УДК 351
А. К. Дубровин
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПОВТОРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СО СТОРОНЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые особенности организации деятельности центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Указываются категории лиц, помещаемые в данные учреждения. Уточняется круг задач ЦВСНП и формы профилактического воздействия. Сформулированы выводы о необходимости применения к несовершеннолетним правонарушителям восстановительного подхода.
Ключевые слова: Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, административное правонарушение, уголовное преступление, профилактическое воздействие, правовое просвещение и информирование, профилактическая беседа, официальное предостережение, профилактический учёт и надзор, социальная адаптация и реабилитация, ресоциализация, восстановительный подход.
A. K. Dubrovin
ORGANIZATION OF THE ACTIVITIES OF TEMPORARY JUVENILE DETENTION CENTERS TO PREVENT REPEATED CRIMES
BY MINORS
Abstract. The article examines the key features of the organization of activities of temporary juvenile detention Centers. It indicates the categories of persons placed in these institutions. Range of tasks TSVSNP and forms of preventive action is specified. Conclusions about necessity of application to juvenile offenders restorative approach are made.
Keywords: temporary juvenile detention Centre, an administrative offense, criminal offence, preventive effect, legal education and awareness, caution, official warning, preventive care and supervision, social adaptation and rehabilitation, resocialization, restorative approach.
В период всеобщего реформирования общественных отношений базовые сферы жизни и деятельности несовершеннолетних претерпели значительные трансформации. Так, предупреждение повторных преступлений лицами, не достигшими 18 лет, является одной из приоритетных задач современной государственной политики. При этом ключевым институтом,
входящим в систему органов внутренних дел, призванным обеспечивать реализацию мероприятий по предупреждению безнадзорности и нарушений правопорядка данными субъектами, выступают центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее — ЦВСНП). Однако организация их функциональной деятельности сопровождается рядом недостатков и противоречий, что, в конечном итоге, отражается на увеличении количественных и качественных изменений криминальной и деликтной активности.
В этой связи необходимо осуществить комплекс мер, направленных на совершенствование деятельности ЦВСНП с учётом специфических особенностей их организации, а также социально-правового положения лиц, вернувшихся из ЦВСНП.
Главная особенность ЦВСНП заключается в контингенте доставляемых лиц, среди которых выделяются субъекты, не достигшие 18-летнего возраста. Так, положения Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относят к таким лицам следующие категории [1]:
1) направляемые по приговору суда (постановлению судьи) в специализированные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
2) ожидающие окончательного решения суда о помещении их в специализированные учреждения закрытого типа;
3) самовольно покинувшие такие заведения;
4) совершившие правонарушение или преступление до достижения установленного законом возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность.
Именно данный фактор предопределяет всю дальнейшую специфику функционирования анализируемых подразделений органов внутренних дел. Исходя из этого, целесообразно проанализировать ключевые задачи, которые решает данный институт. В соответствии с Приказом МВД России «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» к ним относятся следующие [2]:
1) обеспечение приёма и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей 24 часа в сутки, осуществляется в целях защиты их жизни и здоровья, а также предупреждения совершения ими повторных нарушений действующего законодательства;
2) проведение в индивидуальном порядке профилактической работы с доставленными лицами, не достигшими 18-летнего возраста, определение лиц, имеющих непосредственное отношение к совершению правонарушений и преступлений, установление ключевых обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, а также доведение полученной информации до сведения соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений;
3) транспортировка несовершеннолетних в специализированные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление иных мер
по устройству несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП, в пределах установленной компетенции.
При этом индивидуальная профилактическая работа должна быть организована и осуществляться с учётом возраста, поведения, степени общественной опасности ранее совершённого деяния и других обстоятельств. При этом в целях достижения максимального эффекта сотрудники ЦВСНП могут применять меры поощрения или взыскания [3, с. 5].
Детальный анализ ключевых задач, остро стоящих перед ЦВСНП, определяет специфические направления деятельности данных органов. Так, необходимо учитывать особенности, проявляющиеся в ключевых формах профилактического воздействия, среди которых выделяются следующие [4]:
1) просвещение и информирование — доведение до сведения несовершеннолетнего лица информации, которая нацелена на обеспечение защиты прав и свобод отдельного человека, всего общества и государства от любых противоправных деяний путём применения разноплановых мер образовательного, воспитательного, организационного, методического или информационного характера;
2) профилактическая беседа — подробное разъяснение поведения лицу, в отношении которого применяются меры профилактики правонарушений индивидуального характера, морально-правовой стороны совершённых действий и полноты ответственности, а также возможных социально-правовых последствий продолжения противоправного поведения;
3) официальное предостережение — объявление уполномоченным органом о недопустимости осуществления действий, которые порождают условия для совершения нарушения положений действующего законодательства, либо недопустимости продолжения подобного поведения (применяется в том случае, когда отсутствуют достаточные основания для привлечения несовершеннолетнего к административной или уголовной ответственности);
4) профилактический учёт — позволяет соответствующим органам получить необходимую информацию о том, чем занимается конкретный субъект;
5) внесение представления — о необходимости устранения конкретных причин и условий, порождающих правонарушение;
