РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-2-251-255 УДК 342.7
Кукушкина Любовь Анатольевна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет
Редков Николай Александрович
Свердловский районный суд г. Костромы [email protected]
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ РОСТА ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ
В статье раскрываются сущность и особенности правового воспитания несовершеннолетних, а также затрагиваются наиболее актуальные проблемы, возникающие в этой сфере. Отдельно авторы выделяют проблему правового воспитания подростков, помещенных в Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Авторами предлагается ряд мер, направленных на снижение и профилактику преступности несовершеннолетних, сообщается о необходимости введения специального курса в системе повышения квалификации либо отдельной программы специального профессионального обучения, которые раскрывали бы специфику работников центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и особенности работы с трудными подростками.
Ключевые слова: правовое воспитание, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, несовершеннолетние правонарушители, профилактика правонарушений.
Преступность несовершеннолетних лиц является для общества не новой проблемой. Современный этап развития российского общества характеризуется значительным ростом экономических и социальных проблем, увеличением разводов и количества неполных семей, ослаблением роли института семьи в целом, случаями проявления насилия в семьях, что оказывает существенное влияние на воспитание детей.
Следует отметить, что несовершеннолетний не всегда осознает, что те или иные его действия являются противозаконными и представляют опасность для общества. Это объясняется многими факторами. Физиологические и психические особенности несовершеннолетних по многим показателям отличаются от показателей взрослого человека и не соответствуют его развитию, поскольку процесс формирования личности несовершеннолетних не завершен. То, как подросток воспринимает происходящие вокруг него события, во многом зависит от его воспитания и жизненных условий. С учетом этого несовершеннолетние на одну и ту же ситуацию или событие могут реагировать по-разному.
Согласно статистическим данным о состоянии преступности, представленным на официальном сайте Управления УМВД России по Костромской области, доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилась с 278 до 327 (выросла на 17,6%) и составляет ныне 4,1% от общего числа преступлений (несмотря на то, что в Костромской области в 2018 году появилась тенденция к снижению преступности). В число самых распространенных преступлений, совершаемыми несовершеннолетними в Костромской области, входят кражи - 65%, угоны - 12%, грабежи - 7%, мошенничества - 3% [3]. Анализ вышеприведенной статистики приводит к выводу о необходимости принятия более эффективных и конкретных
мер, направленных на правовое воспитание подростков.
Как отмечает в своей монографии В.И. Жуков, в последнее время в России имеется тенденция ухода несовершеннолетних в маргинальные слои общества. Результатом этих процессов следует назвать рост распространения в подростковой и детской среде алкоголя, наркотиков и различных психотропных средств, и, как следствие этому - рост и количества правонарушений среди несовершеннолетних. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что несовершеннолетние представляют собой в настоящее время одну из наименее социально защищенных и наиболее криминально пораженных категорий населения [2].
Как правило, уровень правовой культуры у большинства несовершеннолетних является крайне низким, что неизбежно приводит к совершению ими различных правонарушений. При этом перед обществом встает объективная задача по формированию позитивно ориентированного правосознания у детей и подростков. В целях решения данной проблемы необходимо создать такую систему профилактики и государственной поддержки, которая бы смогла обеспечить ребенку доступ к знаниям о его обязанностях и основных правах на этапе профилактики преступности, а не после самого факта противоправного деяния.
В настоящее время мотивация преступного поведения изменилась кардинальным образом. В частности, увеличилось количество преступлений, который носят умышленный характер, а не ситуационный, а также преступлений, имеющих взрослую мотивацию (жестокость, корысть, агрессивность, садизм), а не детскую. Помимо этого, следует отметить, что в настоящее время в Костромской области имеется тенденция увеличения количества несовершеннолетних преступников из
© Кукушкина Л.А., Редков Н.А., 2019
Вестник КГУ ^ № 2. 2019
251
таких социальных групп, которые традиционно криминологами признавались как благополучные -дети из благополучных и полных семей. Данное обстоятельство значительно расширило социальную базу преступности несовершеннолетних.
