УДК 338.242.4
08.00.00 Экономические науки
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО РЕЖИМА
Кудряков Владимир Георгиевич
к.э.н, профессор
РИНЦ SPIN- код: 6663-7770
e-mail: [email protected]
Кубанский государственный аграрный
университет им. И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия
Артемова Елена Игоревна
д.э.н., профессор
РИНЦ SPIN- код: 9345-1430
e-mail: [email protected]
Кубанский государственный аграрный
университет им. И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия
Плотникова Елена Владимировна старший преподаватель РИНЦ SPIN- код: 4061-8030 e-mail: [email protected]
Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия
Проанализирована система государственного регулирования региональной продовольственной безопасности и обоснованы основные направления её обеспечения в условиях санкционного режима. Представлена схема составляющих элементов системы региональной продовольственной безопасности, включающая цель и основные задачи. Выявлены особенности современной продовольственной проблемы России и её регионов, систематизированы негативные последствия зарубежных санкций, дана оценка факторов, препятствующих реализации политики ускоренного импортозамещения. Выполнен анализ экспорта и импорта основных видов продовольствия в Краснодарском крае за 2011-2015гг. Представлена динамика потребления продуктов питания на душу населения в России и Краснодарском крае. Аргументирована необходимость диверсификации торговых связей и поиска потенциальных инвесторов для реализации пилотных инновационных проектов в реальном секторе экономики региона. Обоснованы актуальные направления оптимизации инструментов государственного регулирования продовольственной безопасности Краснодарского края в условиях современных экономических реалий. Доказано, что эффективная реализация региональной аграрной политики предполагает наличие стратегии развития аграрного сектора экономики, которая выражает приоритет государства по отношению к сельскому хозяйству и включает наличие реального аграрного протекционизма
UDC 338.242.4 Economics
STATE REGULATION OF REGIONAL FOOD SECURITY IN THE SANCTIONS REGIME
Кудряков Владимир Георгиевич Cand.Econ.Sci., professor RSCI SPIN- code: 6663-7770 e-mail: [email protected] Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
Artemova Elena Igorevna
Dr. Sci. Econ., professor
RSCI SPIN- code: 9345-1430, т. 89184473245
e-mail: [email protected]
Kuban State Agrarian University,
Krasnodar, Russia
Plotnikova Elena Vladimirovna Senior Lecture,
RSCI SPIN- code: 4061-8030, т. 89182112117 e-mail: [email protected] Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
We have analyzed the system of state regulation of regional food security and substantiated the main directions of its software under the sanctions regime, presented the scheme of the constituent elements of regional food security, including the purpose and the main task. We have revealed the features of the modern food problems of Russia and its regions, systematized the negative effects of international sanctions, assessed the obstacles to implementation of the accelerated import substitution policy. An analysis of exports and imports of basic foodstuffs in the Krasnodar region for 2011-2015 has been shown. We have also presented the dynamics of the average per capita consumption of food among the population of Russia and the Krasnodar region. The work substantiates the necessity to diversify trade relations and the search for potential investors for the implementation of pilot innovative projects in the real sector of the economy of the region. It substantiates the actual directions of optimization tools of state regulation of the food security of the Krasnodar region in the conditions of modern economic realities. It is proved that the effective implementation of the regional agricultural policy requires a development strategy for the agricultural sector, which expresses the priority of the state in relation to agriculture and includes the presence of a real agrarian protectionism
Ключевые слова: РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, САНКЦИИ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА
БОТ: 10.21515/1990-4665-123-136
Keywords: REGIONAL FOOD SECURITY, KRASNODAR REGION, SANCTIONS, IMPORT SUBSTITUTION, STATE REGULATION, STATE AGRICULTURAL POLICY
Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной аграрной политики России в условиях современных экономических реалий, связанных с глобальными вызовами. Геополитическая напряжённость, снижение мировых цен на углеводороды, режим санкций, ответное продовольственное эмбарго существенно повлияли на систему государственного регулирования аграрной сферы, потребовали реализации безотлагательных мер, направленных на обеспечение продовольственного суверенитета страны и рост конкурентоспособности аграрной продукции. В этой связи исследования, связанные с анализом современного состояния системы государственного регулирования продовольственной безопасности регионов, а также обоснование приоритетных направлений её совершенствования представляются актуальными.
