Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРИВЛЕЧЕННЫХ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

КОНТРОЛЬ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРИВЛЕЧЕННЫХ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заброда Дмитрий Григорьевич, Осяк Андрей Николаевич

Охрана общественного порядка в сфере проведения публичных мероприятий выступает важным элементом обеспечения национальной безопасности. Осуществление профилактических мероприятий среди несовершеннолетних участковым уполномоченным полиции по вопросам недопущения административных деликтов в сфере организации и проведения массовых мероприятий публичного характера выступает одним из эффективных административных средств обеспечения общественной безопасности, что обуславливает необходимость постоянного совершенствования правовых и организационных основ деятельности участкового уполномоченного полиции. Материалы и методы: исследование базируется на изучении нормативных правовых актов, регулирующих деятельность участкового уполномоченного полиции, данных правоохранительной и судебной практики, отражающих особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности за нарушение порядка проведения публичных мероприятий, а также научные публикации, посвященные отдельным аспектам этой проблемы. Основу методов исследования составляет анализ текстов законодательных и подзаконных актов, анализ и синтез, методы группировки и классификации и др. Результаты исследования: приводят к выводу о необходимости оптимизации целого ряда ведомственных нормативных правовых актов, разработки новых критериев измерения оценки качества деятельности участкового уполномоченного полиции в сфере контроля за несовершеннолетними, привлекаемыми к административной ответственности за нарушение порядка проведения публичных мероприятий, разработки комплекса пропагандистских материалов, выработке новых форм и методик профилактики правонарушений в рассматриваемой сфере. Выводы и заключения: в результате исследования сформулированы предложения по совершенствованию деятельности участкового уполномоченного полиции, направленные на конкретизацию его полномочий в должностном регламенте, оптимизацию взаимодействия с другими субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также повышение качества подготовки сотрудников подразделений полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Заброда Дмитрий Григорьевич, Осяк Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL BY THE POLICE COMMISSIONER OVER THE BEHAVIOR OF MINORS BROUGHT TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATING THE ORDER OF HOLDING PUBLIC EVENTS

Protection of public order in the sphere of public events is an important element of ensuring national security. Implementation of preventive measures among minors by a district police commissioner on the prevention of administrative offences in the field of organization and holding of mass events of public character is one of the effective administrative means of ensuring public safety, which necessitates continuous improvement of the legal and organizational basis for the activities of a district police commissioner. Materials and methods: the study is based on the study of normative legal acts governing the activities of a police commissioner, data from law enforcement and judicial practice, reflecting the specifics of bringing minors to administrative responsibility for violation of the order of holding public events, as well as scientific publications devoted to certain aspects of this problem. Analysis of texts of legislative and subordinate acts, analysis and synthesis, methods of grouping and classification, etc. form the basis of methods of research. Results of the research: lead to the conclusion about the need to optimize a number of departmental normative legal acts, develop new criteria for assessing the quality of activities of a police commissioner in the field of control over minors brought to administrative responsibility for violation of the order of holding public events, develop a set of advocacy materials, develop new forms and methods of prevention of offenses in this area. Conclusions: as a result of the study proposals were formulated to improve the activities of police commissioner, aimed at specifying his powers in the job description, optimization of interaction with other subjects of prevention of juvenile delinquency, as well as improving the quality of training of police units.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРИВЛЕЧЕННЫХ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

5.1.2. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)

Юристъ-Правоведъ. 2023. № 1(104). С. 27-34. Jurist-Pravoved. 2023. № 1(104). Р. 27-34.

Научная статья УДК 342.95

КОНТРОЛЬ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРИВЛЕЧЕННЫХ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Заброда Дмитрий Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, Симферополь, Российская Федерация zabroda_dg@mail.ru

Осяк Андрей Николаевич

Ростовский юридический институт МВД России, Ростов-на-Дону, Российская Федерация aosiak2@ mvd.ru.

Введение: охрана общественного порядка в сфере проведения публичных мероприятий выступает важным элементом обеспечения национальной безопасности. Осуществление профилактических мероприятий среди несовершеннолетних участковым уполномоченным полиции по вопросам недопущения административных деликтов в сфере организации и проведения массовых мероприятий публичного характера выступает одним из эффективных административных средств обеспечения общественной безопасности, что обуславливает необходимость постоянного совершенствования правовых и организационных основ деятельности участкового уполномоченного полиции.

