Конституционное право, административное право
УДК 342.69 С.В. Азаренко*
К вопросу об отстранении сотрудников органов внутренних дел, не прошедших проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
В статье исследуются проблемы организации профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел, связанные с их отстранением в случае признания профессионально не пригодными к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия от выполнения служебных обязанностей; определяется соотношение принципов службы в органах внутренних дел с вопросами отстранения сотрудников ОВД от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также предлагаются пути возможного совершенствования законодательства, регулирующего данные вопросы.
Ключевые слова: полиция, сотрудник органов внутренних дел, прохождение службы, профессиональная служебная и физическая подготовка, отстранение от выполнения служебных обязанностей, социальные гарантии.
S.V. Azarenko*. ^ question of discharge of the police officers unauthenticated passing their professional test to perform their duties in conditions, related to possible use of physical force, special means and firearms. Problems of organization of the professional office and physical training of police officers related to their discharge from performance of duties in case of recognizing professionally useless to act in conditions of using of physical force, special means and firearms are investigated in this article. Also there are the correlation of principles of the police service and questions of discharge of the police officers from performance of duties, related to possible use of physical force, special means and firearms and offers of possible improvement of legislation regulating these issues.
Keywords: police, the police officer, police service, the professional office and physical training, discharge from performance of official duties, social guarantees.
При выполнении профессиональных служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел приходится сталкиваться с ситуациями оказания сопротивления со стороны правонарушителей. В значительной степени успех выполнения возложенных на сотрудника обязанностей, включая обеспечение его собственной безопасности, напрямую зависит от умения грамотно применять на практике различные способы принуждения, связанные с физической силой, специальными средствами, огнестрельным оружием, не нарушая при этом принципа законности. Все это обусловливает необходимость для сотрудника органов внутренних дел постоянного совершенствования своих знаний в области законодательства, поддержания физической формы, а также навыков владения боевыми приёмами борьбы, обращения со специальными средствами и с огнестрельным оружием.
В связи с реформированием системы МВД России был издан ряд нормативных правовых актов, регламентирующих службу в органах внутренних дел, базовыми из которых являются три федеральных закона: от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее - «ФЗ от 7.02.2011 № 3»); от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - «ФЗ от
* Азаренко, С. В., адъюнкт 2-го курса заочного обучения факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
* Azarenko, S. V., the second year correspondence post-graduate of the post-graduate faculty of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
© Азаренко С.В., 2014
19.07.2011 № 247»); от 30 ноября 2011 г. N° 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - «ФЗ от 30.11.2011 № 342»).
Одним из принципов, на которых основана служба в органах внутренних дел, изложенных в ФЗ от 30.11.2011 № 342, является взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел (п. 3, ч. 2, ст. 4). Исходя из данного принципа, прослеживается логическая связь между тем, как сотрудник ОВД соблюдает установленные для него ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, настолько в полном объеме распространяются на него социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.
В то же время в ст. 12 вышеупомянутого Федерального закона изложены основные обязанности сотрудника:
- знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере;
- поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, проходить в установленном порядке профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку;
- соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел [3, пп 1, 6, 15 ч. 1 ст. 12].
Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 3 июля 2012 г. № 663, предусматривает, что профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляются по месту службы сотрудников в целях совершенствования их профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в т.ч. в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, и включает в себя следующие виды:
- правовую подготовку, в рамках которой изучаются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, относящиеся к деятельности органов внутренних дел, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в сфере внутренних дел, нормативные правовые акты МВД России по соответствующим направлениям оперативно-служебной деятельности;
- служебную подготовку, в рамках которой изучаются вопросы, связанные с реализацией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, меры личной безопасности сотрудников при выполнении ими оперативно-служебных задач, а также другие вопросы, связанные с деятельностью органов внутренних дел, исходя из их практического применения;
- огневую подготовку, в рамках которой формируются и отрабатываются практические навыки обращения с огнестрельным оружием, тактика применения оружия в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности, изучаются меры безопасности при обращении с оружием, его материальная часть, вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с огнестрельным оружием;
- физическую подготовку, в рамках которой формируются и отрабатываются двигательные качества и навыки, необходимые в повседневной деятельности и в экстремальных ситуациях, практические навыки личной безопасности и применения боевых приемов борьбы (в т.ч. в средствах индивидуальной бронезащиты, летней (зимней) форме одежды, на фоне физической и психической нагрузок, в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям силового единоборства с активно сопротивляющимися правонарушителями с использованием специальных средств и табельного оружия.