Проблемам продовольственного обеспечения России посвящены работы А.Б. Мельникова, В.И. Нечаева и многих других [5, 6]. Однако многие аспекты, связанные с адаптацией системы региональной продовольственной безопасности страны к санкционному режиму изучены недостаточно и требуют постоянного мониторинга.
Отечественный аграрный сектор, функционирующий в условиях кризисных явлений в мировой экономике, характеризуется повышенным уровнем производственно-финансовых и политических рисков, что предполагает необходимость совершенствования государственной аграрной политики и системы государственного регулирования отрасли. Только преодоление негативных тенденций в сельском хозяйстве, связанных с недостаточным уровнем развития институциональной среды, относительно
низкой инновационно-инвестиционной привлекательностью аграрной сферы позволит за счёт роста объёмов производимой продукции, повышения её конкурентоспособности и улучшения качества решить проблему им-портозамещения.
Необходимость укрепления системы продовольственной безопасности страны, которая за годы проводимых экономических реформ конца 90-х - начала 2000-х годов была утеряна, связана с зависимостью России от импорта ряда продовольственных товаров, в том числе, молока, мяса и мясной продукции. Так, доля импорта в совокупных ресурсах мяса и мясопродуктов страны на протяжении 2000-2015 гг. превышала 20%, снизившись до 16,4% только в 2014 г., а импорт молока за рассматриваемый период колебался в пределах 20-30% [4].
В этой связи, главным условием преодоления кризисных и закрепления позитивных тенденций функционирования продовольственного комплекса России является регулирование отечественного производства продовольствия и внешней торговли продовольствием.
Система региональной продовольственной безопасности имеет четко структурированные цели и задачи (рис. 1).
Продукты питания необходимы ежедневно каждому человеку, а уровень и экологическая безопасность питания определяют здоровье нации и продолжительность жизни, а также характеризуют степень социально-экономического развития страны и её регионов. В этой связи важной задачей обеспечения региональной продовольственной безопасности является доступность продовольствия для населения региона с точки зрения доходов, т.е. возможность для каждого человека в рыночных условиях приобрести достаточное количество высококачественной отечественной пищи, удовлетворяющей потребности и обеспечивающей максимальную продолжительность жизни.
В настоящее время проблема обеспечения продовольственной без-
опасности страны и её регионов обострилась в связи с неблагоприятной для России внешнеэкономической конъюнктурой. Сложившаяся ситуация возникла, в том числе, в результате развязанной отдельными европейскими державами и США войны санкций, направленной на дестабилизацию финансово-экономической ситуации в России.
Рисунок 1 - Схема составляющих элементов системы региональной продовольственной безопасности
Наиболее остро продовольственная проблема проявилась при введении Россией отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности страны в соответствии с Указом Президента РФ от 6 августа 2014 г. №560 [1]. В соответствии с Указом под зарубежные санкции попала примерно пятая часть объема российского импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, что соответствует почти 15% объема их внутреннего потребления. Так, по данным Федеральной таможенной службы, попавший под ограничения объем импортного про-
довольствия, поступавший в Россию за год составляет около 9,1 млрд долл. Из них на США приходится 843,8 млн, страны Европейского Союза -около 6,5 млрд, Норвегию - 1,2 млрд, Канаду - 373,6 млн, Австралию -182 млн долларов [1, 3]. Важно подчеркнуть, что на страны Европейского Союза до объявленного Россией частичного эмбарго приходилось свыше 71% объема импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Отечественным товаропроизводителям было сложно конкурировать с зарубежными фермерами, которые всегда имели относительно низкие затраты на логистику при поставке крупных партий сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Россию.
Введённые санкции актуализировали поиск новых стратегических подходов к решению проблемы совершенствования системы государственного регулирования продовольственной безопасности и существенно обострили проблему надежного обеспечения населения регионов продовольствием отечественного производства. К негативным последствиям зарубежных санкций можно отнести:
- возрастание рисков невозможности привлечения необходимых инвестиций в аграрный сектор и сложности с реализацией новых крупных инвестиционных проектов вследствие ухудшения бизнес-климата в стране и удорожания кредитных ресурсов;
- рост потребительских цен на продовольственные товары и обострение проблемы продовольственного обеспечения социально незащищённых слоев населения;
- сокращение товарной линейки продовольственных товаров определённых видов, отечественное производство которых невозможно организовать в короткие сроки;
- сжатый временной лаг для реализации технико-технологичской модернизации аграрного производства, который может затруднить быструю замену импортных технологий на отечественные.