Материалы и методы: исследование базируется на изучении нормативных правовых актов, регулирующих деятельность участкового уполномоченного полиции, данных правоохранительной и судебной практики, отражающих особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности за нарушение порядка проведения публичных мероприятий, а также научные публикации, посвященные отдельным аспектам этой проблемы. Основу методов исследования составляет анализ текстов законодательных и подзаконных актов, анализ и синтез, методы группировки и классификации и др.

Результаты исследования: приводят к выводу о необходимости оптимизации целого ряда ведомственных нормативных правовых актов, разработки новых критериев измерения оценки качества деятельности участкового уполномоченного полиции в сфере контроля за несовершеннолетними, привлекаемыми к административной ответственности за нарушение порядка проведения публичных мероприятий, разработки комплекса пропагандистских материалов, выработке новых форм и методик профилактики правонарушений в рассматриваемой сфере.

Выводы и заключения: в результате исследования сформулированы предложения по совершенствованию деятельности участкового уполномоченного полиции, направленные на конкретизацию его полномочий в должностном регламенте, оптимизацию взаимодействия с другими субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также повышение качества подготовки сотрудников подразделений полиции.

Ключевые слова: административные правонарушения, публичные мероприятия, несовершеннолетние, участковый уполномоченный полиции, контроль.

Для цитирования: Заброда Д. Г., Осяк А. Н. Контроль участкового уполномоченного полиции за поведением несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности за нарушение порядка проведения публичных мероприятий / Д. Г. Заброда, А. Н. Осяк // Юристъ-Правоведъ : науч.-теоре-тич. и информац.-метод. журн. Ростов-на-Дону. 2023. № 1(104). - С. 27-34.

Original paper

CONTROL BY THE POLICE COMMISSIONER OVER THE BEHAVIOR OF MINORS BROUGHT TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATING THE ORDER OF HOLDING PUBLIC EVENTS

Zabroda Dmitry Grigorievich

Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Simferopol, Russian Federation

Osyak Andrey Nikolaevich

Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russian Federation

Introduction: protection of public order in the sphere of public events is an important element of ensuring national security. Implementation of preventive measures among minors by a district police commissioner on the prevention of administrative offences in the field of organization and holding of mass events of public character is one of the effective administrative means of ensuring public safety, which necessitates continuous improvement of the legal and organizational basis for the activities of a district police commissioner.

Materials and methods: the study is based on the study of normative legal acts governing the activities of a police commissioner, data from law enforcement and judicial practice, reflecting the specifics of bringing minors to administrative responsibility for violation of the order of holding public events, as well as scientific publications devoted to certain aspects of this problem. Analysis of texts of legislative and subordinate acts, analysis and synthesis, methods of grouping and classification, etc. form the basis of methods of research.

Results of the research: lead to the conclusion about the need to optimize a number of departmental normative legal acts, develop new criteria for assessing the quality of activities of a police commissioner in the field of control over minors brought to administrative responsibility for violation of the order of holding public events, develop a set of advocacy materials, develop new forms and methods of prevention of offenses in this area.

Conclusions: as a result of the study proposals were formulated to improve the activities of police commissioner, aimed at specifying his powers in the job description, optimization of interaction with other subjects of prevention of juvenile delinquency, as well as improving the quality of training of police units.

Keywords: administrative offences, public events, minors, police commissioner, control.

For citation: Zabroda D. G., Osyak A. N. Kontrol' uchastkovogo upolnomochennogo politsii za pov-edeniyem nesovershennoletnikh, privlechennykh k administrativnoy otvetstvennosti za narusheniye poryadka provedeniya publichnykh [Control by the police commissioner over the behavior of minors brought to administrative responsibility for violating the order of holding public events]. Jurist-Pravoved - Lawyer-Jurist. 2023. № 1(104). P. 27-34.