Учебный год заканчивается проведением итоговых занятий по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников с обязательной проверкой профессиональных знаний, умений и навыков по видам профессиональной служебной и физической подготовки.
Согласно данному Порядку, уровень профессиональных знаний по правовой, служебной и огневой подготовке для каждой категории сотрудников определяется по контрольным тестам. С практической точки зрения тесты представляют собой весьма удобный способ проверки знаний у большого количества сотрудников за весьма небольшое количество времени, однако тесты далеко не всегда отражают реальные знания опрашиваемых сотрудников. Дело в том, что тест уже содержит правильный ответ, в связи с чем сотруднику необходимо лишь указать на него, но при этом нет уверенности в том, что тестируемый сможет в нужный момент воспользоваться необходимой информацией, содержащейся в этом ответе.
Индивидуальная оценка сотрудника по профессиональной служебной и физической подготовке (вывод о пригодности сотрудника к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия) определяется на основании оценок, полученных на итоговых занятиях по правовой, служебной, огневой и физической подготовке. При этом в случае, если одна из этих оценок «неудовлетворительно», то выставляется общая оценка «неудовлетворительно» («профессионально непригоден к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия»).
Конституционное право, административное право
Нормативные правовые акты, регулирующие службу в органах внутренних дел, в отношении таких сотрудников выносят однозначное решение: последующее прохождение аттестации на соответствие замещаемой должности, при этом до вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудники отстраняются от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [1, ч. 7 ст. 18 и 3, п. 4 ч. 4 ст. 33]. Такое решение ставит два резонных вопроса: 1) в каком объеме необходимо выплачивать денежное довольствие сотруднику ОВД, отстраненному от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; 2) каков «предел» отстранения от выполнения обязанностей таких сотрудников.
Рассмотрим их более подробно.
До заседания аттестационной комиссии сотрудник отстраняется от исполнения служебных обязанностей. Процедура отстранения от выполнения служебных обязанностей сотрудников ОВД изложена в Порядке временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей, утвержденном приказом МВД от 25 июня 2012 г. № 630. В соответствии с ним руководитель, имеющий право назначения на соответствующую должность, на основании рапорта прямого или непосредственного руководителя сотрудника, признанного профессионально непригодным к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, отстраняет данного сотрудника от выполнения служебных обязанностей. В соответствии с ч. 12 этого же Порядка, на период временного отстранения сотрудника должны быть приняты меры, исключающие несанкционированный доступ сотрудника к табельному оружию и специальным средствам, к служебным документам и материалам - т.е. сотрудник ограничивается от полноценного исполнения обязанностей по замещаемой должности. Исходя из принципа службы в ОВД, рассмотренного в начале данной статьи, ограничения, обязанности, запреты, ответственность на службе в ОВД находятся во взаимосвязи с социальными гарантиями. Таким образом, если сотрудник ОВД выполняет свои служебные обязанности не в полном объеме, то на него соответственно не в полном объеме распространяются социальные гарантии, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами.
Предметом регулирования ФЗ от 19.07.2011 № 247 являются «отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации...» [2, ч. 1, ст. 1].
Однако в нормативных правовых актах, регулирующих служебные отношения сотрудников ОВД, не предусмотрено, какие выплаты положены для сотрудников, признанных профессионально непригодными к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Так, в ч. 25 ст. 2 ФЗ от 30.11.2011 № 342 предусмотрены выплаты, выплачиваемые сотруднику в случае временного отстранения от должности, но данный пункт не подпадает под рассматриваемый нами случай, т.к. основанием для временного отстранения от должности является постановление судьи о временном отстранении [3, п. 2 ч. 1 ст. 73]. Пункт 31 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД от 31 января 2013 г. № 65, предписывает, что сотрудникам, временно отстраненным от выполнения служебных обязанностей на основании приказа руководителя, не выплачивается премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей, но отсылает при этом к ст. 73 «Временное отстранение сотрудника ОВД от выполнения служебных обязанностей» ФЗ от 30.11.2011 № 342, в которой также (ни в первой, ни во второй части) не указан случай отстранения от исполнения служебных обязанностей сотрудника, не прошедшего проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. По замыслу законодателя, ч. 1 ст. 73 носит императивный характер («.сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей в случае.»). Вторая часть указанной статьи носит скорее диспозитивный характер («сотрудник органов внутренних дел может быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей.»). Тем самым, решение о временном отстранении сотрудника от выполнения служебных обязанностей принимается по административному усмотрению начальника (командира) [9, с. 30]. Тем не менее, ч. 8 данной статьи предусматривает, что денежное довольствие сотруднику органов внутренних дел, временно отстраненному от выполнения служебных обязанностей, выплачивается на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Однако действующее законодательство не содержит специальных норм, регламентирующих данные отношения.
