Научная статья на тему 'Вопросы организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД'

Вопросы организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1585
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ОВД / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ / РЕФОРМА МВД РОССИИ / CENTER OF TEMPORARY KEEPING UNDER 18 DELINQUENTS AGENCIES OF THE INTERNAL AFFAIRS / PREVENTION OF CHILD NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY / CLOSE TYPE INSTITUTIONS / INDIVIDUAL EDUCATION WORK WITH MINORS- DELINQUENTS / REFORM OF MINISTRY OF THE INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беженцев А. А.

Представлена ретроспектива развития учреждений закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей с воспитательной, нежели карательной, направленностью, раскрываются проблемы организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД, обозначены механизмы совершенствования их работы. Материальная база центров и их штатная численность позволяют осуществлять раздельное содержание групп подростков и проведение в отношении них разнообразных по характеру профилактических мероприятий, направленных на недопустимость совершения в будущем административных правонарушений не достигшими совершеннолетия лицами. Профилактические возможности центров временного содержания более широки, и их следует использовать в полном объеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беженцев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF ORGANIZATION ACTIVITY CENTERS OF TEMPORARY KEEPING UNDER 18 DELINQUENTS AGENCIES OF THE INTERNAL AFFAIRS

Researcher fragmentally learned retrospective development closed type institutions for under 18 delinquents with more education than punishment direction, detail open problem aspects of organization activity Centers of temporary keeping under 18 delinquents agencies of the internal affairs, designate mechanisms of optimization their work, draw a conclusion, that pecuniary base of centers and their staff numbers allow realize separately keeping groups of minors and conduct them different characteristics preventive measures, directed to non-admission committing by under 18 administrative delinquents, so preventive possibilities Centers of temporary keeping.

Текст научной работы на тему «Вопросы организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД»

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ОВД

А.А. БЕЖЕНЦЕВ,

доцент кафедры административной деятельности ОВД

Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан милиции, кандидат юридических наук 12.00.14 — административное право; финансовое право; информационное право

adovd@mail.ru

Научный консультант профессор кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, полковник милиции, доктор юридических наук, профессор

А.И. КАПЛУНОВ

Аннотация. Представлена ретроспектива развития учреждений закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей с воспитательной, нежели карательной, направленностью, раскрываются проблемы организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД, обозначены механизмы совершенствования их работы. Материальная база центров и их штатная численность позволяют осуществлять раздельное содержание групп подростков и проведение в отношении них разнообразных по характеру профилактических мероприятий, направленных на недопустимость совершения в будущем административных правонарушений не достигшими совершеннолетия лицами. Профилактические возможности центров временного содержания более широки, и их следует использовать в полном объеме.

Ключевые слова: центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД, предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждения закрытого типа, индивидуальная воспитательная работа с подростками-правонарушителями, реформа МВД России.

QUESTIONS OF ORGANIZATION ACTIVITY CENTERS OF TEMPORARY KEEPING UNDER 18 DELINQUENTS AGENCIES OF THE INTERNAL AFFAIRS

A.A. BEZHENTSEV,

senior lecturer chair of administrative activity agencies of the internal affairs Saint-Petersburg university Ministry of the internal affairs of Russian Federation, captain of militia, candidate of juridical science

The summary. Researcher fragmentary learned retrospective development closed type institutions for under 18 delinquents with more education than punishment direction, detail open problem aspects of organization activity Centers of temporary keeping under 18 delinquents agencies of the internal affairs, designate mechanisms of optimization their work, draw a conclusion, that pecuniary base of centers and their staff numbers allow realize separately keeping groups of minors and conduct them different characteristics preventive measures, directed to non-admission committing by under 18 administrative delinquents, so preventive possibilities Centers of temporary keeping.

Key words: center of temporary keeping under 18 delinquents agencies of the internal affairs, Prevention of child neglect and juvenile delinquency, close type institutions, individual education work with minors-delinquents, reform of Ministry of the internal affairs of Russian Federation.