Так, можно привести пример из судебной практики Свердловского районного суда г. Костромы в отношении несовершеннолетнего, который из корыстной заинтересованности совершил распространение компьютерных программ, заведомо предназначенных для нейтрализации средств защиты компьютерной информации. Как отмечается в материалах дела, семья несовершеннолетнего характеризуется с положительной стороны. Родители отрицательного влияния на несовершеннолетнего не оказывают. Инспектор ПДН, опрошенная в ходе судебного разбирательства, пояснила, что по месту жительства несовершеннолетний и его семья характеризуются положительно, жалоб и заявлений от соседей не поступало. По месту обучения молодой человек также характеризуется положительно, на воспитательные беседы реагирует правильно. В ходе судебного следствия выяснилось, что подросток узнал о возможности заработка путём распространения вредоносных программ, от друзей, которые ранее также привлекались к ответственности за аналогичные преступления [6].
В другом уголовном деле в отношении несовершеннолетней, которая была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, было выявлено, что несовершеннолетняя проживает совместно с матерью, отцом и младшей сестрой в двухкомнатной благоустроенной квартире. Имеются все необходимые условия для занятий и отдыха несовершеннолетней. Родители занимаются воспитанием детей, но несовершеннолетняя вышла из-под их контроля. Отрицательного влияния со стороны родителей на несовершеннолетнюю не оказывается. Взаимоотношения между членами семьи удовлетворительны. В ходе судебного следствия было выяснено, что несовершеннолетняя пошла на совершение преступления под влиянием друзей, которые также были на скамье подсудимых за совершение аналогичных преступлений [7]. На данном примере хорошо видно, что благополучные родители нередко не имеют в глазах детей авторитета. Представляется, что в таких ситуациях все органы, занимающиеся профилактикой преступности несовершеннолетних, должны проводить совместную комплексную работу со всей группой друзей, с окружением подростка. Такая работа должна быть нацелена на исправление поведения несовершеннолетнего и изменение его отношения к товарищам и их поведению. По нашему мнению, необходимо не разобщать определенную группу несовершеннолетних преступной направленности, а, наоборот, вести профилактическую работу в группе, приоб-
щать ребят к здоровому образу жизни, разъяснять нормы закона и морали, подбирать для каждого своё или общее благое хобби, привлекать в молодежные движения, максимально занимать так, чтобы не оставалось времени на противоправные действия. Инспекторы по делам несовершеннолетних г. Костромы признают, что работа по разобщению ребят, причастных к совершению преступлений и объединенных в группы, приносит положительные результаты лишь в единичных случаях.
Перед тем, как рассмотреть особенности правового воспитания несовершеннолетних, представляется необходимым рассмотреть сущность понятия «правовое воспитание».
Т.В. Худойкина определяет правовое воспитание, как управляемый, организованный и целенаправленный педагогический процесс, в рамках которого на сознание человека происходит воздействие в целях формирования высокого уровня правовой культуры и правового сознания [10, с. 206].
О.В. Адаева и А.Б. Бибнева отмечают, что помимо этого правовое воспитание также является процессом, формирующим у несовершеннолетнего лица, главным образом, нравственную основу законопослушного поведения, а также закрепляющим в его сознании образцы социально-одобряемого и должного поведения [1, с. 13].
Как видим, правовое воспитание представляет собой систематический и целенаправленный процесс, в котором можем выделить следующие особенности:
- во-первых, до сведения несовершеннолетних правовые предписания доводятся государством;
- во-вторых, в качестве исходной базы правового воспитания следует назвать систему правовых норм;
- в-третьих, основывается правовое воспитание на возможности государственного принуждения;
- в-четвертых, осуществляется правовое воспитание в специальных правовых формах с использованием особых методов и средств.
Условием эффективности правового воспитания считается обязательная передача накопленных знаний, которые содержатся в правовых нормах. Как справедливо отмечает А.К. Мухамбеткалие-ва, в обществе должно быть сформировано определенное отношение к праву и к его реализации. В частности, автор имеет в виду чувство уважения к праву и к правовым нормам со стороны населения при осознанном соблюдении и усвоении положений действующего законодательства [4, с. 83].
