Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
337
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ / ПОЛИЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шумский Виктор Васильевич, Ткаченко Владимир Васильевич

В статье проводится анализ действующего законодательства в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, рассматриваются задачи ОВД по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основными показателями защищенности несовершеннолетних являются: снижение смертности и травматизма, обеспечение интересов детей во всех сферах жизнедеятельности, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных российских ценностей. Выявлены положительные и отрицательные аспекты деятельности, обозначены проблемы исполнения действующего законодательства подразделениями по делам несовершеннолетних, к которым следует отнести: недостаточность организационно-штатного обеспечения подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России; проблемы, связанные с тем, что административная ответственность несовершеннолетних наступает с определенного возраста; отказ родителей от процедуры медицинского освидетельствования несовершеннолетних как способ ухода от ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шумский Виктор Васильевич, Ткаченко Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE ACTIVITIES OF JUVENILE AFFAIRS UNITS

The article analyzes the current legislation in the field of prevention of juvenile delinquency, discusses the tasks of the Department of Internal Affairs for the prevention of neglect and juvenile delinquency. The main indicators of the protection of minors are: reduction of mortality and injuries, ensuring the interests of children in all spheres of life, education of a harmoniously developed and socially responsible personality based on spiritual and moral Russian values. The positive and negative aspects of the activity are revealed, the problems of the implementation of the current legislation by the juvenile affairs units are identified, which include: insufficient organizational and staff support of the juvenile affairs units of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia; problems related to the fact that the administrative responsibility of minors comes from a certain age; the refusal of parents from the procedure of medical examination of minors as a way to avoiding responsibility.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 2. С. 80-84 North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(2):80-84

Проблемы процессуального и административного права

Научная статья УДК 342.9

doi: 10.22394/2074-7306-2023-1-2-80-84

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Виктор Васильевич Шумский1, Владимир Васильевич Ткаченко2

1 2Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина, Белгород, Россия 1 [email protected]

[email protected], https://orcid.org/0000-0003-2769-5060

Аннотация. В статье проводится анализ действующего законодательства в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, рассматриваются задачи ОВД по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основными показателями защищенности несовершеннолетних являются: снижение смертности и травматизма, обеспечение интересов детей во всех сферах жизнедеятельности, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных российских ценностей. Выявлены положительные и отрицательные аспекты деятельности, обозначены проблемы исполнения действующего законодательства подразделениями по делам несовершеннолетних, к которым следует отнести: недостаточность организационно-штатного обеспечения подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России; проблемы, связанные с тем, что административная ответственность несовершеннолетних наступает с определенного возраста; отказ родителей от процедуры медицинского освидетельствования несовершеннолетних как способ ухода от ответственности.

Ключевые слова: организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, система профилактики, полиция, профилактика правонарушений

Для цитирования: Шумский В. В., Ткаченко В. В. Направления совершенствования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних // Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 2. С. 80-84. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2023-1-2-80-84

Problems of Procedural and Administrative Law

Original article

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE ACTIVITIES OF JUVENILE AFFAIRS UNITS Viktor V. Shumskiy1, Vladimir V. Tkachenko2

1 2Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin, Belgorod, Russia 1 [email protected]

2tkache nkovlad@yandex. ru, https://orcid.org/0000-0003-2769-5060

Abstract. The article analyzes the current legislation in the field of prevention of juvenile delinquency, discusses the tasks of the Department of Internal Affairs for the prevention of neglect and juvenile delinquency. The main indicators of the protection of minors are: reduction of mortality and injuries, ensuring the interests of children in all spheres of life, education of a harmoniously developed and socially responsible personality based on spiritual and moral Russian values. The positive and negative aspects of the activity are revealed, the problems of the implementation of the current legislation by the juvenile affairs units are identified, which include: insufficient organizational and staff support of the juvenile affairs units of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia; problems related to the fact that the administrative responsibility of minors comes from a certain age; the refusal of parents from the procedure of medical examination of minors as a way to avoiding responsibility.

