Научная статья на тему 'Актуальные вопросы повышения эффективности профилактической работы участкового уполномоченного полиции на закрепленном за ним административном участке'

Актуальные вопросы повышения эффективности профилактической работы участкового уполномоченного полиции на закрепленном за ним административном участке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2603
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ВЫЯВЛЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОТЧЕТ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ / DISTRICT POLICE COMMISSIONER / EFFECTIVENESS OF ADMINISTRATIVE POLICE ACTIVITY / PREVENTION OF OFFENSES / INDIVIDUAL PREVENTIVE WORK / IDENTIFICATION AND DISCLOSURE OF CRIMES / INTERACTION / REPORT TO THE PUBLIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркина Элеонора Викторовна, Сосновская Юлия Николаевна

Исследуются основные формы повышения эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции, а также формы индивидуальная профилактическая работа участкового уполномоченного полиции с гражданами, рассматриваются проблемы и перспективы индивидуальная профилактическая работа участкового уполномоченного полиции с гражданами, анализируется состояние правового регулирования в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маркина Элеонора Викторовна, Сосновская Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues on increasing the effectiveness of preventive work of the district police commissioner in the administrative area assigned to him

The article examines the main forms of increasing the effectiveness of the district police commissioners, as well as the forms of individual preventive work of the district police commissioner with citizens, examines the problems and prospects of individual preventive work of the district police commissioner with citizens, analyzes the state of legal regulation in this area.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы повышения эффективности профилактической работы участкового уполномоченного полиции на закрепленном за ним административном участке»

УДК 34

ББК 67

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ НА ЗАКРЕПЛЕННОМ ЗА НИМ АДМИНИСТРАТИВНОМ УЧАСТКЕ

ЭЛЕОНОРА ВИКТОРОВНА МАРКИНА,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.14 — административное право,

административный процесс;

ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА СОСНОВСКАЯ, доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.14 — административное право,

административный процесс E-mail: [email protected] Рецензент: доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат экономических наук И.В. Потапенкова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуются основные формы повышения эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции, а также формы индивидуальная профилактическая работа участкового уполномоченного полиции с гражданами, рассматриваются проблемы и перспективы индивидуальная профилактическая работа участкового уполномоченного полиции с гражданами, анализируется состояние правового регулирования в данной сфере.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, эффективность административной деятельности полиции, профилактика правонарушений, индивидуальная профилактическая работа, выявление и раскрытие преступлений, взаимодействие, отчет перед населением.

Annotation. The article examines the main forms of increasing the effectiveness of the district police commissioners, as well as the forms of individual preventive work of the district police commissioner with citizens, examines the problems and prospects of individual preventive work of the district police commissioner with citizens, analyzes the state of legal regulation in this area.

Keywords: district police commissioner, effectiveness of administrative police activity, prevention of offenses, individual preventive work, identification and disclosure of crimes, interaction, report to the public.

Проблема повышения эффективности администра- средств и времени. Как отмечается в научной литера-

тивной деятельности полиции вообще, а деятельности туре, содержательная ценность категории «эффектив-

участковых уполномоченных полиции (УУП) в частно- ность» состоит в том, что она объединяет в единый ком-

сти, сегодня, как никогда, актуальна. Связано это с це- плекс как вопросы социальной обусловленности норм

лым рядом проблем, возникающих в сфере внутренних права, так и вопросы их реализации и, тем самым, спо-

дел. Термин эффективность имеет различные аспекты собствует нахождению наиболее рациональных право-

своего значения, но традиционно под ним понимается вых средств, а также норм их реализации1. ситуация, при которой происходит достижение опти- Говоря о таких направлениях деятельности поли-

мального результата с наименьшими затратами сил, ции, как предупреждение и пресечение преступлений

