materials and food. It is noted that the task of the state in relation to the agricultural sector is a clear target designation aimed at solving the problem of overproduction and a clear understanding of what and in what quantities it is necessary to produce. The development of the transport component, logistics are among the key factors in the development of export infrastructure, the role of which is updated in the conditions of reorientation from import substitution to export production. Agro-industrial complex of Krasnodar region has a strong potential for the development of export production and steadily gaining momentum. Modernization of production, improvement of quality of the made production and equipment, creation of favorable investment climate for attraction of investments to edge are the main directions of implementation of policy of import substitution and orientation to export production in Krasnodar Krai.

Ключевые слова: регион, импортозамещение, агропромышленный комплекс, государственная программа, малый бизнес, модернизация, инновации, селекция, инвестиции, экспорт.

Keywords: region, import substitution, agro-industrial complex, state program, small business, modernization, innovation, selection, investment, export.

Известные события 2014 года и их последствия, включающие в том числе и санкционную войну, поставили Россию перед необходимостью ориентации на импортозамещение, то есть насыщение внутреннего рынка отечественными продовольственными товарами. Это было вполне оправдано, так как наша страна входила в число крупнейших в мире стран импортеров продовольствия. Сегодня можно говорить о насыщении внутреннего рынка отечественным продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, что вызывает смену парадигмы всей государственной политики и ориентацию на экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Вместе с тем, реальные механизмы переориентации с импортозамещения на экспортное производство аграрной продукции на государственном уровне не сформировались. В частности, остается проблемой повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в то время как большинство мер поддержки заключается в выравнивании условий доступа к кредитным ресурсам. Российские фермеры несут высокие затраты на перевалку зерновых в портах, хранение продукции на элеваторе, что не оставляет им шансов для здоровой конкуренции с западными экспортерами, в сфере животноводства ситуация обстоит еще хуже [8].

Еще одна серьезная проблема - отсутствие на страновом уровне ориентиров и прогнозов по рынку, поэтому сельскохозяйственные производители оказываются в информационном вакууме, что вызывает то дефицит, то профицит по различным видам продукции.

Задача государства в отношении аграрного сектора - четкое целеуказание. «Сейчас все говорят об экспорте, но он в любом случае ограничен, в частности, внешним спросом и бесконечно его развивать нельзя. Мин-сельхоз должен четко определиться с целеуказанием - что производить, в каких объемах», - подчеркнул первый

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. В качестве примера он привел ситуацию с зерновыми. На уровне производителей уже пришло понимание, что одной монокультурой заниматься опасно, но на уровне госполитики выпуск не регулируется [7].

Отсутствие координации между органами власти и бизнесом - еще один очень злободневный вопрос. В стране необходимо координировать объёмы импорта и внутреннего производства. В частности, большинство экономистов страны говорят о том, что надо наращивать производство молока. Краснодарский край демонстрирует ежегодный рост по этому показателю, в 2016 году многие хозяйства участвовали в реализации нацпроектов, а в 2018 году получили цену ниже себестоимости за счет того, что регулирование входящей продукции из других стран в виде пальмового масла и сухого молока не совсем коррелирует с производством. Здесь очень важна синхронизация - если сельхозпроизводители нарастили объемы производства, то государству следует сократить импорт. Потому что, к сожалению, такая ситуация складывается не только с молоком, но и со многими другими видами сельскохозяйственной продукции. Это неблагоприятно отражается на отечественных производителях, так как у них пропадает интерес производить более качественную продукцию за относительно низкую цену.

Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья Краснодарского края в 2018 году увеличился на 10,9%, относительно 2016 года, что оказывает негативное влияние на насыщенный местный рынок сбыта (таблица 1).

Таблица 1 - Импорт продовольственных товаров Краснодарского края,

млн долл. [6]

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018г.

