УДК 343.85
БО1: 10.19073/2658-7602-2019-16-3-340-345
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПОЛИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛИЦ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ)
ВАСИЛЬЕВА Мария Константиновна*
Ул. Ленина, 11, Иркутск, 664003, Россия
Аннотация. В статье исследуется практика реализации положений Федерального закона № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» участковыми уполномоченными полиции, являющимися первичным звеном в профилактической правоохранительной работе. Выявлены существенные недостатки и пробелы в организации и содержании работы участковых уполномоченных полиции, что приводит к отсутствию практической эффективности положений указанного Федерального закона, направленных на усиление социальных функций полиции и приоритетность профилактических мер противодействия преступности.
Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, наркозависимый преступник, человеческие ресурсы правоохранительных органов, специальные меры предупреждения преступности, психолог в органах внутренних дел, система профилактики правонарушений.
The Effectiveness of District Police Officers' Individual Preventive Work (The Case of Drug Addicts Involved in Drug Trafficking)
Vasil'yeva Мariya K.**
11 Lenina st., Irkutsk, 664003, Russia
Abstract. The article considers the practice of implementing provisions of the Federal Act No. 182-FZ "On the Foundations of the Offenses Prevention System in Russian Federation" by district police officers, which are the primary element in law-enforcement preventive work. The research was conducted with using specific sociological methods. Significant shortcomings and loopholes were identified in the organization and content of district police officers' working that leads to failure of the practical effectiveness of the Federal Act No. 182-FZ, aimed strengthening the social functions of the police and prioritizing crime prevention measures in criminal policy.
Keywords: district police officer, drug addict offender, human recourse in law enforcement agencies, specific crime prevention measures, psychologist in law enforcement agencies, crime prevention system.
С момента вступления в действие Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»1 (далее - Федеральный закон № 182-ФЗ) на законодательном уровне четко обозначился приоритет предупредительной (профилактической) деятельности в решении задач противодействия преступности.
Предупредительная деятельность подразумевает эффективное устранение условий и причин правонарушений, защиту личности и общества до наступления необратимых общественно опасных последствий уже совершенного деяния.
В системе профилактической правоохранительной деятельности основную работу выполняют участковые уполномоченные полиции (да-
* Преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и уголовного процесса Байкальского государственного университета.
** Lecturer of the Department of Criminal Law, Criminology and Criminal Proceedings at Baikal State University. 1 Рос. газ. 2016. 28 июня.
лее - УУП), к функциям которых относятся общая профилактика правонарушений и индивидуальная профилактика противоправного поведения подучетных лиц на конкретной территории. Индивидуальная профилактика противоправного поведения связана с устранением причин правонарушений, так как направлена на корректировку направленности личности. Согласно приказу МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (приложение VII)2, профилактический интерес представляют различные категории граждан, среди которых: лица, освободившиеся из мест лишения свободы; больные алкоголизмом и (или) наркоманией, представляющие опасность для общества; наркопотребители и лица, привлеченные к административной ответственности за действия с наркотиками; лица, допускающие правонарушения в сфере бытовых отношений и представляющие опасность для окружающих; осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы и т. д. Таким образом, профилактическое воздействие на личность данных категорий граждан не отличается простотой алгоритмов и унифицированными мерами, что необходимо учитывать.
Основная форма профилактического воздействия УУП на подучетных лиц - это профилактическая беседа. Однако согласно Федеральному закону № 182-ФЗ указанным сотрудникам необходимо знать, что к формам профилактического воздействия относятся также социальная реабилитация, ресоциализация, адаптация лиц и помощь лицам, подверженным риску стать жертвами правонарушений. Неясно, каким конкретно образом участковые должны способствовать реализации данных форм воздействия. Согласно приказу МВД от 31 декабря 2012 г. № 1166 в случае неуспешности профилактической беседы с подучетным лицом сначала выносится предупреждение, затем следуют административные санкции. Таким образом, эффективная профилактическая беседа является отправной точкой в коррекции противоправного, общественно опасного, девиантного поведения подучетных. Вместе с тем, как подтверждает статистика су-дебно-психиатрической экспертной службы [5, с. 27-30], опрос врачей психиатров и психиатров-наркологов ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России, сотрудников психологической службы ООДУ-
2 Рос. газ. 2013. 27 марта.
