Научная статья на тему 'Индивидуальная профилактика в деятельности участкового уполномоченного полиции в современный период'

Индивидуальная профилактика в деятельности участкового уполномоченного полиции в современный период Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5418
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / THE DISTRICT COMMISSIONER OF POLICE / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / БОЛЬНЫЕ АЛКОГОЛИЗМОМ ИЛИ НАРКОМАНИЕЙ / ALCOHOLICS OR DRUG ADDICTS / ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / OFFENSES IN THE SPHERE OF FAMILY RELATIONS / НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / INFORMAL YOUTH ASSOCIATIONS OF ILLEGAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришаков Алексей Геннадьевич

В статье анализируются правовые и организационные аспекты индивидуальной профилактической работы участкового уполномоченного полиции с лицами, состоящими на профилактическом учете и проживающими на административном участке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гришаков Алексей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual prevention in practice of the district commissioner of police in modern period

The article analyzes the legal and organizational aspects of individual preventive work the district commissioner of police with persons who are on the register and living at the administrative area.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная профилактика в деятельности участкового уполномоченного полиции в современный период»

2. Federalnyiy zakon RF ot 19 iyulya 2011 g. № 247-FZ «O sotsialnyih garantiyah sotrudnikam organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyiy resurs]: Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 07.02.2014).

3. Federalnyiy zakon RF ot 30 noyabrya 2011 № 342-FZ «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyiy resurs]: Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 07.02.2014).

4. Prikaz MVD Rossii ot 3 iyulya 2012 g. № 663 «Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii podgotovki kadrov dlya zamescheniya dolzhnostey v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyiy resurs]: Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 07.02.2014).

5. Prikaz MVD ot 25 iyunya 2012 g. № 630 «Ob utverzhdenii Poryadka vremennogo otstraneniya sotrudnika organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii ot vyipolneniya sluzhebnyih obyazannostey» [Elektronnyiy resurs]: Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 07.02.2014).

6. Prikaz MVD ot 31 yanvarya 2013 g. № 65 «Ob utverzhdenii Poryadka obespecheniya denezhnyim dovolstviem sotrudnikov organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyiy resurs]: Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 07.02.2014).

7. Prikaz MVD ot 15 avgusta 2011 g. № 942 «O poryadke privlecheniya sotrudnikov organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii, ne yavlyayuschihsya sotrudnikami politsii, a takzhe stazherov k vyipolneniyu obyazannostey, vozlozhennyih na politsiyu» [Elektronnyiy resurs]: Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 07.02.2014).

8. Kostennikov, M. V, Kurakin, A. V Printsipyi organizatsii deyatelnosti rossiyskoy politsii // Gosudarstvo i pravo. - 2012. - № 7. - S. 31-39.

9. Maltsev, E. P. Distsiplinarnoe prinuzhdenie v sisteme organov vnutrennih del (politsii): materialno-pravovyie i protsessualnyie aspektyi // Aktualnyie voprosyi yuridicheskih nauk : materialyi mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, noyabr 2012 g.). - 2012. - S. 29-32.

УДК 351.745 А.Г. Гришаков*

Индивидуальная профилактика в деятельности участкового уполномоченного полиции в современный период

В статье анализируются правовые и организационные аспекты индивидуальной профилактической работы участкового уполномоченного полиции с лицами, состоящими на профилактическом учете и проживающими на административном участке.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, административный надзор, больные алкоголизмом или наркоманией, правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, неформальные молодежные объединения противоправной направленности.

A.G. Grishakov*. Individual prevention in practice of the district commissioner of police in modern period. The article analyzes the legal and organizational aspects of individual preventive work the district commissioner of police with persons who are on the register and living at the administrative area.

Keywords: the district commissioner of police, administrative supervision, alcoholics or drug addicts, offenses in the sphere of family relations, informal youth associations of illegal orientation.

В современный период правовое регулирование деятельности российской полиции и подразделений участковых уполномоченных полиции претерпело существенные изменения, в т.ч. в период 2010-2013 гг., когда был принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих основные направления деятельности органов внутренних дел.