и административных правонарушений, обеспечении правопорядка в общественных местах, нельзя не вспомнить о роли в рассматриваемой деятельности УУП. «Участковыми сегодня раскрывается каждое четвертое преступление. В 2013 году они провели работу с более чем 3 миллионами граждан, состоящими на профилактических учетах в органах внутренних дел. В общей сложности ими было рассмотрено свыше 10 миллионов обращений и заявлений. Первоочередная задача для нас сейчас — оптимизация функционала участковых, уточнение их полномочий по некоторым направлениям деятельности. Сегодня они завалены огромным количеством бумажной работы, что, безусловно, мешает эффективному выполнению служебных задач и самое главное сокращает время общения с населением. Большие надежды по изменению данного положения мы возлагаем на разработку и принятие решений по изменению уголовно-процессуального и уголовного законодательства...».2

Новые реалии, сложившиеся в России на данный момент времени, показывают, что важнейшим показателем деятельности полиции, как и других государственных органов по обеспечению прав и свобод граждан, является надлежащее осуществление разносторонних полномочий и обязанностей полицией, т. е. соблюдение установленных требований законности. Соблюдение или несоблюдение сотрудниками полиции этих требований существенно влияет на реализацию гражданами своих прав и свобод, а также формирует отношение и уровень доверия населения к указанным органам, способствует появлению социально желательных или нежелательных для правопорядка тенденций. Роль участковых уполномоченных полиции здесь весьма значительна, ибо именно они, при несении службы на закрепленной части территории того или иного муниципального образования, выполняют задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности. Решая эти и другие задачи, участковый уполномоченный руководствуется, прежде всего, Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»3, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации а также Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции4 и целым рядом других нормативных правовых актов МВД России. В своей деятельности участковый уполномоченный полиции руководствуется также за-

конами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах компетенции.

Необходимо отметить, что в сложившихся условиях нормативного регулирования, участковым уполномоченным полиции приходится работать как с лицами, состоящими на профилактическом учете, так и с населением, помощь которого немаловажна для эффективного выполнения поставленных задач в ходе индивидуальной профилактической работы участкового уполномоченного полиции.5

Под профилактикой, с нашей точки зрения, понимается средство борьбы с преступностью, с помощью которого осуществляется превентивная защита членов общества от преступлений. Профилактика правонарушений способствует, например, улучшению «качества жизни людей», обеспечивая им возможность нормальной общественно полезной деятельности, очищая непосредственные условия их жизни от «социальных» болячек.

Сегодня в ряде регионов Российской Федерации отмечается острая нехватка кадров в службе участковых уполномоченных полиции, в связи с чем возникает следующая проблема — участковые уполномоченные вынуждены обслуживать несколько административных участков, что влечет за собой увеличение нагрузки. Следовательно, упускаются важные направления профилактической работы, подразделения территориальных органов внутренних дел лишаются возможности получить своевременную и необходимую информацию о лицах, которые могли бы совершить правонарушение. Складывается практика, которая, к сожалению, не позволяет сотрудникам органов внутренних дел адекватно оценить ситуацию в сфере деликтности той или иной группы лиц, проживающих на соответствующей территории.6

Напомним, что основными направлениями деятельности участковых уполномоченных полиции являются:

• совершенствование нормативно-правовых основ деятельности участкового уполномоченного полиции;

• создание условий для обеспечения единой правоприменительной практики;

• стимулирование сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих результативную профилактическую работу среди населения, направленную на социализацию, организацию занятости и досуга; повышение правосознания;

• пропагандистская работа, имеющая целью повышение статуса участкового уполномоченного полиции, работающего непосредственно с населением, проживающим на территории муниципального образования, как одного из ключевых инструментов государственной системы профилактики правонарушений.7

Среди наиболее приоритетных общих направлений деятельности участковых уполномоченных по-