УП и ПДН МВД по Иркутской области, материалы 85 судебно-психиатрических экспертиз в отношении наркопреступников, 52 из которых наркозависимы, большинство лиц, подлежащих индивидуальной профилактической работе, имеют психические расстройства, не исключающие вменяемости, но исключающие рефлексию мышления, нарушающие восприятие информации, способность извлечения опыта и самоанализа.
Методик проведения бесед с разными категориями подучетных, исходя из их среднестатистического криминологического портрета и наличия психических аномалий и акцентуаций, для участковых уполномоченных полиции нет. Методические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профилактической работы по различным регионам закрепляют, как правило, обязанность УУП выяснять особенности личности подучетных лиц, что не говорит об умении пользоваться полученными сведениями в целях предупреждения противоправного поведения. А. Г. Бачурин, А. И. Щеглов при исследовании практики ведения профилактической работы УУП пришли к выводу, что: 1) четкой правовой регламентации такой работы нет, 2) строится она на основе «субъектного усмотрения» [2, с. 32]. Таким образом, успешная первичная профилактика правонарушений зависит от человеческого фактора - подготовленности и творческой инициативности УУП, которому необходимо работать с людьми, чьи психические функции деформированы или недоразвиты. Практическое исследование показало, что подавляющее большинство данных сотрудников к работе с указанным контингентом в целях эффективного предупреждения противоправного поведения и правонарушений не подготовлено и «запустить» действие системы профилактики правонарушений не в состоянии, являясь при этом ее первичным звеном.
В процессе проведения исследования мы обратили внимание на тот факт, что наименее латентные наркопотребители - лица, страдающие опийной наркоманией, участвующие в незаконном обороте наркотиков (52 исследуемых лица), потребляли наркотики в течение 16 лет 2 месяцев в среднем, 67,3 % лиц были ранее судимы, 30,7 % ранее состояли на учете инспекторов ПДН, 85,0 % лиц состояли на учете участкового
уполномоченного полиции, но только 30,7 % числились на наркологическом учете. Таким образом, мы видим, что основная доля наиболее общественно опасных наркозависимых лиц, поддерживающих незаконный оборот наркотических средств, сосредоточена в поле зрения правоохранительных органов. Специфика работы УУП с данной категорией подучетных граждан строится согласно региональным методическим рекомендациям, которые предполагают проведение профилактических бесед с привлечением врачей психиатров-наркологов, социальных работников, психологов, членов семей, педагогов, т. е. лиц, способных повлиять на подучетное лицо. Роли социальных работников, психологов, педагогов в законодательстве не определены и невнятны, данные специалисты отнесены в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 182-ФЗ к категории дополнительных, они могут также входить в структуру органов местного самоуправления, однако порядок прямого взаимодействия с ними участковых уполномоченных полиции не установлен. Привлечение или хотя бы консультация с данными специалистами зависит от инициативности самого УУП.
Непосредственный опрос 34 участковых уполномоченных полиции показал, что сотрудники данной категории не осознают, что наркозависимые лица, как и основной контингент по-дучетных лиц, - это люди, у которых восприятие информации нарушено; что глубинные причины сформированного паттерна их поведения не относятся к числу осознаваемых и контролируемых, воспроизводство шаблонов поведения осуществляется автоматически. Согласно Международной классификации болезней МКБ-10 наркомания отнесена к категории хронических психических заболеваний. Вместе с тем УУП относятся к наркозависимым лицам как к условно здоровым гражданам. Учитывая средний стаж наркопотребления в 16,2 лет, при том, что личность стирается уже после 5 лет данного процесса (комментарий главного врача психиатра-нарколога ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России, данные С. В. Березина, К. С. Лисецкого, Е. А. Назарова [3, 4]), шансов на адекватное восприятие информации такими лицами при бытовом уровне ее донесения практически нет. Подобный метод доне-
сения информации используется и в построении бесед с иными подучетными лицами, без учета глубинных причин их поведения и особенностей восприятия.