В целях совершенствования организации деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений, повышения их роли в защите основных прав граждан и обеспечении правопорядка на административных участках было утверждено Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции [7] (далее - Наставление УУП). Указанное Наставление УУП

* Гришаков, Алексей Геннадьевич, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел, кандидат юридических наук. Барнаульский юридический институт МВД России. Адрес: Россия, 656038, г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 49. Тел.: (8-3852) 379-288. E-mail: grishakov@duimvd.ru.

* Grishakov, Alexey Gennadyevich, head of the department of administrative law and administrative activities of internal affairs, PhD. Barnaul Law Institute of the Russian Interior Ministry. Address: Russia, 656038, Barnaul, Chkalov str., 49. Tel 49 (8-3852) 379-288. E-mail: grishakov@ buimvd.ru.

© Гришаков А.Г., 2014

Гришаков А.Г. Индивидуальная профилактика в деятельности участкового уполномоченного полиции.

заменило ранее действовавшую Инструкцию, утвержденную приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» [4], устаревшую как в правовом, так и в организационном аспекте. Более того, в целях эффективности обеспечения правопорядка в сельских поселениях 19 ноября 2013 г. приказом МВД России № 919 была утверждена целевая программа «Сельский участковый» [11] со сроками реализации 2014-2015 гг.

Согласно Наставлению УУП, для предупреждения на обслуживаемом участке преступлений и административных правонарушений участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу с лицами, состоящими на профилактическом учете. Сегодня вопросам профилактики со стороны участковых уполномоченных полиции уделяется особое внимание, и не только теоретиками [1], но и практическими сотрудниками полиции. В этой связи в рамках данной статьи хотелось бы обратить внимание на отдельные категории лиц, в отношении которых участковым уполномоченным полиции осуществляется профилактика.

В соответствии с Наставлением УУП, участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу с гражданами, состоящими на профилактическом учете. В частности, с освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, в отношении которых судом установлены временные ограничения прав и свобод и обязанности, предусмотренные федеральными законами (т.е. поднадзорными лицами). Следовательно, указанной категории лиц при наличии соответствующих оснований [12, 14], судьей может устанавливаться административный надзор.

Ранее в своих работах мы уже акцентировали внимание на том, что в последние годы административный надзор и изменения, произошедшие в федеральном законодательстве, активно обсуждаются как практиками, так и представителями науки [2, с. 15]. В связи с этим хотелось бы вновь вернуться к обозначенной теме и обратить внимание на содержание п. 63.1 Наставления УУП, в котором, на наш взгляд, имеются явные противоречия.

Так, после перечисления поднадзорных лиц в тексте указанного пункта закреплено: «а также освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего». Из этого следует, что данные граждане также ставятся на профилактический учет и с ними проводится индивидуальная профилактическая работа. Между тем обозначенная категория не состоит на профилактическом учете, а отражается участковым уполномоченным полиции в списках лиц ранее судимых.

К примеру, в ГУ МВД России по Алтайскому краю на 1 января 2014 г. числилось 4133 ранее судимых лица, подлежащих постановке под административный надзор при наличии соответствующих условий. При этом на текущий момент административный надзор осуществляется только в отношении 1013 граждан, что составляет 19,69 % общего массива лиц, подпадающих под действие федерального закона [6].

Исходя из вышесказанного, полагаем, что п. 63.1 Наставления УУП необходимо привести в соответствие с законодательством, исключив из него такую категорию лиц, как освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Федеральным законодательством [15] определены сроки и ограничения, которые могут устанавливаться поднадзорным лицам. Например, запреты на пребывание в определенных местах, посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, выезд за установленные пределы территории, а также обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Участковый уполномоченный полиции обязан периодически проводить с поднадзорными лицами индивидуальную профилактическую работу, в ходе которой получает от них объяснения в устной или письменной форме, в т.ч. по вопросам нарушения ими установленных судом административных ограничений и невыполнения возложенных на них обязанностей. По результатам проведенных на обслуживаемом административном участке индивидуальных бесед с поднадзорными лицами участковый уполномоченный полиции вносит полученную информацию в лист учета профилактических мероприятий, образец которого определен ведомственным нормативным правовым актом [8].