Keywords: organization of activities of juvenile affairs units, prevention system, police, prevention of offenses

For citation: Shumskiy V. V., Tkachenko V. V. Directions for improving the activities of juvenile affairs units. North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(2):80-84. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-2-80-84

© Шумский В. В., Ткаченко В. В., 2023

Проблемы процессуального и административного права

Шумский В. В., Ткаченко В. В. Направления совершенствования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних

Подразделения по делам несовершеннолетних являются элементом государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, их целями деятельности являются: формирование законопослушного поведения и положительной социализации граждан; своевременное выявление лиц, нуждающихся в профилактическом воздействии; содействие органам законодательной и исполнительной власти, общественным организациям в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [1, с. 20].

На ПДН ОВД возлагаются задачи по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних1.

При применении положений данного закона, выстраивается целая система мер, по своей природе профилактических. Содержание деятельности ПДН ОВД по их применению в совокупности является осуществлением административной профилактики.

Сотрудники ПДН ОВД, в соответствии с Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 года № 8452, с помощью определенных мер проводят общую, групповую и индивидуальную профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также профилактику рецидива.

Если окунуться в историю создания в народе так называемых «детских комнат» органов внутренних дел, как и нашего Государства в целом, то мы видим, что на всем отрезке деятельности данного подразделения, активную криминальную часть населения составляют несовершеннолетние.

Годы перестройки изменили наше общество, страну в целом. Мы поменяли оценку жизненных ситуаций, изменили уклад своей жизни. Болезни общества по-своему воспринимаются подростком. Жизнь общества в несформировавшемся сознании ребенка видится по-разному: одни видят красоту в богатстве, другие - в учебе, и редко кто в труде, который в наше время мало приемлем в подростковой среде. На заре двухтысячных годов растет число безнадзорных детей, сирот при живых родителях, количество приютов и детских домов, преступлений и правонарушений.

В стране продолжаются сложные и нестабильные процессы, связанные с проблемами в экономике, эпидемиологическими и иными кризисами [2, с. 89]. К тому же, до сих пор на территории Российской Федерации большое количество детей и подростков продолжает жить в сложных социально-экономических условиях, что усиливает существующие проблемы в образовании, культурно-воспитательной, информационной сфере [3, с. 243].

Согласно статистическим данным МВД России, фиксируемый за последние 5 лет рост числа совершаемых в отношении детей преступлений (на 12,9 %; с 91,5 тыс. в 2017 г. до 103,3 тыс. в 2021 г.), в том числе со стороны членов их семей (на 40 %; с 44,5 тыс. до 62 тыс.) и родителей (на 38,8%; с 42,8 тыс. до 59,4 тыс.), требует консолидации усилий правоохранительных органов по профилактике таких негативных проявлений. В первом полугодии 2022 года более половины (54,1 %) преступных посягательств в отношении детей совершено членами семьи (+ 1,1 %; 30,5 тыс.), в том числе родителями (+1,2 %; 28,8 тыс.)3.

Важнейшим индикатором благополучия общества является уровень безопасности детского населения. Основными показателями защищенности несовершеннолетних являются: снижение смертности и травматизма, обеспечение интересов детей, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных российских ценностей.

1 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ: текст в редакции от 21 ноября 2022 года [принят Государственной Думой 21 мая 1999 года : одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года] // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

2 Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 15 октября 2013 года № 845: текст в редакции от 31 декабря 2018 года // СПС «КонсультантПлюс» : официальный сайт URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 30.11.2022).

3 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2022 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт.

URL: http://мвд.рф/reports/item/ 35396677. (дата обращения: 10.02.2023).

Problems of Procedural and Administrative Law

Shumskiy V. V., Tkachenko V. V. Directions for improving the activities of juvenile affairs units

Достижение указанных задач возможно путем развития безопасной инфраструктуры, формирования у несовершеннолетних навыков сохранного поведения, укрепления института традиционной российской семьи, профилактики противоправных деяний, совершаемых в отношении детей.

Исследователями отмечается, что больше трети всех взрослых преступников имеют антисоциальные наклонности из-за проблем, связанных с окружением в детском и подростковом возрасте [4, с. 91].

К детерминантам насильственных действий, совершаемых несовершеннолетними, также возможно отнести отдельные формы семейной дезорганизации; стимулирование у подростка неправильных взглядов и навыков агрессивного поведения [5, с. 87].