Предполагается, что УУП имеют право обращаться к штатным психологам за консультацией по вопросам построения беседы с поднадзорными лицами в соответствии с особенностями последних. На практике УУП, во-первых, причину необходимости консультаций не понимают, во-вторых, не имеют конкретизированного представления о возможностях психолога, о различиях между функциями последнего, клинического психолога, психоаналитика, психотерапевта и психиатра. Так, 45 % из 40 анкетируемых УУП указали, что необходимости в консультациях с психологом нет, 40 % уверены в бесполезности штатного психолога. Всего 10 % указали, что обращаются к нему по необходимости, а 5 % указали, что даже предусмотрены профилактические мероприятия, в рамках которых можно проконсультироваться относительно методик проведения профилактических бесед с психологами. В психологической службе ООДУУП и ПДН ГУ МВД России по Иркутской области, состоящей из 5 человек, о таких мероприятиях не знают, методик построения профилактических бесед с поднадзорными не пишут, консультаций по данной теме не проводят.
Обучающие курсы и тренинги для УУП на базе МВД, направленные на повышение эффективности общения с наркозависимыми лицами, иными асоциальными поднадзорными, не проводятся. На это указало 70 % респондентов, 15 % анкетируемых отметили, что такие курсы и тренинги проводятся, но при этом сообщалась разная их периодичность и не говорилось, кем они проводятся; еще 15 % утверждали, что отвечать на такие вопросы нельзя. Таким образом, у 30 % УУП существует стойкая установка на необходимость сокрытия информации, отражающей реальное состояние их работы.
Иных специалистов, например, равных консультантов, интервентов3, социальных работников, медиаторов, к профилактическим мероприятиям с наркозависимыми лицами УУП не привлекают. При этом возникает непонятная ситуация: 55 % анкетируемых отмечают, что раз-
3 Интервенты - специалисты по вмешательству, психологи. В связи с недопустимостью принудительного лечения наркомании услуги данных специалистов предлагают частные реабилитационные центры. В задачи интервентов входит взаимодействие с наркозависимым лицом в целях мотивирования его на добровольное лечение от наркомании. К услугам интервентов обращаются, как правило, близкие и родственники наркозависимых лиц.
даточными материалами о центрах социальной поддержки, реабилитации, психологической службе обладают и раздают их подучетным, а 45 % утверждают, что таковых материалов нет. Потенциальная полезность данных материалов также вызывает вопросы, но их наличие могло бы свидетельствовать о том, что УУП действительно являются посредниками между зависимым поднадзорным лицом и службами, которые могут ему помочь, помимо наркологической (в которую он может быть направлен только в случае задержания в состоянии опьянения, при этом отказ от прохождения медицинского освидетельствования правомерен). Таким образом, функцию координаторов и посредников в процессе профилактики правонарушений, устранения криминогенных факторов УУП не выполняют.
Чтобы участковые уполномоченные полиции были ориентированы на эффективное общение с подучетным контингентом, им необходимо, во-первых, знать инструменты воздействия на причины отклоняющегося поведения, во-вторых, располагать временем для индивидуальной работы, в-третьих, иметь потребность в поиске истинных причин правонарушений.
Поиск наркотика для наркозависимых является смыслообразующим элементом их жизни и необходимо уметь грамотно замотивировать лицо на избавление от зависимости, при этом следует помнить о феномене обезличенности поведения. Заметим, что основной контингент наркологических пациентов с синдромом зависимости от наркотиков не характеризуется судимостями и антиобщественным поведением, а участковые уполномоченные полиции вынуждены взаимодействовать с наиболее сложным контингентом зависимых лиц.
Время, которое УУП (городские) тратят на индивидуальную работу с лицом, потребляющим наркотики и сбывающим их, в среднем составляет всего 13,4 минуты. На лицо, которое уже находится под административным надзором, сотрудник затрачивает 17 минут. На лицо, совершившее преступление в отношении несовершеннолетнего - 32 минуты. При этом официально периодичность посещений и профилактических бесед является ежемесячной, на практике - еженедельной [1, с. 13-15]. Иными словами УУП в состоянии спрогнозировать поведение под-учетных лиц, уделяя больше времени наиболее общественно-опасным, при этом, не обладая
специальными навыками воздействия на мыслительные процессы, не привлекая компетентных специалистов (социологов, психологов, интервентов), вынуждены увеличивать частоту посещений, сводя профилактическую индивидуальную работу к форме мониторинга за поведением подучетных лиц. Соответственно потребность УУП в выявлении истинных причин поведения подучетных лиц в повседневной работе представляется неактуальной в силу ограниченного времени и загруженности рассматриваемых сотрудников при неудовлетворительном уровне их знаний и навыков в области психологии.
