Научная статья на тему 'Правовое воспитание несовершеннолетних в условиях роста детерминации преступности'

Правовое воспитание несовершеннолетних в условиях роста детерминации преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
456
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕНТРЫ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / LEGAL UPBRINGING / TEMPORARY DETENTION CENTRES FOR JUVENILE OFFENDERS / JUVENILE OFFENDERS / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кукушкина Любовь Анатольевна, Редков Николай Александрович

В статье раскрываются сущность и особенности правового воспитания несовершеннолетних, а также затрагиваются наиболее актуальные проблемы, возникающие в этой сфере. Отдельно авторы выделяют проблему правового воспитания подростков, помещенных в Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Авторами предлагается ряд мер, направленных на снижение и профилактику преступности несовершеннолетних, сообщается о необходимости введения специального курса в системе повышения квалификации либо отдельной программы специального профессионального обучения, которые раскрывали бы специфику работников центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и особенности работы с трудными подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кукушкина Любовь Анатольевна, Редков Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal upbringing of minors in the context of the growth of crime determination

The article reveals the essence and features of legal upbringing of minors, as well as the most pressing problems arising in this area. Separately, the authors highlight the problem of legal upbringing of adolescents placed in Temporary detention centres for juvenile offenders. The authors propose a number of measures aimed at reducing and preventing juvenile delinquency, including: the need to introduce a special course in the training system or individual programme specialised for training that would reveal the specifics of temporary detention centres' workers with respect to minors and specifics of work with them.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитание несовершеннолетних в условиях роста детерминации преступности»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-2-251-255 УДК 342.7

Кукушкина Любовь Анатольевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет

lub-kuku@mail.ru

Редков Николай Александрович

Свердловский районный суд г. Костромы redkov0202@yandex.ru

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ РОСТА ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ

В статье раскрываются сущность и особенности правового воспитания несовершеннолетних, а также затрагиваются наиболее актуальные проблемы, возникающие в этой сфере. Отдельно авторы выделяют проблему правового воспитания подростков, помещенных в Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Авторами предлагается ряд мер, направленных на снижение и профилактику преступности несовершеннолетних, сообщается о необходимости введения специального курса в системе повышения квалификации либо отдельной программы специального профессионального обучения, которые раскрывали бы специфику работников центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и особенности работы с трудными подростками.

Ключевые слова: правовое воспитание, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, несовершеннолетние правонарушители, профилактика правонарушений.

Преступность несовершеннолетних лиц является для общества не новой проблемой. Современный этап развития российского общества характеризуется значительным ростом экономических и социальных проблем, увеличением разводов и количества неполных семей, ослаблением роли института семьи в целом, случаями проявления насилия в семьях, что оказывает существенное влияние на воспитание детей.

Следует отметить, что несовершеннолетний не всегда осознает, что те или иные его действия являются противозаконными и представляют опасность для общества. Это объясняется многими факторами. Физиологические и психические особенности несовершеннолетних по многим показателям отличаются от показателей взрослого человека и не соответствуют его развитию, поскольку процесс формирования личности несовершеннолетних не завершен. То, как подросток воспринимает происходящие вокруг него события, во многом зависит от его воспитания и жизненных условий. С учетом этого несовершеннолетние на одну и ту же ситуацию или событие могут реагировать по-разному.

Согласно статистическим данным о состоянии преступности, представленным на официальном сайте Управления УМВД России по Костромской области, доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилась с 278 до 327 (выросла на 17,6%) и составляет ныне 4,1% от общего числа преступлений (несмотря на то, что в Костромской области в 2018 году появилась тенденция к снижению преступности). В число самых распространенных преступлений, совершаемыми несовершеннолетними в Костромской области, входят кражи - 65%, угоны - 12%, грабежи - 7%, мошенничества - 3% [3]. Анализ вышеприведенной статистики приводит к выводу о необходимости принятия более эффективных и конкретных

мер, направленных на правовое воспитание подростков.

Как отмечает в своей монографии В.И. Жуков, в последнее время в России имеется тенденция ухода несовершеннолетних в маргинальные слои общества. Результатом этих процессов следует назвать рост распространения в подростковой и детской среде алкоголя, наркотиков и различных психотропных средств, и, как следствие этому - рост и количества правонарушений среди несовершеннолетних. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что несовершеннолетние представляют собой в настоящее время одну из наименее социально защищенных и наиболее криминально пораженных категорий населения [2].

