Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4911
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ОПЕРАТИВНЫЙ СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DISTRICT AUTHORIZED POLICE OFFICER / OPERATIONAL POLICE OFFICER / ADMINISTRATIVE AND LEGAL ACTIVITIES / OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов А.В., Хазов Е.Н., Озеров К.И.

В статье рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия участковых уполномоченных полиции и подразделений уголовного розыска по реализации задач по защите личности, общества и государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на обслуживаемой территории. Авторы отмечают, что система правового регулирования оперативно-розыскной деятельности имеет в том числе и административно-правовой характер, а на участковых уполномоченных полиции возлагается принятие оперативно-розыскных мер по обнаружению преступлений и лиц, их совершивших. Особое внимание авторами уделено пограничным проблемам административной оперативно-проверочной работы, основанной как на зональном, так и на линейном принципах. В рамках проведения основных оперативно-розыскных мероприятий указаны направления повышения их эффективности посредством оптимального использования сил, средств и методов органов внутренних дел, функционирующих на обслуживаемой территории, а также необходимость конкретизации нормативной правовой регламентации оперативно-розыскной деятельности участковых уполномоченных полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богданов А.В., Хазов Е.Н., Озеров К.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF DISTRICT POLICE OFFICERS AND CRIMINAL INVESTIGATION UNITS FOR THE PREVENTION, DETECTION AND DISCLOSURE OF CRIMES

The article deals with some aspects of interaction between district police commissioners and criminal investigation units in the implementation of tasks to protect individuals, society and the state from illegal encroachments, prevent and suppress crimes and administrative offenses in the territory served. The authors note that the system of legal regulation of operational search activities is also of an administrative and legal nature, and the district police commissioners are charged with taking operational search measures to detect crimes and persons who committed them. The authors pay special attention to the border problems of administrative operational verification work based on both zonal and linear principles. As part of the main operational search activities, the directions for improving their effectiveness through the optimal use of the forces, means and methods of the internal Affairs bodies operating in the served territory are indicated, as well as the need to specify the regulatory legal regulation of the operational search activities of precinct police commissioners.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

взаимодеиствие участковых уполномоченных полиции и подразделений уголовного розыска по предупреждению, выявлению и раскрытию

преступлений

interaction of district police officers and criminal investigation units for the prevention, detection and disclosure of crimes

УДК 343.8

А.В. БОГДАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Россия, Москва)

ANATOLIY V. BOGDANOV,

Candidate of Law, Associate Professor (Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Moscow, Russia)

Е.Н. ХАЗОВ,

доктор юридических наук, профессор (ФКУ НИИ ФСИН России, Россия, Москва) evg.hazow@yandex.ru

EVGENIY N. KHAZOV,

Doctor of Law, Professor (Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia)

К.И. ОЗЕРОВ

(Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Россия, Москва) ozerov.kir@yandex.ru

KIRILL I. OZEROV

(Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Moscow, Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия участковых уполномоченных полиции и подразделений уголовного розыска по реализации задач по защите личности, общества и государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на обслуживаемой территории. Авторы отмечают, что система правового регулирования оперативно-розыскной деятельности имеет в том числе и административно-правовой характер, а на участковых уполномоченных полиции возлагается принятие оперативно-розыскных мер по обнаружению преступлений и лиц, их совершивших. Особое внимание авторами уделено пограничным проблемам административной оперативно-проверочной работы, основанной как на зональном, так и на линейном принципах. В рамках проведения основных оперативно-розыскных мероприятий указаны направления повышения их эффективности посредством оптимального использования сил, средств и методов органов внутренних дел, функционирующих на обслуживаемой территории, а также необходимость конкретизации нормативной правовой регламентации оперативно-розыскной деятельности участковых уполномоченных полиции.

Ключевые слова: участковый уполномоченный сотрудник полиции, оперативный сотрудник полиции, административно-правовая деятельность, оперативно-розыскная деятельность.

Для цитирования: Богданов А.В., Хазов Е.Н., Озеров К.И. Взаимодействие участковых уполномоченных полиции и подразделений уголовного розыска по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 4. С. 35-41.

