Раздел 8. Совершенствование правоохранительной практики
семенюк р.а., semenyuk r.a.,
кандидат юридических наук, candidate of Legal Sciences, [email protected] [email protected] кафедра уголовного права chair of criminal law and criminology;
и криминологии; Barnaul law Institute of the Ministry
Барнаульский юридический институт of the Interior of the Russian Federation,
Министерства внутренних дел chkalova St. 49, Barnaul, 656038,
Российской Федерации, Russian Federation
656038, г. Барнаул, чкалова, 49
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ С ЛИЦАМИ, УПОТРЕБЛЯЮЩИМИ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Реферат. Рассматриваются факторы эффективности профилактической работы участковых уполномоченных полиции с лицами, больными наркоманией. критикуются правила медицинского (диспансерного и профилактического) обслуживания, оценивается практика неприменения принудительного препровождения потребителей наркотических средств для проведения медицинского освидетельствования (при их отказе пройти его добровольно). Даются рекомендации по повышению взаимодействия полиции с органами здравоохранения. Рассматриваются проблемы документирования и вопросы доказывания при привлечении наркозависимых лиц к административной ответственности, исполнения наказания в виде административного штрафа. констатируется, что действующим законодательством не регламентируется порядок взаимодействия участковых уполномоченных полиции с медицинскими организациями по наблюдению за больными наркоманией, отсутствует единообразный порядок наблюдения за лицами, нуждающимися в лечении от наркомании. обосновывается необходимость принудительного лечения и установления жесткого административного наказания за уклонение от его прохождения наркоманами, совершившими преступление или административное правонарушение в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах. Аргументируется необходимость должного наблюдения за лечением наркозависимых лиц, состоящих на учете в наркологическом учреждении: если больной наркоманией снимается с диспансерного учета в силу невозможности обеспечить его осмотр (как это бывает в большинстве случаев), то теряются основания его нахождения на профилактическом учете в органах внутренних дел, осуществляемом участковым уполномоченным полиции. констатируется ошибочность практики, когда медицинские организации отказываются предоставлять информацию о находящихся на диспансерном учете больных наркоманией участковым уполномоченным полиции, ссылаясь на врачебную тайну и не используя законные исключения из правила.
Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, профилактика, потребители наркотических средств, больные наркоманией, медицинский учет.
EFFECTIVENESS OF DRUG PREVENTIVE ACTIVITY CONDUCTED BY DISTRICT POLICE OFFICERS
Abstract. The factors of effectiveness of district police officers' preventive activity directed at drug addicts are considered. The regulations of medical care (both in dispensary and prophylactic center) are criticized. The practice of non-using compulsory medical examination of drug abusers (if they refuse to undergo it of their own will) is estimated. Some recommendations on improving police and health authorities' cooperation are provided. The documentation problems, issues of proving when bringing drug addicts to administrative responsibility and executing punishment (fine) are considered. The existing legislation does not regulate the procedure of district police officers and health authorities' cooperation regarding supervision of drug addicts. There is no uniform order of supervising the persons being in need of drug addiction treatment. The author proves the necessity of compulsory treating and providing for rigorous administrative punishment for evading the treatment by drug addicts having committed a crime or an offence under the legislation on drugs, psychotropic substances and their precursor. The necessity of proper supervising the treatment of drug addicts being registered in narcological dispensary is argued: if drug addicts are struck off the register in dispensary due to impossibility of providing their examination (which happens in most cases), there are no grounds for district police officers to conduct
preventive activity. The refusal of health authorities to provide the information on drug addicts being registered in a dispensary to district police officers, alleging to the medical secrecy and not using the legal exceptions to the rule, is stated to be erroneous.
Keywords: district police officer, preventive measures, drug users, drug addicts, medical registration.
По настоящее время количество потребителей наркотических средств остается довольно большим. Еще в октябре 2010 года глава ФСКН России В.П. Иванов сообщал, что наркоманами являются около 2 % трудоспособного населения России репродуктивного возраста (от 15 до 64 лет). Большинство из них, около 1,5 млн человек, составляют опиатные наркоманы, среди остальных есть курильщики марихуаны и потребители синтетических препаратов. По данным ФСКН России, в 2012 году 18 млн человек имели опыт употребления наркотических средств, до трех миллионов делали это регулярно [1].
В 2011 году число потребителей наркотических средств или психотропных веществ, состоявших на учете в органах здравоохранения, составило 533 404, что на 2,5 % меньше, чем в 2010 году, с диагнозом «наркомания» - 339 320 (-3,3 %) [2]. Участковыми уполномоченными полиции ежегодно в России контролируется около 160 тыс. наркоманов*. Из этих показателей следует, что на профилактическом учете в органах внутренних дел состоит менее половины лиц, больных наркоманией, состоящих на учете в органах здравоохранения.