Административные и другие правонарушения несовершеннолетних являются актуальной проблемой современного общества. Со временем жизнь подростков и требования правоохранительных органов к ним существенно изменились. Так, если 50 лет назад основными правонарушениями лиц, не достигших совершеннолетия, были запрещенные разговоры на занятиях в образовательных учреждениях, ношение

неразрешенной законом одежды в нарушение форменной, бросание мусора не в специально отведенных для этого местах, то современных подростков можно обвинить в гораздо более серьезных проступках, таких как, употребление спиртосодержащей продукции и наркотических средств, телефонный терроризм, поджоги и взрывы, грабежи и разбои, участие в бандах и несанкционированных вооруженных фор-

мированиях, убийства и другие тяжкие преступления. Для превенции и пресечения правонарушений несовершеннолетних в России действует специальная сбалансированная по сегментам воздействия многоканальная система профилактики безнадзорн6ности и правонарушений несовершеннолетних.

Одним из важнейших звеньев в консолидированной цепи исследуемой системы являются учреждения милиции закрытого типа, специально предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, совершивших административные и иные правонарушения, а также преступников до достижения ими возраста уголовной ответственности.

Впервые учреждения закрытого типа с более превентивно-воспитательной, нежели исправительно-карательной, направленностью появляются в период становления советской власти. Гражданская война, эпидемии и голод 1917—1918 гг. привели к возникновению массовой беспризорности среди детей. Требовалось изъятие этих несовершеннолетних с улиц и создание нормальных условий для их существования. Для этих целей в декабре 1919 г. в Петрограде Нар-компросом было организовано новое учреждение для временного содержания беспризорных и склонных к правонарушениям несовершеннолетних — Центральный карантинно-распределительный детский пункт, призванный оказывать первую как доврачебную, так и социальную помощь нуждающимся детям.

Вехой в деле профилактики правонарушений несовершеннолетних явилось создание специализированных органов правопорядка по борьбе прежде всего с правонарушениями не достигших совершеннолетия лиц: постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» в структуре Главного управления рабоче-крестьянской милиции были созданы детские комнаты милиции. С этой даты начинается история подразделений по делам несовершеннолетних ОВД1. Были ликвидированы созданные в 1918 г. комиссии по делам несовершеннолетних, и вся деятельность по ликвидации беспризорности и безнадзорности, устройству несовершеннолетних «ложилась на плечи» милиции. В ведение НКВД перешли изоляторы для несовершеннолетних, трудовые колонии и детские приемники-распределители, в которых содержались разные категории несовершеннолетних правонарушителей.

23 января 1942 г. СНК СССР принимает постановление «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей», в котором подчеркивалось, что планомерное проведение мероприятий по предупреждению детской беспризорности является важным государственным делом. При исполкомах местных советов учреждались комиссии по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, была существенно расширена сеть интернатов, приемников-распределителей.

В последующие годы закрытые учреждения для изоляции подростков-правонарушителей меняли названия, однако суть их деятельности по выполнению серьезного объема работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних неизменно сохранялась. В частности, они обеспечивали круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений, проводили индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляли среди них лиц, причастных к совершению преступлений, административных правонарушений и других общественно опасных деяний, а также устанавливали обстоятельства, причины и условия, способствовавшие их совершению, и информировали об этом соответствующие ОВД и другие заинтересованные органы и учреждения и доставляли несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляли в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержавшихся в этих учреждениях.

За последнее время в системе ОВД была проведена реорганизация центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. На их основе приказом МВД России от 2 апреля 2004 г. № 215 «О мерах по совершенствованию деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел», утвердившим Инструкцию по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД созданы центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП). Они находятся в непосредственном подчинении министерств внутренних дел, главных управлений внутренних дел, управлений внутренних дел субъектов Федерации. На территории России функционируют около 100 таких центров, их штатная численность составляет около 2 тыс. человек.

Законодатель использовал в названии нормативно-правового документа ошибочную формулировку и, обращаясь к «несовершеннолетним правонарушителям органов внутренних дел», мы можем ошибочно иметь в виду сотрудников ОВД, которые, как понятно из названия, во-первых являются несовершеннолетними, а во-вторых, и правонарушителями. Звучит это абсурдно, поэтому представляется целесообразным поменять местами словосочетания в целях не только корректности, но и для более точного и правильного уяснения смысла названия этого специфического подразделения, входящего в структуру милиции общественной безопасности. Эти подразделения можно было бы назвать «центры временного содержания органов внутренних дел для несовершеннолетних правонарушителей», что соответствует позиции законодателя и более понятно для граждан.