Abstract: the article deals with some aspects of interaction between district police commissioners and criminal investigation units in the implementation of tasks to protect individuals, society and the state from illegal encroachments, prevent and suppress crimes and administrative offenses in the territory

served. The authors note that the system of legal regulation of operational search activities is also of an administrative and legal nature, and the district police commissioners are charged with taking operational search measures to detect crimes and persons who committed them. The authors pay special attention to the border problems of administrative operational verification work based on both zonal and linear principles. As part of the main operational search activities, the directions for improving their effectiveness through the optimal use of the forces, means and methods of the internal Affairs bodies operating in the served territory are indicated, as well as the need to specify the regulatory legal regulation of the operational search activities of precinct police commissioners.

Keywords: district authorized police officer, operational police officer, administrative and legal activities, operational search activities.

For citation: Bogdanov A.V., Khazov E.N., Ozerov K.I. Interaction of district police officers and criminal investigation units for the prevention, detection and disclosure of crimes // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 4. P. 35-41.

Участковый уполномоченный полиции является представителем государственной власти на закрепленной территории, что во многом предопределяет универсальный характер его деятельности, требует высокого профессионализма, знания оперативной обстановки на обслуживаемой территории, умения использовать психолого-педагогические навыки в своей работе, применения всего арсенала оперативно-розыскных средств и методов.

Подразделения участковых уполномоченных полиции и подразделения уголовного розыска - ключевые субъекты по борьбе с преступлениями и правонарушениями, и четкая организация их взаимодействия является одним из важнейших аспектов этого противостояния. Деятельность участкового уполномоченного полиции осуществляется в трех основных направлениях: административном, оперативно-розыскном и уголовно-процессуальном [1].

В каждом из этих направлений могут решаться задачи, направленные на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В современных условиях традиционные направления борьбы с преступностью порой теряют свою эффективность, при этом возрастает роль оперативно-розыскной деятельности. Поэтому все правовое содержание оперативно-розыскной деятельности1 пронизано правовыми нормами КоАП РФ2, УК РФ3 и УПК

1 Далее - ОРД.

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996

№ 63-Ф3 (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства

Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

РФ4, служит целям административно-правового, уголовно-правового и уголовно-процессуального воздействия [2].

Именно административное право определяет систему и государственно-правовой статус органов, осуществляющих ОРД, основанные на Конституции Российской Федерации, положениях Федерального закона «О полиции», их задачи и обязанности, вытекающие из этого полномочия, другие вопросы, регламентируемые конституционным [3] и административным правом [4].

Сама система нормативного правового регулирования оперативно-розыскной деятельности частично носит административно-правовой характер и реализуется путем издания органами, осуществляющими эту деятельность, в пределах своей компетенции нормативных актов (приказов, инструкций, распоряжений, наставлений и пр.), регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий5 деятельности.

С проведением ОРМ по изучению личности граждан связана выдача разрешения на занятие частной детективной и охранной деятельностью, допуск граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, или работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность [5].

Теория оперативно-розыскной деятельности и наука административного права изучают эти и многие другие пограничные проблемы административной оперативно-проверочной работы, чем и предопределяется их тесное взаимодействие [6]. Организация деятельности оперативных подразделений и подразделений участко-

4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

5 Далее - ОРМ.

вых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на районном уровне основана на зональном принципе, который проявляется в закреплении оперативных сотрудников и участковых уполномоченных полиции за определенной территорией оперативного обслуживания и во взаимодействии в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений [7].

Оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел осуществляют подразделения полиции. В ст. 2 Федерального закона «О полиции» определены основные направления деятельности полиции, которые напрямую связаны с осуществлением оперативно-розыскной деятельности. Для реализации этих направлений деятельности Федеральный закон «О полиции» в п. 10 ст. 13 наделяет полицию правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Важным элементом оперативного обслуживания является решение задачи по оптимальному использованию всех сил, средств и методов органов внутренних дел6, которые функционируют на обслуживаемой территории [8].

