УДК 343 ББК 67.51
© Е.В. Михайлова, 2019
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ
ПОЛИЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Елена Владимировна Михайлова,
преподаватель кафедры криминологии, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Проанализированы организационно-правовые особенности деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних на административном участке, в том числе во взаимодействии со школой. Предложены меры по повышению эффективности данного направления служебной деятельности.
Ключевые слова: преступность, участковый уполномоченный полиции, предупреждение правонарушений, образовательное учреждение, школа.
INTERACTION OF THE DISTRICT POLICE COMMISSIONER WITH THE SCHOOL FOR THE PREVENTION OF CRIMES AND JUVENILE DELINQUENCY
Elena V. Mikhaylova,
Lecturer of the Department of Criminology, Candidate of Law, Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article analyzes the organizational and legal features of the activities of the district police Commissioner for the prevention of offenses and crimes of minors in the administrative area, including in cooperation with the school. Measures to improve the efficiency of this area of performance are proposed.
Keywords: crime, precinct police Commissioner, crime prevention, educational institution, school.
Citation-инаекс в электронной библиотеке Ни ИОН
Для цитирования: Михайлова Е.В. Особенности проведения участковым уполномоченным полиции профилактической работы с несовершеннолетними в образовательной организации. Криминологический журнал. 2019;(3):22-6.
Стратегия национальной безопасности Россий- стью деятельности органов государственной власти,
ской Федерации до 2030 года закрепляет обеспечение На государственном уровне разрабатываются и при-
шсударственной и общественной безопасности путем нимаются программы, предусматривающие совер-
повышения эффективности деятельности правоохра- шенствование государственной системы социальной
нительных органов и специальных служб, органов защиты и поддержки несовершеннолетних, улучше-
государственного контроля (надзора), совершенство- ние качества жизни и здоровья детей, повышение
вания единой государственной системы профилак- доступности социальных услуг для семей с детьми,
тики преступности, в первую очередь среди несо- снижение доли безнадзорных и беспризорных детей1, вершеннолетних, и иных правонарушений (включая В Федеральном законе Российской Федерации
мониторинг и оценку эффективности правоприме- от 24 июня 2016 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
нительной практики), разработки и использования профилактики безнадзорности и правонарушений
специальных мер, направленных на снижение уров- несовершеннолетних» [3] определены права, обя-
ня криминализации общественных отношений [1]. занности, функции, задачи, формы работы субьек-
Профилактика преступности несовершеннолет- то в профилактики безнадзорности и правонаруше-
них — важная общегосударственная задача. В со- ний несовершеннолетних, важное место среди ко-
ответствии с Федеральным законом № 124-ФЗ от торых занимают органы внутренних дел. 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» [2] государственная поли- 1 Например, подпрограмма «Совершенствование социальной
тика в интересах детей признана приоритетной обла- поддержки семьи и детей» Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
Несмотря на то, что Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» отдельно не выделяет участкового уполномоченного полиции как субъекта данной системы, тем не менее, его анализ (статья 23), а также приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченных полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» [4], позволяют сделать вывод, что участковый уполномоченный полиции наряду с инспектором по делам несовершеннолетних выступает ключевым субъектом, осуществляющим профилактическую работу с подростками.
Объем обязанностей участкового уполномоченного полиции по работе с несовершеннолетними достаточно большой, в том числе: участие в профилактике безнадзорности и правонарушений; выявление несовершеннолетних правонарушителей и принятие мер по предупреждению совершения ими преступлений; участие в выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий; выявление несовершеннолетних, проживающих в ненадлежащих условиях; участие в осуществлении контроля за поведением несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.
Необходимо отметить, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включены и организации, осуществляющие образовательную деятельность (статья 14 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), которые оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с отклонениями в поведении; детям, имеющим проблемы в обучении; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; обеспечивают организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; осуществляют меры по
реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних .
Действительно, образовательная организация и, прежде всего, школа, осуществляют раннюю профилактику правонарушений несовершеннолетних. Ведь если большинство субъектов профилактики контактируют с детьми эпизодически во время проведения профилактических мероприятий или по факту уже совершенного правонарушения, то школа взаимодействует с ребенком ежедневно. Именно учитель в процессе ежедневного общения может обратить внимание на отклонения, изменения в поведении несовершеннолетнего (отношение к учебе, к учителям, сверстникам), скорректировать его и предотвратить дальнейшее развитие.
Такая работа будет эффективнее во взаимодействии с другими субъектами системы профилактики.
Как правило, ученики с девиантным поведением имеют проблемы с учебой, не посещают либо систематически пропускают занятия в школе, употребляют алкоголь, наркотики, проявляют насилие к одноклассникам. Основной причиной совершения преступных деяний несовершеннолетними, а также развития различных девиаций в поведении, является то, что их детство протекает в негативных условиях, характеризующихся частыми скандалами, сквернословием, жестоким обращением с ними в семье [5; 6].