Современная социально-политическая ситуация в мире и России характеризуется наличием комплекса деструктивных явлений, которые оказывают негативное влияние на формирование личностных установок подрастающего поколения. Возникая на фоне ложного восприятия необходимости вовлечения в акции, направленные на поддержку отдельных граждан, находящихся в оппозиции к официальной власти, стимулируемые представителями социальных групп с низким уровнем гражданской ответственности, подростки обеспечивают массовость протестов, оказывают противодействие представителям правоохранительных органов, нарушают порядок организации, проведения и участия в публичных мероприятиях.

Более того, правомерные действия полиции и сотрудников Федеральной службы войск Национальной гвардии, пресекающие правонарушения несовершеннолетних (например, осуществляющие их доставление и административное задержание), совершаемые ими во время общественно-политических мероприятий, отдельными средствами массовой информации представляются как чрезмерное насилие.

Статистика показывает, что в 2021 г. МВД России отмечалось «существенное» увеличение количества участников крупномасштабных общественно-политических и иных массовых мероприятий, в ходе которых выявлено около 22 тыс. административных правонарушений. Как отмечалось в выступлении Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 17 февраля 2022 года, на фоне повышения публичной активности граждан увеличилось и количество несогласованных акций.

В свою очередь, Генеральная прокуратура России информировала о задержании в ходе массовых акций протеста, которые не были санкционированы, около 1,5 тысяч несовершеннолетних граждан (URL: https://tass.ru/obschestvo (дата обращения: 06.05.2022).

При проведении публичных мероприятий сотрудниками полиции наиболее часто пресекаются административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее КоАП РФ) «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Так, в 2021 г. ими было пресечено 12 298 таких правонарушений (из них: участковыми уполномоченными полиции (УУП) - 6 279; сотрудниками подразделений по исполнению административного законодательства (ИАЗ) - 3 246; подразделений патрульно-постовой службы полиции 1111С (1111С) -1 691; по делам несовершеннолетних ОВД (ПДН ОВД) - 940; дежурных частей ОВД (ДЧ) и подразделений по административному надзору (АДМ. НАДЗ) - по 71).

Согласно отчетам о работе судов общей юрисдикции Российской Федерации по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 2020, 2021 годы, судами Российской Федерации за совершение данного правонарушения привлечены к административной ответственности с назначением административного наказания 15 579 человек (в 2020 г. - 2 442; +13 137 человек) (URL: http://www.cdep.ru (дата обращения: 26.04.2022). Показатели судебной статистики формируются без выделения данных о составах правонарушений, предусмотренных различными частями ст. 20.2 КоАП РФ, а также не отражают результаты рассмотрения дел о правонарушениях данной категории, совершенных несовершеннолетними.

Сложность исследования проблем профилактики противоправных деяний рассматриваемой категории граждан обусловлена также и недостатками их учета, не позволяющими выделять их из общей массы лиц, стоящих на профилактическом учете в ОВД в связи с совершением административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических мероприятий (рассматриваются к контексте Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях»).

Например, по состоянию на 01.01.2021 года на профилактическом учете в службе участковых уполномоченных полиции состояло 5 154 человек, совершивших противоправные деяния данной категории [1].

В то же время несовершеннолетние, совершившие соответствующие административные правонарушения, как самостоятельная единица учета, не выделяются, хотя УУП, в пределах компетенции, «...участвует в предупреждении безнадзорности, беспризорности правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних», а также в осуществлении контроля за подведением «несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних территориального органа (п. 10.1 и п. 36.2 Приказа МВД России от 29.05.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности»). Основанием для проведения профилактической работы является сообщение ПДН ОВД о постановке на учет указанных лиц.

Подобный учет не ведется и в ПДН ОВД, которые учитывают общее число несовершеннолетних правонарушителей, число которых в 2019-2021 гг. уменьшилось на 33 435 человек (2019 г. - 275 651, 2020 г. - 255 758, 2021 г. - 242 216, что следует из данных Росстата по числу состоявших на начало отчетного периода на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и поставленных на учет лиц в отчетном периоде (URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (дата обращения: 06.05.2022).

Исходя из буквального толкования положений нормативных правовых актов, такие несовершеннолетние могут учитываться как лица, совершившие правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности, или совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность (пп. «а», «б», п. 2.1 Приказа МВД России от 15.10.2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»).

