Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании правового регулирования профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции'

К вопросу о совершенствовании правового регулирования профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1193
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
участковый уполномоченный полиции / индивидуальная профилактическая работа / совершенствование законодательства. / local police representative / individual preventive work / improving the legislation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Владимировна Ренкас

Рассматриваются направления повышения индивидуальной профилактической работы участковых уполномоченных полиции в жилом секторе с отдельными категориями лиц, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел с учетом их личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Владимировна Ренкас

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION OF PREVENTION ACTIVITY OF POLICE OFFICERS

Discusses ways of increasing individual preventive work of precinct police in the residential sector with certain categories of persons consisting on the preventive account in the internal Affairs bodies taking into account their personality.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании правового регулирования профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции»

© Е.В. Ренкас, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ

Елена Владимировна Ренкас,

преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: L.pudik@mail.ru

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются направления повышения индивидуальной профилактической работы участковых уполномоченных полиции в жилом секторе с отдельными категориями лиц, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел с учетом их личности.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, индивидуальная профилактическая работа, совершенствование законодательства.

Для цитирования: Ренкас Е.В. К вопросу о совершенствовании правового регулирования профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):165-9.

THE ISSUE OF IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION OF PREVENTION ACTIVITY OF POLICE OFFICERS

Elena V. Renkas,

the teacher of the department of administrative activity of the ATS Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot

Abstract. Discusses ways of increasing individual preventive work of precinct police in the residential sector with certain categories of persons consisting on the preventive account in the internal Affairs bodies taking into account their personality.

Keywords: local police representative, individual preventive work, improving the legislation.

Участковый уполномоченный полиции является основным субъектом профилактической деятельности полиции. Предупреждение преступлений участковым уполномоченным полиции — это деятельность, которая направлена на выявление и устранение причин и условий преступности и тем самым — на недопущение преступлений и правонарушений, а также индивидуальная профилактическая работа с определенными категориями граждан.

Профилактическая работа участкового уполномоченного полиции регламентирована рядом нормативных правовых актов и, прежде всего, Настав-

лением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции1.

Участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу с лицами, склонными к совершению преступлений и правонарушений, больными алкоголизмом и наркоманией, ранее судимыми, нарушителями семейно-бытовых отношений, неблагополучными семьями, подростками и другими

1 Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции [Электронный ресурс]: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 1166. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». Далее по тексту — Наставление.

категориями граждан, попадающими в поле зрения полиции.

Индивидуальную профилактическая деятельность с разными категориями лиц обладает своими особенностями, обусловленными конкретными обстоятельствами, позволяющими охарактеризовать их поведение как антиобщественное и, в зависимости от степени криминализации лица, осуществляется по следующим направлениям:

• непосредственная профилактика — это профилактика лиц, у которых имеются признаки развития криминальных наклонностей;

• ранняя профилактика — это профилактика на начальном этапе криминализации;

• на этапе преступного поведения — это профилактика лиц, которые уже совершили преступления и были осуждены;

• профилактика рецидива — это профилактика в отношении лиц, отбывших наказания и в отношении которых установлен надзор [1, с. 93—97; 2, с. 165—172].

Индивидуальная профилактическая деятельность участкового уполномоченного полиции направлена на конкретную криминализированную личность, а ее эффективность профилактической деятельности участкового уполномоченного может быть достигнута только применением комплекса разных мер воздействия, и изменением интенсивности профилактических мероприятий в зависимости от степени криминализации отдельной личности.

По-моему мнению, именно отмеченные обстоятельства нашли отражение в п. 63 и 64 Наставления, в которых указаны категории лиц с которыми непосредственно участковые уполномоченные полиции проводят индивидуальную профилактическую работу, и категории лиц в контроле за поведением которых участковый уполномоченный полиции принимает участие в пределах своей компетенции.

В этом же разделе Наставления в п. 66 указан формально исчерпывающий перечень мероприятий, проводимых участковыми уполномоченными полиции в процессе индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете — это:

• проведение профилактических бесед с лицами, состоящими на профилактическом учете;

• наблюдение за поведением лиц, состоящих на профилактическом учете, их образом жизни, кругом общения;

• опрос родственников лиц, состоящих на профилактическом учете, их соседей и других лиц;

• применение мер административного принуждения к лицам, состоящим на профилактических учетах и нарушающим законодательство Российской Федерации.

В конечном итоге все эти мероприятия реализуются участковым уполномоченным полиции посредством применения универсальных методов социального управления — убеждения и принуждения.