Как правило, уровень правовой культуры у большинства несовершеннолетних является крайне низким, что неизбежно приводит к совершению ими различных правонарушений. При этом перед обществом встает объективная задача по формированию позитивно ориентированного правосознания у детей и подростков. В целях решения данной проблемы необходимо создать такую систему профилактики и государственной поддержки, которая бы смогла обеспечить ребенку доступ к знаниям о его обязанностях и основных правах на этапе профилактики преступности, а не после самого факта противоправного деяния.

В настоящее время мотивация преступного поведения изменилась кардинальным образом. В частности, увеличилось количество преступлений, который носят умышленный характер, а не ситуационный, а также преступлений, имеющих взрослую мотивацию (жестокость, корысть, агрессивность, садизм), а не детскую. Помимо этого, следует отметить, что в настоящее время в Костромской области имеется тенденция увеличения количества несовершеннолетних преступников из

© Кукушкина Л.А., Редков Н.А., 2019

Вестник КГУ ^ № 2. 2019

251

таких социальных групп, которые традиционно криминологами признавались как благополучные -дети из благополучных и полных семей. Данное обстоятельство значительно расширило социальную базу преступности несовершеннолетних.

Так, можно привести пример из судебной практики Свердловского районного суда г. Костромы в отношении несовершеннолетнего, который из корыстной заинтересованности совершил распространение компьютерных программ, заведомо предназначенных для нейтрализации средств защиты компьютерной информации. Как отмечается в материалах дела, семья несовершеннолетнего характеризуется с положительной стороны. Родители отрицательного влияния на несовершеннолетнего не оказывают. Инспектор ПДН, опрошенная в ходе судебного разбирательства, пояснила, что по месту жительства несовершеннолетний и его семья характеризуются положительно, жалоб и заявлений от соседей не поступало. По месту обучения молодой человек также характеризуется положительно, на воспитательные беседы реагирует правильно. В ходе судебного следствия выяснилось, что подросток узнал о возможности заработка путём распространения вредоносных программ, от друзей, которые ранее также привлекались к ответственности за аналогичные преступления [6].

В другом уголовном деле в отношении несовершеннолетней, которая была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, было выявлено, что несовершеннолетняя проживает совместно с матерью, отцом и младшей сестрой в двухкомнатной благоустроенной квартире. Имеются все необходимые условия для занятий и отдыха несовершеннолетней. Родители занимаются воспитанием детей, но несовершеннолетняя вышла из-под их контроля. Отрицательного влияния со стороны родителей на несовершеннолетнюю не оказывается. Взаимоотношения между членами семьи удовлетворительны. В ходе судебного следствия было выяснено, что несовершеннолетняя пошла на совершение преступления под влиянием друзей, которые также были на скамье подсудимых за совершение аналогичных преступлений [7]. На данном примере хорошо видно, что благополучные родители нередко не имеют в глазах детей авторитета. Представляется, что в таких ситуациях все органы, занимающиеся профилактикой преступности несовершеннолетних, должны проводить совместную комплексную работу со всей группой друзей, с окружением подростка. Такая работа должна быть нацелена на исправление поведения несовершеннолетнего и изменение его отношения к товарищам и их поведению. По нашему мнению, необходимо не разобщать определенную группу несовершеннолетних преступной направленности, а, наоборот, вести профилактическую работу в группе, приоб-

щать ребят к здоровому образу жизни, разъяснять нормы закона и морали, подбирать для каждого своё или общее благое хобби, привлекать в молодежные движения, максимально занимать так, чтобы не оставалось времени на противоправные действия. Инспекторы по делам несовершеннолетних г. Костромы признают, что работа по разобщению ребят, причастных к совершению преступлений и объединенных в группы, приносит положительные результаты лишь в единичных случаях.

Перед тем, как рассмотреть особенности правового воспитания несовершеннолетних, представляется необходимым рассмотреть сущность понятия «правовое воспитание».

Т.В. Худойкина определяет правовое воспитание, как управляемый, организованный и целенаправленный педагогический процесс, в рамках которого на сознание человека происходит воздействие в целях формирования высокого уровня правовой культуры и правового сознания [10, с. 206].