Анализ приведенных ранее данных о деятельности подразделений полиции по пресечению административных правонарушений, совершенных при проведении публичных мероприятий, позволяет предположить, что УУП в 2021 г. должны были участвовать в осуществлении контроля за поведением около 900 несовершеннолетних рассматриваемой категории.

Несмотря на незначительное число подучетных несовершеннолетних, увеличение публичных мероприятий, проводимых с нарушением установленного порядка, нормативные правовые акты требуют от УУП и сотрудников ПДН ОВД принятия комплексных профилактических мер общего и индивидуального характера, направленных на устранение факторов, опосредующих формирование у подростков умысла на совершение правонарушений во время собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований.

С целью определения роли УУП в профилактике административных правонарушений рассматриваемой нами категории, считаем целесообразным рассмотреть основные полномочия сотрудников данного подразделения полиции, уточнить характер взаимоотношений между УУП и ПДН ОВД в процессе проведения совместных профилактических мероприятий, а также высказать предложения для совершенствования данного направления работы УУП.

Характеризуя состояние научной разработки темы, можно сделать вывод о наличии значительного числа научных публикаций, в ходе которых рассматриваются вопросы профилактики административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними в целом, и фрагментарном освещении соответствующего направления деятельности УУП в контексте рассматриваемой нами категории правонарушений.

Среди авторов, актуализировавших данную проблематику, выделяются работы А.А. Бе-женцева, С.А. Буткевича, М.В. Бутовой, Е.О. Винниченко, А.В. Гамзиной, А.Г. Гишакова, А.А. Гришаковой, В.В. Денисенко, Т.М. Заниной, Г.Ю. Каримовой, О.В. Катаевой, Е.В. Кашки-ной, В.В. Кирюхина, Ю.Н. Кочерова, Е.А. Кулеш, Е.В. Поликарповой, А.Г. Репьева, К.Д. Рыд-ченка, В.Е. Севрюгина, А.С. Усковой, И.В. Федоровой, А.В. Хандогиной и др.

Анализ положений нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность УУП, показал, что содержание его полномочий в области профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в целом, а также совершивших административные правонарушения при проведении публичных мероприятий в них не конкретизированы.

Так, приказ МВД России от 29.03.2019 г. № 205 устанавливает, что основным способом профилактической деятельности УУП является участие в «...контроле за поведением несовершеннолетних» (п. 36.2). Однако ни в тексте данного нормативного акта, ни других подзаконных актов, регулирующих профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, понятие контроля не раскрывается, что, по нашему мнению, приводит к применению общих методов индивидуального профилактического воздействия к специальному субъекту - несовершеннолетним.

Думается, что подобная ситуация требует уточнения этого термина и определения его соотношения с другими понятиями, отражающими сущность форм профилактического воздействия, перечисленных в ст. 17 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 23.06.2016 № 182-ФЗ).

Не вступая в полемику о сущности контрольно-надзорных правоотношений, с учетом предмета нашей публикации, согласимся с позицией В.П. Беляева, что сущность контроля выражается в том, что «.субъект управления осуществляет учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его требования и предписания» [2, с. 51-60].

В то же время специалисты отмечают и определенное сходство между контролем и надзором, которые характерны и для профилактической деятельности УУП. Например, признание наблюдения как основного способа реализации его полномочий в процессе контроля (надзора) за действиями, поведением подучетных лиц, а также целью такого наблюдения -установление их соответствия требованиям предписаний нормативных или индивидуальных административных актов [3, с. 13-14].

Также следует обратить внимание и на то, законодатель, используя понятие «наблюдение», описывает такие формы профилактического воздействия, как «административный надзор» (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») и «профилактический надзор» (ст. 23 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ).

Однако рассматриваемая нами категория несовершеннолетних не подпадает под положения ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а органы внутренних дел не отнесены к субъектам осуществления профилактического надзора в связи с тем, что такое право им не предоставлено законодательством Российской Федерации (см. ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (далее -ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ).

