Научная статья на тему 'Проблемы правового обеспечения деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних'

Проблемы правового обеспечения деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1347
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / JUVENILE OFFENDER / PREVENTION / TEMPORARY DETENTION CENTER FOR JUVENILE OFFENDERS UNDER THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подколзина Алеся Юрьевна

В статье рассматриваются проблемные вопросы, касающиеся правового обеспечения деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Исследованы организация и осуществление взаимосвязанного комплекса мер воспитательно-профилактического характера, куда включены индивидуальная профилактическая, лечебно-профилактическая, противоэпидемическая и образовательная работа с содержащимися несовершеннолетними правонарушителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Подколзина Алеся Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL FRAMEWORK OF THE TEMPORARY DETENTION CENTERS FOR JUVENILE OFFENDERS UNDER THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON PREVENTION OF JUVENILE OFFENSES

The article discusses the problems concerning the legal framework regulating the activities of the temporary detention centers for juvenile offenders under the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author studies organization and implementation of the interconnected package of measures of educational preventive character, including individual preventive, therapeutic, antiepidemic and educational work with the confined minor offenders.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового обеспечения деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних»

УДК 343.988

Подколзина Алеся Юрьевна

Podkolzina Alesia Yurievna

адъюнкт

Академии управления МВД России

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Postgraduate student, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

THE LEGAL FRAMEWORK OF THE TEMPORARY DETENTION CENTERS FOR JUVENILE OFFENDERS UNDER THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON PREVENTION OF JUVENILE OFFENSES

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемные вопросы, касающиеся правового обеспечения деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Исследованы организация и осуществление взаимосвязанного комплекса мер воспитательно-профилактического характера, куда включены индивидуальная профилактическая, лечебно-профилактическая, противоэпидемическая и образовательная работа с содержащимися несовершеннолетними правонарушителями.

Ключевые слова:

несовершеннолетний правонарушитель, профилактика, центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

Summary:

The article discusses the problems concerning the legal framework regulating the activities of the temporary detention centers for juvenile offenders under the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author studies organization and implementation of the interconnected package of measures of educational preventive character, including individual preventive, therapeutic, anti-epidemic and educational work with the confined minor offenders.

Keywords:

juvenile offender, prevention, temporary detention center for juvenile offenders under the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Основы правового регулирования отношений, возникающих в сфере деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних, регламентированы федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1] (далее - Закон). Согласно ст. 4 в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних наряду с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами управления социальной защитой населения, органами опеки и попечительства, органами по делам молодежи входят органы внутренних дел.

В свою очередь в ст. 22 Закона выделены центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП) в структуре органов внутренних дел в качестве субъекта системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. В ней также определены основные направления их деятельности, категории несовершеннолетних, которые могут быть помещены в ЦВСНП, основания и сроки нахождения в них. Деятельность ЦВСНП по профилактике правонарушений несовершеннолетних регулируется также Инструкцией по организации деятельности центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее - Инструкция), утвержденной приказом МВД РФ от 01.09.2012 г. № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» [2].

В соответствии с Инструкцией ЦВСНП являются структурными подразделениями территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и дальнейшему их устройству. Несмотря на то что и в Законе, и в ведомственных нормативных правовых актах цель деятельности подобных центров четко не определена, тщательное изучение и анализ нормативно-правовой базы, регулирующей их функционирование, дают нам возможность сделать следующий обоснованный вывод. Главная цель их деятельности - не допустить совершения повторных преступлений и правонарушений подростками, в частности ранее содержавшимися в ЦВСНП.

Для достижения указанной цели сотрудники ЦВСНП обеспечивают выполнение следующих взаимосвязанных задач: осуществление круглосуточного приема и содержания несовершеннолетних правонарушителей на установленный срок; обеспечение защиты их жизни и здоровья; организация и ведение профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями для формирования у них законопослушного поведения. Повседневная деятельность учреждений строится на основании режима дня, который составляется с учетом круглосуточного пребывания в них несовершеннолетних, отдельно для учебного времени и каникул. В обязанности дежурных по режиму входит обеспечение таких условий содержания, которые исключают возможность самовольного ухода и совершения подростками правонарушений.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья правонарушителей в ЦВСНП организована лечебно-профилактическая и противоэпидемическая работа. Все несовершеннолетние, помещаемые в центр, в обязательном порядке проходят комплексное медицинское обследование в медицинской части. Подростков, как правило, доставляют из мест, в которых санитарно-эпидемиологические нормы нарушены, поэтому после медосмотра они посещают ванную комнату, им выдается чистая одежда, имеющаяся в учреждении.

