Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ БЕСЕД С ЛИЦАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ БЕСЕД С ЛИЦАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1626
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириллов Станислав Иванович, Уткин Валерий Александрович, Шмарион Полина Вячеславовна

Раскрываются правовая основа, содержание и методика проведения участковыми уполномоченными полиции профилактических бесед. Рассматриваются виды профилактических бесед исходя из стоящих перед ними задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кириллов Станислав Иванович, Уткин Валерий Александрович, Шмарион Полина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENTS AND METHODOLOGY FOR CONDUCTING PREVENTIVE TALKS WITH THE PERSONS CONSISTING ON THE ACCOUNT IN BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

The legal basis, content and methodology of conducting preventive interviews by the district police officers are disclosed. The types of preventive conversations are considered based on the tasks they face.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ БЕСЕД С ЛИЦАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343 DOI 10.24412/2073-0454-2021-1-108-113

ББК 67.515 © С.И. Кириллов, В.А. Уткин, П.В. Шмарион, 2021

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ БЕСЕД С ЛИЦАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Станислав Иванович Кириллов, профессор кафедры криминологии

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: stanislav.kirillov. 1955@mail.ru

Валерий Александрович Уткин, профессор кафедры криминологии

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: v6906807@yandex.ru

Полина Вячеславовна Шмарион, доцент кафедры криминологии

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: polina_shmarion@mail.ru

Аннотация. Раскрываются правовая основа, содержание и методика проведения участковыми уполномоченными полиции профилактических бесед. Рассматриваются виды профилактических бесед исходя из стоящих перед ними задач.

Ключевые слова: профилактика преступлений и правонарушений, деятельность участкового уполномоченного полиции, административный надзор, профилактическая деятельность, профилактическая беседа.

THE CONTENTS AND METHODOLOGY FOR CONDUCTING PREVENTIVE TALKS WITH THE PERSONS CONSISTING ON THE ACCOUNT IN BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Stanislav I. Kirillov, Professor of Department of Criminology

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow,

ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: stanislav.kirillov. 1955@mail.ru

Valery A. Utkin, Professor of Department of Criminology

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: v6906807@yandex.ru

Polina V. Shmarion, Associate Professor of Department of Criminology

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: polina_shmarion@mail.ru

Abstract. The legal basis, content and methodology of conducting preventive interviews by the district police officers are disclosed. The types of preventive conversations are considered based on the tasks they face.

Keywords: prevention of crimes and offenses, the activities of the district police authorized, administrative supervision, preventive activities, preventive conversation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кириллов С.И., Уткин В.А., Шмарион П.В. Содержание и методика проведения профилактических бесед с лицами, состоящими на учете в органах внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(1):108—113.

Предупреждение преступлений является одним из наиболее эффективных направлений поддержания правопорядка в обществе и позитивного изменения криминальной ситуации в стране. Однако, до 2016 г. в Российской Федерации отсутствовал единый специальный нормативный правовой акт, который определял бы основы профилактики правонарушений и преступлений. Необходимость принятия такого закона назрела уже давно, поскольку нормы, регламен-

тирующие деятельность различных субъектов, участвующих в профилактике преступлений и правонарушений, содержались в нормативных правовых актах различного уровня и регулировали различные сферы общественных отношений.

Такое положение создавало определенные трудности в реализации профилактической деятельности. Разработка Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской

Федерации» велась на протяжении нескольких лет. Так, в 2013 г. МВД России был подготовлен и направлен Правительству Российской Федерации для последующего внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект данного нормативного правового акта. После корректировки и уточнения отдельных положений, Президентом Российской Федерации 23 июня 2016 г. был подписан Федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», который вступил в силу 22 сентября 2016 г.

Данный нормативный правовой акт регламентирует основные принципы и задачи профилактики правонарушений, направления деятельности субъектов профилактики правонарушений и пути их реализации, полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений, права органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений, права организаций и граждан, принимающих участие в профилактике правонарушений, виды и формы профилактики правонарушений, а также организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений.

В ст. 1 Федерального закона № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» закреплено определение профилактики правонарушений как совокупности мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.

Федеральный закон позволяет решать задачи профилактики правонарушений с наименьшими издержками для общества за счет применения гуманных способов воздействия, без излишнего включения в этот процесс механизма уголовной юстиции, в том числе уголовного наказания.

Помимо мероприятий, уже осуществляемых правоохранительными органами и другими специальными субъектами, предлагаемая федеральная система профилактики правонарушений направлена на пропаганду жизненных ценностей, матери-

альную, психологическую и иную адаптационную поддержку по отношению к лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или находящимся в социально опасном положении.

