М. Ю. СЕМЕНЕЦ,
адъюнкт* кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений (Академия управления МВД России)
M. Yu. SEMENETZ,
Adjunct** at the Department of Management of Public Order Services
of Center for Command Games (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 343.815
Некоторые особенности административно-правового статуса центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и проблемы его реализации
Short-Term Care Centers for Juvenile Delinquents: Administrative and Legal Status, Its Principal Aspects and Ways to Implement It
Данная статья посвящена некоторым особенностям административно-правового статуса центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Рассмотрена структура административно-правового статуса этих центров, осуществлен анализ законодательства и исследовательской практики.
Административно-правовой статус, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, правовое положение, структура, права и обязанности, компетенция, ответственность.
The author offers a structural analysis of the administrative and legal status of the short-term care centers for juvenile delinquents; relevant legal acts are explained and scrutinized and experience of implementing them is reviewed. Proposals are put forward on how to address problems that hamper this implementation.
Short-term care centers for juvenile delinquents, administrative and legal status, structure, rights and obligations.
Административно-правовой статус (далее — АПС) центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее — ЦВСНП, центры) представляет собой сложную правовую конструкцию. С целью объективного и всестороннего раскрытия его содержания следует рассмотреть основные элементы (блоки) АПС. Для этого необходимо обратиться к положениям, выработанным наукой административного права.
Уже несколько десятилетий структура АПС является предметом горячих научных дискуссий. Д. Н. Бахрах отмечает, что АПС государственных органов образуется совокупностью элементов, которые объединяются в отдельные блоки: целевой, структурно-организационный, компетен-ционный [6]. А. Ю. Якимов предложил добавить в указанную схему еще один блок — ответственность [10], который может быть использован при рассмотрении АПС ЦВСНП.
Ранее - старший референт отдела информации и связей с общественностью УМВД России по Рязанской области.
' Formerly - Senior Reference Aide at the Department of Information and Public Relations of the Branch of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Region of Ryazan.
Таким образом, структура АПС ЦВСНП может быть представлена как совокупность следующих элементов (блоков): целевой блок, структурно-организационный блок, компетенционный блок, блок ответственности.
Целевой блок АПС признается определяющим и представляет собой достижение определенной цели, которая дифференцируется на задачах, являющихся средствами ее достижения. Важным элементом целевого блока АПС ЦВСНП выступают функции.
Структурно-организационный блок элементов определяет положение ЦВСНП в системе органов внутренних дел (далее — ОВД), а также в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Указанный блок содержит правовую основу создания, реорганизации, ликвидации ЦВСНП, их подчиненности, организационного построения, установленного порядка финансирования, а также возникновения, изменения и прекращения служебных отношений сотрудников центров. К указанному блоку относятся организационно-штатные особенности ЦВСНП, связанные с деятельностью по осуществлению возложенных на центры задач, установление штатной численности аттестованных сотрудников и работников ЦВСНП с учетом территориальной организации, наполняемости центров и складывающейся криминогенной обстановки.
Компетенционный блок статуса представляет собой совокупность властных полномочий, определенных предметов ведения, которые носят властный характер. Компетенция также может быть представлена как набор полномочий, прав и обязанностей сотрудников ЦВСНП с учетом их должностных регламентов.
Блок ответственности, как отмечает А. П. Шергин, выступает «неотъемлемой частью правового статуса субъекта административной юрисдикции, который несет правовую ответственность в случае нарушения законности, прав личности в процессе осуществления своих функций» [9]. Речь идет о дисциплинарной ответственности. Данный блок является частью АПС ЦВСНП в силу того, что сотрудники центров могут допускать нарушения установленного порядка деятельности и совершать иные противоправные деяния. В подобных случаях к сотрудникам центров может применяться дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.
Для того чтобы исследовать цели и задачи ЦВСНП, следует обратиться к теории управления, согласно которой содержание управления определяется его целями [8].
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здо-
ровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности [2].
Согласно положениям Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон № 120-ФЗ) с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции в рассматриваемой сфере [3]. При этом в законе нормативно закреплены лишь основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с Федеральным законом № 120-ФЗ и приказом МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 [5] основными задачами ЦВСНП являются круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей, проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними и дальнейшее их устройство.
Полагаем, что целями ЦВСНП выступают:
— предупреждение совершения несовершеннолетними повторных правонарушений, которое достигается своевременно принятыми мерами — помещением в ЦВСНП;
— проведение эффективной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, установление причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
— проведение психологической коррекцион-ной работы, направленной на предупреждение дальнейшего отклонения в поведении несовершеннолетних, а также оказание помощи в преодолении возникшего кризиса и самостоятельного изменения своей жизненной позиции;
— защита жизни и здоровья несовершеннолетних;
— доставление несовершеннолетних к месту устройства;
— защита прав, свобод и законных интересов граждан, интересов общества и государства от противоправного поведения несовершеннолетних.
