Научная статья на тему 'О проблемных вопросах, возникающих в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, и перспективах ее оптимизации'

О проблемных вопросах, возникающих в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, и перспективах ее оптимизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2550
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСПЕКТОР ПДН / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быстрянцев Александр Фёдорович, Селиванов Сергей Дмитриевич

В статье исследуются общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления подразделениями по делам несовершеннолетних деятельности по предупреждению беспризорности, безнадзорности, противоправных деяний среди подростков, а также по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Авторами произведен анализ организационно-правовых основ подразделений по делам несовершеннолетних МВД России и выработаны конкретные предложения, направленные на совершенствование нормативно-правового регулирования статуса данных подразделений, а также на повышение эффективности их деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Быстрянцев Александр Фёдорович, Селиванов Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемных вопросах, возникающих в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, и перспективах ее оптимизации»

О проблемных вопросах, возникающих в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, и перспективах ее оптимизации

About the problem questions arising in activity of divisions on Affairs of minor law-enforcement

bodies, and prospects of its optimization

Быстрянцев Александр Фёдорович

Старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки

Воронежский институт МВД России Россия, г. Воронеж e-mail: alexfb2010@bk.ru

Bystryantzev Alexander Fedorovich

Senior lecturer of the Department of tactical and special training Voronezh Institute of the Russian interior Ministry

Russia, Voronezh email: alexfb2010@bk.ru

Селиванов Сергей Дмитриевич

Старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки

Воронежский институт МВД России Россия, г. Воронеж e-mail: alcopi@inbox.ru

Selivanov Sergey Dmitrievich

Senior lecturer of the Department of tactical and special training Voronezh Institute of the Russian interior Ministry

Russia, Voronezh e-mail: alcopi@inbox.ru

Аннотация.

В статье исследуются общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления подразделениями по делам несовершеннолетних деятельности по предупреждению беспризорности, безнадзорности, противоправных деяний среди подростков, а также по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Авторами произведен анализ организационно-правовых основ подразделений по делам несовершеннолетних МВД России и выработаны конкретные предложения, направленные на совершенствование нормативно-правового регулирования статуса данных подразделений, а также на повышение эффективности их деятельности.

Annotation.

The article investigates the social relations that arise in the process of implementation of activities on prevention of homelessness, neglect, illegal acts among adolescents, as well as the implementation of the proceedings on administrative offenses committed by minors. The authors analyzed the organizational and legal basis of the juvenile Affairs units of the Ministry of internal Affairs of Russia and developed specific proposals aimed at improving the legal regulation of the status of these units, as well as to improve the efficiency of their activities.

Ключевые слова: инспектор ПДН, несовершеннолетние, профилактика правонарушений, подразделения по делам несовершеннолетних, профессиональная подготовка сотрудников полиции.

Key words: the inspector of the juvenile Department, juvenile crime prevention, divisions on Affairs of minors, training of police officers.

Отмечаемые в последние годы специалистами положительные моменты, связанные с функционированием подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, тем не менее не могут в полной мере свидетельствовать об оптимальном состоянии такой деятельности. В связи с этим возникает необходимость в выявлении и рассмотрении тех или иных проблемных вопросов, а также в поиске путей их решения.

Следует отметить, что по причине существования многоуровневой и многосубъектной системы органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетнего возраста,

подразделения ПДН ОВД фактически не обладают властными полномочиями по отношению к государственным органам и общественным организациям, а их сообщения и представления не носят обязательного характера. Восстановить же нарушенные права лиц, не достигших совершеннолетия, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних зачастую в состоянии только посредством органов прокуратуры и суда.