Отметим, что эффективность применения методов убеждения в многом зависит от профессионализма участкового уполномоченного полиции и его умения убедить человека придерживаться общепринятых норм и правил поведения. В то же время арсенал принудительных мер воздействия на подучет-ных лиц, доступных участковому уполномоченному полиции законодательно строго ограничен, поэтому эффективность их применения во многом обусловлена действенностью законодательной базы.

Все это позволяет утверждать, что повышение эффективности, проводимой участковыми уполномоченными полиции индивидуальной профилактической работы во многом состоит в совершенствовании нормативно-правовой базы этой деятельности и действенности правовых норм, обеспечивающих ответственность подучетных лиц за противоправные деяния. Однако, потенциал правовых средств воздействия на поведение лиц, состоящих на профилактическом учете у участкового уполномоченного полиции, по-моему мнению, еще не исчерпан.

Так, например, согласно п. 63.1 участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу с лицами освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, в отношении которых судом установлены временные ограничения прав и свобод и обязанности, предусмотренные федеральными законами, а также освобожденными из мест лишения свободы и

имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Фактически, это лица, состоящие под административным надзором или формально попадающие под административный надзор.

Общепризнанно, что административный надзор является наиболее действенным способом профилактики преступлений и правонарушений [1, с. 93—97; 2, с. 165—172].

Анализ полномочий участников осуществления административного надзора показал, что основной объем обязанностей по осуществлению административного надзора, выполняется участковыми уполномоченными полиции.

В то же время, анализируя то, какие преступления были совершены поднадзорными лицами, можно сделать вывод, что состоящее на административном надзоре представляет собой лицо, неоднократно судимое и отбывавшее наказание в местах лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления. Как правило, это лицо является рецидивистом, а в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Можно сказать, что данное лицо является «профессиональным преступником» [3, с. 57]. В зависимости от личностных особенностей рецидивист может вообще не задумываться над уголовно-правовыми последствиями совершения преступления (наказанием), несмотря на ранее применявшиеся к нему меры наказания, что свидетельствует о его повышенной опасности [4, с. 42]. Очень велика вероятность продолжения совершения данным лицом тяжких и особо тяжких преступлений.

В современных реалиях участковые уполномоченные полиции просто не в состоянии осуществлять полноценный контроль за поведением таких лиц и им необходимо содействие сотрудников других подразделений полиции и, в частности, сотрудников уголовного розыска. Однако функциональные обязанности сотрудников уголовного розыска предусматривают лишь розыск лиц, уклоняющихся от административного надзора.

Для более эффективного осуществления административного надзора необходимо расширить полномочия уголовного розыска в работе с данной категорией профилактируемых лиц, что может быть реализовано посредством внесения соответствующих изменений в Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы [5]. Это напрямую перекликается с основной задачей уголовного розыска по организации и непосредственному осуществлению предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, имеющих большой общественный резонанс, установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Кроме того, рассматривая категорию административно поднадзорных лиц и лиц, формально подпадающих под административный надзор отметим, что ни в одном нормативном правовом акте, направленном на реализацию административного надзора, не рассматривается вопрос о поведении этих лиц по месту жительства. В частности, у участкового уполномоченного полиции нет рычагов воздействия на профилактируемое лицо, которое терроризирует свою семью, распивает дома алкогольные и спиртосодержащие напитки, устраивает дома дебоши и скандалы. На наш взгляд, это является большим упущением законодателя.

Это замечание справедливо относится и к другим, указанным в п. 63.2 и 63.3 Наставления, категориям лиц, с которыми участковый уполномоченный обязан проводить индивидуальную профилактическую работу — это больные алкоголизмом или наркоманией, состоящие на учете в медицинской организации и представляющие опасность для окружающих, а также совершившие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющие опасность для окружающих.

Помимо мер убеждения и оказания помощи в проведении профилактической работы с данной категорией граждан существует необходимость использования и методов принуждения, однако действующее законодательство содержит существенный пробел, связанный как минимум — с за-трудениями в привлечении к административной ответственности лиц, злоупотребляют спиртными напитками дома, т.е. не в общественных местах, а как максимум — с фактической невозможностью

из привлечения к административной ответственности, поскольку жилища граждан не признаются общественными местами. Места, в которых запрещено распитие алкогольных и спиртосодержащих напитков также определены в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [6].

В то же время нередки случаи, когда лицо распивает спиртные напитки дома, а потом в состоянии сильного опьянения мешает спокойно жить своим родным и близким. Проблема усугубляется тем, что зачастую преступления и правонарушения, которые совершаются в семье, окружающими воспринимаются как внутренние проблемы данной семьи. Поэтому многие факты замалчиваются. Кроме того, преступления в семье имеют высокий уровень ла-тентности, так как потерпевшие не всегда обращаются за помощью. Поэтому очень часто не получается своевременно поставить на профилактический учет нарушителя и предотвратить совершение более тяжких правонарушений.

