Научная статья на тему 'О помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в качестве меры пресечения'

О помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в качестве меры пресечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
819
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ / МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ / ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / MINOR / DETENTION / PREVENTIVE MEASURES / CENTER OF TEMPORARY DETENTION OF JUVENILE OFFENDERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курочкин Андрей Дмитриевич

В данной статье впервые анализируется законопроект, находящийся на стадии рассмотрения во втором чтении на момент написания статьи. Высказывается точка зрения о необходимости внесения поправок в данный законопроект. Автор выражает свое отношение к законопроекту, в целом рассматривая его как положительное явление, считает, что внедрение новой меры пресечения поможет решить ряд проблемных вопросов. Автор обосновывает позицию о том, что необходимо исключить возможность заключения под стражу несовершеннолетних за совершение преступления средней тяжести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUTTING A MINOR INTO THE CENTER OF TEMPORARY DETENTION OF JUVENILE OFFENDERS AS A PREVENTIVE MEASURE

In this article, for the first time, a draft law is being analyzed, which is being considered in the second reading at the time of writing the article. A view is expressed on the need to amend this draft law. The author expresses his attitude to the bill, on the whole considering it as a positive phenomenon, believes that the introduction of a new preventive measure will help solve a number of problematic issues. The author justifies the position that it is necessary to exclude the possibility of imprisonment of minors for committing a crime of medium gravity.

Текст научной работы на тему «О помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в качестве меры пресечения»

УДК 343.137.5+343.121.5 ББК Х410.213.81

DOI: 10.14529/law180107

О ПОМЕЩЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В КАЧЕСТВЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ

А. Д. Курочкин

Челябинский государственный университет, г. Челябинск

В данной статье впервые анализируется законопроект, находящийся на стадии рассмотрения во втором чтении на момент написания статьи. Высказывается точка зрения о необходимости внесения поправок в данный законопроект. Автор выражает свое отношение к законопроекту, в целом рассматривая его как положительное явление, считает, что внедрение новой меры пресечения поможет решить ряд проблемных вопросов. Автор обосновывает позицию о том, что необходимо исключить возможность заключения под стражу несовершеннолетних за совершение преступления средней тяжести.

Ключевые слова: несовершеннолетний, заключение под стражу, меры пресечения, центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

На сегодняшний день в Государственной Думе РФ на рассмотрении находится проект Федерального закона № 679268-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел», внесенный 17 декабря 2014 г.

Отношение ученых и практиков к помещению несовершеннолетних правонарушителей в центры временного содержания - противоречивое [1]. Они указывают на ряд проблем, которые существуют и требуют решения в случае принятия законопроекта [2].

Данный законопроект предусматривает возможность применения новой меры пресечения, которая может быть избрана исключительно в отношении несовершеннолетних, -помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - ЦВСНП).

Данную меру пресечения авторы законопроекта предлагают применять только по судебному решению в отношении несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступлений небольшой, средней тяжести, а также тяжких преступлений (за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК РФ). Необходимость принятия судебного решения обусловлена тем, что данная мера пресечения

предусматривает ограничение конституционного права человека на свободу передвижения, как и заключение под стражу и домашний арест.

Срок избрания данной меры пресечения -не более 2 месяцев с возможностью продления в порядке ст. 109 УПК РФ (то есть в порядке, предусмотренном для продления сроков содержания под стражей). Указанная мера пресечения может быть избрана согласно законопроекту в ходе досудебного производства при любой форме предварительного расследования.

По своей сущности, данная мера пресечения наиболее близка к заключению под стражу, однако с более мягким режимом содержания и, кроме того, в ЦВСНП будет проводиться индивидуальная воспитательная профилактическая работа с несовершеннолетними с целью предупреждения преступлений в дальнейшем.

Мы относимся к идее внедрения новой меры пресечения положительно. Принятие законопроекта позволит решить ряд проблем не только правового характера (возникающих как в законодательной, так и правоприменительной практике), о которых речь пойдет далее, но и внесет свой вклад в борьбу с преступностью несовершеннолетних, поскольку взаимодействие с несовершеннолетними в ЦВСНП направлено на предупреждение совершения ими преступлений в дальнейшем.

Курочкин А. Д.

О помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних...

Необходимо заметить, что для реализации данного предложения законопроекта практически подготовлена материально-техническая база, поскольку он не предусматривает создание каких-либо новых учреждений, куда будут помещаться несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые, а предлагает использовать центры при органах внутренних дел. И поскольку такие центры уже существуют в органах внутренних дел, это является положительным моментом при решении вопроса о возможности практической реализации указанного нововведения.