Следующая категория субъектов, в отношении которых участковым уполномоченным полиции осуществляется индивидуальная профилактическая работа, - это лица, больные алкоголизмом или наркоманией, состоящие на учете в медицинской организации и представляющие опасность для окружающих. Действующим законодательством определено, что деятельность полиции осуществляется по основным направлениям, среди которых приоритетными являются защита личности, общества и государства от противоправных посягательств, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений [14].

Для реализации данных направлений правоприменительной деятельности на полицию возлагаются определенные обязанности, среди которых совместное участие с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений [14].

В то же время следует подчеркнуть, что если в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и представляющими опасность для окружающих, существуют определенные критерии [9], раскрывающие такую опасность, то в отношении больных алкоголизмом и наркоманией они не установлены. По нашему мнению, словосочетание «представляющие опасность для окружающих» в связи с отсутствием в законодательстве четкой формулировки может интерпретироваться участковыми уполномоченными полиции по-разному. Более того, практические сотрудники полиции указывают на необходимость детального разъяснения указанного понятия в Наставлении УУП, а также регламентации порядка постановки данной категории лиц на профилактический учет, с чем, на наш взгляд, нельзя не согласиться.

Кроме этого, по мнению преобладающего большинства руководителей территориальных подразделений участковых уполномоченных полиции, одной из немаловажных проблем в осуществлении контроля за лицами, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел, является отсутствие на федеральном уровне нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия МВД России и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В подтверждение обозначенной проблемы необходимо отметить, что участковым уполномоченным полиции должна не реже одного раза в квартал проводиться индивидуальная профилактическая беседа с лицами, больными алкоголизмом или наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации и представляющими опасность для окружающих. Обязательным условием для постановки таких лиц на профилактический учет в органе внутренних дел является их нахождение на учете в медицинской организации.

В Наставлении УУП закреплено, что профилактический учет граждан, проживающих на административном участке, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы устанавливается решением начальника территориального органа МВД России при поступлении медицинских документов из медицинской организации на лицо, больное алкоголизмом или наркоманией, состоящее на учете в медицинской организации и представляющее опасность для окружающих. Кроме этого, профилактический учет может быть установлен при поступлении рапорта участкового уполномоченного полиции на имя начальника территориального органа МВД России, согласованного с начальником отдела участковых уполномоченных полиции, о необходимости постановки на профилактический учет гражданина, больного алкоголизмом или наркоманией, состоящего на учете в медицинской организации и представляющего опасность для окружающих.

В целях реализации обозначенных требований Наставления УУП, проведения профилактических мероприятий с лицами, больными алкоголизмом и наркоманией, в т.ч. для предупреждения с их стороны правонарушений и своевременной постановки на профилактический учет, в ряде регионов существовала практика направления запросов в территориальные медицинские организации о предоставлении информации по данным лицам. Во всех случаях в предоставлении необходимой информации органам внутренних дел было отказано в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим защиту персональных данных [13] и врачебную тайну [16].

К примеру, МВД по Республике Коми было направлено информационное письмо [5] в Министерство здравоохранения Республики Коми с просьбой разъяснения по фактам отказов в предоставлении органам внутренних дел интересующей информации. По результатам рассмотрения данного обращения все отказы медицинских организаций по предоставлению сведений в отношении рассматриваемых категорий граждан были признаны законными и обоснованными.

В то же время нельзя игнорировать и мнение практических сотрудников полиции о целесообразности постановки на профилактический учет отдельных категорий граждан. В частности, ГУ МВД России по Алтайскому краю при подготовке предложений по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных полиции для последующего включения в Наставление УУП обосновывалась необходимость исключения лиц, больных алкоголизмом или наркоманией и представляющих опасность для окружающих, с профилактических учетов. Основанием для исключения из профилактического учета данных субъектов являлись также многочисленные отказы медицинских организаций по предоставлению информации на поступающие запросы о лицах, состоящих у них на учетах, со ссылкой на законодательство, согласно которому информация в органы внутренних дел предоставляется только в случае возбуждения уголовного дела в отношении интересующего гражданина. При этом в качестве альтернативы ГУ МВД России по Алтайскому краю предлагалось закрепление полномочий участковых уполномоченных полиции по ведению на административных участках списков таких лиц, но данная инициатива была отклонена.