В первую очередь необходимо рассмотреть взаимодействие оперативных сотрудников с участковым уполномоченным полиции, основное содержание работы которого заключается в общении с населением. Участковый уполномоченный полиции является представителем всей полиции на закрепленной территории, что во многом предопределяет универсальный характер его деятельности, требует высокого профессионализма, знания оперативно-розыскной деятельности, оперативной обстановки на обслуживаемой территории. У каждого участкового уполномоченного полиции своя специфика района обслуживания и ее характерные особенности [9].

Изучая криминогенную обстановку на обслуживаемой территории, оперативный сотрудник знакомится с паспортом административного участка, обслуживаемого участковым уполномоченным полиции, систематически беседует с участковым уполномоченным полиции о состоянии общественного порядка, негативных явлениях, происходящих на обслуживаемой территории [10]. Встречаясь с проживающими и работающими на административном участке гражданами, опираясь при этом на помощь доверенных лиц (доверительные отношения) и представителей общественности, участковый уполномоченный полиции может получить немало информации и о фактах сбыта похищенного, и об угнанных автомобилях, и о появлении

6 Далее - ОВД.

подозрительных лиц, и о незаконно проживающих мигрантах [11], и о разного рода подготовительных к преступлению действиях, и др.

Однако необходимо, чтобы любая подобная информация незамедлительно проверялась и реализовывалась участковым уполномоченным полиции совместно с сотрудниками уголовного розыска [12].

Участковый уполномоченный полиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»7, другими федеральными законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными правовыми актами, регламентирующими деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации [13] в данной сфере.

Эти полномочия определяются соответствующими нормативными правовыми актами, закрепляющими функции любого государственного органа или подразделения. В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»8 следует предположить, что субъектами оперативно-розыскной деятельности могут являться и участковые уполномоченные полиции. Субъектами, частично осуществляющими ОРД, выступают участковые. В соответствии с предписаниями ст.ст. 40, 157, 163, 164 УПК РФ на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных (и иных предусмотренных УПК РФ) [14] мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших [15].

Регулярная отработка жилого сектора позволяет выявлять все сдаваемые в наем квартиры, в том числе сдаваемые в поднаем без соответствующего оформления в налоговых органах, и не допустить нарушений в сфере миграционного законодательства. При совершении преступления участковый уполномоченный полиции должен незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы

7 Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

8 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.

безопасности граждан и общественной безопасности, документировать в пределах компетенции обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия (преступления), обеспечивать сохранность следов административного правонарушения, происшествия, а до прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы обеспечить сохранность следов преступления.

Исходя из общих задач оперативно-розыскной деятельности и основных направлений деятельности полиции, перед участковыми уполномоченными как субъектами ОРД стоят следующие задачи: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств [17]; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; розыск лиц; выявление и раскрытие преступлений; участие в пределах компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму; осуществление контроля (административный надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом запретов и ограничений9; изъятие у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки; выявление притонов для занятий проституцией, незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, установление их организаторов либо содержателей личным сыском, через внештатных сотрудников, доверенных лиц (на основе доверительных отношений); выявление лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, информирование о них оперативных подразделений полиции; предупреждение и раскрытие преступлений непосредственно на закрепленном участке; содействие сотрудникам уголовного розыска в проведении оперативно-розыскных мероприятий в порядке, установленном правовыми актами МВД России; установление доверительных отношений с гражданами в целях получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию преступлений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести.

Также на участковом пункте полиции должны находиться списки похищенных вещей, предметов, автомототранспорта, а также лиц, находящихся в розыске.

9 Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 15. Ст. 2037.

Выполнение участковым уполномоченным полиции возложенных на него задач зависит не только от знания законодательства, умения общаться с гражданами, взаимодействовать с подразделениями территориальных органов МВД России, органами местного самоуправления, территориальными органами исполнительной власти, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами, но и от того, насколько он сведущ в вопросах оперативно-розыскной деятельности, тактически грамотно применяет силы, средства и методы ОРД [18].

Как субъект оперативно-розыскной деятельности участковый уполномоченный полиции обязан осуществлять ОРД в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений [19].

