НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
SOME PROBLEMATIC ISSUES OF BRINGING JUVENILE OFFENDERS TO JUSTICE (ON THE EXAMPLE OF THE
BELGOROD REGION)
Аннотация: в статье проводится анализ действующего законодательства в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, рассматриваются задачи ОВД по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проведен историко-правовой анализ законодательных актов, связанных с пресечением правонарушений несовершеннолетних, проанализированы статистические данные УМВД России по Белгородской области за 2022 год о совершении несовершеннолетними преступлений и правонарушений. Основными показателями защищенности несовершеннолетних являются снижение смертности и травматизма, обеспечение интересов детей во всех сферах жизнедеятельности, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных российских ценностей. Достижение указанных задач возможно путем развития безопасной инфраструктуры, формирования у несовершеннолетних навыков сохранного поведения, укрепления института традиционной российской семьи, профилактики противоправных деяний, совершаемых в отношении детей. Выявлены как положительные аспекты деятельности подразделений, так и отрицательные. Обозначены существенные проблемы исполнения действующего законодательства подразделениями по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России, к которым следует отнести недостаточность организационно-штатного обеспечения подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России; связанные с тем, что административная ответственность несовершеннолетнего наступает с определенного возраста; отказ родителей от процедуры медицинского освидетельствования несовершеннолетних как способ избежать ответственности.
Ключевые слова: организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, система профилактики, полиция, профилактика правонарушений.
Для цитирования: Шумский В.В. Некоторые проблемные вопросы привлечения несовершеннолетних правонарушителей к ответственности (на примере Белгородской области) // Проблемы правоохранительной деятельности. 2023. № 1. С. 23-27.
Abstract: the article analyzes the current legislation in the field of prevention of juvenile delinquency, discusses the tasks of the Department of Internal Affairs for the prevention of neglect and juvenile delinquency. A historical and legal analysis of legislative acts related to the suppression of juvenile delinquency was carried out, statistical data of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Belgorod region for 2022 on the commission of crimes and offenses by minors were analyzed. The main indicators of the protection of minors are: reducing mortality and injuries, ensuring the interests of children in all spheres of life, fostering a harmoniously developed and socially responsible personality based on spiritual and moral Russian values. The achievement of these tasks is possible through the development of a safe infrastructure, the formation of safe behavior skills among minors, strengthening the institution of the traditional Russian family, prevention of illegal acts committed against children. Both positive aspects of the activity of the divisions and negative ones are revealed. The significant problems of the implementation of the current legislation by the juvenile affairs units of the territorial bodies of the Ministry
УДК 351.75
В.В. ШУМСКИИ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
VICTOR V. SHUMSKY
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
of Internal Affairs of Russia are identified, which include the insufficiency of organizational and staff support for the juvenile affairs units of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia; related to the fact that the administrative responsibility of a minor comes from a certain age; refusal of parents from the procedure of medical examination of minors, as a way to avoid responsibility.
Keywords: organization of activities of juvenile affairs units, prevention system, police, prevention of offenses.
For citation: Shumsky V.V. Some problematic issues of bringing juvenile offenders to justice (on the example of the Belgorod region) // Problems of Law Enforcement Activity. 2023. № 1. P 23-27.
Подразделения по делам несовершеннолетних являются одними из основных подразделений полиции, осуществляющих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Подразделения по делам несовершеннолетних - элемент государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, целями их деятельности являются:
- формирование законопослушного поведения и положительной социализации граждан;
- своевременное выявление лиц, нуждающихся в профилактическом воздействии;
- содействие органам законодательной и исполнительной власти, общественным организациям в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [7, с. 20].
На ПДН ОВД возлагаются задачи по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1.
При применении положений данного закона выстраивается целая система мер, по своей природе профилактических. Содержание деятельности ПДН ОВД по их применению в совокупности является осуществлением административной профилактики.
Сотрудники ПДН ОВД в соответствии с Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 года № 8452, с помощью определенных мер про-
1 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ: текст в редакции от 21 ноября 2022 года [принят Государственной Думой 21 мая 1999 года: одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.
2 Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов
водят общую, групповую и индивидуальную профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также профилактику рецидива.