6) профилактический надзор заключается в наблюдении за поведением несовершеннолетнего правонарушителя, который стоит на учёте в соответствующих органах, и за соблюдением им установленных законом ограничений;
7) социальная адаптация — установленная система мероприятий, направленных на оказание лицам, которые оказались в затруднительной жизненной ситуации, содействия в реализации их законных прав и свобод, а также оказания возможной помощи в трудовом и бытовом устройстве (как правило, применяется в отношении безнадзорных и беспризорных лиц, не достигших 18-летнего возраста; лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы; тех, кто занимается бродяжничеством и попрошай-
ничеством; подвергнутых принудительным мерам воспитательного воздействиям и др.);
8) ресоциализация — комплекс упорядоченных мероприятий социально-экономического, педагогического, правового и иного характера, которые применяются в целях повторной интеграции лиц, подвергшихся мерам уголовно-правового характера, в публичные отношения;
9) социальная реабилитация — комплекс эффективных мероприятий, основное назначение которых нацелено на восстановление потерянных социальных связей и базовых функций лицами, оказавшимися по воле обстоятельств в трудной жизненной ситуации, посредством разъяснения существующего порядка получения профессиональной помощи социально-правового характера, а также содействия в восстановлении потерянных или испорченных документов и устоявшихся за период жизни связей;
10) оказание помощи гражданам, которые пострадали от правонарушений в их адрес, посредством предоставления социально-правовой, психологической, медицинской, консультационной и любой другой поддержки в целях устранения либо минимизации негативных последствий правонарушений либо реального снижения риска стать пострадавшим.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что главная особенность деятельности ЦВСНП заключается в применении восстановительного подхода, выступающего альтернативой карательного. Это позволяет сместить акцент с обозначения виновности несовершеннолетнего и проявления негативного отношения к детям с выраженным девиантным поведением, определения вида наказания или мер воздействия на них, в сторону безоценочного восприятия их личности. Это способствует пробуждению у несовершеннолетних чувства личной ответственности за собственные действия, принятие решений и своё будущее.
Ориентация на восстановительный подход в организации деятельности ЦВСНП предопределяет учёт специфических условий, включая следующие:
1) обязательный характер аналитической работы, позволяющей определить, в каких условиях рос и развивался ребёнок;
2) проведение работы с подростком и его семьёй по подготовке к принятию сложившихся условий и осознанию наличия проблемной ситуации, а также совместный поиск ключевых путей выхода из неё;
3) оказание посильной помощи в адаптации к условиям жизни с учётом необходимости полярного изменения ситуации.
Представляется необходимым, чтобы в ЦВСНП воспитательная деятельность осуществлялась по следующим направлениям: правовому, нравственному, физическому, патриотическому, трудовому и эстетическому. Учитывая тот факт, что несовершеннолетние правонарушители могут находиться в ЦВСНП ограниченный период времени, указанная деятельность должна быть оформлена в самостоятельные блоки, имеющие свою логическую структуру и методическое обеспечение.
Таким образом, организация деятельности ЦВСНП обладает определённой спецификой, что обусловлено работой с несовершеннолетними
гражданами, права, свободы и интересы которых находятся под особым контролем со стороны государства и общественности.
Однако и здесь существуют проблемные вопросы по организации деятельности ЦВСНП.
В правоприменительной практике сложился ряд спорных вопросов, связанных с отсутствием чёткой регламентации процедуры помещения подростков в ЦВСНП, требующих научного осмысления. Так, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не предусмотрен порядок прохождения медицинского освидетельствования несовершеннолетнего; не указаны должностные лица, на которых возложена обязанность по обеспечению и осуществлению медицинского освидетельствования, их полномочия; порядок отказа в помещении в ЦВСНП в случае наличия определённого заболевания; нет требования прилагать к материалам, направляемым в суд, документа о состоянии здоровья подростка.
Вторая проблема законодательства в сфере организации работы ЦВСНП, на которую следует обратить внимание, заключается в том, что нижняя граница возраста подростка, с которого он может быть помещён в ЦВСНП, ни федеральным законодательством, ни ведомственными нормативными актами не установлена.
Ещё один пробел законодательства заключается в отсутствии чётко закреплённого периода после совершения общественно опасного деяния, по истечении которого можно поместить подростка в ЦВСНП.
Особо сложным вопросом в организации работы с несовершеннолетними правонарушителями является неявка подростка на судебное заседание, которая может служить препятствием для рассмотрения ходатайств его помещения в ЦВСНП.
Присутствие лица на судебном заседании обеспечивает орган внутренних дел, по инициативе которого рассматриваются материалы, вместе с тем, законом не предусмотрена возможность принудительного привода лиц в суд для рассмотрения материалов для помещения в ЦВСНП, а лица до 14-ти лет вообще не могут быть подвергнуты приводу. В связи с этим суд лишается возможности рассмотреть представленные материалы ОВД. Таким образом, правовой механизм, способствующий своевременному и беспрепятственному отправлению правосудия, отсутствует, полномочия сотрудников полиции в части обязанности по доставлению подростка в ЦВСНП не регламентированы законодательством.
Подводя итоги, заметим, что организация деятельности ЦВСНП обладает определённой спецификой, что обусловлено работой с несовершеннолетними гражданами, права, свободы и интересы которых находятся под особым контролем со стороны государства и общественности.
Список использованной литературы
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. и доп. от 23.06.2016) // Рос. газ. — 1999. — № 121.
2. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (вместе с «Инструкцией по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей»): приказ М-ва внутр. дел России от 1 сент. 2012 г. № 839 // Рос. газ. — 2012. — № 290.
3. Матросова Л. В. Методические рекомендации по комплексному межведомственному социально-правовому сопровождению несовершеннолетних, вернувшихся из центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. — Красноярск, 2014. — 20 с.
4. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // Рос. газ. — 2016. — № 139.