Научная статья на тему 'Роль центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в системе профилактики правонарушений'

Роль центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в системе профилактики правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2021
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / ЦЕНТРЫ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / ГУМАНИЗАЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / JUVENILE OFFENDER / DETENTION CENTERS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF A CLOSED TYPE / HUMANIZATION / CRIME / PREVENTION / OFFENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестакова Е.В.

В статье раскрываются профилактические возможности центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, анализируются проблемы законодательной регламентации порядка помещения в них несовершеннолетних. Рассматривается категория несовершеннолетних, совершающих административные правонарушения, а также применяемые к ним меры профилактического воздействия. В целях стимулирования правопослушного поведения несовершеннолетних правонарушителей, а также для усиления межведомственного взаимодействия при рассмотрении вопроса о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шестакова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The preventive facilities of the temporary detention centers for juvenile offenders and special educational institutions of a closed type are revealed in the article. The problems of the legislative regulation of the procedure for placing juveniles in them are analyzed. The category of minors committing administrative offences and the preventive measures applied to them are considered. In order to encourage the law-abiding behavior of the minors committing administrative offences, as well as to strengthen the interdepartmental interaction when considering the issue of sending juveniles to special closed-type educational institutions, it is proposed to amend the Federal Law “On Principles of the System of the Prevention of Juvenile Neglect and Delinquency” and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Роль центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в системе профилактики правонарушений»

ШЕСТАКОВА Е.В., legezina_elena@mail.ru Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области, 625049, г. Тюмень, ул. Кремлевская, 35

SHESTAKOVA E.V.,

legezina_elena@mail.ru

Juvenile Detention Center

of the Department of the Ministry of

the Interior of the Russian Federation

in the Tyumen region,

Kremlevskaya St. 35,

Tyumen, 625049,

Russian Federation

РОЛЬ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ зАКРЫТОГО ТИПА В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация. В статье раскрываются профилактические возможности центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, анализируются проблемы законодательной регламентации порядка помещения в них несовершеннолетних. Рассматривается категория несовершеннолетних, совершающих административные правонарушения, а также применяемые к ним меры профилактического воздействия. В целях стимулирования правопослушного поведения несовершеннолетних правонарушителей, а также для усиления межведомственного взаимодействия при рассмотрении вопроса о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель; центры временного содержания органов внутренних дел; специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; гуманизация; преступность; профилактика; правонарушение.

THE ROLE OF THE JUVENILE DETENTION CENTERS AND SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF A CLOSED TYPE IN THE SYSTEM OF CRIME PREVENTION

Annotation. The preventive facilities of the temporary detention centers for juvenile offenders and special educational institutions of a closed type are revealed in the article. The problems of the legislative regulation of the procedure for placing juveniles in them are analyzed. The category of minors committing administrative offences and the preventive measures applied to them are considered. In order to encourage the law-abiding behavior of the minors committing administrative offences, as well as to strengthen the interdepartmental interaction when considering the issue of sending juveniles to special closed-type educational institutions, it is proposed to amend the Federal Law "On Principles of the System of the Prevention of Juvenile Neglect and Delinquency" and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation.

Keywords: juvenile offender; detention centers of internal affairs bodies; special educational institutions of a closed type; humanization; crime; prevention; offence.

В соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»*

* Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: федер. закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ: ред. от 7 июня 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 24. Ст. 2789; 2017. N 24. Ст. 3481.

центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - ЦВСНП) и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее - СУВУЗТ) относятся к местам принудительного содержания несовершеннолетних. Задачи и функции указанных учреждений закреплены в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правона-

рушений несовершеннолетних»* (далее -Федеральный закон N 120-ФЗ).

Одной из главных задач ЦВСНП и СУВУЗТ является проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Указанные учреждения обладают широким спектром профилактических возможностей - от выявления причин и условий совершения преступлений, реализации специального педагогического подхода к несовершеннолетним до выполнения медиативных функций, что способствует эффективной профилактике правонарушений.

