Научная статья на тему 'Особенности административно-правового ограничения прав несовершеннолетних правонарушителей, доставляемых в органы внутренних дел'

Особенности административно-правового ограничения прав несовершеннолетних правонарушителей, доставляемых в органы внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
610
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ / ДОСТАВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / CURTAILMENT OF RIGHTS / UNDERAGE OFFENDER / MEASURES OF ADMINISTRATIVE COMPULSION / MECHANISM OF ADMINISTRATIVE CURTAILMENT OF RIGHTS / DELIVERY OF OFFENDING MINORS TO POLICE PRECINCTS / SOCIALLY VULNERABLE POSITION OF MINOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевцов А.В.

Статье анализируются особенности административно-правого ограничения прав несовершеннолетних правонарушителей, доставляемых в органы внутренних дел. Рассматриваются цели применения указанных правоограничений, а также механизм административно-правового ограничения прав несовершеннолетних правонарушителей, представляющий собой совокупность правовых способов и средств, при помощи которых уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел осуществляется административно-правовое ограничение прав указанной категории лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шевцов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of Administrative Curtailment of Rights of MinorsWho Are Detained by Police for Breaking the Law

The article is about the purpose of administrative curtailment of rights of minors brought to police precincts for breaking the law. The legal mechanism of such curtailment is also analyzed. This mechanism is a system of legal measures invoked and applied to detained minors by police officials who are specifically authorized to do so.

Текст научной работы на тему «Особенности административно-правового ограничения прав несовершеннолетних правонарушителей, доставляемых в органы внутренних дел»

А.В. ШЕВЦОВ,

доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

A.V. SHEVTSOV,

Associate Professor at the Department of Management of Public Order Services

of Center for Command Games, Candidate of Law, Associate Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 343.85

особенности административно-правового ограничения прав несовершеннолетних правонарушителей, доставляемых в органы внутренних дел

Aspects of Administrative curtailment of Rights of Minors who Агэ Detained by police for Breaking the Law

В статье анализируются особенности административно-правого ограничения прав несовершеннолетних правонарушителей, доставляемых в органы внутренних дел. Рассматриваются цели применения указанных правоограничений, а также механизм административно-правового ограничения прав несовершеннолетних правонарушителей, представляющий собой совокупность правовых способов и средств, при помощи которых уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел осуществляется административно-правовое ограничение прав указанной категории лиц.

The article is about the purpose of administrative curtailment of rights of minors brought to police precincts for breaking the law. The legal mechanism of such curtailment is also analyzed. This mechanism is a system of legal measures invoked and applied to detained minors by police officials who are specifically authorized to do so.

к S

X

<

ca О ca Eu X Ы

Э

a ы ca О

и

S

н

^

с s

ы s

X к

о н и о и

о ca н

и

J3 <

ы

Е-

о X

о

S

<

Ограничение прав, несовершеннолетний правонарушитель, меры административного принуждения, механизм административно-правового ограничения прав, доставление несовершеннолетних в органы внутренних дел, социально опасное положение несовершеннолетнего.

Curtailment of rights, underage offender, measures of administrative compulsion, mechanism of administrative curtailment of rights, delivery of offending minors to police precincts, socially vulnerable position of minor.

Ограничение прав человека характеризует его положение в обществе, одновременно раскрывая степень предоставленной законом свободы личности, нашедшую отражение в по-

ложениях ч. 3 ст. 55 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации [2].

Исследуя юридические основания ограничения прав и свобод человека, ученые пришли

31

К S

I

<

са

0 са н и

1 ы

Э

а ы са

0

и

S

н

^

с S

ы S

1 к

о н и о и

о са н

и

J3 <

ы е-

0

1

о

ЬЙ <

32

к выводу о том, что таковые представляют собой «обусловленные философско-правовой концепцией свободы личности и закрепленные в законах обстоятельства, создающие угрозу конституционно защищаемым ценностям» [11]. В этом смысле такие правоограничения являются ничем иным, как установленным законодательством пределом реализации предоставленных прав, который выражается в запретах, вторжениях, обязанностях, ответственности. Наличие последних предопределено необходимостью соблюдения законности, в том числе в сфере деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [3, ст. 3]. По справедливому мнению Р.В. Полтарыгина, «определяя цели и принципы правового регулирования, законодатель устанавливает гарантии реализации интереса... посредством наделения лиц субъективными правами, а также закрепления дозволений и запретов» [17].