Если окунуться в историю создания в народе так называемых «детских комнат» органов внутренних дел Белгородской области, как и нашего государства в целом, то мы видим, что на всем отрезке деятельности данного подразделения активную криминальную часть населения составляют несовершеннолетние.
Исследователями отмечается, что больше трети всех взрослых преступников имеют антисоциальные наклонности из-за проблем, связанных с окружением в детском и подростковом возрасте [2, с. 91].
К детерминантам насильственных действий, совершаемых несовершеннолетними, также возможно отнести отдельные формы семейной дезорганизации; стимулирование у подростка неправильных взглядов и навыков агрессивного поведения, подстрекательство со стороны взрослых; влияние порнографии [5, с. 87].
Работу по предупреждению подростковой преступности проводят все подразделения и службы органов внутренних дел, но основную функцию профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних выполняют инспекторы по делам несовершеннолетних. Подразделения по делам несовершеннолетних относятся к числу старейших в системе органов внутренних дел.
Первым законодательным актом в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних явился «Декрет о комиссиях для несовершеннолетних» от 10.01.1918. Этим законом упразднялись суды и тюремное заключение для несовершеннолетних до семнадцатилетнего возраста. Все подростки практически освобождались из тюрем и других мест ли-
внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 15 октября 2013 года № 845: текст в редакции от 31 декабря 2018 года // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.11.2022).
шения свободы, был взят курс на применение мер воспитательного характера.
31 мая 1935 года Советом Народных Комиссаров принято специальное постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». Таким образом, 31 мая 1935 года является днем образования в системе ОВД подразделений по делам несовершеннолетних.
В Белгородской области свою деятельность в органах внутренних дел многие сотрудники начинали именно с должности инспекторов по делам несовершеннолетних, позднее став наставниками, руководителями, а также преподавателями образованной в 1985 году Белгородской средней специальной школы милиции МВД СССР, впоследствии Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина.
Жизнь общества в несформировавшемся сознании ребенка видится по-разному: одни видят красоту в богатстве, другие - в учебе, и редко кто в труде, который в наше время мало приемлем в подростковой среде. В стране продолжаются сложные и нестабильные процессы, связанные с проблемами в экономике, эпидемиологическими и иными кризисами [1, с. 89]. К тому же, до сих пор на территории Российской Федерации большое количество детей и подростков продолжает жить в сложных социально-экономических условиях, что усиливает существующие проблемы в образовании, культурно-воспитательной, информационной сфере [4, с. 243].
Согласно статистическим данным УМВД России по Белгородской области за 2022 год несовершеннолетними совершено преступлений -175 (155 в 2021), совершивших преступления в состоянии опьянения - 16 (19 в 2021), в том числе в группе со взрослыми лицами - 46 (80 в 2021).
Совершено преступлений в отношении несовершеннолетних - 682 (766 в 2021), в том числе против половой неприкосновенности -139 (194 в 2021). Количество выявленных правонарушений по линии ПДН - 6685 (6754 в 2021), в отношении взрослых 5941, в отношении несовершеннолетних - 813, только по ст. 5.35 КоАП РФ выявлено 54453.
Это огромный труд и большая профилактическая работа подразделений по делам несовершеннолетних и всей полиции, в целом УМВД России по Белгородской области. Затем уголовные дела поступают в прокуратуру, суды.
3 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2021 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: Ь|Нр://мвд. рф/reports/item/28021552. (дата обращения: 30.11.2022).
Административные протоколы направляются в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при районных администрациях.
Важнейшим индикатором благополучия общества является уровень безопасности детского населения. Основными показателями защищенности несовершеннолетних являются снижение смертности и травматизма, обеспечение интересов детей во всех сферах жизнедеятельности, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных российских ценностей.
Достижение указанных задач возможно путем развития безопасной инфраструктуры, формирования у несовершеннолетних навыков сохранного поведения, укрепления института традиционной российской семьи, профилактики противоправных деяний, совершаемых в отношении детей.
В настоящее время с целью безопасности несовершеннолетних необходимо инициировать перед руководителями управлений (отделов) в сфере образования проведение мероприятий по вовлечению несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, во внеурочные мероприятия досуговой направленности и сопровождение их должностными лицами учебных заведений, ответственными за воспитательную работу с обучающимися.