О.В. Адаева и А.Б. Бибнева отмечают, что помимо этого правовое воспитание также является процессом, формирующим у несовершеннолетнего лица, главным образом, нравственную основу законопослушного поведения, а также закрепляющим в его сознании образцы социально-одобряемого и должного поведения [1, с. 13].

Как видим, правовое воспитание представляет собой систематический и целенаправленный процесс, в котором можем выделить следующие особенности:

- во-первых, до сведения несовершеннолетних правовые предписания доводятся государством;

- во-вторых, в качестве исходной базы правового воспитания следует назвать систему правовых норм;

- в-третьих, основывается правовое воспитание на возможности государственного принуждения;

- в-четвертых, осуществляется правовое воспитание в специальных правовых формах с использованием особых методов и средств.

Условием эффективности правового воспитания считается обязательная передача накопленных знаний, которые содержатся в правовых нормах. Как справедливо отмечает А.К. Мухамбеткалие-ва, в обществе должно быть сформировано определенное отношение к праву и к его реализации. В частности, автор имеет в виду чувство уважения к праву и к правовым нормам со стороны населения при осознанном соблюдении и усвоении положений действующего законодательства [4, с. 83].

По нашему мнению, субъектов, которые осуществляют процесс правового воспитания, необходимо разделять на две группы:

- первичные субъекты, осуществляющие процесс правового воспитания, к которым относятся субъекты, осуществляющие первичную социализацию несовершеннолетнего, в том числе: родители,

семья, ближайшее окружение, школа, колледж и т.д. Перечисленные субъекты и социальные институты отвечают за нравственную составляющую правового воспитания несовершеннолетнего и оказывают воздействие на формирование его правового сознания. Так, к примеру, уже в школе и среди родителей и ближайшего окружения несовершеннолетний усваивает первичные социальные нормы (в том числе и правовые), которые ему необходимы в дальнейшем для формирования правового поведения);

- вторичные субъекты, осуществляющие процесс правового воспитания, к которым относятся все правоохранительные органы, особое место среди них отводится учреждениям ювенальной юстиции. В учреждения ювенальной юстиции входят все отделы по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы социальной защиты, уполномоченные по правам ребенка; органы здравоохранения и органы внутренних дел; специализированные органы и учреждения юстиции, образования и культуры; специализированные пенитенциарные учреждения; государственная служба занятости; государственные органы, которые занимаются молодежной политикой; должностные лица прокуратуры, дознания и следствия, специализирующиеся по работе с несовершеннолетними лицами.

Все перечисленные выше вторичные субъекты, осуществляющие процесс правового воспитания, призваны обеспечить правомерное поведение несовершеннолетних посредством использования различных мер, в том числе и государственных мер принуждения.

В статье 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [8] (который на законодательном уровне закрепляет основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними лицами) выделены особенности содержания подростков в Центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП).

Указанные Центры, как отмечается в части 1 статьи 22 Закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ, решают следующие основные задачи:

- во-первых, обеспечивают круглосуточный прием несовершеннолетних правонарушителей и их временное содержание с целью защиты их здоровья и жизни, а также в целях предупреждения совершения подростками повторных правонарушений;

- во-вторых, с доставленными в такие центры подростками проводят индивидуальную профилактическую работу, выявляют среди несовершеннолетних тех лиц, которые являются причастными к совершению общественно опасных деяний и преступлений; устанавливают условия, причины

и обстоятельства, способствующие совершению таких деяний и преступлений; информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие учреждения и органы, заинтересованные в такой информации;

- в-третьих, доставляют несовершеннолетних граждан в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также в пределах предоставленной им компетенции осуществляют иные меры, направленные на устройство подростков, содержащихся в указанных учреждениях [8].

Анализ положений Закона № 120-ФЗ и вышеуказанных задач позволяет сделать вывод о том, что основная цель деятельности ЦВСНП заключается в профилактике безнадзорности и недопущения совершения подростками повторных правонарушений и преступлений, в частности, ранее содержащимися в таких центрах. Однако следует заметить, что в самом Законе и в ведомственных нормативных правовых актах цель ЦВСНП не закреплена, в связи с чем полагаем, что данная цель должна быть официально закреплена и детализирована.

