УДК 342.922 ББК 67.4
DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-203-206 © А.А. Вихляев, И.В. Федорова, И.И. Шатковская, 2021
Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Александр Александрович Вихляев,
преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);
Инна Викторовна Федорова, доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);
Ирина Игоревна Шатковская, курсант 271 взвода 4 «У» курса факультета подготовки сотрудников полиции подразделений по охране общественного порядка Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: office@unity-dana.ru
Аннотация. Проведен анализ деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Даны рекомендации по совершенствованию правового статуса и организации деятельности участковых уполномоченных полиции на современном этапе с учетом изменений в действующие ведомственные нормативно-правовые акты. Представлено видение развития правомочий участковых уполномоченных полиции в контексте федерального законодательства в области профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Ключевые слова: административно-юрисдикционная деятельность, несовершеннолетние, безнадзорность, правонарушение, участковый уполномоченный полиции, критериальный показатель профессиональной деятельности.
TOPICAL ISSUES OF IMPROVING THE ACTIVITIES OF THE DIVISIONS OF THE DISTRICT POLICE COMMISSIONERS FOR THE PREVENTION OF OFFENSES AND NEGLECT AMONG MINORS
Alexander A. Vikhlyaev,
Lecturer of the Department of Internal Affairs Administration Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Inna V. Fedorova,
Associate Professor of the Department of Internal Affairs Administration, Candidate of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Irina I. Shatkovskaya,
Cadet 271 of course 4 «U» platoon Police Training Faculties on Public Order Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article analyses the activities of the units of the district police commissioners in the field of prevention of neglect and juvenile delinquency. Recommendations have been made to improve the legal status and organization of the activities of district police commissioners at the current stage, taking into account changes in the existing departmental normative and legal acts. A vision of the development of the powers of district police commissioners in the context of federal legislation in the field of prevention of juvenile delinquency is presented.
Keywords: administrative and jurisdictional activity, minors, neglect, offence, district commissioner of police, criterion indicator of professional activity.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Вихляев А.А., Федорова И.В., Шатковская И.И. Актуальные вопросы совершенствования деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):203-6.
В настоящее время в России происходит модернизация действующего административного законодательства: от сферы государственного управления до административно-юрисдикционной деятельности. В
связи с этим определенного внимания заслуживают вопросы, затрагивающие институты юридической ответственности и профилактики девиантного и де-линквентного поведения несовершеннолетних.
Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, безусловно, относятся к числу наиболее важных проблем, вызывающих особую озабоченность общества и государства.
Своевременно принятые меры, направленные на предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних, показали свою значимость.
За последние 3 года отмечается значительный спад преступлений, совершенных несовершеннолетними (или в соучастии с ними).
Согласно данным правовой статистики, представленным официальным сайтом Генеральной прокуратуры Российской Федерации1, в 2017 году было выявлено 42 504 преступления, совершенных несовершеннолетними, что составляло 7,5% от общего количества совершенных преступлений по России, основная доля которых приходилась на подростков в возрасте 16-17 лет - 25 103, для несовершеннолетних 14-15 лет показатели составили 13 233 преступления.
В 2018 году количество совершенных несовершеннолетними преступлений уже составляло 40 860 (7,5%). Возрастные показатели преступности также заметно сократились - среди несовершеннолетних, достигших возраста 14-15 лет они составили 13 169, а в возрастной группе 16-17 лет -23 580 преступлений.
В 2019 году уровень преступности среди несовершеннолетних продолжил свое снижение и составил 37 953 преступления (7,3%). Количество преступлений, совершенных подростками в возрасте 14-15 лет, сократилось до 12 215, а 16-17 лет -упало до 21 892.
Общее снижение показателей криминологической статистики наблюдается и в 2020 году. Так, за 11 месяцев 2020 года данный показатель составил 29 763 факта совершения противоправных действий несовершеннолетними (-11,3% к показателям аналогичного периода 2019 года).