В своей деятельности участковый уполномоченный может самостоятельно проводить только некоторые ОРМ, а именно: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, наблюдение. Гласное проведение подразделениями, не включенными в число оперативных, отдельных ОРМ не образует ОРД, а может рассматриваться как элемент детективной, административной или другой деятельности. Вместе тем участковые уполномоченные полиции могут участвовать в проведении ОРМ совместно с оперативными сотрудниками.

Участковый уполномоченный полиции выявляет в пределах компетенции причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, лиц, имеющих намерения совершить преступления, и проводит с ними индивидуальную профилактическую беседу, передает информацию о них в заинтересованные подразделения территориальных органов МВД России [20]. Опрос в теории и практике ОРД носит традиционное название -разведывательный опрос, что указывает на его исследовательский, поисковый характер с направленностью на обнаружение или выявление скрытой информации, имеющей значение для решения задач ОРД.

При проведении профилактического обхода участковый уполномоченный полиции опрашивает граждан. Сущность опроса заключается в непосредственном общении участкового уполномоченного полиции с гражданами, которые осведомлены о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес для ОВД. Получен-

ная информация позволяет участковому уполномоченному своевременно выявлять лиц, замышляющих, подготавливающих или совершивших преступления, высказывающих намерения совершить противоправные действия, иметь сведения о поведении лиц, находящихся под административным надзором, состоящих на профилактическом учете, о лицах, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества [21], распространяющих экстремистские материалы [22], несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

В профессиональной ежедневной деятельности участковый уполномоченный полиции использует ОРМ - наведение справок. Наведение справок осуществляется для принятия индивидуально-профилактических мер в отношении лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, склонных к совершению преступлений. При осуществлении такого ОРМ, как наведение справок, следует руководствоваться ст. 19.7 КоАП РФ, в соответствии с которой за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде граждане, должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности. В целях сбора информации от источников, располагающих ее носителями, материалами, документами и др., представляется допустимым ее получение не только по официальным запросам, но и с использованием тактических приемов, мер конспирации [23].

Не менее часто участковому уполномоченному полиции приходится проводить обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Профилактический обход административного участка включает в себя посещение зданий, строений и сооружений, расположенных на административном участке (при необходимости обследуются подъезды, чердачные и подвальные помещения жилых домов, пустующих и подлежащих сносу строений); посещение лиц, состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел; ознакомление с жильцами квартир (жилых домов, комнат) с соблюдением требований ст. 15 Федерального закона «О полиции», встречи для решения вопросов

взаимодействия с собственниками или представителями собственников объектов, расположенных на административном участке [24]. Осуществляет на административном участке самостоятельно и совместно с сотрудниками подразделений уголовного розыска проверку мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших [25].

Основные задачи по профилактике преступлений и правонарушений участковые уполномоченные полиции выполняют в жилом секторе. Эта работа строится в тесном взаимодействии с оперативными подразделениями, гражданами, содействующими органам, осуществляющим ОРД, в получении информации, требующей внимания полиции [26].

Одним из направлений использования ОРД в борьбе с преступностью является взаимодействие граждан с органами, осуществляющими ОРД. Установление участковым уполномоченным доверительных отношений с гражданами необходимо в силу ряда обстоятельств, а именно: для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности [27].

Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что доверительные отношения являются действенной силой в борьбе с правонарушениями и преступлениями на обслуживаемой территории. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на отсутствие четко прописанной процедуры установления участковыми уполномоченными полиции негласного содействия с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие. Эффективность работы оперуполномоченного уголовного розыска напрямую зависит от того, насколько хорошо он знает оперативную обстановку на территории и взаимодействует с участковыми уполномоченными полиции, а также от взаимодействия с органами исполнительной власти и муниципалитетами.

Учитывая, что в процессе раскрытия преступлений участковый уполномоченный полиции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий ведет поисковую работу, выявляет очевидцев преступления; устанавливает доверительные отношения с гражданами, на наш взгляд, целесообразно было бы регламентировать оперативно-розыскную деятельность участковых уполномоченных отдельным ведомственным нормативным правовым актом.