Профилактика преступлений в сфере семей-но-бытовых отношений как одно из направлений деятельности органов внутренних дел ведется, к сожалению, не на должном уровне. Работа по выявлению неблагополучных семей, в которых могут происходить нарушения прав и свобод ребенка, применяться жестокость, достаточно сложна. Особенно это справедливо в отношении «формально благополучных» семей, имеющих скрытые дефекты в выполнении воспитательных функций. Отсутствие же должного внимания со стороны правоохранительных органов к несовершеннолетним из таких семей является одним из основных источников преступности несовершеннолетних [7]. Как показывают исследования, две трети семей, которые были явно неблагополучными и из которых вышли несовершеннолетние правонарушители, до момента совершения преступления оставались вне поля зрения правоохранительных органов [8, с. 41—46].
Установление участковым уполномоченным полиции контактов с должностными лицами, курирующими воспитательную работу в школе, помогут располагать сведениями об учащихся «группы риска», а наличие полной информации о семьях, полученной в процессе работы на административном участке, позволит оказать своевременное профилактической воздействие на них.
Кроме того, участковый уполномоченный полиции, проводя поквартирный обход административного участка, выявляя родителей или лиц, их замещающих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, совершающих правонарушения, в том числе и в сфере семейно-бытовых отношениях, ведущих асоциальный образ жизни, должен представить соответствующую информацию не только в отделение по делам несовершеннолетних, но и в образовательную организацию, в которой обучается несовершеннолетний.
Привлечение к организации и проведению работы с несовершеннолетним и его семьей педагогического коллектива (педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя), инспектора по делам несовершеннолетнего, участкового уполномоченного полиции, совместная разработка субъектами профилактики программы индивидуального корректирующего воздействия (отслеживание успеваемости и посещаемости школы, организация дополнительной занятости ребенка, социальный патронаж, привлечение к участию в школьных мероприятиях, проведение тематических классных часов, родительских собраний, беседы на правовую тематику с учащимися и его родителями) позволят оказать своевременную помощь в преодолении проблем, вызвавших неблагополучение в семье и скорректировать поведение ее членов.
Однако не только неблагоприятное воздействие семьи может негативно сказываться на поведении подростка. Довольно часто возникают случаи насилия и дискриминации в отношениях между одноклассниками как в пределах школы, так и вне ее [9, с. 41—45]. Характерными стали подобные случаи: в марте 2016 года девочки в возрасте от 13 до 16 лет, учащиеся общеобразовательной школы города Пензы, избили свою подругу [10]. Факт насилия был снят на мобильный телефон и выложен в сеть
Интернет. В марте 2019 года в Ярославской области группа молодых людей избила подростка-инвалида, при этом двое из группы уже стояли на внутриш-кольном учете за проблемы с поведением (алкоголь, пропуск школьных уроков), однако соответствующая информация ни в подразделения по делам несовершеннолетних, ни участковому уполномоченному полиции не поступала [11].
При этом насилие может проявляться как в форме психологического воздействия (72% случаев): игнорирование, запугивание, подрыв чувства собственного достоинства, оскорбление, унижение, в том числе с помощью сети Интернет (ВКонтакте) и мессенджеровых приложений (WhatsUp, Telegram), непосредственно насильственных посягательств (25% случаев): побои, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, истязание, которые выражаются в толчках, подножках, пинках, ударах, и корыстно-насильственных посягательств (13% случаев): отбирание денег, телефонов, принуждение к покупке еды [12, с. 77—81].
Часто их мотивами выступают озорство, раздражение, желание позабавиться, выместить злобу, ответить на психологическое давление сверстников в виде обзывания и оскорблений.
При этом, учителя не всегда реагируют на противоправные поступки учеников: в 38% случаев обращаются к администрации школы, в 29% случаев пытаются самостоятельно разрешить конфликт, к представителям правоохранительных органов обращаются не более, чем в 18% случаев и лишь в тех из них, когда самостоятельно справиться с ситуацией не способны [13, с. 71—86].
Между тем, когда такие формы поведения несовершеннолетних остаются без какого-либо социально-правового контроля со стороны субъектов профилактики, то это приводит к криминализации их поведения. Безусловно, важная роль в борьбе с насилием в школе принадлежит учителям, но им не под силу справиться с его проявлениями в одиночку. Так как причины насилия в школе многогранны, то и борьба с ним требует многосторонних действий с привлечением субъектов профилактики.
Учитывая, что сторонами таких конфликтов могут выступать несколько учеников класса, то помимо индивидуальной профилактической работы с конкретными учениками, взаимодействие участко-
вого уполномоченного полиции и образовательной организации осуществляется в рамках общей профилактики по предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних.
Сейчас каждая школа разрабатывает свою программу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Программы отличаются названием (например, «Правильный выбор», «Мир, который поострю я», «Будущее для всех»), но имеют общие цели, а именно: обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений, создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений в школе, противодействие экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде, воспитание высоконравственной и законопослушной личности, профилактика алкоголизма, наркомании и иных асоциальных проявлений в подростковой среде.
Одна из ведущих ролей в реализации таких программ отводится участковому уполномоченной полиции, который может использовать такие формы деятельности, как участие в заседаниях органов самоуправления учебного заведения; правовое просвещение подростков; проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на формирование у обучающихся нравственных качеств, стремления к здоровому образу жизни (проведение спортивных игр и конкурсов).