В соответствии с законом профилактика правонарушений подразделяется на два вида — общую и индивидуальную.

При этом общая профилактика направлена на:

♦ выявление и устранение причин, порождающих правонарушения;

♦ выявление и устранение условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение;

♦ повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

Индивидуальная профилактика направлена на:

♦ оказание воспитательного воздействия на лиц, указанных в ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 182-ФЗ, а именно:

1) безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;

2) лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы;

3) лиц, занимающихся бродяжничеством и по-пр ошайничеств ом;

4) несовершеннолетних, подвергнутых принудительным мерам воспитательного воздействия;

5) лиц без определенного места жительства;

6) других категорий лиц, предусмотренных законодательством РФ, в том числе лиц, прошедших курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию, а также лиц, не способных самостоятельно обеспечить свою безопасность, с их согласия.

♦ устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение;

♦ оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Закон предусматривает десять форм профилактического воздействия, которые можно разделить на две группы: общие, которые могут быть реализованы любым субъектом профилактики; специальные, которые в пределах установленной компетенции вправе осуществлять должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов федеральной службы

безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и иных государственных органов, если такое право им предоставлено законодательством Российской Федерации.

К общим формам относятся:

1) правовое просвещение и правовое информирование;

2) социальная адаптация;

3) ресоциализация;

4) социальная реабилитация;

5) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

К специальным формам Федеральный закон № 182-ФЗ относит следующие:

1) профилактическая беседа;

2) объявление официального предостережения (предупреждения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

3) профилактический учет;

4) внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;

5) профилактический надзор.

Как видим, одной из форм профилактического воздействия, предусмотренных Федеральным законом № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», является проведение профилактической беседы в целях оказания воспитательного воздействия на профилактируе-мых лиц. Необходимо отметить, что это одна из самых распространенных форм профилактического воздействия, осуществляемая органами внутренних дел, но при этом до сих пор не принят нормативный правовой акт, регламентирующий особенности и методику ее проведения, поэтому особенное значение в этой ситуации приобретают методические рекомендации, разработанные учеными, исследующими проблемы, возникающие при проведении индивидуальной профилактической работы.

В настоящее время работа по методическому обеспечению профилактической деятельности органов внутренних дел получила новое развитие. Кафедра криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, по заявке ГУОООП МВД России, разработала методические рекомендации по проведению участковым уполномоченным

полиции профилактической беседы, в которых раскрыты особенности и методика ее проведения в зависимости от категории профилактируемых лиц и этапа профилактического воздействия на них. Представим основные положения данной работы.

Профилактическая беседа рассматривается как самостоятельная форма индивидуальной профилактики преступлений в деятельности органов внутренних дел. На практике ее использование дает большой эффект во взаимодействии с иными формами профилактического воздействия, установленными ст. 17 Федерального закона РФ от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», а также методами общей профилактики, предусмотренными ст. 15 того же закона. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел в области индивидуальной профилактики предусмотрены ведомственными актами МВД России.

В соответствии с Федеральными законами «О полиции», «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в порядке, определенном ведомственными нормативными актами МВД России, участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу с категорией лиц, состоящих на профилактическом учете органов внутренних дел в целях предупреждения противоправного поведения.

Профилактическая беседа проводится с лицами, от которых можно ожидать совершения преступлений и административных правонарушений: состоящими на профилактическом учете, а также с теми лицами, в отношении которых имеются сведения об антиобщественном поведении, задокументированные в установленном порядке.

Суть профилактической беседы состоит в устном разъяснении профилактируемому, в отношении которого применяется эта мера, о правовой и моральной ответственности перед обществом и государством за социальные последствия продолжения антиобщественного поведения.

Основная задача профилактической беседы — оказание непосредственного воспитательного воздействия на конкретное лицо для изменения его противоправного подведения. Одновременно, беседа используется как средство информационного обес-

печения профилактической работы и контроля за поведением профилактируемого.

Предварительная беседа проводится при постановке лица на профилактический учет. Для усиления воспитательного воздействия она проводится в помещении субъекта профилактики. Лучше проводить ознакомительную беседу в индивидуальном порядке, без приглашения других лиц.

Накануне проведения данного мероприятия определяются план беседы и вопросы, которые необходимо разрешить в ее процессе.

Перед началом профилактической беседы участковый уполномоченный полиции должен представиться, убедиться в наличии правовых оснований для проведения данного мероприятия, установить личность профилактируемого и объяснить ему причину или повод проведения беседы.