Следует отметить, что объектом правового ограничения выступают далеко не все права, закрепленные в Конституции и действующих международно-правовых актах [1], а исключительно права, подлежащие такого рода ограничению на основании вышеуказанных норм.

Говоря об ограничении прав конкретной социальной группы участников общественных отношений, следует разграничить понятия «права человека» и «права гражданина». К первым из них относят совокупность «моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий» [16], тогда как ко вторым — охраняемую законом «меру юридически возможного поведения, направленную на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством» [14]. С учетом этого представляется, что объектом административно-правового ограничения прав граждан являются права, реализуемые ими исключительно в процессе деятельности государственной власти.

Подробно исследуя административно-правовое ограничение прав граждан, В.А. Мельников пришел к выводу о его двухуровневой природе. С одной стороны (статусный уровень) — посредством законодательного установления административно-правового статуса, а с другой стороны (принудительный уровень) — путем правового применения в формах правомерных изъятий из правомочий, входящих в объем административно-правового статуса, или напротив — возложения дополнительных юридических обязанностей либо применения мер административного принуждения физического характера [15].

Для деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД) характерен именно второй, при-

нудительный уровень, реализующийся в рамках института административного принуждения. По мнению В.А. Мельникова, административное принуждение — это «единственная совокупность правовых средств законного ограничения прав личности в сфере государственного управления вообще и в сфере внутренних дел в частности» [15], оно же является «единственным средством реализации правоприменительного способа ограничения прав» [15].

Профессор А.И. Каплунов к мерам принуждения относит «закрепленные законом способы, приемы и средства воздеиствия личного, имущественного и организационного характера, позволяющие заставить лицо исполнять юридические обязанности и соблюдать правовые запреты и состоящие из правовых ограничении, лишении, обременении» [12]. Характеризуя эти меры, он утверждает, что их принудительныи характер «проявляется в том, что они применяются вопреки воле и желанию объекта управления» [9] и заключаются «во вторжении в сферу прав и свобод конкретного лица» [13].

Разделяя мнение В.А. Мельникова о том, что административное принуждение является единственнои совокупностью правовых средств, реализуемых органами внутренних дел в целях законного ограничения прав личности, вполне уместно упомянуть о существующеи в науке дифференциации правоограничении на общие, специальные и индивидуальные. Так, по мнению А.В. Ашихминои, общие ограничения могут быть предусмотрены для всех, специальные устанавливаются в отношении определенной категории лиц, а индивидуальные содержатся в актах правоприменения [10]. Однако может ли быть использована такая дифференциация для понимания природы административно-правового ограничения прав такои социальнои группы, как несовершеннолетние правонарушители?

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» [3] устанавливает начала правового регулирования отношении, возникающих в связи с деятельностью соответствующих субъектов (органов и учреждений), уполномоченных проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении лиц, не достигших возраста совершеннолетия. Среди пятнадцати субъектов профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних особое место в плане исследуемых мер ограничения прав несовершеннолетних правонарушителей занимают подразделения по делам несовершеннолетних (далее — ПДН) [3, ст. 21], центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее — ЦВСНП) [3, ст. 22], а также иные подразделения ОВД [3, ст. 23].

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» наделяет полицию правом «доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в ЦВСНП, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции» [4, пп. 15 п. 1 ст. 13]. Механизм реализации этих полномочий достаточно детально изложен на ведомственном нормативном уровне. При доставлении несовершеннолетнего в ОВД оперативный дежурный (выясняющий обстоятельства доставления сотрудник) для решения вопроса принятия к несовершеннолетнему и (или) к его родителям или иным законным представителям мер административного или уголовного принуждения, а также мер по его дальнейшему устройству передает доставленного следователю, дознавателю, оперуполномоченному или сотруднику ПДН. В первых трех случаях основанием такой передачи служит наличие в действиях (бездействии) несовершеннолетнего признаков преступления и достижение возраста привлечения к уголовной ответственности. В четвертом случае основаниями для передачи несовершеннолетнего сотруднику ПДН являются:

— совершение общественно опасного деяния либо иного правонарушения до достижения возраста, с которого наступает ответственность;

— совершение административного правонарушения или антиобщественного действия;

— самовольный уход из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа;

— направление несовершеннолетнего в ЦВСНП [8];

— выявление безнадзорного и беспризорного, нуждающегося в помощи государства, для последующего его направления в специализированные социально-реабилитационные и медицинские учреждения;

— доставление несовершеннолетнего с совершеннолетним правонарушителем или преступником.