Таким образом, по результатам проведенного практического исследования предлагаются следующие выводы:
1. Применение конкретно-социологических методов в исследовании показало тенденцию к продолжению замыкания правоохранительной системы внутри себя, незаинтересованности ее сотрудников в прозрачности и открытости их деятельности, что также свидетельствует об устойчивом типе взаимодействия высших органов власти с ОВД на основе автократии, об устойчивости архаичных установок внутри ОВД, что требует углубленного исследования.
2. Участковые уполномоченные полиции не обладают навыками, потребностью, пониманием необходимости получения знаний и умений в области психологии для работы с лицами, чьи психические функции деформированы или недоразвиты, которые составляют большинство среди контингента подучетных лиц. Отметим, что в Иркутской области по состоянию на май 2018 г. работало около 600 участковых, в г. Иркутске - 230. Если каждый такой сотрудник будет обладать навыками психокоррекци-онной работы, то повысится результативность проводимой индивидуальной профилактики противоправного поведения, эффективность использования рабочего времени, сократится риск собственной профессиональной деформации [6, 7].
3. УУП не выполняют функций координаторов в оказании необходимой помощи гражданам, реализации мер, направленных на ре-социализацию подучетных лиц, что говорит о неудовлетворительной реализации социальных функций полиции, указанных в Федеральном законе № 182-ФЗ, нарушении ст. 8 данного Федерального закона в части обеспечения взаимодействия субъектов и иных лиц профилактики
правонарушений. Это обстоятельство требует закрепления механизмов взаимодействия сотрудников ОВД с иными службами и институтами гражданского общества, помимо случаев взаимодействия по поводу несовершеннолетних подучетных лиц. Отметим, что к 2011 г. были апробированы методические рекомендации УНП ООН, а также руководство УНП ООН по проведению семинара-тренинга для сотрудников правоохранительных органов и медико-социальных служб «Схемы направления наркопотребителей на лечебно-профилактические мероприятия» (далее - Схемы), подготовленные для участковых уполномоченных полиции и содержащие унифицированные алгоритмы кооперационной деятельности субъектов и дополнительных участников профилактики преступности. В Иркутской области данные Схемы действовали с апреля 2008 г., реализовывались общественной организацией «Российский Красный Крест», Спецприемником ГУВД, УВД г. Ангарска, УВД г. Братска, партнерами являлись также Министерство здравоохранения Иркутской области, Иркутский городской ЦЗН, ГУФСИН России по Иркутской области, иные службы. Работа по проекту оценивалась как высокоэффективная, однако его реализация была прекращена по непонятным причинам. В связи с указанным также
возникает вопрос регламентации обязанностей субъектов профилактики правонарушений, которые не конкретизированы в ст. 14 Федерального закона № 182-ФЗ. Следует четко обозначить обязанность исполнения функций координаторов субъектами профилактики правонарушений в обеспечении доступности и расширении реализации мер, направленных на реадаптацию лиц в социуме.
4. Функции психологов в правоохранительной работе ограничены, потенциал их не используется в индивидуальной профилактической работе с подучетными лицами. Необходима оптимизация работы данных сотрудников и пересмотр содержания их повседневной практической деятельности, оценки ее эффективности.
5. Актуально исследование состояния человеческих ресурсов ОВД в связи с действительной зависимостью реализации Федерального закона № 182-ФЗ от человеческого фактора. Адекватная оценка состояния указанных ресурсов предопределяет дальнейшую стратегию по модернизации уголовной политики в соответствии с современным уголовным законодательством, т. е. в направлении выстраивания нерепрессивной антикриминальной модели уголовной политики при приоритете своевременной защиты объектов уголовно-правовой охраны.
Список литературы
1. Анохина С. Ю., Гайдуков А. А., Гришаков А. Г. Расчет рабочего времени участкового уполномоченного полиции по основным направлениям деятельности : аналит. обзор. Барнаул : Барнаул. юрид. ин-т МВД России, 2016. 39 с.
2. Бачурин А. Г., Щеглов А. И. Порядок постановки и снятия с профилактического учета ОВД отдельных категорий граждан, проведение сотрудниками полиции профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений : учеб.-метод. пособие. Барнаул : Барнаул. юрид. ин-т МВД России, 2016. 48 с.