От содержания первичной беседы во многом зависит ход дальнейшей воспитательной работы с профилактируемым. Психологическая атмосфера предварительной беседы, ее тон должны отражать общую линию индивидуальной профилактической работы — сочетание доброжелательности, заинтересованности в судьбе профилактируемого с требовательностью к нему, его поведению. Поэтому для того, чтобы эта беседа была эффективной и предметной, необходимо собрать как можно больше информации о самом профилактируемом лице, его поведении, окружении, связях.

Если беседа проводится в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, то при проведении профилактической работы перед органами внутренних дел стоит задача закрепить положительные результаты воздействия на профилактируемого, если они были достигнуты в исправительном учреждении, а также получить дополнительные сведения, характеризующие его личность и особенности поведения. Для этого изучается информация, поступившая из исправительных учреждений, в которых профилактируемый отбывал наказание, его преступная деятельность в прошлом, поведение в настоящее время и т.д.

Предупредительная беседа проводится либо во всех случаях при наличии антиобщественного поведения лица, взятого на профилактический учет, либо без каких-либо внешних поводов, т.е. в порядке повседневной работы. Основная задача предупредительной беседы — оказание непосредственного вос-

питательного воздействия на профилактируемого в целях контроля его поведения, а также информационного обеспечения оценки происходящих изменений и своевременной корректировки применяемых мер индивидуальной профилактики. Если профилактируемый ведет антиобщественный образ жизни, ему необходимо дать понять, что данное поведение недопустимо и его продолжение может повлечь за собой не только усиление надзора полиции до тех пор, пока не произойдут изменения в лучшую сторону, но применение в случаях, предусмотренных законом, мер принуждения.

Воспитательная беседа по цели, основному содержанию, способам воздействия близка к предупредительной беседе. Пути воздействия на сознание, чувства и волю профилактируемого, используемые в ходе предупредительных и воспитательных бесед во многом сходны. Однако, воспитательные беседы проводятся, как правило, и в неофициальной обстановке, чаще всего с участием представителей общественности, по месту жительства, учебы или работы профилактируемого.

Содержание профилактической беседы определяется исходя из правового положения и оценки противоправного поведения профилактируемого лица, а также результатов прогнозирования его изменений.

Исходя из направленности беседы и ее значения в решении задачи сознательного недопущения про-филактируемым правонарушений, она должна отвечать основным педагогическим требованиям, к которым относятся: приоритет метода убеждения перед методом принуждения, использование положительных примеров, стимулирование и закрепление правопослушного поведения и др. Однако, на первоначальном этапе воздействия на лиц, состоящих на учете, при совершении ими правонарушения, наряду с беседой, в соответствии с законом, должны применяться меры принуждения, стимулирующие правопослушное поведение.

Профилактическую беседу следует проводить систематически, а также при возникновении ситуации, требующей ее незамедлительного проведения. Результаты беседы участковый уполномоченный полиции фиксирует в установленном порядке, что позволяет отслеживать изменения в поведении профи-лактируемого.

Беседу не рекомендуется сводить к назиданиям и угрозам, но при этом необходимо указать на нега-

тивные последствия антиобщественного поведения. В процессе беседы важно сформировать у профилак-тируемого правильное критическое представление о своем поведении и направить его на правопослуш-ный путь. При необходимости следует помочь советом в преодолении сложных жизненных проблем, проявив доброжелательность и, одновременно, требовательность к поведению профилактируемого.

В ходе профилактической беседы для установления психологического контакта полезно проявить интерес к состоянию здоровья, материальному положению, жилищно-бытовым условиям, профессиональным занятиям, положительному жизненному опыту, взаимоотношениям с окружающими и другим сторонам жизни профилактируемого. Это не только поможет получить сведения, необходимые для правильной организации индивидуально-профилактической работы, но и будет способствовать искренности профилактируемого, повышению его восприимчивости к советам, пожеланиям, предложениям и требованиям, а также снижению возможной настороженности, недоверия по отношению к сотруднику полиции.

Содержание, направленность и стиль профилактической беседы определяются также с учетом индивидуально-психологических особенностей личности профилактируемого, его нравственного состояния возраста, уровня образования, жизненных планов и намерений, взаимоотношений с окружающими, других поводов для проведения бесед и конкретных обстоятельств. Профилактическую беседу нельзя сводить к общим призывам и абстрактным пожеланиям. Она должна быть целенаправленной и конкретной, основываться на убедительных фактах и аргументах. Беседу необходимо вести вежливо, тактично, терпеливо, в доброжелательном тоне, с соблюдением требований педагогического такта.

В профилактической беседе с правонарушителем следует стремиться к тому, чтобы сформировать правильное понимание общественной опасности и вреда его противоправных и иных антиобщественных действий, и на этой основе вызвать у него моральное осуждение собственного антиобщественного поведения, а также убедить его в том, что при соответствующих усилиях можно избавиться от извращенных потребностей, антисоциальных взглядов и интересов, вредных привычек.