Вторым проблемным вопросом, вытекающим из отстранения от выполнения служебных обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, является «предел» этого самого отстранения. Как уже упоминалось, на период временного отстранения сотрудника должны быть приняты меры, исключающие несанкционированный доступ сотрудника к табельному оружию и специальным средствам, к служебным документам и материалам (ч. 12 Порядка, утвержденного приказом МВД от 25.06.2012 № 630).
Этот вопрос не вызывал бы такой озабоченности, если бы на период отстранения от выполнения служебных обязанностей его обязанности исполнял бы другой сотрудник, но на практике это становится, как правило, невозможным (особенно в случаях сменного графика работы). Например, если сотрудник ОВД получил неудовлетворительную оценку по правовой подготовке, то есть ли необходимость ограничивать его доступ к табельному оружию? Или влечёт ли неудовлетворительная оценка по огневой подготовке ограничение доступа к служебной документации? Иными словами, в
настоящее время нет «градации» по определенным уровням неподготовленности сотрудника в той или иной области и мерам по ограничению доступа в эти сферы деятельности.
Непроработанным остается вопрос и об отстранении сотрудников внутренней службы, а также сотрудников юстиции (за исключением суточного наряда в составе следственно-оперативной группы) от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В повседневной деятельности исполнение сотрудниками внутренней службы (юстиции) своих служебных обязанностей не связано с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Такое привлечение данных сотрудников к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, возможно в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел [1, ст. 32], в частности, приказом МВД от 15 августа 2011 г. № 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию». С одной стороны, отстранение сотрудников внутренней службы не вполне обоснованно. С другой стороны, если сотрудник внутренней службы не прошел итоговую проверку по профессиональной служебной подготовке, то получается, что он не на должном уровне знает положения законодательства в части реализации функций, возложенных на органы внутренних дел, в связи с чем не может в полной мере осуществлять свои служебные обязанности.
На основании вышеизложенного представляется целесообразным в ч. 1 ст. 73 ФЗ от 30.11.2011 № 342 добавить п. 4 следующего содержания: «получения на итоговых занятиях по профессиональной служебной, огневой и физической подготовке неудовлетворительных оценок и признания вследствие этого сотрудника профессионально непригодным к служебной деятельности - до принятия решения аттестационной комиссией о его соответствии (несоответствии) занимаемой должности», а в ч. 5 этой же статьи добавить ссылку на предложенный пункт.
Это позволит решить сразу несколько проблемных вопросов.
Во-первых, появится возможность материального воздействия на данную категорию сотрудников, в связи с чем будет реализован принцип, изложенный в п. 3. ч. 2 ст. 4 ФЗ от 30.11.2011 № 342. Во-вторых, с учетом внесения ссылки на этот пункт в ч. 5 ст. 73 ФЗ от 30.11.2011 № 342, появится возможность ограничивать объём исполняемых сотрудником должностных обязанностей с учетом полученной им неудовлетворительной оценки, например, при получении неудовлетворительной оценки по огневой подготовке - ограничить доступ к оружию со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 07.02.2014).
2. Федеральный закон РФ от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 07.02.2014).
3. Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 07.02.2014).
4. Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 07.02.2014).
5. Приказ МВД от 25 июня 2012 г. № 630 «Об утверждении Порядка временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 07.02.2014).
6. Приказ МВД от 31 января 2013 г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 07.02.2014).
7. Приказ МВД от 15 августа 2011 г. № 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 07.02.2014).
8. Костенников, М. В., Куракин, А. В. Принципы организации деятельности российской полиции // Государство и право. - 2012. - № 7. - С. 31-39.
