Научная статья на тему 'Проблемы и правовые основы порядка применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел РФ'

Проблемы и правовые основы порядка применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2918
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
личная безопасность сотрудников ОВД РФ / применение огнестрельного оружия / правовые основы / порядок применения оружия. / personal safety of employees of internal Affairs of the Russian Federation / the use of firearms / the legal framework / the procedure for the use of weapons.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Алексеевич Батурин, Александр Александрович Козляков, Виталий Викторович Копылов

Анализируются проблемы и правовые основы порядка применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел РФ. Исследуются особенности применения оружия сотрудниками полиции европейских стран и США. В качестве проблемы, негативно сказывающейся на деятельности сотрудников полиции, рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением личной безопасности сотрудников правоохранительных органов РФ при выполнении служебных задач. Исследуются положения статей гл. 5 ФЗ «О полиции», регламентирующие порядок применения огнестрельного оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрей Алексеевич Батурин, Александр Александрович Козляков, Виталий Викторович Копылов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE USE OF FIREARMS BY OFFICERS OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article analyzes the problems and legal basis of the procedure for the use of firearms by employees of the internal Affairs bodies of the Russian Federation. Features of use of the weapon by police officers of the European countries and America are investigated. As a problem that negatively affects the activities of police officers are considered issues related to the personal safety of law enforcement officers of the Russian Federation in the performance of official tasks. The article investigates the provisions of articles of Chapter 5 of the Federal law «on police» regulating the use of firearms.

Текст научной работы на тему «Проблемы и правовые основы порядка применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел РФ»

УДК 342.9 ББК 67.401

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10179 © А.А. Батурин, А.А. Козляков, В.В. Копылов, 2019

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ПРОБЛЕМЫ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ

Андрей Алексеевич Батурин,

заместитель начальника кафедры «Административной деятельности» Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)

E-mail: abaturin1988@mail.ru;

Александр Александрович Козляков, старший преподаватель кафедры «Административной деятельности» Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)

E-mail: storka2006@mail.ru;

Виталий Викторович Копылов, профессор кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки»,

кандидат юридических наук

Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)

E-mail: kopylov_70@inbox.ru

Аннотация. Анализируются проблемы и правовые основы порядка применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел РФ. Исследуются особенности применения оружия сотрудниками полиции европейских стран и США. В качестве проблемы, негативно сказывающейся на деятельности сотрудников полиции, рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением личной безопасности сотрудников правоохранительных органов РФ при выполнении служебных задач. Исследуются положения статей гл. 5 ФЗ «О полиции», регламентирующие порядок применения огнестрельного оружия.

Ключевые слова: личная безопасность сотрудников ОВД РФ, применение огнестрельного оружия, правовые основы, порядок применения оружия.

PROBLEMS AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE USE OF FIREARMS BY OFFICERS OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Andrey A. Baturin,

Deputy Head of the Department of Administrative Activities Tver branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12);

Aleksandr A. Kozlyakov, Senior Lecturer of the Department of Administrative Activities Tver branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12);

Vitaliy V. Kopylov,

Professor of the Department of Tactical-Special, Fire and Physical Training,

Candidate of Law

Tver branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12)

Abstract. This article analyzes the problems and legal basis of the procedure for the use of firearms by employees of the internal Affairs bodies of the Russian Federation. Features of use of the weapon by police officers of the European countries and America are investigated. As a problem that negatively affects the activities of police officers are considered issues related to the personal safety of law enforcement officers of the Russian Federation in the performance of official tasks. The article investigates the provisions of articles of Chapter 5 of the Federal law «on police» regulating the use of firearms.

Keywords: personal safety of employees of internal Affairs of the Russian Federation, the use of firearms, the legal framework, the procedure for the use of weapons.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Батурин А.А., Козляков А.А., Копылов В.В. Проблемы и правовые основы порядка применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел РФ. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):290-4.

Деятельность правоохранительных органов менного государства. Во многом от того, на сколь-занимает существенное место в механизме совре- ко эффективно работают органы, осуществляющие

«защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействуют преступности, охраняют общественный порядок, собственность, обеспечивают общественную безопасность» [3], зависит безопасность социума, счастливое и гармоничное развитие граждан, рост их благосостояния.