В целях скоординированной превенции безнадзорности, беспризорности, административных и иных правонарушений несовершеннолетних центры организуют и самостоятельно осуществляют процедуру возвращения детей и подростков к месту их постоянного проживания или устройства, обеспечивая бесплатный проезд и питание в пути следования. Для перевозок несовершеннолетних на дальние расстояния, включая страны СНГ и Прибалтики, в России создано 11 транзитных приемников. Наиболее крупные из них Московский, Санкт-Петербургский, Ростовский, Екатеринбургский, Пермский, Омский, Новосибирский, Красноярский, Хабаровский.

Каждый год в центры по всей территории России помещается несколько десятков тысяч «сложных» подростков. Так, в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние:

® направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; ® самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; ® совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни и здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы в течение 3 ч родителям или законным представителям; ® совершившие правонарушение, влекущее за собой административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы в течение 3 ч родителям или иным законным представителям; ® совершившие правонарушение, влекущее за собой административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена, либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было со-

вершено деяние, или имеющими место жительства, однако вследствие удаленности места жительства не могут быть переданы в течение 3 ч родителям или иным законным представителям.

Единственным документом, служащим основанием для помещения несовершеннолетних в ЦВСНП, является приговор или постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения представленных в суд материалов. Исключением является возможность помещения в ЦВСНП несовершеннолетних, указанных в п. 3—6 Инструкции по организации деятельности ЦВСНП ОВД, на срок не более 48 ч на основании постановления начальника территориального или линейного отдела внутренних дел на транспорте либо его заместителя или оперативного дежурного соответствующего ОВД.

Если решение о помещении в ЦВСНП принимают должностные лица ОВД, то в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» начальник ОВД по месту задержания несовершеннолетних или его заместитель не позднее чем за 24 ч до истечения срока нахождения несовершеннолетних в центре, обязан направить в суд материалы об их помещении в ЦВСНП для решения вопроса о дальнейшем их освобождении или, напротив, об их содержании.

Направляемые материалы должны содержать достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего за собой административную ответственность, либо факт самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. Кроме этого, в документах должны найти отражение указания на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр и данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.

С направляемыми надлежащим образом заполненными документами имеют право знакомиться несовершеннолетний, его родители или иные законные представители либо представитель органа опеки и попечительства. Материалы рассматриваются по месту задержания несовершеннолетнего единолично судьей в течение суток с момента их представления в суд, но не позднее 48 ч, исчисляемых с момента помещения подростка в ЦВСНП.

В процессе всестороннего рассмотрения материалов участвуют несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, адвокат, прокурор, представители ЦВСНП и подразделений по делам несовершеннолетних ОВД. В рассмотрении документов также могут принимать участие предста-

вители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органа опеки и попечительства. Кроме того, о каждом случае помещения несовершеннолетних в ЦВСНП администрация центра или руководитель ОВД должны в течение 24 ч уведомлять прокурора.

Не достигшие совершеннолетия правонарушители могут находиться в центре в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток, в который не входят период карантина, объявленный органом управления здравоохранением, время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена учреждением здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение и время рассмотрения жалобы или протеста прокурора на приговор суда или постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Подростки-правонарушители принимаются

ЦВСНП круглосуточно. Перед помещением в центр проводится личный осмотр несовершеннолетнего и его вещей; запрещенные к хранению предметы изымаются, о чем составляется акт личного осмотра. Осмотр осуществляется должностным лицом центра в присутствии двух других работников центра или понятых одного пола с доставленным несовершеннолетним правонарушителем. Как справедливо отмечено в научных изысканиях Б.В. Зыкина, в рамках проводимого осмотра подлежат обязательному изъятию оружие, боеприпасы, взрывчатые, ядовитые, наркотические средства, психотропные вещества, деньги, ювелирные изделия, ценные бумаги, игральные карты, табачные изделия, спиртные напитки, спички, медикаменты, не разрешенные к употреблению медицинскими работниками центра, документы, колющие, пилящие и режущие предметы, стеклянная посуда, а также иные предметы, хранение которых в центре не допускается, либо вещи, которые могут свидетельствовать о возможной причастности несовершеннолетних к совершению преступления2.