В настоящее время, с целью безопасности несовершеннолетних, необходимо инициировать перед руководителями управлений (отделов) в сфере образования проведение мероприятий по вовлечению несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, во внеурочные мероприятия досуговой направленности и сопровождение их должностными лицами учебных заведений, ответственных за воспитательную работу с обучающимися.

Обеспечить во взаимодействии с заинтересованными ведомствами:

- информационную работу по формированию у детей представлений о безопасном образе жизни, освоению ими практических навыков поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, обучению сохранному поведению в быту, на объектах социальной и транспортной инфраструктуры, в природной среде, при общении с незнакомыми людьми и в информационном пространстве [6];

- разъяснительную работу с родителями несовершеннолетних на предмет обеспечения детям безопасных условий по месту жительства, в том числе путем устранения свободного доступа к источникам опасности (бытовые и газовые приборы, открытые окна и т.д.);

- проведение совместных обследований условий проживания семей с детьми, находящимися на контроле в ОВД, на предмет угроз жизни и здоровью. При установлении таких рисков инициировать вопрос направления детей в учреждения социальной защиты населения до момента их устранения.

Необходимо организовывать отработку ранее судимых граждан, в том числе состоящих под административным надзором, на предмет выявления фактов проживания совместно с ними несовершеннолетних, а также возможных фактах совершения противоправных действий в отношении детей. В случае выявления совершения преступлений в отношении несовершеннолетних их родителями (законными представителями) обеспечивать соблюдение прав детей путем незамедлительного информирования о произошедшем органов опеки и попечительства.

Согласно статистическим данным МВД России, в прошедшем году на профилактический учет органов внутренних дел по информациям школ и детских садов взято только 7 % (6823) родителей, не исполняющих свои обязанности по содержанию и воспитанию детей, лишь 3 % (или 2493) -по сообщениям учреждений здравоохранения, за 6 месяцев 2022 года - 8 % (или 4056) и 3 % (или 1293) соответственно1.

Реализуя деятельность по выявлению несовершеннолетних нарушителей, правоохранители не должны забывать особенностей административной ответственности несовершеннолетних:

- несовершеннолетие - это обстоятельство, которое смягчает административную ответственность (п. 9 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ);

- дела об административных правонарушениях рассматривают по месту жительства несовершеннолетних, а не по месту совершения нарушения (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ);

- родители несовершеннолетних должны присутствовать при рассмотрении административного дела (ст. 25.3 КоАП РФ);

- задержанные нарушители, которым не исполнилось восемнадцати лет, содержатся отдельно от взрослых (ч. 3 ст. 27.6 КоАП РФ).

1 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2022 года -Текст: электронный // Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. - URL: Ы*р://мвд.рф/героГз/кет/ 35396677. (дата обращения: 10.02.2023).

82

North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(2)

Проблемы процессуального и административного права

Шумский В. В., Ткаченко В. В. Направления совершенствования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних

За последние годы многое произошло и поменялось, и прежде всего это переход из милиции в полицию в 2011 г., который не изменил статус подразделений по делам несовершеннолетних ОВД. Но в это время штатная численность ПДН была уменьшена практически вдвое. Подразделения по делам несовершеннолетних были объединены с подразделениями участковых уполномоченных полиции. И сейчас по прошествии уже практически двенадцати лет можно сделать некоторые выводы о том, что на сегодняшний день деятельность ПДН достаточно четко урегулирована правовыми нормами. Однако, исходя из складывающейся практики, необходимо обозначить существенные проблемы исполнения действующего законодательства подразделениями по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России, к которым следует отнести следующие:

- недостаточность организационно-штатного обеспечения подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России. Зачастую, штатным расписанием предусмотрены всего лишь 1-2 единицы инспекторов ПДН, функции перекладываются на без того загруженных участковых уполномоченных полиции;

- возникают проблемы с тем, что административная ответственность несовершеннолетнего наступает с определенного возраста. В настоящее время бытует мнение практических сотрудников и уже имеются обоснованные предложения о снижении возраста, по достижении которого можно привлекать к административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей, например, до четырнадцати лет, хотя бы за определенный вид правонарушений. Было бы правильно, законодателями рассмотреть определенный круг проступков, за совершение которых несовершеннолетнее лицо может нести ответственность с возраста четырнадцати лет. Это тот период становления личности по достижении которого, несовершеннолетний гражданин способен осознавать свои действия и поступки, обязан получить паспорт гражданина Российской Федерации;

