Научная статья на тему 'Оценка эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции на основе статистических данных: анализ, планирование, прогнозирование'

Оценка эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции на основе статистических данных: анализ, планирование, прогнозирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4119
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / СТАТИСТИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВОВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / NEIGHBORHOOD POLICE COMMISSIONER / STATISTICS / ORGANIZATION ACTIVITY / LEGAL PREFERENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репьев А. Г.

В статье представлены организационно-правовые и управленческие аспекты использования руководителем подразделения участковых уполномоченных полиции статистических данных в процессе повседневной организации их деятельности, позволяющие в совокупности повысить ее эффективность. Освещены проблемы формирования и анализа статистической отчетности о результатах деятельности участковых уполномоченных полиции, предложены пути их решения в целях успешного планирования и прогнозирования результатов оперативно-служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Репьев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Statistics to Evaluate Professional Performance by Neighborhood Police Commissioners: Analysis, Planning, Forecasting

The article offers a review of organizational, legal and managerial aspects of how heads of neighborhood police services can use statistics to optimize the everyday functioning of neighborhood police commissioners under their command. The author also proposes ways to solve problems encountered in putting together and analyzing statistical reports about neighborhood policing. The hope is better reporting will make for better planning and forecasting in this field of police work.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции на основе статистических данных: анализ, планирование, прогнозирование»

А. Г. РЕПЬЕВ,

старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел,

кандидат юридических наук (Барнаульский юридический институт МВД России)

A. G. REPYEV, Candidate of Law,

Senior Lecturer at the Department of Administrative Law and Administrative Functioning of Law Enforcement Bodies and Units (Barnaul Law Institute of the Interior Ministry of Russia)

УДК 311.312:351.74

Оценка эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции на основе статистических данных: анализ, планирование, прогнозирование

Use of Statistics to Evaluate Professional Performance by Neighborhood Police Commissioners: Analysis, Planning, Forecasting

В статье представлены организационно-правовые и управленческие аспекты использования руководителем подразделения участковых уполномоченных полиции статистических данных в процессе повседневной организации их деятельности, позволяющие в совокупности повысить ее эффективность. Освещены проблемы формирования и анализа статистической отчетности о результатах деятельности участковых уполномоченных полиции, предложены пути их решения в целях успешного планирования и прогнозирования результатов оперативно-служебной деятельности.

Участковый уполномоченный полиции, статистика, организация деятельности, правовые преимущества.

The article offers a review of organizational, legal and managerial aspects of how heads of neighborhood police services can use statistics to optimize the everyday functioning of neighborhood police commissioners under their command. The author also proposes ways to solve problems encountered in putting together and analyzing statistical reports about neighborhood policing. The hope is better reporting will make for better planning and forecasting in this field of police work.

Neighborhood police commissioner, statistics, organization activity, legal preferences.

Современный руководитель, стремящийся быть компетентным в области правоведения, управленческих и социальных процессов, должен уметь работать со статистической информацией. Статистика как область информационного ресурса направлена на изучение всех сфер жизни, исследование различных общественных явлений. Преступления и иные правонарушения, а также меры, принимаемые для их предупреждения, здесь не исключение.

В условиях реформирования и оптимизации органов внутренних дел, и в первую очередь служб аппарата управления, функции по организационно-аналитической работе в каждом конкретном подразделении возлагаются на соответствующих руководителей. Эта деятельность включает в себя как учет, изучение и анализ основных результатов оперативно-служебной деятельности подчиненных сотрудников, так и выработку мер по повышению

ее эффективности. Без изучения основных организационно-научных и правовых компонентов формирования статистической отчетности подразделений участковых уполномоченных полиции (далее — УУП) достичь высоких показателей оперативно-служебной деятельности достаточно трудно.

Деятельность УУП — это сложная система организационно-распорядительных, правоприменительных и правореализационных действий, связанных непосредственно с социальной средой. Она имеет свои специфические количественные и качественные характеристики, отличные от деятельности иных подразделений органов внутренних дел (следствия, дознания, уголовного розыска и др.).

Показателями оценки деятельности подразделений УУП являются:

— регистрация и учет преступлений и административных правонарушений, выявленных подчиненным личным составом; лиц, их совершивших; уголовных дел, возбужденных и оконченных производством, материалов; протоколов;

— проведение сверок учетных данных со статистическими данными информационных центров соответствующих территориальных органов МВД России на региональном уровне;

— осуществление контроля за полнотой и своевременностью регистрации сообщений, иной информации о преступлениях и правонарушениях;

— реализация контроля за своевременностью представления и качеством оформления подчиненными сотрудниками документов первичного учета, в том числе формирующих оперативно-справочные, разыскные и криминалистические учеты регионального и федерального уровней;

— обеспечение контроля за полнотой и объективностью сведений, отражаемых в документах первичного учета (об участии сил и средств в выявлении, раскрытии преступления, в установлении лиц, совершивших преступления, и др.);

— подготовка и доклад руководству территориального органа МВД России на районном уровне справочной и иной аналитической информации о результатах деятельности УУП.