Из-за невозможности сравнительно быстрого наращивания собственных продовольственных ресурсов России в срочном порядке пришлось искать и задействовать новые источники крупномасштабных импортных поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, диверсифицировать и переориентировать их на другие государства (например, страны БРИКС).
Хотя в стране отсутствуют продовольственный дефицит и угроза голода для абсолютного большинства населения, остается проблемой экономическая доступность пищевых продуктов для его отдельных категорий, в том числе малоимущих граждан. Так, около 40% домохозяйств страны, расходуют на питание примерно 40% семейного бюджета. Кроме того, в отдельных регионах существуют домохозяйства, тратящие на него свыше 50% семейного бюджета, что соответствуют критическому уровню по международной классификации. В этой связи проблема национальной продовольственной безопасности коррелирует с проблемой бедности населения, которое проживает преимущественно в сельской местности.
Основу производительных сил России составляет агропромышленный комплекс. Развитие АПК создает условия для удовлетворения потребностей населения в необходимой продукции и таким образом обеспечивает государственный продовольственный суверенитет [9].
Важно подчеркнуть, что основой укрепления продовольственной безопасности является повышение эффективности и конкурентоспособности функционирования отечественного агропромышленного комплекса и его базовых отраслей. Однако, реализация политики импортозамещения требует времени, необходимого для структурной перестройки аграрной экономики, модернизации технико-технологической базы аграрной сферы, активизации инновационной составляющей производственных процессов. Решение обозначенных проблем должно привести к увеличению объёмов отечественного агропромышленного производства, росту качества и обес-
печению других конкурентных параметров производимой продукции.
Основными причинами, препятствующими эффективному проведению политики импортозамещения, являются:
1 Низкие темпы обновления основных производственных фондов сельского хозяйства в условиях нестабильной экономической среды.
2 Существенная зависимость аграрного сектора от импортных поставок генетического материала, инновационных технологий производства, элитных семян, высокопродуктивных пород сельскохозяйственных животных и пр.
3 Девальвация отечественной валюты, сокращающая финансовые возможности отечественных товаропроизводителей в реализации крупных инвестиционных проектов.
4 Высокая закредитованность сельскохозяйственных организаций, сложности получения доступных кредитных ресурсов.
5 Недостаток высокоэффективных аграрных кластеров, способных в условиях кризиса реализовать инновационные проекты.
6 Отсутствие в необходимом количестве логистических центров, обеспечивающих хранение, транспортировку и реализацию аграрной продукции.
7 Наличие межотраслевых экономических диспропорций в агропромышленном комплексе страны [2].
Обеспечение системы продовольственной безопасности страны возложено на её регионы, одним из которых является Краснодарский край, который по объёмам инвестиций в АПК в 2015г. занял 1 место [6].
Наибольший удельный вес продукции сельского хозяйства региона в 2015 г. приходился на сельскохозяйственные организации - 62,3%, в хозяйствах населения производилось 19,4% продукции и 18,3% - в крестьянских (фермерских) хозяйствах (табл. 1).
В Краснодарском крае активно используется механизм государ-
ственной поддержки отраслей сельского хозяйства: стимулирование производства конкретных видов аграрной продукции, компенсация затрат на приобретение удобрений, запасных частей и других ресурсов.
Таблица 1 - Производство продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств Краснодарского края, млн руб
Показатель 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015 г. 2015 г. к 2011 г., %
Хозяйства всех категорий 239235 234524 254710 286518 365753 152,9
Сельскохозяйственные
организации 140146 135989 154843 173202 227751 162,5
Удельный вес продукции сель-
скохозяйственных организации в общем объеме продукции, % 58,6 58,0 60,8 60,4 62,3
Хозяйства населения 65325 63770 60367 66185 70785 108,4
Удельный вес продукции
хозяйств населения
в общем объеме продукции, % 27,3 27,2 23,7 23,1 19,4 -
Крестьянские (фермерские) хозяйства 33764 34765 39500 47132 67217 199,1
Удельный вес продукции К(Ф)Х в общем объеме продукции, % 14,1 14,8 15,5 16,4 18,3
С 2014 года на территории региона реализуется государственная программа Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», мероприятия которой которая финансируются за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников [2].