9.Мальцев, Е. П. Дисциплинарное принуждение в системе органов внутренних дел (полиции): материально-правовые и процессуальные аспекты // Актуальные вопросы юридических наук : материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). - 2012. - С. 29-32.
Literature
1. Federalnyiy zakon RF ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ «O politsii» [Elektronnyiy resurs]: Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 07.02.2014).
Конституционное право, административное право
2. Federalnyiy zakon RF ot 19 iyulya 2011 g. № 247-FZ «O sotsialnyih garantiyah sotrudnikam organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyiy resurs]: Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 07.02.2014).
3. Federalnyiy zakon RF ot 30 noyabrya 2011 № 342-FZ «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyiy resurs]: Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 07.02.2014).
4. Prikaz MVD Rossii ot 3 iyulya 2012 g. № 663 «Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii podgotovki kadrov dlya zamescheniya dolzhnostey v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyiy resurs]: Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 07.02.2014).
5. Prikaz MVD ot 25 iyunya 2012 g. № 630 «Ob utverzhdenii Poryadka vremennogo otstraneniya sotrudnika organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii ot vyipolneniya sluzhebnyih obyazannostey» [Elektronnyiy resurs]: Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 07.02.2014).
6. Prikaz MVD ot 31 yanvarya 2013 g. № 65 «Ob utverzhdenii Poryadka obespecheniya denezhnyim dovolstviem sotrudnikov organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyiy resurs]: Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 07.02.2014).
7. Prikaz MVD ot 15 avgusta 2011 g. № 942 «O poryadke privlecheniya sotrudnikov organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii, ne yavlyayuschihsya sotrudnikami politsii, a takzhe stazherov k vyipolneniyu obyazannostey, vozlozhennyih na politsiyu» [Elektronnyiy resurs]: Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «Konsultant plyus» (data obrascheniya: 07.02.2014).
8. Kostennikov, M. V, Kurakin, A. V Printsipyi organizatsii deyatelnosti rossiyskoy politsii // Gosudarstvo i pravo. - 2012. - № 7. - S. 31-39.
9. Maltsev, E. P. Distsiplinarnoe prinuzhdenie v sisteme organov vnutrennih del (politsii): materialno-pravovyie i protsessualnyie aspektyi // Aktualnyie voprosyi yuridicheskih nauk : materialyi mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, noyabr 2012 g.). - 2012. - S. 29-32.
УДК 351.745 А.Г. Гришаков*
Индивидуальная профилактика в деятельности участкового уполномоченного полиции в современный период
В статье анализируются правовые и организационные аспекты индивидуальной профилактической работы участкового уполномоченного полиции с лицами, состоящими на профилактическом учете и проживающими на административном участке.
Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, административный надзор, больные алкоголизмом или наркоманией, правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, неформальные молодежные объединения противоправной направленности.
A.G. Grishakov*. Individual prevention in practice of the district commissioner of police in modern period. The article analyzes the legal and organizational aspects of individual preventive work the district commissioner of police with persons who are on the register and living at the administrative area.
Keywords: the district commissioner of police, administrative supervision, alcoholics or drug addicts, offenses in the sphere of family relations, informal youth associations of illegal orientation.
В современный период правовое регулирование деятельности российской полиции и подразделений участковых уполномоченных полиции претерпело существенные изменения, в т.ч. в период 2010-2013 гг., когда был принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих основные направления деятельности органов внутренних дел.
В целях совершенствования организации деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений, повышения их роли в защите основных прав граждан и обеспечении правопорядка на административных участках было утверждено Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции [7] (далее - Наставление УУП). Указанное Наставление УУП
* Гришаков, Алексей Геннадьевич, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел, кандидат юридических наук. Барнаульский юридический институт МВД России. Адрес: Россия, 656038, г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 49. Тел.: (8-3852) 379-288. E-mail: [email protected].
* Grishakov, Alexey Gennadyevich, head of the department of administrative law and administrative activities of internal affairs, PhD. Barnaul Law Institute of the Russian Interior Ministry. Address: Russia, 656038, Barnaul, Chkalov str., 49. Tel 49 (8-3852) 379-288. E-mail: grishakov@ buimvd.ru.
© Гришаков А.Г., 2014