Соответственно, следует констатировать, что вышеназванные обстоятельства не позволяют участковым уполномоченным полиции территориальных органов МВД России в полном объеме исполнять обязанности, возложенные на полицию федеральным законодательством. В связи с этим, безусловно, назрела необходимость разработки совместного нормативного правового акта МВД России и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который будет определять не только порядок взаимодействия, но и обмена информацией о лицах, больных алкоголизмом или наркоманией и представляющих непосредственную опасность для окружающих.

Далее необходимо рассмотреть и такую категорию граждан, как лица, совершившие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющие опасность для окружающих, в отношении которых участковым уполномоченным полиции осуществляется профилактическая работа. Семейно-бытовые конфликты зачастую заканчиваются не только совершением административных

Гришаков А.Г. Индивидуальная профилактика в деятельности участкового уполномоченного полиции...

правонарушений, но и преступлений в отношении одного из участников возникшей ссоры. Соответственно, участковый уполномоченный полиции должен знать на обслуживаемом административном участке всех лиц, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения повторных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, и проводить с ними индивидуальную профилактику.

Учитывая, что рассматриваемые административные правонарушения совершаются, как правило, не внезапно, а в результате длительных неприязненных отношений друг к другу, участковому уполномоченному полиции необходимо заблаговременно применять меры профилактического воздействия. В данном случае основной целью профилактики в сфере семейно-бытовых отношений является снятие психологического напряжения в конкретной семье или в отношениях между близкими родственниками, сожителями, соседями, знакомыми и иным окружением субъекта.

Важным моментом профилактики является обязанность участкового уполномоченного полиции ежедневно интересоваться в дежурной части отдела полиции о поступивших заявлениях, сообщениях и иной оперативной информации по вопросам семейно-бытовых конфликтов от лиц, проживающих на подведомственном административном участке. Целесообразно также давать задания внештатным сотрудникам полиции на получение информации от третьих лиц о поведении в быту «конфликтных» граждан, а также на раннее выявление семейно-бытовых конфликтов в «неблагополучных» семьях.

Кроме индивидуальной профилактической работы участкового уполномоченного полиции посредством периодического посещения таких лиц по месту жительства и составлением бесед с ними и членами их семьи, рекомендуется использовать помощь общественности, например, представителей ТСЖ, старших по подъездам, соседей, и иных граждан. При этом в каждом конкретном случае содержание профилактического воздействия на подконтрольное лицо будет определяться особенностями его личности и окружающей социальной микросредой.

Также следует указать, что в Наставлении УУП была закреплена еще одна категория лиц, состоящих на профилактических учетах, а именно, лица, совершившие административные правонарушения против порядка управления, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивно-массовых, культурно-массовых, религиозных и иных общественно значимых мероприятий. В ранее действовавшей Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N° 900, «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» [4] в отношении данной категории граждан профилактический учет не осуществлялся.

В своих работах мы уже отмечали, что в последние годы актуальными становятся вопросы, связанные с участием граждан в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях или пикетированиях, а также с проведением мероприятий, не подпадающих под признаки публичных, но вызывающих большой общественный резонанс в средствах массовой информации [3, с. 59]. Федеральным законом от 8 июня 2012 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [10] были внесены изменения и дополнения в отдельные составы, предусматривающие административную ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

Безусловно, произошедшие изменения отчетливо выражают позицию государства по отношению к правонарушителям, совершившим деяния против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности при проведении каких-либо публичных акций, которая находит свое отражение в законотворчестве последних лет. В целях предупреждения повторных противоправных действий со стороны указанных лиц, а также контроля за их поведением в быту, в отношении них в Наставлении УУП был установлен профилактический учет.

С данной категорией граждан проводятся индивидуальные профилактические беседы, ведется постоянное наблюдение за их поведением, образом жизни и кругом общения. Кроме этого, участковый уполномоченный полиции периодически осуществляет опрос близких родственников таких лиц, соседей и других заинтересованных субъектов. В случаях нарушения подконтрольными лицами действующего законодательства, в отношении них могут применяться меры административного принуждения.

Рассмотреть в рамках данной статьи всех профилактируемых лиц, перечисленных в разд. УШ Наставления УУП, к сожалению, не представляется возможным, в связи с чем в завершение хотелось бы остановиться на лицах, входящих в неформальные молодежные объединения противоправной направленности. Ранее указанная категория граждан, как и предыдущая, не ставилась на профилактический учет органов внутренних дел.

