Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
453
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / ПРЕСТУПНОСТЬ / НАКАЗАНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулеш Е.А., Сериченко Л.Е.

Авторами статьи анализируется организационная составляющая деятельности подразделений полиции, в частности подразделений по делам несовершеннолетних и защите их прав, как основного субъекта, направленного на профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних и преступности в рассматриваемой области в Российской Федерации. Представленные в статье официальные данные статистики свидетельствуют о высоком показателе ежегодно совершаемых противоправных деяний несовершеннолетними. Анализ представленных данных указывает и на тенденцию увеличения тяжести совершаемых несовершеннолетними преступных деяний. Отдельным аспектом в работе рассмотрен уровень преступности в отношении самих несовершеннолетних. Данная статья позволяет определить эффективность деятельности органов внутренних дел в рассматриваемом направлении и обозначить пути ее совершенствования в современных условиях развития общества. В частности, авторами предложены мероприятия, способствующие повышению эффективности в области предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кулеш Е.А., Сериченко Л.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ORGANIZATION OF THE ACTIVITIES OF UNIVERSAL UNIVERSALS OF THE INTERNAL AFFAIRS WITH PREVENTIVE FAMILIES: BASES AND CURRENT STATE

The authors of the article analyze the organizational component of the activities of police units, in particular units for minors and the protection of their rights, as the main subject aimed at preventing neglect and homelessness of minors and crime in the region under consideration in the Russian Federation. The official statistics presented in the article indicate a high rate of annually committed unlawful acts by minors. The analysis of the presented data also indicates a tendency towards an increase in the severity of criminal acts committed by minors. A separate aspect in the work is considered the level of criminality in relation to minors themselves. This article makes it possible to determine the effectiveness of the activities of the internal affairs bodies in the direction under consideration and to outline the ways of its improvement in the modern conditions of the development of society. In particular, the authors have proposed measures to improve efficiency in the prevention of neglect and juvenile delinquency.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

УДК 343.851.5(470)

Е. А. КУЛЕШ, заместитель начальника кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Хабаровск)

Е. A. KULESH, Deputy Head of the Department of Administrative Law and Administrative and Service Activities of Internal Affairs Bodies, Federal State Educational Institution of Higher Education "Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Candidate of Legal Sciences, Associate Professor (Khabarovsk)

JL E. СЕРИЧЕНКО, командир отделения 43 учебной группы 4 курса факультета правоохранительной деятельности Дальневосточного юридического института МВД России (г. Хабаровск)

L. Е. SERICHENKO, commander of the 43rd study group of the 4th year of the Faculty of Law Enforcement of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk)

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

ТО THE QUESTION OF ORGANIZATION OF THE ACTIVITIES

OF UNIVERSAL UNIVERSALS OF THE INTERNAL AFFAIRS WITH PREVENTIVE FAMILIES: BASES AND CURRENT STATE

Аннотация. Авторами статьи анализируется организационная составляющая деятельности подразделений полиции, в частности подразделений по делам несовершеннолетних и защите их прав, как основного субъекта, направленного на профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних и преступности в рассматриваемой области в Российской Федерации.

Представленные в статье официальные данные статистики свидетельствуют о высоком показателе ежегодно совершаемых противоправных деяний несовершеннолетними. Анализ представленных данных указывает и на тенденцию увеличения тяжести совершаемых несовершеннолетними преступных деяний. Отдельным аспектом в работе рассмотрен уровень преступности в отношении самих несовершеннолетних.

Данная статья позволяет определить эффективность деятельности органов внутренних дел в рассматриваемом направлении и обозначить пути ее совершенствования в современных условиях развития общества. В частности, авторами предложены мероприятия, способствующие повышению эффективности в области предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова и словосочетания: субъекты профилактики, административная деятельность, полиция, несовершеннолетние, профилактический учет, преступность, наказание, предупреждение, профшактика, административное правонарушение.

Annotation. The authors of the article analyze the organizational component of the activities of police units, in particular units for minors and the protection of their rights, as the main subject aimed at preventing neglect and homelessness of minors and crime in the region under consideration in the Russian Federation.