Во время нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП и СУВУЗТ у законных представителей, а также представителей учреждений и служб системы профилактики есть возможность принять меры к изменению условий жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье (например, пройти лечение от алкогольной зависимости, трудоустроиться, наладить детско-родительские отношения и т.п.); выявить недостатки в деятельности организаций и учебных заведений и своевременно их устранить; выявить лиц, причастных к совершению преступлений (как в отношении несовершеннолетних, так и совершенных несовершеннолетними), или обстоятельства, имеющие значение для их раскрытия. В период срока содержания с несовершеннолетними проводятся мероприятия с привлечением специалистов-психологов, врачей-наркологов, психиатров, представителей общественных организаций и других специалистов, чего большинство несовершеннолетних и их родителей избегают, находясь в «привычной» среде. Профилактическая роль рассматриваемых учреждений усиливается неизбежностью ежедневного участия в проводимых мероприятиях в течение длительного периода времени (от 30 суток до 3 лет).

Из общего числа несовершеннолетних, содержавшихся в ЦВСНП УМВД России по Тюменской области в 2016 году, доля несовершеннолетних, ранее поме* Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ: ред. от 7 июня 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 26. Ст. 3177; URL: http://www.pravo.gov.ru

щавшихся в ЦВСНП и совершивших повторные общественно опасные деяния в течение 1-1,5 лет после возвращения из ЦВСНП, не превышает 14 %, что демонстрирует положительный эффект применяемой меры воздействия.

В последние годы в соответствии с тенденцией к снижению общестатистических показателей преступности несовершеннолетних число лиц, на которых распространяется профилактическое воздействие рассматриваемых учреждений, закономерно снижается. Так, за последние 10 лет удельный вес несовершеннолетних в общем числе выявленных лиц, совершивших преступления, сократился вдвое - с 10,9 % до 5,2 %, как и число лиц, направляемых в профилактические учреждения принудительного содержания. Например, за указанный период число несовершеннолетних, направляемых в СУВУЗТ, снизилось в два раза, с 4248 человек в 2006 году до 1908 человек в 2015 году**.

В то же время, как уже неоднократно отмечалось в научном сообществе, снижение статистических показателей преступности происходит в основном за счет гуманизации уголовной ответственности и наказания преступников, внедрения административной преюдиции в российское уголовное право, декриминализации определенных составов преступлений [1, с. 82-87; 2, с. 90-107; 3, с. 180-185]. Это вряд ли обоснованно, учитывая, что уровень преступности несовершеннолетних растет примерно в шесть раз быстрее, чем изменяется общее число этой возрастной группы [1, с. 83].

Внесение изменений в УК РФ, УПК РФ и КоАП РФ по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности*** привело

** См.: Государственные доклады о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за период с 2006 по 2015 год. Доступ на инф.-правовом портале «Гарант». За 2016 год сведения не опубликованы.

*** О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности: федер. закон от 3 июля 2016 г. N З23-Ф3. Официальный интернет-портал правовой информации. uRL: http://www.pravo.gov.ru

к существенным изменениям в структуре преступности. Новеллой в уголовном законодательстве стало устранение преступности деяния при стоимости похищенного чужого имущества не более 2500 рублей. соответственно, хищение чужого имущества стоимостью не более 2500 рублей путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии квалифицирующих признаков соответствующих составов преступлений признается мелким хищением (ст. 7.27 коАП РФ), влекущим административную ответственность.

Учитывая, что несовершеннолетними в основном совершаются преступления против собственности, а именно хищения чужого имущества (63 %) с размером ущерба не более 2500 рублей, категория несовершеннолетних преступников переходит в разряд административных правонарушителей.

Практика свидетельствует о хорошей осведомленности несовершеннолетних о том, что данный вид хищения влечет не уголовную, а административную ответственность, при этом при условии достижения 16-летнего возраста.