Не секрет, что главной функцией подразделений по делам несовершеннолетних выступает реализация обязанностей, связанных с профилактикой противоправных деяний несовершеннолетних и их безнадзорности. В самом общем виде профилактику можно рассматривать, как упорядоченное единство мер, которые приспособлены для предотвращения тех или иных отклонений в обучении, развитии или воспитании. Соотнося профилактику с деятельностью подразделений ОВД, можно с уверенностью утверждать, что она не имеет принципиальных различий с традиционной системой предупреждения и зиждется на тех же основополагающих началах, в ряду которых приоритетные места занимают законность, научная обоснованность, дифференциация и комплексный подход. Цель профилактики состоит не в борьбе с последствиями (то есть результатом девиации), а в ликвидации факторов и условий, которые способствовали формированию противоправного поведения.

С глубоким сожалением приходится констатировать тот факт, что правоохранительные органы в лице органов внутренних дел (а конкретно - сотрудников ПДН) в решении этого вопроса по сути остались одинокими. Взаимосвязь с государственными органами и общественностью чаще всего присутствует лишь формально, а ведь в решении обозначенной проблемы требуется комплексный подход [1, с. 336].

Многие исследователи справедливо указывают на отсутствие единого координирующего органа, который был бы способен осуществлять анализ и мониторинг информации, поступающей из различных профилактических ведомств, а также определять меры по выработке и реализации общегосударственной политики в отношении несовершеннолетних [2, с. 132]. По мнению В.В. Денисенко, даже между подразделениями и службами одного министерства отсутствует эффективная координация, что приводит к стремлению одного субъекта облегчить свою работу за счет другого [3, с. 62].

Так называемый «трудный ребенок» не должен оставаться проблемой только инспектора ПДН. Абсолютно точно можно утверждать, что без необходимого внимания к личности каждого подростка девиантное поведение со временем трансформируется в поведение преступное или, по крайней мере, противоправное. Лица, не достигшие совершеннолетия, в большинстве своем не в состоянии осознать, что всякий проступок, нарушающий нормы права, неизбежно сближает их с криминалом, и возвращение к обыденной жизни будет проблематичным.

Государство и общество в лице каждого несовершеннолетнего преступника утрачивают значительный человеческий ресурс - благополучную семью, добросовестного работника, честного налогоплательщика. Прогресс сменяется регрессом. Теряется смысл самого человеческого существования. Общество отторгает людей, имеющих криминальное прошлое.

Специфика работы подразделений по делам несовершеннолетних определяется тем, что к лицам, не достигшим совершеннолетия, требуется совершенно иной подход, нежели ко взрослым. Как следствие, необходима и более высокая квалификация самих сотрудников. Инструкция по организации деятельности ПДН ОВД РФ препятствует допуску к самостоятельной работе на закрепленной территории сотрудников ПДН, впервые принятых на службу в ОВД (полицию) на должность сотрудника по делам несовершеннолетних, без наличия первоначальной подготовки по профилю служебной деятельности, а также выпускников образовательных организаций системы МВД России либо переведенных из иных служб, если они до этого не работали в подразделении по делам несовершеннолетних, без прохождения стажировки под руководством наставника из числа самых подготовленных сотрудников ПДН в течение одного месяца [4].

Однако, следует признать, что и это нормативное требование является слишком «мягким» и не отвечающим насущным вызовам сегодняшнего дня. Месячный срок стажировки явно не коррелирует с требованиями к уровню подготовки сотрудников ПДН, особенно учитывая многоплановость этой подготовки. По мнению авторов настоящей

статьи, срок стажировки должен быть нормативно установлен в пределах от трех до шести месяцев при возможности его сокращения по решению специализированных комиссий, создаваемых в территориальном органе полиции. В состав названных комиссий должны входить (помимо руководителя территориального органа и подразделения ПДН) представители иных, вневедомственных органов профилактики. Решение комиссии предлагается оформлять в виде постановления, копия которого должна направляться в личное дело кандидата на должность сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних.

Предлагаемый механизм позволит избежать попадания в подразделения ПДН лиц с несформированной на данный момент профессионально-должностной позицией, позволяющей обеспечить эффективное включение в служебную деятельность. Именно в профессионально-должностной позиции находит свое отражение система отношений будущего сотрудника ПДН к всевозможным факторам службы: психологическому и организационному климату в подразделении, должностным обязанностям и т.п. Кроме того, посредством профессионально-должностной позиции у сотрудника ПДН происходит формирование значения и смысла специфических сторон служебной деятельности в подразделении по делам несовершеннолетних.