The official statistics presented in the article indicate a high rate of annually committed unlawful acts by minors. The analysis of the presented data also indicates a tendency towards an increase in the severity of criminal acts committed by minors. A separate aspect in the work is considered the level of criminality in relation to minors themselves.

This article makes it possible to determine the effectiveness of the activities of the internal affairs bodies in the direction under consideration and to outline the ways of its improvement in the modern conditions of the development of society. In particular, the authors have proposed measures to improve efficiency in the prevention of neglect and juvenile delinquency.

Keywords and phrases: subjects of prevention, administrative activities, police, minors, preventive accounting, crime, punishment, warning, prevention, administrative offense.

Официальные данные последних десяти лет свидетельствуют о существенном снижении уровня преступности контингента несовершеннолетних, однако количество ежегодно совершаемых противоправных деяний последних по-прежнему достаточно велико. Так, согласно статистическим данным, представленным Генеральной прокуратурой Российской Федерации, только за 2019 год данная цифра составила 41,5 тыс. преступных деяний, в 2020 году - количество преступлений, совершенных ими и при их участии, составляет 37 771, что на 9,1 % меньше, по сравнению с 2019 годом [1].

За первые 4 месяца 2021 года расследовано 9,8 тыс. преступлений, совершенных несовершеннолетними, против 11,7 тыс. годом ранее. Основной их массив приходится на деяния против собственности (7,8 тыс.) [2].

Тенденции к снижению уровня преступности в молодежной среде наблюдаются в значительном количестве регионов страны. При этом можно отметить и те регионы, где уровень рассматриваемой преступности по-прежнему остается высоким: Еврейская автономная область (550,4 преступлений) [3], Новгородская (525,2 преступлений) [4] и Магаданская (465,5 преступлений) [5] области. Представлены данные текущего года взяты в расчете на 100 тыс. лиц в возрасте от 14 до 17 лет.

Анализ имеющихся данных указывает на тенденцию увеличения тяжести совершаемых несовершеннолетними преступных деяний. Так, из общего числа предварительно расследованных преступлений, со-

вершенных несовершеннолетними, в 2020 году (37 771 преступлений), выявлено 2 069 особо тяжких преступлений и 7 728 тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии. За январь -февраль 2021 года насчитывается 9 811 предварительно расследованное преступление, совершенное несовершеннолетними, из которых 650 особо тяжких преступлений (на 13,64 % больше с аналогичным периодом в 2020 году) и 2 321 тяжкое преступление, совершенное несовершеннолетними или при их соучастии [6].

Отдельно вызывает обеспокоенность и уровень преступности в отношении самих несовершеннолетних. Так, в 2020 году в России количество преступлений в отношении несовершеннолетних снизилось на

9.1 %. Несмотря на это, количество обращений от несовершеннолетних за отчетный период увеличилось на 36 % [7].

За январь - апрель 2021 года в отношении несовершеннолетних совершено свыше 38,5 тыс. преступлений, среди которых 160 убийств, в том числе покушения и приготовления, 236 случаев доведения до самоубийства, 527 фактов причинения легкого вреда здоровью, 520 побоев, в том числе со стороны лиц, ранее привлекавшихся за это к административной ответственности, 749 изнасилований, почти 2,5 тыс. насильственных действий сексуального характера, около

2.2 тыс. случаев полового сношения и иных действий сексуального характера [8].

Ввиду вышесказанного особое внимание уделяется вопросам организации

деятельности подразделений полиции, в частности подразделений по делам несовершеннолетних и защите их прав, как основного субъекта, направленного на профилактику преступности в рассматриваемой области.

Подвергая анализу нормы действующего законодательства, стоит изначально отметить, что в Российской Федерации законодательство нацелено, прежде всего, на защиту детей от противоправных посягательств, создание благоприятных условий для их полноценного развития и воспитания в социально благоприятной среде.

В данном направлении нормы права ориентированы на международные нормы и стандарты, провозглашающие обеспечить каждому ребенку счастливое детство, лучшее будущее, направленные на их собственное благо и на благо общества в целом [9; 10; 11, с. 9].