Ранее нами [4, с. 168-174] и другими авторами [5, с. 147-150] высказывалось предложение о расширении полномочий полиции путем наделения ее правом осуществления профилактического надзора, а также включения его в перечень мер профилактического воздействия, осуществляемых УУП и ПДН ОВД. Считаем, что реализация данного предложения позволит сотрудникам данных подразделений полиции более эффективно реализовывать имеющиеся у них полномочия в области предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних.

Еще одним нерешенным вопросом является отсутствие нормативно-закрепленного перечня мер, составляющих содержание деятельности УУП по контролю за поведением несовершеннолетних рассматриваемой нами подучетной категории. Вместе с тем УУП, участвуя в контрольных мероприятиях, не менее одного раза в квартал посещают несовершеннолетних, о результатах докладывают в установленном порядке начальнику отдела полиции (пп. «б» и «в» п. 36.2 Приказа МВД России от 29.03.2019 № 205).

Содержание такой проверки также требует уточнения, поскольку характер «требований и предписаний», а по сути обязанностей несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел в законодательных актах, не определен.

По нашему мнению, такие требования могут исходить из понимания конституционных положений об обязанности граждан «соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ) и соблюдения запрета «нарушать права и свободы других лиц при осуществлении собственных» (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ) и задач законодательства об административной ответственности (ст. 1.2 КоАП РФ) и целей административного наказаний по предупреждению административных правонарушений (ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ).

Что касается предписаний, то они могут содержаться в официальном предостережении о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, объявленному несовершеннолетнему в установленном порядке (ст. 20 ФЗ от 23.06.2016 № 182-ФЗ; п. 12 ч. 1, ч. 5 ст.13 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ; п. 71.7 Приказа МВД России от 15.10.2013 № 845; Приказ МВД России от 04.03.2020 № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения»).

Как указывалось в Определении Верховного Суда РФ от 18 июня 2014 г. № 82-КГПР14-2, сущность такого предостережения состоит в его понимании как правового средства, носящего превентивный (предупредительный, профилактический) характер, целью которого является предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности.

Например, под «антиобщественными действиями» в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понимаются «...действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц».

В связи с отсутствием в законодательстве юридической ответственности граждан за невыполнение требований указанного выше предостережения, реакция полиции в этом случае проявляется, например, в увеличении числа контрольных посещений несовершеннолетнего, проведении профилактических бесед по месту учебы несовершеннолетнего или в служебном помещении УУП, а не по месту его проживания и др.

Несмотря на отнесение отдельными авторами предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних к факультативным

задачам, которые УУП реализует в ходе несения службы, он используют весь имеющийся у них арсенал средств индивидуального профилактического воздействия на рассматриваемую нами категорию правонарушителей [6, с. 30].

В процессе осуществления информирования граждан, проживающих на обсуживаемом участке, УУП доводит сведения населения о недопустимости совершения административных деликтов, наступления персональной ответственности за совершение каждого административного деликта об общественной опасности участия несовершеннолетних в несанкционированных массовых публичных мероприятиях, а также наказуемости пропаганды участия в них.

Такая информация представляется гражданам: во время посещения УУП граждан по месту жительства, образовательных и других организаций, в которых учатся (работают, проводят досуг) несовершеннолетние; размещении такой информации в местных и региональных средствах массовой информации, в том числе и электронных; в ходе отчета перед населением административного участка при характеристике оперативной обстановки, мер, принимаемых УУП для ее стабилизации, а также доведении рекомендаций по предупреждению правонарушений в целом и данного вида в частности.

Важным элементом индивидуального профилактического воздействия, используемым УУП, является профилактическая беседа, которую он проводит при посещении подучетных. К ее особенностям относят: необходимость проведения с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями), стоящими на учете; потребность учитывать психологию несовершеннолетних для повышения эффективности такого воздействия, целесообразность ее проведения совместно с сотрудниками ПДН ОВД, а в необходимых случаях с привлечением педагогов, психологов, представителей общественности, а также лиц, способных оказать влияние на подростка.

В рамках проведения профилактических бесед УУП доступно излагает гражданам, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики, апеллируя к их нравственности, гражданскому долгу, ответственности, возможные негативные последствия антиобщественного поведения, а также правовые последствия в случае продолжения ими антиобщественной деятельности.