По моему мнению, эффективность профилактической работы с данными категориями лиц может быть повышена посредством внесения изменений в законодательные акты, позволяющие ограничить потребление спиртсодержащей и алкогольной продукции лицами, состоящими на профилактических учетах в органах внутренних дел, обеспечив их действие закреплением мер административной ответственности.

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что в определении рассматриваемых категорий лиц, в отношении которых участковый уполномоченный полиции проводит профилактическую работу, есть такая формулировка — «и представляющими опасность для окружающих». Хотелось бы остановиться на этой формулировки подробнее, поскольку как представляется, она во многом имеет субъективный характер.

В этой связи отметим следующее обстоятельство. Существует точка зрения, что данное определение является медицинским, обоснованная тем, что по отношению к больным людям только врач может дать точное определение, опасен ли человек

для окружающих или нет. Наряду с этим во врачебной среде есть мнение, что человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при определенных условиях, представляет опасность для окружающих. Вместе с тем, на учете у врачей-наркологов состоят все выявленные лица, злоупотребляющие спиртными напитками или употребляющие наркотические или психотропные вещества, независимо от того, «тихий» ли это алкоголик или наркоман, проявляющий агрессию в следствие своего заболевания.

В целях повышения эффективности профилактической работы, направленной на предупреждение совершения такими лицами правонарушений необходимо внести ясность, какие же все-таки лица должны находиться на профилактическом учете у участкового уполномоченного полиции: носители заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющиеся лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, употребляющими наркотические или психотропные вещества, а также являющимися семейными дебоширами или это все лица, состоящие на учете у врача-нарколога, семейные дебоширы, ранее привлекаемые к уголовной и административной ответственности за причинение телесных повреждений и иных правонарушений, совершенных в семье или в быту. (ст. 115, 116, 116.1, 117, 118 УК РФ [7], ст. 6.1.1. КоАП РФ [8] и др.).

Содержание профилактической работы с лицами, которым назначено административное наказание за незаконное употребление наркотических средств и состоящих на профилактическом учете согласно п. 63.6 Наставления во многом совпадает с профилактической работой с лицами, больными наркоманией и состоящими на учете согласно п. 63.2 Наставления. В этой работе возникают те же проблемы, что и при работе с лицами, больными наркоманией. В связи с тем, что специфика работы с указанными лицами, состоящими на профилактических учетах, одинакова, было бы правильным совместное проведение профилактической работы с данными категориями лиц.

Безусловно, что каждое из представленных предложений требует тщательной проработки, однако их реализация позволить во многом расширить арсенал средств с помощью которых участковые уполномоченные полиции смогут эффективно воз-

действовать на поведение лиц состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел.

Литература

1. Аванесов Г.А., Шегабудинов Р.Ш. Личность преступника в системе причин преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 3.

2. Иванцов С.В. Проблемы исполнения административного надзора: теория и практика. / В сборнике: Современное состояние и пути развития уголовного права Российской Федерации: научные и учебно-методические аспекты Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессоров кафедры уголовного права В.А. Елеонского и Н.А. Огурцова. Под редакцией В.Ф. Лапшина. 2016.

3. Дерягин Г.Б. Криминальная сексология: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: Юни-ти-Дана: закон и право. 2015.

4. Волконская Е.К. Социальные последствия рецидива насильственных преступлений // Известия ЮЗГУ. История и право. 2013. № 3.

5. О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы [Электронный ресурс]: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации 8 июля 2011 г. № 818 (ред. от 29.03.2017). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

6. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

7. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 27.11.2017, с изм. от 04.12.2017). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Социология жизни: Монография / Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 399 с. (Серия «Magister»),

Ж.Т, Тощенко

СОЦИОЛОГИЯ

жизни

Обосновывается возможность анализа общественных явлений и процессов с позиций новой теоретической концепции — социологии жизни. В ее основе лежит представление о жизненном мире, образуемом триединством таких индикаторов, как реально функционирующее общественное сознание, действительное поведение людей, которые реализуются в условиях макро-, мезо- и микромира.

Анализируются генезис идей социологии жизни, ее объект и предмет, понятийный аппарат, структура и уровни социологического знания. Особое внимание уделяется ранее практически не используемому в социологии понятию «смысл жизни», которое позволяет глубже проникнуть в жизненный мир людей, точнее описать и интерпретировать анализируемые социальные проблемы для получения надежной достоверной и ориентированной на практику информации. На этой основе дается описание многообразия жизненного мира, его позитивных и негативных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.