В ЦВСНП могут быть помещены следующие категории несовершеннолетних:

1) направляемые по постановлению судьи или по приговору суда в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) несовершеннолетние, которые временно ожидают рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в следующих случаях:

а) в случае необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего;

б) в случае необходимости предупреждения совершения таким несовершеннолетним лицом повторного общественно опасного деяния;

в) в случае отсутствия у него места пребывания или места жительства;

г) в случае злостного уклонения подростка от медицинского освидетельствования либо от явки в суд.

3) несовершеннолетние граждане, которые самовольно ушли из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста наступления уголовной ответственности за это деяние, в случаях, если необходимо предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния или обеспечить защиту жизни или здоровья подростка;

5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

Как отмечает А.Ю. Подколзина, при помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП необходимо исходить из того, что эта мера воздействия на его противоправное поведение направлена на психологическую и социально-педагогическую реаби-

Вестник КГУ ^ № 2. 2019

253

литацию несовершеннолетнего, предупреждение совершения подростком повторных правонарушений, формирование в его сознании законопослушного поведения, разъяснение последствий и особенностей привлечения к административной и уголовной ответственности. Мерой государственного принуждения или одним из видов наказания помещение подростков в такие Центры не является. Вместе с тем, данная профилактическая мера применяется не так часто, что обусловлено, по мнению А.Ю. Подколзиной, отсутствием единого понимания сущностной особенности этого участка профилактической работы, во-первых, судами при вынесении соответствующих постановлений о помещении несовершеннолетних в такие Центры, а, во-вторых, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел [5, с. 145].

К примеру, Л.П. Хашимова придерживается мнения, что Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей многими судами рассматриваются исключительно в качестве учреждения пенитенциарной системы, что фактически не соответствует целям деятельности таких учреждений [11, с. 30]. При этом обязательным содержанием профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в подобных Центрах является приобщение подростков к труду и учебе, ориентированность на устранение противоправной составляющей в поведении, а также развитие у несовершеннолетних новых навыков, умений, интересов, положительных склонностей, хобби и увлечений. Е.Н. Коновалова, начальник ЦВСНП УМВД России по Костромской области, представляющая интересы учреждения в судах, справедливо отмечает, что профилактическая работа ЦВСНП носит лишь временный характер и, как правило, ребенок из ЦВСНП возвращается в привычную среду, которая подталкивает его к продолжению противоправного поведения. Полагаем необходимым расширить задачи ЦВСНП, включив возможность осуществления всей профилактической работы с лицами, побывавшими в ЦВСНП до достижения ими совершеннолетия, в случае если поведение несовершеннолетних будет нестабильным. Полагаем, что определенная работа сотрудниками ЦВСНП должна проводиться и с родителями несовершеннолетних правонарушителей: это позволило бы понять, в какой семейной обстановке живет правонарушитель, выявить причины преступности, найти общий язык подростка с родителями, разъяснить нормы права и морали не только подросткам, но и их родителям и т.д. Разработка дополнительного способа профилактики и предупреждения преступности в значительной степени уменьшила бы её рост.

Представляется, что наиболее пристальное внимание сотрудники ЦВСНП должны уделять

подросткам из неблагополучных семей, в которых родители плохо занимаются воспитанием своих детей и сами ведут антиобщественный образ жизни. Детям из подобных семей может так понравиться в ЦВСНП, что они не захотят возвращаться домой. Вышеописанной категории родителей следует особо подробно разъяснять ответственность за уклонение от воспитания детей и основные обязанности, определенные Семейным кодексом РФ.

Полагается, что по результатам содержания в ЦВСНП несовершеннолетние должны изменить своё отношение к жизни и встать на путь исправления. Во многом данный результат зависит от профессионализма работников ЦВСНП. К сожалению, для подготовки сотрудников должностных категорий не предусмотрен отдельный курс обучения в системе высшего ведомственного образования. Считаем необходимым и целесообразным ввести специальный курс в системе повышения квалификации либо отдельную программу специального профессионального обучения, которые раскрывали бы специфику работников ЦВСНП по содержанию несовершеннолетних и особенностях работы с ними. Для обеспечения данной меры необходимо законодательное регулирование вопроса, в т.ч. путём закрепления обязанности по прохождению отдельного курса обучения в системе высшего ведомственного образования в статье 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [8].