Сотрудники полиции РФ в своей повседневной деятельности обеспечивают защиту нашего общества от преступных посягательств. Так за 2018 г. на территории РФ было зарегистрировано — 2 058 476 преступлений, что на 101 587 меньше, чем за аналогичный период прошлого года (-4,7%) [10]. Снижение уровня преступности — это несомненно положительная тенденция, но в мировом рейтинге среди 144 государств Россия занимает 100 место (соседствуя с такими странами, как Пуэрто-Рико и Руанда) [8]. Приведенная статистика вызывает необходимость проанализировать проблемы такого положения вещей. Прежде всего, следует задуматься об эффективности деятельно-

сти сотрудников полиции, так как численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в настоящее время составляет 746 859 человек [4], что значительно больше, чем в странах Европы.

Среди большого количества проблем, негативно сказывающихся на деятельности сотрудников полиции, остановимся на вопросах, связанных с обеспечением их личной безопасности при выполнении служебных задач.

Борьба с преступностью всегда сопряжена с риском для жизни [7]. Ежегодно в России при исполнении служебных обязанностей погибают сотрудники полиции. Так в 2010 г.1 МВД России потеряло 410 сотрудников, в 2011 и 2012 гг. эти цифры превышали 300 человек ежегодно, а в последую-

1 В 2009 г. в США погибло всего 124 полицейских. Из них, в результате дорожно-транспортных происшествий — 56, а от огнестрельного оружия, примененного против сотрудников полиции преступниками — всего 48.

Таблица

Статистика применения огнестрельного оружия сотрудниками УМВД России

по Тверской области1

Основания применения огнестрельного оружия 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2013— 2018 гг.

Для защиты другого лица либо себя от посягательства (ст. 23 ч. 1 п. 1)

Для задержания лица, застигнутого при совершении преступления (ст. 23 ч. 1 п. 4)

Для пресечения побега из-под конвоя (ст. 23 ч. 1 п. 7) --- --- --- --- ---

Для остановки транспортного средства (ст. 23 ч. 3 п. 1) 11

Для обезвреживания животного (ст. 23 ч. 3 п. 2) --- 12

Для производства предупредительного выстрела (ст. 23 ч. 3 п. 4) 12

Неумелое обращение с оружием --- --- --- ---

Всего 12 10 44

1 В период с 2013 по 2018 гг. табельное огнестрельное оружие сотрудниками УМВД России по Тверской области применялось 44 раза, при этом на поражение в отношении правонарушителя — всего 5 случаев (11,4%). То есть только в одном случае из девяти сотрудник полиции применяет огнестрельное оружие на поражение. По результатам проведенных служебных проверок, применение огнестрельного оружия сотрудниками УМВД России по Тверской области признаны правомерными и соответствующими закону Российской Федерации «О полиции». В статистику вошли три факта применения оружия, связанных с его неумелым обращением. По результатам служебных проверок, сотрудники полиции привлечены к дисциплинарной ответственности.

щих, хотя и существенно снизились, но все равно оставались недопустимо высокими. Фактически ежедневно в России несколько полицейских получают травмы и ранения. В большинстве случаев это происходит при задержании преступников и при нападении на сотрудников в целях завладения их оружием [9].

В 2017 г. зафиксировано около 12 тыс. преступлений, совершенных в отношении сотрудников органов внутренних дел. Более того, порядка 10 тыс. посягательств совершены в момент нахождения сотрудников на службе, в 13 случаях — посягательства повлекли смерть, в 32 случаях — причинение тяжкого вреда здоровью.

В 2018 г. при исполнении служебных обязанностей погибло 37 сотрудников полиции и более 1 300 получили ранения [7]. По мнению экспертов, во многом данная ситуация сложилась вследствие несовершенства:

• отечественного законодательства, регламентирующего порядок применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы;

• оснащения сотрудников полиции специальными средствами и огнестрельным оружием. Изучая данный вопрос необходимо отметить,

что существуют два основных абсолютно разных подхода, регламентирующих порядок применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия, которые условно можно назвать «американский» и «европейский».