В соответствии с Наставлением УУП участковый уполномоченный полиции обязан проводить индивидуальную профилактическую работу с лицами, состоящими на профилактическом учете входящими в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Между тем, рассматриваемым нормативным правовым актом не разъяснен порядок постановки вышеуказанной категории граждан на профилактический учет органов внутренних дел, на что также неоднократно обращали внимание участковые уполномоченные полиции.

Например, члены неформальных молодежных объединений, такие как футбольные фанаты, скинхеды, готы, панки, рэперы, металлисты, свободные неформалы и другие на практике ставятся на оперативный контроль оперативными подразделениями органов внутренних дел. При этом основания,

сроки и порядок предоставления участковому уполномоченному полиции сведении о данных лицах ведомственными приказами не определен, что, в свою очередь, может создавать определенные проблемы.

В связи с этим некоторые практики считают, что решение данного вопроса может быть реализовано посредством принятия ведомственного нормативного правового акта, регулирующего порядок обмена информацией о вышеуказанных лицах между оперативными сотрудниками и участковыми уполномоченными полиции. Другие полагают, что такой необходимости нет, т.к. в преобладающем большинстве территориальных подразделений МВД России вопросы взаимодействия и обмена информацией между структурными подразделениями полиции решаются без проблем в рабочем порядке, и все зависит от правильной организации работы смежных подразделений.

Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что в Наставление УУП необходимо внести некоторые изменения. В частности, п. 63.1 целесообразнее изложить в новой редакции следующего содержания: «Освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, которым судом установлен административный надзор».

Кроме этого, необходимо в ближайшее время разработать совместный нормативный правовой акт МВД России и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, определяющий порядок взаимодействия и обмена информацией о лицах больных алкоголизмом или наркоманией и представляющих непосредственную опасность для окружающих.

Список литературы

1. Волков, С. Ю., Зайцев, И. А. Совершенствование служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Административное право и процесс. - 2013. - № 12.

2. Гришаков, А. Г. Осуществление участковым уполномоченным полиции административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Алтайский юридический вестник. - 2013. - № 1.

3. Гришаков, А. Г., Федяев, Е. А. К вопросу о понятии массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина (к 90-летию со дня рождения), 21 марта 2014 г. - В 3-х ч. - Ч. 3. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2014.

4. Документ утратил силу.

5. Исх. № 35/2-1760 от 10 апреля 2013 г.

6. Обзор о состоянии работы органов внутренних дел Алтайского края по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, за 12 месяцев 2013 г. - Исх. №: 42/2-366 от 7 февраля 2014 г.

7. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета. - 2013. - 27 марта. - № 65.

8. Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета. - 2011. - 26 августа. - № 189.

9. Приказ Минздрава России № 133, МВД России № 269 от 30 апреля 1997 г. «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 19.05.2014).

10. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 24. - Ст. 3082.

11. [Электронный ресурс] : Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 19.05.2014).

12. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 19.05.2014).

13. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 19.05.2014).

14. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 19.05.2014).

15. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 19.05.2014).

16. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 19.05.2014).

Literature

1. Volkov, S. Y., Zaytsev, I. A. Sovershenstvovanie sluzhebnoy deyatelnosti uchastkovyih upolnomochennyih politsii v usloviyah reformirovaniya organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii // Administrativnoe pravo i protsess. - 2013. - № 12.

2. Grishakov, A. G. Osuschestvlenie uchastkovyim upolnomochennyim politsii administrativnogo nadzora za litsami, osvobozhdennyimi iz mest lisheniya svobodyi // Altayskiy yuridicheskiy vestnik. - 2013. - № 1.

3. Grishakov, A. G., Fedyaev, E. A. K voprosu o ponyatii massovogo odnovremennogo prebyivaniya i (ili) peredvizheniya grazhdan v obschestvennyih mestah // Aktualnyie problemyi administrativnogo i administrativno-protsessualnogo prava : materialyi ezhegodnoy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyaschennoy pamyati doktora yuridicheskih nauk, professora, zasluzhennogo deyatelya nauki Rossiyskoy Federatsii V.D. Sorokina (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya), 21 marta 2014 g. - V 3-h ch. - Ch. 3. - SPb.: Izd-vo SPb. un-ta MVD Rossii, 2014.