Российская модель системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и характеризующие ее показатели представляют теоретический и практический интерес.

Первоначально Основной закон Российской Федерации ставит под защиту государства институт материнства, детства и семьи [12, ст. 38].

Нормы Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [13] четко определяют полный перечень всех субъектов профилактики, а также регламентируют основные положения реализации государственной политики в данном направлении. Подразделениям полиции в рассматриваемой системе отведена главенствующая роль.

Значительное число ведомственных нормативных правовых актов закрепляет отдельные алгоритмы действий субъектов профилактики при реализации возложенных полномочий, а также специфику реализуемой деятельности. Но при этом, несмотря на достигнутые положительные аспекты профилактики рассматриваемых явлений, дея-

тельность субъектов и, в частности, подразделений полиции не лишена ряда проблем [14, с. 37].

Анализируя высказываемые мнения ученых и практиков, стоит отметить, что подвергаются критике следующие аспекты реализации деятельности ОВД (полиции):

- современные методы исследований, приметаемые криминологами для изучения подростковой преступности [14, с. 7 - 17];

- подходы к работе с отдельными категориями несовершеннолетних, их родителями или опекунами [15, с. 139 - 143];

- организационная структура безнадзорности и система профилактики правонарушений несовершеннолетних [16, с. 92 -99].

Специализация подразделений органов внутренних дел (далее - ОВД) относительно профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних реализуется в большей степени через деятельность подразделений по делам несовершеннолетних (далее - ПДН) ОВД на всех уровнях управления [17, 18].

При реализации своих полномочий ПДН взаимодействуют с иными подразделениями и службами системы МВД России.

Так, например, линия взаимодействия подразделений ПДН и уголовного розыска (далее - УР) затрагивает в большей степени вопросы реализации функций должностных лиц ОВД по розыску пропавших без вести, безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних [19, 20].

Действующим законодательством на уголовно-исполнительную инспекцию Управления федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (далее - УИН ФСИН) возложены функции по контролю за поведением несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свобод [21]. Уголовно-исполнительная инспекция осуществляет персональный учет данной категории лиц и контролирует с участием должностных лиц ОВД соблюдение ими общественного порядка и исполнение возложенных судом ограничений и обязан-

ностей, а ПДН осуществляет индивидуальную профилактическую работу с исследуемой категорией лиц.

Реализуя свои служебные задачи, ПДН осуществляет взаимодействие с участковым уполномоченным полиции (далее - УУП). Их взаимодействие начинается с процесса выявления УУП родителей или лиц, их заменяющих, работников образовательных организаций, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, не исполняющих обязанностей по воспитанию и обучению детей, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, а также совершающих в отношении несовершеннолетних противоправные деяния [22].

В тесном взаимодействии ведется работа Госавтоинспекции, ПДН и территориальных комиссий по делам несовершеннолетних по профилактическим мероприятиям с родителями, чьи дети провоцируют дорожно-транспортные происшествия. Задачами данных органов является определение обстоятельств случившегося происшествия, а также определение роли родителей в недопущении нарушений правил дорожного движения детьми в той или иной ситуации.

За 12 месяцев 2020 года в Российской Федерации с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет было совершено 15 170 происшествий, в результате которых погибло 502 ребенка, ранено 16 675 человек. Так, в ДФО в обозначенный отчетный период совершено 1 058 (в Хабаровском крае - 191 происшествие) ДТП с участием несовершеннолетних, в результате которых погибло 40 детей (в Хабаровском крае - 5 детей), ранения получили - 1 153 человека (в Хабаровском крае - 202 подростка) [23].

Особое внимание заставляет обратить на себя сфера взаимодействия ПДН со специальными учреждениями, такими как: центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП), специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа. Задачами данных учреждений выступают: прием несовершеннолетних правонарушителей с целью предупреждения совершения ими

общественно-опасных деяний; проведение с ними индивидуальной профилактической работы; выявление среди них лиц, способных к совершению противоправных деяний, а также установление обстоятельств, способствующих их совершению; информирование ОВД о всех обстоятельствах [24]; реабилитация несовершеннолетних, коррекция их поведения и адаптация их к общественной жизни; обеспечение возможностью получения среднего и высшего образования; обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних; реализация программ, направленных на исправления поведения несовершеннолетних, несущих угрозу обществу [13].