По нашему мнению, субъектов, которые осуществляют процесс правового воспитания, необходимо разделять на две группы:
- первичные субъекты, осуществляющие процесс правового воспитания, к которым относятся субъекты, осуществляющие первичную социализацию несовершеннолетнего, в том числе: родители,
семья, ближайшее окружение, школа, колледж и т.д. Перечисленные субъекты и социальные институты отвечают за нравственную составляющую правового воспитания несовершеннолетнего и оказывают воздействие на формирование его правового сознания. Так, к примеру, уже в школе и среди родителей и ближайшего окружения несовершеннолетний усваивает первичные социальные нормы (в том числе и правовые), которые ему необходимы в дальнейшем для формирования правового поведения);
- вторичные субъекты, осуществляющие процесс правового воспитания, к которым относятся все правоохранительные органы, особое место среди них отводится учреждениям ювенальной юстиции. В учреждения ювенальной юстиции входят все отделы по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы социальной защиты, уполномоченные по правам ребенка; органы здравоохранения и органы внутренних дел; специализированные органы и учреждения юстиции, образования и культуры; специализированные пенитенциарные учреждения; государственная служба занятости; государственные органы, которые занимаются молодежной политикой; должностные лица прокуратуры, дознания и следствия, специализирующиеся по работе с несовершеннолетними лицами.
Все перечисленные выше вторичные субъекты, осуществляющие процесс правового воспитания, призваны обеспечить правомерное поведение несовершеннолетних посредством использования различных мер, в том числе и государственных мер принуждения.
В статье 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [8] (который на законодательном уровне закрепляет основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними лицами) выделены особенности содержания подростков в Центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП).
Указанные Центры, как отмечается в части 1 статьи 22 Закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ, решают следующие основные задачи:
- во-первых, обеспечивают круглосуточный прием несовершеннолетних правонарушителей и их временное содержание с целью защиты их здоровья и жизни, а также в целях предупреждения совершения подростками повторных правонарушений;
- во-вторых, с доставленными в такие центры подростками проводят индивидуальную профилактическую работу, выявляют среди несовершеннолетних тех лиц, которые являются причастными к совершению общественно опасных деяний и преступлений; устанавливают условия, причины
и обстоятельства, способствующие совершению таких деяний и преступлений; информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие учреждения и органы, заинтересованные в такой информации;
- в-третьих, доставляют несовершеннолетних граждан в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также в пределах предоставленной им компетенции осуществляют иные меры, направленные на устройство подростков, содержащихся в указанных учреждениях [8].
Анализ положений Закона № 120-ФЗ и вышеуказанных задач позволяет сделать вывод о том, что основная цель деятельности ЦВСНП заключается в профилактике безнадзорности и недопущения совершения подростками повторных правонарушений и преступлений, в частности, ранее содержащимися в таких центрах. Однако следует заметить, что в самом Законе и в ведомственных нормативных правовых актах цель ЦВСНП не закреплена, в связи с чем полагаем, что данная цель должна быть официально закреплена и детализирована.
В ЦВСНП могут быть помещены следующие категории несовершеннолетних:
1) направляемые по постановлению судьи или по приговору суда в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
2) несовершеннолетние, которые временно ожидают рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в следующих случаях:
а) в случае необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего;
б) в случае необходимости предупреждения совершения таким несовершеннолетним лицом повторного общественно опасного деяния;
в) в случае отсутствия у него места пребывания или места жительства;
г) в случае злостного уклонения подростка от медицинского освидетельствования либо от явки в суд.