Вещи, изъятые у несовершеннолетнего правонарушителя, описываются в протоколе личного осмотра подростка. Предметы, хранение которых в центре запрещено, но не относящиеся к ценным предметам (табачные изделия, игральные карты и т.д.), уничтожаются в случае, если они не приобретены преступным путем и не являются вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях и уголовным делам. Об их уничтожении сотрудниками центра составляется акт. Наиболее ценные предметы, деньги и другие ценные вещи в установленном порядке сдаются на хранение бухгалтеру, а в случае его отсутствия — другому сотруднику центра, назначенному ответственным за хранение ценностей3.

Все помещаемые в ЦВСНП не достигшие 18 лет правонарушители в обязательном порядке проходят комплексное медицинское обследование в медицинском пункте или медицинской части в центре, так как подростков зачастую доставляют из мест, где санитарно-эпидемиологические нормы существенно нарушены: с улиц, из подвалов, чердаков, подземных коммуникаций.

Несовершеннолетние правонарушители, помещенные в ЦВСНП, распределяются в зависимости от возраста и пола по группам, численность которых, как правило, не превышает 20 человек, и находятся под круглосуточным наблюдением должностных лиц этих учреждений. Они содержатся в условиях, исключающих возможность самовольного ухода и совершения правонарушений. Прогулки осуществляются в пределах территории учреждения закрытого типа.

Все правонарушители-подростки регистрируются в специальном журнале учета ЦВСНП, на них заполняются учетно-статистические карточки, заводятся учетные дела, в которых сосредоточиваются документы, послужившие основанием для помещения в центр, анкета, план индивидуальной воспитательной работы, акт личного осмотра, объяснения несовершеннолетнего, материалы о проведенных профилактических мероприятиях, сведения о применении к несовершеннолетнему мер поощрения или взыскания, о возрасте доставленного, его словесный портрет, данные о его родителях, лицах, их заменяющих, справка о состоянии здоровья, документы, послужившие основанием для освобождения из центра.

Содержащиеся в ЦВСНП подростки бесплатно обеспечиваются питанием, обувью, одеждой и другими предметами вещевого довольствия, а также коммунально-бытовыми услугами. На территории центра, как правило, размещаются здание центра, гараж-стоянка, складские помещения, столовая, спортивные и игровые площадки, тренажерный зал, учебные классы, библиотека, ограждения с охранно-тревожной сигнализацией, контрольно-пропускной пункт. Комнаты для несовершеннолетних оборудуются одноярусными кроватями и другой необходимой мебелью. Режим дня составляется с учетом круглосуточного пребывания несовершеннолетних и обеспечивается дежурным нарядом.

В обязанности дежурных по режиму входит обеспечение режима содержания несовершеннолетних: сопровождение в туалет, душевую, столовую, на учебные занятия, прогулку, в медицинские учреждения, судебные заседания; обеспечение условий нахождения и режима, исключающих возможность самовольного ухода и совершения подростками правонарушений; переправление несовершеннолетних к месту жительства или устройства, а также осуществление в пределах своей компетентности других срочных и действенных мер по устройству не достигших 18 лет лиц, содержащихся в ЦВСНП.

Подросткам разрешается без ограничений переписка и встречи с родителями или лицами, их заменяющими, родственниками и знакомыми, представителями общественных организаций, им также разрешается получение посылок и передач. Переписка, встречи, посылки и передачи контролируются должностными лицами ЦВСНП. Заявления и жалобы, адресованные в органы прокуратуры, контролю не подлежат и направляются соответствующим прокурорам.

При доставлении в ЦВСНП несовершеннолетних, личность которых не установлена, должностные лица центров принимают меры к установлению личности доставленных по имеющимся у несовершеннолетних документам путем направления запросов, после чего в течение суток с момента установления личности несовершеннолетнего направляют сведения о месте его нахождения в территориальные ОВД и родителям подростка. Не достигшие 18 лет лица, имеющие родителей или лиц, их заменяющих, возвращаются в семью в сопровождении должностных лиц центра либо передаются прибывшим за ними родителям или законным представителям.