4. Dokument utratil silu.

5. Ish. № 35/2-1760 ot 10 aprelya 2013 g.

6. Obzor o sostoyanii rabotyi organov vnutrennih del Altayskogo kraya po osuschestvleniyu administrativnogo nadzora za litsami, osvobozhdennyimi iz mest lisheniya svobodyi, za 12 mesyatsev 2013 g. - Ish. №: 42/2-366 ot 7 fevralya 2014 g.

7. Prikaz MVD Rossii ot 31 dekabrya 2012 g. № 1166 «Voprosyi organizatsii deyatelnosti uchastkovyih upolnomochennyih politsii» // Rossiyskaya gazeta. - 2013. - 27 marta. - № 65.

8. Prikaz MVD Rossii ot 8 iyulya 2011 g. № 818 «O Poryadke osuschestvleniya administrativnogo nadzora za litsami, osvobozhdennyimi iz mest lisheniya svobodyi» // Rossiyskaya gazeta. - 2011. - 26 avgusta. - № 189.

9. Prikaz Minzdrava Rossii № 133, MVD Rossii № 269 ot 30 aprelya 1997 g. «O merah po preduprezhdeniyu obschestvenno opasnyih deystviy lits, stradayuschih psihicheskimi rasstroystvami» [Elektronnyiy resurs]. - Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 19.05.2014).

10. Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. - 2012. - № 24. - St. 3082.

11. [Elektronnyiy resurs] : Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 19.05.2014).

12. Federalnyiy zakon ot 8 yanvarya 1998 g. № 3-FZ «O narkoticheskih sredstvah i psihotropnyih veschestvah» [Elektronnyiy resurs]. - Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 19.05.2014).

13. Federalnyiy zakon ot 27 iyulya 2006 g. № 152-FZ «O personalnyih dannyih» [Elektronnyiy resurs]. - Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 19.05.2014).

14. Federalnyiy zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ «O politsii» [Elektronnyiy resurs]. - Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 19.05.2014).

15. Federalnyiy zakon ot 6 aprelya 2011 g. № 64-FZ «Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdennyimi iz mest lisheniya svobodyi» [Elektronnyiy resurs]. - Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 19.05.2014).

16. Federalnyiy zakon ot 21 noyabrya 2011 g. № 323-FZ «Ob osnovah ohranyi zdorovya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyiy resurs]. - Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 19.05.2014).

УДК 343.265.22

В.И. Холманский*, Т.В. Стульнова**

К вопросу о целесообразности установления и осуществления административного надзора в отношении иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации

Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ не исключает установления административного надзора в отношении иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации. Это вызывает проблемы правового и организационного характера в деятельности полиции. Авторы предлагают изменения в законодательство.

Ключевые слова: иностранный гражданин, преступление, уголовное наказание, административный надзор, выдворение, депортация.

* Холманский, Виталий Иванович, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел , Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет МВД России», кандидат юридических наук. Адрес: 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8(812) 730-25-81, 8(911)769-56-30. Электронный адрес: totoshka@pochta.ru.

** Стульнова, Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет МВД России», кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8(812) 730-25-81. Электронный адрес: totoshka@pochta.ru.

* Holmanskiy, Vitaliy Ivanovich, associate professor in the administrative activities of the internal affairs, candidate of legal sciences. Federal State Governmental institution of higher education "Saint-Petersburg University MVD Russian" (FGKOU VPO SPB university MVD Russian). Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Pilot Pilutov str., 1. Tel. 8(812) 730-25-81, 8(911)769-56-30. E-mail: totoshka@pochta.ru.

** Stulinova, Tatiyana Vladimirovna, senior lecturer in the administrative activities of the internal affairs, candidate of legal sciences. Federal State Governmental institution of higher education "Saint-Petersburg University MVD Russian" (FGKOU VPO SPB university MVD Russian). Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Pilot Pilutov str., 1. Tel. 8(812) 730-25-81. E-mail: totoshka@pochta.ru. © Холманский В.И., Стульнова Т.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.