Литература

1. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Административно-правовая и оперативно-розыскная деятельность участкового уполномоченного полиции // Актуальные проблемы административного права и административной деятельности органов исполнительной власти: сборник материалов межведомственной научно-практической конференции. - Домодедово, 2018. С. 44-51.

2. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учебно-методическое пособие / О.Б. Абакумов, В.В. Алексеев, С.В. Баженов [и др.]. - Москва, 2017. - 145 с.

3. Конституционное право России / В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев, Е.Н. Хазов [и др.]. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва, 2019. - 687 с.

4. Административное право (общая часть в определениях и схемах): учебно-наглядное пособие / А.В. Богданов, Е.Ю. Зин-ченко, Б.Н. Комахин [и др.]. - Новосибирск, 2020. - 178 с.

5. Экологическое право России / Н.В. Румянцев, С.Я. Казанцев, Е.Л. Любарская [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва, 2006. - 367 с.

6. Национальная безопасность / Н.Д. Эриашвили, О.А. Миронова, Е.Н. Хазов [и др.]. - Москва, 2017. - 287 с.

7. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Взаимодействие сотрудников уголовного розыска с участковыми уполномоченными полиции по предупреждению и раскрытию квартирных краж // Актуальные проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции: сборник материалов внутриведомственной научно-практической конференции. - Домодедово, 2018. С. 90-94.

8. Афанасьев Д.В., Хазов Е.Н. Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутренних дел: монография. - Москва, 2015. - 159 с.

9. Столбина Л.В., Озеров И.Н., Северин Н.Н., Домрачёва Е.Ю. Обеспечение прав несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) в статических и динамических аспектах // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 1. С. 172-179.

10. Криминальная среда как объект оперативно-разыскной деятельности (теоретический и прикладной аспекты): монография / О.Б. Абакумов, А.В. Богданов, А.В. Воронцов [и др.]. - Москва, 2014. - 332 с.

11. Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Оперативно-розыскная деятельность по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 140-144.

12. Озеров И.Н. Организация раскрытия и расследования преступлений. - Белгород, 2007. - 176 с.

13. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / И.А. Климов, Л.Л. Тузов, Е.С. Дубоносов [и др.]. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва, 2019. - 439 с.

14. Богданов A.B., Хазов Е.Н. Основные направления взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия полиции, их значение по выявлению и раскрытию преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 11. С. 71-75.

15. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / А.В. Богданов, В.В. Бычков, В.Н. Данилкин [и др.]; под редакцией В.П. Ку-валдина, И.А. Климова, Л.Л. Тузова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.

16. Исламский экстремизм: сущность, идеология, организация и тактика их деятельности: учебное пособие / К.М. Лобзов,

A.В. Богданов, И.И. Ильинский [и др.]. - Хабаровск, 2018. - 144 с.

17. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности: учебно-методическое пособие / В.К. Пауков, А.В. Богданов, Е.Ю. Зинченко [и др.]. - Москва, 2020. - 64 с.

18. Теоретические основы административного права: определения, таблицы и схемы: учебное пособие / Б.Н. Комахин,

B.М. Исаков, Е.А. Никоноров [и др.]. - Москва, 2020. - 131 с.

19. Волченков В.В., Богданов А.В., Ильинский И.И. Противодействие преступлениям террористической и экстремистской направленности. Вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: учебно-методическое пособие. - Москва, 2013. - 432 с.

20. Административное право. Основные понятия, таблицы и схемы / В.В. Авдеев, Е.Ю. Зинченко, Ю.В. Кивич [и др.]. - Москва, 2020. Ч. 1. - 178 с.

21. Кузьмин С.И., Исаков В.М. Карательная политика должна быть стабильной // Человек: преступление и наказание. 1998. № 8. С. 52.

22. Богданов А.В., Кочукаев Н.Т., Хазов Е.Н. Контрабанда наркотиков - одна из реальных угроз национальной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 9. С. 152-156.

23. Богданов А.В., Дорожко Ф.Л., Хазов Е.Н. Угрозы и вызовы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-розыскная характеристика // Вестник экономической безопасности. 2015. № 6. С. 95-99.

24. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий: учебное пособие / Е.Н. Хазов, И.А. Горшенева, С.А. Егоров [и др.]. - Москва, 2017. - 62 с.

25. Михайлов Б.П., Хазов Е.Н. Актуальные вопросы обеспечения конспирации в оперативно-розыскной деятельности // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2. С. 156-161.

26. Правоохранительные органы (административно-правовые основы в определениях и схемах): учебно-наглядное пособие / А.В. Богданов, Е.Ю. Зинченко, Ю.В. Кивич [и др.]. - Новосибирск, 2020.

27. Хазов Е.Н., Богданов А.В., МартынюкВ.М. Основные направления, проблемы и пути решения организации работы по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, сотрудниками оперативно-розыскных подразделений ОВД МВД России на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 10. С. 148-152.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bogdanov A.V., Il'inskii I.I., Khazov E.N. Administrativno-pravovaya i operativno-rozysknaya deyatel'nost' uchastkovogo upolnomochennogo politsii // Aktual'nye problemy administrativnogo prava i administrativnoi deyatel'nosti organov ispolnitel'noi vlasti: sbornik materialov mezhvedomstvennoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Domodedovo, 2018. S. 44-51.

2. Pravovye osnovy operativno-rozysknoi deyatel'nosti: uchebno-metodicheskoe posobie / O.B. Abakumov, V.V. Alekseev, S.V. Bazhenov [i dr.]. - Moskva, 2017. - 145 s.

КРИМИНАЛИСТИКА,

2020' 4

3. Konstitutsionnoe pravo Rossii / V.O. Luchin, B.S. Ebzeev, E.N. Khazov [i dr.]. - 10-e izd., pererab. i dop. - Moskva, 2019. - 687 s.

4. Administrativnoe pravo (obshchaya chast' v opredeleniyakh i skhemakh): uchebno-naglyadnoe posobie / A.V. Bogdanov, E.Yu. Zinchenko, B.N. Komakhin [i dr.]. - Novosibirsk, 2020. - 178 c.

5. Ekologicheskoe pravo Rossii / N.V. Rumyantsev, S.Ya. Kazantsev, E.L. Lyubarskaya [i dr.]. - 2-e izd., pererab. i dop. - Moskva, 2006. - 367 s.

6. Natsional'naya bezopasnost' / N.D. Eriashvili, O.A. Mironova, E.N. Khazov [i dr.]. - Moskva, 2017. - 287 s.

7. Bogdanov A.V., Il'inskii I.I., Khazov E.N. Vzaimodeistvie sotrudnikov ugolovnogo rozyska s uchastkovymi upolnomochennymi politsii po preduprezhdeniyu i raskrytiyu kvartirnykh krazh // Aktual'nye problemy deyatel'nosti uchastkovykh upolnomochennykh politsii: sbornik materialov vnutrivedomstvennoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Domodedovo, 2018. S. 90-94.

8. Afanas'ev D.V., Khazov E.N. Administrativno-pravovaya deyatel'nost' shtabnykh podrazdelenii organov vnutrennikh del: monografiya. - Moskva, 2015. - 159 s.

9. Stolbina L.V., Ozerov I.N., Severin N.N., Domrachyova E.Yu. Obespechenie prav nesovershennoletnih podozrevaemyh (obvinyaemyh) v staticheskih i dinamicheskih aspektah // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2017. T. 11. № 1. S. 172-179.

10. Kriminal'naya sreda kak ob»ekt operativno-razysknoi deyatel'nosti (teoreticheskii i prikladnoi aspekty): monografiya /

0.B. Abakumov, A.V. Bogdanov, A.V. Vorontsov [i dr.]. - Moskva, 2014. - 332 s.

11. Bogdanov A.V., Turbina O.V., Khazov E.N. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' po protivodeistviyu organizovannoi prestupnosti v sfere nezakonnoi migratsii na territorii Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 2. S. 140-144.

12. Ozerov I.N. Organizaciya raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij. - Belgorod, 2007. - 176 s.

13. Operativno-rozysknaya deyatel'nost': uchebnik / I.A. Klimov, L.L. Tuzov, E.S. Dubonosov [i dr.]. - 4-e izd., pererab. i dop. -Moskva, 2019. - 439 s.