Таким образом, индивидуальная профилактическая работа с лицами, употребляющими наркотические средства, является стратегически важной. В основном данная работа зависит от эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции, которые обязаны выявлять лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, и уделять особое внимание информации, полученной в отношении этой категории лиц**.
* Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности: государственная программа Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 313-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
** См. п.п. 37.21, 46.2 приказа МВД России от
31 дек. 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (Рос. газ. 2013. 27 марта).
В нормативных правовых актах под профилактикой наркомании понимается система превентивных мер, направленных на снижение вероятности возникновения наркомании. А больной наркоманией - это лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с федеральным законодательством, поставлен диагноз «наркомания»***. С этими определениями мы вполне согласны.
Государством беспрерывно планируются мероприятия по профилактике наркомании как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, при реализации государственной программы на 2013-2020 гг. «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» планируется принять ряд мер по профилактике правонарушений, совершаемых в состоянии опьянения. Силами участковых уполномоченных предполагается обеспечить эффективный контроль за поведением лиц, больных наркоманией.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, начиная с 2010 года по настоящее время, имеется тенденция к снижению числа состоящих на учете в органах здравоохранения потребителей наркотических средств и больных наркоманией [2]. Однако согласно статистическим данным ГИАЦ МВД России, за последние семь лет число преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, стабильно увеличивается [3].
В соответствии с п. 35 ст. 12 Федерального закона «О полиции» на сотрудников органов внутренних дел возлагается обязанность участия в наблюдении за лицами, больными наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях пре*** Об утверждении Краевой целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае» на 2009-2013 годы: закон Алтайского края от 5 дек. 2008 г. N 128. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
дупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений*.
Согласно п. 3 ст. 30 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании» сотрудники полиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра**. Однако обозначенный порядок оказания содействия по смыслу закона не относится к такой категории граждан, как больные наркоманией. В данном случае речь идет о недобровольной госпитализации лиц, страдающих психическими расстройствами. Таким образом, по настоящее время отсутствует единый порядок применения и осуществления наблюдения в отношении лиц, нуждающихся в лечении от наркомании.
7 апреля 2013 г. вступил в силу приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (далее
- приказ МВД России N 1166), в пункте 37.17 которого предусмотрено, что участковый уполномоченный полиции при несении службы на административном участке обязан участвовать совместно с органами здравоохранения в наблюдении за лицами, больными наркоманией и представляющими опасность для окружающих. Иными словами, участковые уполномоченные полиции проводят индивидуальную профилактическую работу с больными наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации и представляющими опасность для окружающих (п. 63.2 приказа МВД России N 1166). На профилактический учет начали ставить лиц, которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача. Появление этой по-дучетной категории, на наш взгляд, долж-
* О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. N 3-ФЗ: ред. от 3 февр. 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 900; URL: http://www.pravo.gov.ru
** О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании: закон Рос. Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1: ред. от 28 дек.
2013 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013 (ч. I). Ст. 6986.
но положительно отразиться на выявлении наркозависимых личностей и профилактике противоправного поведения с их стороны.
В пунктах 37.20 и 37.21 приказа МВД России N 1166 определено также, что участковый уполномоченный полиции обязан выявлять притоны для незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; выявлять лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, культивирующих растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества. От этих мер зависит эффективность пресечения противоправной деятельности указанных лиц.
Из вышесказанного следует, что большая часть работы с лицами, употребляющими наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги без назначения врача, возложена на службу участковых уполномоченных полиции.
Кроме того, согласно приказу МВД России «Об утверждении инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации» сотрудники полиции, в частности участковые уполномоченные, при обнаружении лиц, находящихся в состоянии опьянения, при необходимости оказывают им первую помощь, организуют незамедлительный вызов на место выездной бригады скорой медицинской помощи***.
Если требуется стационарное лечение выявленного лица, находящегося в со-
*** Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации: приказ МВД России от 23 дек. 2011 г. N 1298 // Рос. газ. 2012. 29 февр.
стоянии наркотического опьянения, то оно доставляется в медицинскую организацию, где ему окажут соответствующую помощь и затем отпустят. В дальнейшем данное лицо, употребляющее наркотики, остается без соответствующего профилактического воздействия.