К примеру, в настоящее время в России функционирует 77 ЦВСНП, в которых дети могут находиться от 2 до 30 дней. Ежедневно в ЦВСНП содержится около 380 подростков (это всего 5 человек на одно учреждение). Как заметила директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре, несмотря на то, что детская преступность остается на том же уровне, суды предпочитают не отправлять подростков в центры, и, как следствие, ЦВСНП остаются недо-загруженными, хотя их вместительность рассчитана на содержание большего числа подростков [25]. Так, по официальным данным УМВД оссии по Хабаровскому краю в ЦВСНП по состоянию на декабрь 2020 года содержалось только 14 подростков из 52 возможных по лимиту.

Кроме того, реализация функций в сфере профилактики безнадзорности и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних не ограничивается только лишь взаимодействием подразделений ОВД между собой. В своем взаимодействии последние тесно сотрудничают с организациями по работе с молодежью.

На примере Хабаровского края стоит отметить, что в соответствии с данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю численность молодежи края в 2020 году составила 391 593 человека [26].

Деятельность по реализации государственной молодежной политики на территории края осуществляют 12 муниципальных молодежных центров, подведомственных структурам по делам молодежи. Помимо учреждений молодежной политики в муниципальных образованиях края, работу с детьми и молодежью ведут учреждения образования, культуры и спорта.

Согласно реестру детских и молодежных общественных объединений в крае действует 1201 молодежное и детское общественное объединение.

Также, следует обратить внимание, что на территории г. Хабаровска работает муниципальная программа «Молодежь городского округа «Город Хабаровск» на 2021-2025 годы», целью которой является создание условий для развития потенциала молодежи во всех сферах общественной жизни города. В круг основных задач входят:

1) воспитание молодого поколения в духе патриотизма и гражданской ответственности;

2) приобщение детей к труду в свободное от обучения время с обеспечением им отдыха;

3) приобщение детей и подростков к ведению здорового образа жизни;

4) профилактика правонарушений несовершеннолетних детей и подростков;

5) снижение уровня негативных проявлений в молодежной среде [27].

С учетом вышеизложенного повышению эффективности в области предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут выступать следующие мероприятия:

1. Профилактические беседы среди учащихся образовательных организаций, целями которых должны выступать:

1) ознакомление с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

2) профилактика несчастных случаев с участием несовершеннолетних на железнодорожном и автомобильном транспортах,

суицидального поведения среди подростков, а также детской безнадзорности, совершения несовершеннолетними и в отношении них убийств, причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;

3) выявление признаков насилия в отношении несовершеннолетних в семье, школах и других образовательных учреждениях.

2. Развитие сферы функционирования трудовых отрядов и активизация их деятельности в летний период времени с учетом специфики возрастных категорий на социально значимых объектах городской инфраструктуры и прилегающих к ним территориях. Так, к примеру, в летний период времени 2021 года на территории г. Хабаровска планируется функционирование 129 трудовых отрядов старшеклассников (1 947 подростков). Также результативно будет наладить взаимодействие Министерства просвещения с МВД России с целью организации участия трудовых отрядов в служебной деятельности УУП и сотрудников ГИБДД и закрепления за ними наставника от ОВД с целью повышения правовой грамотности.

3. Повышение субсидий на летний детский оздоровительный отдых. В данном аспекте отметим, что в 2021 году консолидированный бюджет детской оздоровительной кампании в Хабаровском крае составляет 529 млн рублей, в том числе 1 млн рублей - из федерального бюджета, 379 млн рублей - из краевого, 31 млн рублей - средства предприятий и профсоюзных организаций, 31,5 млн рублей - средства из внебюджетных источников. 156,3 млн рублей из краевого бюджета направлено на приобретение путевок в загородные центры, лагеря санаторного типа и лагеря с дневным пребыванием для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В летний период 2021 года в Хабаровском крае была запланирована работа:

- 14 загородных лагерей, которые при 75 % загрузке готовы принять более 9 тыс. детей в течение лета;

- 346 лагерей с дневным пребыванием с охватом более 45 тыс. детей в течение лета;

- 10 лагерей труда и отдыха, которые могут посетить 310 детей в течение лета.