Иными словами, профессионально-должностная позиция сотрудника ПДН выступает в качестве показателя его личностных убеждений в отношении реализации своих прав и обязанностей, а также взаимодействия со своими коллегами, подопечными и представителями иных органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия.

Ещё сложнее представляется ситуация с допуском к исполнению своих служебных обязанностей сотрудников ПДН, не являющихся выпускниками специализированных образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации.

До 2013 года первоначальная подготовка вновь принятых в МВД России сотрудников ПДН осуществлялась на базе учебных центров (центров профессиональной подготовки) при МВД (ГУВД, УВД) по соответствующему субъекту Российской Федерации (республики, краю, области и т.д.). При этом срок обучения (в зависимости от базового образования слушателя) составлял от четырех до шести месяцев.

В соответствии с приказом МВД России от 30.05.2013 г. №318, функции большей части учебных центров (центров профессиональной подготовки) были переданы образовательным организациям МВД России (институтам, университетам и академиям). Такое решение обусловливалось сразу несколькими причинами, к которым, в первую очередь, необходимо отнести крайне слабую учебно-материальную базу учебных центров, а также недостаточно высокий уровень преподавательского состава, который зачастую даже не имел специального образования.

Сегодня, как уже было сказано, первоначальная подготовка вновь прибывших в подразделения ПДН сотрудников осуществляется на факультетах профессиональной подготовки в вузах МВД России, что положительным образом сказалось как на организации процесса обучения, так и на его качественных показателях. Однако срок такой подготовки, несмотря на возросшие требования к обучаемым, увеличен не был. Так, нормативный срок освоения программы профессиональной подготовки на базе среднего юридического или высшего неюридического образования для данной категории слушателей на сегодняшний день составляет 25 недель, а на базе высшего юридического образования - 17 недель. Для сравнения, нормативный срок освоения программы профессиональной подготовки лицами рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемыми на службу в органы внутренних дел по профессии «полицейский», составляет 25 недель. Учитывая разный объем профессиональных знаний, умений и навыков, которыми должны обладать сотрудники ПДН, с одной стороны, и полицейские ППС - с другой, уравнивание процесса обучения по количеству часов, отведенных на профессиональную подготовку тех и других, выглядит нелогичным.

Кроме того, сегодня профессиональная подготовка сотрудников ПДН не унифицирована. Лица среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемые на службу в ОВД на должности

инспекторов по делам несовершеннолетних, обучаются по единой программе, разработанной как для их должностной категории, так и для участковых уполномоченных полиции и инспекторов по исполнению административного законодательства, что также не способствует повышению их профессионализма.

Актуальность требований к улучшению качественных показателей личного состава подразделений по делам несовершеннолетних убеждает нас в необходимости разработки специализированных программ подготовки сотрудников ПДН и увеличения сроков их профессионального обучения на соответствующих факультетах. В перспективе же подготовка инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (полиции) должна в полном объеме осуществляться исключительно ведомственными образовательными организациями высшего профессионального образования с пятилетним сроком освоения будущими специалистами основной образовательной программы по очной форме обучения, в том числе с учетом необходимости инвариантной составляющей в структуре их профессиональной компетентности.

Список используемой литературы:

1. Дорошенко О.М., Простакишина Ю.А. Инспектор по делам несовершеннолетних // Научный альманах. 2016. №4-1(18). С. 334-336.

2. Яшин В.Н. Особенности правового статуса подразделений по делам несовершеннолетних // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. №4(26). С. 130-133.

3. Денисенко В.В. Деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: проблемы и пути их решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. №2(66). С. 59-62.

4. Приказ МВД России от 15.10.2013 №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» / [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 25.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.