14. Bogdanov A.B., Khazov E.N. Osnovnye napravleniya vzaimodeistviya operativnykh podrazdelenii i organov predvaritel'nogo sledstviya politsii, ikh znachenie po vyyavleniyu i raskrytiyu prestuplenii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2010. № 11. S. 71-75.

15. Operativno-rozysknaya deyatel'nost': uchebnik / A.V. Bogdanov, V.V. Bychkov, V.N. Danilkin [i dr.]; pod redaktsiei V.P. Kuvaldina,

1.A. Klimova, L.L. Tuzova. - 5-e izd., pererab. i dop. - Moskva: YuNITI-DANA, 2020.

16. Islamskii ekstremizm: sushchnost', ideologiya, organizatsiya i taktika ikh deyatel'nosti: uchebnoe posobie / K.M. Lobzov, A.V. Bogdanov, I.I. Il'inskii [i dr.]. - Khabarovsk, 2018. - 144 s.

17. Soblyudenie konstitutsionnykh prav i svobod cheloveka i grazhdanina v operativno-rozysknoi deyatel'nosti: uchebno-metodicheskoe posobie / V.K. Paukov, A.V. Bogdanov, E.Yu. Zinchenko [i dr.]. - Moskva, 2020. - 64 s.

18. Teoreticheskie osnovy administrativnogo prava: opredeleniya, tablitsy i skhemy: uchebnoe posobie / B.N. Komakhin, V.M. Isakov, E.A. Nikonorov [i dr.]. - Moskva, 2020. - 131 s.

19. Volchenkov V.V., Bogdanov A.V., Il'inskii I.I. Protivodeistvie prestupleniyam terroristicheskoi i ekstremistskoi napravlennosti. Voprosy teorii i praktiki operativno-rozysknoi deyatel'nosti: uchebno-metodicheskoe posobie. - Moskva, 2013. - 432 s.

20. Administrativnoe pravo. Osnovnye ponyatiya, tablitsy i skhemy / V.V. Avdeev, E.Yu. Zinchenko, Yu.V. Kivich [i dr.]. - Moskva, 2020. Ch. 1. - 178 s.

21. Kuz'min S.I., Isakov V.M. Karatel'naya politika dolzhna byt' stabil'noi // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 1998. № 8. S. 52.

22. Bogdanov A.V., Kochukaev N.T., Khazov E.N. Kontrabanda narkotikov - odna iz real'nykh ugroz natsional'noi bezopasnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 9. S. 152-156.

23. Bogdanov A.V., Dorozhko F.L., Khazov E.N. Ugrozy i vyzovy ekstremizma i terrorizma v sovremennom mire: operativno-rozysknaya kharakteristika // Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti. 2015. № 6. S. 95-99.

24. Obespechenie konstitutsionnykh prav i svobod cheloveka i grazhdanina pri provedenii operativno-rozysknykh meropriyatii: uchebnoe posobie / E.N. Khazov, I.A. Gorsheneva, S.A. Egorov [i dr.]. - Moskva, 2017. - 62 s.

25. Mikhailov B.P., Khazov E.N. Aktual'nye voprosy obespecheniya konspiratsii v operativno-rozysknoi deyatel'nosti // Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti. 2016. № 2. S. 156-161.

26. Pravookhranitel'nye organy (administrativno-pravovye osnovy v opredeleniyakh i skhemakh): uchebno-naglyadnoe posobie / A.V. Bogdanov, E.Yu. Zinchenko, Yu.V. Kivich [i dr.]. - Novosibirsk, 2020.

27. Khazov E.N., Bogdanov A.V., Martynyuk V.M. Osnovnye napravleniya, problemy i puti resheniya organizatsii raboty po rozysku lits, skryvshikhsya ot organov doznaniya, sledstviya i suda, sotrudnikami operativno-rozysknykh podrazdelenii OVD MVD Rossii na sovremennom etape // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2012. № 10. S. 148-152.

(статья сдана в редакцию 10.10.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.