Ранее, в советский период времени всех больных наркоманией в обязательном порядке отправляли на медицинское освидетельствование, а в случае их отказа работники органов внутренних дел подвергали их принудительному приводу в медицинские организации. При установлении диагноза «наркомания», «токсикомания» или факта немедицинского употребления наркотических и других средств, влекущих одурманивание, данных лиц (за исключением лечившихся добровольно и анонимно) ставили на профилактический учет в ОВД (приказ Минздрава СССР и МВД СССР от 20 мая 1988 г. N 402/109, с 2003 года не применяется).
Сейчас медицинское освидетельствование и лечение больных наркоманией, их привод в медицинские организации осуществляется только с их согласия, а в отношении несовершеннолетних - с согласия их родителей или законных представителей. В итоге эффективное лечение больных наркоманией, их диспансерное и профилактическое наблюдение не обеспечивается.
Кроме того, на практике возникают такие проблемы, когда наркологическое учреждение не может в течение одного года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры (в том числе обращения в полицию), при отсутствии объективных сведений о месте его нахождения данный больной в соответствии с приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 г. N 704*, снимается с диспансерного учета. Из этого следует, что согласно п. 67.2 приказа МВД России N 1166 больной параллельно снимается и с профилактического учета.
В результате получается, что если больные наркоманией в течение одного года уклоняются от осмотра и лечения в
* О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями: приказ Министерства здравоохранения СССР от 12 сент. 1988 г. N 704. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс»:
наркологических учреждениях, то они снимаются как с диспансерного, так и с профилактического учета. Такое упущение в профилактической работе требует, на наш взгляд, внесения соответствующих изменений и дополнений в приказы МВД России и другие нормативные правовые акты.
Лица, больные наркоманией, токсикоманией либо допускающие немедицинское потребление наркотических и других средств, влекущих одурманивание и одновременно представляющих опасность для окружающих, должны состоять на учете как у врачей-психиатров, так и у врачей-наркологов.
В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения и наступления после лечения стойкого выздоровления устанавливаются следующие сроки диспансерного учета:
а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года;
б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
В процессе диспансерного учета наркологические больные могут получать лечение как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. При этом сроки лечения устанавливаются лечащим врачом каждый раз индивидуально. Исключение составляют наркологические больные, поступившие на стационарное лечение впервые в жизни: для больных наркоманиями и токсикоманиями - не менее 60 дней**.
Далее отметим, что статьей 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено соблюдение врачебной тайны о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи. Однако пунктом 4 ст. 13 этого же Федерального закона предусмотрены исключения, которые участковый уполномоченный может учитывать при наблюдении за данной по-дучетной категорией граждан. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
- в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;
** См. приказ Минздрава СССР от 12 сент. 1988 г. N 704.
- при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений (если они выявляются при работе с задержанным правонарушителем, то вызывается бригада скорой медицинской помощи либо задержанный доставляется силами сотрудников полиции);
- по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
- в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
- в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и др.*
В связи с этим участковые уполномоченные полиции, с одной стороны, обязаны уведомлять о таких лицах заинтересованные медицинские организации, а с другой - имеют право на получение соответствующих сведений по вышеперечисленным основаниям.
В статье 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрены основания, допускающие медицинское вмешательство без согласия гражданина. Согласно данной норме при наличии у лиц, больных наркоманией, заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в отношении их допускается принудительное медицинское вмешательство. Например, допустимо принудительное препровождение потребителей наркотических средств для проведения медицинского освидетельствования до решения суда с целью их постановки на профилактический учет в органах внутренних дел.
Основными формами взаимодействия службы участковых уполномоченных полиции с территориальными органами здравоохранения являются:
* Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21 нояб. 2011 г. N 323-ФЗ // Рос. газ. 2011. 23 нояб.
- предоставление в органы внутренних дел медицинскими организациями сведений о лицах, больных алкоголизмом, наркоманией и представляющих опасность для окружающих;
- взаимный обмен информацией об имевших место преступлениях и административных правонарушениях, совершенных больными наркоманией; о фактах постановки на учет лиц, представляющих общественную опасность; о приметах разыскиваемых преступников, возможно, укрывающихся в медицинских организациях под чужой фамилией;
- проведение совместных мероприятий по проверке мест концентрации наркоманов и выявлению наркопритонов в целях профилактики распространения наркомании, постановки наркозависимых на учет в органах здравоохранения и органах внутренних дел;
- участие в совместных семинарах, конференциях по вопросам предупреждения и пресечения наркомании, психических расстройств и т.п.
При этом участковым уполномоченным полиции предлагается поддерживать отношения с врачами-наркологами и другими заинтересованными работниками медицинских организаций, осуществляющих диспансерное наблюдение, не только на официальном уровне (путем направления запросов), но и путем установления личных доверительных контактов с целью повышения эффективности данной работы и предупреждения правонарушений со стороны лиц, больных наркоманией.