Также необходимо обеспечить во взаимодействии с заинтересованными ведомствами проведение:
- информационной работы по формированию у детей представлений о безопасном образе жизни, освоению ими практических навыков поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, обучению сохранному поведению в быту, на объектах социальной и транспортной инфраструктуры, в природной среде, при общении с незнакомыми людьми и в информационном пространстве;
- разъяснительной работы с родителями несовершеннолетних на предмет обеспечения детям безопасных условий по месту жительства, в том числе путем устранения свободного доступа к источникам опасности (бытовые и газовые приборы, открытые окна и т.д.);
- совместных (в том числе с представителями территориальных органов МЧС) обследований условий проживания семей с детьми, находящимися на контроле в ОВД, на предмет угроз жизни и здоровью. При установлении таких рисков инициировать вопрос о направлении детей в учреждения социальной защиты населения до момента их устранения.
Необходимо организовывать отработку ранее судимых граждан, в том числе состоящих
под административным надзором, на предмет выявления фактов проживания совместно с ними несовершеннолетних, а также возможных фактах совершения противоправных действий в отношении детей. Результаты необходимо отражать в СООП ИСОД МВД России.
В случае выявления совершения преступлений в отношении несовершеннолетних их родителями (законными представителями) обеспечивать соблюдение прав детей путем незамедлительного информирования о произошедшем органов опеки и попечительства.
Приоритетные направления государственной политики нашей страны изложены в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
В целях их реализации необходимо совместно с органами исполнительной власти регионов определить векторы по созданию условий для всестороннего воспитания и развития подрастающего поколения, соблюдению прав и свобод несовершеннолетних, профилактике совершения в отношении них противоправных деяний.
Реализуя деятельность по выявлению несовершеннолетних нарушителей, правоохранители не должны забывать об особенностях административной ответственности несовершеннолетних:
- несовершеннолетие - это обстоятельство, которое смягчает административную ответственность (п. 9 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ);
- дела об административных правонарушениях рассматривают по месту жительства несовершеннолетних, а не по месту совершения нарушения (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ);
- родители несовершеннолетних должны присутствовать при рассмотрении административного дела (ст. 25.3 КоАП РФ);
- задержанные нарушители, которым не исполнилось восемнадцать лет, содержатся отдельно от взрослых (ч. 3 ст. 27.6 КоАП РФ).
В 2003 году в УВД Белгородской области насчитывалось 113 сотрудников службы ПДН. На февраль 2023 года штатная численность инспекторов ПДН области составляет всего лишь 87 сотрудников. Переход из милиции в полицию в 2011 году не изменил статус подразделений по делам несовершеннолетних ОВД. Однако в это время штатная численность ПДН была уменьшена практически вдвое. Подразделения по делам несовершеннолетних были объединены с подразделениями участковых уполномоченных полиции.
И сейчас можно сделать некоторые выводы о том, что на сегодняшний день деятельность ПДН достаточно четко урегулирована правовыми нормами. Вместе с тем, исходя из складывающейся практики, необходимо обозначить существенные проблемы исполнения действующего законодательства подразделениями по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России, к которым следует отнести следующие:
- недостаточность организационно-штатного обеспечения подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России. Так, во многих территориальных ОВД подразделения по делам несовершеннолетних составляют 1-2 единицы, а при их отсутствии функции выполняют участковые уполномоченные полиции, что ложится на них дополнительной нагрузкой, которая и так превышает на сегодняшний день все действующие нормативы;
- возникают проблемы с тем, что административная ответственность несовершеннолетнего наступает с определенного возраста. В настоящее время бытует мнение сотрудников и уже имеются обоснованные предложения о снижении возраста, по достижении которого можно привлекать к административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей, например, до четырнадцати лет, хотя бы за определенный вид правонарушений. Было бы правильно законодателями рассмотреть определенный круг проступков, за совершение которых несовершеннолетнее лицо может нести ответственность с возраста четырнадцати лет. Это тот период становления личности, по достижении которого несовершеннолетний гражданин способен осознавать свои действия и поступки, обязан получить паспорт гражданина Российской Федерации;
- следующая коллизия в законодательстве, когда сотрудники ПДН выявляют нахождение несовершеннолетнего лица в возрасте до шестнадцати лет в алкогольном или наркотическом опьянении и необходимо его медицинское освидетельствование, а родители или законные представители официально отказываются от данной процедуры, таким образом уходя от предусмотренной законом ответственности. В данном случае целесообразно предусмотреть ответственность родителей за отказ от прохождения определенной законом процедуры и внести изменения в ст. 5.35 или 20.22 КоАП РФ. Иначе мы не сможем реализо-вывать законные права и обязанности сотрудников полиции, тем самым породим жалобы родителей или законных представителей, ко-
торые обязательно воспользуются пробелами в законодательстве.
