Научная статья на тему 'Осуществление сотрудниками полиции принудительного препровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия'

Осуществление сотрудниками полиции принудительного препровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1086
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПРЕПРОВОЖДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINORS / АНТИОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ANTISOCIAL ACTIONS / ЦЕНТРЫ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / DETENTION CENTERS OF THE MINOR OFFENDERS / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / SPECIAL TEACHING AND EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / СЛУЖЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ / SERVICE PREMISES OF TERRITORIAL BODIES OR POLICE DIVISIONS / COMPULSORY CONVOYING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевцов А. В.

В статье исследованы полномочия сотрудников полиции при осуществлении принудительного препровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, безнадзорных и беспризорных в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции, а также помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шевцов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation by police officers of compulsory convoying of the minors who have committed offenses or participated in antisocial actions

The powers of police officers are investigated at implementation of compulsory convoying of the minors who have committed offenses or participated in antisocial actions, and of homeless in service premises of territorial bodies or police divisions, and also of those placed in detention centers of law-enforcement bodies for minor offenders, in specialized institutions for the minors who need social rehabilitation.

Текст научной работы на тему «Осуществление сотрудниками полиции принудительного препровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия»

А.В. ШЕВЦОВ,

старший преподаватель кафедры управления деятельности служб обеспечения охраны

общественного порядка, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

60

Осуществление сотрудниками полиции принудительного препровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушения

В статье исследованы полномочия сотрудников полиции при осуществлении принудительного препровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушения, безнадзорных и беспризорных в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции, а также помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Принудительное препровождение, несовершеннолетние, антиобщественные действия, центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальные учебно-воспитательные учреждения, служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции.

Существенную роль в развитии отечественной системы профилактики антиобщественного поведения и правонарушений лиц, не достигших 18-ти лет, играет Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних). Помимо основных задач и принципов профилактической деятельности в нем были определены конкретные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также закреплено право должностных лиц подразделе -ний по делам несовершеннолетних органов внутренних дел доставлять в территориальные подразделения несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных детей [2, пп. 1, 2 ст. 21].

Под доставлением согласно Федеральному закону РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О по-

лиции» (Закон о полиции) подразумевается осуществление принудительного препровождения в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, помещение муниципального органа, иное служебное помещение [3, п. 13 ч. 1 ст. 13] в следующих целях:

— для решения вопроса о задержании (при невозможности решения на месте);

— для установления личности разыскиваемого правонарушителя либо без вести пропавшего лица;

— для защиты от непосредственной угрозы жизни и здоровью.

По мнению Н.И. Матузова, правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан [14].

Соответственно, к несовершеннолетним правонарушителям закон относит лиц, не достигших 18-летнего возраста, совершивших противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.

Положения п. 15 ст. 13 Закона о полиции закрепляют за ее сотрудниками право доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП), специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции.

Такой подход законодателя к правовой регламентации порядка осуществления сотрудниками полиции одной из мер административного пресечения основан на понятийном аппарате, введенном Законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, антиобщественными признаются действия

несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц [2, ст. 1].

Безнадзорным считается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный — это безнадзорный несовершеннолетний, не имеющий места жительства или места пребывания [2, ст. 1].

Учитывая социальную значимость профилактического влияния сотрудников правоприменительных органов на состояние правопорядка, представляется интересным мнение Н.И. Крюковой о том, что предупреждение преступности несовершеннолетних — это не только устранение, нейтрализация негативных обстоятельств, но и использование, стимулирование позитивных процессов социальной жизни общества [13 с. 12]. Такие позитивные социальные процессы могут быть успешно интегрированы в сознание несовершеннолетнего лишь в специально созданных (смоделированных) социальных условиях.

Исторически одной из главных бед России виделась криминальная зараженность детей, которая происходила в тюрьмах, где дети содержались вместе со взрослыми, что развращало их, способствовало формированию в них преступных качеств [11, с. 328; 15, с. 54— 55]. Профессор Л.И. Беляева утверждает, что именно с целью отделения несовершеннолетних от взрослых преступников, ограждения их от влияния тюрьмы и арестного дома и тем самым отвращения от криминального поведения были учреждены исправительные заведения для содержания детей правонарушителей и детей арестантов, отбывающих заключение в тюрьмах [10]. Становление отечественной школы предупреждения преступлений несовершеннолетних в начале XX в. послужило прообразом существующей ныне системы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также ЦВСНП.