При невозможности передачи доставленного несовершеннолетнего сотруднику ПДН оперативный дежурный (выясняющий обстоятельства доставления сотрудник) руководствуется положениями Инструкции по организации деятельности ПДН, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 [5]. В частности, в соответствии с п. 79 и п. 80 вышеупомянутой инструкции о доставлении несовершеннолетнего составляется протокол [3, пп. 1 п. 2 ст. 21], хранящийся в ПДН в специальном накопительном деле [5, прил. 23], де-

лаются записи в книге учета лиц, доставленных в дежурную часть [6, прил. 3], и (или) журнале учета несовершеннолетних, доставленных в ОВД [5, прил. 14].

При доставлении несовершеннолетнего в ОВД:

— устанавливаются характеризующие его данные, сведения о родителях (иных законных представителях), условиях воспитания;

— незамедлительно уведомляются его родители (иные законные представители) [4, ч. 8 ст. 14];

— выясняются обстоятельства совершения правонарушения или обнаружения заблудившегося, подкинутого ребенка;

— решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении (в случае совершения правонарушения);

— в необходимых случаях осуществляется медицинское освидетельствование на состояние опьянения, оказывается медицинская помощь;

— принимаются меры по выявлению лиц, склонивших несовершеннолетнего к употреблению алкогольной или спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ;

— осуществляются меры по передаче доставленного его родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных учреждений, медицинских организаций или специализированных социально-реабилитационных учреждений, факт передачи фиксируется документально [5, прил. 14, 23; 6, прил. 3].

Кроме того, при необходимости оперативный дежурный (выясняющий обстоятельства доставления сотрудник) составляет акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации [5, прил. 25], или акт о выявлении подкинутого или заблудившегося ребенка [5, прил. 26].

При отсутствии полномочий на составление и подписание вышеназванных актов оперативный дежурный (выясняющий обстоятельства доставления сотрудник) передает несовершеннолетнего должностным лицам, уполномоченным на составление и подписание таких актов.

При наличии оснований для помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок до 48 часов оперативный дежурный выносит соответствующее постановление и направляет несовершеннолетнего в ЦВСНП. При отсутствии полномочий на вынесение постановления передает несовершеннолетнего соответствующим должностным лицам, указанным в специальном перечне [7, прил.].

к S

X

<

са О са н и X ы

Э

а ы са О

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S

н

^

с S

ы S X к

о н и о и

о са н

и

J3 <

ы е-

о X

о

ЬЙ <

33

К S

I

<

са

0 са н и

1 ы

Э

а ы са

0

и

S

н

^

с S

ы S

1 к

о н и о и

о са н

и

J3 <

ы е-

0

1

о

ЬЙ <

34

В течение последних нескольких лет ведомственная регламентация полномочий сотрудников полиции в сфере административно-правового ограничения прав несовершеннолетних правонарушителей, доставляемых в ОВД, подверглась существенному изменению. По справедливому мнению профессора В.А. Юсупова, «развитие административного права требует коренного переосмысления многих его положений. На первый план должны быть выдвинуты такие его проблемы, как механизм обеспечения прав, свобод и достоинств личности» [19].

Под механизмом реализации административно-правового ограничения прав несовершеннолетних правонарушителей следует понимать совокупность правовых способов и средств, при помощи которых полицией реализуются административно-правовые ограничения прав соответствующих участников общественных отношений, пренебрегающих интересами государства в области защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства. При этом полиция является властным субъектом действия механизма реализации административно-правового ограничения, а объект воздействия механизма — это ограничение прав несовершеннолетних правонарушителей, осуществляемое в целях обеспечения надлежащего баланса интересов государства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Следует отметить, что в отношении несовершеннолетних правонарушителей могут быть использованы разнообразные по характеру меры административного принуждения. Во-первых, административно-предупредительные меры (служат целям предупреждения противоправных деяний). Во-вторых, меры административного пресечения (обеспечивают непосредственное пресечение таковых). В-третьих, меры, обеспечивающие производство по делу об административном правонарушении (применяются в силу процессуальной необходимости). И наконец, в-четвертых, меры, проявляемые в назначении административного наказания.