лиции были и остаются такие, как защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, производство по делам об административных правонарушениях. Организация деятельности участковых уполномоченных полиции по этим направлениям требует дальнейшей оптимизации и совершенствования. В основу разработки новых концептуальных подходов к организации деятельности указанной категории сотрудников, как уже отмечалось, должны быть положены безоговорочное следование принципам уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; законности; открытости и публичности; беспристрастности; взаимодействия и сотрудничества; общественного доверия и поддержки граждан; использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Немаловажное значение приобретает поиск новых форм организации и осуществления надлежащего взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества. В Наставлении по организации деятельности участковых уполномоченных полиции определено, что участковый уполномоченный полиции при несении службы осуществляет взаимодействие с общественными объединениями и гражданами. Важную роль в профилактике и выявлении преступлений и административных правонарушений играют многочисленные общественные формирования правоохранительной направленности(народные дружины, казаки и т.д.), свидетельствуют об этом и статистические данные. Так, в Российской Федерации образованы и действуют 44,2 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности (более 435 тыс. человек), в том числе 15 тыс. народных дружин (свыше 194 тыс. человек), а также около 800 казачьих дружин (51 тыс. человек). Существенный вклад в предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений вносят внештатные сотрудники полиции, их количество составляет свыше 57 тыс. человек. С участием членов общественных формирований правоохранительной направленности за 2011 г. раскрыто 132337 преступлений, в том числе народными дружинниками — 18998, казачьими дружинами — 4454. Выявлено около 433929 административных правонарушений, в том числе 278426 — народными дружинниками, казачьими дружинами — 61745. С их участием задержано 386143 правонарушителя, в том числе народными дружинниками — 241888, казачьими дружинами — 51349. С участием членов общественных формирований задержано 22794 лица, совершивших преступления, в том числе народными дружинниками — 12484, казачьими дружинами — 2015 человек8.

Участковый уполномоченный полиции является ключевой фигурой в полиции, обеспечивающей профилактику правонарушений и преступлений, безо-

пасность жизни и здоровья граждан. Для повышения эффективности работы участкового уполномоченного, как нам представляется, необходимы, в частности, следующие мероприятия:

• осуществить разделение деятельности участковых уполномоченных по административным участкам, не только по их качественным характеристикам, но и на законодательном уровне закрепить разделение по численности населения подконтрольного административного участка;

• обеспечить уменьшение перечня случаев, при которых начальник территориального органа МВД России на районном уровне может своим решением привлекать участкового уполномоченного к работе, непосредственно не входящей в функциональные обязанности участкового уполномоченного;

• наделение старшего участкового уполномоченного правом подписывать (утверждать) документы, подготовленные не только им самим, но и другими участковыми уполномоченными, закрепленными на его зоне обслуживания;

• повысить материальное и техническое обеспечение службы участковых, в том числе, служебными помещениями, особенно УУП, находящихся(несущих службу) в отдалении от районных ОВД.

1 См.: Рогачева О.С. Эффективность норм административ-но-деликтного права. Воронеж, 2011. С. 337.

2 См.: http://ppt.ru/news/115177. Теперь на службу в полицию нельзя попасть, не имея личного поручителя. Все руководители должностью отвечают за проступки подчиненных. Число желающих служить в полиции впервые вдвое превысило количество вакансий. Об этих и других важных изменениях службе правопорядка рассказал в интервью «Российской Газете» 11 февраля 2013 г. Министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев.

3 Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900; 2013. N 26. Ст. 3207.

4 Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета. 27.03.2013.

5 Организация деятельности участковых уполномоченных полиции: учебное пособие / А.Н. Кокорев, М.С. Лаврентьева. -М.: КНОРУС, 2012. С. 113-115.

6 Захаров А.А., Трунцевский Ю.В., Хачатрян А.С. Основные подходы к содержанию и организации деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений и иных правонарушений // Российский следователь. 2010. № 8.

7 Заседание Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 29 июня 2011 г. URL:htt:www.mvd.ru. (дата обращения 10.09.2011).

8 Волков С. Ю. Основные проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции и пути их преодоления // Труды ВИПК МВД России. Вып. 34: Актуальные проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции [Текст]: Материалы внутриведомственного круглого стола / Сост. Е. В. Дремова. Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. С. 73 — 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.