В рамках программы на условиях софинансирования федерального бюджета предоставляются следующие виды господдержки:
- на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур по перечню, утверждаемому МСХ РФ;
- на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области приоритетных подотраслей растениеводства и животноводства;
- на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам;
- на развитие системы страхования рисков на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культур;
- на развитие и поддержку садоводства и чаеводства.
Основной целью государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 гг. является обеспечение устойчивого развития АПК Краснодарского края и повышение конкурентоспособности производства сельскохозяйственной продукции на основе комплексной технико-технологической модернизации отрасли и развития институциональной среды [8].
В сложившихся условиях одним из основных направлений государственной аграрной политики должно стать создание импортозамещаюших производств, особенно по тем видам продукции, для наращивания производства которых регионы располагают необходимыми условиями.
В таблице 2 представлен экспорт основных продовольственных товаров Краснодарского края. Расчеты показывают, что за 2011-2015гг произошло увеличение экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 30,0%. При этом экспорт сыров и творога возрос в стоимостном выражении на 18,9%, злаков - на 19,7%, а молока и сливок - сократился на 11,5%.
Таблица 2 - Экспорт основных продовольственных товаров Краснодарского края
Показатель Стоимость, тыс долл США 2015 г. в % к
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2011 г. 2015 г.
Экспорт - всего, млн долл США 9818 9810 7774 10065 6276 63,9 62,4
Продовольственные
товары и сельскохо-
зяйственное сырье (кроме текстильного), млн долл США 1184 1671 1706 2268 1515 130,0 66,8
в том числе:
- молоко и сливки 1948 2195 2318 2331 1725 88,5 74,0
- молоко сгущенное - 2105 1592 1244 841 - 67,6
- сыры и творог 950 1160 1144 1149 1130 118,9 98,3
- злаки 905922 1138198 1174543 1812614 1083949 119,7 59,8
По отношению к 2014 г. произошло сокращение экспорта основных
продовольственных товаров на 33,2%.
В таблице 3 представлен импорт основных продовольственных товаров Краснодарского края.
Таблица 3 - Импорт основных продовольственных товаров Краснодарского края
Показатель Стоимость, тыс долл США 2015г в % к
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2011 г. 2014 г.
Импорт - всего, млн долл США 5026 4941 5541 4996 4004 79,7 80,1
Продовольственные то-
вары и сельскохозяй-
ственное сырье (кроме текстильного), млн долл США 2631 2395 3028 2684 2541 96,6 94,7
в том числе:
- мясо, включая субпродукты (без птицы) 3075 2805 5454 3266 996 32,4 30,5
- рыба свежая и мороженая 2001 7722 7280 14086 7871 в 3,9 раз 55,9
- картофель1 144,4 32,0 42,9 107,7 85,6 59,3 79,5
- овощи свежие 540207 526311 613891 520141 435511 80,6 83,7
1 Стоимость картофеля в млн долларов
Данные таблицы 3 показывают снижение импорта продовольственных товаров в регионе за период 2011-2015гг. на 3,4%. Наблюдается зна-
чительное сокращение импорта мяса, включая субпродукты, на 87,6%, свежих овощей - на 19,4%, картофеля - на 20,5%. Импорт рыбы за аналогичный период увеличился в 3,9 раз. По отношению к 2014 г. в 2015 году произошло сокращение импорта по всем представленным позициям.
Важно подчеркнуть, что под влиянием экономической и геополитической ситуации география продовольственного сегмента импорта Краснодарского края изменилась. Так, появились новые торговые партнеры -Иран, Сенегал, Боливия, Пакистан. Увеличились объёмы импорта из Бразилии, Македонии, Чили, Боснии и Герцеговины, ЮАР, Бангладеш [7].