Применение той или иной меры административного принуждения требует соответствующего основания, в качестве которого выступает наличие «особых, установленных государством условий, как связанных, так и не связанных с действиями человека» [18]. Именно поэтому применение каждого из перечисленных видов мер административного принуждения имеет свои индивидуальные особенности административно-правового ограничения прав несовершеннолетних правонарушителей. При этом каждая из мер отражает определенную сово-

купность приемов и средств воздействия государства на вышеуказанных субъектов права и заключается в причинении им правоограни-чений исключительно в форме применения мер, прямо предусмотренных нормами административного права.

Первая особенность административно-правового ограничения прав несовершеннолетних правонарушителей, доставляемых в ОВД, обусловлена применением полицией приемов и средств правоограничения в целях предупреждения или выявления правонарушений, предупреждения наступления иных общественно опасных последствий.

Вторая особенность обусловлена применением полицией приемов и средств правоогра-ничения в целях прекращения правонарушения либо объективно-противоправного деяния, содержащего в себе признаки правонарушения.

Третья особенность обусловлена применением полицией приемов и средств правоогра-ничения в целях обеспечения установленного процессуального порядка реализации правовых отношений, возникающих в связи с возбуждением производства по делу об административном правонарушении.

Четвертая особенность обусловлена отсутствием у полиции полномочий применения приемов и средств правоограничения в связи с назначением наказания за совершенное несовершеннолетним административное правонарушение.

Таким образом, особенности административно-правового ограничения прав несовершеннолетних проявляются в причинении им определенных законом правоограничений в форме применения предусмотренных нормами административного права мер в связи с правонарушением или антиобщественным действием, а также в целях предупреждения безнадзорности и беспризорности, устранения способствующих этому причин и социальных условий. Указанные правоограничения применяются в целях предупреждения или выявления правонарушений или иных общественно опасных последствий; прекращения правонарушения либо объективно-противоправного деяния; обеспечения административно-процессуального порядка реализации правовых отношений.

Механизм административно-правового ограничения прав несовершеннолетних правонарушителей представляет собой совокупность правовых способов и средств, при помощи которых уполномоченными на то должностными лицами ОВД осуществляется административно-правовое ограничение прав указанной категории лиц путем применения к ним мер административного принуждения.

Список литературы:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.) // Сб. междунар. догов. СССР. Вып. ХЦУ1. 1993.

2. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

4. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

5. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // СПС Гарант.

6. Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа внутренних дел после доставления граждан: приказ МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 (ред. от 19.06.2014) // СПС Гарант.

7. Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных выносить постановление о помещении несовершеннолетних на срок до 48 часов в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел: приказ МВД России от 9 апреля 2013 г. № 198 (ред. от 12.07.2014) // СПС Гарант.

8. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: приказ

МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 // СПС Гарант.

9. Административное право / под ред. А.И. Каплунова. М., 2011.

10. Ашихмина А.В. Конституционно-правовой механизм ограничения прав и свобод человека и гражданина в РФ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

11. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности ОВД. М., 2009.

12. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: монография / под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 2004.

13. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое ОВД (системно-правовой анализ): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.

14. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: учеб. пособ. М., 2000.

15. Мельников В.А. Административно-правовое ограничение прав граждан и механизм его реализации ОВД: монография / под ред. В.В. Денисенко. М., 2013.

16. Политика: толковый словарь: русско-английский / ред. А. Маклин. М., 2001.

17. Полтарыгин Р.В. Интересы несовершеннолетних как объект уголовно-правовой охраны // Российский следователь. 2014. № 21.

18. Попов Л.Л., Шергин А.П. Классификация мер административного принуждения // Правоведение. 1970. № 7.

19. Юсупов В.А. Главная идея административного права // Административное право и права человека. Волгоград, 1990.

Тел.: 8 (499) 745-84-09

к S

X

<

са О са н и X ы

Э

а ы са О

и

S

н

^

с S

ы S X к

о н и о и

о са н

и

J3 <

ы е-

о X

о

ЬЙ <

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.