Далее отметим ряд проблем привлечения наркозависимых лиц к административной ответственности. Например, для привлечения к ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача участковому уполномоченному полиции следует составить соответствующий протокол об административном правонарушении и препроводить правонарушителя для прохождения медицинского освидетельствования.
Если потребитель наркотических средств отказывается проходить медицинское освидетельствование, отсутствуют свидетели, могущие подтвердить факт нахождения правонарушителя в состоянии наркотического опьянения, то получает-
ся, что нет и оснований для привлечения его к административной ответственности, так как мировые судьи, рассматривающие такие дела, требуют акт медицинского освидетельствования, результаты исследований смывов с рук, срезов ногтевых пластин, подтверждающие факт наркотического опьянения или употребления наркотических средств. Аналогичные проблемы также возникают при привлечении лиц к административной ответственности по другим административно-правовым нормам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств.
В случаях неуплаты административного штрафа в установленный законом срок (по ст. 32.2 КоАП РФ - не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения постановления) участковый уполномоченный полиции обязан составить и собрать в отношении не уплатившего штраф правонарушителя соответствующие документы для привлечения его к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ. При этом необходимо найти этого правонару-шителя-должника и со всеми материалами дела доставить в суд. Как правило, административный штраф не платят лица, ведущие асоциальный, антиобщественный или криминальный образ жизни.
В итоге сотрудникам полиции приходится тратить много времени на документирование административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 20.20, 20.21 КоАП РФ, и особенно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, которой установлена ответственность за неуплату административного штрафа. Результаты проведенного нами опроса 86 сотрудников ОВД показали, что 78 сотрудников полиции из числа опрашиваемых, составившие протокол об административном правонарушении, за которое было назначено наказание в виде административного штрафа, чтобы не тратить много времени, сами его оплачивали и прилагали чек об уплате к материалам соответствующего дела.
Таким образом, приходим к выводу о том, что участковые уполномоченные полиции на практике сталкиваются с проблемами профилактического воздействия в отношении наркозависимых правонарушителей, требующих незамедлительного разрешения, а именно:
1. Отечественным законодательством не регламентируется порядок взаимодействия участковых уполномоченных полиции с медицинскими организациями по наблюдению за больными наркоманией. В связи с этим по настоящее время отсутствует одинаковый для всех регионов России порядок применения и осуществления наблюдения в отношении лиц, нуждающихся в лечении от наркомании.
2. По настоящее время отсутствует нормативно закрепленная обязанность лиц, признанных больными наркоманией и совершивших преступление или административное правонарушение в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, пройти лечение от наркомании. По нашему мнению, следует установить суровое административное наказание за уклонение от его прохождения.
3. Отсутствует должное наблюдение за лечением наркозависимых лиц, состоящих на учете в наркологическом учреждении. При этом, если больной наркоманией снимается с диспансерного учета в силу невозможности обеспечить его осмотр (как это бывает в большинстве случаев), то теряются основания его нахождения на профилактическом учете в органах внутренних дел, осуществляемом участковым уполномоченным полиции.
4. Во многих регионах России медицинские организации не представляют информацию в службу участковых уполномоченных полиции о находящихся на диспансерном учете больных наркоманией, ссылаясь на врачебную тайну согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». При этом медицинские работники не учитывают исключения, позволяющие представлять такие сведения.
Список литературы
1. Россия остается в тройке стран, больше всех потребляющих афганский героин. URL: http://ref //www. fontanka.ru/2012/07/23/138/ (дата обращения: 15 окт. 2013 г.).
2. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 29 янв.
2014 г.).
3. Состояние преступности в России за 2007-2013 гг. ГИАЦ МВД России. URL: http://10.5.0.16/csi/ (дата обращения: 28 янв. 2014 г.).
References
1. Rossiya ostaetsya v troyke stran, bol'she vsekh potreblyayushchikh afganskiy geroin [Russia remains in the top three countries, all consuming more Afghan heroin]. Available at: http://ref/ / www.fontanka.ru/2012/07/23/138/ (Accessed 15 October 2013).
2. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service [electronic resource]. Available at: http://www.gks.ru (Accessed 29 January 2014).
3. Sostoyanie prestupnosti v Rossiiza 2007-2013 gg. GIATs MVD Rossii [Condition crime in Russia for 2007-2013. GIAC Russian Interior Ministry]. Available at: http://10.5.0.16/csi/ (Accessed 28 January 2014).