С целью диверсификации торговых связей и поиска потенциальных инвесторов Администрацией Краснодарского края в 2015 году был утвержден «План мероприятий содействия импортозамещению в Краснодарском крае на среднесрочную перспективу», направленный на укрепление диалога с иностранными партнерами и расширение презентационной деятельности. Этому способствуют мероприятия, ставшие традиционными для региона, такие как Международный инвестиционный форум в Сочи, Международная агропромышленная выставка «Золотая нива», Международная агропромышленная выставка «ЮГАГРО» и множество других. В настоящее время в Краснодарском крае функционирует около 800 предприятий с участием иностранного капитала из более чем 70 стран мира, в стадии реализации находятся более 200 пилотных инвестиционных проектов [7].
В таблице 4 представлены данные о потреблении основных продуктов питания на душу населения в России и Краснодарском крае.
Доля расходов на продукты питания за 2011-2015 гг. снижается как по России в целом, так и по Краснодарскому краю, но показатель региона превышает среднероссийский. Потребление продуктов питания на душу населения по всем продуктам, кроме молока и картофеля, в крае выше и в динамике растёт.
Государственное регулирование региональной продовольственной безопасности в условиях импортозамещения предполагает решение триединой задачи:
- реализация текущих антикризисных мер, направленных на стабилизацию регионального продовольственного рынка;
- осуществление мероприятий по структурной перестройке АПК в соответствии с выработанными приоритетами перспективного развития аграрного сектора в условиях рынка;
- формирование рыночной среды, проведение соответствующих институциональных преобразований.
Таблица 4 - Потребление продуктов питания на душу населения в России и Краснодарском крае [10]
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014г. 2015г1.
Доля продуктов питания в структуре
расходов, %: - Российская Федерация 32,6 31,4 31,2 31,9 32,1
- Краснодарский край 37,6 35,8 33,8 33,5 33,7
Потребление на душу населения
Мяса и мясопродуктов, кг: - Российская Федерация 71 74 75 74 74
- Краснодарский край 76 79 81 81 81
Молока и молочных продуктов, кг: - Российская Федерация 246 249 248 244 246
- Краснодарский край 222 224 224 223 224
Яиц, шт:
- Российская Федерация 271 276 269 269 271
- Краснодарский край 317 321 313 313 314
Сахара, кг: - Российская Федерация 40 40 40 40 40
- Краснодарский край 49 49 49 49 49
Картофеля, кг: - Российская Федерация 110 111 111 111 111
- Краснодарский край 88 90 90 92 93
Овощей и продовольственных бахчевых культур, кг: - Российская Федерация 106 109 109 111 110
- Краснодарский край 132 134 135 136 137
Растительного масла, кг:
- Российская Федерация 13,5 13,7 13,7 13,8 13,8
- Краснодарский край 17,0 17,3 17,4 17,4 17,4
Хлебных продуктов, кг: - Российская Федерация 119 119 118 118 119
- Краснодарский край 133 132 133 132 133
2015 г. - предварительная оценка
Актуальными направлениями оптимизации инструментов государственного регулирования региональной продовольственной безопасности в условиях санкционного режима и реализации политики импортозамещения являются:
- совершенствование нормативно-правовой базы функционирования агропромышленного комплекса на федеральном и региональном уровнях;
- совершенствование структуры и повышение конкурентоспособно-
сти производимой отечественной аграрной продукции;
- стимулирование платежеспособного спроса населения на продовольствие;
- сохранение гарантированных государственных закупок важнейших видов сельхозпродукции и сырья;
- реструктуризация задолженностей отечественных товаропроизводителей;
- развитие агропромышленной интеграции на кооперативной и акци-онерно-корпоративной основе;
- регулирование товарных рынков, включая антимонопольное регулирование цен, тарифов и доходов сельхозпроизводителей;
- совершенствование тарифно-таможенного регулирования импортно-экспортных операций;
- государственная поддержка инвестиционного процесса, привлечение средств частных инвесторов;
- создание эффективной системы страхования качественных параметров производства, инвестиций и доходов [7, 8].
Таким образом, основным инструментом государственного регулирования региональной продовольственной безопасности в условиях санк-ционного режима и реализации политики импортозамещения является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Её эффективная реализация предполагает наличие стратегии развития аграрного сектора экономики, которая выражает приоритет государства по отношению к сельскому хозяйству. Этот приоритет должен носить не только декларативный характер, но и предполагать наличие реального аграрного протекционизма. Только в таких условиях надежное обеспечение продовольственной независимости регионов страны создаст условия для обретения страной государственного продовольственного су-
веренитета, а отечественное сельское хозяйство не будет заложником международной политики.