Импорт всего 5541 4996 4004 3634 4611 4677

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 3028 2684 2541 2114 2434 2345

Удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем объеме импорта, % 54,6 53,7 63,4 58,2 52,8 50,1

Вместе с тем, в 2018 году объем импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья сократился на 3,6% относительно 2017 года, а их удельный вес в общем объеме импорта, впервые с 2013 года, составил 50,1%.

Реализация политики импортозамещение в Краснодарском крае при поддержке государства, позволила обеспечить продовольственную независимость региона и страны, повысить конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей на международном и национальном рынках [2]. Предприниматели, в условиях ослабления импортной зависимости, продемонстрировали неограниченные возможности малого и среднего бизнеса региона в решении проблемы обеспечения сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, попутно создавая новые рабочие места и снижая социальную напряженность на селе. Импортозамещение становится основой для промышленного и экономического роста. Упор делается на малый бизнес и частное предпринимательство, так как они вносят значительный вклад в производство продукции и процесс импортозамещения, несмотря на проблемы со сбытом продукции собственного производства, недостаточное техническое оснащение, высокую стоимость заемных средств и отсутствие залоговой базы для привлечения кредитных средств [4].

На фоне положительной динамики роста объемов продукции растениеводства, актуализируется проблема зависимости кубанских аграриев от поставок импортного семенного материала. В рамках политики им-портозамещения в крае разработана подпрограмма «Развитие селекции и семеноводства в Краснодарском крае» со сроком реализации 2016-2021 гг., которая направлена на решение следующих задач: модернизацию материально-технической и технологической баз селекции и семеноводства; увеличение числа сортов и гибридов селекции, а также объемов производства их семян; повышение продаж семян кубанской селекции как на региональном, так и на российском рынках.

Для эффективного импортозамещения в целях обеспечения населения высококачественными и недорогими овощами перед АПК Краснодарского края стоят задачи по дальнейшему увеличению производства овощей в открытом и защищенном грунтах.

На сегодняшний день Краснодарский край занимает 3-е место в России по производству скота и птицы на убой в живом весе, уступая лишь Белгородской и Челябинской областям, что достигнуто в результате увеличения производства мяса птицы, свинины, баранины. Данная тенденция сохраняется также за счет наращивания поголовья свиней, овец и птицы (таблица 2).

Таблица 2 - Поголовье скота и птицы в Краснодарском крае, тыс. голов [9]

Наименование 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2013г., %

Крупный рогатый скот 563 543 539 546 543 533 94,7

В том числе: Коровы 225 218 216 215 213 211 93,8

Свиньи 289 334 434 367 410 527 182,3

Овцы и козы 180 197 208 227 224 215 119,4

Птица, млн гол. 24 23 24 26 27 27 112,5

Важно не только ставить цели на уровне государства и ориентироваться на экспорт, но и увеличивать роль игроков рынка в принятии законодательных решений. Ведь проблема состоит не в координации, а в том, что у сельхозпроизводителей отсутствуют механизмы аккредитации бизнеса во власти, решения принимаются без участия бизнес-сообщества [3].

Политика импортозамещения повлияла на реализацию государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», в рамках которой реализуется подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса». Основной целью данной программы является увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, а также продуктов ее переработки посредством решения следующих задач:

- повышение уровня финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- увеличение объемов производства и переработки продукции растениеводства и животноводства, а также развитие малых форм хозяйствования и кооперации на селе (крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов);

- развитие малого предпринимательства в малых сельских населенных пунктах;

- увеличение объемов производства винодельческой продукции, оказание содействия организациям в проведении технической и технологической модернизации.

До 2025 года планируется вложить значительный объем инвестиций в развитие отраслей агропромышленного комплекса Краснодарского края (таблица 3).

Таблица 3 - Финансирование подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» в Краснодар-

ском крае [1]

Год Сумма финансирования, тыс. руб.