Таким образом, помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП является профилактической мерой и тем самым дает возможность для подростка-правонарушителя, находящегося в конфликте с законом, встать на путь исправления, в полной мере осознав противоправность своего поведения, вернуться к нормальной законопослушной жизни. Расширение задач ЦВСНП, комплексная работа с несовершеннолетними правонарушителями и их родителями, профессиональная подготовка сотрудников ЦВСНП позволить сделать шаг к снижению преступности несовершеннолетних.

Библиографический список

1. Адаева О.В. Особенности правового воспитания несовершеннолетних // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. -№ 7-2. - С. 13-15.

2. Жуков В.И. Концепция ювенального права современной России. - М.: РГСУ, 2015. - 536 с.

3. Краткая характеристика состояния преступности в Костромской области // Официальный сайт Управления УМВД России по Костромской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ШрБ://44. мвд.рф/Бе]а1е1по81/статистика-и-аналитика/состоя-ние-преступности/11ет/15774876 (дата обращения: 20.02.2019).

4. Мухамбеткалиева А.К. Правовое воспитание как средство профилактики правонарушений среди несовершеннолетних // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. - 2015. - № 3. - С. 83-85.

5. Подколзина А.Ю. Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних // Труды Академии управления МВД России. - 2017. -№ 1 (41). - С. 145-148.

6. Приговор Свердловского районного суда города Костромы по делу № 1-31/2019 от 16.01.2019 года // ГАС РФ «Правосудие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bsr.sudrf. ru/ (дата обращения: 28.01.2019).

7. Приговор Свердловского районного суда города Костромы по делу № 1-47/2019 от 17.01.2019 года // ГАС РФ «Правосудие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bsr.sudrf. ru/ (дата обращения: 28.01.2019).

8. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 12.12.2018).

9. Хашимова Л.П. Надзор за исполнением законодательства при помещении несовершеннолетних в центр временного содержания // Законность. - 2013. - № 3. - С. 30-33.

10. Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. -2015. - № 11 (56). - C. 206-208.

References

1. Adaeva O.V Osobennosti pravovogo vospitaniya nesovershennoletnih // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2016. - № 7-2. - S. 13-15.

2. ZHukov V.I. Koncepciya yuvenal'nogo prava sovremennoj Rossii. - M.: RGSU, 2015. - 536 s.

3. Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestupnosti v Kostromskoj oblasti // Oficial'nyj sajt Upravleniya UMVD Rossii po Kostromskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://44. mvd.rf/Dejatelnost/statistika-i-analitika/sostoyanie-prestupnosti/item/15774876 (data obrashcheniya: 20.02.2019).

4. Muhambetkalieva A.K. Pravovoe vospitanie kak sredstvo profilaktiki pravonarushenij sredi nesovershennoletnih // Aktual'nye voprosy bor'by s prestupleniyami. - 2015. - № 3. - S. 83-85.

5. Podkolzina A.YU. Pomeshchenie v centr vremennogo soderzhaniya dlya nesovershennoletnih pravonarushitelej kak mera vozdejstviya na protivopravnoe povedenie nesovershennoletnih // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2017. -№ 1 (41). - S. 145-148.

6. Prigovor Sverdlovskogo rajonnogo suda goroda Kostromy po delu № 1-31/2019 ot 16.01.2019 goda // GAS RF «Pravosudie» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://bsr.sudrf.ru/ (data obrashcheniya: 28.01.2019).

7. Prigovor Sverdlovskogo rajonnogo suda goroda Kostromy po delu № 1-47/2019 ot 17.01.2019 goda // GAS RF «Pravosudie» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://bsr.sudrf.ru/ (data obrashcheniya: 28.01.2019).

8. Federal'nyj zakon «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih» ot 24.06.1999 № 120-FZ [Elektronnyj resurs] // Informacionno-pravovaya sistema «Zakonodatel'stvo Rossii». - Rezhim dostupa: http://pravo.gov.ru/ (data obrashcheniya 12.12.2018).

9. Hashimova L.P. Nadzor za ispolneniem zakonodatel'stva pri pomeshchenii nesovershennoletnih v centr vremennogo soderzhaniya // Zakonnost'. -2013. - № 3. - S. 30-33.

10. Hudojkina T.V. Pravovoe vospitanie kak osnovnoj faktor preduprezhdeniya yuridicheskih konfliktov // Global'nyj nauchnyj potencial. - 2015. -№ 11 (56). - C. 206-208.

Вестник КГУ _J № 2. 2019

255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.