Если возвращение подростка-правонарушителя к месту прежнего жительства невозможно в силу отсутствия надлежащих условий для его дальнейшего воспитания или иных причин, должностные лица ЦВСНП сообщают об этом в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в орган опеки и попечительства по месту его жительства для решения вопроса о бытовом, а в некоторых случаях и трудовом устройстве.

Ежемесячно в ЦВСНП поступает значительное количество детей, представляющих оперативный интерес для ОВД, так как многие из них вели антиобщественный образ жизни, участвовали в совершении преступлений, административных и иных правонарушений, являлись объектом преступления, подвергались физическому и психическому насилию или могут располагать информацией о конкретных фактах правонарушений или лицах, их совершивших. В штаты центра введены должности оперуполномоченных и старших оперуполномоченных уголовного розыска, которым вменено в обязанность установление фактов совершения преступлений, лиц, принимавших в них участие, находящихся в розыске, без вести пропавших, мест сбыта и хранения похищенного, случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность.

Остальные сотрудники ЦВСНП, получив в ходе профилактической работы информацию, представляющую оперативный интерес, обязаны незамедлительно докладывать рапортом начальнику центра о выявлении лиц, причастных к совершению преступлений, или иных обстоятельствах, имеющих значение для их раскрытия. По его письменному поручению полученная информация направляется оперуполномоченно-

му или в соответствующие ОВД, которые уведомляют центры о результатах ее рассмотрения.

Организация профилактической и воспитательной работы с несовершеннолетними должна быть нацелена на трансформацию антиобщественной направленности жизненных установок, развитие положительных склонностей и интересов, реабилитацию личности подростка на ранних стадиях ее деформации, устранение недостатков в поведении, приобретение нравственного опыта, формирование новых положительных знаний, умений, навыков, приобщение к учебе и труду. Сотрудники ЦВСНП обязаны проводить как общепрофилактические, так и индивидуальные мероприятия в отношении содержащихся в центре несовершеннолетних.

Общая профилактическая работа сотрудников центра предполагает осуществление широкого спектра мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними. Для этого могут использоваться такие формы, как лекции, беседы с воспитанниками на правовую и нравственную тематику; показ телепередач и видеофильмов; разъяснение законодательства (в том числе ответственности за совершенные правонарушения); приглашение представителей прокуратуры и суда для выступления перед несовершеннолетними. Индивидуальная профилактическая работа проводится в течение всего времени содержания несовершеннолетних в ЦВСНП с учетом возраста, поведения, общественной опасности ранее совершенных правонарушений, а также других обстоятельств, имеющих значение для применения эффективных мер профилактического воздействия.

С целью исполнения основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуальная профилактическая работа основывается на требовании гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к подростку. Попадая в ЦВСНП, несовершеннолетний правонарушитель обычно испытывает реактивные состояния в виде стресса, шока, других эмоциональных расстройств. Задача инспекторов и психологов состоит в том, чтобы подросток как можно быстрее адаптировался к условиям центра, так как спокойное, уравновешенное состояние способствует оказанию наиболее эффективной помощи ребенку.

Во время нахождения подростка-правонарушителя в ЦВСНП его сотрудниками и служащими, приглашенными специалистами-психологами исследуются личностные особенности, эмоционально-волевая сфера, поведенческие реакции несовершеннолетних во фрустрирующих ситуациях, особенности мотивации. Психокоррекционные занятия, которые проводят психологи с содержащимися в центре подростками, должны быть направлены на понимание

и осознание своей сущности, выработки у несовершеннолетних правонарушителей альтернативных вариантов дальнейшего жизненного сценария. Занятия психолога должны способствовать формированию таких личностных качеств, как уверенность в себе и толерантность к другим, и психофизиологических характеристик — развитие памяти, мышления, координации движений.

Одной из основных и важной фундаментальной составной частью превентивной работы являются выяснение и установление дефектов воспитания и среды, окружающей подростка, сформировавшие у него антиобщественные взгляды и привычки, непосредственная причина преступления, с тем чтобы предотвратить влияние этих деструктивных факторов в дальнейшем.