При этом, несовершеннолетними, в основном, совершаются общественно противоправные действия, посягающие на общественный порядок (хулиганство, вандализм, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, побои), а также пре-
1 Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации (вкладка «Правовая статистика»). [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 15.12.2020).
204_ - Вестник экономич
ступления против собственности (кража, грабеж), однако, наиболее распространенными среди несовершеннолетних до сих пор остаются административные деликты в сфере безопасности дорожного движения, связанные с употреблением алкоголя, наркотических средств, мелким хулиганством, повреждением или мелким хищением чужого имущества.
Одним из основных субъектов административной юрисдикции и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних выступают органы внутренних дел.
Профилактикой правонарушений несовершеннолетних, прежде всего, занимаются сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних. Приказом МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» определены задачи, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, среди которых:
- предупреждение среди несовершеннолетних безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;
- выявление и исключение условий, которые способствуют безнадзорности, беспризорности и антиобщественным действиям со стороны последних;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая работа и непосредственно реабилитация несовершеннолетних лиц, которые находятся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение как возможности, так и случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.
Объектами подобной профилактики выступают не только несовершеннолетние, но и их родители и (или) законные представители.
Немаловажная роль в осуществлении профилактики девиантного поведения несовершеннолетних отводится и подразделениям участковых уполномоченных полиции.
Наибольший профилактический эффект достигается совместной деятельностью указанных подразделений полиции в процессе осуществления индивидуальной профилактики несовершеннолетних.
жой безопасности - № 1 / 2021
В содержание профилактики входит совместное посещение несовершеннолетних по месту жительства и учебы, принятия к ним широкого арсенала форм профилактического воздействия, включающих правовое информирование, профилактические беседы и профилактический учет.
Для надлежащего осуществления комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних участковым уполномоченным полиции совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних на закрепленной территории целесообразно обращать внимание на ряд немаловажных сегментов, характеризующих степень криминогенности населения, не достигшего возраста совершеннолетия:
1) анализ уровня уличной преступности.
В осуществляемый анализ входит:
- определение наиболее криминогенных районов обслуживаемой органом внутренних дел территории;
- характер и степень общественной опасности преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
- фактическая приближенность криминогенно-активных участков к жилому сектору, образовательным учреждениям, местам с массовым пребыванием граждан и местам скопления молодежи;
2) непосредственный систематический контроль за лицами, допускающими нарушения в се-мейно-бытовой сфере, на иждивении которых имеются несовершеннолетние.
Следует отметить, что участковый уполномоченный полиции должен посещать указанных лиц не реже одного раза в квартал.
Своевременное выявление противоправных деяний лиц, допускающих правонарушения в семейно-бытовой сфере, и их постановка на профилактический учет позволяют своевременно предупреждать общественно-опасные действия против семьи (включая такие превентивные составы, как побои, истязания, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, угрозу убийством и причинения тяжких телесных повреждений) и целый ряд административных правонарушений, свойственных жилому сектору (мелкое хулиганство, побои, неисполнение родителями возложенных обязанностей по воспитанию детей).
Предупредительно-разъяснительная работа с такими лицами должна осуществляться регулярно. Немаловажным аспектом здесь также является вза-
имодействие, осуществляемое между участковым уполномоченным полиции, инспектором по делам несовершеннолетних, иными субъектами профилактики, а также представителями общественности, гражданами (соседями, старшими по домам, подъездам, представителями управляющих компаний, уборщиками, дворниками и др.);
3) непосредственное взаимодействие с образовательными, культурными и спортивными организациями в целях своевременного выявления несовершеннолетних с отклонениями в развитии, имеющих низкий уровень социальной адаптации, или в силу возрастных, социальных и наследственных критериев, предрасположенных к девиантному или делинквентному поведению;
4) проведение мероприятий общей профилактики среди населения;
5) индивидуально-профилактические мероприятия с несовершеннолетними правонарушителями и подростками, склонными к бродяжничеству;
6) участие в культурно-просветительских мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни и недопущения правонарушений молодежью.