3) несовершеннолетние граждане, которые самовольно ушли из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста наступления уголовной ответственности за это деяние, в случаях, если необходимо предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния или обеспечить защиту жизни или здоровья подростка;
5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
Как отмечает А.Ю. Подколзина, при помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП необходимо исходить из того, что эта мера воздействия на его противоправное поведение направлена на психологическую и социально-педагогическую реаби-
Вестник КГУ ^ № 2. 2019
253
литацию несовершеннолетнего, предупреждение совершения подростком повторных правонарушений, формирование в его сознании законопослушного поведения, разъяснение последствий и особенностей привлечения к административной и уголовной ответственности. Мерой государственного принуждения или одним из видов наказания помещение подростков в такие Центры не является. Вместе с тем, данная профилактическая мера применяется не так часто, что обусловлено, по мнению А.Ю. Подколзиной, отсутствием единого понимания сущностной особенности этого участка профилактической работы, во-первых, судами при вынесении соответствующих постановлений о помещении несовершеннолетних в такие Центры, а, во-вторых, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел [5, с. 145].
К примеру, Л.П. Хашимова придерживается мнения, что Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей многими судами рассматриваются исключительно в качестве учреждения пенитенциарной системы, что фактически не соответствует целям деятельности таких учреждений [11, с. 30]. При этом обязательным содержанием профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в подобных Центрах является приобщение подростков к труду и учебе, ориентированность на устранение противоправной составляющей в поведении, а также развитие у несовершеннолетних новых навыков, умений, интересов, положительных склонностей, хобби и увлечений. Е.Н. Коновалова, начальник ЦВСНП УМВД России по Костромской области, представляющая интересы учреждения в судах, справедливо отмечает, что профилактическая работа ЦВСНП носит лишь временный характер и, как правило, ребенок из ЦВСНП возвращается в привычную среду, которая подталкивает его к продолжению противоправного поведения. Полагаем необходимым расширить задачи ЦВСНП, включив возможность осуществления всей профилактической работы с лицами, побывавшими в ЦВСНП до достижения ими совершеннолетия, в случае если поведение несовершеннолетних будет нестабильным. Полагаем, что определенная работа сотрудниками ЦВСНП должна проводиться и с родителями несовершеннолетних правонарушителей: это позволило бы понять, в какой семейной обстановке живет правонарушитель, выявить причины преступности, найти общий язык подростка с родителями, разъяснить нормы права и морали не только подросткам, но и их родителям и т.д. Разработка дополнительного способа профилактики и предупреждения преступности в значительной степени уменьшила бы её рост.
Представляется, что наиболее пристальное внимание сотрудники ЦВСНП должны уделять
подросткам из неблагополучных семей, в которых родители плохо занимаются воспитанием своих детей и сами ведут антиобщественный образ жизни. Детям из подобных семей может так понравиться в ЦВСНП, что они не захотят возвращаться домой. Вышеописанной категории родителей следует особо подробно разъяснять ответственность за уклонение от воспитания детей и основные обязанности, определенные Семейным кодексом РФ.
Полагается, что по результатам содержания в ЦВСНП несовершеннолетние должны изменить своё отношение к жизни и встать на путь исправления. Во многом данный результат зависит от профессионализма работников ЦВСНП. К сожалению, для подготовки сотрудников должностных категорий не предусмотрен отдельный курс обучения в системе высшего ведомственного образования. Считаем необходимым и целесообразным ввести специальный курс в системе повышения квалификации либо отдельную программу специального профессионального обучения, которые раскрывали бы специфику работников ЦВСНП по содержанию несовершеннолетних и особенностях работы с ними. Для обеспечения данной меры необходимо законодательное регулирование вопроса, в т.ч. путём закрепления обязанности по прохождению отдельного курса обучения в системе высшего ведомственного образования в статье 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [8].
Таким образом, помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП является профилактической мерой и тем самым дает возможность для подростка-правонарушителя, находящегося в конфликте с законом, встать на путь исправления, в полной мере осознав противоправность своего поведения, вернуться к нормальной законопослушной жизни. Расширение задач ЦВСНП, комплексная работа с несовершеннолетними правонарушителями и их родителями, профессиональная подготовка сотрудников ЦВСНП позволить сделать шаг к снижению преступности несовершеннолетних.