Инструкция закрепляет положение о том, что ЦВСНП осуществляет лечебно-профилактическую деятельность и противоэпидемическую работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о здравоохранении. В ч. 2 ст. 7 федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прописано, что дети независимо от семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере его охраны [3]. В ст. 12 данного документа закреплен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем разработки и реализации программ здорового образа жизни, в том числе по снижению потребления алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ. Это направление актуально в сфере деятельности ЦВСНП по профилактике правонарушений несовершеннолетних, поскольку по статистике каждое пятое преступление они совершают в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Однако тщательное изучение нормативных правовых актов, мнений сотрудников ЦВСНП по указанному вопросу позволяет сделать вывод, что специальные нормы, которые бы регулировали организацию и осуществление лечебно-профилактической деятельности и противоэпидемической работы непосредственно в условиях ЦВСНП с учетом их специфики как режимных учреждений органов внутренних дел Российской Федерации, отсутствуют. Также не решен вопрос относительно медицинского лицензирования ЦВСНП для осуществления указанной деятельности.

В рамках профилактической и воспитательной работы с несовершеннолетними должностные лица ЦВСНП проводят мероприятия по выявлению среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также по установлению обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению; принимают меры по обнаружению случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность, совершения в отношении них преступлений и иных противоправных действий. При выявлении указанных фактов должностные лица ЦВСНП информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные учреждения, в частности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Обязательными условиями организации профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в ЦВСНП, по нашему мнению, должны быть ее направленность на устранение антиобщественной составляющей в поведении подростков, развитие положительных склонностей и интересов, формирование новых социально полезных знаний, умений, навыков, приобщение к учебе и труду.

В ЦВСНП содержатся несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 7 до 18 лет. В среднем ежесуточно в центре находятся от 3 до 10 подростков. Для защиты их жизни, здоровья и предупреждения совершения ими повторных преступлений с каждым воспитанником проводится цикл индивидуальных коррекционных мероприятий, основной целью которых является реабилитация личности несовершеннолетних, подвергшихся негативному воздействию неблагополучной окружающей социальной среды. Эта работа включает в себя комплекс мер воспитательно-профилактического характера, куда входят и занятия по программе общеобразовательной школы.

Согласно ч. 5 ст. б6 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 начальное общее, основное общее и среднее общее образование является обязательным [4]. Следовательно, содержащиеся в ЦВСНП несовершеннолетние должны не прерывать учебный процесс и осуществлять его в соответствии с указанным законным актом в течение всего периода нахождения в учреждении.

Одним из направлений профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 48 закрепляет обязанность

педагогических работников развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие навыки, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни. По нашему мнению, указанная деятельность является одной из приоритетных в области профилактики правонарушающего поведения подростков в ЦВСНП.

Так, территориальные органы МВД России, структурными подразделениями которых являются ЦВСНП, вправе заключать соглашение с муниципальными общеобразовательными организациями по вопросам организации учебных занятий по отдельным дисциплинам. Вместе с тем в ЦВСНП возникают затруднения в связи с различиями в возрасте несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП; программах, по которым они получали знания ранее; степени педагогической запущенности; сроках пребывания и др. Мы полагаем, что на законодательном уровне либо на уровне ведомственного нормативного правового акта необходимо закрепить единообразный процесс организации образования с учетом специфики ЦВСНП и находящихся в них несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, одно из приоритетных направлений деятельности ЦВСНП заключается в проведении профилактической работы с доставленными подростками. Центры обладают всеми необходимыми ресурсами и возможностями для осуществления подобной деятельности, цель которой - изменить сформировавшиеся негативные убеждения у подростков, направить их на путь исправления, привить положительные качества и навыки. Однако для достижения максимально положительного результата правовое обеспечение профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях ЦВСНП нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Ссылки:

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] : федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ : в ред. от 30 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (вместе с «Инструкцией по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей») [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 1 сент. 2012 г. № 839 : зарегистрировано в Минюсте России 5 дек. 2012 г. № 26012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № З23-Ф3 ; в ред. от 26 апр. 2016 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 дек. 2012 № 273-Ф3 : в ред. от 3 июля 2016 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.