В США полицейский имеет право стрелять сразу на поражение при малейшем подозрении на возможную агрессию против него в любом, показавшимся ему опасном случае. Всякое резкое или угрожающее движение может послужить поводом для применения табельного оружия. Потому американские полицейские всегда предупреждают людей, к которым обращаются: не делайте резких движений, держите руки на виду, а документы доставайте очень медленно [9].

В европейских странах достаточно гуманно относятся к применению оружия полицейскими, исходя из принципа: запрещается применять оружие, если цели можно достичь более гуманными средствами. Так, в Великобритании и Норвегии полицейские несут службу без огнестрельного оружия.

Кроме того, в Норвегии сотрудникам правоохранительных органов, в случае побега заключенного из-под стражи разрешено применять только резиновые пули, чтобы не нанести тяжелые травмы (это, в том числе и в отношении осужденного А.Б. Брейвика, от рук которого 77 человек погибли и 151 получили ранения) [6].

В РФ порядок применения огнестрельного оружия регламентируется в гл. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Основой для данных правовых норм послужили положения Конституции РФ.

Так в ст. 2 Конституции РФ указывается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1]. Конституция трактует человека как высшую ценность. Поэтому государство возлагает на себя, т.е. органы государственной власти (в том числе органы внутренних дел), обязанность защищать жизнь человека и соблюдать его права. Такой гуманистический подход подразумевает, прежде всего, уважение чести и достоинства человека, обеспечения его права на жизнь, свободу, здоровье и т.п. Это, в конечном итоге, выразилось в том, что всякое физическое насилие со стороны должностных лиц в отношении человека должно свестись к минимуму. Если ненасильственные способы не дали положительного результата, то применение насилия должно быть максимально гуманным и, в обязательном порядке, должны быть минимизированы последствия применения силы. Контролирующие органы должны изучать каждый случай применения физической силы, специальных средств огнестрельного оружия должностными лицами полиции.

В п. 4 ст. 15 Конституции РФ указывается: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» [1]. Российская Федерация стремится войти в число европейских государств с развитой демократией, приобщиться прогрессивным тенденциям посредством использования норм международного права, регулирующих определенные социальные отношения в национальном законодательстве. Иногда имплементация норм между-

народного права происходит в ущерб внутренним интересам.

Наибольшее влияние на регламентацию порядка применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел в РФ оказали «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка», которые приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 г. [2]. Данные принципы стали базовой формой для разработки российской модели применения силы сотрудниками полиции.

Главная идея заключается в том, что должностные лица, участвующие в реализации функций по поддержанию правопорядка, насколько это возможно, используют ненасильственные средства до вынужденного применения силы или огнестрельного оружия. Они могут применять силу и огнестрельное оружие только в тех случаях, когда другие методы являются неэффективными или не дают каких-либо надежд на достижение намеченного результата.

В п. 5 указывается, что во всех случаях, когда применение силы или огнестрельного оружия неизбежно, должностные лица по поддержанию правопорядка:

a) проявляют сдержанность в таком применении силы и действуют исходя из серьезности правонарушения и той законной цели, которая должна быть достигнута;

b) сводят к минимуму возможность причинения ущерба, нанесения ранений и охраняют человеческую жизнь;

c) обеспечивают предоставление медицинской и другой помощи любым раненым или пострадавшим лицам в самые кратчайшие сроки;

d) обеспечивают, чтобы родственники или близкие друзья раненых или пострадавших лиц уведомлялись в как можно более короткий срок.

В п. 6 определено, что если применение должностными лицами полиции силы или огнестрельного оружия приводит к ранению или смерти, они немедленно сообщают об этом вышестоящему начальству [2].

Анализируя «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка» приходим к очевидному выводу, что данные международные требования полностью отображены в положениях ст. 19 ФЗ «О полиции». Поэтому положения, регламентирующие порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции, полностью соответствуют требованиям Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права и в полной мере обеспечивают защиту населения от неправомерных или неоправданно жестоких насильственных действий должностных лиц полиции по поддержанию правопорядка при осуществлении ими своих функций.

С другой стороны, мы должны выяснить, насколько защищены сотрудники полиции положениями гл. 5 ФЗ «О полиции» от преступных посягательств.