Обеспечение свободного доступа на территорию образовательной организации только учащихся и сотрудников данной организации, что, прежде всего, направлено на полноценное обеспечение безопасности обучающихся. В рамках данного направления можно вспомнить последнее трагическое событие в г. Казани, где в результате стрельбы 11 мая 2021 года в гимназии № 175 погибло семеро детей и две учительницы, 24 человека были госпитализированы [28]. Кроме того, задачей образовательной организации в рассматриваемом контексте должно выступать обязательное введение должности «школьного» психолога, который должен осуществлять тесное взаимодействие с ОВД.

Закрепление за образовательными организациями представителей духовенства в целях повышения уровня идеологической оппозиции религиозному и политическому

экстремизму. Патриарх всея Руси Кирилл призвал духовенство уделять особое внимание работе с молодежью, «идти в школы, развивать систему церковного образования», сделать эту систему привлекательной и интересной для молодежи. Для этого священники должны «научиться говорить с ними другим языком». Кроме того, священнослужителям напомнили об их социальной и пастырской ответственности перед людьми: должна проводиться работа с мирянами, должны действовать воскресные школы, вестись «приходская социальная работа» [29].

Таким образом, обозначенные мероприятия призваны способствовать не только повышению эффективности деятельности ОВД и других субъектов профилактики, но также и снижению уровня детской преступности в стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Состояние преступности в России [Электронный ресурс] // Официальный портал Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 05.05.2021).

2. Состояние преступности (актуальные данные) [Электронный ресурс] // Официальный портал Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://xn~blaew.xn~plai/Deljatelnost/ statistics, (дата обращения: 15.05.2021).

3. Доклад начальника УМВД Росси по Еврейской автономной области генерал-майора полиции Добровольского Александра Геннадьевича на заседании Законодательного Собрания Еврейской автономной области по вопросу «Об итогах оперативно - служебной деятельности УМВД России по Еврейской автономной области за 2021 год» [Электронный ресурс] // Официальный портал УМВД России по ЕАО. URL: https://79.xn~blaew.xnplai/Dejatelnost/otchet/Otchjoti_nachalnika_ UMVD _Rossii_po_Evrej. (дата обращения: 15.05.2021).

4. Информация о состоянии преступности и правопорядка в Нижегородской области за 2021 год [Электронный ресурс] // Официальный портал ГУ УМВД России по Нижегородской области. URL: https://52.xn~blaew.xn—plai/Dejatelnost/Statistika. (датаобращения: 15.05.2021).

5. Информация о состоянии преступности и правопорядка в Магаданской области за май 2021 года [Электронный ресурс] // Официальный портал УМВД России по Магаданской области. URL: https://49. xn—blaew.xn—plai/ (дата обращения: 15.05.2021).

6. Состояние преступности [Электронный ресур] // Официальный портал Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705. (дата обращения: 15.05.2021).

7. Снижение числа преступлений против детей в 2020 году [Электронный ресур] // URL: https:// rg.ru/2021/05/3 l/kuznecova-v-2020-godu-snizilos-chislo-prestuplenij-protiv-detej.html (дата обращения: 15.05.2021).

8. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-апрель 2021 года [Электронный ресур] // Официальный портал МВД России. URL: https://xn~blaew.xn~plai/reports/ item/24644450/, (дата обращения: 15.05.2021).

9. Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) (документ опубликован не был) [Электронный ресур] // URL: http://base.garant. ru/2562501/ (дата обращения: 15.06.2021).

10. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990 г. № 45. Ст. 955.

11. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.) // Дипломатический вестник, 1992 г. № 6.

12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 21 января 2009 г. № 7.

13. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ // Российская газета от 30 июня 1999 г. № 121.