Особенно внимательно следует отнестись к заявлениям профилактируемого об имеющихся у него

трудностях в решении вопросов жизненного устройства. Профилактируемого по возможности следует проинформировать о возможности получения помощи в государственных и негосударственных некоммерческих организациях, общественных объединениях (органы социальной помощи и защиты населения, благотворительные организации, кризисные центры, биржи труда и т.д.), и, вместе с тем, подчеркнуть, что преодоление семейных, бытовых и иных трудностей, разрешение конфликтов, в которые вовлечен профилактируемый, во многом зависит от него самого, от его желания исправить свое поведение, отказаться от вредных привычек, пересмотреть свои взгляды, изменить отношение к окружающим.

Меры помощи, которые могут быть оказаны государственными органами, а также общественными объединениями и благотворительными организациями, в сочетании с профилактической беседой, как правило, являются одними из самых эффективных в профилактической деятельности органов внутренних дел. Сотрудники органов внутренних дел по возможности разъясняют действующее законодательство и предоставляют информацию по вопросам трудового устройства, улучшения бытовых условий, поступления на учебу, организации полезного досуга, установления социально-полезных контактов, планирования денежных расходов, выбора жизненных целей и т.д.

Специфической формой воспитательного воздействия в процессе беседы является помощь родственников, знакомых, сослуживцев, представителей общественности, которые могут сделать профилактическую беседу более убедительной. Поэтому важно правильно использовать помощь тех лиц, которые могут и готовы положительно влиять на профилактируемого в неформальном окружении и нейтрализовать или устранить отрицательное влияние на него.

Например, целесообразно использовать помощь лиц, положительно влияющих на поведение профи-лактируемых при применении такой формы непосредственного воспитательного воздействия, как вовлечение профилактируемых в социально-полезное занятие трудового, общественного, спортивного, самодеятельного и иного характера. Также можно одновременно использовать при этом и возможности общественных объединений, организаций и предприятий социальной направленности.

Особое внимание в процессе индивидуальной профилактической работы уделяется изучению личности и условий жизнедеятельности профилактируе-мого. В процессе личного общения при любом виде беседы с профилактируемым или его родственниками и сослуживцами участковый уполномоченный полиции уточняет, дополняет, проверяет имеющиеся сведения о нем (жизненный опыт, специальность, производственная квалификация, потребности, интересы, мотивы поведения, черты характера, уровень интеллектуального развития, способности и т.д.), о его ближайшем окружении (особенности отношений в семейно-бытовой сфере, на работе, с кем проводит досуг, выявляются лица, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на про-филактируемого и т.д.), об условиях жизни (материальное обеспечение, жилищные условия и т.д.), о жизненных планах и намерениях и т.п.

Таким образом, профилактическая беседа является наиболее универсальной и эффективной формой проведения индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на учете в органах внутренних дел, содержание которой определяется исходя из особенностей личности профилактируе-мого лица, его поведения и целей проведения индивидуальной профилактической работы.

Литература

1. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64- ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2037.

2. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2039.

3. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182- ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г. «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 1 (ч. II). Ст. 212.

6. Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 (ред. от 23 марта 2018 г. «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета. 2011. 26 авг.

7. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 (ред. от 28 ноября 2017 г.) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» // СПС «КонсультантПлюс».

References

1. Federal'nyy zakon ot 6 aprelya 2011 g. № 64-FZ (red. ot 29 iyulya 2017 g. «Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody» // SZ RF. 2011. № 15. St. 2037.

2. Federal'nyy zakon ot 6 aprelya 2011 g. № 66-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s prinyatiyem Fe-deral'nogo zakona «Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody» // SZ RF. 2011. № 15. St. 2039.

3. Federal'nyy zakon ot 23 iyunya 2016 g. № 182- FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarusheniy v Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 2016. № 26 (ch. I). St. 3851.

4. Federal'nyy zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ (red. ot 3 avgusta 2018 g. «O politsii» // SZ RF. 2011. № 7. St. 900.

5. Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 «O strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 2015. № 1 (ch. II). St. 212.

6. Prikaz MVD Rossii ot 8 iyulya 2011 g. № 818 (red. ot 23 marta 2018 g. «O Poryadke osushchestvleniya ad-ministrativnogo nadzora za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody» // Rossiyskaya gazeta. 2011. 26 avg.

7. Prikaz MVD Rossii ot 17 yanvarya 2006 g. № 19 (red. ot 28 noyabrya 2017 g.) «O deyatel'nosti organov vnutrennikh del po preduprezhdeniyu prestupleniy» // SPS «Konsul'tantPlyus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.