В положениях статей гл. 5 ФЗ «О полиции» встречается достаточно много терминов, не имеющих четкой юридической трактовки, что вызывает состояние неуверенности в правильности применения оружия и, как следствие, постоянный «синдром будущей вины». Так, сотрудник полиции обязан предупредить гражданина о применении оружия. Однако, как это сделать на практике, сотрудник не всегда представляет ввиду специфичности и многообразия возникающих ситуаций, закон же не конкретизирует варианты таких предупреждений. В результате, сотрудники допускают ошибки в порядке применения оружия, что влечет за собой его неправомерное применение. При этом, сотрудник полиции должен учитывать, что предупреждение необходимо делать с учетом родного языка лиц, в отношении которых будет применяться огнестрельное оружие (иностранцами за 2018 г. в РФ совершено — 41 047 преступлений) [5]. А это не всегда возможно.

Согласно действующему законодательству, посягательство (нападение) на сотрудника полиции, должно быть сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья и начинаться с момента непосредственной реальной угрозы причинения потерпевшему смерти или серьезного ранения. Однако, дать мгновенную оценку реальности угрозы жизни

или здоровью обороняющемуся сотруднику подчас не представляется возможным, а прогнозировать дальнейшее развитие событий законодатель не позволяет. В результате получается, что до тех пор, пока нарушитель не попытается ударить сотрудника полиции каким-либо предметом (металлическим прутом, битой и т.д.), применить оружие невозможно. На наш взгляд, в данном случае закон в полной мере не защищает сотрудника полиции и подвергает его опасности.

Сложности вызывает требование — «оказания пострадавшим первой помощи». Пулевое ранение является тяжелой травмой, при которой пострадавшему человеку необходимо оказать медицинскую помощь. При пулевом ранении предусматривается целый комплекс квалифицированных медицинских мероприятий и наличие укомплектованной соответствующим образом медицинской аптечки (аналогичной автомобильной аптечки).

Особо много нареканий вызывает ч. 6 ст. 23 ФЗ «О полиции», в соответствии с которой сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица [3]. Но ведь большинство преступлений совершается именно «при значительном скоплении граждан».

Отечественное законодательство, регламентирующее порядок применения должностными лицами физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия максимально обезопасило граждан от «произвола» сотрудников полиции, причем, в ущерб правам самих полицейских, которые при выполнении всех ограничительных требований закона в части применения силы, специальных средств и огнестрельного оружия вынуждены идти на риск, связанный с непредсказуемостью поведения задерживаемого лица. В данный момент на закон наложило свой отпечаток недоверие населения органам бывшей милиции [11]. В ряде случаев полицейский фактически поставлен в положение камикадзе: когда и не пресечь преступление недопустимо и законной возможности для его пресечения посредством применения оружия практически нет [12].

Данную ситуацию возможно изменить лишь при условии, что изменится отношение граждан к деятельности сотрудников полиции. Будем ждать

соответствующих изменений в действующем законодательстве.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. на 21.07.2014) // Собр. законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.

2. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия», Нью-Йорк, 1992 год.

3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с изм. на 3 августа 2018) // Собр. законодательства РФ. 14.02.2011. № 7, ст. 900.

4. Указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 01.10.2018) // Собр. законодательства РФ», 12.05.2014. № 19, ст. 2396.

5. В России снизилось число преступлений, совершенных иностранцами. URL: https:// www. ría. ru/20180129/1513541992.html

6. Условия содержания Андерса Брей-вика в тюрьме. URL: https://www.pravda-tv. ru/2012/08/27/16092

7. При исполнении обязанностей в 2018 году в России погибли 37 полицейских. URL: https://www. interfax.ru/russia/636877

8. Преступность в странах мира. URL: https:// www.stattur.ru/journal/20180227/

9. Стой. Стрелять не буду. URL: https://www. rg.ru/2015/06/09/.

10. Состояние преступности в России// file:///C:/ Users/user/Downloads/%D0%95%

11. Проблемы законодательства в части применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. URL: https ://www.studbooks.net/876677/pravo/problemy_ zakonodatelstva_chasti_primeneniya_politsiey_ fizicheskoy_sily_spetsialnyh_sredstv_ognestrelnogo

12. Применение оружия сотрудниками полиции в США. URL: https://www.vuzlit.ru/151186/ primenenie_oruzhiya_sotrudnikami_politsii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.