14. Демидова-Петрова Е. В. Современная картина свойств личности несовершеннолетнего осужденного в криминологических оценках // Мониторинг правоприменения. 2017. № 2 (23).

15. Петрова Р. Е. Ближайшее окружение правонарушителя: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы сравнительного правоведения: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров. 2019. С. 139-143.

16. Ережипалиев Д. И., Турахонов Д. Л. Правовое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. № 4 (78). С. 92-99.

17. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне : приказ МВД России от 5.06.2017 № 355 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2017 г.

18. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 52 (часть V). Ст. 7614.

19. Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ // Российская газета от 18 августа 1995 г. № 160.

20. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17.03.2014 № 11.

21. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8.01.1997 № 1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 1997 г. № 2. Ст. 198.

22. О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности : приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https: www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 15.06.2021).

23. Аварийность с участием детей в возрасте до 16 лет за январь - декабрь 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный портал Госавтоинспекции РФ. URL: https: www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 15.06.2021).

24. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей : приказ МВД РФ от 1.09.2012 № 839 // Российская газета от 17 декабря 2012 г. № 290.

25. Система работы с несовершеннолетними по профилактике правонарушений в учреждениях временного содержания [Электронный ресурс] // URL: https://xn—80adrabb4acgksdjbafk0u.xn—р 1 ai/ (дата обращения: 15.06.2021).

26. Молодежная политика [Электронный ресур] // Официальный сайт Правительства Хабаровского края. URL: https://www.khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Razvitie-kraya/192 (дата обращения: 15.06.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. О внесении изменений в муниципальную программу городского округа «Город Хабаровск» «Молодежь городского округа «Город Хабаровск» на 2021 - 2025 годы : постановление Администрации города Хабаровска от 30.03.2020 № 1207 «// Хабаровские вести от 7 апреля 2020 г. № 49.

28. Новости Татарстана [Электронный ресурс]. URL: https://www. ltv.ru (дата обращения: 15.06.2021).

29. Патриарх предостерег духовенство от формального отношения к своему служению [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20170921/ 1505238036.html (дата обращения: 15.06.2021).

О Кулеш Е. А. О Сериченко JL Е.

УДК 342.924.03(470)

С. А. МАЛАХОВ, адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (г. Москва)

S. A. MALAKHOV, Postgraduate student of the Chair of Administrative Law of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya (Moscow)

СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

CONTENT AND SIGNS OF THE LEGISLATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ADMINISTRATIVE OFFENSES

Аннотация. Статья посвящена определению законодательства об административных правонарушениях как системного образования, обладающего признаками, отличающими его от простой совокупности содержащихся в нём правовых норм. В числе таких признаков рассматривается совокупность элементов, составляющих систему. При этом обосновывается, что такими элементами являются административно-деликтные нормы, и осуществляется их классификация. Выявляются связи различных видов административно-деликтных норм, являющихся неотъемлемым признаком, свойственным системе. Формулируется интегративное свойство законодательства об административных правонарушениях как системы, отличающей его от простой совокупности правовых норм, выявляются иные признаки, характеризующие рассматриваемое законодательство как систему. Предполагается, что взгляд законодателя на Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствующие законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях как на систему взаимосвязанных правовых норм позволяет избежать имеющихся в действующем законодательстве противоречий, пробелов и необоснованной конкуренции правовых норм.

Ключевые слова: административно-деликтное законодательство, правовые нормы, система, системный подход, элементы системы, административная ответственность.

Abstract. The article is devoted to the definition of the legislation on administrative offenses as a systemic formation with features that distinguish it from a simple set of legal norms contained in it. Among such features, the author considers a set of elements that make up the system. At the same time, it is substantiated that such elements are administrative-delictual norms and their classification is carried out. Relationships of various types of administrative-delictual norms are considered as an integral feature of the system. The integrative property of the legislation on administrative offenses as a system that distinguishes it from a simple set of legal norms is formulated, other features that characterize the legislation under consideration as a system are identified. It is assumed that the view of the legislator on the Code of the Russian Federation on

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.