_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
5. Шамрей В.А. Психиатрия войн и катастроф. [Электронный ресурс].http://www.e-reading.club/chapter.php/ 1039956/193/_-_Psihiatriya_voyn _i_katastrof._Uchebnoe_posobie.html.
© Волкова Н.С., 2016.
УДК 342.9
Жидконожкина Ольга Николаевна
старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Воронежский институт МВД России Герасимова Евгения Валериевна
преподаватель
кафедры административной деятельности ОВД Воронежский институт МВД России
К ВОПРОСУ О РАСШИРЕНИИ ПЕРЕЧНЯ КАТЕГОРИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ЦВСНП
Аннотация
В статье излагаются правовые основы деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, вносятся предложения о расширении перечня категорий помещаемых в них лиц.
Ключевые слова
Несовершеннолетние, профилактика безнадзорности и правонарушений, бродяжничество,
временное содержание, ЦВСНП.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед нашим государством и обществом, является поиск путей снижения числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Особое место в существующей системе профилактики отведено правоохранительным органам, среди которых следует выделить центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее -ЦВСНП, Центры).
В ЦВСНП могут быть помещены следующие категории несовершеннолетних:
— направляемые в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием по приговору суда или по постановлению судьи;
— временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием в случаях: необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего; необходимости предупреждения повторного общественно опасного деяния; отсутствия у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания; злостного уклонения несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования;
— самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органов управления образованием;
— совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если: необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних; необходимо предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния; их личность не установлена; они не имеют места жительства, места пребывания или не
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено общественно опасное деяние; они проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3 часов;
— совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность в случаях, если: их личность не установлена; они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение; они проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3 часов [1].
Индивидуально-профилактическая работа в ЦВСНП осуществляется с учетом возраста, личных качеств подростков, тяжести совершенных ими правонарушений и проводится в течение всего времени их нахождения в Центре. Вместе с тем, возможности ЦВСНП в отношении ряда категорий несовершеннолетних не могут быть использованы в рамках существующего законодательства. Так, не подлежат помещению в Центры несовершеннолетние, самовольно оставившие семью или государственные учреждения различного профиля.
Обращаясь к истории существования учреждений предназначенных для содержания несовершеннолетних нуждающихся в контроле и помощи со стороны государства нельзя не отметить, что перечень лиц помещаемых в них претерпел существенные изменения.
Так, до принятия Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в приемниках-распределителях для несовершеннолетних органов внутренних дел могли находиться дети и подростки:
— подкинутые и заблудившиеся;
— оставшиеся в возрасте до шестнадцати лет без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае необходимости оказания им помощи со стороны государства и общества;
— направляемые в специальные общеобразовательные школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, или в специальные профессионально-технические училища, либо в лечебно-воспитательные профилактории;
— самовольно оставившие семью в возрасте до 16 лет, а также оставившие семью в возрасте от 16 до 18 лет, личность которых не установлена и которые нуждаются в надзоре и помощи;
— самовольно ушедшие из специальных общеобразовательных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, специальных профессионально-технических училищ, лечебно-воспитательных профилакториев, а также из других детских учреждений;
— совершившие в возрасте от 11 до 14 лет общественно опасные действия при необходимости немедленной изоляции [2].
В настоящее время часть функций по временному содержанию, оказанию социальной помощи, дальнейшему устройству несовершеннолетних осуществляют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (далее - СРЦ), социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:
— оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;
— проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
— заблудившиеся или подкинутые;
— самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X
— оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации [3].
Однако условия содержания несовершеннолетних в СРЦ и ЦВСНП значительно отличаются друг от друга. Дети, оставшиеся без попечения родителей или оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, находятся вместе с несовершеннолетними занимающимися бродяжничеством. Совершая самовольные уходы из специализированных центров и приютов, несовершеннолетние не несут какой-либо ответственности, тем самым не выполняется основная задача их помещения в данные учреждения.
В то время как в ЦВСНП несовершеннолетние в зависимости от степени общественной опасности их поведения содержатся раздельно, в условиях исключающих возможность негативного влияния друг на друга, самовольного ухода и совершения ими повторного правонарушения.
Считаем что, было бы целесообразно расширить перечень категорий лиц, помещаемых в ЦВСНП за счет несовершеннолетних, самовольно оставивших семью, самовольно ушедших из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, если: их личность не установлена; они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение; они проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3 часов.
Внесение указанных изменений в законодательство Российской Федерации будет способствовать повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их от преступных посягательств.
Список использованной литературы:
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
2. Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : указ Президиума ВС СССР от 15 февраля 1977 г. // Свод законов СССР. - 1990. - Т. 10 - С. 263;
3. Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации : постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. №896 // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 49. - Ст. 4822.
© Жидконожкина О.Н., Герасимова Е.В., 2016.
УДК 342.9.01
Кобец Петр Николаевич
доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»
г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]
О ПРИОРИТЕТАХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ В
УГОЛОВНОЙ ПОЛИТКЕ ГОСУДАРСТВА
Аннотация
В процессе противодействия распространению наркотиков выработаны различные подходы подобной деятельности: от жестких, карательных до либеральных, от сосредоточения основных усилий на борьбе с