Исследование эффективности деятельности УУП применительно к необходимости ее оценки и прогнозирования должно опираться на источник получения первичных данных, среди которых можно выделить нижеприведенные.

1. Официальные документально-справочные материалы (книга учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; журнал учета приема граждан, их обращений и заявлений) [4]; протоколы, рапорты, докладные записки, статистические отчеты сотрудников УУП, а также иные документированные источники.

2. Материалы о выполнении плановых мероприятий (целевые региональные и районные комплексные программы профилактики, план основных организационных мероприятий, план профилактики правонарушений и преступлений территориальных органов МВД России на региональном уровне и др.).

3. Информация, поступающая из органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Ряд направлений их деятельности тесно связан со службой УУП, в связи с чем руководителю подразделения УУП необходимо располагать сведениями о показателях работы общественных объединений правоохранительной направленности (народные дружины, казачество, оперативные молодежные отряды дружинников и т. д.), советов общественности и иных коллективных форм участия граждан в охране общественного порядка (общественные комиссии, советы отцов, бабушек и др.) [1, 2].

4. Материалы центральных и местных средств массовой информации. На каждом уровне организации управленческой деятельности — от непосредственного начальника отдела (отделения) УУП и ПДН территориального органа МВД России на районном уровне до руководителя подразделения по организации деятельности УУП на региональном уровне — должна быть выработана практика повседневного мониторинга средств массовой информации и оперативного реагирования на их сообщения, а также учета общественного мнения. Одним из критериев соотношения конкретных статистических показателей деятельности УУП и оценки населением его работы выступает проведение ежегодного конкурса «Народный участковый»1.

5. Материалы различных социологических исследований, оценок, прогнозов, проводимых в регионе научными учреждениями, общественными институтами и фондами, в том числе с участием органов внутренних дел; научная и специальная литература.

Сбор и проверка первичного материала являются первым этапом статистического исследования. Следующим этапом исследования является сводка. Так, обобщив итоги работы подчиненного личного состава2, начальник подразделения на основе рапортов всех участковых уполномоченных полиции формирует итоговую таблицу статистических показателей работы. Разработка показателей и критериев

1 О ежегодном Всероссийском конкурсе МВД России «Народный участковый»: приказ МВД России от 27 июля 2012 г. № 727 (в ред. от 30.12.2015).

2 Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166

(в ред. от 08.09.2016).

оценки деятельности УУП имеет определенные объективные сложности, которые вызваны прежде всего многофункциональностью данной службы, большим объемом выполняемых задач, количественной неопределенностью ряда параметров ее функционирования как системы, наличием латентных факторов, влияющих на конечные результаты деятельности, недостаточным качеством исходной статистической базы и иными обстоятельствами.

При определении критериев оценки деятельности УУП следует учитывать их роль в повышении эффективности профилактической работы, методов воздействия на складывающуюся обстановку.

Одной из наиболее перспективных является методика оценки деятельности УУП, основанная на использовании балльных индексов. Ее суть состоит в том, что каждому направлению работы с учетом важности и весомости присваивают определенный индекс (количественный показатель) на условную единицу затрачиваемого труда (уголовное дело, мероприятие и т. п.). Затем путем умножения единиц работы на соответствующий индекс получают сумму баллов, на основе которых делаются выводы о напряженности выполненной работы. Так, административные правонарушения, как и преступления, характеризуются показателями абсолютного количества, уровня, структуры, динамики, территориальной и ведомственной распространенности. Применительно к службе УУП изучаются наиболее распространенные нарушения — мелкое хулиганство (ст. 20.1), несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре (ст. 19.24), употребление наркотических средств, психотропных веществ (ст. 6.8—6.10, ч. 2 ст. 20.20)3 и др.

Руководителям служб УУП на местах необходимо помнить, что аналитическое исследование обстановки, складывающейся в сфере профилактической работы на административном участке, индивидуально-профилактической работы с лицами, состоящими на учете в органах внутренних дел, пресечения нарушений административного законодательства, не менее значимо, чем изучение преступности. Отсюда вытекает задача обеспечения необходимого уровня аналитической работы для оценки этого важного элемента оперативной обстановки.

Для реализации вышеизложенных положений, совершенствования информационного обеспечения органов внутренних дел, а также повышения эффективности деятельности террито-

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 07.02.2017) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1; 2017. № 1 (ч. I). Ст. 47.

риальных органов МВД России на региональном и районном уровнях ГУОООП МВД России активно внедряется в практическую деятельность Сервис обеспечения охраны общественного порядка (далее — СООП). На перспективность такого направления, как использование в служебной деятельности современных информационных технологий, не раз обращалось внимание ученого сообщества [5].

СООП позволяет формировать статистические показатели о результатах оперативно-служебной деятельности подразделений системы МВД России не только в автоматизированном виде через интегрированные банки данных федерального (ИБД-Ф) и регионального (ИБД-Р) уровней. Предусмотрена также возможность поиска данных по запросам с различными критериями. Вместе с тем, исходя из опыта практической апробации указанного сервиса, эта деятельность будет осложнена рядом факторов.