Таким образом, мы считаем, что данные проблемы, возникающие при организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних и полиции в целом, являются реальными на сегодняшний день из-за реализации в практической деятельности админи-
стративно-правовых норм, относящихся к несовершеннолетним. В связи с этим возникла необходимость совершенствования законодательства об административных правонарушениях в данном направлении и пересмотра организационно-штатной численности подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России.
Литература
1. Антонян Ю.М., Гончарова М.В. Состояние и причины преступности несовершеннолетних в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Юриспруденция». 2018. № 2. С. 87-100.
2. Батыщева И.В. Основные криминогенные факторы, влияющие на активность преступности среди несовершеннолетних граждан // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 1 (89). С. 88-93.
3. Загорьян С.Г. Некоторые криминогенные факторы организованной преступности несовершеннолетних // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 4. С. 61-67.
4. Ивасюк О.Н. Семейное насилие в механизме детерминации преступного поведения несовершеннолетних // Российский криминологический взгляд. 2013. № 3 (35). С. 241-244.
5. Кейдунова Е.Р. Детерминация и основные направления предупреждения насильственных преступлений // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2014. № 5 (183). С. 85-88.
6 Сафонов А.А. Основные направления работы по профилактике антисоциального поведения школьников // МНКО. 2019. № 1 (74). С. 109-110.
7. Черникова И.П. Административно-правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2006. С. 20.
8. Чубарова А.В. Влияние социальной среды на формирование преступности несовершеннолетних // Бюллетень науки и практики. 2021. № 3. С. 287-292.
9. Щербаков Г.В., Лаврентьева И.В. Понятие преступного поведения: поиск различных направлений и несколько основных результатов исследований в области психологии преступного поведения // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1. С. 6-17.
= References =
1. Antonyan Yu.M., Goncharova M.V. Sostoyanie i prichiny prestupnosti nesovershennoletnih v Rossii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya «Yurisprudenciya». 2018. № 2. S. 87-100.
2. Batyshcheva I.V. Osnovnye kriminogennye faktory, vliyayushchie na aktivnost' prestupnosti sredi nesovershennoletnih grazhdan // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2021. № 1 (89). S. 88-93.
3. Zagor'yan S.G. Nekotorye kriminogennye faktory organizovannoj prestupnosti nesovershennoletnih // Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra. 2018. № 4. S. 61-67.
4. Ivasyuk O.N. Semejnoe nasilie v mekhanizme determinacii prestupnogo povedeniya nesovershennoletnih // Rossijskij kriminologicheskij vzglyad. 2013. № 3 (35). S. 241-244.
5. Kejdunova E.R. Determinaciya i osnovnye napravleniya preduprezhdeniya nasil'stvennyh prestuplenij // Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskij region. Seriya: Obshchestvennye nauki. 2014. № 5 (183). S. 85-88.
6. SafonovA.A. Osnovnye napravleniya raboty po profilaktike antisocial'nogo povedeniya shkol'nikov // MNKO. 2019. № 1 (74). S. 109-110.
7. Chernikova I.P. Administrativno-pravovoj status podrazdelenij po delam nesovershennoletnih milicii obshchestvennoj bezopasnosti: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2006. S. 20.
8. Chubarova A.V. Vliyanie social'noj sredy na formirovanie prestupnosti nesovershennoletnih // Byulleten' nauki i praktiki. 2021. № 3. S. 287-292.
9. Shcherbakov G.V., Lavrent'eva I.V. Ponyatie prestupnogo povedeniya: poisk razlichnyh napravlenij i neskol'ko osnovnyh rezul'tatov issledovanij v oblasti psihologii prestupnogo povedeniya // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2019. № 1. S. 6-17.
(статья сдана в редакцию 15.02.2023)