2017 3856917,3

2018 4977985,1

2019 5502337,1

2020 5063717,0

2021 5021119,6

2022 5247265,5

2023 5313755,0

2024 5316380,0

2025 5217558,9

Всего по подпрограмме 45517035,5

Подпрограмма рассчитана на 2017 - 2025 годы и предусматривает два этапа реализации: I этап - 2017 -2021 годы и II этап - 2022 - 2025 годы.

Программа импортозамещения в Краснодарском крае, включающая меры по поддержке агропромышленного комплекса, а также разработку мер по модернизации предприятий пищевой промышленности, начала реализовываться с 2015 года. Развитие ряда отраслей стимулировали стремительный рост показателей в АПК региона, а модернизация оборудования на производствах и развитие потребительской сферы способствовали выходу региона на внешнеторговый рынок в качестве конкурентоспособного субъекта (рисунок 2).

~ Производство Переработка ,т.

Овощеводство г Животноводство

семян / рыбопродукции

Рисунок 2 - Основные направления импортозамещения в сфере АПК региона

На сегодняшний день уровень роста показателей производства продукции растениеводства значительно превышает уровень роста показателей животноводства.

Край занимает второе место в России по производству молока и остается лидером по переработке молочной продукции, однако потенциальные мощности перерабатывающих предприятий не используются в полную силу. Увеличение количества молочного поголовья сможет добавить недостающее количество молока и вывести край в лидеры.

В крае разработана стратегия развития отрасли животноводства до 2024 года, которая направлена на строительство и модернизацию имеющихся ферм и создание новых модернизированных комплексов (рисунок 2).

Рисунок 2 - Основные направления стратегии развития отрасли животноводства в Краснодарском крае до 2024 года

Целью данной стратегии является получение качественной конкурентоспособной продукции, которая позволит обеспечить не только внутренние потребности края, но и будет способствовать усилению экспортных позиций региона.

На территории Кубани сосредоточены предприятия, чья продукция уже сегодня является качественным аналогом импортных товаров. В числе таких производителей ООО «ЕвроХим - Белореченские Минудобрения», ООО «Кубанский бекон», ОАО «Племзавод «Урожай», ОАО «Племзавод «Воля», ЗАО фирма «Агрокомплекс», ООО «Первомайская инкубаторно-птицеводческая станция», КФХ Чеха Е. И., КФХ Никитенко А. Н., ООО «Возрождение-Агро» и многие другие.

Организации края имеют реальную перспективу модернизации своих производств и, как следствие, улучшение качества продукции, насыщение ею не только внутреннего рынка, но и ряда торговых площадок зарубежных стран.

Модернизация производства, улучшение качества производимой продукции и техники, создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в край являются основными направлениями реализации политики импортозамещения в Краснодарском крае.

На сегодняшний день реализуется Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г., в рамках которой предусматривается повышение уровня конкурентоспособности отечественных морских портов Азово-Черноморского бассейна путем усиления инновационной составляющей в их развитии, оснащение их новейшими техническими средствами, прогрессивными технологиями, современными электронными системами управления информационно-технологическим процессом. Все эти мероприятия послужат улучшению логистики и дальнейшему развитию агропромышленного комплекса Краснодарского края.

Важно помнить о комплексном решении проблем стратегического характера, включающих:

- рост уровня занятости населения в сельском хозяйстве в условиях развития собственного производства;

- технологическое обновление производственного процесса на сельскохозяйственных предприятиях Краснодарского края;

- разработка и применение передовых технологий в производстве продукции агропромышленного комплекса Краснодарского края;

- увеличение количества запатентованных технологий, разработанных с применением мировых стандартов и внедренных в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования Кубани;

- создание инновационной инфраструктуры для диверсификации торговли сельскохозяйственной продукцией на территории Кубани;

- содействие разработчикам и производителям оборудования в создании новых отечественных технологий и их внедрении на предприятиях Кубани;

- поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции Кубани;

- проведение оценки эффективности работы институтов развития, направленной на осуществление финансовой и нефинансовой поддержки импортозамещающих производств Кубани;

- обеспечение технической модернизации импортозамещения на предприятиях Кубани;

- формирование благоприятного инвестиционного климата в Краснодарском крае;

- усиление роли логистики в развитии АПК Краснодарского края;

- развитие предприятий по переработке зерновых, плодово-ягодных и других овощных культур для реализации стратегии импортозамещения;

- популяризация и широкое внедрение технологий бережливого производства во всех сферах экономической деятельности на Кубани.