В качестве примера можно привести работу отделов организации деятельности участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних, проводимую в школах Москвы: профилактика наркомании среди молодежи («Скажи наркотикам НЕТ!», «Дети против наркотиков», «Сообщи, где торгуют смертью»), преступности («Право знать», «Полиция и дети»), беспризорности («Дети России») и т.д.
За последние годы в школах России произошло несколько жестоких нападений, совершенных школьниками. 3 февраля 2014 года в районе Отрадное города Москвы школьник, угрожая охраннику, прошел в школу с двумя винтовками. Жертвами преступления стали учитель географии и сотрудник органов внутренних дел. 17 октября 2018 года в результате массового убийства в керчинском колледже погиб 21 человек. 19 января 2018 года в поселке
Сосновый Бор в Улан-Удэ вооруженный топором и зажигательной смесью ученик 9 класса ворвался в класс, пострадали 6 человек. 15 января 2018 года в Перми двое учеников, вооруженные ножами, напали на одноклассников, пострадали 15 человек [14].
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [15] прежде всего организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить безопасность обучающегося во время пребывания в школе (ограждение по периметру школьной территории, обеспечение охраны, наличие тревожной, пожарной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля, оборудование входными дверями, обеспечивающими защиту от незаконного проникновения).
Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» в пункт 83 Наставлений по организации деятельности участковых уполномоченных полиции закреплял обязанность знать структуру образовательного учреждения на обслуживаемом административном участке и режим его работы, владеть оперативной обстановкой, участвовать в повышение эффективности профилактической деятельности, мероприятиях по проверке объектов образовательного учреждения на предмет антитеррористической защищенности и технической укрепленности.
Однако, ни Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, ни Наставление по организации службы участковых уполномоченных полиции, утвержденные приказом МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 [16], такого положения не содержат. Только пункт 23.1. Инструкции обязывает участкового уполномоченного полиции посещать здания, строения и сооружения, расположенные на территории административного участка.
Тем не менее, профилактическая деятельность должна быть направлена и на внешние угрозы, поскольку в образовательной организации имеют место не только факты насилия и дискриминации, но и угрозы террористических актов.
В профилактической деятельности сотрудников полиции в отношении детей преобладают меры воспитательного воздействия в виде убеждения, кото-
рые не всегда оказывают положительное влияние на лиц, состоящих на профилактическом учете. Несмотря на комплекс проводимых мероприятий, даже состоящие на контроле подростки вновь совершают противоправные деяния. Однако планомерная и последовательная деятельность участкового уполномоченного полиции по воплощению высказанных рекомендаций способна не только повысить эффективность профилактической работы органов правопорядка, но и усилить правовую защиту детей, обеспечить максимальное воспитательное воздействие педагогических и правоохранительных процессов в отношении несовершеннолетних.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 172-ФЗ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года» // О 1997—2019 КонсультантПлюс. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521/ (дата обращения 27.10.2019).
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2018 № 562-ФЗ) // О ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71826042/ (дата обращения 27.10.2019).
3. Федеральный Закон от 24 июня 2016 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 27 июня 2018 г. № 170-ФЗ.) // О ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. URL: https://base. garant.ru/12116087/ (дата обращения 27.10.2019).
4. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченных полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // О ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72188134/ (дата обращения 27.10.2019).
5. Демидова Е.В. Преступность беспризорных детей и социальных сирот и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. на)«: 12.00.08. Казань, 2008.
6. Шмарион П.В. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений, совершаемых в семье в отношении несо-
вершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Саратов, 2009.
7. Петров В.Е., Ибрагимова Д.М. Формирование мотивации нравственно-правового поведения у подростка-девианта // Вестник ВИПК МВД России. Домодедово, 2011. № 3 (19).
8. Поликашина О.В. О роли образовательных организаций в профилактике правонарушений несовершеннолетних // Наука и школа. Московский педагогический университет. 2016. № 6.
9. Репьев А.Г. Организационно-правовое регулирование профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции на административном участке с образовательным учреждением // Научный вестник Омской академии. 2016. № 4 (63).
10. Пензенскую школьницу избили пять ее сверстниц // О 2019 МИА «Россия сегодня». URL: https://ria.ru/20191027/1560267160.html (дата обращения 27.10.2019).
11. Избили школьника-инвалида. // ©2019 МИА «Россия сегодня». URL: https://ria. ru/20180329/1517553254.html?in=t (дата обращения 27.10.2019).
12. Грибанов E.B. Школьное насилие: меры профилактики и контроля (по материалам экспертного опроса) // Социологические исследования. Российская академия на)«. 2016. № 7 (387).
13. Собкин B.C., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. № 2.
14. Нападения учеников на школы в России // О 2019 МИА «Россия сегодня». URL: https://ria. ru/20180115/1512604042.html (дата обращения 27.10.2019).
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // О 1997—2019 КонсультантПлюс URL:http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 27.10.2019).
16. Приказ МВД России от 29 марта 2019 года № 205 «О несении службы участковым уполномоченных полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // О ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72188134/ (дата обращения 27.10.2019).