Это указывает на потенциально растущую общественную опасность правонарушителей, свидетельствует об уголовно-правовой общественной опасности [4] и ориентирует на необходимость усиления профилактического воздействия на несовершеннолетних, к которым не могут быть применены меры административного либо уголовно-правового характера, что вполне соответствует основным направлениям профилактики правонарушений, определенным в Федеральном законе от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»*.

В настоящее время полномочия цВсНП и сУВУЗТ в проведении профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими административные правонарушения, ограничены.

В соответствии с пп. 5, 6 ст. 22 Федерального закона П 120-ФЗ в цВсНП могут быть помещены несовершеннолетние, со-

* об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 г. П 182-ФЗ // собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. П 26 (ч. I). ст. 3851.

вершившие административные правонарушения (в том числе до достижения возраста административной ответственности), в случаях, если личность несовершеннолетнего не установлена, либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3-х часов.

Законодательная конструкция настоя-щей нормы фактически исключает проведение профилактической работы с такими несовершеннолетними, так как основной целью помещения в цВсНП является передача законным представителям, что реализуется в большинстве случаев в течение 48 часов.

В свою очередь, в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона П 120-ФЗ в сУВУЗТ могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, если они: не подлежат уголовной ответственности за совершение общественно опасного деяния вследствие недостижения возраста уголовной ответственности; достигли возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководствоваться ими; осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 Ук РФ. среди направляемых в сУВУЗТ категория несовершеннолетних, совершающих административные правонарушения, не предусмотрена.

В связи с этим для эффективного использования профилактических возможностей цВсНП, повышения результативности профилактики правонарушений несовершеннолетних предлагается внести изменения и дополнения в подп. 5 п. 2 ст. 22 Федерального закона П 120-ФЗ, изложив его в следующей редакции: «совершившие пра-

вонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если необходимо предупредить совершение ими повторного административного правонарушения, а также в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона».

Подпункт 6 п. 2 ст. 22 Федерального закона N 120-ФЗ необходимо изложить в следующей редакции: «совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если необходимо предупредить совершение ими повторного административного правонарушения, если они освобождены органом, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении, от административной ответственности, а также в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона».

Посредством предложенных изменений предполагается распространить действие указанных выше законов на несовершеннолетних, совершающих административные правонарушения, что позволит определить статус несовершеннолетних, к которым не могут быть применены меры воздействия, предусмотренные КоАП РФ, и будет способствовать стимулированию их правопослушного поведения, реализации принципов справедливости и ответственности.

В использовании профилактических возможностей ЦВСНП и СУВУЗТ существуют и другие проблемные вопросы, требующие дополнительного внимания.

В первую очередь это недоверие и даже негативное восприятие указанных учреждений представителями судейского корпуса, ассоциирующими их с воспитательными колониями и следственными изоляторами, а также неоднозначное толкование норм права при решении вопроса о направлении несовершеннолетних в ЦВСНП и СУВУЗТ. При рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП судами может быть отказано в помещении по основанию отсутствия предварительного помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок до 48 часов. При этом не учитывается, что Федеральный закон N 120-ФЗ предоставляет руководителям органов внутренних дел право, а не обязанность предварительного помещения в ЦВСНП («несовершеннолетние, указанные в подпунктах 3-6 пункта 2 настоящей статьи, могут быть помещены...»). кроме того, судами часто не учитывается факт территориальной удаленности места дислокации ЦВСНП от места рассмотрения материалов.

Помимо этого, судами не учитываются условия помещения несовершеннолетних в ЦВСНП, а именно: если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетнего или предупредить совершение им повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если его личность не установлена, либо если он не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено общественно опасное деяние, либо если он проживает, однако вследствие удаленности места его проживания не может быть передан родителям или иным законным представителям в течение 3-х часов (подп. 4 п. 2 ст. 22 Федерального закона N 120-ФЗ).