Для успешной реализации данных мер необходимо придерживаться программы и рекомендаций, разработанных по поручению президента. Налаживание эффективных каналов связи между государственными институтами и частным бизнесом внутри региона, а также государственная поддержка стратегических направлений развития региона и страны в целом, являются залогом успешного развития агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность региона и страны.

Источники:

1. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 года № 944 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (с изменениями на 28 июня 2019 года)» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru

2. Артемова Е. И., Белова Л. А. Оценка эффективности развития сельского хозяйства Краснодарского края в условиях импортозамещения // Труды Кубанского государственного аграрного университета - 2015. - № 57. - С. 7-13.

3. Белова Л. А., Вертий М. В. Экспортные возможности регионального АПК / Л. А. Белова, М. В. Вертий // Российская экономическая модель-8: будущее в условиях кризиса глобализации. Коллективная монография. - Краснодар, 2018. - С. 344-359.

4. Вертий М. В. Влияние научно-технического прогресса на эффективность зернового производства // Техника и оборудование для села. - 2011. - № 10. - С. 35-38.

5. Внешнеэкономическая деятельность организаций Краснодарского края. Статистический сборник. 2018: Стат. сб. / Краснодарстат - Краснодар, 2019. - 68 с.

6. Официальный сайт администрации Краснодарского края. - URL: http://www.admkrai.krasnodar.ru.

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru

8. Раров И. В., Белова Л. А. Современные тенденции развития АПК России // Научное обеспечение агропромышленного комплекса // сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2015 год. Министерство сельского хозяйства РФ; ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина» - 2016. - С. 596-599.

9. Сельское хозяйство Краснодарского края. Статистический сборник. 2018: Стат. сб. / Краснодарстат - Краснодар, 2019. - 234 с.

Sources:

1. Resolution of the head of administration (Governor) of Krasnodar region dated October 5, 2015 No. 944 «on approval of the state program of Krasnodar region» Development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food" (as amended on June 28, 2019) "[Electronic resource] - access Mode: http://www.garant.ru

2. Artemova E. I., Belova L. A. Assessment of efficiency of development of agriculture of Krasnodar Krai in the conditions of import substitution / / Proceedings of the Kuban state agrarian University-2015. - No. 57. - Pp. 7-13.

3. Belova L. A., Vertiy M. V. Export opportunities of regional agroindustrial complex / L. A. Belova, M. V. Vertiy / / Russian economic model-8: the future in the conditions of globalization crisis. Collective monograph. - Krasnodar, 2018. Pp. 344-359.

4. Vertiy M. V. the Impact of scientific and technological progress on the efficiency of grain production // technology and equipment for the village. - 2011. - No. 10. Pp. 35-38.

5. Foreign economic activity of organizations of Krasnodar region. Statistical compendium. 2018: Stat. sat. / Krasnodarstat-Krasnodar, 2019. - 68 p.

6. Official website of the administration of Krasnodar region. - URL: http://www.admkrai.krasnodar.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Official website of the Federal state statistics service [Electronic resource] - access Mode: http://www.gks.ru

8. Rarov I. V., Belova L. A. Modern tendencies of development of agroindustrial complex of Russia / / Scientific support of agroindustrial complex / / collection of articles on materials of the 71 st scientific-practical conference of students on the results of research for 2015. Ministry of agriculture of the Russian Federation; Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin-2016. - Pp. 596599.

9. Agriculture of Krasnodar region. Statistical compendium. 2018: Stat. sat. / Krasnodarstat-Krasnodar, 2019. - 234 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.