В законодательстве РФ на сегодняшний день не урегулирован порядок рассмотрения в суде вопроса о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП в отсутствие самого несовершеннолетнего в судебном заседании. Возникает вопрос о возможности проведения такого судебного заседания и возможности непосредственного помещения подростка в такой центр. Возможно, для решения этого вопроса необходимо законодательно установить полномочие сотрудника полиции на принудительный привод несовершеннолетнего правонарушителя в суд, поскольку это соответствовало бы принципу непосредственности и уст-ности судебного разбирательства. Явку несовершеннолетних в судебное заседание обеспечивают органы внутренних дел, по инициативе которых рассматриваются материалы. Согласно ст. 424 УПК РФ вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей. О приводе УПК РФ в данном случае не упоминает.

Указанного вопроса касается рассматриваемый нами законопроект. В нем отмечается, что принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде помещения в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в отсутствие несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого допускается только в случае объявления его в розыск с обязательным участием законного представителя в судебном заседании. Таким образом, можно сделать вывод, что обязанность по обеспечению явки возлагается на органы предварительного расследования.

Исходя из изложенного мы считаем, что данный вопрос также необходимо законодательно урегулировать при помещение несо-

вершеннолетнего в ЦВСНП в качестве меры пресечения.

Законопроектом также предлагается установить минимальный возраст несовершеннолетних, с которого возможно их помещение в ЦВСНП (в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Здесь нужно отметить, что минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинскими правилами), понятие «несовершеннолетний» охватывает возрастной диапазон от семи до 18 лет. Законопроектом же, с учетом анализа судебной практики, предлагается установить возможность помещать в ЦВСНП несовершеннолетних, достигших возраста девяти лет.

Еще одним положительным моментом законопроекта является углубление правовой регламентации вопросов применения мер пресечения в отношении несовершеннолетних. Предлагается ст. 423 УПК РФ расширить и указать в ней также обстоятельства, которые необходимо учитывать при избрании меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним: условия проживания и воспитания несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, способность родителей либо иных лиц, на которых может быть возложена обязанность по присмотру, оказывать положительное воздействие на несовершеннолетнего, отсутствие факторов, свидетельствующих о злоупотреблении родителями либо иными лицами, на которых может быть возложена обязанность по присмотру, спиртными напитками или о незаконном потреблении ими наркотических средств или психотропных веществ.

Мы считаем, что нет необходимости в данном случае делать ссылку именно на такую меру пресечения, как присмотр за несовершеннолетним, а распространить действие этой нормы на все случаи применения мер пресечения в отношении несовершеннолетних, к тому же дополнить данный перечень следующими обстоятельствами: возраст несовершеннолетнего; уровень психического, физического, интеллектуального развития, а также иные особенности его личности; интересы самого несовершеннолетнего; причины и условия, способствовавшие совершению

Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2018. Т. 18, № 1, С. 44-48

преступления; наличие соучастников (в том числе взрослых).

При рассмотрении законопроекта в Комитете Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, а также Комитете по охране здоровья и в Правовом управлении ими были даны заключения, в которых указанные органы отметили ряд недостатков законодательной техники и недостаточной проработанности некоторых вопросов (к примеру, вопросов содержания несовершеннолетних в ЦВСНП, то есть режима их пребывания).

Что же касается содержательной части законопроекта, то, по нашему мнению, необоснованным является применение данной меры пресечения при совершении преступления небольшой тяжести, как это планируется предусмотреть в ч. 1 ст. 107.1 УПК РФ, поскольку рассматриваемая мера пресечения предусматривает лишение свободы лица, что является несоразмерным по сравнению с самим совершенным противоправным деянием.

Планируется также внести изменения не только в УПК РФ, но и в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», дополнив его ст. 221, регулирующей вопросы, связанные с правилами внутреннего распорядка ЦВСНП. В частности, п. 10 ч. 2 ст. 22.1 закрепляет, что в правилах внутреннего распорядка необходимо предусмотреть порядок организации воспитательного процесса и обеспечения обучения несовершеннолетних по основными дополнительным образовательным программам (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий). Данное положение отражает в целом суть рассматриваемой нами меры пресечения: лицо, в отношении которого она применена, подвергается определенным лишениям, ограничениям его прав. Но в то же время не останавливается процесс его обучения, поскольку в ЦВСНП планируется при избрании меры пресечения в полной мере реализовать и образовательную функцию. Смысл данной нормы очевиден: не отрывать ребенка от процесса обучения, не ограничивать при проведении предварительного расследования его право на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ.

Помимо этого, в ЦВСНП будет организовываться и проводиться психодиагностиче-

ская и психокоррекционная работа с несовершеннолетними.