Проблемы спорного толкования возникают, в частности, от того, что Федеральный закон N 120-ФЗ не раскрывает порядка подготовки и рассмотрения материалов без предварительного помещения несовершеннолетних в ЦВСНП, а регламентирует процедуру направления материалов только тех несовершеннолетних, которые

были предварительно помещены в ЦВСНП на срок до 48 часов (ст. 31.1 Федерального закона N 120-ФЗ). В результате суды руководствуются нормативно закрепленным порядком рассмотрения материалов без учета объективных обстоятельств.

Для устранения противоречий, возникающих при рассмотрении вопроса о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП, предлагается внести дополнения в ст. 31.1 Федерального закона N 120-ФЗ и изложить п. 1 ст. 31.1 в следующей редакции: «Материалы на несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3-6 пункта 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, направляются в суд по месту жительства несовершеннолетнего в течение 30 суток со дня вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В случае помещения несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3-6 пункта 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок до 48 часов материалы, подтверждающие обоснованность помещения несовершеннолетних, направляются в суд начальником органа внутренних дел или его заместителем по месту задержания несовершеннолетних не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетних в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел».

Предложенные изменения, как представляется, позволят устранить неоднозначное толкование закона в части обязательности (необходимости) помещения несовершеннолетних в ЦВСНП на срок до 48 часов.

В случае направления в СУВУЗТ возникают аналогичные проблемные вопросы. Отсутствие практики помещения в СУВУЗТ заставляет суды выносить решения в пользу применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Представители муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при решении вопроса о целесообразности помещения подростков в СУВУЗТ в большинстве случаев принимают решение о нецелесообразности помещения, тем самым лишая суды возможности освобождения несовершенно-

летнего от наказания. Отсутствие достаточных знаний о процедуре направления подростков в СУВУЗТ и заинтересованности у представителей органов предварительного следствия (дознания) влияет на своевременность и возможность принятия судом решения в пользу СУВУЗТ.

В Российской Федерации в 2016 г. за совершение тяжких преступлений и преступлений средней тяжести было осуждено 19 036 несовершеннолетних. С учетом положений ч. 5 ст. 92 УК РФ применить принудительную меру воспитательного воздействия в виде направления в СУВУЗТ возможно было к 65 % осужденных за совершение тяжких преступлений и преступлений средней тяжести. Однако в действительности она была применена к 392 несовершеннолетним. При этом, например, к условному лишению свободы было осуждено 9313 человек. Из числа осужденных к различным видам наказания ранее в СУВУЗТ направлялись 335 (только 1,4 %) человек, не отбыли наказание по предыдущему приговору суда - 2633 (11 %) человек, а неснятые и непогашенные судимости на момент рассмотрения материалов в суде имели 4674 (20 %) несовершеннолетних*.

В настоящее время назрела необходимость эффективного использования такой меры профилактического воздействия, как направление в СУВУЗТ в порядке применения ч. 2 ст. 92 УК РФ. Практика назначения наказаний, не связанных с лишением свободы, остается малоэффективной. Уровень повторной преступности несовершеннолетних в 2016 г. составил 26,3 %**, по статистическим данным уголовно-исполнительной системы, уровень повторной преступности несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, не менее чем в 1,5 раза превышает аналогичные показатели совершеннолетних [5, с. 124].

Представляется, что возможность направления в СУВУЗТ как принудитель-

* См.: Судебный департамент при Верховном Суде РФ: официальный сайт. URL: http://www. cdep.ru/index.php?id=79&item=3834/

** Состояние преступности в России за январь — декабрь 2016 года. Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://мвд.рф>ФКУ ГИАЦ МВД России :>Новости>Декабрь 2016 года.

ная мера воспитательного воздействия обладает определенным сдерживающим эффектом. Результаты опросов свидетельствуют, что абсолютное большинство несовершеннолетних, направляемых по приговору суда в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа на срок до 3-х лет, вместо освобождения от наказания и направления в СУВУЗТ предпочитают наказание в виде обязательных либо исправительных работ. При этом аналогичного мнения придерживаются сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и комиссий по делам несовершеннолетних. В большинстве случаев мотивом направления ходатайства в суд о помещении несовершеннолетних в СУВУЗТ на определенный срок служит необходимость удаления несовершеннолетних с территории постоянного проживания в целях предотвращения совершения ими новых преступлений в период отбывания наказания, например, в виде обязательных работ.