- и следующая проблема в законодательстве, когда сотрудники ПДН выявляют нахождение несовершеннолетнего лица в возрасте до шестнадцати лет в алкогольном или наркотическом опьянении и необходимо его медицинское освидетельствование, а родители или законные представители официально отказываются от данной процедуры, таким образом уходя от предусмотренной законом ответственности. В этом случае целесообразно предусмотреть ответственность родителей за отказ от прохождения определенной законом процедуры и внести изменения в ст. 5.35 КоАП РФ.

В противном случае мы не сможем реализовывать законные права и обязанности сотрудников полиции, тем самым породим жалобы родителей или законных представителей, которые обязательно воспользуются пробелами в законодательстве.

Исходя из вышеизложенного, данные сложности, возникающие при организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних и полиции в целом, являются реальными на сегодняшний день из-за реализации в практической деятельности административно-правовых норм, относящихся к несовершеннолетним. В связи с этим возникла необходимость совершенствования законодательства об административных правонарушениях в данном направлении и пересмотра организационно-штатной численности подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России.

Главные направления государственной политики нашей страны, изложены в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Для их выполнения необходимо совместно с органами исполнительной власти регионов определить векторы по созданию условий для всестороннего воспитания и развития подрастающего поколения, соблюдению прав и свобод несовершеннолетних, профилактике совершения в отношении них противоправных деяний.

Список источников

1. Черникова И. П. Административно-правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

2. Антонян Ю. М., Гончарова М. В. Состояние и причины преступности несовершеннолетних в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Юриспруденция». 2018. № 2. С. 87-100.

Problems of Procedural and Administrative Law

Shumskiy V. V., Tkachenko V. V. Directions for improving the activities of juvenile affairs units

3. Ивасюк О. Н. Семейное насилие в механизме детерминации преступного поведения несовершеннолетних // Российский криминологический взгляд. 2013. № 3 (35). С. 241-244.

4. Батыщева И. В. Основные криминогенные факторы, влияющие на активность преступности среди несовершеннолетних граждан // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 1 (89). С. 88-93.

5. Кейдунова Е. Р. Детерминация и основные направления предупреждения насильственных преступлений // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2014. № 5 (183). С. 85-88.

6. Сафонов А. А. Основные направления работы по профилактике антисоциального поведения школьников // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 109-110.

References

1. Chernikova I. P. The administrative and legal status of the juvenile affairs units of the public security police : abstract of the dissertation ... cand. jurid. sciences. Moscow, 2006. (In Russ.)

2. Antonyan Yu. M., Goncharova M. V. The state and causes of juvenile delinquency in Russia. Bulletin of the Moscow State Regional University. The series "Jurisprudence". 2018;(2):87-100. (In Russ.)

3. Ivasyuk O. N. Family violence in the mechanism of determination of criminal behavior of minors. Russian criminological view. 2013;3(35):241-244. (In Russ.)

4. Batysheva I. V. The main criminogenic factors affecting the activity of crime among minors. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;1(89):88-93. (In Russ.)

5. Keidunova E. R. Determination and the main directions of prevention of violent crimes. News of universities. The North Caucasus region. Series: Social Sciences. 2014;5(183):85-88. (In Russ.)

6. Safonov A. A. The main directions of work on the prevention of antisocial behavior of schoolchildren. The world of science, culture, education. 2019;1(74):109-110.

Информация об авторах

В. В. Шумский - старший преподаватель кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Пути-лина.

В. В. Ткаченко - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина.

Information about the authors

V. V. Shumskiy - Senior Lecture of the Department of Management and Administrative activities of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin. V. V. Tkachenko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Administrative activities of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.03.2023; одобрена после рецензирования 29.03.2023; принята к публикации 03.04.2023.

The article was submitted 15.03.2023; approved after reviewing 29.03.2023; accepted for publication 03.04.2023.

s4

North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.