Участковый уполномоченный полиции, без преувеличения, исполняет очень важную функцию в предупреждении возможного противоправного поведения несовершеннолетних и их родителей (законных представителей).
При этом, следует учитывать, что ведомственными нормативно-правовыми актами [2] подобный вид профилактики предусмотрен в полном объеме, когда как участковый уполномоченный полиции в качестве индивидуального субъекта профилактики в федеральном законодательстве [1] попросту отсутствует.
Указанные обстоятельства приводят к тому, что весь объем работы участкового уполномоченного полиции, правоустанавливается лишь ведомственными нормативно-правовыми актами, когда как федеральным законодательством остается фактически неучтенным, приравнивая контрольные функции участкового уполномоченного полиции к профилактике, осуществляемой «остальными органами внутренних дел», и лишая его тем самым полномочий полноправного субъекта профилактики наравне с инспектором по делам несовершеннолетних.
Участковый уполномоченный полиции, исполняя обязанности на своем административном участке, в
процессе осуществления индивидуально-профилактических мероприятий с лицами, нуждающимся в повышенном превентивном внимании, и профилактического обхода административного участка, способен более своевременно выявлять любые отклонения в поведении несовершеннолетних и членов их семей, и, соответственно, незамедлительно на них реагировать. Участковый уполномоченный полиции непосредственно взаимодействует с населением, осуществляет профилактику на закрепленном за ним административном участке в ежедневном режиме.
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, несмотря на специализированный вид учета, осуществляемого в отношении них (и) или их родителей (или законных представителей) участковым уполномоченным полиции, не относится к задачам, стоящим перед ним, являясь лишь, по сути, дополнительным мероприятием в его оперативно-служебной деятельности на административном участке.
Как результат - указанная деятельность не подлежит рассмотрению в качестве соответствующей нагрузки на участкового уполномоченного полиции и в полной мере не расценивается в качестве критериального показателя его профессиональной деятельности, что по существу является несправедливым.
Таким образом, в рамках оценки деятельности участкового уполномоченного полиции по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, учитывается лишь количество указанных лиц, состоящих на его учете, когда как фактический комплекс мероприятий, осуществляемых ими, имеет крайне важное значение для контроля за оперативной обстановкой на административном участке.
В оценку деятельности участкового уполномоченного полиции включается индивидуально-профилактическая работа, осуществляемая последним только с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, при этом, в качестве отдельного критерия, правонарушения, совершенные в отношении несовершеннолетних, приведших к их безнадзорности, не категоризируются.
Таким образом, мы полагаем, данные статистики органов внутренних дел в области безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, не отражают реального положения вещей. Более точная
статистика, требуемая для анализа состояния правонарушений среди несовершеннолетних, семейно-бы-тового насилия, действий, приведших к безнадзорности подростков, невозможна без непосредственного участия в ее формировании со стороны подразделений участковых уполномоченных полиции.
Выход из возникшего правового разногласия видится в необходимости модернизации законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов, охватывающего сферу профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, и соответствующем внесении участкового уполномоченного полиции в список полноправных субъектов, осуществляющих профилактику девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних.
Литература
1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». СПС Гарант URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 15.12.2020).
2. Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» с приложениями. СПС Гарант URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/72288134/paragraph/1/highlight/приказ%20 205%20мвд:1 (дата обращения: 15.12.2020).
3. Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). СПС Гарант URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70585810/ (дата обращения: 15.12.2020).
4. Вихляев А.А. «О некоторых проблемах, возникающих при выявлении и пресечении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними» // Актуальные вопросы административной деятельности полиции. Сборник научных трудов. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. М., 2019. С. 30-36.
5. Федорова И.В. «Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с институтами гражданского общества» // В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в современном социокультурном пространстве. М., 2019. С. 210-214.
206
Вестник экономической безопасности
№ 1 /2021