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защиты населения [2, п. 1 ст. 13] относятся:

а) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

б) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи;

в) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве [5].

При этом более радикальной профилактической формой воздействия на несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, безнадзорных и беспризорных детей представляется их помещение в ЦВСНП, образованные в структуре органов внутренних дел [8]. Они обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений. В ЦВСНП осуществляется проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений. В соответствии с Законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние в следующих случаях:

1) направление по приговору суда (по постановлению судьи) [6] в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа [2, пп. 1, п. 2 ст. 22];

2) временное ожидание рассмотрения судьей вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа [2, пп. 2 п. 2 ст. 22; п. 6 ст. 26];

3) самовольный уход из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа [2, пп. 3 п. 2 ст. 22];

4) совершение общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность [2, пп. 4 п. 2 ст. 22];

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

5) совершение правонарушения, влекущего административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность [2, пп. 5 п. 2 ст. 22];

6) совершение несовершеннолетними правонарушения, влекущего административную ответственность [2, пп. 6 п. 2 ст. 22].

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266—1 «Об образовании» [4] в специальные учебно-воспитательные учреждения могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте 11— 18 лет. При этом основанием их содержания являются соответствующие судебные решения [2, п. 5 ст. 15].

Для помещения в ЦВСНП несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние или правонарушение до достижения возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность [2, пп. 4,5 п. 2 ст. 22], нижняя граница возраста, с которого возможно принудительное препровождение несовершеннолетнего с целью его помещения в ЦВСНП, законодателем не установлена. Представляется, что нижний возрастной предел должен соответствовать международным правилам отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (7—18 лет). Следовательно, помещение в ЦВСНП в необходимых случаях несовершеннолетних с семилетнего возраста будет правомерным.

Исходя из анализа правовых установлений законов «О полиции» [3, п. 15 ч. 1 ст. 13] и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2, п. 3,4 ст. 22], можно предположить, что основанием для принудительного препровождения несовершеннолетнего, помещаемого в ЦВСНП, является постановление руководителя органа внутренних дел (при помещении на срок не более 48 ч.), а также соответствующий приговор суда или постановление судьи (при помещении на срок не более 30 суток).

По мнению ряда авторов, работа по предупреждению правонарушений несовершеннолетних часто сопряжена с ограничением их прав, которое должно применяться исключительно в рамках закона. Нельзя применять не определенные законом виды ограничения, нарушать установленный законом порядок их применения [12, с. 22]. Высокая степень ответственности сотрудников полиции, осуществляющих принудительное препровождение несовершеннолетних с целью их помещения в ЦВСНП, в полной мере обусловлена имеющимся социальным портретом мало-

летнего правонарушителя. Психологическое исследование Е.А. Бастриковой и М.А. Пи-меновой показало, что две трети помещаемых в указанные учреждения детей находятся в возрасте 8—13 лет, каждый второй из них воспитывается в неполной семье; 69 % семей, в которых проживают подростки, характеризуются как неблагополучные, в 56 % семей родители злоупотребляют спиртными напитками. Подавляющее большинство подростков испытывает острую потребность в материнском внимании [9].

Анализ статистики, согласно формам ГИАЦ МВД России, свидетельствует о том, что до 90 % несовершеннолетних помещается в ЦВСНП за совершение общественно опасного деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности. Из них 45 % совершили деяния, в которых усматриваются признаки преступлений средней тяжести, 30 % — небольшой тяжести, 12 % — тяжких и особо тяжких преступлений. Наиболее характерными противоправными деяниями являются кражи (53 %), мошенничества (20 %), грабежи (17 %) и побои (10 %). Совершение административных правонарушений является основанием для помещения в ЦВСНП 8 % подростков.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что принудительное препровождение, осуществляемое сотрудниками полиции в целях помещения в ЦВСНП или в специализированные социально-реабилитационные учреждения несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных является мерой административного пресечения, основанной на одной из радикальных форм профилактического воздействия.

Федеральное законодательство, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты МВД России предусматривают определенный порядок принудительного препровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции. Так, в соответствии с Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 [7], в указанные помещения могут быть принудительно препровождены несовершеннолетние:

1) совершившие общественно опасные деяния либо иные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность;

2) совершившие правонарушения, влекущие меры административного взыскания, или совершившие антиобщественные действия;

3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4) направляемые в ЦВСНП по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

5) безнадзорные и беспризорные, нуждающиеся в помощи государства, для последующего направления их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или в учреждения органов здравоохранения, в том числе оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; заблудившиеся и подкинутые; самовольно оставившие семью; не имеющие места жительства или средств к существованию; проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Перечисленные лица могут содержаться в органах внутренних дел не более 3 часов.