В отличие от целей, основные задачи ЦВСНП получили нормативное закрепление. Так, в Федеральном законе № 120-ФЗ имеется исчерпывающий перечень задач ЦВСНП, аналогичные задачи отражены в приказе МВД России № 839.
Учитывая, что перед ОВД поставлены не только внутрисистемные задачи, но и задачи внешнего функционирования, представляется возможным рассматривать разделение правового положения ЦВСНП на внутреннее (в системе
ОВД) и внешнее (в отношениях с субъектами, которые не входят в систему ОВД). Вместе с тем положение ЦВСНП в системе ОВД предопределяет компетенцию центров и отражается в структурно-организационном блоке элементов АПС.
Система ОВД, осуществляющих управление деятельностью ЦВСНП, включает в себя три уровня: федеральный, региональный, районный. На федеральном уровне задачи центров реализует Управление организации охраны правопорядка в жилом секторе и деятельности по исполнению административного законодательства, образованное ГУОООП МВД России. В данном управлении функционируют отдел организационно-методического обеспечения деятельности подразделений по делам несовершеннолетних и отделение организации деятельности ЦВСНП. На региональном уровне созданы 73 ЦВСНП, осуществляющие свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации, в том числе 9 из них являются транзитными [1]. На районном уровне осуществляют свою деятельность 4 ЦВСНП. В ряде субъектов ЦВСНП отсутствуют.
В штатных расписаниях ЦВСНП предусмотрены следующие должности: начальник центра, его заместители, старшие воспитатели, воспитатели, старшие психологи, психологи, инспекторы, дежурные по режиму, водители, заведующие хозяйством, повара, делопроизводители, дезинфекторы, врачи, медицинские сестры и др. При этом в каждом ЦВСНП структура формируется в зависимости от ряда конкретных условий, среди которых выделяют штатную численность сотрудников и работников ЦВСНП, годовую и среднесуточную наполняемость центра, условия оперативной обстановки в субъекте Российской Федерации и пр.
Немалая часть проблем реализации АПС ЦВСНП связана с компетенцией. Центры являются местами принудительного содержания граждан и в соответствии с возложенными на них функциями исполняют решения
суда, несут ответственность за жизнь и здоровье содержащихся в них несовершеннолетних. Согласимся с мнением А. В. Семенистого и В. О. Тулева о том, что регламентация полномочий сотрудников полиции, осуществляющих деятельность в местах принудительного содержания, требует существенных изменений [7]. Круглосуточный режим работы ЦВСНП предусматривает наличие в здании в ночное время дежурных по режиму, инспекторов и воспитателей для приема и передачи несовершеннолетних, недопущения чрезвычайных происшествий и предупреждения самовольных уходов.
Вместе с тем многие вопросы нормативного закрепления прав и обязанностей ЦВСНП остаются нерешенными. На федеральном уровне не закреплены инструкции действий сотрудников при самовольных уходах и других чрезвычайных обстоятельствах, при организации прогулок, спортивных мероприятий в ЦВСНП и пр. При этом единственное упоминание об ответственности сотрудников ЦВСНП относится к нарушению срока содержания несовершеннолетних в центре.
Сложившаяся ситуация позволяет констатировать, что уже давно назрела необходимость утверждения Правил внутреннего распорядка ЦВСНП и Типового штатного расписания. Расширение перечня категорий несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП [4], также потребует изменения АПС центров. На наш взгляд, сотрудники ЦВСНП должны знать точный порядок действий, начиная от приема документов при поступлении несовершеннолетнего в центр до его устройства.
По нашему мнению, комплексное решение этой проблемы позволит поднять на качественно новый уровень правовое регулирование АПС ЦВСНП и повысить эффективность реализации не только АПС центров, но и иных органов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Список литературы:
1. Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания от 7 октября 2002 года // СЗ РФ. 2006. № 43. Ст. 4418.
2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 13.07.2016) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-
летних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел: проект федерального закона № 679268-6 (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // СПС КонсультантПлюс.
5. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 // Рос. газ. 2012. 17 дек.
6. Бахрах Д. Н. Административное право: учебник. М., 1993.
7. Семенистый А. В., Тулев В. О. О некоторых аспектах совершенствования деятельности изоляторов временного содержания по-
дозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2010. № 4 (16).
8. Туманов Г. А Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1971.
9. Шергин А. П. Проблемы административной юрисдикции: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1957.
10. Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1996.
E-mail: [email protected]
О —
0
1
о —
о ^
о <
о
<
X
>>
S а. Е-
158