Часть 2 ст. 108 УПК РФ устанавливает, что к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

Мы считаем необходимым в связи с принятием обсуждаемого законопроекта отменить возможность применения заключения под стражу в отношении несовершеннолетних за преступления средней тяжести (которое и так применяется лишь в отношении лиц в возрасте от 16 до 18 лет, о чем указывалось выше). Законодатель и судебная практика уже предусматривают исключительность данной меры пресечения, поскольку лишение свободы является наиболее серьезным ограничением прав человека при избрании меры пресечения.

Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» (п. 4) указывается, что в исключительных случаях, как единственно возможное в конкретных условиях с учетом обстоятельств совершенного преступления и данных о личности, заключение под стражу может быть избрано в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого либо обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

На основании изложенного мы полагаем, что более целесообразным будет помещение несовершеннолетнего лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления средней тяжести, в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, рассматривая законопроект как в целом положительное явление, мы считаем, что необходимо сузить сферу его применения, а также несколько изменить в связи с этим нововведением и правовое регулирование применения меры пресечения в виде заключения под стражу несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Курочкин А. Д.

О помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних...

Литература

1. Сергеев, А. Б. Защита прав несовершеннолетнего, осужденного судом Российской Федерации, при решении вопроса его выдачи государству, гражданином которого он является / А. Б. Сергеев // Проблемы права. - 2016. -№ 5 (59). - С. 76-79.

2. Сергеев, А. Б. К вопросу о регламентации деятельности следователя и защитника после принятия в отношении несовершеннолетнего решения о прекращении уголовного преследования по ч. 3 ст. 27 УПК РФ: правовой и криминалистический аспекты /

А. Б. Сергеев // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. - 2016. - № 30. -С.128-131.

3. Чеботарева, И. Ю. Основные направления совершенствования прокурорского надзора над процессуальными решениями субъектов расследования преступлений, совершенных лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности / И. Ю. Чеботарева, А. Б. Сергеев, К. А. Сергеев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия « Право». - 2016. - Т. 1. - № 1. - С. 88-94.

Курочкин Андрей Дмитриевич - аспирант кафедры уголовного процесса и экспертной деятельности, Челябинский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 8 декабря 2017 г.

DOI: 10.14529/law180107

PUTTING A MINOR INTO THE CENTER OF TEMPORARY DETENTION OF JUVENILE OFFENDERS AS A PREVENTIVE MEASURE

A. D. Kurochkin

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation

In this article, for the first time, a draft law is being analyzed, which is being considered in the second reading at the time of writing the article. A view is expressed on the need to amend this draft law. The author expresses his attitude to the bill, on the whole considering it as a positive phenomenon, believes that the introduction of a new preventive measure will help solve a number of problematic issues. The author justifies the position that it is necessary to exclude the possibility of imprisonment of minors for committing a crime of medium gravity.

Keywords: minor, detention, preventive measures, center of temporary detention of juvenile offenders.

References

1. Sergeev A. B. [Protection of minors sentenced by the court of the Russian Federation, when deciding on his extradition to another state]. Problemyprava [Issues of law], 2016, no. 5 (59), pp. 7679. (in Russ.)

2. Sergeev A. B. K voprosu reglamentacii deyatel'nost isledovatelya i zashchitnika posle prinyatiya v otnoshenii nesovershennoletnego resheniya o prekrashchenii ugolovnogo presledovaniya po ch. 3 st. 27 UPK RF: pravovoj i kriminalisticheskij aspekty [The question of regulation of the activities of the investigator and the defender after the decision on termination of criminal proceedings under part 3 of article 189 of the criminal code 27 the code of Criminal procedure: legal and judicial aspects]. Trudy Orenburgskogo instituta (filiala) Moskovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii [Works of Orenburg Institute (branch) Moscow State Law Academy]. 2016, no. 30, pp. 128-131. (in Russ.)

Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2018. Т. 18, № 1, С. 44-48

3. Chebotareva I. YU., Sergeev A. B., Sergeev K. A. [The basic directions of perfection of public Prosecutor supervision over the procedural decisions of the subjects of the investigation of crimes committed by persons under the age of criminal responsibility]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University. Series "Law"]. 2016, no. 1, pp. 88-94. (in Russ.)

Andrei Dmitrievich Kurochkin - post-graduate student of Department of Criminal Procedure Law and Expert Activities, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].

Received 8 December 2017.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Курочкин, А. Д. О помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в качестве меры пресечения / А. Д. Курочкин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». -2018. - Т. 18, № 1. - С. 44-48. Ш1: 10.14529Ла%480107.

Kurochkin A. D. Putting a minor into the center of temporary detention of juvenile offenders as a preventive measure. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2018, vol. 18, no. 1, pp. 44-48. (in Russ.) DOI: 10.14529/law180107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.