Несовершеннолетние, достигшие установленного законом возраста для привлечения к уголовной ответственности и совершившие преступления, а также несовершеннолетние, находящиеся в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, доставляются только в дежурную часть территориального органа или подразделения полиции.

Нормативно закреплен перечень необходимых действий сотрудников полиции при осуществлении ими принудительного препровождения несовершеннолетних, а именно:

— установление данных, характеризующих личность несовершеннолетнего, сведений о родителях или законных представителях, условиях воспитания;

— выяснение обстоятельств совершения правонарушения или обнаружения заблудившегося, подкинутого ребенка;

— оформление материалов, необходимых для привлечения к административной ответственности несовершеннолетнего, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии наркотического опьянения либо потребил наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, по возможности в установленном порядке направить на медицинское освидетельствование;

— передача доставленного несовершеннолетнего родителям или законным представителям, должностным лицам образовательных учреждений, специализированных учрежде-

ний для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения;

— направление в лечебные учреждения органов здравоохранения подростков, находящихся в состоянии наркотического опьянения либо одурманивания или в тяжелой степени алкогольного опьянения, а также в случае необходимости несовершеннолетних, имеющих телесные повреждения.

В отношении заблудившихся и подкинутых несовершеннолетних составляется акт о принудительном препровождении (доставлении) подкинутого или заблудившегося ребенка. Заблудившиеся, подкинутые и другие дети в возрасте до 4-х лет, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, направляются в учреждения органов здравоохранения.

Вышеизложенный порядок осуществления сотрудниками полиции принудительного препровождения несовершеннолетних правонарушителей позволяет сделать ряд выводов.

Принудительное препровождение несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, осуществляется сотрудниками полиции с учетом соблюдения принципа уважения прав и свобод человека, содержащегося в Конституции РФ [1] и общепризнанных нормах международного права. Основания для его осуществления установлены федеральными законами РФ, а также нормативными правовыми актами МВД России.

Принудительное препровождение несовершеннолетних осуществляется сотрудниками полиции в целях пресечения административных правонарушений или иных антиобщественных действий, когда исчерпаны другие меры профилактического воздействия на сознание и волю лиц, не достигших 18-летнего возраста, совершивших или имеющих намерение совершить противоправное деяние.

Под принудительным препровождением несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, следует понимать кратковременное ограничение действий и передвижения последних в целях решения вопроса об их помещении в ЦВСНП, специальные учебно-воспитательные учреждения, установления личности и осуществления действий, регламентированных административным и уголовно-процессуальным законодательством. Указанное кратковременное ограничение осуществляется сотрудниками полиции одновременно с незамедлительным уведомлением родителей или иных законных пред-

63

ставителей несовершеннолетних правонарушителей.

Принудительное препровождение несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста, совершивших административные правонарушения, осуществляется, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении указанных несовершеннолетних правонарушителей, и, следовательно, является мерой административного пресечения. Принудительное препровождение несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста, совершивших административные правонарушения, применяется также в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в целях установления личностей нарушителей, составления протоколов об административных правонарушениях, если это действие является обязательным.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

3. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

4. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

5. Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4822.

6. Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением: постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420 // СПС Гарант.

7. Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569.

8. О мерах по совершенствованию деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел: приказ МВД России от 2 апреля 2004 г. № 215.

9. Бастрикова Е.А., Пименова М.А. Несовершен-

нолетние правонарушители о своей семье // Отечественный журнал социальной работы. 2009. № 1.

10. Беляева Л.И. Правовые, организационные и педагогические основы деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (середина 19 — начало 20 в.): автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1993.

11. Богдановский А.М. Молодые преступники — вопрос уголовного права и уголовной политики. Одесса, 1870.

12. Величко О., Зайцева М. Помещение несовершеннолетнего в центры временного содержания // Законность. 2007. № 7.

13. Крюкова Н.И. Преступность несовершеннолетних в России, ее причины и пути преодоления: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1997.

14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2004.

15. Познышев С.В. Детская преступность и меры борьбы с нею. М., 1911.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.