Инспекторы, воспитатели в беседах с помещенными в ЦВСНП несовершеннолетними правонарушителями выясняют их личностные качества, интересы, причины самовольного прекращения работы, учебы, ухода из семьи, образовательного учреждения, недостатки в деятельности организаций и образовательного учреждений, выявляют обстоятельства задержания подростков, путь их следования, вид транспорта, места возможного проживания, источники и средства существования, а также иные обстоятельства, имеющие значение для установления обстоятельств, явившихся причиной их асоциального поведения. В обязанности сотрудников центра входит информирование воспитанников о целях их пребывания в центре, правах и обязанностях, основных правилах, регулирующих внутренний распорядок в центре. Несовершеннолетних, отличившихся с положительной стороны, начальник центра вправе поощрить (объявить благодарность или наградить памятным подарком), а к нарушителям дисциплины применить меры взыскания (предупреждение, выговор, строгий выговор).

С целью минимизации причин и условий безнадзорности, превенции противоправного поведения, административных правонарушений, а также нормализации отношений в семьях не достигших совершеннолетия правонарушителей в ЦВСНП особое внимание уделяется правовому и медико-психологическому консультированию родителей, законных представителей и родственников несовершеннолетнего.

При работе с несовершеннолетними в ЦВСНП принимаются меры по выявлению как фактов совершения административных и других правонарушений, так и условий, им способствующих. Направляется информация в заинтересованные организации и учреждения. В целях оптимизации этой деятельности, а также получения полной и объективной информации о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию, в некоторых центрах, в частности в Петропавловском-Камчатском и Хабаровском, организована работа «телефона доверия».

Из результатов масштабного научного исследования, проведенного ВНИИ МВД России коллективом авторов за несколько лет, следует, что в последнее время сотрудниками ЦВСНП все активнее используется потенциал религиозной, нравственной, общечеловеческой и эстетической культуры. В разных регионах появляются новые формы профилактики противоправного поведения детей и подростков, в том числе с участием священнослужителей Русской Православной церкви. Изучение опыта взаимодействия центров с церковью в интересах совершенствования духовно-нравственного воспитания трудных подростков свидетельствует о том, что проводимая в этом направлении работа развивает духовность детей, формирует у них позитивные нравственные ориентиры. Во многих регионах России имеются положительные примеры этого.

В последние десять лет в Республике Марий-Эл реализуется воспитательная программа, включающая в себя уроки христианской этики и морали, участие воспитанников в православных обрядах и праздниках. Эту работу проводят духовные служители Вознесенского собора и Православного центра Йошкар-Олинской епархии. Кемеровским ЦВСНП совместно с христианской церковью организовано еженедельное проведение с подростками бесед и встреч, посвященных нравственно-правовым и духовно-просветительным вопросам. В Хакасии на территории центра для проведения еженедельных встреч со священнослужителями Преображенского собора выделено специально оформленное помещение — «духовная комната».

В соответствии со ст. 14 Конституции РФ Россия — светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Следовательно, духовное воспитание несовершеннолетних правонарушителей не может быть обязательным, им нельзя злоупотреблять. Кроме того, этот, хотя и положительно себя зарекомендовавший, вид деятельности должен контролироваться со стороны как руководства ОВД, прокуратуры, так и общественности в целях недопущения пропаганды религиозного экстремизма и терроризма под видом разных религиозных мероприятий и обрядов.

Успешно зарекомендовала себя на практике еще одна форма воспитательного воздействия, применяемого к подросткам-правонарушителям, — пропаганда правовых знаний.

В ЦВСНП Кемеровской области функционирует клуб «Подросток и закон», на занятиях которого изучаются основные положения и статьи УК, методы защиты от преступных посягательств, ведутся диспуты об ответственности за совершенные правонарушения.

Работа правового лектория организована и в ЦВСНП Тульской области. Кроме того, сотрудники центра с использованием материалов периодической печати и

телевидения ежедневно знакомят подростков с важнейшими экономическими и политическими событиями в области, в стране и за рубежом.