Например, УУП обращает внимание несовершеннолетнего на содержание диспозиции норм ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающих квалифицированные формы совершения данного правонарушения, их связь с нормами, предусматривающими уголовную ответственность (ч. 3,4,6); видах административных наказаний, назначаемых несовершеннолетнему и порядке их исполнения (например, значительных суммах административного штрафа, которые, при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего, взыскивается с его родителей или иных законных представителей, сроках обязательных работ и необходимости их отбывания в свободное от основной работы или учебы время); длящихся последствиях для лица, привлеченного к административной ответственности (их влияние на оценку по-вторности и неоднократности противоправной деятельности, невозможности принятия на работу (службу) некоторые государственные органы (например, на службу в ОВД если он «неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения)); видах и характере административного принуждения, применяемого к профилактируемым, в том числе и возможности продления срока проведения индивидуальной профилактики и др.

Информация о проводимой профилактической работе вносится УУП в учетно-профи-лактические карточки несовершеннолетних не реже одного раза в квартал (п. 59 Приказа МВД России от 15.10.2013 № 845).

В процессе взаимодействия с сотрудниками других подразделений полиции, в первую очередь ПДН ОВД, УУП, кроме регулярного обмена информацией, принимает участие в проведении оперативно-профилактических мероприятий (далее - ОМП). Например, 2021 г. в Республике Крым проведено 3 051 рейдовых, из которых 424 межведомственных мероприятия. К специальным профилактическим мероприятиям, которые проводятся в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения при проведении публичных акций, относятся такие, как «Подучетник» и «Твой выбор» [7, с. 49-51].

Так, основной задачей ОМП «Подучетник» являются предупреждения и пресечения совершения повторных правонарушений и преступлений лицами, состоящими на профилактических

учетах в территориальных органах МВД России. С целью концентрации усилий сотрудников полиции, а также представителей других субъектов системы профилактики правонарушений, создаются совместные мобильные группы для проверки по месту жительства и работы подучетных лиц, а также осуществляется перекрестная проверка по информационным поисковым системам на предмет своевременного выявления с их стороны правонарушений и повторных преступлений (Оперативно-профилактическое мероприятие «Подучетник» (URL: http://in-schelkovo.ru/novosti/bezopasnost/operativno-profilakticheskoe-meropriyatie-poduchetnik) (дата обращения: 06.05.2022).

Целью ОПМ «Твой выбор» является нейтрализация попыток вовлечения несовершеннолетних в деструктивную деятельность, в незаконные массовые акции, противодействия проникновению в подростковую среду информации, пропагандирующей насилие в образовательных учреждениях (Оперативно-профилактическое мероприятие «Твой выбор» (URL: ht-tps://tisul.ru/novosti/operativno-profilakticheskoe-meropriyatie-tvoj-vybor/) (дата обращения: 06.05.2022); Оперативно-профилактическое мероприятие «Твой выбор» (URL: https://vnuko-vo-gazeta.ru/operativno-profilakticheskoe-meroprijatie-tvoj-vybor-7/) (дата обращения: 06.05.2022).

В ходе ОМП проведения УУП: посещают по месту жительства несовершеннолетних, стоящих на профилактическом учете в ПДН ОВД, а также места массового пребывания подростков, проводят профилактические и разъяснительные беседы, получают оперативно-значимую информацию от доверенных лиц, участвуют в правовом информировании в образовательных организациях, работников мест досуга и отдыха о действиях при выявлении групп молодежи антиобщественной направленности, мониторинге сети Интернет с целью выявления контента, содержащего информацию о вовлечении несовершеннолетних в незаконную протестную деятельность, склоняющих их к совершению правонарушений при проведении публичных мероприятий и др.

Кроме этого проводится работа по привлечению подучетных несовершеннолетних к участию в акциях, мероприятиях и движениях патриотической направленности, занятиях спортом и другими формами организованного позитивного досуга и др. (Полицейские информируют о проведении оперативно - профилактического мероприятия «Твой выбор» (URL: http://adm-lysva.ru/about/info/news/35381/) (дата обращения: 06.05.2022).