3. Березин С. В., Лисецкий К. С., Назаров Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости : моногр. М. : МПА, 2001. 192 с.
4. Лисецкий К. С., Литягина Е. В. Психология негативных зависимостей. Самара : Универс групп, 2006. 251 с.
5. Махонько А. Р., Макушкин Е. В., Муганцева Л. А. Основные показатели деятельности судебно-психиатрической экспертной службы Российской Федерации в 2015 г. : аналит. обзор. М. : ФГБУ «ФМИЦПН им. В. П. Сербского» Минздрава России, 2016. 212 с.
6. Стоянова Е. И., Савицкая Т. А. Особенности эмоциональной устойчивости - неустойчивости у сотрудников ОВД на примере отдела полиции МО МВД «Емельяновский» // Человек и научное познание. Социокультурные аспекты науки : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. (г. Смоленск, 31 июля 2018 г.). Смоленск : Междунар. науч.-информ. центр «Наукосфера», 2018. С. 75-79.
7. Уварова М. Ю., Кедярова Е. А., Паткина Е. Г. Исследование профессиональной деформации сотрудников ОВД (на примере отделов полиции МУ МВД России «Иркутское») // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2017. Т. 20. С. 77-90.
References
1. Anokhina S. Yu., Gaidukov A. A., Grishakov A. G. Raschet rabochego vremeni uchastkovogo upolnomochennogo politsii po osnovnym napravleniyam deyatel'nosti [Calculation of Working Time of the District Authorized Police in the Main Areas of Activity]. Barnaul, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2016. 39 p.
2. Bachurin A. G., Shcheglov A. I. Poryadok postanovki i snyatiya s profilakticheskogo ucheta OVD otdel'nykh kategorii grazhdan, provedenie sotrudnikami politsii profilakticheskoi raboty s litsami, sostoyashchimi na profilakticheskom uchete, v tse-lyakh preduprezhdeniya soversheniya imi prestuplenii i administrativnykh pravonarushenii [The Procedure for Setting Up and Re-
moving from the Preventive Accounting of Internal Affairs Agencies of Certain Categories of Citizens, Conducting By the Police Officers Preventive Work with People Who Are on a Preventive Account, in Order to Prevent Them from Committing Crimes and Administrative Offenses]. Barnaul, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2016. 48 p.
3. Berezin S. V., Lisetskii K. S., Nazarov E. A. Psikhologiya narkoticheskoi zavisimosti i sozavisimosti [The Psychology of Drug Addiction and Co-Dependence]. Moscow, MPA Publ., 2001. 192 p.
4. Lisetskii K. S., Lityagina E. V. Psikhologiya negativnykh zavisimostei [The Psychology of Negative Addictions]. Samara, Univers grupp Publ., 2006. 251 p.
5. Makhon'ko A. R., Makushkin E. V., Mugantseva L. A. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti sudebno-psikhiatricheskoi ekspert-noi sluzhby Rossiiskoi Federatsii v 2015 g. [Key Performance Indicators of the Forensic Psychiatric Expert Service of the Russian Federation in 2015]. Moscow, FSBI «FMRCPN named after V. P. Serbskii» of the Ministry of Health of the Russian Federation, 2016. 212 p.
6. Stoyanova E. I., Savitskaya T. A. Osobennosti emotsional'noi ustoichivosti - neustoichivosti u sotrudnikov OVD na prim-ere otdela politsii MO MVD «Emel'yanovskii» [Features of Emotional Stability - Instability in Police Officers on the Example of the Police Department of the Ministry of Internal Affairs "Emelyanovsky"]. Chelovek i nauchnoe poznanie. Sotsiokul 'turnye aspekty nauki - Man and Scientific Knowledge. Sociocultural Aspects of Science. Smolensk, International Science and Information Center «Naukosfera» Publ., 2018, pp. 75-79.
7. Uvarova M. Yu., Kedyarova E. A., Patkina E. G. Issledovanie professional'noi deformatsii sotrudnikov OVD (na primere otdelov politsii MU MVD Rossii «Irkutskoe») [Study of Professional Deformation of the Officers of the Department of Internal Affairs (Case Study of Police Departments of "Irkutskoye" Inter-Municipal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia)]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Psikhologiya - The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Psychology, 2017, vol. 20, pp. 77-90.