Библиографический список
1. Адаева О.В. Особенности правового воспитания несовершеннолетних // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. -№ 7-2. - С. 13-15.
2. Жуков В.И. Концепция ювенального права современной России. - М.: РГСУ, 2015. - 536 с.
3. Краткая характеристика состояния преступности в Костромской области // Официальный сайт Управления УМВД России по Костромской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ШрБ://44. мвд.рф/Бе]а1е1по81/статистика-и-аналитика/состоя-ние-преступности/11ет/15774876 (дата обращения: 20.02.2019).
4. Мухамбеткалиева А.К. Правовое воспитание как средство профилактики правонарушений среди несовершеннолетних // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. - 2015. - № 3. - С. 83-85.
5. Подколзина А.Ю. Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних // Труды Академии управления МВД России. - 2017. -№ 1 (41). - С. 145-148.
6. Приговор Свердловского районного суда города Костромы по делу № 1-31/2019 от 16.01.2019 года // ГАС РФ «Правосудие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bsr.sudrf. ru/ (дата обращения: 28.01.2019).
7. Приговор Свердловского районного суда города Костромы по делу № 1-47/2019 от 17.01.2019 года // ГАС РФ «Правосудие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bsr.sudrf. ru/ (дата обращения: 28.01.2019).
8. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 12.12.2018).
9. Хашимова Л.П. Надзор за исполнением законодательства при помещении несовершеннолетних в центр временного содержания // Законность. - 2013. - № 3. - С. 30-33.
10. Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. -2015. - № 11 (56). - C. 206-208.
References
1. Adaeva O.V Osobennosti pravovogo vospitaniya nesovershennoletnih // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2016. - № 7-2. - S. 13-15.
2. ZHukov V.I. Koncepciya yuvenal'nogo prava sovremennoj Rossii. - M.: RGSU, 2015. - 536 s.
3. Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestupnosti v Kostromskoj oblasti // Oficial'nyj sajt Upravleniya UMVD Rossii po Kostromskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://44. mvd.rf/Dejatelnost/statistika-i-analitika/sostoyanie-prestupnosti/item/15774876 (data obrashcheniya: 20.02.2019).
4. Muhambetkalieva A.K. Pravovoe vospitanie kak sredstvo profilaktiki pravonarushenij sredi nesovershennoletnih // Aktual'nye voprosy bor'by s prestupleniyami. - 2015. - № 3. - S. 83-85.
5. Podkolzina A.YU. Pomeshchenie v centr vremennogo soderzhaniya dlya nesovershennoletnih pravonarushitelej kak mera vozdejstviya na protivopravnoe povedenie nesovershennoletnih // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2017. -№ 1 (41). - S. 145-148.
6. Prigovor Sverdlovskogo rajonnogo suda goroda Kostromy po delu № 1-31/2019 ot 16.01.2019 goda // GAS RF «Pravosudie» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://bsr.sudrf.ru/ (data obrashcheniya: 28.01.2019).
7. Prigovor Sverdlovskogo rajonnogo suda goroda Kostromy po delu № 1-47/2019 ot 17.01.2019 goda // GAS RF «Pravosudie» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://bsr.sudrf.ru/ (data obrashcheniya: 28.01.2019).
8. Federal'nyj zakon «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih» ot 24.06.1999 № 120-FZ [Elektronnyj resurs] // Informacionno-pravovaya sistema «Zakonodatel'stvo Rossii». - Rezhim dostupa: http://pravo.gov.ru/ (data obrashcheniya 12.12.2018).
9. Hashimova L.P. Nadzor za ispolneniem zakonodatel'stva pri pomeshchenii nesovershennoletnih v centr vremennogo soderzhaniya // Zakonnost'. -2013. - № 3. - S. 30-33.
10. Hudojkina T.V. Pravovoe vospitanie kak osnovnoj faktor preduprezhdeniya yuridicheskih konfliktov // Global'nyj nauchnyj potencial. - 2015. -№ 11 (56). - C. 206-208.
Вестник КГУ _J № 2. 2019
255