Таким образом, УУП является одним из основных участников профилактики административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических мероприятий, совершенных несовершеннолетними. Его роль обусловлена наличием обязанностей по непосредственному осуществлению индивидуального профилактического воздействия на совершеннолетних лиц, совершивших такие правонарушения, а также активному участию в контроле за поведением несовершеннолетних, пребывающих на учете в ПДН ОВД, и мероприятиях по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

Для совершенствования данного направления деятельности УУП предлагается: закрепить в должностных регламентах (должностных инструкциях) УУП (старших УУП) полномочия по осуществлению профилактической работы с несовершеннолетними, а также организации взаимодействия с другими подразделениями полиции и субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних (для старших УУП); типологизировать планы проведения ОМП «Подучетник», «Твой выбор», определив общие и индивидуальные задачи для УУП и сотрудников ПДН ОВД, критерии оценивания результативности его проведения и формы представления отчетных материалов; разработать наглядные материалы (листовки, памятки), содержащие информацию правового и профилактического характера, направленную на предупреждение правонарушений, совершенных несовершеннолетними при проведении публичных мероприятий; в процессе подготовки специалистов в образовательных организациях системы МВД России, профессиональной подготовки действующих УУП обращать внимание на формирование навыков общения с несовершеннолетними различных возрастов, оказания воздействия на их поведение с использованием психологических и педагогических методик; подготовить (с привлечением сотрудников образовательных и научных организаций МВД России) комплекты лекций и учебных пособий для проведения правового информирования среди несовершеннолетних в школах, учреждениях профессионального и высшего образования, в трудовых коллективах и др.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Государственный информационно-аналитический центр МВД России (ГИАЦ МВД России): Форма 577 раздел 1 за январь-декабрь 2021 г. подразделение: Всего по России. М., 2022.

2. Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государствке. М., 2005.

3. Зырянов С.М. Административный надзор органов исполнительной власти: автореф. дис... док-ра юрид. наук. М., 2010.

4. Заброда Д.Г. Характеристика основных форм профилактического воздействия участкового уполномоченного полиции в отношении лиц, допускающих насилие в семейно-быто-вой сфере // Юристъ-Правоведъ. 2021. № 2(97).

5. Малахова Н.В., Поликарпова Е.В. Профилактический надзор в деятельности участкового уполномоченного полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 5.

6. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции: учебно-методическое пособие. Барнаул, 2021.

7. Доклад о результатах деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Крым за 2021 год. Симферополь, 2022.

REFERENCES

1. State Information and Analytical Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Main Informational and Analytical Center of Russia): Form 577 section 1 for January-December 2021 unit: Total for Russia. Мoscow, 2022.

2. Belyaev V.P. Control and Supervision in the Russian State. Мoscow, 2005.

3. Zyryanov S.M. Administrative supervision of executive authorities: autoref. diss. D. in Law. Мos-cow, 2010.

4. Zabroda D.G. Characteristics of the main forms of preventive impact of the district police commissioner with respect to persons committing violence in the family and domestic sphere // Jurist-Lawyer. 2021. № 2(97).

5. Malakhova N.V., Polikarpova E.V. Preventive supervision in the activities of the police commissioner // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. №2 5.

6. Organization of the activities of a divisional police commissioner: educational and methodological manual. Barnaul, 2021.

7. Report on the results of the activities of the Commissioner for Children's Rights in the Republic of Crimea for 2021. Simferopol, 2022.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Заброда Дмитрий Григорьевич, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административного права и административной деятельности. Крымский филиал Краснодарского университета МВД России. 295053, Российская Федерация, г. Симферополь, ул. Академика Стевена Х.Х., 14. ORCID: 0000-0002-4043-7851

Осяк Андрей Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного права. Ростовский юридический институт МВД России. 344015, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83. ORCID: 0000-001-8346-5986

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Zabroda Dmitry Grigorievich, PhD in Law, Associate Professor, Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activities. Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 295053, Russian Federation, Simferopol, 14, Academician Steven Kh. Kh. St.

Osyak Andrey Nikolaevich, PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative Law. Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 3443015, Russian Federation, Rostov-on-Don, 83, Eremenko St.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.