На базе ЦВСНП Главного управления внутренних дел Краснодарского края совместно с Комитетом по делам молодежи краевой администрации организованы психологические центры «Шанс», которые работают по специально разработанной программе индивидуального сопровождения подростков, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации. В ЦВСНП г. Ростов-на-Дону с целью коррекции отрицательных черт характера подростков, а также выявления и нивелирования антисоциальных тенденций в развитии детского коллектива разработаны групповые психологические игры, проводимые воспитателями центра под руководством психолога.

В ЦВСНП Нижегородской области с несовершеннолетними девиантного поведения проводятся индивидуальные психологические обследования и психодиагностические мероприятия. По итогам обследования составляются психологические характеристики, разрабатываются индивидуальные рекомендации для организации воспитательной работы с подростками. В последующем копии характеристик с рекомендациями направляются по месту постоянного проживания несовершеннолетних. Кроме этого, психолог оказывает консультативную помощь родителям подростков, а также участвует в выявлении фактов жестокого обращения с детьми.

В ЦВСНП Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области успешно функционирует учебная площадка. Основная задача обучения в центре — реабилитационная поддержка несовершеннолетних правонарушителей, стимулирование у них положительного отношения к обучению, улучшение психического и интеллектуального развития исходя из реальных способностей ребенка. Учащиеся в центре отличаются по возрасту, исходному образованию, возможностям, но общим у большинства их них является опыт негативного отношения к школе и обучению, уровень знаний зачастую не соответствует заявленным классам образования, имеются существенные пробелы по многим ключевым предметам. Все учителя, работающие в центре, проходят тщательный профессиональный отбор, в совершенстве владеют учебным материалом, используют разнообразную дидактику, обладают тонким психолого-педагогическим подходом к несовершеннолетним правонарушителям.

Отталкиваясь от постулата, что многие подростки совершают самые серьезные правонарушения — преступления один единственный раз, так как они «пробуют», и превенция преступлений подобного рода является делом сложным, следует отметить, что ЦВСНП не являются местами лишения свободы, хотя и относятся к закрытым воспитательным учреждениям с определенным режимом воспитания. Политика их превентивной деятельности должна скло-

няться скорее в сторону воспитательной работы и не может иметь карательную направленность.

Ознакомление со становлением в развитых зарубежных странах государственных органов по профилактике преступлений и привлечению к ответственности несовершеннолетних показало, что сейчас наблюдается тенденция к максимальному ограничению применения в отношении несовершеннолетних мер, связанных с изоляцией от общества.

Французы считают, что у них «не так много детей, чтобы сажать их в тюрьмы». Во Французской Республике функционирует только одна детская исправительная колония закрытого типа, рассчитанная на 500мест. К большинству юных правонарушителей применяют несколько иные меры наказания, отличные от криминального преследования, действующего в России. По мнению французов, главное, чтобы ребенок, совершивший проступок, осознал свою вину и не повторял содеянное. Достижение такого результата возможно в том случае, если подросток, имеющий проблемы с законом, не брошен на произвол судьбы. Такими детьми занимаются специально обученные работники социальных служб, психологи и школьные преподаватели, эффективно внедряющие в школах систему общественного порицания.

ЦВСНП справляются с возложенными на них комплексными задачами, однако их превентивный потенциал используется не в полном объеме. Их деятельность может быть углублена и расширена: кроме работы с подростками-правонарушителями, совершившими общественно опасное деяние, она может включать работу с безнадзорными — возможными потенциальными правонарушителями в будущем. Материальная база центров и их штатная численность позволяют осуществлять раздельное содержание групп подростков и проведение в отношении них разнообразных по характеру предупредительных мероприятий.

Таким образом, загоризонтные профилактические возможности ЦВСНП более масштабны, и их следует использовать в полном объеме, а модель их более перспективного использования может стать предметом для дискуссий при проведении в жизнь новейшей реформы МВД России, объявленной в конце 2009 г. Президентом РФ.

1 Так, приказом МВД России от 18 декабря 2003 г. № 1005 «Об объявлении Дня подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» 31 мая официально признан Днем подразделений по делам несовершеннолетних ОВД.

2 Зыкин Б.В. Предупреждение административных правонарушений несовершеннолетних граждан (социально-правовой и деликтологический аспекты) : моногр. СПб., 1998.

3 Административная деятельность органов внутренних дел : учебник / под ред. В.П. Сальникова. М., 2005. Ч. I. С. 459.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.