В целях усиления межведомственного взаимодействия, своевременного и качественного рассмотрения и разрешения судом уголовного дела предлагается дополнить УПК РФ статьей 421.1, регламентирующей порядок сбора материалов, необходимых для решения судом вопроса об освобождении несовершеннолетнего от наказания в порядке применения ч. 2 ст. 92 УК РФ следующего содержания:

«1. Для определения возможности помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетних, совершивших преступление средней тяжести или тяжкого преступления, за исключением преступлений, указанных в части пятой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, медицинские организации на основании постановления следователя или дознавателя проводят медицинское освидетельствование несовершеннолетних.

2. Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Обязанности по доставлению несовершеннолетнего в медицинские организации и прохождению медицинской комиссии поручением следователя могут быть возложены:

а) на подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел;

б) администрацию мест заключения, если к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому применены меры пресечения в виде заключения под стражу;

в) администрацию специализированного учреждения для несовершеннолетних, если несовершеннолетний, не находящийся под стражей, содержится в этом учреждении;

г) законных представителей несовершеннолетнего, если он передан под присмотр в порядке, установленном статьей 105 настоящего Кодекса.

3. В случае, если несовершеннолетний или его законные представители уклоняются от прохождения медицинского освидетельствования несовершеннолетнего в медицинских организациях, он может быть помещен в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на время, необходимое для прохождения медицинского освидетельствования, но не более чем на 30 суток. Под уклонением от прохождения медицинского освидетельствования понимаются случаи, если несовершеннолетний два раза и более не явился в медицинскую организацию, осуществляющую медицинское освидетельствование, либо скрылся с места жительства (пребывания).

4. В ходе предварительного расследования уголовного дела следователь, дознаватель или руководитель органа внутренних дел по поручению следователя (дознавателя) направляет поручения в территориальные комиссии по делам несовершеннолетних о рассмотрении вопроса о целесообразности (нецелесообразности) помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Заключение комиссии по делам несовершеннолетних приобщается к материалам расследованного уголовного дела до передачи на рассмотрение в суд. Представители территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут быть включены в список лиц, подлежащих вызову в суд.

5. К материалам уголовного дела приобщаются: характеристика с места учебы (работы) несовершеннолетнего; акт обследования жилищно-бытовых условий

жизни несовершеннолетнего; заключение психолого-медико-педагогической комиссии о результатах комплексного обследования несовершеннолетнего, содержащее рекомендации по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания; заключение медицинской организации о состоянии здоровья

несовершеннолетнего и возможности его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа».

Предложенные дополнения уголовно-процессуального закона позволят добиться четкой регламентации действий органов предварительного расследования в части направления несовершеннолетних в СУВУЗТ.

Список литературы

1. Юзиханова Э.Г. Статистические показатели и тенденции преступности несовершеннолетних в новейшей России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. N 4 (30). С. 82-88.

2. Крылова Н.Е. Гуманизация уголовного права продолжается? Анализ проектов федеральных законов, одобренных Пленумом Верховного Суда РФ 31 июля 2015 г. // Закон. 2015. N 8. С. 90-107.

3. Чечель Г.И. Спорные вопросы назначения наказания несовершеннолетним // Общество и право. 2011. N 3 (35). С. 180-185.

4. Куликов В. Первый раз - простительно // Рос. газ. Федеральный выпуск. N 7062 (194). Ш_: ЬПрБ:// rg.ru/2016/08/30/sudy-nachali-primeniat-gumannye-popravki-v-ugolovnyj-kodeks.html (дата обращения: 22 мая 2017 г.).

5. Ермасов Е.В., Дегтярева О.Л., Габараев А.Ш. Особенности правового регулирования ответственности несовершеннолетних осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества // Вектор науки ТГУ. 2015. N 1 (31). С. 123-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.