В первую очередь возникает вопрос об оснащении УУП персональными компьютерами и оргтехникой. Безусловно, за последние годы данный компонент оперативно-служебной деятельности серьезным образом укрепился. Проведенное нами исследование показало, что в целом обеспеченность по стране достаточно высока (в среднем она составляет 73,2 %), а в отдельных регионах (ГУ МВД России по Ставропольскому краю) достигает 90 %4. Вместе с тем при организации информационно-аналитической и статистической работы ключевое значение приобретает наличие компьютеров, подключенных к ресурсам интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы (далее — ИМТС).

Другой проблемой является внесение информации в компоненты СООП и ее корректировка. Очевидно, что данный процесс достаточно трудоемок и продолжителен по времени. Проведенное нами исследование показывает, что в среднем время, затрачиваемое УУП в городах страны на выполнение всех служебных обязанностей, составляет от 21 часа 42 минут до 24 часов 48 минут, в сельской местности — от 18 часов 30 минут до 21 часа 00 минут. Принимая во внимание сложившуюся в отдельных субъектах острую нехватку кандидатов на должности УУП (средний некомплект по стране превышает 5 %), необходимо отметить, что это приводит к увеличению

4 Автором настоящей работы изучены результаты оперативно-служебной, профилактической, уголовной и административной деятельности, а также показатели укомплектованности штатной численности, обеспеченности компьютерами и оргтехникой подразделений УУП 19 субъектов Российской Федерации: республик Дагестан и Татарстан; Алтайский, Краснодарский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский края; Астраханская, Белгородская, Вологодская, Калининградская, Кемеровская, Курганская, Мурманская, Новосибирская, Пензенская, Рязанская, Свердловская и Тамбовская области.

нагрузочных показателей на действующих сотрудников. Так, в УМВД России по Приморскому краю некомплект в подразделениях УУП составляет 9,5 % от штатной численности личного состава, в ГУ МВД России по Новосибирской области и УМВД России по Рязанской области — 12,9 % и 14,0 %, соответственно. В этой связи необходимо предусмотреть дополнительные меры по укомплектованию штатной численности подразделений УУП за счет социальных и правовых преимуществ, например, льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий сотрудникам полиции, увольняемым с должностей УУП. В современных экономических условиях, с учетом специфики работы со статистическими сведениями, решение проблемы внесения ин-

формации в компоненты СООП и ее корректировки допустимо путем введения в штат службы дополнительных единиц из числа работников. Безусловно, при организации данной работы особую важность приобретают обеспечение информационной безопасности при эксплуатации различных ведомственных статистических и справочных ресурсов и систем, а также защита персональных данных [3].

Отмеченные аспекты при их правильной реализации непременно должны сказаться на повышении эффективности повседневной деятельности УУП, оптимизации рационального использования личного состава по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности.

Список литературы:

References:

1. Гугунский А. Н, Ильин П. О. К вопросу о 1. правовых основах участия граждан в охране общественного порядка // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38).

2. Зайцев И. А., Репьев А. Г. О некоторых проб- 2. лемах совершенствования законодательства

в сфере участия граждан в охране общественного порядка // Административное право и процесс. 2015. № 3.

3. Лебедев В. Н. Система технической защиты 3. персональных данных в органах внутренних дел Российской Федерации: основные положения и элементы // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 1 (29).

4. Репьев А. Г. Обеспечение прав и законных ин- 4. тересов личности при рассмотрении участковым уполномоченным полиции заявлений и сообщений граждан: региональный аспект // Вестник Томского государственного университета. Право. 2016. № 2 (20). 5.

5. Степанов О. А. О перспективах использования информационных технологий в рамках государственного строительства в российском обществе // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2 (34).

Gugunskij Al. N., Il'in P. O. K voprosu o pravo-vyh osnovah uchastiya grazhdan v ohrane ob-shchestvennogo poryadka // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 2 (38). Zajcev I. Al., Repev Al. G. O nekotoryh proble-mah sovershenstvovaniya zakonodatel'stva v sfere uchastiya grazhdan v ohrane obshchest-vennogo poryadka // Administrativnoe pravo i process. 2015. № 3.

Lebedev V. N. Sistema tekhnicheskoj zashchity personal'nyh dannyh v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii: osnovnye polozheniya i ehlementy // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2014. № 1 (29). Repev A. G. Obespechenie prav i zakonnyh interesov lichnosti pri rassmotrenii uchastkovym upolnomo-chennym policii zayavlenij i soobshchenij grazhdan: regional'nyj aspekt // Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogo universiteta. Pravo. 2016. № 2 (20). Stepanov O. A. O perspektivah ispol'zovaniya in-formacionnyh tekhnologij v ramkah gosudarstven-nogo stroitel'stva v rossijskom obshchestve // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2015. № 2 (34).

E-mail: [email protected]

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.