Литература
1. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. №560. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации / Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/70711352 (дата обращения 20.11.2016)
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №315. Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. / Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/70643482/ (дата обращения 20.11.2016)
3. Артемова Е.И., Плотникова Е.В. Обеспечение конкурентоспособности регионального агропромышленного комплекса в условиях импортозамещения / Е.И. Арте-мова, Е. В. Плотникова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - №119. - С. 524-538.
4. Артемова Е.И., Плотникова Е.В. Оценка эффективности и приоритеты развития животноводства в Краснодарском крае / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №12-2 (65-2). - С. 378-382.
5. Мельников А.Б. Продовольственная безопасность - основа обеспечения экономической безопасности России / А.Б. Мельников, Е.И. Артемова, И. А. Бурса, Б. А. Мельников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2012. - №3. - С. 189-194.
6. Нечаев В. И. Рынок свинины и региональный АПК / В. И. Нечаев, Е. И. Арте-мова, А.К. Кочиева // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - №1. - С. 37-42.
7. Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. /О состоянии и перспективах международных и внешнеэкономических связей Краснодарского края за 2015 год (справка) //Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.mid.ru/ru/maps/ru/ru-kda/-/asset (дата обращения 20.11.2016)
8. Плотникова Е.В. Государственное программирование сельского хозяйства в Краснодарском крае / Е. В. Плотникова // Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 37-40.
9. Плотникова Е.В. Проблемы, влияющие на состояние и развитие страхования агропромышленного производства / Е.В. Плотникова // Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году. - Материалы научно-практической конференции. - 2015. - С. 221-228.
10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. - М.: Росстат, 2015. - 1266 с.
References
1. Ukaz Prezidenta RF ot 6 avgusta 2014 g. №560. O primenenii otdel'nyh special'n-yh jekonomicheskih mer v celjah obespechenija bezopasnosti Rossijskoj Fede-racii / Jel-ektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70711352 (data obrashhenija 20.11.2016)
2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelja 2014 g. №315. Ob
utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija ryn-kov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2020 gody. / Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70643482/ (data obrashhenija 20.11.2016)
3. Artemova E.I., Plotnikova E.V. Obespechenie konkurentosposobnosti region-al'nogo agropromyshlennogo kompleksa v uslovijah importozameshhenija / E.I. Artemova, E.V. Plotnikova // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta. - 2016. - №119. - S. 524-538.
4. Artemova E.I., Plotnikova E.V. Ocenka jeffektivnosti i prioritety razvitija zhivotnovodstva v Krasnodarskom krae / E.I. Artemova, E.V. Plotnikova // Jekonomika i predprinimatel'stvo. - 2015. - №12-2 (65-2). - S. 378-382.
5. Mel'nikov A.B. Prodovol'stvennaja bezopasnost' - osnova obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii / A.B. Mel'nikov, E.I. Artemova, I.A. Bursa, B.A. Mel'nikov // Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. - 2012. -№3. - S. 189-194.
6. Nechaev V.I. Rynok svininy i regional'nyj APK / V.I. Nechaev, E.I. Artemova, A.K. Kochieva // Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. - 2008. - №1. - S. 37-42.
7. Oficial'nyj sajt Ministerstva inostrannyh del RF. /O sostojanii i perspektivah mezhdunarodnyh i vneshnejekonomicheskih svjazej Krasnodarskogo kraja za 2015 god (spravka) //Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa. http://www.mid.ru/ru/maps/ru/ru-kda/-/asset (data obrashhenij a 20.11.2016)
8. Plotnikova E.V. Gosudarstvennoe programmirovanie sel'skogo hozjajstva v Krasnodarskom krae / E.V. Plotnikova // Voprosy i problemy jekonomiki i menedzhmenta v sov-remennom mire: sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2016. - S. 37-40.
9. Plotnikova E.V. Problemy, vlijajushhie na sostojanie i razvitie strahova-nija agropromyshlennogo proizvodstva / E.V. Plotnikova // Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija po aktual'nym voprosam jekonomiki i gumanitarnyh nauk v 2015 godu. - Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2015. - S. 221-228.
10. Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli. 2015: Stat. sb. @M.: Rosstat, 2015. 1266 s.